Новости башкиры и татары отличия

04 сентября 2020 года Центр культуры и кино «Родина» опубликовал на страницах сообществ ВКонтакте и Одноклассники статью «Татары и башкиры.

Башкиры и татары: отличия во внешности и характере

У башкиров большее влияние оказали традиции и культура южных кочевников, а у татар — традиции северных и восточных народов. Башкиры — это христиане, сильно влияние на их культуру сыграли православное христианство и мусульманские традиции, в то время как татары, преимущественно, исповедуют ислам. Следует отметить, что современные представители обоих народов сильно отличаются от своих предков и современных общественнолитических условий в России существенно изменили культуру и стиль жизни народов Волго-Уральского региона. Языковые особенности: как отличаются башкирский и татарский языки Башкирский язык Башкирский язык относится к тюркской языковой семье и используется башкирским народом, проживающим на территории Башкортостана. В языке присутствует много заимствований из русского языка, однако сохранены и древние тюркские наречия. Основным письменным языком является кириллица. Большинство башкир знают русский язык, однако хранят свою языковую культуру, использование языка считается важным элементом национального самосознания. Татарский язык Татарский язык также относится к тюркской языковой семье и используется татарами, проживающими в Республике Татарстан и других регионах России.

В отличие от башкирского языка, в татарском имеется больше заимствований из арабского и персидского языков, что связано с историческими реалиями. Татарский язык является одним из официальных государственных языков Республики Татарстан. Национальные культуры Башкиры и татары имеют свои уникальные культуры, которые отличаются друг от друга. Культура башкиров, как и у татар, имеет длинную историю и уникальные традиции. Однако, она имеет некоторые особенности, которые делают ее уникальной. Башкиры имеют свой язык, который имеет уникальные звуки и грамматику. Кроме того, башкиры известны своим ярким и колоритным национальным костюмом, который украшен национальной вышивкой и узорами.

В национальной культуре башкиров большое место занимают кони и охота.

Пастилу готовили из исключительно натуральных ягод, перетертых через сито. Пюре раскладывали на досках и сушили на солнце. За 2—3 дня получалось изысканное и натуральное лакомство. Чаще всего чай пьют с молоком и смородиной. Башкирский мед — бренд Башкирии. Многие гурманы считают его эталонным, ведь рецепт приготовления первого меда насчитывает полторы тысячи лет. Народ Башкирии бережно хранил традиции, поэтому в наши дни чудесное лакомство получается великолепным.

О заготовлении меда в давние времена свидетельствуют наскальные рисунки, найденные в Бурзянском районе. Башкирский мед запрещено подделывать. Под этим брендом выпускается исключительно национальный продукт. Именно он служит основой для приготовления такого десерта, как чак-чак. Внешность Одежда Особенностью одежды башкир является использование различного вида ткацких искусств. Например, применение аппликаций, вязание, вышивка узоров, украшение монетами и кораллами, нанесение орнамента на кожу. Часто созданием одного костюма занималось несколько мастеров. Их задачей было получить слаженный ансамбль, объединенный единым художественным замыслом.

Непременно в составлении костюма требовалось соблюдение традиций. Формирование костюма происходило под влиянием скотоводческого ремесла. Для утепления люди пользовались тулупами, шубами из овечьей шерсти. Домашнее сукно было довольно толстым, а праздничное, наоборот, тонким. Чтобы сделать материл максимально плотным, его сваливали и поливали горячей водой. Сапоги делали из кожи. Кожу могли сочетать с сукном или войлоком. Чтобы утеплить одежду, пользовались мехом дикого зверя.

Особенно была востребована белка, заяц, волк и рысь. Для праздничных шуб и головных уборов использовали бобра и выдру. Значительную роль играли конопляные нити, обладающие повышенной прочностью. Рубахи делали из полотна, украшая геометрическим узором. Дизайн костюма различался в зависимости от региона проживания. Например, в юго-восточных районах предпочитали красный, синий и зеленый цвета. Северо-восточные, челябинские и курганские башкирки носили платья с окаймляющей вышивкой. Подол платья украшали орнаментом, как и рукава.

В 13 веке стали появляться новые материалы для изготовления одежды, в том числе сукно фламандского, голландского и английского производства. Башкиры стали ценить тонкую шерсть, бархат и атлас. Общей чертой женского и мужского костюма оставались штаны и рубаха женщины носили платья. Нередко башкирам приходилось надевать целый комплект верхней одежды. Каждый был свободнее предыдущего, что позволяло передвигаться с удобством и спасаться от холода. Эту же особенность сохранили и для праздничных нарядов. Например, башкиры могли носить одновременно несколько халатов, причем уже независимо от погодных условий. В горной Башкирии мужчины надевали ситцевую рубаху, холщовые штаны, легкий халат.

Зимой наступало время холодов, и тканевая одежда сменялась суконной. Ее изготавливали из шерсти верблюда. Рубаху не опоясывали, но для фиксации халата использовали пояс с ножом. Дополнительным оружием для охоты или похода в лес служил топор. Халаты сами по себе служили повседневной одеждой. Множество экземпляров можно видеть в музеях, расположенных на территории Башкирии. Ярким примером красоты женской одежды у башкир служит бешмет и елян. Они наглядно показывают способности мастеров использовать вышивку, кораллы, бисер и монеты для декорирования тканей.

Чтобы сделать наряды максимально красочными, мастера использовали сукно разных цветов. В совокупности с золотым и серебряным позументом получали неповторимую гамму. В качестве орнамента использовали солнце, звезды, животных и антропоморфные узоры. Кораллы позволяли выкладывать треугольники и красивые ромбы. Бахрома использовалась для нашивки, которую делали у талии. Разного рода кисточки, пуговицы, декоративные детали позволяли произвести еще более яркий эффект.

Татары отличаются бережливостью, расчетливостью, настороженностью к гостям. О них в народе ходила поговорка «Незваный гость хуже татарина». Антропологические особенности Для представителей обеих национальностей характерен миндалевидный разрез глаз, выделяющиеся скулы, округлое лицо. Но внешность татар имеет больше общих черт с европеоидной расой, особенно среди представителей самой многочисленной поволжской народности: светлая кожа и волосы, голубые глаза. Башкирский народ наделен чертами монголоидной расы: темные волосы и глаза, смуглая кожа. Антропоморфное однообразие связывают с тем, что представители национальности не вышли за пределы Республики Башкортостан и территории Урала. Но и в том, и в другом случае есть исключения. Мнение эксперта Карнаух Екатерина Владимировна Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия" Среди башкиров встречаются блондины славянской внешности, у которых только азиатский разрез глаз выдает принадлежность к другой национальности. Среди татар встречаются типичная азиатская внешность, больше характерная для китайцев и монголов, чем для европейцев. Культура и национальная одежда Татары и башкиры исповедуют суннитский ислам. Культура и обычаи обеих национальностей неразрывно связаны с мусульманскими традициями: почитание старших, уважение к женщинам, верность семейным ценностям.

Читайте также: Суть середины отрезка и практическое ее применение в математике Имущественные споры и конфликты Исторически сложившиеся региональные и национальные особенности могут становиться источником конфликтов и споров в сфере имущественных отношений между башкирами и татарами. Одной из причин таких споров может стать наследственное право. Традиционно в башкирской культуре наследство передается по мужской линии, в то время как в татарской культуре наследственные права распространяются на всех наследников, включая женщин. Это может приводить к разногласиям и спорам, особенно в случаях смешанных браков или при наследовании общего имущества. Кроме того, territorial disputes существуют в регионах, где проживают и башкиры, и татары. Споры о праве владения землей, имуществом или национальными ресурсами могут возникать и усугублять отношения между этническими группами. Важную роль в национальных конфликтах играют стереотипы и предубеждения. Негативные стереотипы, формировавшиеся на протяжении веков, могут быть источником враждебности и непонимания между башкирами и татарами. Отсутствие информации о другой культуре и непродолжительное знакомство между этническими группами только усугубляют конфликты. Решение имущественных споров и конфликтов требует внимания и усилий со стороны правительства, а также образовательных и культурных учреждений. Важно создать условия для обмена опытом и диалога между представителями разных национальностей, чтобы уменьшить предрассудки и стереотипы, а также содействовать взаимопониманию и сотрудничеству. Культурные и религиозные различия Между башкирами и татарами существуют значительные культурные и религиозные различия, которые могут повлиять на взаимоотношения между этими этническими группами. Одно из главных культурных различий между башкирами и татарами заключается в языке. Башкиры говорят на башкирском языке, который относится к группе тюркских языков, в то время как татары говорят на татарском языке, который также относится к тюркской языковой семье. Это языковое различие может создавать некоторые преграды в общении между этими двумя народами. Культурные традиции и обычаи также могут отличаться у башкиров и татар. Например, в башкирской культуре особое значение придается семейным ценностям и традициям, таким как уважение к старшим и сохранение семейных уз. В то же время, в татарской культуре больше внимания уделяется национальным и религиозным праздникам, таким как Ураза-байрам и Курбан-байрам. Религиозные различия также существенно влияют на взаимоотношения между башкирами и татарами. Башкиры в основном являются мусульманами суннитского течения, тогда как в татарской культуре преобладает ислам ханафитского течения. Эти религиозные различия могут влиять на общение и понимание обрядов и традиций друг друга. Несмотря на эти культурные и религиозные различия, можно сказать, что башкиры и татары имеют общую историю и культурное наследие. Важно принимать во внимание эти различия и стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству между этими народами.

