Буддийский Новый год наступит на рассвете рано утром следующего дня и встретить его подобает с чистой душой и светлыми помыслами.
Дата праздника
- Сагаалган: как отмечать новый год по буддийскому календарю правильно - 21 февраля 2023 - ЧИТА.ру
- Курсы валюты:
- История буддистского Нового Года МАХАЯНЫ
- Как в России празднуют буддийский Новый год Сагаалган?
Сагаалган — Буддийский Новый год
Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: "Прочь отсюда! После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним. Балдэн Лхамо , которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен в день, непосредственно предшествующий Новому году. Cчитается, что богиня Балдэн Лхамо в день Нового года три раза объезжает землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства богини в наступившем году, достойные получат поощрение и могут рассчитывать на ее помощь.
Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6 утра и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов. В канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра и настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.
Это церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в год новый, избавившись от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий. Затем эти табалены - "символы зла" - нужно бросить в ритуальный костер, который будет зажжен во дворе храма после хурала, - и все плохое сгорит в костре.
И после прочтения особых молитв уходят в дуган.
Нельзя кидать принесенные кусочки в основной костер, предназначенный для подношения защитнику Учения — Чойжалсахюусану. Считается, что лучше мысленно очиститься, а не бросать в огонь тряпки и бумаги, такой эффект будет сильнее. Бутууудэр — последний день перед Новым годом Последний день года по лунному календарю имеет здесь особое значение — он называется Бутууудэрили «закрытый день».
Чтобы подготовиться к встрече нового года, сначала нужно подготовить себя — тело, дом, алтарь. Одежда должна быть праздничной и нарядной и лучше выбрать национальную. Она должна быть чистой и не поврежденной, а еще лучше — новой, такая одежда по встрече Сагаалгана играет большую роль, ведь она помогает поднять хииморин.
Когда гардероб готов, нужно навести порядок в доме — можно сделать перестановку, например, или купить-то в дом что-то новое из мебели, обстановки. Не обязательно это должно быть что-то дорогое и массивное — подойдет новая скатерть, клеенка, шторка, салфетки и так далее. Буддисты в этот день предпочитают поститься, не есть мясо, рыбу и яйца.
Также можно отказаться от ужина. Некоторые совмещают пост с едой только утром и в обед. Основной смысл этого дня заключается в накоплении энергии, эмоций.
Больше всего они тратятся в разговорах. Этот день не зря так назвали, поэтому самым лучшим является хранение тишины. Ритуал «Циторhама» С 1 по 15 число наступившего Сагаалгана нужно преподносить подарки не только вещественные, но и благопожелательными словами.
Чем больше отдать в эти «чудесные 15 дней», тем больше вернется в течение года. Наиболее трудным считается 1 лунный день, то есть ночь. После дня безмолвия готовится ритуал «Циторhама», рассказывает настоятель Курумканского дацана ЕшиНамжил.
Ламы читают молитву всю ночь до рассвета. Однако самым главным периодом времени для этого ритуала считается час Тигра. В буддийской астрологии принято, чтобы 12-летний цикл начинался с года Мыши, 12 месяцев начинались с Тигра, а сутки начинались с часа Дракона.
С месяца Тигра начинается весна и новый лунный год.
В этот день в дацанах, в том числе российских, отмечают этот праздник. В Калмыкии, например, в 2004 году он объявлен государственным. В день памяти Цзонхавы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок «зула», отсюда и название праздника.
Необходимо заменить все декоративные занавески щамбу тиб. На кухне закоптившиеся стены, которые были предварительно отмыты, необходимо украсить знаками, которые называются картиг, «белые линии», тиб. На кухне картиг наносят при помощи теста, и обычно это восемь символов благополучия, изображение скорпиона, змеи и т. Перед главной дверью или воротами также необходимо нанести картиг, но уже при помощи белого мела или краски. Перед воротами обычно рисуют совмещенное изображение свастики, солнца и луны nyi zla g.
Также от ворот или входной двери вправо и влево рисуют длинные белые линии, оканчивающиеся символом из закругленных линий кхи-на тиб. На ведра, которыми приносят в дом воду, тиб. Ну и в завершении всего, чтобы наступающий год был обильным, все пустые емкости в доме обязательно нужно чем-нибудь заполнить или перевернуть вверх дном. В принципе, тибетцы всегда держат пустые емкости вверх дном, поскольку в противном случае они становятся вместилищем духов, откуда местные божества-хранители не могут их выгнать по этическим соображениям, поскольку не могут «пачкать» своим вхождением используемую человеком утварь. Слово дригщом тиб. Если привести аналогии из нашего Нового года, то это небольшой столик, на который устанавливают новогоднюю елочку, ставят фигурки Деда Мороза и Снегурочки, вазы со сладостями и фруктами, подарки и т. Обычно дригщом представляет собой отдельный стол, который устанавливается непосредственно перед основным алтарем или сбоку от него. В отдельных случаях основной алтарь и дригщом совмещают. Предметы, которые необходимо подготовить и разложить на новогоднем алтаре, символизируют квинтэссенцию продуктов земледелия и животноводства, являющихся основой добычи средств к существованию в Тибете. Поэтому их подношение Трем драгоценностям символизирует надежду на богатый урожай, хороший приплод скота, отсутствие болезней и войн в новом году.
Большая часть предметов на новогоднем алтаре — это различные традиционные тибетские блюда или продукты питания. Но часть из них несъедобна не вздумайте укусить голову овцы, она может оказаться пластмассовой. Самые важные предметы на алтаре — дросо-чемар и дэрка. Способ их приготовления, история и детальное описание приведены в третьей части статьи, здесь же мы опять ограничимся лишь общим обзором. Дросо-чемар тиб. Два его самых важных компонента — это дросо тиб. Их, не смешивая, помещают в два отдела специального деревянного ящичка, разделенного деревянной дощечкой, называемого бо тиб. Сверху на обжаренную пшеницу кладут три или пять небольших кристаллов каменной соли, а на цампу — три или пять кусочков масла. В центр каждого отдела бо втыкают по одному цэдро тиб. Вокруг цедро втыкают длинные окрашенные в разные цвета колосья пшеницы или ячменя и стебли «новогоднего цветка» тиб.
Дэрка тиб. Формы хвороста, а их обычно шесть, символизируют определенные части скелета овцы, его укладка соответствует способу укладки скелета овцы для «красных подношений» во времена древнего бона. Обычно хворост жарят самостоятельно, но в этом случае его формы не всегда получаются правильными. Поэтому его частенько покупают у поваров, специализирующихся на изготовлении кабсэ. Сверху на хворост кладут две нити с нанизанными на них кубиками сушеного сыра. На поднос с кабсэ также могут положить конфеты, фрукты, пачку масла, небольшую головку сыра, кристалл каменной соли, брикет прессованного чая и т. Если на подносе места нет, все эти продукты кладут на отдельную тарелку и ставят перед дэрка. Луг-го тиб. Но не пугайтесь, на алтаре она не настоящая. Согласитесь, логично было бы предположить наличие на алтаре «головы», если на нем уже присутствует блюдо со «скелетом».
Однако, на самом деле, причин появления головы овцы две. Первую мы уже практически озвучили — наследие древнего бона. Вторая менее очевидна, поскольку луг-го — это голова не обычной, а белой овцы.
Добрые мысли и белая пища. Отмечаем Сагаалган правильно
Отворяй, отворяй! Нижняя рама двери из синей бирюзы! Средняя рама двери из коричневого агата! Рама зеркала из красного сандала!
Засов из белоснежной раковины! Возвратившиеся быстро входят внутрь и перепрыгивают через потрескивающие в пламени колючие ветки. Остальные осыпают их цампой с одной стороны, а с другой обливают водой, производя ритуальное очищение и предотвращая попытку духов проскользнуть обратно в дом.
Дверь или врата быстро захлопываются. Все члены семьи вновь усаживаются за столом по старшинству и продолжают трапезу. Девушки поют хвалебные песни тем, кто вытащил хорошие предзнаменования на будущий год, и подносят им чашу «прославляющего» чанга, а тем, кто вытащил дурные предзнаменования, подносят чашу «штрафного» чанга.
Каждый из этих неудачников обязан спеть песню, сплясать или рассказать историю. Если же кто-то не в силах самостоятельно выполнить такое подношение, он должен прокукарекать, похрюкать, помычать и т. Кроме этого, вытянувшие дурные предсказания должны исполнить специальное представление.
Тот, кто вытянул ленчаг-гьябкур тиб. Получивший сема-ранго тиб. Этот период веселья, когда все пьют чанг, рассказывают истории, делятся новостями, играют в карты, поют песни, хвалят одних и подтрунивают над другими, продолжается до полуночи или чуть позже, после чего увеселительные мероприятия завершаются.
После того как хвосты уходящего года подчищены, можно сосредоточиться на заботе о годе грядущем. Поскольку Намган — это последний день старого и преддверие нового года, основные занятия в этот день связаны с непосредственной подготовкой предметов, необходимых для празднования Лосара. Намган тиб.
В принципе, намганом называют тридцатый день любого лунного месяца, но в повседневной жизни для большинства тибетцев это слово ассоциируется именно с кануном Лосара. На официальном уровне в этот день никаких мероприятий не проводится, а в монастырях, также как и в частных владениях, производят последние приготовления к встрече Нового года. Несмотря на то, что самым главным и наиболее важным атрибутом Лосара является «новогодний алтарь» тиб.
В этот день необходимо поменять на новые все хатаги, ритуальные шарфы, которыми украшены алтарь, танки и статуи будд и божеств эти хатаги имеют собственное название — нен-щел, тиб. Необходимо заменить все декоративные занавески щамбу тиб. На кухне закоптившиеся стены, которые были предварительно отмыты, необходимо украсить знаками, которые называются картиг, «белые линии», тиб.
На кухне картиг наносят при помощи теста, и обычно это восемь символов благополучия, изображение скорпиона, змеи и т. Перед главной дверью или воротами также необходимо нанести картиг, но уже при помощи белого мела или краски. Перед воротами обычно рисуют совмещенное изображение свастики, солнца и луны nyi zla g.
Также от ворот или входной двери вправо и влево рисуют длинные белые линии, оканчивающиеся символом из закругленных линий кхи-на тиб. На ведра, которыми приносят в дом воду, тиб. Ну и в завершении всего, чтобы наступающий год был обильным, все пустые емкости в доме обязательно нужно чем-нибудь заполнить или перевернуть вверх дном.
В принципе, тибетцы всегда держат пустые емкости вверх дном, поскольку в противном случае они становятся вместилищем духов, откуда местные божества-хранители не могут их выгнать по этическим соображениям, поскольку не могут «пачкать» своим вхождением используемую человеком утварь. Слово дригщом тиб. Если привести аналогии из нашего Нового года, то это небольшой столик, на который устанавливают новогоднюю елочку, ставят фигурки Деда Мороза и Снегурочки, вазы со сладостями и фруктами, подарки и т.
Обычно дригщом представляет собой отдельный стол, который устанавливается непосредственно перед основным алтарем или сбоку от него. В отдельных случаях основной алтарь и дригщом совмещают. Предметы, которые необходимо подготовить и разложить на новогоднем алтаре, символизируют квинтэссенцию продуктов земледелия и животноводства, являющихся основой добычи средств к существованию в Тибете.
Поэтому их подношение Трем драгоценностям символизирует надежду на богатый урожай, хороший приплод скота, отсутствие болезней и войн в новом году.
Праздновать Сагаалган принято целый месяц: это большое семейное торжество, во время которого принято ходить в гости к родственникам, угощать родных и близких "белой пищей" - молочными продуктами, мясными блюдами. Буддисты каждый год отмечают Новый год в разное время: дата рассчитывается по лунному календарю и, как правило, приходится на конец зимы - начало весны. Точная дата Сагаалгана, который еще называют Белым месяцем, определяется буддийскими священнослужителями и приходится на первое весеннее новолуние.
Белый м месяц Цагаалган. Сагаалган красивые открытки. Символы праздника белого месяца фото.
Фото ч праздником белого месяца. Белый месяц Сагаалган 2021 что готовит. Бурятский Сагаалган. Звать на бурятском. Бурятский язык Улан Удэ. Название концертной программа к Сагаалгану. Новогодние традиции бурятов.
Праздник Сагаалган традиции и обычаи. Наряд для девочки на Сагаалган. Сагаалган фон для презентации. Магнит "Сагаалган". Новый год по лунному календарю Сагаалган. Сагаалган открытка с буузами. Праздник белого месяца Сагаалган ассоциации.
Презентация на тему Сагаалган. Сагаалган традиции и обычаи для детей. Праздник Сагаалган презентация. Сагаалган картинки для детей. Сагаалган открытки. С праздником белого месяца Сагаалган 2020. Белый месяц Сагаалган 2021.
Праздник белого месяца в 2021. Сагаалган коротко о празднике. Бурятский праздник Сагаалган описание. Праздник белого месяца Сагаалга. С праздником белого месяца на бурятском. Сагаалган 2023 Дата когда начинается. Празднование Сагаалгана презентация.
Сагаалган фон. Сагаалган орнамент. Кружка Сагаалган. Сагаалган небо. Празднование Сагаалгана традиции бурят. Бурятские традиции и обычаи для детей.
Белый месяц - самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов. Обрядовая практика Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения - Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год.
Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет торма. Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда! После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним. Характерным элементом праздника является также обряд Дугжууба, который проводится в храме в канун праздника 30-го числа двенадцатого лунного месяца. Это церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в года новый, избавившись от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий. На этот молебен принято обтираться дома кусочком теста только мука и вода, без каких-либо добавок - прокатать тесто по всей поверхности своего тела, представляя при этом, что из тела вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции.
Затем эти табалены - «символы зла» - нужно бросить в ритуальный костер, который будет зажжен во дворе храма после хурала. И все плохое сгорит в костре. Для обряда монахами также изготавливается сор - высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в сор «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на том же костре. Его гибель в огне символизирует духовное очищение. В дни Нового года совершается Обряд запуска «коней ветра удачи». Конь ветра удачи - это символ, показывающий состояние благополучия человека.
Буддийский Новый год
- Буддийский Новый год - Сагаалган - Буддийские праздники - Буддизм
- Сагаалган 2023. Когда и как отмечают буддистский Новый год | АиФ Иркутск
- Буддийский Новый год - Сагаалган - Буддийские праздники - Буддизм
- Что представляет собой праздник Сагаалган
Сагаалган – Буддийский Новый год: Когда отмечается в 2023 году
Буддисты готовятся отпраздновать Сагаалган, Буддийский Новый год. 21 февраля 2023 - Новости Перми - 21 февраля наступил буддийский Новый год. Цаган Сар, Сагаалган — торжественный праздник монгольских народов, начало весны и Новый год по лунно-солнечному календарю. В этом году буддийский Новый год – год Синей лошади – выпал на 31 января.
Что можно есть в восточный Новый год?
- Когда наступает восточный Новый год?
- Буддисты России встречают Новый год по лунному календарю
- Что можно есть в восточный Новый год?
- Сагаалган 2022, какого числа, особенности буддийскгого Нового года
- Сагаалган – Буддийский Новый год: Когда отмечается в 2023 году
Буддисты встретили Новый год. Сколько длится Сагаалган и как его отмечают
Буддисты отмечают Новый год по лунному календарю. За три дня до наступления буддистского Нового года в обязательном порядке совершается специальный молебен, посвященный десяти божествам и 15 чудесам Будды. Год красной огненной обезьяны по буддийскому календарю наступает 9 февраля (в буддийской традиции новый год приходится в разные годы на период между концом января и серединой марта, на первое новолуние по лунному календарю.
Дандар - лама: Сегодня ночью наступит праздник Белого месяца
Буддийский Новый год носит название Сагаалган. Он считается официальным выходным днем. У школьников наступают каникулы, которые продлятся неделю. Цаган Сар, Сагаалган — торжественный праздник монгольских народов, начало весны и Новый год по лунно-солнечному календарю. "Актуальный репортаж": буддисты рассказали, каким будет Новый год.
Сагаалган 2022
Со временем и значение Белого месяца перестало быть только «молочным»: теперь Сагаалган связан с обновлением человека и природы, очищением от всего плохого и надеждой на счастье и благополучие. Для жителей этих регионов первый день восточного Нового года традиционно объявляется нерабочим, а весь последующий месяц сопровождается народными гуляньями, музыкальными и гастрономическими фестивалями. Но так было не всегда. Несмотря на это, ритуалы втайне тщательно соблюдались и передавались от старшего поколения к младшему. Так продолжалось до начала девяностых, когда запрет на празднование Белого месяца сняли в Бурятии, а затем и остальных буддийских регионах. Не проспать удачу По легенде, в первый день Белого месяца в каждый дом заходит божество Балдан-Лхамо, которое пересчитывает жителей дома и приносит каждому счастье. Поэтому принято вставать очень рано, чтобы не проспать свою удачу на будущий год. После пробуждения буддисты молятся, делают подношения богам и отправляются на торжественный молебен.
В праздничные дни обязательным считается поход в гости.
В память о великом учителе они горят до самого рассвета. Зул принято было отмечать в домашнем кругу, поскольку основной ритуал «нас авах» продление жизни на год проводится именно в семье. Считается, что в этот день благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты, делать подношения, поститься.
После распространения буддизма Восточный новый год получил религиозное значение. От прежнего праздника «урожая» сохранилось название и угощение. В эти дни едят «белую пищу»: молоко, творог, сыр и сметану. Восточный новый год в разных регионах отмечают по-разному. У буддистов Бурятии и Забайкальского края подготовка к торжеству похожа на празднование европейского Нового года. Люди стараются завершить начатые дела, убираются, покупают себе обновки и подарки для близких. Кроме того, за два дня до праздника они проходят обряд очищения — Дугжууба. Верующие обтираются салфеткой или кусочком теста из муки и воды.
Бурятский праздник Сагаалган 2022. Открытки с праздником белого месяца Сагаалган.
Сагаалган праздник белого месяца обычаи и традиции. Белый месяц Сагаалган. Обычаи и традиции празднования Сагаалгана. Игры Сагаалгана. Сочинение на тему Сагаалган. Сагаалган сочинение на бурятском. Плакат на Сагаалган. Сагаалган баннер. Сагаалган афиша. Грамоты к Сагаалгану.
Буддийский новый год сообщение. Буддийские праздники сообщение. Праздник буддийский новый год доклад. Сагаалган Бурятия 2020 год. Сагаалган — новый год в Бурятии. Новый год Сагаалган 2020. Сагаалган тигр. Сагаалган 2021 афиша. Бурханда мургэхэ Сагаалганда фото. Сагаалган год дракона.
Афиши к Сагаалгану. Сагаалган 2023 Дата. Сагаалган 2023 какого числа. Праздник буддистов Сагаалган. Сагаалган — новый год. Пожелания на Сагаалган на бурятском языке. Стихотворение Сагаалган. Пожелания на новый год на бурятском языке. Новогодние поздравления на бурятском языке. Белый месяц.
Рисунки к празднику Сагаалган. Белый м месяц Цагаалган. Сагаалган красивые открытки. Символы праздника белого месяца фото. Фото ч праздником белого месяца.
Когда в 2024 году будет Сагаалган? Традиции Буддийского Нового года
С месяца Тигра начинается весна и новый лунный год. Поэтому подношение балима белой hамасахюусан с просьбой даровать долголетие, здоровье будет иметь максимальный эффект, если начать этот ритуал с часа Тигра. Сам ритуал «Циторhама» непродолжителен, предварительные тексты обширны. Если солнце встаёт в 8 часов, значит, час Дракона будет с 8 до 10 часов. С 6 до 8 часов будет час Зайца. А с 4 до 6 часов — Тигра. Именно в час Тигра Будда Шакьямуни достиг Просветления. В этом интервале ритуал «Циторhама» наиболее эффективен.
Как бы в это время Её благословение имеет максимальное проникновение. Поэтому верующие стараются бодрствовать, не спать, чтобы «зарядиться» позитивной энергией от Балданhамасахюусана. Это связано с тонкими энергиями, чакрами, особым расположением планет и соответствующими мантрами — звуковыми вибрациями, уходящими в глубину веков буддийского Учения. Завершается ритуал призыванием Удачи «Далга», которое имеет лучший эффект, так как является первым в наступившем году. Таково общее толкование с буддийской точки зрения подготовительного дня и первого дня Нового лунного года. Как приготовить алтарь к Сагаалгану Алтарь к празднику нужно полностью обновить. Подготовить как можно больше шафранного аршана, чтобы наливать его все 15 дней Белого Месяца.
Будде на алтарь ни в коем случае не надо ставить мясо. Ведь Будда не ел мясо и в своих наставлениях говорил, что нельзя его ставить на алтарь буддам. В противном случае заложится причина заболевания язвенными болезнями», - отмечает лама. Нужно приобрести новые благовония, лампадки и т. Весьма хорошим знаком будет приобретение новой статуэтки или изображения какого-либо святого объекта. Поэтому у бурят в прошлом были, да, пожалуй, и сейчас есть, самыми распространёнными подарками для мужчин — рубашки, для женщин — полотенца, для уважаемых, старших людей — статуэтка, книга или другая буддийская атрибутика. В дарении рубашки главе семьи заложено пожелание улучшения имиджа, поднятия престижа, то есть пожелание, чтобы «хииморин взлетел, воспарил».
В дарении полотенца заложено пожелание хозяйке очага иметь внутри дома все новое, лучшее.
Однажды Будда принял обет аскезы и медитировал, однако из-за измождения он решил прервать аскезу. От голода и истощения он потерял сознание; в таком состоянии его нашла девушка Суджата. Она заблудилась, когда несла традиционную рисовую похлебку своему отцу. Девушка накормила Будду похлебкой, чем спасла от смерти. Теперь пища, содержащая молоко, подносится к алтарю в знак почитания Будды.
Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня нового года, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. При наступлении Нового года можно попросить ламу совершить обряд продления жизни. Во время обряда лама призывает Будду долголетия Амитабху, который дарует долгие годы жизни.
Кроме этого, вытянувшие дурные предсказания должны исполнить специальное представление. Тот, кто вытянул ленчаг-гьябкур тиб. Получивший сема-ранго тиб. Этот период веселья, когда все пьют чанг, рассказывают истории, делятся новостями, играют в карты, поют песни, хвалят одних и подтрунивают над другими, продолжается до полуночи или чуть позже, после чего увеселительные мероприятия завершаются.
После того как хвосты уходящего года подчищены, можно сосредоточиться на заботе о годе грядущем. Поскольку Намган — это последний день старого и преддверие нового года, основные занятия в этот день связаны с непосредственной подготовкой предметов, необходимых для празднования Лосара. Намган тиб. В принципе, намганом называют тридцатый день любого лунного месяца, но в повседневной жизни для большинства тибетцев это слово ассоциируется именно с кануном Лосара. На официальном уровне в этот день никаких мероприятий не проводится, а в монастырях, также как и в частных владениях, производят последние приготовления к встрече Нового года. Несмотря на то, что самым главным и наиболее важным атрибутом Лосара является «новогодний алтарь» тиб. В этот день необходимо поменять на новые все хатаги, ритуальные шарфы, которыми украшены алтарь, танки и статуи будд и божеств эти хатаги имеют собственное название — нен-щел, тиб. Необходимо заменить все декоративные занавески щамбу тиб.
На кухне закоптившиеся стены, которые были предварительно отмыты, необходимо украсить знаками, которые называются картиг, «белые линии», тиб. На кухне картиг наносят при помощи теста, и обычно это восемь символов благополучия, изображение скорпиона, змеи и т. Перед главной дверью или воротами также необходимо нанести картиг, но уже при помощи белого мела или краски. Перед воротами обычно рисуют совмещенное изображение свастики, солнца и луны nyi zla g. Также от ворот или входной двери вправо и влево рисуют длинные белые линии, оканчивающиеся символом из закругленных линий кхи-на тиб. На ведра, которыми приносят в дом воду, тиб. Ну и в завершении всего, чтобы наступающий год был обильным, все пустые емкости в доме обязательно нужно чем-нибудь заполнить или перевернуть вверх дном. В принципе, тибетцы всегда держат пустые емкости вверх дном, поскольку в противном случае они становятся вместилищем духов, откуда местные божества-хранители не могут их выгнать по этическим соображениям, поскольку не могут «пачкать» своим вхождением используемую человеком утварь.
Слово дригщом тиб. Если привести аналогии из нашего Нового года, то это небольшой столик, на который устанавливают новогоднюю елочку, ставят фигурки Деда Мороза и Снегурочки, вазы со сладостями и фруктами, подарки и т. Обычно дригщом представляет собой отдельный стол, который устанавливается непосредственно перед основным алтарем или сбоку от него. В отдельных случаях основной алтарь и дригщом совмещают. Предметы, которые необходимо подготовить и разложить на новогоднем алтаре, символизируют квинтэссенцию продуктов земледелия и животноводства, являющихся основой добычи средств к существованию в Тибете. Поэтому их подношение Трем драгоценностям символизирует надежду на богатый урожай, хороший приплод скота, отсутствие болезней и войн в новом году. Большая часть предметов на новогоднем алтаре — это различные традиционные тибетские блюда или продукты питания. Но часть из них несъедобна не вздумайте укусить голову овцы, она может оказаться пластмассовой.
Самые важные предметы на алтаре — дросо-чемар и дэрка. Способ их приготовления, история и детальное описание приведены в третьей части статьи, здесь же мы опять ограничимся лишь общим обзором. Дросо-чемар тиб. Два его самых важных компонента — это дросо тиб. Их, не смешивая, помещают в два отдела специального деревянного ящичка, разделенного деревянной дощечкой, называемого бо тиб. Сверху на обжаренную пшеницу кладут три или пять небольших кристаллов каменной соли, а на цампу — три или пять кусочков масла. В центр каждого отдела бо втыкают по одному цэдро тиб. Вокруг цедро втыкают длинные окрашенные в разные цвета колосья пшеницы или ячменя и стебли «новогоднего цветка» тиб.
Дэрка тиб. Формы хвороста, а их обычно шесть, символизируют определенные части скелета овцы, его укладка соответствует способу укладки скелета овцы для «красных подношений» во времена древнего бона.
Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц — самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов. Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. В Новый год совершается обряд запуска «коней ветра удачи».