Куртуазность, куртуазное поведение, куртуазная любовь, куртуазность в средневековой культуре, определение куртуазности. Таким образом это превращалось в игру, где «добыча» рядом, но недоступна и постоянно убегает, а «охотник» доводит себя до того, что наградой для него становится уже не «добыча», а сам процесс служения ей. #словодня #куртуазность. Рассказ о самом понятии куртуазности, про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек.
Краткий справочник куртуазного этикета от сэра Луи
Есть простой, но вполне куртуазный способ неизвестное сделать известным – случайно наступить на любимую мозоль, тогда умный в гору не пойдёт! Куртуазность – это своеобразный свод правил поведения, изобретённый ещё во времена Средневековья. Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто — за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам «высокого стиля» поведения. Куртуазность – это особый стиль поведения, характерный для высшего общества и определяемый особыми этикетными нормами. Куртуазность — это понятие, имеющее ряд толкований и связанных с ним понятий. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время.
Что такое куртуазность.
Таким образом это превращалось в игру, где «добыча» рядом, но недоступна и постоянно убегает, а «охотник» доводит себя до того, что наградой для него становится уже не «добыча», а сам процесс служения ей. #словодня #куртуазность. Куртуазность проявляется в множестве мелочей, которые могут казаться незначительными, но при этом имеют глубокое значение. Куртуазность – это эстетическая и нравственная концепция, которая возникла в западноевропейском обществе средневековья и получила широкое распространение.
Curtesy: Что это значит, как это работает, история
Куртуазность — значение и суть этого понятия | Подонок может быть аристократически утончённым, изысканно любезным, то есть будет казаться на все сто куртуазным, и лишь опытный взгляд увидит в его поведении фальшь за показным рыцарством и напускной куртуазностью. |
Значение слова «Куртуазный» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др. - | Куртуазность — это культурное и этическое понятие, которое определяет правила и нормы приличия, вежливости и этикета. |
Краткий справочник куртуазного этикета от сэра Луи
Дама, чтобы стать объектом такой любви, должна быть воплощением куртуазного канона красоты — душевной и телесной. Разделяя эти представления о ролях рыцаря и дамы, провансальцы и северяне по-разному понимали смысл любви-служения. Первые полагали, что совершенная дама должна быть недоступной, а служение ей, подобно добродетели, само себе награда. Такие отношения они называли «fin amor» - «истинной» или «совершенной» любовью. Если же эти отношения имеют телесное завершение, то тогда они — «fol amor» - «пошлая, низменная любовь». Но северяне именно ее отождествляли с собственно куртуазной любовью.
Кроме того, женщины иногда надевали мужской костюм для участия в праздничных церемониях, которыми славилось Средневековье. Вразрез с куртуазной культурой проповедники в церквях называли женщин «обителями зла», как мы узнаём из книги Ж. Автор утверждает, что на самом деле отношение мужчин к представителям второго пола всегда было двойственным: как к существу, дающему жизнь и предвещающему смерть; женщина ближе к природе, это порождает страх. А христианское Средневековье, по мнению Ж. Тем более что значительная часть культуры находилась в руках холостяков, которым ничего не оставалось другого, как восхищаться целомудрием и срывать злость на обладательницах искуса, которых они так боялись: «Женщина, лоза, родящая несчастья, корень всех пороков… Женщина — это нежное зло, свеча и ад».
Отношение к женщине ещё в XI веке было весьма дискриминационным. Этому способствовали сочинения богословов, где подчёркивалась особая приверженность женщин греху, а также ещё не изжившие себя конкубинатные браки — форма полового союза, не освящённого церковью, при этом мужчина может иметь официальный брак с другой женщиной пережиток варварских времён. Таким образом, ещё в начале XI века брак и конкубинат фигурируют как две параллельные формы полового союза, хотя и неравные между собой, но равно возможные. Что касается добрачных связей, то они рассматривались как явление ещё более обычное, не препятствующее последующему супружеству. И лишь в XII веке увеличивается количество освящённых церковью браков, что способствует стабилизации положения женщины в обществе. К XIII веку эволюция социального статуса женщин усиливается, но ни в церковной, ни в светской морали не было и речи о равноправии женщин и мужчин. Идея служения в любовных отношениях Всякое общество символично в той мере, в которой оно использует символическую обрядность см. Средневековое общество усилило символизм, присущий всякому обществу, внедрением идеологической системы символической интерпретации в большинство сфер деятельности. Но постепенно система «вассал — сюзерен», «господин — слуга» были перенесены в сферу отношений между мужчиной и женщиной, а именно между рыцарем и благородной дамой. Так сложился ритуал, а затем целая многовековая традиция куртуазных любовных отношений.
Куртуазная любовь осознавалась как добровольная вассальная зависимость сильного мужчины от слабой женщины. Союз скреплялся поцелуем и кольцом, которое дама дарила рыцарю. Здесь мы видим абсолютно идентичное повторение ритуала оммажа см. Однако не менее важную роль в создании культа Прекрасной Дамы и идеи служения ей сыграл куль Богоматери, которой рыцари также обязывались служить. Именно этот факт вознёс женщину в куртуазных отношениях на такую высоту. Отсюда можно сделать вывод, что, во-первых, поэтому Дама должна быть так недосягаема, а испытываемые к ней чувства — сугубо платоническими, и во-вторых, потому, что в сферу отношений между рыцарем и благородной дамой была перенесена система вассалитета. Так появился воспеваемый в веках ритуал куртуазной любви. Правда, столь возвышенное отношение рыцарей распространялась только на женщин своего сословия, зато мужчина старался быть вежливыми со всеми дамами, а не только той, которой служил. Куртуазные идеалы и реалии жизни Принципиально важным было осознание возможности видеть в даме не только «приложение» к земельному наделу или иному достоянию, а нежное, возвышенное, прекрасное существо, нуждающееся в любви и заботе. Следует отметить, что изначально рыцарский культ «избранницы сердца» действительно подразумевал бескорыстное служение и лишь платонические чувства возвышенной любви.
Но все попытки церкви превратить рыцарственное служение в сугубо платонический культ, являвшийся зеркальным отражением культа Богоматери, не увенчались решающим успехом, поскольку в куртуазные отношения зачастую вмешивалась истинная страсть. Со временем общественное мнение стало поощрять превращение куртуазных союзов в деликатно оформленные любовные связи; однако, при соблюдении определённых приличий и подчинению особым правилам. Около 1184-го — 1186-го годов Андреем Капелланом был написан знаменитый трактат «О любви» — единственное в своём роде сочинение, в котором изложена этика куртуазной любви. В своём трактате автор апеллирует к высокому авторитету реально существовавших знатнейших дам: Алиенор Аквитанской сначала французской, а затем английской королевы , третьей жены Людовика VII Аделаиды Шампанской и виконтессы Эрменгарды Нарбонской, дворы которых были центрами куртуазной культуры в конце XII века. Но в произведении упоминается и легендарный король Артур, которому приписывается авторство правил любви, обязательных для всех благородных любовников см. Для любовников, нарушивших правила или обязательства, при дворе Алиенор Аквитанской существовали даже Суды любви [ 9 , с. Желание стать приятными и привлекательными, в соответствии с куртуазной этикой, заставило многих молодых рыцарей научиться читать и вести приятные беседы, а, кроме того, прислушиваться к мнению дам в том, что касалось умения одеваться, манер и обхождения. К началу XIII века относятся первые дидактические поэмы, кодифицирующие принципы рыцарского поведения в обществе. Однако сами по себе попытки наладить и приукрасить быт поначалу мало сказывались на отношениях внутри общества, на представлениях о приличиях и благовоспитанности. Грубые нравы менялись медленно, а элементарно уважительное отношение к личности, в частности, к женщине, воспевавшееся в литературно-поэтических произведениях, в жизни было скорее похвальным исключением, чем правилом, даже в XII веке.
