Новости лезгины кто такие

Лезгины — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. один из древнейших народов Кавказа, проживающий на юге Республики Дагестан в России и на северо-востоке современного Азербайджана. Лезгины испокон веков известны под названием «леги» (леки), от которого впоследствии и произошёл современный этноним «лезги». Актуальные лезгинские новости. Мероприятия, праздники, чрезвычайные происшествия и прочие новости лезгинских районов, городов и селений. САМОЕ ЧИТАЕМОЕ.

Лезгинский культурный журнал

Главная» Новости» Кто такие лезгины. Лезгины очень гордятся своим национальным эпосом "Шарвили" про легендарного богатыря из крупного селения Ахты. древний кавказский народ, упоминаемый еще в античных источниках как леки или лазги.

КТО ТАКИЕ ЛЕЗГИНЫ (лезгияр)? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА!

В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. В наше время лезгины — достаточно высококонсолидированный народ с богатой культурой, уходящей корнями в глубокую древность, и высокой культурой межнационального общения, уважением к культуре и традициям других народов, с единым языком, хотя в быту лезгины. Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан. Добавить фото или видео. Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей.

Navigation menu

  • Древняя история лезгин - коренные народы Кавказа | журнал АЛАМ
  • Мобильное приложение
  • Голос лезгин Нижневартовска
  • Лезги из Тагирджала
  • Лезгины: история, язык и генетические особенности народа | Блог Genotek

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • «ЛезгиЯр» 2024 | ВКонтакте
  • Название народа
  • Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты
  • Известные лезгины. Кто такие лезгины и где их родина

Лезгинский культурный журнал

Желательно в этот момент не встретить людей. После того, как туша разделана, самые хорошие куски отдавали соседям. Считалось, что после этого болезни обойдут скотный двор стороной. Но приносить в жертву козлов не разрешалось. Боги не обрадовались бы такому подарку, а только разозлились бы на людей.

Связана эта немилость с тем, что у козлов, по мнению лезгинов, губы холодные. Соль Медикам известны исцеляющие свойства каменной соли, однако и раньше люди использовали её для того, чтобы облегчить участь болеющего. Например, в традициях лезгинского народа есть необычный ритуал — сыпать соль на голову больному. Правда, при этом надежда была не на реальные свойства этого природного вещества, а на его способность снимать порчу и сглаз.

Обычная кухонная соль для этого не подошла бы. Её предварительно подготавливали особым образом: долго читали над ней молитвы, затем прокаливали на огне, и только потом высыпали на голову. Считалось, что тому, кто наложил проклятие на больного, после такого ритуала станет плохо. Беды и несчастья посыплются на этого человека, а после смерти обидчик попадёт в ад.

Защита от потусторонних сил Многие традиции и обычаи лезгинов связаны с оберегами. У этого народа сильна вера в то, что они могут защитить от злых духов и потусторонних сил. Очень важна защита своего дома. Чтобы в новом жилище всегда было комфортно и не происходили беды, при новоселье нужно было развесить посуду на стенах.

Чем богаче эта посуда, тем выше будет благосостояние семьи. Ещё одни защитники дома от потусторонних сил — колючие комнатные растения. Нечистых тянет к окнам, и там они уколются шипами, после чего быстро выветрятся из дома. Колючки не обязательно должны быть цветами на подоконнике, часто развешивали высушенный чертополох прямо на стенах и под потолком.

Даже сейчас лезгины нередко цепляют на зеркало заднего вида в автомобилях такие обереги в виде брелоков. Кроме колючих растений жилище могут охранять от злых духод камни необычной формы и цвета, причудливые ветви, рога крупных животных, ножи, сабли и другие колюще-режущие предметы. Святые места В язычничестве особое значение имела живая и неживая природа, поэтому у лезгинов существовали интересные традиции, связанные с местами силы. Они располагались у деревьев с необычной формой или вблизи огромных одиноких камней.

Такие места являлись святынями, и назывались они «лезги пирар». Чаще всего они находились у текущих водоёмов или в ущельях гор. В таких местах набираются силы, приносят там жертвы, ищут защиты и молят об удаче. Кроме даров, там развешивают кусочки ткани со своей одежды.

Если хотят попросить за близкого человека, то нужно привязать к ветке кусок с его одежды. Свадьба Целый пласт обычаев и традиций лезгинского народа связан со свадьбой. Обручение Обручение часто происходило ещё в тот момент, когда жених и невеста лежали в люльках.

Лезгинский язык Лезгинский относят к нахско-дагестанской семье языков.

Общее число говорящих около 700 тысяч 400 в России и примерно 300 в Азербайджане. В разговорном лезгинском выделяется три основных диалекта. Современная письменность базируется на основе кириллических знаков и содержит 45 букв. Национальный костюм Фото: Genetik.

Её характеризует широкие рукава и традиционная вышивка. Часто на булушку нашивались монеты, бусинки и кораллы. На голову женщины надевали особый чепец — чутху. Важным элементом одежды также является платок, украшенный национальным орнаментом.

Все женщины вне зависимости от статуса или возраста надевали шаровары. Внешний вид мужского костюма более сдержан. Суконный кафтан бешмет имеет как правило черный или темный цвет.

Василий Верещан "Лезгинка" Лезгины действительно отменно танцуют лезгинку: Танец в лезгинском селе Ахты. Танец в лезгинском селе Ахты. Сегодня лезгины все также верны традициям предков. Отмечают, например, знаменитый праздник Весны Яран Сувар. Я родился в городе Баку и хорошо знаю лезгин. Очень трудолюбивый народ.

Почему-то всех дагестанцев у нас называли лязги. Уважаю этот народ. Пусть процветает лезгин кий народ. Elmar aga Не знаю, чего там понаписали доморощенные историки, кто у кого чего. Очень гостеприимные и хранящие традиции.

Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах — хьаре. Лезгинский тонкий хлеб пользуется в городах Дагестана популярностью. Популярны хинкал , суп с мясом шурпа , голубцы , шашлык.

Мясо использовали как в свежем, так и сушёном виде; значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Лезгинский костюм Основная статья: Черкеска Традиционная одежда лезгин сходна с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары , бешмет , черкеска , папаха , в холодную погоду — башлык и овчинная шуба, которая имела разновидности. Женщины носили рубаху-платье, цветные шаровары, бешмет, чухту, головные платки разнообразной формы и цвета. Из украшений были распространены мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. Детская одежда по покрою не отличалась от одежды взрослых: она была её уменьшенной копией [132]. Танцевальное искусство Основная статья: Лезгинка Лезгинка — лезгинский сольный мужской и парный танец, распространён у многих народов Кавказа. В танце используется 2 образа. Мужчина двигается в образе «орла», чередуя медленный и стремительный темп.

Самыми трудноисполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он, стоя на носках, раскидывает руки в разные стороны. Женщина двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной.

В Азербайджане угнетают лезгин

Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин Гистограмма просмотров видео «Лезгины, И Кто Они Такие! Часть-1» в сравнении с последними загруженными видео.
Значение слова ЛЕЗГИНЫ. Что такое ЛЕЗГИНЫ? Лезгины действуют, они самым активным образом борются с алиевской клептократией!
Лезгины — народ, которым пугают детей Разберем кто же такие лезгины и что у них за народ.
Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты | ЛЕЗГИНЫ, -гин, мн. (ед. лезгин, -а, м., лезгинка, -и, мн. лезгинки, -нок, -нкам, ж.). Народ, составляющий часть населения Дагестанской АССР и Азербайджанской ССР, а также лица, относящиеся к этому народу.
Лезгины. История происхождения. Часть I: lezgins_history — LiveJournal Лезгины города хотят видеть активность своей общины, поэтому уверен, что деятельность нашей организации будет востребована.

Navigation menu

  • Мобильное приложение
  • Мировая известность
  • Обычаи и традиции лезгинского народа - единство поколений
  • Мировая известность
  • Лезги из Тагирджала

Лезгины – как живут «создатели лезгинки»?

Ихилов и многие другие этническое название «лезги» идентифицируется с другими подобными названиями племен «лазг», «лакз», «лег», «лек», «гел» и т. Племена Кавказской Албании, приведенные в «Алупанской книге», отличаются друг от друга только по названиям, а объяснения этих названий мы находим в лезгинской подгруппе восточно-кавказских языков; «кирк» «Киркар» — лезгинское селение , «мик» «Микрагь»- лезгинское селение , «гили» «Гили-яр» — лезгинское селение , «муш» «Мушкур» — лезгинское топонимическое на-звание ; «уди», «лег», «лезг», «цах», «кас», «шек», «сул», «чур», «сек», «тапас» — лезгиноязычные племена; «кел», «хеб», «ц1егь», «хеч», «хьел», «гав», «них», «шек», «мух», «лекь» -слова лезгинские. Эти же племена после разрушения Кав-казской Албании и неоднократных нашествий кочевых племен и соседних государств — греков, персов, монголо-татар, тюрков сохраняют свое более общее название — «лезгины» и расселяются в Северном Азербайджане и Южном Дагестане. Более общее название этих и других племен Кавказской Албании — «албанцы», происходит от названия государства и, как справедливо отмечают специалисты, носит только «обобщающий» характер. Нам кажется, что слова «лезги» и «лезгияр» не только показывают число единственное и множественное соответственно , но и олицетворяют понятия «племя лезг» и «лезгинские племена». Общеизвестно, что кавказские языки древнее, чем индоевропейские.

В этом отношении и лезгинский язык не исключение. Еще Е. Бокарев, Е. Крупнов, М. Ихилов и др.

Хотя у них в руках не было ни одного предложения древнелезгинского пралезгинского языка, на его древность были серьезные предпосылки. Если язык содержит слова, имеющие нерасчлененную основу в виде слова-звука, относящегося как к действию, так и к предмету, и предшествовавшего возникновению языка как системы, то такой язык уже по этому признаку можно отнести к древнейшим. В этом отношении характерно, что язык древнейшего человека должен быть богатым односложными словами, чему можно привести много примеров из нахско-дагестанских языков, в том числе из лезгинских языков. Со звуком «а» связаны лезгинские «ава» есть , «ама» осталось , «ана» там , «йа» есть , «йад» вода , «ква» есть и др. Этот звук как свободная едини-ца «а» — «есть, имеется, находится» функционирует в табасаранском, агульском и рутульском языках; в арчинском языке «а» — «делай».

Звук «и» связан со слова-ми «и н » -этот, «ина» — здесь, «икIа» -так, «гьикIа» — как и т. Кроме того: а на лезгинском языке некоторые слова в произношении максимально воспроизводят соответствующие им действия. Языковеды, сравнивая слова различных языковых семей, выявляют их более древние формы, составляющие самый древний праязык, так называемый ностратический язык. Они предполагают, что общеностратический язык сущест-вовал до неолита, то есть примерно в конце X тысячелетия до н. Следовательно, на рубеже мезолита XI-X тыс.

Сравнивание родственных языков и даже языковых семей позволяло лингвистам выявить более древние корни, из которых были составлены этимологические словари, где приводятся реконструированные праностратические слова а их известно сейчас около тысячи. Среди этих слов нет ни названий домашних животных, ни наименований культурных растений, ни вообще понятий, возникших в связи с земледелием или скотоводством. Нет и названий глиняных сосудов. Есть только те термины, которые связаны с охотой и рыболовством. Познания древнего охотника в анатомии животных были ограничены теми органами и тканями зверя, которые имели хозяйственное или кулинарное значение.

Кроме охоты и рыболовства, древний человек занимался собиранием съедобных растений. Самым правильным способом получения достоверной информации о каком-либо древнем этносе — это правильная дешифровка его письменности, то есть почерпнуть информацию из оригинала. Древность лезгинского языка неоспори-мо доказывается родственными его связями с древнейшими языками, письменные памятники которых впервые в мировой практике дешифровываются при помощи этого языка. К таким древним языкам относятся кавказско-албанский, урартский, хурритский, хаттский, пеласгский, этрусский языки. Об албанских письменных памятниках до 1937 года ничего не было известно.

В сентябре 1937 года грузинский ученый И. Абуладзе обнаружил в Матенадаранском архиве Ереван, Армения алфавит кавказских албан, состоящих из 52 букв. Позже выявлены несколько фрагментарных образцов кавказско-албанского письма: мингечаурские надписи, Балушенский, Дербентский, Гунибский и др. Только применение лезгинского языка в виде языка-ключа дало удовлетварительные результаты по дешифровке не только указанных коротких надписей, но и, как было указано выше, целую книгу из 50 стра-ниц «Алупанская книга». Исследования происхождения букв матенадаранского алфавита показало, что этот алфавит был создан по принципу акрофонии задолго до н.

Предварительный просмотр имеющихся в литературе материалов по дешифровке урартских памятников показал более убедительную интерпретацию содержания этих надписей при помощи лезгинского языка. К примеру, можно привести интерпретацию следующего предложения из урартских надписей: «… Менуаше Ишпуинихинише ини пили агуни…». Именно такое значение сохранило это слово в гелхенском смешанном говоре курахского диалекта лезгинского языка. По-гелхенски «пили» — зигзагообразное расположение камней, применяемое при постройке канала, чтобы предотвратить оползни почвы. Возьмем урартское слово «манкали».

Кроме того, танец « Лезгинка » у Грузин именуется «Лекури», а страну лезгин «Лекетия». Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в. У русских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами [5] преимущественно аварцев. Погребной-Александров выдвигает теорию связи термина «лезгин» с русско-славянскими диалектами и его близкого родства и возможного происхождения от слова « лезга » хвастун, задира, скандалист; брань, крик, ссора и т. Основная статья: лезгинский язык Лезгины говорят на лезгинском языке, который относится к кавказским языкам.

Говорят на лезгинском языке, который относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков. История лезгин тесно связана с другими дагестанскими народами не только в силу своей географической близости, но и потому, что до начала 20 века можно встретить название "лезгины" применительно ко всему горскому населению Дагестана. Большинство исследователей считают, что лезгины входили в состав Кавказской Албании, древнего государства 2-1 веков до н. Это был союз, предположительно, 26 племен, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи.

Лезгинская молодежь, ребятишки должны знать, помнить и уважать его, чтобы будущее было еще лучше. Я здесь прожил практически всю свою жизнь. Наш город второй по численности населения в Ханты-Мансийском автономном округе. Здесь среди дагестанских народов, а то и среди всех кавказских народов — лезгины на первом месте. Однако между нами нет сплоченности, можно встретить абсолютное игнорирование проблем своих земляков, чувствуется безразличие друг к другу. В этой связи одной из задач мы для себя поставили — сплотить наших земляков, помочь им перешагнуть психологический барьер, привить им чувство братства, дружбы и сопричастности к проблемам своих соплеменников. Последние месяцы мы каждую неделю проводили собрания. Базировались в нашем спортзале. Мы сделали небольшой фонд, сформировали группу ребят, «вири лезгияр я», все спортсмены, работяги. В ходе упражнений, игр, боев ребята между собой активно общаются. Каждое занятие мы завершаем содержательными беседами. Кроме того, раз в неделю мы проводим собрания. В итоге мы пришли к тому, что наше дело разрастается и нужно, чтобы администрация города, все компетентные и уполномоченные органы были в курсе того, какие у нас цели и задачи, устав и т. Мы начали думать, каким образом нам самоорганизоваться. В итоге пришли к тому, что необходимо всем быть вместе, объединив усилия.

Лезгинский культурный журнал

Заметный след оставил известный мыслитель-идеолог Магомед Ярагский духовный предводитель национально-освободительного и демократического движения горских народов Кавказа в XIX в. Научные идеи шейха Ярагского продолжил его сын Гаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по матери известного ученого Гасана-эфенди Алкадарского. Одним из крупных ученых Кюринского округа был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его место преподавателя местного медресе занял сын Абакар-эфенди. Эстафету научных изысканий Абакара-эфенди принял его сын Абдул-Гамид-эфенди. К числу известных ученых-арабистов относится Абдул-Хаким-эфенди — уроженец Самурского округа, который жил и работал в с. Он получил инвеституру от Магомеда Ярагского и стал наставником в тарикате накшибенди. Знатоком арабских наук считался также сын Хакима-эфенди Молла Абдул-Гай. До конца своей жизни он занимался распространением знаний и наук в своем родном с.

В числе ученых можно упомянуть Гаджи-Магомеда-эфенди, сына шейха Магомеда-эфенди. Видным арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был Гаджи Амирали-эфенди из с. Вершину лезгинской науки ученые историки связывают с именем Гасана-эфенди Алкадарского вторая половина XIX в. Кроме лезгинского, он владел русским, персидским и тюркским языками, прекрасно знал восточную литературу, сочинял стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил ряд лет под руководством ахтынского кадия Мирза-Али-эфенди. Научные трактаты Алкадарского по религии, философии не потеряли значения и в наши дни. Его эстафету продолжили Г. Алкадарский, М.

Гасанов и др. Значителен вклад лезгин в науку, образование в советское время. Организаторами образования и науки в Дагестане во второй половине XX в. Абилов, Г. Аликберов, М. Омаров, М. Мерземетов, Г.

Магомедов, Н. Исмаилов, А. Юсуфов, Н. Ахмедов, Н. Эмиров, И. Среди первых врачей и организаторов здравоохранения Дагестана достойное место также занимали лезгины. Это Рза Шихсаидов — первый нарком здравоохранения Дагестана, который окончил в 1916 г.

Военно-медицинскую академию в Петрограде. Первым наркомом земледелия республики также был лезгин — М. Ахундов из с. Далеко за рубежами нашей страны известны имена Г. Гасанова — Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, профессора, внука известного ученого Гасана Алкадари, М. Лезгинцева — первого начальника финансовой службы Красной Армии, его сыновей — Г. Лезгинцева крупного ученого и известного писателя, доктора технических наук, адмирала и М.

Лезгинцева контр-адмирала, командовавшего подводной лодкой , А. Наиболее известные ученые — лезгины, внесшие большой вклад в науку, — А. Гусейнов, Ш. Саадиев, З. Рамазанов, Н. Лезгины с гордостью произносят имена профессоров братьев Аливердиевых, А. Агаева, Х.

Рамазанова, У. Мейлановой, Б. Талибова, А. Гюльмагомедова, К. Акимова, Г. Искендерова, С. Алкадарского, А.

Ганиевой, Ф. Ганиевой, Г. Гашарова, Ф. Вагабовой, Р. Кельбеханова, А. Бабаева, Э. Эмирбекова, Ф.

Аликберовой, Д. Ахмедова, М. Вагабова, С. Агашириновой, Р. Гайдарова, Б. Рагимовой, Г. Гаджиева, К.

Адигезалова-Палчаева, Г. Сафаралиева, Н. Кличханова и многих других. XIX в. Маза, Молла Нур из с. Ахты, Стал Саид из с. Ашага-Стал и др.

Хлют, Абдул из с. Джаба, Саадулла из Хурюга, Ширин из с. Из недр ашугской поэзии выросли крупнейшие лезгинские поэты. Кафланов, Шах-Эмир Мурадов, И.

Создание сайтов Москва. Брак заключается преимущественно по шариату.

Этапы бракосочетания — сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме». Локализация патрилокальная. Последовательность приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в семейную общую комнату, первый выход за водой к роднику, возвращение домой, снятие избегательных запретов. В воспитании детей наибольшее внимание уделялось приучению к будущим занятиям: воин и хозяйка-мать. Поселения Поселения представлены тремя основными видами: 1 селение — «хуьр», крупные территориально-родственные поселения один квартал — один тухум ; 2 хутор -«казмаляры», хозяйственные базы — однодворки с жилыми функциями; 3 отселок — разросшиеся хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями малодворные. Поселения в горах максимально приспособлены к рельефу, очень экономны на занимаемую площадь, недоступны, ориентированы на солнце юг-запад , имеют территориальную планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую, скученный тип расселения.

В равнинной части селения разбросанные или с широкими улицами с большими дворами, окруженными изгородью. Преобладают поселения уличной планировки. Жилище Традиционное жилище — каменное на равнине также саманное , наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры. В современное время выросли благоустроенные спланированные поселки с современными домами. Многие старые селения приобретают современный вид, изменяется их структура, планировка, увеличивается удельный вес новых зданий, в том числе общественных.

В домах выросло значение балконов, галерей например, балконы с кронштейнами, особенно в Кусарском районе Азербайджанской республики. Земляной и каменный пол сменился деревянным, плоская крыша — стропильной кровлей, в планировке жилища получает развитие многофункциональность кунацкая, столовая, спальня, детская, кабинет, кухня и т. В убранстве возрастает значение современной мебели, предметов быта и обихода.

Лезгинские традиционные промыслы и ремёсла - прядение, ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевенное, кузнечное село Ахты , оружейное и ювелирное дело село Икра и др. Артемова, С.

Арутюнов, А. Кожановский, В.

Лезгинский костюм Основная статья: Черкеска Традиционная одежда лезгин сходна с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары , бешмет , черкеска , папаха , в холодную погоду — башлык и овчинная шуба, которая имела разновидности. Женщины носили рубаху-платье, цветные шаровары, бешмет, чухту, головные платки разнообразной формы и цвета. Из украшений были распространены мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. Детская одежда по покрою не отличалась от одежды взрослых: она была её уменьшенной копией [132]. Танцевальное искусство Основная статья: Лезгинка Лезгинка — лезгинский сольный мужской и парный танец, распространён у многих народов Кавказа. В танце используется 2 образа. Мужчина двигается в образе «орла», чередуя медленный и стремительный темп.

Самыми трудноисполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он, стоя на носках, раскидывает руки в разные стороны. Женщина двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Неслучайно этот танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: слово лек лезг. Имена Основная статья: Лезгинское имя В современной лезгинской культуре до сих пор сохраняется пусть и немногочисленный, но исторически значимый пласт собственно лезгинских имён. К этому пласту относятся из мужских Лек лезг. Самур , Эрзи лезг.

Лезгины в Дагестане: национальность и происхождение в мире

Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты Гистограмма просмотров видео «Лезгины, И Кто Они Такие! Часть-1» в сравнении с последними загруженными видео.
Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин Полагают, что лезгины частично происходят от людей, населявших регион южной Дагестан в эпоху бронзы.
Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины Лезгины действуют, они самым активным образом борются с алиевской клептократией!
Древняя история лезгин - коренные народы Кавказа | журнал АЛАМ Все кто здесь пишут о лезгин всякие оскорбительные и недостойные слова, это без сомнения не армяне.
Лица России. Кумыки и лезгины: yarodom — LiveJournal Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан.

История лезгин

Оно, конечно, помоложе Тагирджала, там нет замечательных пиров, но зато там хорошо видно Шахдаг, гору, покрытую снегом, ведь рядом главный Кавказский хребет, а это, каждый знает, уже серьезно. Но долго. По тропе и верхом. Другой дороги из Тагирджала нет. Когда-то эта дорога была вполне приличной, но и она заросла без людей: нам приходилось пригибаться, чтобы ветки не поранили лицо. Кустарники кое-где уже сомкнулись над тропой. Красота кругом фантастическая. Тропа ведет по краю каньона. Где-то внизу слышится река. Ее скрывал туман, вернее, облака. Раза два или три видел притоки неведомой реки, они срывались с соседнего склона и падали в облако.

Иногда кустарники, обсыпанные яркими ягодами, кончались, и тогда тропа петляла среди огромных камней, подернутых мхом и клочьями травы. А когда не было и этой растительности, тропа сужалась, прилипала к горе, и оставалось молить Аллаха, чтобы лошадь вписалась в размеры дороги. И лишь бы не оступилась. Ведь дорога на Судур лежит на высоте двух километров. К обеду и доехали. Тогда я вдруг почувствовал смертельную усталость. Не уверен, что меня хватило бы еще на километр пути. Но зато какие впечатления. Ехали, и слава Аллаху, не видели ничего, кроме хорошего. Однако я все-таки подумал, ведь за впечатления в цивилизованном мире платят, причем твердой валютой.

Но в Лезгистане о доходе от туризма, похоже, не слышали, иначе наверняка пару-тройку седел сделали бы. На всякий случай. Думаете, к аулу мы подъехали незамеченными? Куда там, все уже наперед знали. Оказывается, здесь и мышь не прошмыгнет незамеченной. От зорких пастухов не скрыться. Пастухи перекликаются, издавая очень высокие звуки, которые незнакомец может и не услышать. Около аула склон почти пологий «почти», разумеется, с очень-очень большой поправкой , он весь под огородами. В Судуре сады растут плохо, все-таки горы кругом, где и снег, и морозы порой не уступают сибирским. Огороды скрывались за каменными грядами.

Не от скотины эти «заборы» и уж, конечно, не от людей. Крестьяне весной очищают наделы, но к следующей весне из земли «вырастают» новые камни. Их и выбрасывают с полей, возвышая и без того высокие гряды... Когда мы въезжали, запомнились две женщины, они стирали шерсть под деревом. Белый сугроб сушился перед ними. Куры, индейки расхаживали рядом. Значит, еще теплится жизнь в Судуре, еще не все бросили дома предков. Кое-как живут. Поездку по Азербайджану мне прервали выборы, очередные выборы Советской власти. Проходили они здесь в 1990 году, как известно, при режиме военного положения, и приказам подчинялись все, даже неизбиратели.

Словом, не по своей воле я оказался в соседнем Дагестане. Там живет народ, который тоже называется лезги. И дело, конечно, не в том, что едва ли не все говорят по-русски почти без акцента. Там дух иной! Горами не пахнет, пахнет российским селом... Неужели же равнина так изменяет людей? Не хочу много рассказывать о дагестанских лезгинах: лишь две-три светлые минуты за всю поездку. Простите, дорогие земляки, но было именно так. И одну из этих светлых минут подарил Руслан Керимханов из селения Гилияр. Если бы не он и не его замечательные друзья, честное слово, подумал бы, что в Дагестане уже перевелись лезги.

Этот парень собрал в брошенных домах старинную посуду и хранит ее на чердаке. Говорит, для музея! Честное слово, какой-то несовременный лезги живет в Гилияре. Зачем-то учится рисовать. Зачем-то записывает народные предания и обычаи. Хочет восстановить мечеть. Говорит о возрождении народных промыслов. От Руслана я узнал, что Гилияр основали пришельцы из Саудовской Аравии. То ли в IX, то ли в X веке переселилось оттуда сто семей. Какого именно?

Зато известно, что в Гилияре всегда была мечеть. С покатой крышей. С минаретом. Правда, ныне она разрушена и, видимо, безвозвратно. Наши современники рядом с древней мечетью, прямо через кладбище, проложили дорогу... Словом, после оползня угол мечети отвалился. На чердаке мечети мы с Русланом видели разодранные священные страницы из арабских книг. Какого они века?.. Были мы и на руинах кладбища. На старинных памятниках я видел вырезанные фигурки лошадей или просто затейливый орнамент.

Наверное, так здешние лезги различали мужские и женские могилы. А на современные же памятники приделывают фотографию, выбивают текст по-русски. Могилы теперь обносят заборами. Мода такая... Конечно, открытий и в Дагестане у меня было много. Это и школа в Гилияре, в которой есть компьютерный класс. Это и народный театр, открытый в 1924 году, о нем я, правда, только слышал. Ему скажу: «Гсан рех, Аллахди бахтлу авурай». Иногда помогает сломанный заварной чайник... Каждый хозяин знает сам, чего ему опасаться, от чего предостерегаться.

Рецепты проверенные, пришли из глубины веков, ведь прежде, до V столетия, здесь была столица княжества Чога, городище умещалось в крепости Торпах-кала Глиняная крепость. На остатки крепости и захотелось посмотреть, вот почему моя дорога завернула сюда. Однако в селении никто не знал о реликвии. Даже не слышали о такой! Об этой лезгинской ровеснице Трои. Опять же спасибо случаю и терпению, они свели с веселыми солдатами, которые знают о крепости все. Коротко говоря, в лесу сохранилась Торпах-кала. Но к ней просто так не подступиться. Что-то, видимо, там берегут для наших новых мирных инициатив. Это они, солдаты, нашли в земле Торпах-кала битую и целую посуду, изделия из меди: кольца, украшения.

Несколько раз находили золото. Это они, солдаты, знают, где, в каких местах, под землей пустоты. Это они говорят, что около свалки есть плита, загораживающая подземный ход. Ребята не раз пытались подцепить плиту бульдозером, «не поддалась, гадина, так и бросили». Интересуются, выходит, наши современники крепостью... Остальные свои встречи в Дагестане я стараюсь забыть: тяжелый сон. Несчастная страна. Там трудно с хлебом, с бензином и со всем другим. Не знаю, забуду ли встречи с потерянными аксакалами, хочу забыть их пустые глаза. Невероятно, но факт: никто из них не смог вспомнить ни одну лезгинскую пословицу, ни одну традицию или праздник.

Не помнят ни отцов, ни дедов...

Также есть лезгинская община и на востоке Грузии. Входят в дагестанскую подгруппу нахско-дагестанской языковой семьи - то есть, родственники лакцев, аварцев, даргинцев. Но все же главная родня лезгин - это входящие вместе с ними в лезгинскую ветвь табасаранцы, агулы, рутульцы, удины и другие небольшие народы. Лезгинский язык с его просто бесконечным числом падежей считают одним из сложнейших на Кавказе. На письме лезгины используют кириллицу в России , или латиницу в Турции и Азербайджане. В прежние времена пользовались лезгины также арабским алфавитом, а еще прежде - особым собственным агванским письмом.

Большая часть, разумеется, в южном Дагестане. Но немало лезгин также в других регионах России. И в соседнем Азербайджане, где лезгины живут компактно уже не первый век. Кроме того, есть лезгинская община и в Турции. Лезгины с национальным флагом Лезгины с национальным флагом По религии лезгины - мусульмане, ислам они приняли еще от арабов как минимум 1300 лет тому назад.

С самого утра по домам ходили молодые люди, надевшие овечьи шкуры наизнанку, и дети с сумками чанта, в которые складывали подаренные лакомства. Днём угощали гостей. Вечером по всему селу разжигались костры, вокруг которых танцевали и через которые, чтобы очиститься от грехов и защититься от болезней, прыгали. Существовал обычай «кражи огня». Человек, которому удавалось «украсть» чужой костёр, считался ловким и мужественным, хозяин дома, упустивший огонь, напротив, позорил себя. Ночью 22 марта по всему аулу палили в ружья и спускали с близлежащих склонов гор огромные подожженные колёса. Молодые люди устраивали салют, запуская в небо горящие деревянные пропеллеры. Зажиточные семьи на новый год готовили семь блюд из семи компонентов: пшеницы, молока, аджики, воды, соли, сушёных ножек и головы барана. Одно из блюд, гитI, было обязательным к приготовлению. Крутили раскрашенные куриные яйца: побеждал тот, у кого яйцо крутилось дольше. Бытовало поверье, что Яр может ударить, убить, если не исполнить некоторые действия. Поэтому было принято обвязывать свои руки, а также шеи детей и скота красными шерстяными нитками. Обязательным было надеть новую одежду или, если такой возможности не было, нашить новую заплату на старую. С первыми днями Яра совпадал второй весенний праздник Кьуьгъверин сувар, или праздник пахоты. Только добропорядочному и трудолюбивому человеку позволялось в это время провести первую борозду. В случае, если год выходил урожайным, ему давали имя этого человека. Источники: nazaccent. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен. Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши. Традиции В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим. Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе. Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи. Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов. Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок. Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья. Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно. Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали. Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты. Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться. Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома.

Хотя у них в руках не было ни одного предложения древнелезгинского пралезгинского языка, на его древность были серьезные предпосылки. Если язык содержит слова, имеющие нерасчлененную основу в виде слова-звука, относящегося как к действию, так и к предмету, и предшествовавшего возникновению языка как системы, то такой язык уже по этому признаку можно отнести к древнейшим. В этом отношении характерно, что язык древнейшего человека должен быть богатым односложными словами, чему можно привести много примеров из нахско-дагестанских языков, в том числе из лезгинских языков. Со звуком «а» связаны лезгинские «ава» есть , «ама» осталось , «ана» там , «йа» есть , «йад» вода , «ква» есть и др. Этот звук как свободная едини-ца «а» — «есть, имеется, находится» функционирует в табасаранском, агульском и рутульском языках; в арчинском языке «а» — «делай». Звук «и» связан со слова-ми «и н » -этот, «ина» — здесь, «икIа» -так, «гьикIа» — как и т. Кроме того: а на лезгинском языке некоторые слова в произношении максимально воспроизводят соответствующие им действия. Языковеды, сравнивая слова различных языковых семей, выявляют их более древние формы, составляющие самый древний праязык, так называемый ностратический язык. Они предполагают, что общеностратический язык сущест-вовал до неолита, то есть примерно в конце X тысячелетия до н. Следовательно, на рубеже мезолита XI-X тыс. Сравнивание родственных языков и даже языковых семей позволяло лингвистам выявить более древние корни, из которых были составлены этимологические словари, где приводятся реконструированные праностратические слова а их известно сейчас около тысячи. Среди этих слов нет ни названий домашних животных, ни наименований культурных растений, ни вообще понятий, возникших в связи с земледелием или скотоводством. Нет и названий глиняных сосудов. Есть только те термины, которые связаны с охотой и рыболовством. Познания древнего охотника в анатомии животных были ограничены теми органами и тканями зверя, которые имели хозяйственное или кулинарное значение. Кроме охоты и рыболовства, древний человек занимался собиранием съедобных растений. Самым правильным способом получения достоверной информации о каком-либо древнем этносе — это правильная дешифровка его письменности, то есть почерпнуть информацию из оригинала. Древность лезгинского языка неоспори-мо доказывается родственными его связями с древнейшими языками, письменные памятники которых впервые в мировой практике дешифровываются при помощи этого языка. К таким древним языкам относятся кавказско-албанский, урартский, хурритский, хаттский, пеласгский, этрусский языки. Об албанских письменных памятниках до 1937 года ничего не было известно. В сентябре 1937 года грузинский ученый И. Абуладзе обнаружил в Матенадаранском архиве Ереван, Армения алфавит кавказских албан, состоящих из 52 букв. Позже выявлены несколько фрагментарных образцов кавказско-албанского письма: мингечаурские надписи, Балушенский, Дербентский, Гунибский и др. Только применение лезгинского языка в виде языка-ключа дало удовлетварительные результаты по дешифровке не только указанных коротких надписей, но и, как было указано выше, целую книгу из 50 стра-ниц «Алупанская книга». Исследования происхождения букв матенадаранского алфавита показало, что этот алфавит был создан по принципу акрофонии задолго до н. Предварительный просмотр имеющихся в литературе материалов по дешифровке урартских памятников показал более убедительную интерпретацию содержания этих надписей при помощи лезгинского языка. К примеру, можно привести интерпретацию следующего предложения из урартских надписей: «… Менуаше Ишпуинихинише ини пили агуни…». Именно такое значение сохранило это слово в гелхенском смешанном говоре курахского диалекта лезгинского языка. По-гелхенски «пили» — зигзагообразное расположение камней, применяемое при постройке канала, чтобы предотвратить оползни почвы. Возьмем урартское слово «манкали». В словарях урартского языка его переводят как обозначение сорта масла? Отсюда получается несколько транскрипций: «Шарру манкали шамну», «XX манкалини» и т. Словосочетание «…манкали шамну» позволило специалистам их переводить как «манкали масло» разновидность, сорт масла. Перевод: «20 ман коровье масло» или по-современному: «60 кг коровьего масла». Из приведенных в литературе хаттских слов можно привести следующие хатто-лезгинские параллели: «таккехал» хетт. Удивительные результаты дают дешифровка пеласгских письменных памятников при помощи ключа лезгинского языка. Время распространения минойской пеласгской письменности охватывает почти все II тыс. Непосредственно предшествовавшее линейному письму «А» иероглифическое рисуночно-слоговое письмо существовало на Крите примерно с 2000 по 1700 г. Из этого в значительной мере пиктографического письма развилось ли-нейное письмо «А», применявшееся также почти исключительно на Крите примерно с 1800 по 1400 г. На базе линейного письма «А» возникли два других вида письменности: линейное письмо «Б» и кипроминойское. Первое из них применялось в Кноссе в XV в.

Значение слова «лезгины»

НОВОСТИ ~. 17 апреля 1860 года от исторического Дагестана был отсоединен Кубинский уезд. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание – лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе. Экскурс в Историю восточного Кавказа. Лезгины – древнейший коренной народ Дагестанской Республики, чья территория являлась частью восточно-кавказской этнокультурной общности 5 века до нашей эры.

Традиции лезгинского народа

Выражаем надежду, что сайт поможет Вам в поиске необходимой информации. Президент Фонда возрождения лезгинского народа «Лезгины» М.

А конфликтный потенциал между лезгинами и азербайджанцами зреет и в Закавказье, и в Дагестане. Как утверждают аналитики, проблема может коснуться и России. Корень её кроется в том, что азербайджанцы не согласны с интерпретацией истории лезгинского народа, которая не вписывается в национальную идеологию, созданную официальным Баку. Лезгинские историки считают свой этнос прямыми потомками жителей Кавказской Албании, которая в древности занимала часть современного Азербайджана. Но позднее, гонимые тюркскими завоевателями, они вынужденно ушли с равнины в горы. А азербайджанские историки, напротив, нашли тюркские корни у древних албан. Ещё в 1921 году в стране начались переименования населённых пунктов на тюркский лад и активная тюркизация.

При этом национальные меньшинства обиделись на тюрков за то, что им не давали сохраниться как народу, сейчас бы мы сказали, препятствовали национальной идентичности.

Подавляющее большинство верующих лезгин исповедуют ислам суннитского толка. В российском кавказоведении до революции исследователи в этноним «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. Причиной такого ошибочного названия послужила древняя Персия, войска которой при экспансии в Дагестан всегда, в первую очередь, сталкивались с лезгинами.

Этот народ действительно не может представить жизни без танца. Но главным танцем, конечно, остаётся лезгинка. Сегодня он уже стал общекавказским достоянием, причём ряд народностей борется за право считаться создателями лезгинки. Большинство историков считает, что именно на родине лезгин появился этот яркий танец. А теперь давайте вспомним движения этого танца — они действительно напоминают взмахи крыльев орла и некое подражание благородной птице. Начало XX века. В этом случае танец связан не с горными птицами, а с кавказскими турами, круторогими баранами, живущими на склонах гор. Возможно, в танце есть некое подражание этим резвым и смелым животным. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров.

В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали тура, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. Лезгины, танцующие лезгинку в с. Ахты, Дагестанская область, 1900 год Традиции вне времени Как я уже заметила, лезгины очень гордятся своим прошлым. Обычаи предков они стараются сохранять на протяжении многих столетий, и им это неплохо удаётся. В наши дни в Дагестане можно увидеть не только старинные обряды на народных празднествах, но и соблюдение традиций прошлого, что не зависят от календаря и торжеств.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий