Государственный долг к ВВП — это макроэкономический показатель, который рассчитывается как отношение величины государственного долга страны к её валовому внутреннему продукту (ВВП). Согласно последним оценкам, суммарный внешний долг всех стран мира в 2023 году достиг величины 76,56 трлн долл., что составило 80 процентов мирового ВВП. Внешний долг государств Евразийского экономического союза на 1 апреля 2023 года снизился на 14,3% по отношению к аналогичной дате прошлого года. Величина суммарного долга развивающихся стран равнялась соответственно 101,3 трлн и 94,5 трлн долл.
Всемирный банк: долги стран перед РФ в 2022 году выросли на 9%, до $28,9 млрд
Об этом свидетельствуют данные Всемирного банка , обнародованные в январе 2022 года. Следом идут Бангладеш , Венесуэла , Индия и Вьетнам. Россия занимает пятое место среди крупнейших суверенных кредиторов развивающихся стран первое — у Китая. В обеих странах « Росатом » реализует проекты по строительству АЭС с использованием межгосзаймов.
По словам источника «Ведомостей» , в сфере военно-технического сотрудничества, рост задолженности Индии и Бангладеш, очевидно, связан с увеличением объема работ по возведению АЭС в этих странах, поскольку Индии вооружение в счет кредита не поставляют, а поставки вооружений по кредиту Бангладеш в основном завершены. Минфин России информацию о межправкредитах не раскрывает — страны-заемщики, а также цели кредитов в большинстве случаев засекречиваются; тем не менее иногда такие сделки анонсируются публично. Издание отмечает, что, согласно официальным данным, межгосударственные кредиты, как правило, предоставляются иностранным заемщикам на закупку российской продукции, прежде всего оборонной, или на оплату услуг по строительству атомных электростанций.
Речь идет как о долгах государств, так и о долгах юрлиц, гарантированных государствами. Часть из этих долгов остается еще с начала 1990-х годов. В основном эти страны брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты — у Замбии и Мозамбика, сказано в статистике Всемирного банка.
В целом Россия занимает пятое место среди крупнейших стран — кредиторов развивающихся стран. За ним следуют Япония , Германия и Франция. Министерство финансов РФ , отвечающее за кредиты другим странам, не публикует информацию о должниках России: каждый год программу государственных кредитов описывают в секретных приложениях к федеральному бюджету, отмечает РБК.
Россия с 1990-х годов реструктурировала часть советских долгов таким странам, как Вьетнам, Йемен, Куба , Индия. После распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам. Среди стран членов «большой восьмерки» к 2019 году Россия стала лидером по количеству списанных долгов.
Второе списание произведено уже по новому долгу современной России , в надежде, что будут учтены интересы российских компаний в Ираке.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В России задолженность выросла в основных сегментах — госдолг, корпоративный, долг финансового сектора и домохозяйств. В январе, по данным Федеральной службы судебных приставов, количество россиян, которым запрещен выезд за рубеж из-за непогашенных долговых обязательств, достиг 8 млн.
Минфин считает, что источники государственного внешнего долга достаточно диверсифицированы. Самый большой долг оказался у Казахстана. Речь идет о том, что это совокупный внешний долг, который включает в себя правительственный и частный.
Внешние долги стран мира
Интерфакс: Общий объем долга по суверенным и корпоративным облигациям в мире на конец 2023 года составлял почти $100 трлн, что соответствует размеру мирового ВВП. Внешний правительственный долг включает долги иностранным коммерческим банкам, правительственным организациям иностранных государств. Как отмечается в последнем выпуске «Доклада о состоянии международной задолженности», опубликованном Всемирным банком, в 2022 году развивающиеся страны потратили на обслуживание внешнего государственного и гарантированного государством долга.
Рейтинг стран по внешнему и государственному долгу
Величина суммарного долга развивающихся стран равнялась соответственно 101,3 трлн и 94,5 трлн долл. Сейчас американское государство имеет долг в 31,4 трлн долларов. Нет доверия: доля доллара в резервах стран мира упала до минимума за почти 30 лет. Уровень общего долга всех стран, в который входят государственные и частные задолженности, составил в прошлом году $235 трлн, достигнув 238% мирового ВВП.
Рейтинг стран по внешнему и государственному долгу
Эта система ограничивает доступ развивающихся стран к финансированию развития и вынуждает их брать займы из более дорогих источников, повышая их уязвимость и еще больше затрудняя урегулирование долговых кризисов. Сравнение уровня долга со способностью развивающихся стран генерировать иностранную валюту за счет экспорта показывает, что их способность генерировать достаточный доход для обслуживания своих внешних долговых обязательств также ухудшается. Когда развивающиеся страны занимают деньги, им приходится платить гораздо более высокие проценты по сравнению с развитыми странами, даже без учета издержек, связанных с колебаниями обменного курса. Страны Африки занимают в среднем по ставкам, которые в четыре раза выше, чем в Соединенных Штатах, и даже в восемь раз выше, чем в Германии. Высокая стоимость заимствований затрудняет для развивающихся стран финансирование важных инвестиций, что, в свою очередь, еще больше подрывает устойчивость долга и продвижение к устойчивому развитию.
Такое заявление сделала министр финансов страны Джаннет Йеллен. В то же время она подчеркнула, что экономика США является «огромной», поэтому такая цифра вполне управляема. В январе этого года Минфин США сообщил , что государственный долг страны впервые за все время превысил 34 трлн долларов.
Это самый высокий показатель за всю историю Японии. Местные СМИ пишут, что это связано с высокими ценами на сырье и ростом расходов на социальное обеспечение, в том числе — на меры борьбы с COVID-19 и медицинское обслуживание населения. Экс-министр финансов страны Янис Варуфакис в мае 2023-го заявил, что Греция — «абсолютный банкрот». Если наши облигации продаются на рынке по хорошей цене, то это потому, что у вас есть Европейский центральный банк, который «подмигивает» биржевым маклерам и говорит: я знаю, что вы знаете, что греческое государство — банкрот, но купите его облигации, и я покрою их для вас. Страны уже выплатила все долги Международному валютному фонду, главный кредитор страны на данный момент — Европейский центральный банк ЕЦБ. Согласно текущему плану, все долги перед Евросоюзом Греция погасит к 2059 году. Но чтобы выплачивать долги по кредитам ЕЦБ, страна занимает аналогичные суммы у частных кредиторов.
Россию в этом плане можно поставить в пример. В середине 2000-х годов, благодаря высоким ценам на нефть и, не в последнюю очередь, грамотному руководству, наша страна рассчиталась с большей частью долгов, как доставшихся по наследству от СССР, так и образовавшихся в «лихие девяностые». До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях — сумма на счетах двух суверенных российских Фондов Резервном и Фонда национального благосостояния превышала задолженность перед всеми кредиторами внешними и внутренними. Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США. Общая сумма обязательств — около 20,8 трлн рублей. Вы можете «одолжить» государству, купив рублевые облигации федерального займа В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом В первую очередь — в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры. Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга. Если вам нужно взять кредит на развитие бизнеса, покупку квартиры, авто или просто на личные цели, то вы всегда найдете выгодное решение в Совкомбанке. Мы выдаем кредиты до 5 млн рублей на срок до пяти лет, а комфортный ежемесячный платеж вы можете рассчитать на нашем кредитном калькуляторе.
External Debt by Country (2024)
Without action, 2024 will see a further rise in debt vulnerability —potentially leading to reversals in development outcomes. Read more on this and findings from the latest data. DATABASE The latest data from the most comprehensive and transparent source of verifiable, cross-country comparable external debt data of low- and middle-income countries.
Как помочь развивающимся странам Для того, чтобы помочь развивающимся странам преодолеть экономические трудности, необходимо усилить многостороннюю финансовую повестку, уделив особое внимание реформе структуры задолженности, подчеркивают в ЮНКТАД. Эксперты, в частности, призывают создать многосторонний механизм урегулирования задолженности, реестр проверенных данных о долговых операциях как кредиторов, так и заемщиков, а также улучшить анализ устойчивости долга, учитывающий потребности в финансировании развития и борьбы с изменением климата. Текущие встречи МВФ и Всемирного банка предоставляют возможность для укрепления финансирования развития и решения проблем, с которыми сталкиваются страны, нуждающиеся в большей ликвидности. Он предполагает реформу мировой финансовой архитектуры и предусматривает масштабные инвестиции в возобновляемые источники энергии, всеобщую соцзащиту, создание достойных рабочих мест, здравоохранение, и качественное образование.
Генеральный секретарь заявил, что в результате реализации Плана выиграют все, но для того, чтобы он стал реальностью, необходима политическая воля мировых лидеров.
Поэтому «внешний» долг также относится к публичному. Всего по казначейским облигациям Минфин США должен выплатить 16,15 трлн долларов. Почему США могут спокойно жить в долг, а другие страны нет?
Потому что у американских ценных бумаг высокая ликвидность их можно быстро продать по рыночной цене , а у США хорошая кредитная история. Штаты еще ни разу не объявляли дефолт по своим долговым обязательствам технические дефолты не в счет, потому что они возникали из-за проблем, не связанных с финансовыми трудностями. Поэтому Минфин США может продавать много облигаций со сравнительно низкой доходностью. Рейтинговые агентства оценивают показатель кредитоспособности по сотням критериев, среди которых потенциальная окупаемость расходов государства, внутренняя и внешняя политическая обстановка, устойчивость национальной валюты, инвестклимат и так далее.
Текущие встречи МВФ и Всемирного банка предоставляют возможность для укрепления финансирования развития и решения проблем, с которыми сталкиваются страны, нуждающиеся в большей ликвидности. Он предполагает реформу мировой финансовой архитектуры и предусматривает масштабные инвестиции в возобновляемые источники энергии, всеобщую соцзащиту, создание достойных рабочих мест, здравоохранение, и качественное образование. Генеральный секретарь заявил, что в результате реализации Плана выиграют все, но для того, чтобы он стал реальностью, необходима политическая воля мировых лидеров. По его словам, человечество должно принять «Бреттон-Вудское соглашение 2. Напомним, что по итогам конференции в Бреттон-Вуде в 1944 году была установлена международная система организации денежных отношений и торговых расчётов.
Внешний долг России
Смотрите в инфографике суммы внешнего долга в разных странах мира. Общий суверенный государственный долг всех стран достиг к настоящему моменту $88 трлн, что составляет почти 100% мирового ВВП. К концу 2023 года госдолг страны увеличился до 210,5 миллиарда евро. Всемирный банк опубликовал отчет о международном долге 2023 года, согласно которому долг других стран перед Россией составляет $28,9 млрд.
Всемирный банк раскрыл, какие страны и сколько должны России
Там указаны объемы внутреннего и внешнего государственных долгов РФ, в том числе объем государственного долга субъектов Российской Федерации. Помимо последних данных, можно изучить таблицы с показателями 2011—2023 гг. Общая сумма государственного долга РФ на 1 октября 2023 года — примерно 25,81 трлн рублей. Кому мы должны Структуру внешнего государственного долга можно посмотреть на сайте Минфина. Из представленной там таблицы видно, что у РФ есть задолженность: Перед официальными двусторонними кредиторами, которые не являются членами Парижского клуба; Перед официальными многосторонними кредиторами; В виде государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте. Как государство выплачивает долг Долги перед кредиторами государство погашает согласно утвержденным графикам. Важный параметр — платежеспособность государства, то есть сможет ли оно вовремя внести очередной платеж и способно ли в целом рассчитаться по долгам. Один из главных критериев, по которым оценивают платежеспособность государства, — наличие ликвидных активов. В первую очередь это рублевые и валютные депозиты федеральных органов управления, которые размещены в Центробанке и коммерческих банках. При этом важно, чтобы государство не попало в безнадежные должники. Чтобы этого не произошло, правительство может принимать следующие меры: Рассчитаться с долгом за счет золотовалютных резервов.
Это невозможно сделать, если страна уже много задолжала, так как, скорее всего, эти запасы у нее минимальны или вовсе исчерпаны; Консолидировать долг. Для этого нужно получить согласие кредиторов. Они, в свою очередь, создают специальные клубы и совместно разрабатывают консолидационную политику по отношению к государствам, которые не могут расплатиться с долгами. Самые известные такие клубы — Парижский клуб, который объединил в себе страны-кредиторы, и Лондонский клуб, включающий в себя банки-кредиторы. Оба клуба всегда лояльно относились к просьбам задолжавших стран об отсрочке долга. В некоторых случаях даже частично списывали долги; Сократить размер долга путем конверсии. То есть кредитор в счет долга покупает у страны-должника ценные бумаги, недвижимость, права, участие в капитале и другое. При этом доля иностранного капитала в стране увеличивается, а финансовые ресурсы в бюджет не поступают. Но таким образом можно снизить долг, получить возможность брать зарубежные кредиты и стимулировать приток иностранных инвестиций в экономику страны; Обратиться к международным банкам за льготными кредитами. Таким образом можно преодолеть кризис, но в то же время страна должна быть готова к жестким требованиям к кредитной и эмиссионной политикам, к поощрению конкуренции и другим условиям.
Финансовый год в США начинается в октябре, то есть финансовый 2024-ый длится с 01. С конца лета в Штатах активизировались дебаты вокруг параметров бюджета. Конгресс до 1 октября должен одобрить дискреционные расходы. И, несмотря на майское соглашение между Байденом и Маккарти, бюджет-2024 в США к установленному сроку так и не приняли. Еще одним спорным вопросом стало выделение военной помощи Израилю и Украине. Договориться демократы и республиканцы не могут до сих пор. Раз в два месяца они согласовывают временный бюджет, чтобы избежать шатдауна. Таким образом, получается, что проблема потолка госдолга в 2024 году остро не стоит.
Ключевой вопрос — принятие федерального бюджета и угроза шатдауна. В то же время портфельный управляющий ALG Capital Вячеслав Голик отмечает, что соглашение не решает принципиальный вопрос с реформированием обязательных программ, и проблема госдолга будет сохраняться. Ответ прост — правительство тратит больше, чем получает от налогов и сборов. Нехватка денег уже много лет восполняется за счет выпуска государственных облигаций, то есть заимствования на рынке.
Там указывается, что общая сумма внешнего государственного долга всех стран мира составляет более 70. И далее ниже поясняется, что обязательства нерезидентов перед резидентами данной страны из представленной в таблице суммы внешнего долга не вычтены. Вопрос — почему они не вычтены, а указаны в трлн долларов? Общая же сумма внешних долгов, которая указана на данном сайте как была — 70,6 млн долларов, так и не менялась несколько лет, хотя долговые обязательства стран постоянно растут. Но нас волнует главный вопрос — кому должны страны? В представленной таблице обязательства нерезидентов перед резидентами в виде суммы внешнего долга не учтены, потому что их кредиторы не государства, а влиятельные банковские корпорации — «хозяева денег», которые не предпочитают светиться. Все решения принимаются закулисно, а председатели этих международных финансовых организаций их просто озвучивают. Есть цель и есть средства. Цель — это абсолютная власть, которую дают деньги в капиталистическом обществе, прежде всего, над самим обществом и государством, в котором живёт это общество. А средства — это крупные банковские корпорации, денежно-кредитная политика с ссудным процентом и, наконец, сами деньги. Национальные же банки — это обыкновенные ростовщические конторы, которые вписаны в глобальную банковскую сеть и функционируют, как элементы единой системы. МВФ даёт кредиты странам по низким ставкам, но под определённые обязательства. Их не интересует как будут потрачены эти средства, главное, чтобы исполнялись все пункты обязательств. Суть их сводится к существенным политическим уступкам, напрямую затрагивающим суверенитет государства. Отдельно оговариваются условия развития страны — её отраслей промышленности, социальной сферы, государственных программ, бизнеса и т. Так было с Грецией, Исландией, когда-то с Россией, теперь уже с Украиной. ФРС через свои филиалы — Центральные банки определяет денежно-кредитную политику конкретного государства, курс национальной валюты, даже объёмы золотовалютных резервов. На данный момент в мире существует около 200 Центральных банков. И есть международная иерархия Центральных банков с их статусом, в рамках которой они чётко следуют определённой линии. Там национальные банки, которые проводят суверенную финансовую и экономическую политику. России сегодня нужен именно такой банк. Какая есть альтернатива существующей финансовой системе? Существующая в настоящее время мировая финансовая система основана на использовании доллара как основной, а фактически, единственной мировой резервной валюты. Основы системы были заложены в 1944 году с формированием Бреттон-Вудской системы и созданием Международного валютного фонда МВФ. С отказом в 1971 году от конвертируемости доллара в золото система приобрела её современные очертания. США, опираясь на свой валютно-экономический потенциал и золотой запас, приравняли доллар к золоту, закрепив за ним статус главной резервной валюты. При создании системы декларировалось, что она должна обеспечивать сбалансированное развитие мировой экономики за счёт использования управляемых плавающих валютных курсов. В итоге на деле она привела к громадным диспропорциям в мировой торговле, росту денежной массы и увеличению финансовых рисков. Перераспределение позиций между странами в наше время является отражением важной особенности современного экономического развития, конкурентной борьбы на мировом рынке. Экспоненциальный рост дисбалансов в мировой экономике начался в 90-х годах, когда созданная система во всё большей степени стала обеспечивать в основном лишь растущие потребности экономики США. США использовали статус доллара как резервной валюты для покрытия национальной валютой дефицита своего платёжного баланса. Годовой дефицит внешнеторгового баланса США с нескольких десятков млрд долларов в 80-х годах вырос в итоге до 500-700 млрд долларов. Это тот дополнительный объём товаров и услуг, которые в обмен на доллары ежегодно получают США. Таким образом, США пользовались результатами чужого труда через импорт товаров за счёт экспорта своих долларов. Основатели Бреттон-Вудской валютной системы полагали, что валютные интервенции, направленные на поддержку паритетного обменного валютного курса, предоставят разработанным валютным соглашениям возможность самоадаптации к изменениям экономических условий, как то обеспечивал золотой стандарт. Однако неравноправный валютный механизм способствовал укреплению позиций США в мире в ущерб другим странам и международному сотрудничеству. Бреттон-Вудская система оказалась неспособной обеспечить относительно длительную стабильность обменных курсов валют. На этом фоне мы наблюдаем сильную волатильность валют. Занижение валютного курса — это сравнительно безболезненный и простой политический приём, призванный повысить конкурентоспособность своих товаров и услуг на международных рынках.
России сегодня нужен именно такой банк. Какая есть альтернатива существующей финансовой системе? Существующая в настоящее время мировая финансовая система основана на использовании доллара как основной, а фактически, единственной мировой резервной валюты. Основы системы были заложены в 1944 году с формированием Бреттон-Вудской системы и созданием Международного валютного фонда МВФ. С отказом в 1971 году от конвертируемости доллара в золото система приобрела её современные очертания. США, опираясь на свой валютно-экономический потенциал и золотой запас, приравняли доллар к золоту, закрепив за ним статус главной резервной валюты. При создании системы декларировалось, что она должна обеспечивать сбалансированное развитие мировой экономики за счёт использования управляемых плавающих валютных курсов. В итоге на деле она привела к громадным диспропорциям в мировой торговле, росту денежной массы и увеличению финансовых рисков. Перераспределение позиций между странами в наше время является отражением важной особенности современного экономического развития, конкурентной борьбы на мировом рынке. Экспоненциальный рост дисбалансов в мировой экономике начался в 90-х годах, когда созданная система во всё большей степени стала обеспечивать в основном лишь растущие потребности экономики США. США использовали статус доллара как резервной валюты для покрытия национальной валютой дефицита своего платёжного баланса. Годовой дефицит внешнеторгового баланса США с нескольких десятков млрд долларов в 80-х годах вырос в итоге до 500-700 млрд долларов. Это тот дополнительный объём товаров и услуг, которые в обмен на доллары ежегодно получают США. Таким образом, США пользовались результатами чужого труда через импорт товаров за счёт экспорта своих долларов. Основатели Бреттон-Вудской валютной системы полагали, что валютные интервенции, направленные на поддержку паритетного обменного валютного курса, предоставят разработанным валютным соглашениям возможность самоадаптации к изменениям экономических условий, как то обеспечивал золотой стандарт. Однако неравноправный валютный механизм способствовал укреплению позиций США в мире в ущерб другим странам и международному сотрудничеству. Бреттон-Вудская система оказалась неспособной обеспечить относительно длительную стабильность обменных курсов валют. На этом фоне мы наблюдаем сильную волатильность валют. Занижение валютного курса — это сравнительно безболезненный и простой политический приём, призванный повысить конкурентоспособность своих товаров и услуг на международных рынках. Другие способы улучшения экономического состояния, например структурные реформы, осуществить гораздо тяжелей. США, пользуясь резервным статусом своей национальной валюты, давно печатают столько долларов, сколько им нужно для финансирования растущих бюджетных расходов. Важной особенностью современной финансовой системы является то, что её инструменты перестали подкрепляться материальной базой, а стали лишь электронной записью на счетах. Это присуще доллару США, ценным бумагам, деривативам, внутренним и внешним долгам. Очевидно, что подобная финансовая система, опирающаяся на доллар, при абсолютном доминировании США в мире неустойчива и чревата крахом. Это вопрос лишь времени, но необходима какая-то альтернатива. Расчёты в национальных валютах Началом запуска такой альтернативы могут быть расчёты между странами в национальных валютах. Обще- и меж-цивилизационные финансовые инфраструктуры Для обеспечения расчётов в национальных валютах в первую очередь необходима соответствующая расчётная инфраструктура. И такая инфраструктура активно создаётся. Золото Также необходимо увеличивать долю золота в золотовалютных резервах, а не доллары. Золото — это единственный монетарный актив в мире, который не имеет рисков, присущих валютам, и является единственным всемирно признанным активом, который не привязан к какому либо конкретному государству, а, следовательно, в критических случаях, в том числе связанных с санкциями, может быть использован при расчётах с другими странами. Золото по-прежнему осталось важной составляющей материально-финансовой основы экономик многих стран мира. Нужно учитывать, что золото является конкурентом доллару. А основная часть ЗВР в золоте приходится на развитые страны. США использует его для того, чтобы укрепить резервную валюту — доллар. Как известно Россия тоже наращивает в ЗВР долю золота, что тоже не случайно. Энергетический стандарт — смелый шаг вперёд Абсолютной альтернативой может выступить энергетический стандарт обеспеченности денежных знаков. Подробнее об этом читайте в статье — «К энергетическому стандарту через золотой». В экономике существует понятие — инвариант прейскуранта, который и может выступить основой новой финансовой системы. Сегодня роль такого инварианта выполняет доллар США.
Всемирный банк раскрыл, какие страны и сколько должны России
Информацию о чистом международном долге в разбивке по странам (внешний долг перед другими странами минус внешний долг других удерживаемых стран) см. В разделе Чистая международная инвестиционная позиция. Информацию о чистом международном долге в разбивке по странам (внешний долг перед другими странами минус внешний долг других удерживаемых стран) см. В разделе Чистая международная инвестиционная позиция. И это ещё не всё: внутренний и внешний долг во всём мире увеличился за последние два десятилетия более чем в пять раз, опережая даже темпы экономического роста — поскольку ВВП с 2002 года вырос всего в три раза. тоже триллион, пишет РИА Новости. Рейтинг стран по Государственному долгу к ВВП в 2023-2024. Список стран с самым большим внешним долгом. Общий суверенный государственный долг всех стран достиг к настоящему моменту $88 трлн, что составляет почти 100% мирового ВВП.