Но у куртуазной этики есть свои колдовские чары — это этика, высоко поднятая над земной рутиной, она дарит чувство принадлежности к особому кругу избранных. Высшее сословие Средневековья рисовало своё существование как некую внеисторическую, свободную от цели, абсолютную эстетическую конструкцию. Вот почему воздействие её, идеальные представления о совершенном рыцаре были столь значительными и длительными. Слившиеся с этим идеалом представления о доблести, чести, верности, взаимном уважении, благородных нравах и культе дамы очаровывали людей иных культурных эпох. Возможно, именно потому, что идеал был так далёк от реальности, он оказался столь универсальным. Рыцарский идеал пережил все катастрофы, которые обрушивались на него в течение последующих веков; он пережил даже «Дон Кихота» Сервантеса. Отражение куртуазной традиции в литературе Средневековья Светское обхождение, интерес к музыке и книгам, относительная грамотность приобрели определённый вес, в первую очередь, при ведущих дворах Европы, особенно на юге, во Франции. Под покровительством Французских, а впоследствии испанских и иных владетельных сеньоров в конце XI века зародилась и расцвела куртуазная поэзия трубадуров. Этимология слова «трубадур» объясняется специалистами по-разному. Трубадурами называли поэтов, сочинивших свои произведения на южно-французском языке, явивших образы прекрасных дам и благородных рыцарей.
Раньше и полнее рыцарская культура сложилась в Провансе юг Франции, ставший независимым государством после распада империи Карла Великого в IX веке. Наиболее известны из провансальских трубадуров Бертран де Вентадорн и Пейре Видаль, которые воспевали весну и любовь, как величайшее благо в жизни, дарованное людям [ 2 , с. На смену трубадурам пришли труверы во Франции и миннезингеры «певцы любви» в Германии. Поэтов стали занимать не лирические стихи, а стихотворные поэмы — рыцарские романы. Романы о короле Артуре, рыцарях Круглого стола, поисках Святого Грааля, Мерлине современные исследователи объединяют в «Бретонский цикл». Самое известное произведение из него — «Смерть Артура» Томаса Мелори [ 37 ]. В них изображались утончённые нравы, благородные порывы. В сущности, романы отображали лучезарные мечты средневековых европейцев о мире красоты, любви и благородства. Наиболее известны из дошедших до нас авторов француз Кретьен де Труа роман «Ивейн» и немец Вольфрам фон Эшенбах роман «Парцифаль» , а также поэтесса Мария Французская. Одним из самых распространённых сюжетов была легенда кельтского происхождения о Тристане и Изольде.
Авторами самых ранних версий были Томас, Беруль и Готфрид Страсбурский. В XIX веке французский учёный Жозеф Бедье составил из различных фрагментов романа некую полную версию, которая и поныне пользуется популярностью. Что можно с уверенностью сказать о переработках и современных интерпретациях других средневековых романов и легенд. Рыцарство и куртуазность в интерпретации современной молодёжи «Начиналось всё ещё до распада СССР, когда на волне перестройки, гласности и демократизации советские педагоги увидели в ребёнке человека и начали испытывать на нём методики, взращивающие в ребёнке личность» [ 54 ]. Одним из ярчайших средств этого процесса были ролевые игры. Сейчас они во многом из воспитательно-развивающей методики превратились в азартное развлекательное действо и средство самовыражения. Ни по значимости, ни по популярности она не уступала летним пионерским лагерям, и, когда бы не развал Союза, ролевые игры могли бы сменить вечную «Зарницу» в рейтинге детско-юношеских развлечений» [ 54 ]. События 1991 года повлекли за собой серьёзные изменения в системе внешкольного досуга. Ролевые игры оказались отданы на откуп энтузиастам и авантюристам. Эта «гремучая смесь» позволила ролевым играм сохранить заряд развивающей и воспитывающей энергии ещё на несколько лет.
Вместо гармоничности и цельности образа становится важна победа. Это примета времени, не более» [ 54 ]. Время шло, создавались новые игры, люди взрослели и обрастали новыми знакомствами. В 1993-м — 1995-м годах в Москве, параллельно с ролевой деятельностью осуществляется становление исторической реконструкции Средневековья. Но час пробил, и реконструкторские объединения стали возникать и распространяться с поразительной скоростью. Следует отметить, что «московские тенденции» быстро распространились по всей России, продолжая процесс объединения молодёжи разных городов, округов и даже ближнего зарубежья на почве исторической реконструкции. Примером могут послужить такие регулярно проводимые исторические фестивали федерального и международного масштаба, как «Куликово поле» Тульская обл. Реконструкция Средневековья» г. Выборг — см. Наша Владимирская область насчитывает более десятка ролевых и исторических клубов.
Наиболее значимые из них: «Рарог» клуб смешанного типа, г. Руководитель клуба «Рыцарское копьё», сэр Брайн Б. Фомичёв , является действительным рыцарем Мальтийского ордена и обладателем титула «граф Норфолк». Эти звания он получил за развитие реконструкторского движения среди молодёжи. Далеко не все руководители клубов обладают такими почётными званиями, но все они стремятся объединить вокруг себя незаурядных, способных, увлекающихся юношей и девушек, привнести немного эстетики и культуры в окружающую действительность. Исторические клубы объединяют молодёжь и не только , которой нравятся веяния и культурные традиции прежних эпох, которые реализуют себя, углублённо изучая интересные для себя исторические пласты, реализуют в прикладном творчестве, боях, инсценировании давно ушедших отношений. Досуг такого рода помогает человеку находить настоящих друзей и единомышленников, позволяет самосовершенствоваться физически и морально, превращается в своеобразный образ жизни. Заключение В заключение можно отметить, что рыцарская культура вкупе с куртуазной для большинства из нас представляется чем-то возвышенным, идеальным, почти сказочным. Однако, реальность того времени была несколько иной. Война, грязь, кровь, разгул, насилие, грубость, жестокость, пьянство, лень, тщеславие и прочее были неотъемлемой частью жизни рыцаря.
Таковы были времена, таковы нравы. Однако, церковные учения, экономический и политический подъём и, соответственно, эстетическое развитие общества привело к смягчению нравов, утончению вкусов и духовных потребностей людей того времени. Средние века — первая эпоха, в которую проявились стремления к чрезмерности, максимализму. Таким образом, попытки смягчить жёсткие нравы сильных мира того то есть рыцарей же привели к возникновению системы сверхыдеализированных канонов: должен быть и отважным, сильным, даже жестоким, воином, и милосердным христианином, и светским обходительным человеком с массой необходимых модных навыков, и нежным возлюбленным. Следовать всем этим критериям сразу вполне земному человеку было почти невозможно.
Средневековая Европа была разделена на две социальные группы: дворянство и простолюдины.
Первым были свойственны куртуазные манеры, которые приобрели особое значение и стали показателем сословного положения. Важным элементом куртуазности был женский вопрос, которому уделяли особое внимание. Дворянин должен был быть галантным и вежливым по отношению к дамам. Примеры куртуазных правил: 2. Уступать место в карете; 3. Быть внимательным и заботливым; 4.
Повелевать приличиями во время общественных мероприятий; 5. Использовать утонченные манеры и речь; 6. Избегать жестоких действий или насилия. В наше время куртуазность является важным качеством, которое считается признаком утонченности и хорошего воспитания. Она остается актуальной и востребованной, даже несмотря на изменения социальной и культурной среды. Как куртуазность сформировалась в средние века Куртуазность была важным аспектом средневекового общества, и ее истоки можно проследить до рыцарской культуры и дворцовых обычаев.
В средние века, рыцарская элита руководила обществом и устанавливала стандарты поведения. Рыцарский кодекс, именуемый также рыцарской честью, требовал уважения к женщинам, галантности, честности и щедрости. Было обычаем, что рыцари должны были демонстрировать свое мастерство воевать, а также быть галантными соперниками на турнирах и поединках. Эти демонстрации силы и смелости были одновременно и проявлениями куртуазности, позволяющими рыцарям показать свою благородство и рыцарскую честь. Со временем, рыцарские идеалы и ценности проникли в дворцовые круги и аристократическую среду. Дамы и кавалеры двора стремились придерживаться кодекса куртуазности, который предписывал им проявлять изысканность и утонченность во всех сферах жизни.
Читайте также: Сколько смен в графике 3 1 оптимальное расписание работы Куртуазность включала в себя общественные манеры, высокий уровень этикета, модные и изысканные одежды, а также изысканный вкус в искусстве и музыке.
Понимание сути curtesy и его исторического контекста может быть полезным при решении имущественных вопросов, обеспечивая справедливое распределение активов в случае смерти супруга. Вопросы и ответы Что такое куртуазность? Curtesy — это юридический термин, обозначающий право мужа по общему праву на наследство и имущество умершей жены. Оно предоставляет мужу определенные права на имущество, если во время брака родился ребенок. Как работает curtesy? Куртензия вступает в силу после смерти супруга.
Для установления права на наследство необходимо, чтобы в браке у пары был ребенок. Муж становится бенефициаром имущества своей умершей жены и имеет право пользоваться им до своей смерти. Однако он не может продать или передать право собственности на активы кому-либо, кроме ребенка, имеющего на это право. Каково происхождение curtesy? Curtesy возникла в системе общего права Англии. Согласно этой системе, муж имел право на «ренту и прибыль, а также на пользование и распоряжение всей недвижимостью», которой владела его жена или которая должна была стать ее собственностью после заключения брака. Однако права мужа устанавливались только после рождения ребенка.
Существуют ли различия в правах на кертези для переживших супругов?
Куртуазия: элегантность и изящество в мире культуры
Лексическое значение слова куртуазность включает в себя несколько аспектов. Куртуазный это: нно вежливый; любезный, галантный, учтивый. это способ ведения себя, который подразумевает уважение и заботу о. что такое куртуазность. Куртуазность – это искусство общения, которое проявляется в умении уважительно и вежливо вести себя с окружающими людьми. Значение слова Куртуазность на это Куртуазность Куртуазность, куртуазия (; от "courtois" — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать пр.
Что такое куртуазность: определение и основные принципы
Куртуазность – неотъемлемая часть человеческого общения, которая выражается в уважительном, вежливом и тактичном общении с другими людьми. Куртуазность – это особый стиль поведения, характерный для высшего общества и определяемый особыми этикетными нормами. Куртуазность проявляется в множестве мелочей, которые могут казаться незначительными, но при этом имеют глубокое значение.
Куртуазия как тип культуры
Куртуазное поведение является важным компонентом успешных межличностных отношений и помогает создать гармоничную атмосферу в обществе. Оно способствует улучшению коммуникации, решению конфликтов и позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга. Значение куртуазного поведения в обществе Куртуазность — это особый стиль поведения, который направлен на создание благоприятного и уважительного общения между людьми. Она играет важную роль в формировании гармоничных отношений и способствует развитию культуры в обществе. Куртуазное поведение отличается отношением с уважением к другим, вежливостью, тактом и готовностью помочь. Значение куртуазного поведения в обществе сложно переоценить. Вежливость, внимание к окружающим и готовность уступить в чем-то — все это способствует созданию приятной атмосферы и укреплению социальных связей. Вежливость и учтивость, проявляемые в куртуазном поведении, помогают установить доверительные отношения между людьми, создать мостик для общения и понимания. Они способствуют повышению коммуникационных навыков, что является неотъемлемой частью успешной социализации каждого человека.
Куртуазное поведение в обществе также способствует формированию этических принципов и ценностей.
Элегантность и хороший вкус Куртуазные люди обращают внимание на свой внешний вид и стиль. Они следят за своей одеждой, прической и манерой поведения. Они также имеют хороший вкус и умение выбирать подходящие подарки и угощения.
Сдержанность и умеренность Куртуазные люди проявляют сдержанность и умеренность в своих действиях и высказываниях. Они не проявляют чрезмерной эмоциональности или агрессии, не говорят грубых или оскорбительных слов. Все эти принципы куртуазии помогают людям вести себя достойно и уважительно в обществе. Они способствуют созданию гармоничных и приятных взаимоотношений между людьми и формированию культуры общения.
Куртуазия в литературе и искусстве Куртуазия играла значительную роль в литературе и искусстве, особенно в эпоху Средневековья и Ренессанса. Она была важным элементом в романтических и рыцарских произведениях, где главные герои проявляли благородство, утонченность и элегантность в своих поступках и высказываниях. Рыцари и дамы проявляли великодушие, вежливость и галантность в своих отношениях друг с другом. Они соблюдали правила рыцарского кодекса и стремились к совершенству в своих поступках.
Романтическая поэзия В романтической поэзии куртуазия была важным элементом. Поэты описывали идеализированные отношения между мужчиной и женщиной, где присутствовали взаимное восхищение, вежливость и уважение. Они создавали образы рыцарей и дам, которые проявляли благородство и элегантность в своих поступках и словах. Живопись и скульптура В живописи и скульптуре куртуазия проявлялась в изображении аристократических и благородных персонажей.
Художники и скульпторы изображали их в изящных и элегантных позах, с акцентом на их утонченность и красоту. Они также отображали сцены из рыцарских романов, где герои проявляли куртуазные качества в своих действиях и выражениях. Куртуазия в литературе и искусстве помогала создавать идеализированные образы и идеалы, которые вдохновляли людей на достижение высоких моральных и этических стандартов. Она также способствовала формированию культуры и эстетического восприятия в обществе.
Куртуазия в современном обществе В современном обществе куртуазия может быть рассмотрена как набор этических и моральных принципов, которые помогают людям взаимодействовать с другими и поддерживать гармоничные отношения. Одним из основных аспектов куртуазии в современном обществе является уважение к другим людям. Это включает в себя умение слушать и проявлять интерес к мнению и чувствам других, а также умение выражать свои мысли и чувства таким образом, чтобы не оскорбить или уязвить других.
В основе кодекса рыцарского благородства лежит куртуазность. Это значит, что настоящий рыцарь должен быть не только храбрым, но и вежливым, учтивым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность. Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной. С тех самых пор я ваш навеки стал, И ваша воля — для меня закон. Чтоб вам почет повсюду воздавали, Лишь вы одна — похвал моих предмет. Гильом де Кабестань Такой кодекс рыцарского благородства ознаменовал зарождение новой формы отношений между женщиной и мужчиной.
Ее называют "куртуазная любовь". Современники ее называли "fine amour", т. Как правило, это любовь неженатого мужчины юноши к замужней женщине или женщине высшего сословия, возможно, жене сеньора. Пылкий юноша томится в любви и делает вид, что во всем подчиняется избраннице, отдавая свою свободу ей ради достижения своей цели. Однако, дама принадлежит уже своему мужу и, если она будет замечена в нарушении правил поведения, то ее вместе с сообщником могут подвергнуть суровому наказанию. Причем зачастую настоящих чувств ни у рыцаря, ни у дамы и в помине не было, и отношения напоминали опасную игру, в которой главное не результат достижение благосклонности Дамы , а переживание и ожидание. То есть игра ради игры. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения.
Изначально куртуазный маньеризм ассоциировался с особенностями галантного века, для которого характерен культ прекрасный дамы, изящество и утонченный стиль, столь характерный для прециозной поэзии. Великий Приор Ордена куртуазных маньеристов Андрей Добрынин в статье «Паладины невыразимого, или От куртуазного маньеризма к киберманьеризму: «Образный ряд, проносящийся перед внутренним оком читателя, будет представлен кавалерами в париках, дамами в кринолинах, красными каблуками, мелькающими в ритме менуэта среди жемчужных шелков, а также прудовыми павильонами и беседками в стиле рококо, затерянными в лабиринтах регулярных парков. Все это, разумеется, озаряется вспышками фейерверка и щедро сдобрено маркизской игривостью» 1. Интервью 2005 года Вадим Степанцов: Куртуазный означает не только «рыцарский», «галантный», но еще и «чувственный». А маньеризм — направление западноевропейского искусства XVI века. Оно характеризовалось сочетанием несочетаемого: возвышенного и низменного, трагического и комического, прекрасного и безобразного» 2. Куртуазность — amour courtois то есть рыцарский и учтивый. Этим словом называется определенный свод правил — концепция любви в средневековье, согласно которой отношения влюбленных приравниваются к отношениям прекрасной Дамы госпожи и вассала. Согласно этим правилам избранник — придворный должен вести себя определенным образом и иметь ряд качеств. Формировался культ куртуазной любви — бескорыстного служения даме.