Татары и Башкиры. Сходства и Различия. Татарстан. Башкортостан. Уфа. Казань.

Разница между башкирами и татарами Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. История народов. Татар и башкир разделил Ленин, создав татарскую и Башкирскую автономии. Реально же один народ просто жил на территориях Казанской и уфимской губерний. это близкие по духу и культуре и образу жизни народы, то правомерно утверждать, что ничего тут морочить друг другу головы.

Чем отличаются башкиры от татар

  • "Зеленое дерби" ученых, политиков и общественников
  • Внешние отличия татар и башкиров
  • Чем отличаются татары и башкиры? Рассказываю подробно | Живая Средняя Азия | Дзен
  • О сходствах
  • Чем отличаются татары от башкир - 83 фото
  • Историческое прошлое башкир и татар

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ

Эпикантус складка верхнего века есть практически у каждого. На бытовом уровне сравнить можно так; татары больше похожи на русских, а башкиры на казахов.

Все эти исторические события и особенности сформировали сложную картину отношений между башкирами и татарами. Несмотря на это, в современном обществе наблюдается активное взаимодействие и усиление культурных связей между этими народами, что позволяет надеяться на улучшение отношений в будущем.

Баширское национальное самосознание Одной из причин, почему баширы не всегда находят общий язык с татарами, является тот факт, что эти два народа имеют разные исторические корни и культурные традиции. Баширы имеют свою уникальную историю и культуру, которая отличается от татарской. Это создает определенное различие между ними и может стать причиной конфликтов или недопонимания.

Также важной особенностью баширского национального самосознания является сильная привязанность к своему родному языку — башкирскому. Баширы с гордостью сохраняют свою языковую и культурную идентичность, что иногда может быть воспринято как неприятие других народов, включая татарскую нацию. Однако, несмотря на некоторые различия и особенности, баширы и татары также имеют общие культурные ценности и традиции.

Большинство баширов и татар живут в мире и сотрудничают друг с другом в различных сферах жизни, таких как образование, экономика и культура. Диалог и взаимопонимание между этими двумя народами позволяют им сосуществовать и развиваться вместе. Причины особенностей взаимоотношений между башкирами и татарами: 1.

Исторические различия и разные корни 2. Разные культурные традиции и ценности 3. Сильное баширское национальное самосознание 4.

Привязанность к родному языку и культуре 5. Взаимное непонимание и конфликты, вызванные различиями В целом, необходимо отметить, что взаимоотношения между баширами и татарами носят сложный и двухсторонний характер. Однако, важно помнить, что различия не всегда означают неприятие или вражду.

Эти два народа имеют потенциал для сотрудничества и взаимного уважения, что способствует многонациональному развитию России в целом. Читайте также: Суть середины отрезка и практическое ее применение в математике Имущественные споры и конфликты Исторически сложившиеся региональные и национальные особенности могут становиться источником конфликтов и споров в сфере имущественных отношений между башкирами и татарами. Одной из причин таких споров может стать наследственное право.

Традиционно в башкирской культуре наследство передается по мужской линии, в то время как в татарской культуре наследственные права распространяются на всех наследников, включая женщин. Это может приводить к разногласиям и спорам, особенно в случаях смешанных браков или при наследовании общего имущества. Кроме того, territorial disputes существуют в регионах, где проживают и башкиры, и татары.

Мы обратились к члену Экспертного совета Федерального агентства по делам национальностей РФ, директору Центра социокультурного моделирования Азату Бердину, попросив рассказать, как проходила перепись населения в советское и постсоветское время и как она влияла на отношения братских народов. Правда ли, что в переписи советского периода было злоупотребление в сторону увеличения татар, а уже в постсоветском периоде — в сторону башкир? Чтобы понять основные тренды, нужно остановиться на трех последних переписях: 1989, 2002, 2010 годов. Дело в том, что советские переписи до 1989 года преследовали цель, которую преследуют обычно, то есть учет населения с подробностями хозяйствования — что совершенно необходимо любому государству. После того как в 1939 году татарами были записаны все мишари и тептяри в 1939 году в число татар вписали еще 27 тысяч последних тептярей, не пожелавших ранее вписаться в татары, на что указал в 1959 году известный этнограф Раиль Кузеев , это резко увеличило их число.

В 1989 году прошла первая перестроечная, политизированная перепись — когда результат был направлен не на объективную информацию для созидания, а на конкуренцию: политизированная этничность стала важным политическим ресурсом. СССР еще существовал, и вердикт вышестоящих партийных кругов тогда исполнялся вплоть до сельских районов неукоснительно — но сама перестройка и развал страны исходили от партии, из центра. Административное давление на республику перед переписью было беспрецедентным. За два года до переписи был снят на фоне очень жестких формулировок, включая обвинения в башкирском национализме, первый секретарь обкома БАССР Мидхат Шакиров. Он был очень авторитетным руководителем, пожалуй, более весомым, чем Минтимер Шаймиев.

При этом преувеличивать значение «фактора татаризма» в этом деле не стоит: элиты соседней республики лишь воспользовались моментом, чтобы посодействовать снятию потенциального конкурента. Достаточно сказать, что аналитическую справку в ЦК КПСС для обоснования этой кампании составил… будущий «отец татаризма», а тогда научный сотрудник из Казани Дамир Исхаков. Кампания шла по привычным лекалам: организовывались «письма трудящихся» и т. Но не более того. В самом процессе они играли подчиненную и сугубо вспомогательную роль.

Шакиров был из породы созидателей — и не годился для команды разрушителей во главе с Михаилом Горбачевым, насаждавших свои кадры по стране, которую эти элиты уже готовились сдать позже они же приватизируют ослабленные осколки. Полагаю, нет сомнений, что останься Шакиров тогда у руля — и политическая жизнь республики могла пойти по иному, более успешному пути. Возглавил ее Егор Лигачев — тогда одно из первых лиц партии. Он во всеуслышание указал, что в Башкирии осуществляются «перекосы в национальном вопросе», а именно «башкиризация». Партия указала, что «башкиризацию» надлежит «исправлять» — по сути, была дана директива, выполнить которую возможно было только одним способом: как можно больше башкирского населения записывать в «татары».

Перепись прошла под контролем экс-заместителя начальника объединения «Татнефть» Равмера Хабибуллина, занявшего пост первого секретаря Башкирского обкома КПСС и не засветившегося в истории ничем более заметным вплоть до своего бесславного снятия в 1990 году. Понятно, что переписать, точнее, воздействовать таким образом на башкира из Сибая или Уфы, или на татарина из Казани, при всей близости башкирского и татарского народов, невозможно. А вот на то население, которое находится на северо-западе Башкирии и на востоке Татарии — население, которое все этнографы, начиная с Р. Кузеева, признают как население с двойственной этноидентичностью, — там подобные пертурбации с учетом партийных установок из Москвы, озвученных Егором Лигачевым, были неизбежны. Аномальные результаты переписи 1989 года послужили для татаристов эталоном остальных переписей и основой целой идеологии, с помощью которой можно было превращать в Башкортостане в политическое шоу каждую обычную перепись.

В самом Татарстане этого не происходит — и это для РТ наглядное конкурентное преимущество.

Роднов, 1995, с. Однако на северо-западе республики большинство таких башкир назвали татарский язык своим родным языком. Если в 1897 г. В 1926 г. Из деревень, учтенных в 1989 г. Остальные татарские деревни в какое-то время считались башкирскими.

Эти деревни подразделяются на две группы. Их население состоит из тех, кто в 1926 г. Их в основном населяют татары, ставшие башкирами в 1950-е гг. Теперь выберем в качестве примера один из северо-западных районов Башкортостана — Балтачевский — и проследим его демографическую динамику за 1939-1989 гг. В 1939 г. В 1959 г. В последующие годы доля татар продолжала падать: в 1979 г.

Но к 1989 г. В других северозападных районах Башкортостана наблюдались аналогичные процессы. Они считали себя башкирами еще с дореволюционного времени. Пытаясь добиться отождествления родного языка с национальностью, башкирские руководители вынудили этих людей изменить свою национальную принадлежность. Это изменение, в совокупности с исчезновением экономических и политических выгод от принадлежности к башкирам, заставило свыше 100000 татароязычных башкир стать татарами. Пытаясь добиться отождествления языка с национальностью, башкирские руководители на деле получили обратное: местное население привело свою национальную принадлежность в соответствие со своим родным языком.

Татароязычные башкиры. Кто они?

Зачем Сталин хотел объединить башкир и татар в одну автономию и чем опасна была для нашей страны эта идея? И действительно, в регионе, где проживают башкиры и татары, отличия повседневного уклада чаще всего равны нулю. Поэтому татары в современном виде сформировались только в 15-м веке, не ранее.

ТАТАРЫ И БАШКИРЫ

Чем отличаются татары от башкир — основные отличия у народов. Татар и башкир разделил Ленин, создав татарскую и Башкирскую автономии. Реально же один народ просто жил на территориях Казанской и уфимской губерний. И действительно, в регионе, где проживают башкиры и татары, отличия повседневного уклада чаще всего равны нулю.

Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов

Полное переформатирование мещеры, изменивших язык и религию, а также переход казанских чувашей на новую речь потребовали соответствующей регламентации со стороны Русской сословно-представительской монархии. Учитывая служилый характер Касимовского ханства, его население было зачислено в созданные для них сословия мишарей, мурз и служилых татар. Для чувашей-мусульман было учреждено сословие ясачных татар, вероятно, для того, чтобы отделить от ясачных чувашей-язычников. Однако, изменения во внешнем обозначении не изменили внутренней идентификации. Сохранился редкий документ, свидетельствующий об этом. В 1635 г. Документ важен тем, что он написан от имени самих жителей Поволжья, а потому отражает их собственное самоназвание.

Как видим, среди перечисленных этнических групп «татары» не значатся, следовательно, они названы в числе чувашей. Можно с уверенностью сказать, что данный этноним имел положительную коннотацию и, возможно, был даже в какой-то степени престижным, о чем говорят данные ономастики. С каких же пор казанские чуваши-мусульмане стали именовать себя татарами? Как показывают современные исследования , принятие нового имени произошло не ранее конца XIX - начала XX вв. Причем, этот процесс поначалу охватил казанских мусульман и лишь позднее мишарей, тептярей и часть северо-западных башкир. Петр Рычков писал, что у тюркских народов имя татар «употребляется за презренное и бесчестное звание», так как оно означает «варвар, смерд, и ни к чему годный человек».

Он авторитетно заявляет: «я совершенно уверен, что во всех тамошних сторонах ни одного народа нет, который бы татарами именовался». Однако, ниже добавляет: «Хотя живущие в Казанской и в других губерниях магометане, которым у нас татарское имя прилагается, оное звание сами для себя и употребляют, и как выше значит за бесчестное и поносное для себя не ставят: но сие может быть происходит у них от давнего обыкновения, принятого ими от российских сперва по смежности с ними, а потом и по подданству их к России, подобно сему как ныне все германцы не только от соседственных им народов, то есть россиян, поляков, турков, персов и татар, немцами прозваны, да и сами уже сие название, когда русским языком пишут, или говорят, без всякого предосуждения употребляют». Этнофолизм «татары» прижился в качестве самоназвания казанских мусульман не сразу, так как еще в XVIII в. Приведем некоторые примеры. Некий Кадыргул Кадырметев, допрошенный в 1737 г. Соседние народы именовали их аналогично.

Один из вождей башкирского восстания 1735-1740 гг. В том, что мулла Мансур и касимовский мурза Кутлу-Мухаммед Тевкелев не были чувашами в нынешнем значении данного этнонима, нет никакого сомнения. Поэтому этническая характеристика, данная им Кусяп-батыром, весьма симптоматична. Характерно, что марийцы до сих пор именуют казанских татар словом суас. В XIX в. Однако, для наступившей эпохи национализма он плохо подходил из-за своей неопределенности.

В это время среди мусульман Казани становятся популярными идеи историка и богослова Шихаб ад-дина Марджани о создании единого «мусульманского миллета», взятые из административной практики Османской империи. В качестве названия для новой этнополитической общности по его предложению был взят псевдоисторический термин «татары», как претензия на великодержавность периода Золотой Орды, хотя прямыми потомками улуса ханов Джучи и Батыя могут считаться, в первую очередь, казахи, ногайцы и крымские татары, в меньшей степени - узбеки, каракалпаки и башкиры. Говоря об идее «мусульманского миллета», казанский исследователь А. Хабутдинов пишет: «вплоть до начала XX века «татары» как самоназвание не было общепринятым для предков большинства будущих членов татарской нации», так как «члены нации чаще всего называли себя «мусульманами» в противовес христианам ». При выборе этнонима казанские интеллектуалы сделали ставку на подмену понятий и стереотипные представления, существовавшие в обыденном сознании русского населения. Как пишут современные исследователи, «Марджани стремился объединить в единый татарский миллет всех мусульман округа Оренбургского духовного собрания, независимо от их племенных названий: булгар, татар, мишар, башкир, казахов, ногайцев, сибирских татар, а также по возможности исламизировать кряшен, чувашей и угро-финские народы края».

Таким образом, «татаризм» изначально представлял собой модернистский политический проект, не имевший опоры в истории и культуре. Именно поэтому он не нашел поддержки у башкир, казахов и ногайцев. Риза ад-дин Фахр ад-дин писал: «В XIX веке наши ученые начинают общаться с востоковедами и изучать русские источники. Взяв безо всякой критики и проверки в качестве самоназвания, упоминаемых в русской исторической литературе татар, обесчестили себя». Первая Всероссийская перепись населения 1897 г. Для сравнения: татар тогда было 107 025, тептярей - 14 875.

В Вятской губернии Менделеевский и Агрызский районы РТ проживало 13 909 башкир, их которых 8 779 человек проживали в Елабужском уезде, а остальные в Сарапульском; в Бугульминском уезде Самарской губернии Азнакаевский, Бавлинский, Ютазинский, Альметьевский, Лениногорский, Бугульминский районы РТ было 29 647 башкир. По подворной переписи крестьянского хозяйства 1912-1913 гг. Из них: башкир - 154 324 чел. Как видим, татары, тептяри и кряшены лишь вместе взятые были сопоставимы по численности с башкирами. Однако в дальнейшем произошло резкое сокращение удельного веса последних: если перепись 1920 г. Очевидно, что кривая падения не могла быть обусловлена естественными причинами.

Так, например, на территории соседней Башкирской АССР той же самой переписью было зафиксировано 135 960 мишарей и 23 290 тептярей. Поэтому в катастрофическом снижении численности башкирского и полном исчезновении тептярско-мишарского населения на территории ТАССР нужно видеть результат административного давления республиканских властей, проводивших политику тотальной татаризации населения. Тем не менее, материалы фольклорно-этнографических экспедиций 60-х гг. В силу различных причин местное башкирское население, начиная с конца XIX века, стало утрачивать свою национальную идентичность. Часть из них в этническом отношении были смешанными - башкиро-тептярскими, башкиро-тептяро-мишарскими, однако, вплоть до XX века в этом регионе численно преобладали башкиры. Это подтверждают не только письменные документы, но и опубликованные в разные годы этнографические карты.

Они неизвестны в других регионах России, так как данный социальный институт породила башкирская вотчина. Сам факт существования где-либо представителей этой сословной группы априори указывает на принадлежность территории их проживания к категории башкирских земель. Историк А. Асфандияров в ряде своих работ объясняет возникновение этой группы населения внутренним развитием башкирского общества. По его мнению, первые тептяри представляли собой башкир, потерявших право на владение землей. В таком случае они переставали быть башкирами-вотчинниками и превращались в башкир-припущенников, которые жили в качестве арендаторов на земле своих соплеменников, то есть их «припускали» в свои владения другие башкиры-вотчинники.

При этом они часто продолжали оставаться собственниками земли в родной волости. Со временем некоторые из них теряли связь со своей общиной или выталкивались из нее насильно. Отсюда - социальный термин «тептяр» от башкирского глагола тибелеу - «быть выпинутым». Для них было обременительным выполнение повинностей, возложенных на башкирское сословие, как то выплата ясака и, главное, несение военной службы «на своем коште». По словам И. Кирилова, первоначально они «в казну ясаку ничего не плачивали».

В то же время любой экономически окрепший тептяр мог обратно перейти в свое «башкирское звание». Таким образом, первоначально тептярское сословие не имело непроходимых юридических границ с башкирами-вотчинниками. Лишь в 1631-1632 гг. Процесс тептяризации больше всего коснулся западных башкир, в частности, Юрмийской волости, отсюда и более ранняя по сравнению, скажем, с башкирами Мензелинского уезда жители многих сел сохраняли башкирское самосознание даже в ТАССР , утрата ими своей национальной идентичности. Например, деревня Сары-Биккул ныне в Лениногорском районе Татарстана , основанная юрмийцами, целиком состояла из башкир-тептярей. Важно отметить также то, что башкир можно было встретить и среди ясачных татар-припущенников.

Были башкиры и среди мещан городов губернии. В последующий период истории, когда тептярские повинности стали более обременительными, нежели башкирские, башкиры-припущенники перестали переходить в тептярское сословие, оставаясь в своем собственном. Но зато среди тептярей резко возрастает численность переселенцев из числа «татар», мари, удмуртов, чувашей, вышедших из своих общин и порвавших связь со своим сословием ясачным, служилым , что существенно изменяет этнический облик тептярей в XIX веке. Таким образом, утверждения некоторых авторов о том, что данная группа состояло исключительно из «татар» не соответствуют действительности. Последние в большинстве своем относились к категориям ясачных, служилых, торговых, чемоданных татар, которые превосходили по численности тептярей. После упразднения в 1865 году Башкирского войска тептяри прекратили свое существование в качестве сословия, однако, еще долго сохраняли свое прежнее самосознание.

Что касается башкир-тептярей, то за столетия «тептярства» произошел следующий социальный сдвиг: значительная их часть в силу долговременной оторванности от своего этноса стали культурно тяготеть к «татарам», увлекая за собой башкир-вотчинников Мензелинского, Бугульминского, Елабужского и Сарапульского уездов. Пожалуй одним из главных факторов, способствовавших утрате национальной идентичности у западных башкир, был лингвистический вопрос. На протяжении веков литературным языком башкир был поволжский тюрки, основанный на чагатайской письменной традиции. Он в равной степени был распространен среди башкир и «татар». Однако, нужно отметить, что для первых он был естественным продолжением на родной речи , а у вторых он стал доминировать в довольно позднее время XV-XVI вв. До этого, как уже говорилось выше, мусульманское население Казанского края говорило на диалекте, носившем на себе печать палеотюркского булгаро-чувашского наречия.

Башкиры же пользовались z-языком общетюркского типа, о чем красноречиво свидетельствует тюркский филолог XI в. Махмуд Кашгари: «У племен кыргыз, кипчак, огуз, тухси, ягма, чигиль, уграк, чарук чистый единый тюркский язык. К ним близок язык йемеков и башгиртов». Причем, нет уверенности в том, что их язык изначально имел фонетические особенности, характерные для современного башкирского литературного языка, как, например, последовательная замена тюркского -s- звуком -h-. По всей вероятности, эта черта сформировалась под влиянием иранской сарматской этнической стихии. Современный татарский язык сформировался в результате языковой экспансии, шедшей в Среднее Поволжье из тюркской степи, в том числе, из Башкирии.

Поэтому расхожее мнение, бытующее в широких слоях народа, о том, что северо-западные башкиры разговаривают на татарском языке, которого, как было показано выше не существовало до начала XX в. Во-вторых, для северо-западных башкир «татарский язык» был исконным, тогда как предки казанских татар - чуваши - восприняли его на рубеже XV-XVI вв. В 20-е годы XX века были разработаны нормы современного литературного башкирского языка, которые основывались на юго-восточных диалектах народной речи. В в то же время говоры северных и западных башкир, фонетика которых была близка к современному татарскому языку, были проигнорированы. Результаты этого ошибочного решения не замедлили сказаться при проведении советской перепии 1926 года, когда понятия об этнической национальной идентичности и родном языке были разведены в разные категории. Восторжествовал принцип лингвистического национализма, господствовавший в Европе XIX века: «я являюсь представителем той национальности, на чьем языке разговариваю».

Если в 1897 году большая часть тюркского населения западной и северной части исторического Башкортостана южные уезды Пермской и Вятской губерний, Бугульминский, Бугурусланский и Мензелинский уезды считали своим родным языком башкирский язык, то в 1926 г. Таким образом, этническая ассимиляция северо-западных башкир, в том числе значительной части рода Гирей, стала следствием ряда объективно сложившихся причин, о которых было рассказано выше. Однако, этот процесс в ряде случаев подстегивался сознательно уже начиная с конца XIX века. Одной из целей политического проекта «татарского миллета», как более высокой, по мысли его авторов, стадии развития локальных идентичностей, были поглощение и полная ассимиляция башкир, тептярей, мишарей, кряшен и др. Определенные круги научного сообщества Татарстана и сегодня прилагают усилия по демонтажу башкирской этничности. К примеру, в некоторых публикациях отрицается факт существования башкирского этноса, мол, это было всего лишь сословие, хотя оснований сомневаться в историчности татарской идентичности неизмеримо больше.

Говоря о проблемах этнической идентичности тех гирейцев, которые ошибочно считают себя татарами, нужно отметить, что данное явление во многом стало следствием слабого знания собственной истории. Люди руководствовались не доводами разума, основанными на исторической памяти и знании архивных документов, а эмоциями. Созданный многими поколениями казанских деятелей миф о великих булгарских и татарских «предках», рисует им сказочный образ прошлого, имеющий мало общего с исторической действительностью. Их выбор является скорее предметом веры, чем разума. Поэтому, хочется заострить внимание читателей на приведенных в данном томе материалах и документах, которые являются не результатом чьей-то прихоти, а артефактами истории. Из них следует, что башкирский период их истории насчитывает несколько сотен лет, тогда как татарский проект представляет собой недавнее явление, насчитывающее несколько десятилетий.

На кладбищах гирейских аулов покоятся десятки поколений их предков, считавших себя не чувашами, и, тем белее, не татарами, которых до XX в. Необходимо отметить, что сегодня ассимиляционный процесс, затронувший башкирский народ, в значительной степени остановлен. Благодаря открывшемуся доступу к архивным документам и распространению исторических знаний все большее число этнических башкир, считавшихся до недавнего времени татарами, узнает правду о своем происхождении, узнает о своей подлинной истории. В то же время язык перестает быть главным маркером национальной идентичности, то есть татароязычность уже не является препятствием для башкирской самоидентификации. Можно разговаривать на татарском языке или северо-западном диалекте, можно быть абсолютно русско- или англоязычным, но при этом быть башкиром. Иноязычность не мешает чувствовать принадлежность к прошлому своего рода, без которого нет народа.

Фрагмент публикуется с разрешения авторов монографии: История башкирских родов. Хамидуллин, Ю. Юсупов, Р. Асылгужин, Р. Шахеев, Р. Рыскулов, А.

Гумерова, Г. Галеева, Г. Подобные публикации преследуют конкретную цель — реанимацию провалившегося в 1918 году проекта «Идель-Урал» и создание «Великой Татарии». Радикальные формы татаризма, начиная с 90-х гг. XX века, дестабилизируют ситуацию в нашей республике. Вспомнить, хотя бы акцию Татарского общественного центра «Река Ик — Берлинская стена» и недавние заявления Союза татарской молодежи об инициации референдума об отделении от Башкортостана его западных районов и присоединении их к Татарстану.

Один из нынешних его татарских идеологов Д. Психоисторическая война, развернутая сторонниками агрессивного татаристского дискурса, направлена на демонтаж башкирской идентичности, в первую очередь, у жителей северо-западной части Башкортостана. В связи с этим необходимо сделать экскурс в прошлое, чтобы проследить историю этнонима «башкорт», его соотношение с терминами «тептяр», «мишар» и «татар», а также рассмотреть лингвистическую ситуацию в Урало-Поволжье с эпохи средневековья до XX века. Этноним башкорт среди других тюркских имен, имеющих живых носителей, на сегодняшний день является одним из самых древних наряду с названиями уйгур, кыргыз, дубо тува и др. Исчезли кёк-тюрки, огузы, тюргеши, кимаки, хазары, волжские булгары, печенеги и многие другие известные тюркские народы, а их современники башкиры сохранились до сего дня. Самое раннее упоминание о них находится в китайской хронике «Суй-шу», составленной в 643 году: в составе конфедерации огузских племен теле тегрег , населявших территорию Западнотюркского каганата, названо племя ба-шу-ки-ли.

Ныне башкиры относятся к тюркским народам кыпчакской группы, однако, в их языке сохранились рефлексы огузского наречия. Не случайно, ведущий российский лингвист-тюрколог А. Дыбо пишет: «Башкирский язык, скорее всего огузский в своей основе, подвергался неоднократной кыпчакизации: в домонгольскую эпоху, в золотоордынский период и, наконец, в относительно позднее время со стороны татарского и казахского языков». В целом соглашаясь с выводом названного ученого, нельзя принять пункт о влиянии на башкир татарской языковой стихии, поскольку, как мы покажем ниже, предки современных казанских татар перешли на свой теперешний язык лишь в XV-XVI вв. Напротив, процесс языковой экспансии шел в обратном направлении — из Башкирии, Крыма и Мангытского юрта Ногайской Орды в Среднее Поволжье. В арабской литературе страну Башкирию билад Басджурт впервые отмечает арабский путешественник середины IX в.

Салам Тарджуман. Секретарь багдадского посольства в Волжскую Болгарию Ахмед Ибн Фадлан писал в 922 году, что перейдя через реки Яик, Самара, Сок и Кондурча, они «прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд». Как видим, в X веке просторы нынешней Самарской области и юго-востока современного Татарстана были населены башкирами, потомки которых проживают там и поныне. Авторы X в. На его карте город Карукия, находившийся на территории так называемой «Внешней Башкирии» Басджурт аль-хариджа , помещен у места впадения в реку Итиль Агидель некой реки, текущей с севера, вероятно, Уфимки. Персидский историк и географ XIV в.

Хамдуллах Казвини пишет о городе Башкорт: «М. Если первый сопоставляется с золотоордынским городом Мокша ныне с. Наровчат Пензенской области , то второй, судя по западноевропейским картам, отождествляется с Уфой. Авраам Крескес, а также Герард Меркатор 1512-1594 гг. После присоединения к Русскому государству понятие «Башкирия» в качестве хоронима и этнической территории башкир начинает фигурировать в официальных русских документах. Иван Грозный в духовном завещании 1572 г.

Рычкова используется термин «Башкирия», В. Татищев в своих указах пишет «Башкирь» , в «Реестре башкирских волостей» от 1730 г. Русские писатели XIX в. Не секрет, что журналисты центральных СМИ предпочитают использовать преимущественно это название вместо официального «Башкортостан». Причина проста: оно укоренено в русской литературной традиции, а потому естественно вытекает из русской же лексики. Этого нельзя сказать о таких названиях, как Татария Татарстан , Чувашия, Марий Эл, Удмуртия, являющихся неологизмами периода национально-государственного строительства 20-30-х гг.

XX века. Однако, и между последними имеется коренное различие. Если представления о землях марийцев, удмуртов и чувашей существуют, как минимум, с X в. Не случайно, упомянутый выше Д. Другой казанский исследователь И. Гилязов приводит причину острого внимания на проблему татарской идентичности, которая проявляется в последнее время в научном сообществе: «Поскольку термин «татары» изначально не был нашим самоназванием, внимание историков все больше привлекали моменты, как этот этноним был привнесен в среду предков современных татар, как татар называли их соседи.

Эта проблема волновала многие поколения исследователей. Дело в том, что в немногочисленных источниках, написанных самими жителями Казанского ханства, термин «татары» не упоминается ни разу. В последних обычно видят мишарей, а в тарханах — феодальную верхушку башкирского народа. По поводу остальных этнических групп — чувашей, мордвы и марийцев черемисов — до недавнего времени вопросов не возникало. Но где же здесь татары, коль скоро документ написан самими казанцами? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно учесть, что нет ни одного источника «татарского» или, лучше сказать, туземного происхождения, в котором какая-нибудь этническая группа Золотой Орды именовала бы себя татарами.

Для более широких объединений обычно использовались имена выдающихся монгольских ханов, ставших эпонимами соответствующих межплеменных политических группировок: хан Чагатай — чагатаи, хан Ногай — ногайцы, хан Шибан — шибанцы шибанлыг , хан Узбек — узбеки, но опять же никак не татары. Упомянутый выше И. Вначале оно было названием и, по-видимому, самоназванием одного из монгольских племен Центральной Азии, затем оно перешло в другое качество, и в XIV-XV вв. Беда только в том, что татарами оно именовалось опять же лишь со стороны соседей. Сами себя ордынцы так никогда не манифестировали. Поэтому И.

Гилязов пишет: «К сожалению, исторических источников, которые непосредственно отражали бы этническое сознание населения Золотой Орды, почти нет». Проще было бы признать, что документов, доказывающих их татарскую идентичность, попросту не существует. Если население Золотой Орды именовалось татарами лишь на страницах внешних источников — русских, арабских, персидских, армянских, европейских, а сами себя ордынцы так не называли никогда, следовательно, термин «татары» - это лишь экзоним или аллоэтноним, такой же как «немцы». В обыденном сознании русского народа этногеография мира была довольно проста: на западе живут немцы, а на востоке — татары. Например, еще в официальных документах XVIII века англичане именовались аглицкими, шведы — свейскими, испанцы — шпанскими немцами. Аналогичным образом, появились такие искусственные конструкции, как узбекские, ногайские, кавказские, азербайджанские, в том числе, и казанские татары, хотя на территории Евразии, начиная с XIII века, не было ни одного народа, использовавшего данный этноним в качестве самоназвания автонима.

Как известно, в 1202 г. Чингиз-хан и правитель кереитов Тогрул Ван-хан разбили татар и подвергли их поголовному уничтожению. Известный синолог Е. Кычанов писал: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам. И когда в далеких аулах и селениях на западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: «Татары! Таким образом, несмотря на то, что татары подверглись физическому уничтожению, их имя продолжало жить собственной жизнью.

Именно поэтому такие понятия, нередко встречающиеся в литературе, как «татарский хан», «татарское ханство», «татарский эпос» о Едигее или Чура-батыре или «татарский язык» применительно к эпохе средневековья, не могут использоваться в качестве научных терминов, поскольку термин «татары» является не более чем историографическим, литературным и фольклорным штампом. Фигура умолчания относительно татар в источниках, касающихся Казанского ханства, была главной загадкой для историков, которая получила свое окончательное решение недавно. Так как же называло себя коренное население Казанского ханства и Казанского края до и после вхождения в состав Русского государства? Данное положение стало результатом исследований многих ученых. Другой пример, касающийся башкирского восстания 1681-1684 гг. В 1682 году казанский воевода Петр Шереметев докладывал: «в нынешнем же де во 190 году…Аюкай и Солом Серет и иные тайши, собрався с своими ратными людми, пошли под Казанские и Уфинские уезды войною по присылке воровских башкирцев и казанских татар…».

Однако, параллельные показания ногайского мурзы Алабека Асанова рисуют несколько иную картину: «…в нынешнем де в 190 году…по присылке изменников башкирцев и чюваш, пришел к ним башкирцам Аюка тайша с калмыки и ногайцы и с едисаны и ныне стоит в башкирской деревне Карабаш». Речь идет об одних и тех же событиях с той лишь разницей, что русский воевода в качестве союзников башкир упоминает казанских татар, а мурза — чувашей. Следовательно, эти два термина тождественны друг другу. Разница состоит лишь в том, что первое название является сословным названием населения Казанского уезда, применяемым со стороны русской администрации. Второе название — это их самоназвание и туземное название, используемое представителями тюркских, монгольских и финно-угорских народов. Этноним «чуваши», применительно к татарам, пережиточно сохранился у марийцев, которые до сих пор именуют их словом «суас».

Казанский историк Д. Таким образом, в приводившихся выше документах — челобитной «всей Казанской земли», духовной грамоте Ивана Грозного, актах Московского царства — предки казанских татар были зашифрованы под именем чувашей. В этой связи становится понятной характеристика австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, данная Казанскому ханству: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства…Эти татары — культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей». Накануне падения Казани, когда там боролись друг с другом две партии аристократов — казанская промосковская и крымская антимосковская , чуваши-мусульмане на правах коренного населения активно вмешивались в феодальные усобицы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю? Понятно, что и здесь имеются в виду не чуваши-язычники правобережья Волги, которые вряд ли могли врываться в ханскую резиденцию мусульманской Казани и требовать изменения внешнеполитического курса страны.

Чуваши-мусульмане также жили в районе Закамской засечной линии, состоявшей из таких крепостей, как Ерыклинск, Тиинск, Билярск, Новошешминск, Заинск, Мензелинск. В 7159 1651 году «приходили на государеву вотчину на Закамской уезд ногайские мурзы с воинскими людьми и взяли многие деревни и чуваской многой полон». Их случайно встретили башкиры во главе с тарханом Тоимбетом Янбаевым, ехавшие «по своей вере Богу молится». Тогда вместо молений они вступили в бой и «и с теми ногайскими воинскими людьми бились, и многих людей побили, и чуваский многой полон отбили…». Понятно, что чуваши Закамья опять же не могли соответствовать современным чувашам, а только предкам нынешних казанских татар. Таким образом, чуваши-мусульмане населяли все три географических региона современного Татарстана — Заказанье, Закамье и Горную сторону.

Как следует из анализа источников, население Казанского ханства состояло из двух страт, во-первых, оседлых земледельцев-мусульман, составлявших большинство и именовавшихся чувашами и, во-вторых, тонкого господствующего слоя тюрко-монгольские племена Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Мангыт и др. Не случайно, Л. Гумилев писал: «потомков этих болгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называют именем «татары», а их язык — татарским». Хотя это не больше чем камуфляж!

Чтобы тюрко-татары продвинулись в сфере культуры, они должны двигаться под единым знаменем. Мы должны добиться личных прав и культурной автономии, территориальная автономия и федерация принесут нам лишь вред. Фатих Карими здесь привел пример Финляндии как образец территориальной автономии.

Но финны — цивилизованный народ. Они окультурились под влиянием немецкой культуры. Но в Туркестане и Казахстане нет людей, способных возглавить территориальные автономии. У народа нет знаний, нет сознания. Народ не осознает себя ещё нацией. Наша задача, сначала сформировать национальное сознание, создать нацию [2, с. Есть еще один вопрос: Если будет федерация, будут ли даны права автономии не титульным нациям, проживающим в республиках, составляющих федерацию?

В таком случае нужно будет дать автономию 48 народам на Кавказе и 10 народам в Туркестане. С точки зрения исторической перспективы такое чрезмерное дробление не нужно. История вынуждает нас объединяться. Мелкие общества не способны создать великую культуру. Они будут жить, задыхаясь в своей узкой среде. По этой причине я отдам свой голос за систему правления единой народной республики, которая защитит наше национально-культурное единство и откроет дорогу великой культуре [2, с. Вы, делегаты съезда, должны всем показать, что вы представляете 30 миллионов мусульман и великую нацию" [2, с.

По мнению же Заки Валиди, изложенному им на съезде, чтобы решить национальные, культурные и религиозные проблемы мусульман России, чтобы выбрать для них систему правления в России, надо знать, что из себя представляют мусульмане России. Пока мы, говорит З. Валиди, достаточно хорошо этого не знаем [2, с. По его мнению, существуют три группы тюрок: 1. Южные тюрки азербайджанцы и туркмены Ставрополя. Срединные тюрки узбеки, казахи, киргизы, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, башкиры, крымские и тюменские татары. Восточные тюрки урянхайцы, саха, черные и желтые уйгуры.

Все эти тюрки в местах своего проживания составляют 64-96 процентов от всего населения. Заки Валиди предполагает, что эти тюрки смогут создать территориальные автономии, и для них подходит федеративное устройство России. А для тюрок Внутренней России татар - Р. Далее он предлагает при решении всех вопросов российских мусульман особое внимание уделять их этническим особенностям и различиям и решать проблемы, не нарушая естественной эволюции событий. Человек, мало-мальски представляющий этнографию, историю, социальное положение и особенности российских мусульман, не будет стремиться создавать учреждение под названием "национальный парламент российских мусульман, вырабатывающий для них особые законы", втискивать этих мусульман в некую единую форму, навязывать им единую национальность. Все это не естественно. Это противоречит и науке, и жизни" [2, с.

Пусть кавказцы поддерживают дела туркестанцев, а казанские и крымские татары - дела казахов и кавказцев. Только таким образом мы достигнем цели.

Как заморозить этнические конфликты Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты. И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список.

Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья! Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары — вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы кумыки никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё. Национальные сложности Рассмотрим этнический состав поближе. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других.

Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен. Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.

Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились. Сегодня же границы Башкорстана — часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства.

Поверх рубашки татары носят безрукавый камзол "зилян" , доходящий до колен, затем халат, подпоясываемый гарусным или шелковым кушаком - и, наконец, шубу. Казанские татары-купцы носят обыкновенно поверх зиляна суконный кафтан с опушкой, похожий покроем на русский купеческий. Эта скромная одежда отличается у богатых только тем, что сукно тоньше и кафтан вообще опрятнее; зато они носят много драгоценностей: золотые перстни, кольца с бриллиантами, массивные золотые цепи и пр. Выбритая гладко голова татарина покрывается ермолкой тюбетейкой , иногда расшитой золотом и жемчугом, затем шапкой, у богачей опушенной бобром. Муллы и хаджи, т. Пожилой и молодой татарин. Фото К. Сафонова, 1890-е. Татарин Казанской губ. Татарский мальчик Казанской губ.

Прянишников, 1880. Женская одежда состоит из длинной и широкой ситцевой рубашки с нагрудннком и шаровар. На рубашку татарки надевают зилян, а на голову накидывают полотняное или ситцевое покрывало, заменяемое иногда простым платком; богатые вместо зиляна носят халат из парчи, из шелковой материи или из китайки с длинными рукавами. Халат накидывается прямо на голову и служит таким образом вместо чадры покрывала. Головным убором служат шелковые или бархатные колпачки, с дорогой бахромой, позументами, мелкими серебряными монетами и драгоценными камнями, или же бархатные круглые шапочки с плоским верхом, отороченные соболем. Кроме того, татарки очень любят разные украшения из благородных металлов и самоцветных камней: ожерелья, массивные серьги, браслеты, перстни, в косы вплетают разные металлические подвески, монеты и пр. Солнцев, 1869. Татары Пензенской губ. Фото Орлова, 1890-е. В городах, в особенности Казани, вид татарских домов и строений ничем не отличается от других городских.

Приемные покои в виде залы и гостиной убраны на европейский лад, обыкновенной мягкою мебелью, зеркалами, канделябрами, занавесками, коврами, салфетками и цветами на окнах. Во внутренних покоях преобладает азиатский вкус с его низкими диванами по стенам, на которых сидят татарки, поджав свои ноги. Дома в деревнях по первому впечатлению опрятнее русских, что происходит от влечения татар казаться богаче, чем они в действительности есть. Для сего он белит несколько раз в году свою печь, ставит на вид самовар с чайным прибором яркого цвета, большой сундук, окованный жестью и раскрашенный такими же цветами и зеркало на видном месте - придают избе своего рода изящество, без которого русский крестьянин обходится легко, не увлекаясь желанием казаться богатым и приберегая копейку на более необходимые предметы, либо для увеличения своего капитала. В татарских избах с виду кажется все чистым и прибранным, но большинство татар нельзя, однако, похвалить за чистоту и опрятность. У них постоянно случается, что в одной и той же посуде стирается грязное белье и подается кушанье. Чистоплотности от татар также, кажется, можно было бы ожидать, вследствие частых омовений, предписываемых им законом; но на деле бывает далеко не то: у них чаще, чем у какого-нибудь другого племени встречаются разные накожные болезни, порождаемые неопрятностью, а также парша на голове от грязных тюбетеек, не пропускающих головных испарений. Вместе с тем, как сам татарин, так и дом его, насквозь пропитаны каким-то особенным запахом от бараньего сала, которое они постоянно употребляют в пищу, в виде приправы к разным кушаньям. Обыкновенная пища татарина-поселянина состоит в следующем: «толкан» - мука вареная в воде с солью; болтушку эту едят утром вместо чая. За обедом подают салму - мучные шарики, иногда с мясом, разваренные в воде; лепешки из гречневой муки.

Вечером опять варят «толкан». По праздникам лакомятся лошадиным мясом или бараниною. Самый общительный татарин не станет с русским есть мяса: надо, чтобы животное было заколото татарином, который, перерезывая горло, произносит молитву: "бис-милях" во имя Божье. Часто случается, что, приходя в русский трактир, татарин приносит с собою курицу или кусок говядины и отдает ее зажарить; если же принесенная птица живая, то татарин тут же сам закалывает ее с молитвою. Уход за скотиною в татарском хозяйстве весьма тщателен и примерно чист. Их вареные сливки - каймак - очень вкусны. Они запасаются ими на зиму, замораживая их в больших кадках, и едят затем разогретыми. Впрочем, это делается большею частью в домах зажиточных татар. Богатые татары преимущественно едят лапшу, пельмени, жаркое, жирные лепешки с чаем , пироги с зелеными огурцами и сухие плоды. До разных овощей татары весьма болышо охотники: они возделывают их с любовью, запасаясь ими на зиму.

Татары, живущие в Казани, почти совсем не едят конины. Это невкусное мясо в употреблении только у деревенских жителей, которым продают на убой обыкновенно старых, еле живых лошадей. До чаю все вообще татары страстные охотники; быть может, это потребность желудка после их жирных обедов. Но замечательно, что пристрастие к чаю и ко всему сладкому не уничтожает в них, как и в русских крестьянах, склонности к вину. Несмотря на заповедь пророка и запрещение мулл, татарин любит выпить, оправдываясь тем, что пьет не вино, а бальзам попросту - настой трав на водке. Трактирная жизнь татарину очень по сердцу; в этом, может быть, проявляется здесь любовь восточного жителя к кофейням. В трактире татарин обыкновенно выпивает несколько рюмок бальзаму и множество бутылок пива. Выпить в течение дня 10 - 15 бутылок у татарина не считается гастрономическим подвигом. За пивом распевает он свои песни, или слушают орган, курит табак, а у себя в доме курить не позволяется. Пьяные татары не так скоро ссорятся, как русские; зато уж если случится драка, то унимается она не скоро.

Фото неизв. Нижегородские татары. Дмитриева, 1893. Татары очень набожны и отличаются сильной приверженностью к обрядам своей религии, исправно посещают богослужение и обязательно пять раз в день совершают моление, которому всегда предшествует омовение. Нахождение даже в пути не освобождает татарина от исполнения религиозных обязанностей, и он свято выполняет их. Самым важным в религиозном отношеши у татар считается месяц рамазан - девятый месяц в лунном году мусульманского летосчисления, так как, по словам корана, в этом месяце основатель ислама начал получать откровения Божии, и потому все мусульмане, кроме детей, престарелых, беременных женщин, больных и путешественников, обязаны держать в этот месяц пост. Пост состоит в том, что с появлением утренней зари все воздерживаются от употребления пищи и питья, курения и пр. Мещеряки современное название мишари - татарский субэтнос, представители которого обитают в Среднем Поволжье и Приуралье, наиболее компактно - в окрестностях Нижнего Новгорода нижегородские татары. В XIX веке бытовала версия их происхождения от финно-угорского племени мещёра, жившего в среднем течении Оки. Существует также версия происхождения мишарей от племени буртас, смешавшегося с булгарами.

Некоторые исследователи полагают, что мишари произошли от смешения золотоордынских кипчаков с булгарами и буртасами. Тек или иначе, но мишари имеют свой диалект татарского языка, свои этнокультурные особенности, хотя в ХХ веки многие различия мишарей и татар были во многом нивелированы. Часть мещеряков приняла христианство и слилась с русским населением, часть оккончательно "отатарилась" и утратила субэтнические признаки. Семья мещеряков. Фото Круковского, 1897. Кузница у мещеряков. Татары Сергачского уезда. Происхождение другой поволжской народности, чувашей , также вызывает споры исследователей. По нынешней версии, чуваши - это потомки древних племен суваров и булгар. Существовала также версия финно-угорского происхождения чувашей.

Бытуют даже мнения, правда, ничем не подкрепленные, что чуваши произошли от шумеров, или египтян, или этрусков. До присоединения чувашей к России, случившегося после завоевания Казанского ханства, они исповедовали языческую религию на основе многобожия, анимизма и поклонения духам предков. На рисунке из книги Паули чувашка, как видим, вполне находит общий язык с представителями финно-угорских народов Поволжья. Чуваши, как начинает говорить о них история, являются зависимыми и подчиненными другим народам, более сильным и самостоятельным. Так в период совершенного покорения русскими Казани, чуваши прежде других инородцев здешнего края стали изъявлять покорность. Местность по речкам Цывилям, принадлежащая к главнейшим становищам чувашского населения, является почти в полной зависимости от русских еще в конце XV столетия. Есть предания, что здешние чуваши впоследствии сами просили о построении у них города, куда бы они могли являться для сдачи ясака. Эти обстоятельства, без сомнения, имели немаловажное влияние на характер чувашей, от природы тихий и робкий. Они же, быть может, послужили главною причиною, что чуваши селились преимущественно в глуши лесов, в стороне от больших до-рог, и непременно в каком-либо овраге, так что самое слово «овраг» - сирмы сделалось синонимом слова «деревня», и не-редко слышится в названиях чувашских селений: Оба-сирмы, Ирх-сирмы, Ялдым-сирмы и пр. Надобно к тому присовокупить, что обычай чувашей селиться патриархально, усадьбами, «каждо с родом своим» имеет последствием то, что в чувашских деревнях дворы располагаются не улицами, но более или менее сближенными группами, между которыми пролегают вообще не широ-кие, прихотливо извивающиеся проезды.

Правительство, хотя и принимало меры к более правильному расположению чувашских селений, однако и ныне селений, выстро-енных по правильному плану и с «белыми» избами, еще весьма немного. Относительно пост-ройки самих домов можно сказать, что они вообще отличаются обширностью и прочностью; дверь в них всегда обращена на восток, страну священную по древнерелигиозным понятиям чувашей. К дому примыкают такой же прочной постройки амбары и другие хозяйственные заведения, между прочим, пивоварни и особые здания для летнего житья. Все это придает чувашскому селению вид благосостоятельности. И действительно, зажиточность распространена между чувашами ровнее, быть может, главным образом от того, что в чувашах нет наклонности к щегольству, а напротив заметна скупость и крайняя неприхотливость в жизни. Главный промысел чувашей - земледелие, и они считаются в здешнем краю даже лучшими, усерднейшими земледельцами, умеющими с выгодами пользоваться каждым клочком земли для пашни, хотя и не очень удобряют свои поля. Успешности их земледельческих занятий в немалой степени способствует и то, что чуваши по преимуществу живут немноголюдными поселка-ми, и потому пахотные поля имеют в недальнем расстоянии, да к тому же сами селения, как сказано выше, стоя в оврагах, ничего не отнимают у пахотных полей. Другие промыслы между чувашами не развиты; к ремеслам и торговле они не обнаруживают особого влечения, - и в этом отношении они состоят под влиянием русских, которые с промышленно-торговыми це-лями живут весьма во многих чувашских селениях. Чуваши почти все обращены в христианство, но еще весьма не тверды в познании этого учения. Курьезнее всего то, что с принятием христианства чуваши от русских получили насмешливо-почетное прозвища «Василиев Иванычей», усвоенное и самими чувашами, хотя во-обще они склонны к употреблению русских имен собственных в уменьшительном виде: Митька, Тишка и проч.

Сохраняется предание, что поводом к упомянутому прозвищу послужило следующее обстоятельство: один из главных крестителей чувашей иеромонах Вениамин Пуцек-Григорович впоследствии митрополит Казанский крестил их целыми толпами, причем любил им давать свое мирское имя «Василий». Впрочем, если христианство привилось к чувашам только од-ною внешнею обрядностью и если они не очень немного усвоили от русских, - тем не менее, нельзя сказать, что они не спо-собны вовсе к развитию более высшему. Учителя училищ, за-веденных в чувашских селениях, вообще весьма выгодно отзываются о понятливости и прилежании чувашских учеников. Некоторая часть чувашей, особенно живущих вместе с татарами, приняла мухамеданство. Этнографическое обозрение чувашей Чуваши-язычники Казанской губ. Фото Шумилова, 1890-е. Свыкаясь с физиономиею чуваша, всматриваясь в ее отдельные черты и сравнивая их с другими народностями Казанской губернии, нельзя не придти к заключению, что выдающиеся скулы, узкий разрез глаз и покатый назад лоб суть непременные признаки чувашского типа. Лицом они смуглы, глаза карие или черные, лоб узкий, нос тонкий разного очертания, зубы белые, роста среднего, походка тяжелая, переваливающаяся, при сильном махании рук. Волосы у них темно-русые, усы и борода густые, ровные, свивающиеся иногда в виде пряди. У женщин узкий разрез глаз и выдающиеся скулы еще больше заметны, чем у мужчин.

Одежда мужчин совершенно схожа с русскою. Женская одежда более разнообразна, причем разные местности имеют свои характеристические оттенки одежды, тем не менее, по некоторым предметам всеобщей носки легко признать чувашку. Чуваши смотрят на свою жену, как на человека, которого они должны любить, как на существо им, вместе с тем, вполне подчиненное и способное быть не только подспорьем мужа, но и трудиться в одинаковой с ним мере. Оттого нигде, вероятно, женщины не работают так усердно дома и в поле, как у чуваш; нигде они не ездят так лихо верхом, как там. Женятся чуваши очень рано, т. Родители медлят выдавать их замуж, ценя в них рабочую силу. В прежнее время нередко бывало, что пятнадцатилетнего мальчика женили на тридцатилетней девице. Браки чувашская молодежь устраивает большей частью сама, знакомясь предварительно друг с другом на посиделках или так называемых девичьих пирах, устраиваемых обыкновенно в промежуток между Рождеством и Масленицей. Для своих гулянок иногда девицы снимают особый дом, куда и собираются, принося с собой пива и водки; иногда же просто собираются в топленых банях. На посиделки являются молодые парни, и начинается веселье.

Кроме игр и плясок, поются песни, сказываются сказки, загадки и прибаутки. Жмурки - также весьма употребительная игра между молодежью. Необходимой принадлежностью всех подобных собраний служит также музыка. Чуваши - очень музыкальный народ. Они знакомы со многими музыкальными инструментами , как-то: пузырем, гуслями, гудком, дудкой, гармонией, балалайкой и скрипкой; наиболее древний и оригинальный из них - пузырь. Во время посиделок молодежь иногда очень близко сходится между собой, и здесь же предрешаются многие браки. Сближению молодежи между собой много содействует поверье чуваш, что каждая девушка должна выйти замуж; в противном случае она на том свете сделается женой злого бога духа смерти и будет мыть его белье. Слева - невеста в традиционном наряде. Фото Г. Локке, 1870.

Ест чувашенин хоть и не роскошно, а все же лучше русского, вследствие своей большей зажиточности. Любимая еда - "шурбе", которую всякая чувашенка готовить в виде похлебки из говядины или рыбы; рыбу тут чистить не любят, потому съедят и так, да и вообще, лучше не смотрть на чувашскую кухню, так как зачастую варка идет в том же котле, нз которого только что налакалась собака или в котором только что помыли юного чувашенина. Понятное дело, что если в мясе недохват, то приходится обойтись и без него, и тогда в "яшку" накладывают свекольной или огуречной ботвы, да забелят ее молоком, смотря по вкусу; иногда в "яшку" кладут и капусту, и муку, а в праздничные дни не пожалеют и курицу с чесноком. Чисто народным блюдом чувашским следует признать "йигечь" - нечто вроде сыра из творогу. На закуску при парадных едах подает хозяйка "ширтан"- очень вкусную колбасу из баранины, поджаренную в масле на сковородке. Хлеб чуваши пекут не по-нашему, а любят, чтобы он был покислеe, а потому и затирают муку ячневую и ржаную на сыворотке. Кваса у чувашей нет, но они с успехом заменяют его "ойраном" - квашеным молочным питьем, не настолько противным на вкус, чтобы пить его было невозможно; но зато поневоле подивишься выносливости чувашского желудка, когда невзначай поешь с ними "болдрана", который приготовляется из искерды, борщовника с прибавлением молока и масла - подобной бурды не переварит ни один сколько-нибудь цивилизованный желудок. В праздничные дни угощаются чуваши пивом, сыром и вином - "эреком", которое гонят даже и из картофеля. Не все просто складывалось в отношениях башкир и российской власти. В XVII - XVIII веках произошло несколько башкирских восстаний; башкиры под водительством своего национального героя Салавата Юлаева участвовали в пугачевском бунте , но после этого все как-то подуспокоилось, и сосуществование башкир с русскими стало носить вполне мирный характер.

Молодые башкиры. Вернье, "Путешествие в Азию", 1851. О происхождении башкирского народа , за отсутствием исторических указаний на это, толкуют различно. Гумбольдт и Штраленберг признают башкир за народ финского племени, только со временем перенявший монгольский тип. Хвольсон производит башкир и одноплеменных им мадьяр от вогульского племени, составляющего отдельную отрасль так называемой угрской группы или большой алтайской семьи. Некоторые же историки производят их от болгар. Есть, наконец, писатели, отводящие башкирам среднее место между финским и татарским племенами. Глядя на нынешних башкир, трудно представить себе, что еще так недавно они составляли сильный и воинственный народ; через каких-нибудь сто лет нельзя и узнать этого буйного и отважного народа... Еще недавние сказания про силу и воинственный дух башкир кажутся теперь просто невероятными: так сильно изменилось это племя под влиянием русской культуры и новых условий жизни. По типу лица башкиры не представляют резкого отличия от татарского племени вообще.

Та же круглая, довольно большая голова, круглое и смуглое лицо, серые или карие, большею частью плоские и довольно узкие глаза, прямой и небольшой лоб, оттопыренные большие уши, короткая редкая борода , по большей части темно-русая. Выражение лица у башкир не только не безобразно, но нередко даже очень красиво. Ходячие изображения башкир с зверским монгольским лицом, с выдающимися скулами и косыми глазами - далеко не верны. Рост башкиры имеют большею частью средний, сложение не очень крепкое; но, тем не менее, они довольно сильны и способны переносить большие лишения. В работе они, по общему отзыву, трудолюбивы и аккуратны, но не споры, т. Поэтому заработная плата башкирам полагается меньше, нежели русским крестьянам, а урочную работу они выполняют, по крайней мере, на треть дольше в сравнении с русскими. Вообще, башкиры исполняют, например, на золотых приисках и заводах, большею частью чисто механический труд: рубят и возят дрова, приготовляют уголь, доставляют руду и проч. Также дают им такие работы, при которых требуется аккуратность без особенного уменья. У башкир замечательно развиты органы чувств. Днем и даже ночью они в состоянии различить предметы на недосягаемом для нас расстоянии, равно как уловить звуки, далеко не долетающие еще до нашего уха.

Вообще, организм башкир в высшей степени приноровлен к своеобразной степной жизни и закален против всех стихийных невзгод. В этом смысле здоровье их можно считать очень хорошим. Башкиры не знают, что такое простуда или неудобоваримая пища. Найдите 10 отличий! Одежда башкир, даже по названию, почти тождественна с обыкновенным татарским костюмом. Мужчины носят те же длинные рубахи с откладными воротниками, тот же чекмень кафтан , халаты и широкие шальвары. Голову покрывают низкой войлочной шляпой с загнутыми вверх полями. На ногах носят ичиги с калошами, а бедные - лапти. Зимою носят тулупы и шапки, отороченные мехом. Женский костюм также мало отличается от татарского.

Башкирки носят холщовые рубашки, вышитые вокруг ворота и рукавов алого цвета нитками. Сверх рубашки надевают платье, зимою с рукавами, а летом без рукавов; платье это увешивается вокруг ворота и на груди серебряными монетами. Подобно татаркам, башкирские женщины носят шальвары. Фото Фишера, 1892. Башкирская семья Белебейского уезда. Дом башкира средней зажиточности. Избы башкир-бедняков. Корни различия этих дружественных народов исходят из глубины веков. Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе. Издревле эти народы проживали всегда рядом.

У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления: Крымские. Ногайские и пр. Краткий экскурс в историю Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами.

Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке. У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами. Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан.

Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях. Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий