В 2023 году в России должно снизиться количество детей, проживающих в малоимущих семьях, сообщила заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова. На заседании были обсуждены проблемы современной семьи в контексте новых социально-экономических условий. В статье анализируется основные проблемы семей в современном обществе, перечисляются с какими проблемы сталкиваются, особенности воспитания детей, анализируется нормативно-правовые документы, законодательные акты. В России стремительно исчезает институт семьи в его классическом понимании.
Проблемы семьи в современной России
Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи. Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т. Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.
Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби. При рассмотрении семейных кризисов и конфликтов косвенно был задет вопрос о причине разводов. В нашей стране, согласно новейшим исследованиям основными причинами разводов являются следующие: материальные бытовые проблемы, пьянство одного из супругов, ослабление ценности семьи для нынешнего поколения, супружеская неверность, психологическая несовместимость, однообразие и скука семейной жизни, новая любовь, отсутствие детей и другие Исходя из приведенных данных, правомерно возникает вопрос, не является ли нежелание вступать в повторный брак после развода следствием более глубоких причин?
Одной из них, например, может быть сохраняющаяся какое-то время после развода эмоциональная привязанность к бывшему брачному партнеру. Во всяком случае, едва ли такое явление, как рост числа людей, не желающих после развода вступать в повторный брак, можно объяснить только приобретенным или негативным опытом и неудачей первого брака. Следующее направление влияния разводов на эффективность функционирования института брака состоит в том, что перспектива развода, вернее опасение, что муж жена воспользуется правом на развод при первом же более или менее серьезном конфликте, так или иначе, отражается на поведении каждого из супругов и их отношении к своим семейным ролям, на взаимных оценках и самооценках, на планировании семьи, по меньшей мере, до тех пор, пока и у мужа, и у жены не появляется чувство стабильности их семей, а, следовательно, и ориентации не только на сегодняшний и на завтрашний день, но и на относительно далекое будущее.
Согласно верной гипотезе, разводы увеличивают число людей, не вступающих в повторный брак, и, что самое главное, которые не хотят этого делать, хотя бы в ближайшие несколько лет…Развод выполняет по отношению к браку двоякую роль. Он может выступать средством нравственного возвышения супружества, утверждением равноправия между мужчиной и женщиной, если направлен против пережитков прошлого в брачных отношениях, эксплуатации и морального унижения одного из супругов, но он может стать и своего рода антиподом брака, если является следствием этих пережитков, нравственной незрелости супругов...
Отметим, что ранее зампред Госдумы Анна Кузнецова предложила юным россиянкам обзаводиться детьми примерно с 20 лет. Мы должны по призыву президента удвоить население России в ближайшие 50 лет. То есть нас должно быть к 2073 году этого столетия не менее 290 миллионов человек, — считает лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. Он добавил, что ранее Владимир Путин поручил правительству страны достичь положительной динамики численности населения к 2024 году. Однако эксперты канала Readovka считают, что при текущих показателях это задание не выполнимо. Чтобы избежать убыли населения и достичь роста, необходимо, чтобы каждая женщина рожала не менее двух детей. Для удвоения населения до 2073 года, как предлагает Слуцкий, женщины должны рожать не менее четырех детей. Любимая работа важнее детей?
Люди все чаще выступают противниками официальных отношений, стараясь заменить их гражданским или гостевым браком. Эксперты утверждают: в недалеком будущем стереотип, согласно которому каждая девушка мечтает выйти замуж, будет окончательно уничтожен, а люди могут вообще перестать заводить отношения. В День семьи, который в России масштабно празднуют, мы рассказываем, как страна пришла к кризису института семьи и к чему он приведет. Это особенно можно заметить в крупных городах: в Москве, Петербурге». Она ссылается на личные наблюдения, согласно которым многие россияне начали активно практиковать гостевой брак: «Люди могут жить в одном городе, а встречаться только по выходным, потому что им так удобно, они так договорились.
При этом любовь из их отношений никуда не исчезла». По ее словам, у многих россиян рождаются дети именно в гостевом браке. Она полагает, что окончательно традиционное понимание семьи в России исчезнет тогда, когда у людей не останется материальной привязки друг к другу. Многие живут вместе из-за общей жилплощади. Но это неправильно», — резюмировала собеседница «URA.
Варская напомнила, что в прежние времена привязка к браку была еще выше — считалось, что женщина не в состоянии сделать карьеру, поэтому находилась в жесткой зависимости от партнера: «Думаю, что свободные отношения станут нормой в недалеком будущем. Этому никто не будет удивляться».
Люди понимают: когда государство помогает социально слабым слоям населения, предоставляя льготы и пособия, то необходимые для этого средства берутся в том числе с остального населения: путем налогообложения — прямого или косвенного, то есть через повышение цен. Но те, кто возмущается этим, не думают о том, что сегодняшние дети — это будущие налогоплательщики. У взрослых детей из многодетных семей гораздо больше стимулов активно работать, чем у единственных сыновей и дочерей, многие из которых подолгу живут за счет родителей, пока не найдут ту работу, что им нравится. Из такой ситуации, по мнению ученого, общество само собой не выйдет. Это может быть компенсировано только появлением большего числа многодетных семей.
Многодетные семьи просто необходимы для выживания общества, — разъясняет демограф. Этот механизм есть только у государства, которое может стимулировать рождаемость мерами социальной поддержки. Само население свою убыль останавливать не будет, поэтому есть социальная политика, есть демографическая. Когда государство помогает, к примеру, одиноким матерям с детьми — это социальная политика. Демографическая цель тут не ставится, поскольку государство не заинтересовано в том, чтобы таких семей стало больше. К тому же большинство этих матерей имеют по одному ребенку. Когда помогают многодетным, цели две.
Социальная цель, потому что их семейное положение как и у одиноких матерей осложняет условия их жизни и им надо помогать, и демографическая — увеличить число многодетных семей и таким образом повысить рождаемость. Семейная жизнь — личное дело, никто не хочет, чтобы в нее вмешивались. Но если у нас еще остаются люди, которые создают большую семью, их надо поддерживать. Именно поэтому государство дает им льготы и пособия. Один из стереотипов: многодетные родители — это, как правило, безответственные, маргинальные, пьяницы, опустившиеся люди, — продолжает разговор профессор МГУ, и поясняет, почему этот миф ложный. Однако общество обращает внимание именно на многодетных маргиналов, хотя подавляющее большинство многодетных родителей — это нормальные, порядочные люди, — заключил Александр Синельников. А как вы относитесь к многодетным семьям?
Поддерживаю, хоть кто-то спасает ситуацию Поддерживаю, но только благополучных Не поддерживаю: куда им столько? С многодетной семьей Кириченко мы познакомились в тугулымской деревне Верховино. Екатерина вместе с мужем Янисом и 12 детьми жили тогда в полутора комнатах деревенского дома. Администрация района выделила семье земельный участок в лесу, на котором по закону ничего нельзя построить.
Проект «Проблемы современной молодой семьи и пути их преодоления»
Семья - 3 октября 2023 - Новости Новосибирска - Молодые люди в современной России переживают глубокий личностный конфликт между любовью к детям и реализацией личных целей. изменение моделей брака, материальные трудности, дефицит мест в детсадах, психологическая адаптация молодоженов, высокий уровень разводов и социального сиротства. Молодые люди в современной России переживают глубокий личностный конфликт между любовью к детям и реализацией личных целей. В России борьба с семейным насилием и восприятие семьи как важной составляющей общества естественны.
Типичные проблемы современной молодой семьи и как их преодолеть — Video
Основные проблемы современной молодой семьи, с которыми супруги сталкиваются чаще всего. Продукт: Обзор и анализ проблем современной семьи в России, выявление факторов, влияющих на эти проблемы, разработка практических рекомендаций для улучшения семейного благополучия. К сожалению, наиболее актуальные проблемы семьи и брака в современном обществе в России связаны со злоупотреблением алкоголя и финансовыми проблемами. Молодые люди в современной России переживают глубокий личностный конфликт между любовью к детям и реализацией личных целей.
«Главным бракоборцем стало правительство». Почему в России увеличилось число разводов
Причем, как выяснилось, именно такие тенденции свойственны не только «загнивающему Западу», но и любой другой стране, идущей по современному цивилизованному пути развития, как это еще совсем недавно делала и Россия. Как совместить карьерный успех и семейную жизнь Есть ли выход из такого положения дел, или развитые страны рано или поздно падут под напором гораздо более плодовитых мигрантов? В недавнем материале «Новых Известий» в качестве примера удачного совмещения самореализации и рождаемости приводился пример Франции, которая сегодня занимает лидирующие позиции в Европе: на одну женщину там приходится почти 1, 9 ребенка. Женщины там выходят замуж не в 18 лет, как это советует Кузнецова, а после 30, и первого ребенка заводят в 30-35, уже после того, как получат образование и построят карьеру. Потому и воспитать своих детей французам намного легче, имея хорошие условия для этого. Ну, а Россия как обычно, повышает рождаемость указами и приказами. Независимый демограф Алексей Ракша предупреждает: «Когда для рождения ребенка родители стараются материально подготовиться, дополнительные траты только оттянут этот момент, то есть мера даст обратный эффект. Кроме того, это может вызвать усиление оттока молодых амбициозных людей за границу». Каждое общество будет решать эту проблему по-своему Сетевой аналитик Алексей Йесод делает из этой ситуации такой прогноз: «К сожалению, идеального общества не бывает и даже рост благосостояния и образованности имеет побочные эффекты. Не будем забывать и о том, что нынешняя почти полная свобода поиска постоянного партнера явление совсем недавнее.
Еще два-три поколения назад подавляющее число людей, в той или иной форме, заключали браки по расчету, а понятие романтической обычно несчастной любви существовало только в романах. Как мы видим, это может привести к трансформации человеческих отношений. Кто пойдет по пути полиамории — построению отношений сразу с несколькими людьми.
А они, в свою очередь, приводят к фрустрированности и раздражительности женщины, что ухудшает психоэмоциональную атмосферу в семье. Под андрогинизацией понимается размывание, стирание разницы между гендерными ролями мужчины и женщины. Традиционные понятия о разделении семейных ролей в самом широком смысле современным обществом признаются устаревшими, а новые только начинают вырабатываться. Это разрушает нормальную структуру традиционных семейных отношений. Наконец, малодетность или даже установки на бездетность, все более и более распространяющиеся в современных браках, ослабляют значение статуса супругов, размывают ценностные ориентиры, нивелируют систему родства. Все это приводит к серьезному ослаблению роли семьи как фактора, определяющего жизненный уклад человека.
Поэтому разрушение семейной структуры, выход из брака больше не кажется крайней, почти невозможной мерой. Недостаток финансов приводит к затруднению или даже невозможности нормальной реализации основных функций и задач брака. А такая лишенная значительной части собственного функционала структура перестает быть самоценной для супругов. Поэтому разрушение семейных отношений происходит часто даже не из-за стремления улучшить материальное положения — оно-то, как раз, редко улучшается после развода. Настоящей, глубинной причиной распада брака становится нежелание испытывать понятный дискомфорт от ограничения собственного «Я», привычек и стремлений, ради сохранения неэффективной, с точки зрения супругов, социальной структуры. Значительную роль играют разность характеров супругов. Вместо определения точек соприкосновения, они начинают прятать «острые углы» отношений. В результате проблема загоняется «в подполье», но лишь до первой серьезной стрессовой ситуации или конфликта интересов.
В числе таких мер — преподавание в вузах основ семейных отношений. Подобное обучение должно быть основано на фундаменте традиционного мировоззрения России и опираться на его духовные и культурные корни. Будущий врач помимо своей врачебной специальности должен обязательно иметь знания о духовном устроении человека и семьи. Ему должны быть известны пути совершенствования личности и роли семьи в этом процессе. Литература 1. Ильин И. Путь духовного обновления. Элдридж Дж. Карпова И. Оганесян А. Дата публикации: 18. Протоиерей Максим Козлов. Семейная крепость. Татианы при МГУ, 2004. Лободина С. Как развить способности ребенка. Лободин В. Роль социаль-ных институтов в профилактике наркозависимости среди подростков и молодежи: Материалы XVI междисциплинарной научно-практической конференции. Представляем 23 выпуск журнала «Церковь и медицина» Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина». В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии. Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки Войно-Ясенецкого и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени. Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.
То есть нас должно быть к 2073 году этого столетия не менее 290 миллионов человек, — считает лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. Он добавил, что ранее Владимир Путин поручил правительству страны достичь положительной динамики численности населения к 2024 году. Однако эксперты канала Readovka считают, что при текущих показателях это задание не выполнимо. Чтобы избежать убыли населения и достичь роста, необходимо, чтобы каждая женщина рожала не менее двух детей. Для удвоения населения до 2073 года, как предлагает Слуцкий, женщины должны рожать не менее четырех детей. Любимая работа важнее детей? Результаты опросов демографов и социологов в западных странах свидетельствуют: большинство опрошенных считает, что работа и друзья важнее, чем заведение детей или брак. В частности, по результатам исследования Pew Research Center о будущем семьи в США, все меньше американцев верят в институт брака и традиционную семью, и многие не считают рождение детей необходимым элементом счастливой жизни.
Современная семья: проблемы и перспективы эволюции
Гарантия брака — рождение детей. А это в современных семьях часто рассматривается как нечто второстепенное. В тех регионах, где сохранилось традиционное общество — например, Северном Кавказе — браки более прочные. К сожалению, традиционное общество в регионах с преимущественно русским населением было разрушено еще при советской власти. Соответственно, постепенно разрушился и институт семьи», — посетовал игумен. Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского Трех исповедников храма Твери, убежден, что все зависит от воспитания. И девочек, и мальчиков воспитывали как будущих матерей и жен, отцов и мужей. Поэтому и общественное мнение было иным.
То есть весь комплекс культурных и педагогических условий, в которых находились люди, начиная с детства, был другим, и сегодня так просто его восстановить одним указом или даже материальными поощрениями невозможно». И осознать это должны, прежде всего, взрослые, потому что зачастую они относятся к своим детям неразумно. Сколько раз приходилось слышать жалобы учителей, что они пытаются воспитать ребенка, но приходит потом мамаша — руки в боки и начинает орать, что ей лучше знать, как его воспитывать. Вот откуда такие берутся? Товарищи из богемы — певцы и режиссеры — должны учиться прочности семейных отношений и высокой культуре, поскольку лучшие люди должны подавать пример моральных устоев в обществе, чтобы, глядя на них, тысячи людей поступали так же. А то все подается как свобода выбора, но оборачивается свободой греха», — заключил отец Георгий. Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г.
Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Действительно, статистика заключенных браков, деторождения у нас не совсем в плачевном состоянии в основном благодаря Кавказу. Там браки распадаются меньше: народ сумел сохранить свою культуру, обряды, веру. Мы же все время пытаемся что-то перестроить. В советскую эпоху отказались от прежних, патриархальных, взглядов и убеждений, пытаясь построить счастливое коммунистическое общество. Не получилось. А сейчас у нас и вовсе нет никакой идеологии». Что нужно делать нам?
Не бояться признать: мы — русские, и у нас свой путь, — подчеркнул пастырь. Но не стоит впадать в крайности и отвергать все западное — лучшее нужно перенимать. Раньше в российских семьях было по 10-15 человек. Сейчас 1-2 ребенка. Женщины не хотят рожать детей, молодые люди не стремятся к браку. Высока статистика разводов». Кто в центре их внимания?
А наша молодежь пытается им подражать. Преподаватели, родители пытаются учить детей «доброму, вечному», а по телевизору, в интернете дети видят другие примеры. Иногда содрогаешься от цинизма: кем нужно быть, чтобы с издевкой писать о смерти человека? Недавний пример — трагическая история с эстрадной певицей Жанной Фриске. Сколько грязи вылилось на ее родных и близких! Со всем этим нужно что-то делать. Нам нужна государственная идеология.
Мы должны гордиться страной, в которой живем».
Предпринятые государством меры по поддержке рождаемости смогли приостановить этот процесс, но не повлияли на саму тенденцию. В настоящее время институт семьи в России находится в глубоком кризисе, процент разводов и коэффициент соотношения разводимости и брачности являются одними из самых высоких в мире. Вместе с тем существует и принципиальное отличие между ситуацией в российском цивилизационном пространстве и ситуацией в западном мире. В российском контексте очевидны кризисные тенденции в сфере семейных ценностей, однако никто, по крайней мере, публично, не ставит под сомнение институт семьи как таковой союз одного мужчины и одной женщины. На Западе же, в силу определённой исторической инерции и хронологически относительно недавнего отказа политических, деловых и культурных элит от поддержки семейных ценностей, семья кажется более устойчивой и стабильной. Однако события, связанные с продвижением третьей и четвёртой волны феминизма и сопровождающих её гендерных теорий, ведут не просто к кризису института семьи в его традиционном понимании, но и к его полному, абсолютному разрушению. Согласитесь, что актуальный кризис семьи в России и перспективы полного уничтожения института семьи на Западе, трансформировавшегося в постЗапад, — это принципиально разные истории. На протяжении веков семья была одной из фундаментальных основ западного общества.
Инерция этого культа даёт знать о себе и сейчас. Возможно, даже сейчас люди Запада более серьёзно, чем мы, относятся к семейным отношениям, к ответственности, которая с ними связана. В то же время очевидна тенденция на разрушение, демонтаж семьи в западном социокультурном пространстве. Запад движется к новому тоталитаризму, не признающему никаких барьеров и преград. Семья постепенно разрушается, и уже в середине нынешнего века мы уже не увидим её в привычной для нас форме. Традиционный христианский Запад исчезает из истории, и традиционная семья на Западе исчезает вместе с ним. В современном мире создание прочной семьи требует усилий, это сложный процесс, который не может идти на «автопилоте», как это было, к примеру, в русской общине. С другой стороны, мы не должны вслед за Западом возводить семью в абсолют индивидуалистического эгоизма. В русском цивилизационном пространстве социум — это семья семей, семья не замыкается в узком пространстве отношений супругов и их детей, а расширяется через многообразие родственных, дружеских, товарищеских, профессиональных связей.
В нашем цивилизационном коде семья — это не конечная точка социализации, а скорее, наоборот, — её начало. В любом случае, для возрождения института семьи в России востребована не столько рефлексия на эту тему, но стратегические решения цивилизационного масштаба. Для этого, однако, необходимо восстановить инфраструктуру традиционной общинности, сделать осознанную ставку на деурбанизацию, на смену пространственной парадигмы освоения страны. Возможно, за основу следует взять практики Новгородской Руси, где огромные северные пространства были покрыты сетью небольших, но непрерывно следующих друг за другом и образующих единую систему поселений. Интересны и модели пространственной организации поселений так называемого Бронзового кольца на Южном Урале, самым известным из которых является древний Аркаим, где также практиковалось нечто подобное. В любом случае очевидно, что найти ключ к решению демографической проблемы и укреплению института семьи можно лишь на путях восстановления цивилизационных архетипов нашей жизни.
Помня: не вы одни такие, и против каждого семейного «раздражителя» имеется проверенное лекарство.
Еще совсем недавно в Беларуси на 1. Получалось, чуть ли не каждый семейный союз заканчивался рано или поздно полным крахом. Социологи объясняют это, в первую очередь, мировым кризисом института семьи. Свою роль здесь сыграла и урбанизация горожане так не «заточены» на крепость устоев, как патриархальная крестьянская семья , эмансипация женщина все реже ищет в мужчине гарантию крепкого тыла , падение культуры и эгоистичность наших современников, не желающих слышать друг друга. Все дальше отодвигается возраст вступления в брак 24,4 года у женщин, 26,5 - у мужчин и рождения первенца 24,9 , отсюда цифра, волнующая уже демографов, - 66,5 процента семей потом и останавливаются на одном ребенке. А поскольку нынешние родители сами росли во времена переломные, то материальное выходит на первый план. Разговоры ведутся преимущественно вокруг покупок и кредитов, времени на ребенка ни у кого нет, потому он все глубже погружается в мир гаджетов и виртуальных игр.
Как результат — волна нелепых подростковых самоубийств, позиция «а это дело школы! Когда в одной из мозырских школ у учеников поинтересовались, что им надо для счастья, 90! Среди других актуальных проблем современной семьи можно выделить также бытовое пьянство, разобщенность и даже инфантилизм. Ведь иной папа не считает зазорным пребывать в поиске работы месяцами, а иная мама следит за ребенком вполглаза. Ситуация до того накалилась, что медики ставят вопрос о введении на законодательном уровне ответственности для родителей: Беларусь уже не первый год среди европейских «лидеров» в плане детского травматизма и смертности от внешних причин. Проблемы молодой семьи Помимо чисто психологических трудностей — «притирки», войны самолюбий, - новая ячейка общества, как правило, сталкивается с тремя проблемами. Первая — поиск общего языка со старшим поколением.
Обычно молодые начинают жизнь на совместной с родителями жилплощади, вот и возникает классическое противостояние «свекровь — невестка» или «теща — зять». Переезд в съемную квартиру или даже в отдельную собственную создает свои сложности, прежде всего, пробивая в бюджете финансовую брешь, а уж если появляется первенец… В этом проблема вторая. Из нее вытекает третья проблема молодой семьи — очень частые разводы. Больше всего их, около 45 процентов, приходится сейчас как раз на 24 — 35—летних, тех, чей семейный стаж — от пяти до девяти лет. Современные проблемы молодой семьи Если раньше объявления о разводе печатали в газетах, а в коллективе за это могли и хорошенько «проработать», то сегодня сбежались-разбежались — личное дело каждого. В Минске отмечают уже и «сезонные всплески»: на октябрь, март и апрель приходится более трети расторгнутых браков. Многие вообще не видят необходимости для похода в ЗАГС.
Так называемые гражданские браки стали нормой жизни, их число растет, дойдя уже до 8 процентов. Причем эта современная проблема именно молодой семьи: 15 процентов мужчин в возрасте 18-24 лет и 13 процентов женщин состоят в союзе, который не узаконен. Молодежь рассматривает его как пробный шар. Определенный резон в этом есть: каждый ведь приносит с собой багаж из родительской семьи и ее традиции. Главная беда в том, что практически у каждого пятого ребенка еще четыре года назад отца не было вовсе. И лишь недавнее уравнивание детских пособий матери-одиночки пользовались здесь особой поддержкой государства заставило пап засвидетельствовать свое отцовство. Основные проблемы современной семьи Сама она привычно ставит во главу угла «материальные трудности».
В семье проблемы, лукавый внёс в неё разлад? Такое тоже бывает, молитесь, и Бог вам будет в помощь. И то и другое — серьёзные, но не «топовые» темы. Это не история про то, как подвижник духовными очами узрел фаворский свет. И даже не про то, как православный император во главе своих легионов разгромил варваров. Истории про семью — это не истории про церковь или про империю. Это история про жизнь, которая просто течёт своим чередом. С другой стороны, семья в Византии была органично интегрирована в сакральнополитическую вертикаль, она была частью общины, община — частью фемы, экономически самодостаточного военно-административного округа, фема была частью империи, империя была внешней оградой церкви.
В свою очередь, западная церковь на рубеже первого и второго тысячелетий христианской эры провозгласила своей целью не «симфонию» духовного и материального, а доминирование, примат первого над вторым. В отношении государства это у нее явно не получилось, римская католическая теократия так и осталась «в проекте». Зато в отношении семьи результаты были иными. Западное духовенство, в отличие от восточного, было безбрачным, практиковало целибат. Сам по себе этот факт многое объяснял в восприятии брака в западном христианстве, в оптике католического священника, находящегося не в далёкой «пустыне», а среди людей, живущих повседневной жизнью. Психологическое давление среды и необходимость сопротивляться ей неизбежно формировало весьма специфический — максималистский взгляд на семью со стороны католического духовенства. Не как на естественную данность, а как на нечто сакральное, в буквально смысле соответствующее концепциям апостола Павла о браке как союзе двух людей, подобному союзу Христа и церкви. В конечном итоге это видение брака передалось и обществу, которое, по крайней мере, на словах, его разделяло.
Но у этой истории была и теневая сторона. Перенос отношений мужчины и женщины из «пространства естественного» в «пространство идеального» влёк за собой определённые изменения в восприятии женского начала в западном патриархальном обществе. С одной стороны, речь шла об идеализации, придании естественным отношениям возвышенного, духовного характера. Субкультура менестрелей и её апофеоз — культ Прекрасной Дамы стали итогом опыта «спиритуализации любви». С другой стороны, в западном религиозном искусстве началась эротизация женских образов, предвосхитившая наступление эпохи Возрождения. Третьим вектором стала демонизация женщины, интерпретация женского начала как источника искушений, скверны и, в конечном счёте, — служения дьяволу. Знаменитая «охота на ведьм» во времена инквизиции стала на этом направлении кульминационной точкой.
Социальные проблемы российских семей в современных социально-экономических условиях
В России стремительно исчезает институт семьи в его классическом понимании. Объявленный президентом Год семьи в России и проработка новой стратегии социальной политики могут повлиять на демографическую яму в стране. Проблемы современной семьи и пути их решения.
«Почему современная семья распадается?»
Произошёл демографический кризис, мы попали в так называемую демографическую яму, когда произошёл отказ от рождения детей — большинство ограничивались одним, реже двумя детьми. Многодетные семьи стали редкостью. Звучала идеология «свободной любви», когда люди перестали оформлять брачные отношения. Сейчас, на мой взгляд, многое сделано для того, чтобы достичь именно такого восприятия института семьи в обществе. Все изменения, которые происходят в обществе, влияют на неё.
Отцы и чада - Какие типы семей существуют? Здорово, когда в семье есть бабушки и дедушки, которые имеют возможность заниматься с детьми, это взаимообогащает. На мой взгляд, когда нет общения между разными поколениями, невозможно говорить о преемственности. Хорошо, когда есть братья, сёстры, тёти, дяди, которые тоже принимают участие в жизни семьи, это даёт детям новый опыт общения.
Если семья замыкается только в себе, многое не достигается. Респонденты в возрасте 18 — 24 лет на первое место ставят материальный достаток, но вслед за ним идёт крепкая семья. Главным стремлением для опрашиваемых 35 — 44 лет является воспитание счастливых и успешных детей, к приоритетам 45 — 59-летних респондентов наряду с семейными ценностями идёт стремление жить в согласии с самим собой. Это по-прежнему так?
Они чувствуют поддержку семьи. Если молодёжь на первое место ставит карьеру или материальные ценности, всё равно они рано или поздно понимают, что невозможно купить внимание, заботу, любовь, искренние чувства. Желание создать позитивную, добрую семью на подсознательном уровне, наверное, есть у каждого. Поменялось отношение к родительству.
Теперь воспитанием детей занимается не только женщина. Всё чаще возникают случаи, когда в отпуск по уходу за ребёнком уходит отец, если семье это экономически выгодно. Во время своей недавней встречи с жителями Чукотки президент Владимир Путин отметил, что в России становится модным иметь много детей.
Наше время устанавливает собственные порядки во взаимоотношениях и организации хозяйства. Помимо возникающих трудностей, изменились и подходы к решению проблем. В случае если люди прошлого поколения стремились уберечь единство семьи, даже если супружеская пара не чувствовали друг к другу романтических чувств, то на сегодняшний день современные молодые партнеры рассматриваются как «отдельные личности», с собственными правами и желаниями. Для молодого поколения эта тема особенно интересна, так как в скором времени им предстоит обзавестись семьёй.
Знаменитая «охота на ведьм» во времена инквизиции стала на этом направлении кульминационной точкой. Не сумев удержаться на высокой планке семейных ценностей, Запад сегодня скатывается в их тотальное отрицание, объявляя «репрессивной моралью» естественные представления о нравственности, добре и зле. Подобно тому, как в Средние века шла охота на матриархальных ведьм, на современном Западе идёт столь же иррациональный репрессивный поиск «демонов патриархата». Городская атомизация и общинная соборность На различия в изначальной концепции семьи в восточном и западном христианстве на следующем этапе наложились и различия в социальной структуре русского и западного общества. Эталонная западная семья формировалась в условиях европейского города с его цеховыми и ресурсными ограничениями. Поговорка «Мой дом — моя крепость» имела в этих условиях не только символический, но и буквальный смысл. Город отвергал идею коллективного «мы», европейский горожанин был по своему воззрению скорее индивидуалистом, чем коллективистом. Отношения между мужем и женой в рамках такой конструкции были надёжны и прочны, однако это достигалось ценой ослабления других связей — между родителями и детьми, братьями и сёстрами, ближайшими соседями. Протестантское мировоззрение, в основе которого лежала трактовка Завета с Богом через формальный, а не через содержательный аспект, то есть как договора, а не как союза между человеком и Создателем, также наложило свой отпечаток на семейные отношения.
В дополнение к идее сакрализации семьи, восходящей к средневековому католицизму, под влиянием протестантизма получила широкое распространение концепция семьи как договора, которая оказала влияние на семейное право западных стран широкое распространение брачного контракта, в котором регулируется не только статус личного имущества супругов, но их права и обязанности, вплоть до регламента приготовления пищи и уборки жилища. Надо сказать, что и по сей день концепция семьи как договора остаётся базовой для консервативных европейцев и американцев. Русская семья формировалась в условиях сельской общины, в которой земля делилась поровну между всеми наследниками. В этих условиях семья по определению не могла быть инструментом эгоистической конкуренции. Семейные связи были вписаны в систему других — родственных, соседских, дружеских. Парадоксальным образом кризис советской семьи наступил лишь тогда, когда советские люди получили возможность переехать из коммуналок в отдельные квартиры. Безусловно, сыграло свою роль антирелигиозное воспитание и внедрение атеистической идеологии, что привело к разрушению религиозных основ семьи, её духовнонравственного фундамента. Различия в глубине кризиса семьи на Западе и в России Распад СССР и пришествие западных «свобод» нанесли ещё один серьёзный удар по основам русской традиционной семьи. Предпринятые государством меры по поддержке рождаемости смогли приостановить этот процесс, но не повлияли на саму тенденцию.
В настоящее время институт семьи в России находится в глубоком кризисе, процент разводов и коэффициент соотношения разводимости и брачности являются одними из самых высоких в мире. Вместе с тем существует и принципиальное отличие между ситуацией в российском цивилизационном пространстве и ситуацией в западном мире. В российском контексте очевидны кризисные тенденции в сфере семейных ценностей, однако никто, по крайней мере, публично, не ставит под сомнение институт семьи как таковой союз одного мужчины и одной женщины. На Западе же, в силу определённой исторической инерции и хронологически относительно недавнего отказа политических, деловых и культурных элит от поддержки семейных ценностей, семья кажется более устойчивой и стабильной. Однако события, связанные с продвижением третьей и четвёртой волны феминизма и сопровождающих её гендерных теорий, ведут не просто к кризису института семьи в его традиционном понимании, но и к его полному, абсолютному разрушению.
Все это происходит из-за антисемейной направленности современной цивилизации, считает социолог Анатолий Антонов. С середины 90-х по настоящее время под его руководством на кафедре социологии семьи и демографии МГУ осуществлено свыше 30 выборочных исследований, всероссийских и региональных опросов населения и несколько исследований ценностей семейного образа жизни и образа семьи в литературе в прозе и поэзии и в фольклоре сказках, частушках, анекдотах.
О результатах этих исследований семьи и своих наблюдениях Антонов рассказал в интервью «Реальному времени». Государство борется с социальной патологией, умножая ряды борцов за поддержку семьи, то есть создается экономика и социальная сфера чиновничества, жирующего на упадке семьи. В атмосфере антисемьизма процветает охалтуривание семейного бытия. Суррогатное счастье Я-одиночеств. Если все станут психологами — специалистами по профилактике семейных конфликтов, разводов станет еще больше, чем сейчас. Когда в семейном МЫ взаимно дополняют друг друга роли отца-матери и жены-мужа, возникает когнитивная и эмоциональная совместимость, сплоченность семьи. Когда же каждое Я завышает себя, принижая другое Я, получается то, что сегодня слывет семьей.
Никакой самотрансценденции. Плюс к этому натравливание феминизмом женщин на мужчин, хотя и те и другие задавлены вмешательством власти в семейную приватность. Эксплуатация семьи прикрывается фиговым листом возбуждения агрессивности женщин против мужчин. В чем это выражается? По-человечески работник с четырьмя детьми не должен получать одинаковую зарплату с однодетным, но кто-то кто? И это со времен Адама Смита. И это не экономика, а социология дискриминации родительского труда.
Это капитализм с человеческим лицом шакала. Мы все живем в странном сюрреализме, кричим о социальной справедливости, любви к ближнему, о социальном государстве и его заботе о семье, но вот рождается ребенок, и по счетам ЖКХ надо платить больше.
Семья и дети
Согласно Семейному кодексу, органы опеки могут изъять ребенка из семьи в любой момент — как только сочтут это нужным. Современные семьи становятся все разнообразнее, поэтому возможны модификации законодательства, направленные на учет новых форм семейного устройства и прав наследства. Как и в любой динамической системе в семье имеются периоды, называемые кризисными, во время которых обостряются те или иные проблемы, может быть, и не решенные раньше, возникают конфликты, ссоры.