Новости автор оперы хованщина

Автор этой статьи узнал из верного источника, что Сергей Дягилев, вкупе с Игорем Стравинским и Морисом Равелем, готовятся учинить акт вандализма над “Хованщиной” Мусоргского. Опера «Хованщина» с 13 марта по 17 марта 2024, Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. отметил Сергей Сидоров. В 1911 году благодаря Шаляпину, поставившему оперу в качестве режиссера и исполнившему партию Досифея, «Хованщина» появилась в Мариинском театре.

Билеты на оперу «Хованщина»

На сцену МАМТ вернули "Хованщину" – спектакль 2015 года. Опера Мусоргского снова идёт в редакции Шостаковича, ведь Модест Петрович работу не завершил. Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Офицер «Могучей кучки». История известных произведений Модеста Мусоргского

Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Сцена из оперы «Хованщина» Государственного академического Мариинского театра. «Хованщина» – опера Модеста Мусоргского, народная музыкальная драма в пяти действиях и шести картинах на либретто композитора. «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором. Напомним, что с 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого Мариинский театр представляет легендарную «Хованщину» в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского.

Билеты в наличии:

  • На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
  • 9 февраля 1886 года - Состоялась премьера оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» - Русский Исполин
  • Конец истории. "Хованщина" в истории и в музыке
  • Хованщина (опера) | это... Что такое Хованщина (опера)?
  • Опера `Хованщина` (1872-80), MM 57 - Мусоргский, Модест Петрович - слушать онлайн, скачать, ноты

Последние события

  • Содержание:
  • 1886 - Хованщина
  • Опера «Хованщина» в Мариинском театре
  • «Хованщина» возвращается! Доброе утро. Фрагмент выпуска от 13.04.2022
  • Юбилею Шаляпина посвящается: в Уфе прошла премьера оперы «Хованщина»
  • Опера о русском Холокосте

Хованщина (опера)

В избранное Поделиться Да, да - Мусоргский, уже зрелый композитор, написал либретто самостоятельно. Увлеченный русской историей, день за днем он проводил в библиотеке и консультировался со специалистами. Композитор работал над сочинением с 1872 по 1880 год, однако так и не успел дописать клавир. После смерти автора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков.

Позже путь оперы на сцены советских театров религиозная основа «Хованщины» сделала также чрезвычайно тернистым. Он получил образование в петербургском Морском кадетском корпусе, стал офицером и участвовал в кругосветном плавании. Пению лейтенант в отставке начал учиться в консерватории Санкт-Петербурга. Оттуда он, правда, был изгнан, якобы «за отсутствие вокального таланта».

С подобным вердиктом будущий солист Большого и Мариинки был не согласен, продолжил учебу в Италии и более чем успешно дебютировал в Неаполе. После многочисленных европейских ангажементов Фигнер вернулся в Россию. Исполнительский дар певца оценила не только публика.

Опера Мусоргского «Хованщина» была целиком и полностью перемещена на сцену Рязанского кремля из Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Приехала почти вся оперная труппа МАМТ, это первый выезд спектакля за пределы Москвы и первая постановка «Хованщины» на открытом воздухе. Это один из самых массовых спектаклей среди русских опер, почти 150 человек на сцене хор и солисты и 73 человека оркестра. К сожалению, хоровых исполнителей пришлось немного сократить, так как открытая сцена, хоть она и огромная, но всё-таки в полтора раза меньше стационарной. Известно, что Мусоргский не успел завершить партитуру оперы, поэтому в данной постановке финальная недописанная сцена имеет авторство современного композитора Владимира Кобекина. За дирижёрским пультом находился Тимур Зангиев. Но основные, самые мощные партии в опере — хоровые.

Материалы для либретто оперы «Хованщина» выписки из летописей. Вложен читательский билет М. Он принимал живое, деятельное участие в работе. Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам. Известно, что, ему же Модест Петрович и посвятил эту работу. Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. Стасову, 1872 год Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. Стасову, 1872 год Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров.

Валерий Гергиев: На сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь"

Никто не видел своей страны так, как Гоголь и Мусоргский. Это невероятный объем возмущения, негодования и любви одновременно. Александр Титель.

Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении в отдельных случаях - реконструкции и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова. Первые постановки При жизни Мусоргского опера не исполнялась. Первые постановки: в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И. Кононова [2] , 9 февраля 1886 года , дирижировал Э. Сетова, в помещении Городского театра, 26 октября 1892 года.

