новости России и мира сегодня. 27 августа исполняется 80 лет со дня рождения Сезарии Эворы, удивительной африканской певицы, которую так любят в России.
Певица Сезария Эвора - о русских романсах, кино и совах
Gооglе посвятил новый дудл певице Сезарии Эвора — женщина покорила слушателя не только глубоким голосом, но и поразительными личными качествами. Имея за душой лишь голос и две любительские сорокопятки, Сезария Эвора приезжает в Париж в 1988 году, записывает свой первый альбом и уже через четыре года Париж у ее ног. В 1993 году 51-летняя певица из Кабо-Верде Сезария Эвора собрала полный зал главной европейской концертной площадки — парижской «Олимпии».
Русский след Сезарии Эворы
Эвора, Сезария биография, Награды, Память, Дискография | ПЕРВЫЕ ПЕСНИ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ В возрасте 17 лет у Сезарии уже была своя группа музыкантов, с которыми она выступала в клубах, завоевывая все большее число поклонников и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. |
Мои встречи с Сезарией Эворой (Сергей Плетнев) / Проза.ру | Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в Минделу (Острова Зеленого Мыса, ныне Республика Кабо Верде). |
ТЕТУШКА ЦИЗЕ, КОТОРАЯ ОБЕЩАЛА НАМ СЧАСТЬЕ | Творческая биография Сезарии Эворы вышла на свой пик, когда исполнительнице было за сорок. Свой первый альбом женщина записала в 43 года. |
Сезария Эвора биография Личная | Сезария Эвора — биография певицы. 256. Cesaria Evora. |
Эвора Сезария — Биография
Иногда объясняла отсутствие обуви тем, что многие её соотечественники живут в бедности, иногда ссылалась на больные ноги. Сама певица, став всемирно знаменитой, зарабатывала хорошо и последние двадцать лет финансировала всю систему образования Кабо-Верде. Осенью этого года из-за проблем со здоровьем врачи запретили ей гастролировать.
Потом — борьба с зависимостью, всемирная любовь и слава. Весь этот путь из маленького островного города к мировой сцене, а затем возвращение на родину абсолютно в другом финансовом положении — настоящий кэмпбелловский «путь героя» , за которым было интересно наблюдать из любой точки земного шара, ведь случаи мирового успеха музыкантов из стран третьего мира можно пересчитать по пальцам. Творчество Эворы трогало и российских слушателей, которые, как никто, понимали философию саудаде, воплощенную в перманентной тоске по родине и светлой грусти. Но, в отличие от португальского, это чувство нельзя назвать центром нашего менталитета. После свержения монархической власти и провозглашения Португалии республикой в 1910 году появилось литературное движение саудозизм, которое сделало саудаде маркером португальской идентичности. Саудозисты стремились восстановить «утраченное величие» португальской культурной жизни, «заменив иностранные влияния», которые они обвиняли в упадке страны, на культ «португальских вещей», отражающих настоящую португальскую душу.
Эта идея даже отражена в современном португальском гимне, где поется : «Вернем Португалии процветание». Кабо-Верде перенимала эти настроения сразу по нескольким причинам. Это и португальское влияние, и антиколониальные движения, которые заявляли об утраченном величии в двойном масштабе, и афроцентризм , утверждающий величие африканской расы, угнетаемой Европой. И как бы обрадовались саудозисты, увидев, насколько кардинально перевернула игру Сезария Эвора. Культ условных «португальских вещей» пришел не только в португалоговорящие страны, но и во весь европейский мир. Если почитать статьи о Сезарии в СМИ, можно заметить, что в большинстве случаев это не безосновательный, но очень романтизированный рассказ о жизни дивы-иноземки, основанный на представлении о ней как о материнской, наследственной, подлинной, народной, экзотической. Такие характеристики западных СМИ можно трактовать как воплощение имперского мышления , для которого существование талантов вне имперского мира кажется диковинкой, из-за чего к инаковости и непохожести привлекается особое внимание. Жанр world music: цель, критика и вклад Сезарии Эворы Эта непохожесть — часть большого жанра world music, ярчайшим представителем которого стала Сезария.
Придуманный в лондонском пабе в 1987 году диджеями и продюсерами, world music был задуман как маркетинговый термин для большей узнаваемости новых популярных африканских групп после успеха альбома Пола Саймона Graceland , записанного годом ранее. Тем не менее одно определение для музыкантов из разных стран и культур, поющих в разных стилях и жанрах, стало невольным реверансом в сторону колониального разделения на the west and the rest — «запад и остальных», — ведь жанр конструируется относительно преимущественно «белого» канона англо-американской музыки. В 1999 году фронтмен Talking Heads Дэвид Бирн написал громкую статью в The New York Times c подзаголовком «Я ненавижу мировую музыку», в которой утверждал, что дистанцирование между «нами» и «ними» — «не слишком тонкий способ подтвердить гегемонию западной поп-культуры». Смелый и дерзкий шаг, Белый человек! Индийский музыкант Рави Шанкар учил Джорджа Харрисона играть на индийском струнном щипковом инструменте — ситаре. Широкую известность обрел Боб Марли и его регги, уходящий корнями в музыку Ямайки. Сезария же приблизила жанр world music к народу и показала другую сторону «этники». Вместо карнавальной экзотики — сдержанность и сила одинокой женщины, живущей далеко за океаном.
И именно этот парадокс в огромном территориальном расстоянии и мизерном ментальном так привлек мировую общественность. Не зная языка, каждый мог услышать в этой музыке себя и почувствовать то самое непереводимое саудаде. Ведь если мы не можем обозначить свои чувства, это не значит, что мы не можем их испытывать. Вклад в культурное наследие Кабо-Верде Главный вклад Сезария, конечно, сделала в культурное развитие своей родины. Она записывала музыку на появившемся в 1988 году и до сих пор действующем лейбле Lucafrica.
В 60 она впервые приезжает в Москву. Столица России станет четырнадцатой из двадцати пяти остановок Эворы в рамках мирового турне, покрывающего пространство от Рейкьявика до Харькова. В Москву она прилетит из Марокко, из Москвы улетит во Францию — и повсюду ее афиши будет сопровождать наклейка «Все билеты проданы». В начале нового века пожилая жительница африканских островов, поющая на никому не понятном креольском языке, заняла в мировой индустрии развлечений место Марлен Дитрих, Лайзы Миннелли, Далиды — дивы, поющей с живым оркестром. Алексей Васильев встретился с Эворой в номере гостиницы «Украина». Фотографии Игоря Мухина. Сезария Эвора комкает в огромной, желтой от никотина ладони пустую пачку из-под Marlboro. Вдоль руки вздуваются три длинных глубоких шрама — такие может оставить острый нож или саблезубый тигр. Ее взгляд блуждает в поисках сигарет — а может, так кажется из-за ее глаз. О них она рассказывает историю, похожую на простецкую народную песню, каких много в репертуаре Эворы. Тот глаз, который видит, она называет Паулино; тот, зрачок которого вслепую дрейфует по озерцу белка, — Камуче. Паулино и Камуче — братья; Паулино видит, но парализован, Камуче слеп, зато ходяч. Так и идут они по жизни, помогая друг другу двигаться в верном направлении. На груди и запястьях Эворы — золотые браслеты, цепи и брелки, на голове — импровизированная чалма, какие умеют сооружать из чего придется африканские женщины, за чалмой — вид на Белый дом, открывающийся из окна ее номера в гостинице «Украина». Стоит апрель; Эвора в первый раз в Москве, она дает закрытый концерт в новом здании Театра Анатолия Васильева. Сейчас ее мысли заняты чемоданом, который порвался под тяжестью подарков, собранных ею в ходе турне. Ей обещали поход в большой московский магазин, где она сможет сколь угодно долго выбирать чемодан. Но вначале ей придется отвечать на мои вопросы. За полчаса белая чайная чашка наполнилась окурками до краев. Впереди еще час, а сигарет у Эворы уже не осталось. Я вспоминаю слова мэра города Мандела, где Эвора родилась 27 августа 1941 года и жила безвылазно до середины 80-х: «Она — олицетворение независимой от мужчины и несгибаемой под ударами судьбы кабо-вердской женщины; в Японии гораздо больше людей знают о ней и ее песнях, чем о существовании президента Кабо-Верде». Я протягиваю послу кабо-вердской культуры Lucky Strike и вспоминаю другую фразу мэра: «Не скрывая своих пороков и дурных привычек, она никогда не оставляла окружающим возможности поставить их себе в упрек. Она не из тех, кого можно подчинять или переиначивать; она всегда отстаивает право быть самой собой до конца». Мандела — город с населением в 47 тысяч человек; рассказывая о жительнице вверенной ему вотчины, мэр поведал о человеке, чья жизнь прошла перед его глазами. Гордясь артисткой, рассказавшей миру о Кабо-Верде, он гордится талантом известной распутницы из квартала красных фонарей Ломбо, который в пору ее молодости конкурировал по спектру услуг и уровню разврата с Амстердамом. Матери троих детей от разных отцов, ни с одним из которых она не оформляла отношений. Пьяницы, которой принадлежат слова: «Если я заказываю в баре виски и слышу шиканья за своей спиной, я заказываю следом двойной — чтобы дать достаточно веский повод для злословий». Городской сумасшедшей, которая в середине 70-х отмечала дарованную Кабо-Верде независимость, шарахаясь голой по улице и бормоча бессвязные слова. Мандела — слишком маленький город, чтобы полвека жизни его обитательницы не прошли перед глазами остальных как сенсационная история на первых полосах газет и не превратились бы по ходу в миф. Езжайте в Манделу, разговорите продавца в лавке или официантку в кафе — услышите и не такие подробности. Позавчера после концерта в Харькове, — продолжает она, глубоко затянувшись, — мне подарили восемь блоков Marlboro. Два оставила себе. Один только что докурила. Где-то должен быть второй.
Иногда объясняла отсутствие обуви тем, что многие её соотечественники живут в бедности, иногда ссылалась на больные ноги. Сама певица, став всемирно знаменитой, зарабатывала хорошо и последние двадцать лет финансировала всю систему образования Кабо-Верде. Осенью этого года из-за проблем со здоровьем врачи запретили ей гастролировать.
Умерла легендарная певица Сезария Эвора
Сезария Эвора. Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941, Минделу — 17 декабря 2011[2], Сан-Висенте) — певица с островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. Сезария Эвора легендарная босоногая дива, уже легенда, Годы жизни: 27 августа 1941 года, Минделу — 17 декабря 2011 года[1], Сан-Висенте) — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи. Сезария Эвора — биография певицы. 256. Cesaria Evora. Сезария вспоминала о своём детстве так: мы не голодали, просто были очень бедны. 27 августа 1941 года в Минделу (Кабо-Верде) на свет появилась Сезария Эвора (Cesária Évora) — певица с Островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. Сезария вспоминала о своём детстве так: мы не голодали, просто были очень бедны.
СЕЗАРИЯ ЭВОРА
Умерла Цезария (Сезария) Эвора (Cesaria Evora) | Сеза́рия Э́вора — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи. Пела на кабо-вердианском креольском. Акустическое обрамление голосу составляли рояль. |
Cesaria Evora - День памяти... | Сезария Эвора в молодости Сезария Эвора в молодостиМиндело, как и положено портовому городку, славился яркой ночной жизнью. |
Сезария Эвора (Cesaria Evora) биография, фото, личная жизнь, слушать песни онлайн | Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941 года, Минделу — 17 декабря 2011 года[1], Сан-Висенте) — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи. |
Сезария (Цезария) Эворa. | Пикабу | Cesaria Evora – одна из самых известных уроженок Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. |
Цезария саид биография. Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы | Около семи лет назад мир простился с популярной самобытной певицей Сезарией Эворой, но образ «босоногой бабушки» с завораживающим низким голосом, исполнявшей проникновенные грустные песни о любви и далекой родине, до сих пор помнят во всем мире. |
Песни невинности и опыта
Имея за душой лишь голос и две любительские сорокопятки, Сезария Эвора приезжает в Париж в 1988 году, записывает свой первый альбом и уже через четыре года Париж у ее ног. Сезария Эвора Биография Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. Изучи биографию Cesária Évora и познакомься с его песнями, альбомами и историей чартов. Получи рекомендации других исполнителей, которые тебе наверняка понравятся. Сезария Эвора, получившая большую известность как Cize, была певицей и автором песен из Кабо-Верде. Эвора, Сезария — Сезария Эвора Cesária Évora В апреле 2008 года Основная информация Дата рождения 27 августа 1941(1941-08-27) Место рождения Минделу, Кабо-Верде Дата смерти 17 декабря 2011(2011-12-17) (70 лет) Место смерти Сан-Висенте. Сезария Эвора — биография певицы. 256. Cesaria Evora.
Cesaria Evora
Сезария Эвора — биография певицы | Сезария вспоминала о своём детстве так: мы не голодали, просто были очень бедны. |
ТЕТУШКА ЦИЗЕ, КОТОРАЯ ОБЕЩАЛА НАМ СЧАСТЬЕ | Эвора, Сезария — Сезария Эвора Cesária Évora В апреле 2008 года Основная информация Дата рождения 27 августа 1941(1941-08-27) Место рождения Минделу, Кабо-Верде Дата смерти 17 декабря 2011(2011-12-17) (70 лет) Место смерти Сан-Висенте. |
Певица Сезария Эвора - о русских романсах, кино и совах
Детей в семье было, как говорится, семеро по лавкам. Чтобы хоть как-то облегчить свою участь, мать отдала Сезарию в приют. Повзрослев и малость окрепнув, девушка вернулась домой и стала помогать матери. Чистила, мыла, стирала, готовила, напевала и украдкой поглядывала на фотографии отца-музыканта. Какие чувства пробуждали они в ней, неизвестно.
Однако, в возрасте 14 лет под аккомпанемент гавайской гитары в портовой таверне Сезария впервые запела о любви. Природа одарила девушку сильным и уникальным голосом, которому был присущ особенный магический тембр. Слушатели сразу полюбили юную певицу и всегда поддерживали ее бурными аплодисментами. С 1958 года, то есть с 17 лет, Сезария Эвора работала в музыкальных барах Минделу, однако свой первый сольный альбом певица записала лишь в 43 года в Лиссабоне.
Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Тито Парис.
Природа одарила девушку сильным и уникальным голосом, которому был присущ особенный магический тембр. Слушатели сразу полюбили юную певицу и всегда поддерживали ее бурными аплодисментами. С 1958 года, то есть с 17 лет, Сезария Эвора работала в музыкальных барах Минделу, однако свой первый сольный альбом певица записала лишь в 43 года в Лиссабоне. Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Тито Парис. Там же в Лиссабоне, в ресторане «Enclave» где собирался клуб лиссабонских кабовердцев , её услышал Жозе да Силва, француз с кабо-вердианскими корнями, и был покорён её голосом так, что посвятил три года тому, чтобы сделать её знаменитой. Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию. В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала гастролировать по Европе. И уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году.
Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке.
Она спела, казалось бы, уже окончательно заигранный хит, — и спела так, как будто до автора этой песенки, мексиканки Консуэло Веласкес, слова «целуй меня крепче» никто не перекладывал на музыку. И опять Сезария колесит по всему миру с концертами. В 1999 году выходит ее новый альбом «Кафе «Атлантико»» сначала во Франции, затем тиражируется по всему миру. Родина Сезарии, порт Минделу и острова Сан Винсенте стали главными темами альбома. Этот диск приносит ей Victoire dela musique — высшее признание музыкального успеха во Франции.
В 2001 году появляется альбом Сезарии «Сан Винсенте издалека» — квинтэссенция творческого пути Сезарии, в котором она утверждается не только как высочайшей пробы профессионал, но и сила, умеющая объединить вокруг себя лучших музыкантов и исполнителей. В июле 2002 года выходит двойной альбом «Антология». Сейчас в Париже, в ее штаб-квартире, идет работа над следующим альбомом. Бабушка Сезария, потерявшая троих мужей, устала гастролировать возраст и болезни дают знать и собирается больше времени проводить в студиях, записывая диски. В Миндело, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде — в клубах, на улицах, на пляже — играла музыка. В моде были все стили: баллады, вальсы, фокстроты, контраданс.
Однако наиболее популярными считались морна и коладера — медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску. Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Цесария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королевы морны». С верными ей музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая на жизнь от щедрот своих поклонников. Однако в конце 50-х порт стал приходить в упадок, а когда в 1975 году Сенегал получил независимость от Португалии, торговля в Кабо-Верде быстро свернулась, и большинство музыкантов эмигрировало в другие части света. Цесария же Эвора решила остаться на родине. Известная в тех краях певица Бана и женская ассоциация Кабо-Верде не раз приглашали ее для записи в Лиссабон, но ни один продюсер почему-то не заинтересовался ею.
В 1975 году на Островах Зеленого Мыса случился политический переворот, они наконец обрели независимость от Португалии и получили название Республика Кабо-Верде. Правда, эти перемены повлекли за собой тяжелый финансовый кризис. Сезария была вынуждена уйти со сцены на 10 лет, так как песни перестали приносить ей деньги.
Более того, они уговорили ее поехать в Лиссабон, чтобы выступать перед кабо-вердианской диаспорой. Именно в португальской столице Сезария записала свой первый альбом. На тот момент ей было уже 43 года.
Он был поражен ее голосом и колоритными песнями, поэтому убедил Эвору поехать вместе с ним во Францию. В 47 лет Сезария исполнила свою давнюю мечту — она увидела Эйфелеву башню. В Париже Сезарию ждал успех, она записала еще 3 альбома, которые наконец-то пробили этнический барьер и принесли певице славу «аристократки ресторанной музыки» — так ее называли местные журналисты.
Французы были покорены немолодой женщиной с чарующим голосом, песни которой переносили их в совершенно другой мир. Однако сама Эвора уверяла, что в этой ее привычке не было никакой подоплеки — просто она не любила носить обувь. Первую пару туфель она купила специально для гастролей, когда ей было уже за 40.
Ее прозвали «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей». Свой первый серьезный гонорар Сезария попросила разделить на 2 части: половину она положила в банк, а вторую забрала наличными, чтобы в случае чего деньги точно остались при ней. Правда, когда журналист спросил, что она купила после своих триумфальных гастролей, она ответила: «Юбку и 2 блузки».
А еще певица так и не смогла бросить вредную привычку, которую приобрела еще в юности, — курение. Во время своих выступлений Сезария всегда устраивала небольшие «перекуры».
Умерла легендарная певица Сезария Эвора
Сезария Эвора. Самая полная биография на русском языке. Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу (Кабо-Верде) в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага. Сезария Эвора является легендой в мире музыки.