Мамонтова , в помещении театра Г. Солодовникова , 12 ноября 1897 года. Дирижёр Е. Эспозито, Досифей — Ф. Шаляпин , художники А. Васнецов, К. Коровин и С. Шаляпина в роли Досифея, сделанный на стене гримуборной артиста в Мариинском театре 1911 20 ноября 1912 г. Стравинского и М.

Вслед за этим началась всемирная слава оперы, входящей ныне в репертуар крупнейших театров мира: Барселона 1923 , Франкфурт-на-Майне 1924 , Милан 1926 , Дрезден 1927 , США 1931 , Берлин 1958 , Лондон, Белград и др.

Что же мы слышим в спектакле Мариинского театра? Валерий Гергиев дирижирует по партитуре оперы в оркестровке Шостаковича в редакции 1960 года, как указано на сайте постановки.

Однако маэстро, отойдя от «буквы» партитуры Шостаковича, в двух принципиальных случаях отходит от оригинала. Первый эпизод касается второго акта, окончания знаменитой сцены «заговора князей», когда Федор Шакловитый объявляет, копируя манеру речи Петра I: «Обозвал хованщиной и велел сыскать». В редакции Шостаковича после этих слов звучит оркестровая постлюдия с фанфарами, построенная на теме марша Преображенского полка.

Гергиев, снимая маршевое оркестровое заключение, оканчивает сцену в соответствии с намерениями Мусоргского «на одном грозном аккорде p[ianissimo] с опущением занавеса» из письма Владимиру Стасову. Шакловитый — Алексей Марков, Василий Голицын — Евгений Акимов, Иван Хованский — Владимир Ванеев, Досифей — Станислав Трофимов Второе, принципиально важное изменение относится к кульминационному последнему пятому акту оперы, в котором действие происходит ночью в раскольничьем скиту. За отсутствием нотных материалов Мусоргского Шостакович в своей партитуре во многом следует редакции Римского-Корсакова, но по-иному переосмысляет финал.

Уже после того, как все погибают в пламени, на сцене появляются солдаты Петровского потешного полка, отступающие в ужасе при виде догорающего пепелища. Шостакович развертывает финал и далее, дополняя оперу хоровым и оркестровым заключением, музыкально-философской рефлексией о прошедших событиях. После петровцев на сцену выходят пришлые люди, смотрящие на языки пламени и оплакивающие Русь: «Ох ты, родная, матушка Русь, нет тебе покоя, нет пути».

Затем следует перемена декораций и зрители вновь слышат симфоническую картину рассвета на Москве-реке. Андрей Хованский — Константин Артемьев, Марфа — Ксения Дудникова В версии Мариинского театра зритель не видит на сцене ни пришлых людей, ни петровцев, не узнает музыки рассвета. Марфа собственной рукой поджигает раскольничий скит.

Разгорающийся пожар поглощает людей, запертых внутри. Скит обрушивается. На фоне пламени опускается занавес.

Как далеко еще до старческих годов, и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру! Но на него наложила чугунную, неумолимую руку та самая горькая судьба, которая тяготеет над всеми, почти без исключения, самыми большими талантами нашего отечества: почти никто из них не живет долго, сколько бы мог и должен бы жить, почти никто из них не совершает всего, к чему, по-видимому, был призван и для чего родился. Почти все скошены на полдороге. Искусство Мусоргского подлинно народно Цитируется по: Стасов В. Статьи о музыке. В пяти выпусках. В шести книгах.

Выпуск 3. XII 1887, изменялась, пересматривалась и дополнялась в 1896 и в 1908. Россия не присоединилась к конвенции и в 1911 заключила лишь сепаратную конвенцию с Францией о литературной и художественной собственности. Бернская конвенция была дополнена на Римской конференции в 1928.

Характеристика первого действия

  • Юбилею Шаляпина посвящается: в Уфе прошла премьера оперы «Хованщина»
  • Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове
  • Либретто оперы «Хованщина». Краткое содержание
  • На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
  • Опера «Хованщина»
  • Наши партнеры

М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

По просьбе Голицына приходит Марфа. Она гадает ему на воде и предсказывает опалу и ссылку. Князь в смятении. Опасаясь, что гадалка проболтается о том, что ей открылось, он велит своему клеврету Варсонофьеву утопить Марфу. Появляется Иван Хованский.

Он обвиняет князя в неуважении к боярской чести. Голицын возражает, что борется лишь с боярской строптивостью. Князья не могут договориться, их заботит только, кто из них будет главенствовать. Перерастающий в ссору спор останавливает пришедший на княжеский совет Досифей.

Удалившийся от мира, в прошлом тоже князь, Досифей корит Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, а Голицына в пристрастии к европейским обычаям. Глава раскольников призывает князей подумать, как охранить Русь от нововведений царя Петра, как сберечь старую веру. Вбегает Марфа. Она напугана покушением на её жизнь и рассказывает, что была спасена солдатами царя Петра, петровцами.

Вошедший Шакловитый сообщает, что царю Петру поступил донос на Хованских, которые «на царство покусились». Пётр назвал заговор «хованщиной» и велел сыскать зачинщиков. Со старообрядческим песнопением крестным ходом через слободу идут раскольники. Марфа тяжело переживает измену князя Андрея, вспоминает их счастливые дни.

Ей кажется, что есть только один утешительный выход: вместе с возлюбленным покончить с собой самосожжением. Досифей ласково вразумляет её: «Гореть!.. Страшное дело!.. Не время, не время, голубка».

В мрачном раздумье появляется Шакловитый. Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть.

Плеер автоматически запустится при технической возможности , если находится в поле видимости на странице Адаптивный размер Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице.

Он сочинял ее девять лет — шесть действий и пять картин на собственное либретто. Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра.

Неспокойны и люди: стрельцы возволнованно судачат, подьячий Андрей Зорин места себе не находит, князь Шакловитый Вячеслав Васильев тоже на взводе, анонимный донос диктует подьячему, хочет извести Ивана Хованского Михаил Петренко , готовящего заговор, и его шального сыночка Андрея Евгений Акимов , но при этом мечтает остаться в тени. И ватага работных людей, забредших из любопытства на Красную площадь, полна тревоги и воинственности.

Шутка ли! Головы, можно сказать, летят направо и налево, бояр ссылают, всего лишают. И на видном месте у Кремля их имена на камне высекают, чтобы все знали! И боялись!

Царевна Софья интригует против молодого царя Петра. Стрельцы за старый порядок, петровцы - за новый. Зреет бунт, кровавый и беспощадный.

В отличие от оперы «Алеко», показанной рязанцам ранее, «Хованщину» без подготовки воспринять под силу не каждому. Тематический день «Хованщина» стартовал в 08. Продолжился день во Дворце Олега, где в 15. Взгляд в прошлое» с показом отрывков из фильма «Хованщина» режиссёр Вера Строева, 1959 год. Таким образом, к 19. После стрелецкого бунта власть временно перешла к князю Ивану Хованскому. Этот период историки называют «хованщиной».

Валерий Гергиев: На сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь"

«Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором. После смерти автора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. В один из дней, завершающих астраханское жаркое лето, на Соборной площади кремля прошла пресс-конференция, посвященная премьерной постановке оперы Модеста Мусоргского “Хованщина”. И сюжет «Хованщины» создан в соответствии с концепцией романовской истории, особенно финал оперы. Эскиз костюмов для оперы Мусоргского 'Хованщина' Замоскворечье.

«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»

Редакция не вступает в переписку с авторами. Положительное решение сообщается. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения того или иного автора. При перепечатывании материалов ссылка на «Бельские просторы» обязательна.

Он ставленник царевны Софьи. У него "заказец важный есть" для писаря. Тот догадывается: настрочить доносец, - и предвкушает заработать на этом дельце. Шакловитый предупреждает о той каре, которая ждет Подъячего, если он проговорится. Тот мгновение колеблется, но в конце концов, потирая руки в предвкушении платы, соглашается. Шакловитый диктует анонимный донос Петру на Хованских: начальник стрельцов Иван Хованский задумал посадить на престол своего сына Андрея и с этой целью разжигает мятеж. Подъячий в страхе от того, что ему приходится писать это. Он смертельно боится, что "князь Хованский. Стрельцы проходят и удаляются.

Шакловитый продолжает диктовать свой донос. Наконец дело сделано. Доносчик уходит. Сцену заполняет пришлый люд. Подъячий тем временем прячет кошель; он ощупью, под стойкой, считает деньги, поглядывая не без страха на пришлых людей. У тех недоумение вызывает появившийся за ночь на площади столб. На нем надписи, но они не могут по своей безграмотности их прочесть. Они обращаются к Подъячему, чтобы он прочитал. Он грубо отказывает им.

Тогда они поднимают будку, в которой он отсиживается, и несут ее к столбу. Подъячий в страхе зовет на помощь и обещает прочитать надпись. Тем временем слышатся звуки труб. Так стрельцы приветствую своего предводителя - князя Ивана Хованского. Входит князь Иван Хованский. Москва и Русь спаси Бог! Из глубины сцены появляется князь Андрей Хованский и Эмма, девушка из Немецкой слободы. Андрей пытается обнять Эмму, но та сопротивляется. Эмма обвиняет его в том, что он убил ее отца, изгнал жениха и не сжалился даже над ее матерью.

Остался ты верен мне! Андрей негодует и бросается на Марфу с ножом, но та тоже выхватывает из-под рясы нож и отражает его удар. Большому слава! Он изумлен, видя Андрея, Марфу, а еще Эмму, которая ему самому приглянулась. И теперь отец и сын сходятся как соперники: отец приказывает стрельцам схватить Эмму, сын — встает на ее защиту. Отец гневно приказывает взять Эмму и отвести в свои палаты. В этот момент входит Досифей, он останавливает руку Андрея. Эмма опускается на колени перед Досифеем, своим спасителем. Досифей приказывает Марфе отвести Эмму в ее дом.

Этот его скорбный монолог рисует облик сурового и гордого старца. В Кремль! Досифей в мистическом порыве возносит молитву Господу. Обстановка, как поясняет композитор, в смешанном вкусе: московско-европейская. Поздний вечер. На письменном столе князя зажжены канделябры. Перед зрителем садик и красивая решетка на каменных столбах. Вечерняя заря. Князь читает любовное письмо от царевны Софьи.

Его мучает тревога, одолевает страх перед будущим. Входит дворянин Варсонофьев, клеврет князя Голицына. Он сообщает князю, что к нему настойчиво просится "лютерский священник". Князь велит пригласить пастора. Пастор обращается к Голицыну с просьбой заступиться за Эмму. Князь отказывается: "Не могу входить я в дело частное Хованских". Тогда пастор переходит к другой теме: дозволить в Немецкой слободе возвести церковь "еще одну, только одну". Эта просьба выводит князя из равновесия: "Рехнулись, что ли, вы, иль смелости набрались; Россию хотите кирками застроить!.. Снова входит Варсонофьев.

Это под видом гадалки пришла Марфа. Клеврет готовит все необходимое для гадания.

Как уже говорилось, Мусоргский не успел закончить «Хованщину». В клавире не был записан весь пятый акт с «любовным отпеванием» Марфой своего возлюбленного Андрея Хованского и финальной сценой самосожжения раскольников в скиту. Хотя доподлинно известно, что эту музыку композитор показывал друзьям в последние месяцы своей жизни. Партитуры оперы практически не существует, за исключением двух небольших отрывков в виде концертных номеров: песни Марфы «Исходила младешенька» и хора стрельцов «Поднимайтесь, молодцы». Весь XX век композиторы-соавторы, текстологи-источниковеды, композиторы-оркестровщики пытались решить проблему целостности оперы.

Каждый из них, будь то Римский-Корсаков, Стравинский, Ламм, Асафьев, Шостакович, прибегал к различным методам и приходил к противоположным решениям. Что же мы слышим в спектакле Мариинского театра? Валерий Гергиев дирижирует по партитуре оперы в оркестровке Шостаковича в редакции 1960 года, как указано на сайте постановки. Однако маэстро, отойдя от «буквы» партитуры Шостаковича, в двух принципиальных случаях отходит от оригинала. Первый эпизод касается второго акта, окончания знаменитой сцены «заговора князей», когда Федор Шакловитый объявляет, копируя манеру речи Петра I: «Обозвал хованщиной и велел сыскать». В редакции Шостаковича после этих слов звучит оркестровая постлюдия с фанфарами, построенная на теме марша Преображенского полка. Гергиев, снимая маршевое оркестровое заключение, оканчивает сцену в соответствии с намерениями Мусоргского «на одном грозном аккорде p[ianissimo] с опущением занавеса» из письма Владимиру Стасову.

Шакловитый — Алексей Марков, Василий Голицын — Евгений Акимов, Иван Хованский — Владимир Ванеев, Досифей — Станислав Трофимов Второе, принципиально важное изменение относится к кульминационному последнему пятому акту оперы, в котором действие происходит ночью в раскольничьем скиту. За отсутствием нотных материалов Мусоргского Шостакович в своей партитуре во многом следует редакции Римского-Корсакова, но по-иному переосмысляет финал. Уже после того, как все погибают в пламени, на сцене появляются солдаты Петровского потешного полка, отступающие в ужасе при виде догорающего пепелища. Шостакович развертывает финал и далее, дополняя оперу хоровым и оркестровым заключением, музыкально-философской рефлексией о прошедших событиях. После петровцев на сцену выходят пришлые люди, смотрящие на языки пламени и оплакивающие Русь: «Ох ты, родная, матушка Русь, нет тебе покоя, нет пути».

Интересным моментом стало переодевание в сценический костюм, который помог более полно вжиться в роль. Для меня всё это было в первый раз — оказаться на большой сцене. Благодаря этому я смогла из простого хориста перевоплотиться в хориста — оперного артиста. Новым ощущением для меня стало взаимодействие на сцене с дирижёром, другими участниками хора и спектакля, оркестром и, самое главное, — зрителем!

Перед выходом на сцену я не волновалась, но волнение появилось с осознанием того, что у нас есть один шанс для правильного исполнения, и спетого уже не перепоешь, как это было на репетициях. Было заметно, как волновались солисты. Для кого-то это было впервые. Этот опыт мне понравился, но я думаю, что это не для меня: для такой работы буквально нужно жить театром. Хотелось знать, что происходит на сцене, и каждую свободную от игры минутку я поглядывала туда. Обстановка в яме мне показалась интересной: ничего не видно, кроме дирижёра, светящегося пульта и краешка сцены. Наблюдая за работой дирижёра, который управлял двумя коллективами одновременно, я убедилась, что это очень сложно.

Хованщина как зеркало добра и зла

Царь готов покарать зачинщиков. Раскольники скрываются от петровских войск в скиту. Досифей убеждает их, что смерть станет им очищением. Беглецы закрываются в старой церкви, и Марфа поджигает ее. Животный интерес Эпическую оперу оформил знаменитый сценограф Федор Федоровский. Свои декорации он сделал бережно, взяв за основу оформление спектакля Коровина, а затем Головина. Зрителю с первых сцен открывается панорамный вид на Москву. Только меняются точки просмотра. Это и Китай-город с его теремами и палатами, и Красная площадь с Лобным местом, храмом Василия Блаженного, Васильевским спуском, и вид на Кремлевскую стену с Москвы-реки.

А художник по свету Владимир Лукасевич то наполняет декорации перспективой, уводя в тень знаковые места, то выводит их на первый план. Старейший музыкальный театр страны с размахом отмечает юбилей В наполненном деталями пространстве сцены, кажется, могут играть лишь главные герои. Но нет — по режиссерскому замыслу Леонида Баратова одновременно здесь логично располагается до сотни артистов. В четвертом действии при массовом вынесении приговора стрельцам на сцене поместились и женский хор, поющий за жен и матерей, и войско Петра, и даже духовой оркестр. Грандиозная массовая сцена завершается драматургически сильным ходом — помилованием царём раскольников. Животные на главной сцене страны появляются в некоторых постановках.

Подслушавшая эту песню фанатичная раскольница Сусанна грозит Марфе судом. Вновь появляется Досифей, который защищает и утешает Марфу и прогоняет Сусанну. Появляется Шакловитый, которого беспокоит судьба страны. Когда он слышит песни стрельцов, то скрывается. Появляются стрелецкие жёны и отчитывают мужей с песней: «Ах, окаянные пропойцы!.. Он сообщает, что приближаются петровские рейтары. У стрельцов мгновенно меняется настроение, и они просят Хованского выступить в ответ. Однако князь указывает всем идти по домам и ожидать «судьбы решения». Четвёртое действие Первая картина События происходят в хоромах Ивана Хованского. Его пытаются развлечь крепостные девушки, однако князь всё равно остаётся хмурым. Появляется гонец, который передаёт предостережение от князя Голицына о «неминуемой надвигающейся беде». Хованский не может избавиться от навязчивых плохих мыслей и велит позвать персидок, которые исполняют танец. Появляется Шакловитый, который передаёт приглашение на тайный совет от царевны Софьи. Хованский польщён и приказывает подать парадную одежду, но внезапно его убивает наёмный убийца. Шакловитый саркастически допевает незаконченную хором девушек песню «Плывёт, плывёт лебёдушка…» Вторая картина Вторая картина происходит на площади у собора Василия Блаженного. Князь Голицын отправлен в ссылку.

Андрей негодует и бросается на Марфу с ножом, но та тоже выхватывает из-под рясы нож и отражает его удар. Большому слава! Он изумлен, видя Андрея, Марфу, а еще Эмму, которая ему самому приглянулась. И теперь отец и сын сходятся как соперники: отец приказывает стрельцам схватить Эмму, сын — встает на ее защиту. Отец гневно приказывает взять Эмму и отвести в свои палаты. В этот момент входит Досифей, он останавливает руку Андрея. Эмма опускается на колени перед Досифеем, своим спасителем. Досифей приказывает Марфе отвести Эмму в ее дом. Этот его скорбный монолог рисует облик сурового и гордого старца. В Кремль! Досифей в мистическом порыве возносит молитву Господу. Обстановка, как поясняет композитор, в смешанном вкусе: московско-европейская. Поздний вечер. На письменном столе князя зажжены канделябры. Перед зрителем садик и красивая решетка на каменных столбах. Вечерняя заря. Князь читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога, одолевает страх перед будущим. Входит дворянин Варсонофьев, клеврет князя Голицына. Он сообщает князю, что к нему настойчиво просится "лютерский священник". Князь велит пригласить пастора. Пастор обращается к Голицыну с просьбой заступиться за Эмму. Князь отказывается: "Не могу входить я в дело частное Хованских". Тогда пастор переходит к другой теме: дозволить в Немецкой слободе возвести церковь "еще одну, только одну". Эта просьба выводит князя из равновесия: "Рехнулись, что ли, вы, иль смелости набрались; Россию хотите кирками застроить!.. Снова входит Варсонофьев. Это под видом гадалки пришла Марфа. Клеврет готовит все необходимое для гадания. Начинается центральная сцена этого действия — сцена гадания. Она предсказывает князю, что его ждет опала. Суеверный князь Голицын в смятении. Опасаясь, что гадалка проболтается о том, что нагадала ему, он велит слуге утопить Марфу, но Марфа все слышит и вовремя скрывается. В разгар их перебранки является Досифей; он становится между ними; князья стоят неподвижно, отвернувшись друг от друга. Он уговаривает князей помириться. В глубине сцены торжественно проходят чернорясцы раскольники с книгами на головах такова ремарка композитора , их сопровождает толпа народа. Их хор звучит словно фанатический гимн. Нами да стариной паки Русь возвеселится! К ней со словами утешения обращается Досифей. Она узнает его и тогда рассказывает, как слуга Голицына пытался задушить ее по приказу князя , и как она едва сумела вырваться — благо петровцы подоспели. Упоминание о войске Петра и о том, что оно, оказывается, уже совсем близко, повергает князей в шок. Входит Шакловитый. Обращаясь к князьям, он говорит, что царевна Софья велела сообщить им, что их заговор раскрыт: в Измайловском селе донос прибит, что Хованские на царство покусились. За сценой слышны голоса петровцев. Стрелецкая слобода, против Белгорода, за кремлевской стеной на Москве-реке. Вдали, перед зрителем, крепкая деревянная стена, сложенная из громадных брусьев. За рекой видна часть Белгорода. Время к полудню. Действие начинается хором раскольников — как и во втором действии они поют тот же свой фанатичный гимн. Их пение слышится сначала издалека за сценой , затем они появляются на сцене, проходят по направлению к воротам и снова удаляются за сцену. Это шествие, как и в первый раз, являет собой демонстрацию духовной силы старообрядцев. Сцена пустеет; из толпы незаметно выделяется Марфа. Она садится на завалинку у дома, занятого Хованским. Из дома, где теперь живет Хованский, выходит Досифей. Марфа встает ему навстречу и склоняется перед ним. Страшное дело!.. Он уводит ее, утешая при этом.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Редакция не вступает в переписку с авторами. Положительное решение сообщается. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения того или иного автора.

«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского

М.П. Мусоргский Опера «Хованщина» Почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню? «Пляска персидок» из оперы «Хованщина» фрагмент. «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором. купить билеты на оперу в Москве 2024. Театр им. Станиславского и Немировича (МАМТ) - Основная сцена. Новости | весь раздел. Стала известна новая дата концерта Симфонического оркестра Мариинского театра и оперы «Хованщина».

Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров

Мариинка покажет оперу "Хованщина" на сцене Большого театра впервые за 20 лет. М.П. Мусоргский Опера «Хованщина» Почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню? «Народная музыкальная драма», как определил «Хованщину» сам автор, долго искала путь на сцену. «Хованщина», хранящая дух «большого стиля», и сегодня идет на мариинской сцене в оркестровке Шостаковича.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий