слушал бы их и слушал! "Ночь перед Рождеством" не самая репертуарная опера, и здорово, что это происходит действительно перед Рождеством", – призналась пианистка, заслуженная артистка России Екатерина Мечетина. Сюжет оперы знаком всем нам ещё с детства: в ночь перед Рождеством черт решает насолить людям, но его планы нарушает влюбленный молодой кузнец Вакула. 5 января 2024 года в киноцентре «Октябрь» состоялась премьера киноверсии спектакля Детского музыкального театра имени Наталии Сац «Ночь перед Рождеством».
В Мариинском театре представили новую версию оперы «Ночь перед Рождеством»
Фото предоставлено организаторами. Иванова состоялась премьеры оперы Н. Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством".
Упрямый кузнец не желает поддаться кручине, взваливает все три мешка на спину и выносит их из хаты. Вакула с мешками направляется к своей кузнице и здесь сбрасывает их. В эту светлую ночь молодежь колядует перед окнами.
Возникают игры. Панас, перевернув на себе шубу шерстью вверх, изображает козу. Девушки закидывают его снегом. Веселится и Оксана. Сумрачный стоит в стороне Вакула: он решил покинуть село и прощается с гордой девушкой.
Оксана смущена: не наложит ли он на себя руки с горя? Но вновь общее веселье увлекает ее. Молодежь развязывает мешки, из которых один за другим вылезают сконфуженные Чуб, Дьяк и Голова. Столь странное появление незадачливых поклонников Солохи молодежь встречает безудержным смехом и затейливыми шутками. Что же делать дальше Вакуле?
С небольшим заплечным мешком, где, как думается ему, находятся кузнечные принадлежности, он отправляется за советом к старому знахарю Пацюку. В изумлении взирает кузнец, как тот сидит у себя в хате на полу по-турецки. Перед ним две деревянные миски: одна с варениками, другая со сметаной. Вареники, выплескиваясь из миски, шлепаются в сметану и, перевернувшись, отправляются ему в рот. Едва оправившись от удивления, Вакула спрашивает у Пацюка, как ему связаться с нечистой силой, чтобы заставить ее помочь в его горе — «Тому недалеко ходить, у кого черт за плечами», — невозмутимо, продолжая есть, отвечает Пацюк.
В недоумении Вакула снимает мешок с плеч — откуда выскакивает Черт. Тот готов помочь ему, если кузнец продаст свою душу. Но когда Вакула схватил его за шиворот, угрожая крестным знамением, Черт обещает сделать все, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к Царице. Черт оборачивается крылатым конем, Вакула вскакивает на него, оба исчезают во тьме.
Вакула несется на своем коне в воздушном пространстве. Играют, пляшут звезды, заводят хоровод. Набегают тучи. Завела свои игры и бесовская нечисть — среди них Пацюк и Солоха, пытающиеся преградить дорогу Вакуле. Но уже сквозь мглу виднеется столица, освещенная огнями.
На петербургском балу в окружении придворных появляется Царица. Перед ней падает ниц Вакула. Его прямая, смелая речь ей понравилась. Царица дарит кузнецу свои самые дорогие черевички. Обратно мчится Вакула с драгоценной ношей.
Светлые духи сопровождают его. На небе зажигается ярким светом Утренница; мимо проплывают Коляда и Овсень со своей свитой. Наступает рассвет. Вдали виднеется Диканька, озаренная первыми лучами солнца.
На историческую сцену вернулся обновленный спектакль, поставленный Ольгой Маликовой в 2008 году сначала на сцене Концертного зала, а в 2014 году перенесенный на Историческую сцену театра. Теперь над версией "Ночи перед Рождеством" поработал хореограф Илья Живой, на основе и с теми же декорациями постановки Ольги Маликовой сценография - Ксения Пантина, костюмы - Варвара Евчук. Глеб Фильштинский был художником по свету и в старом спектакле, но здесь - словно интенсифицировал световую партитуру, сделал ее более насыщенной, создав особый резонанс и единство со звучанием оркестра, за пультом которого в премьерный вечер был Валерий Гергиев. В обновленном спектакле "Ночь перед рождеством" оркестр словно заиграл новыми красками, удивительно тонко создавая и ощущение морозного вечера в начале оперы, и нежного рассвета в оркестровом заключении, расцвечивая феерические сцены игр и плясок звезд, вовлекая в сказочный полет Вакулы на Черте. Наивные декорации в стиле детских спектаклей или фильмов - облака на ниточках, заснеженные домики, катающаяся печь, гигантские вареники - придают бесхитростное обаяние спектаклю.
Поскольку Илья Живой - прежде всего хореограф, то и танцев в спектакле получилось много и к месту, причем, танцуют не только балетные танцовщики во вставных номерах, но отлично двигаются и оперные солисты. Все актерские работы получились органичными, и каждый - и в большой, и в малой роли, - явно получал удовольствие, которое передавалось и в зал.
Действительно, музыка «Ночи перед рождеством» создавала огромный простор не только для интерпретации бытовых сцен, но и для представления фантастической феерии. Сто лет назад, в первой трети XIX века, на сцене петербургского Большого театра ныне здание СПб Консерватории с невероятным успехом шла волшебно-комическая опера «Русалка» на сюжет австрийского литератора К. Генслера с музыкой Ф. По свидетельству современников это было грандиозное феерическое зрелище с превращениями, огнедышащими фонтанами, реками, выходящими из берегов, подводным царством, чудовищами и духами. Через 90 лет Римский-Корсаков как будто возвращает на сцену жанр «волшебной» оперы, но в совершенно иной ее ипостаси.
Мариинский театр покажет в новой версии оперу "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик. Сюжет оперы знаком всем нам ещё с детства: в ночь перед Рождеством черт решает насолить людям, но его планы нарушает влюбленный молодой кузнец Вакула. «Ночь перед Рождеством» – ГАСК п/у Валерия Полянского в ММДМ, 11 марта 2014. 08.03.2016 сходила в Мариинский театр на постановку "Ночь перед Рождеством". это постановка, которая продолжила линию театра по созданию спектаклей, знакомящих юных зрителей с великим мировым наследием оперной музыки» - говорят создатели спектакля. опера знаменитого русского композитора Николая Римского-Корсакова.
АРТ-Мари - Опера «Ночь перед Рождеством»
Фонд музыкального искусства FES представит концертное исполнение оперы «Ночь перед Рождеством» в Большом зале Петербургской филармонии. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 23 ноября (10 декабря) 1895 года. «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, как и четыре ранее созданные им оперы, была впервые показана на сцене Мариинского театра.
Мариинский театр покажет в новой версии оперу "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова
Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими обрядами. Римский-Корсаков внес в гоголевский сюжет славянско-мифологические поверья, связанные с нарождением солнца после зимнего солнцестояния, усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы.
Либретто написал сам Римский-Корсаков: он тонко чувствовал связь слова и музыки и выразительно передал эмоциональную картину произведения. Опера начинается с оркестрового вступления под названием «Святый вечер». Эта музыка живописует картину природы. Действие начинается, конечно же, с волшебства. Из хаты на метле вылетает Солоха и начинает петь колядки — песни, которые пели в канун Рождества.
Потом к ней является Черт, недовольный тем, что сын Солохи — кузнец Вакула — расписывал церковь. Интересно, что и кузнеца Вакулу, и Черта, и Дьяка, который появляется позже, — поют тенора. Естественно, самым звучным голосом должен обладать Вакула. Черт и Дьяк — это голоса характерные, а Солоха — меццо-сопрано. Довольно часто меццо-сопрано пели партии матерей или ведьм — можно вспомнить Ульрику в вердиевском «Маскараде» или Азучену в «Трубадуре» того же Верди. Если говорить о русской опере, то это Марфа из «Хованщины», графиня из «Пиковой Дамы». Черт говорит Солохе, что собирается украсть месяц с неба, они поют дуэт и улетают.
Римский-Корсаков, по его словам, «окончательно решил писать «Ночь перед Рождеством». Как и в случае с предыдущим гоголевским произведением, либретто для оперы «Ночь перед Рождеством» Н. Римский-Корсаков писал сам, стараясь придерживаться оригинала. В повести Н. Гоголя наряду с реальными персонажами действуют фантастические — что позволило композитору прибегнуть к его излюбленному драматургическому принципу: сопоставлению реального и фантастического. Но композитор не был бы самим собой, если бы не усилил столь любимый им фантастический элемент, добавив эпизоды, которых не было в первоисточнике — например, хороводы звезд, небесный поезд Овсеня и Коляды. Впоследствии Н. Римский-Корсаков весьма самокритично называл такие вольности своей ошибкой, признавая, впрочем, что это позволило ему «написать много интересной музыки». Нередко Н.
Римский-Корсаков давал своим операм особые подзаголовки, характеризующие их жанровую природу. И если «Садко» — это опера-былина, «Снегурочка» — весенняя сказка, а «Кащей Бессмертный» — «осенняя сказочка», то опера «Ночь перед Рождеством» — это «быль-колядка».
Николай Римский-Корсаков сам принимал участие в написании либретто, особенно строго следя, чтобы оно не расходилось с гоголевской повестью, так что зрителей ждет полный набор несуразиц и забавных ситуаций, описанных в книге Николая Васильевича. Костюмы решены таким образом, что переодеть их можно прямо на сцене, на глазах у изумленной публики. Вообще, интерактивности постановке не занимать, здесь все рассчитано на то, чтобы зритель был не только сторонним наблюдателем, но и активным участником происходящего действа.
В Петербурге состоится концертная премьера оперы "Ночь перед Рождеством"
Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими обрядами. Римский-Корсаков внес в гоголевский сюжет славянско-мифологические поверья, связанные с нарождением солнца после зимнего солнцестояния, усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы.
Серию праздничных представлений откроют спектакли на исторической сцене 7 и 8 января. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев. Календарь событий.
Кузнец бьёт Чуба, не узнавая его, и гонит прочь. Вновь показываются месяц и звёзды. Кузнец мечтает об Оксане. Картина вторая В хате Чуба. Оксана кокетничает сама с собою перед зеркалом. Входит Вакула, над любовью которого жестокая красавица слегка посмеивается. Являются подруги Оксаны и поют «колядку». В присутствии подружек Оксана, любуясь черевичками одной из них, обещает выйти замуж за кузнеца, если он достанет ей царицыны башмачки.
Девушки смеются над кузнецом. Действие второе [ править править код ] Картина первая В хате Солохи. Солоха с чёртом, выскочившим из печки, любезничают и приплясывают. Стучатся в двери, чёрт влезает в мешок от угля. Входит Голова «на чарочку горилки », но, услышав голос дьяка, идущего в гости к Солохе, прячется в другой мешок. Входит дьяк и ловеласничает с Солохой. Услышав за дверью голос Чуба, он прячется в третий мешок. Чуб пьёт и поёт с Солохой. Слышен голос возвращающегося домой Вакулы, и Чуб прячется в мешок, где уже сидит дьяк.
Входит кузнец, раздумывая над поручением Оксаны насчёт черевичек. Солоха уходит, а кузнец наваливает на спину все три мешка и уносит их из хаты.
Сац составляет 30 минут! В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац она продолжит линию по созданию спектаклей, которые должны познакомить юных зрителей со знаменитыми произведениями русской литературы и с великим наследием мировой и отечественной оперной музыки. Не только познакомить, но — влюбить в нее. В данном случае — в чудесную рождественскую сказку Гоголя-Римского-Корсакова.
«Ночь перед Рождеством»: казанцы по достоинству оценили оперу-сказку
В Концертном зале имени Чайковского показали легендарную оперу Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». «Ночь перед Рождеством» хотели показать на сцене тихвинского Дома культуры, но из-за пандемии все массовые мероприятия в Тихвине отменили. На днях в детском музыкальном театре им. Наталии Сац состоялась долгожданная премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». В этом смысле гоголевская повесть «Ночь перед Рождеством» являет собой уникальный случай: на ее сюжет оперы написали ский («Кузнец Вакула», или — во второй редакции — «Черевички») и й-Корсаков. Ночь перед Рождеством Опера в 2-х действиях Н. А. Римский-Корсаков Либретто композитора по одноименной повести Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Музыкальная и драматургическая редакция Евгения Бражника и Георгия Исаакяна.
Опера «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
Новогодняя и рождественская музыка | Билеты на спектакль «Ночь перед Рождеством» продаются онлайн на сайте |
07.01.2021 Ночь перед Рождеством в Мариинском театре | Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 23 ноября (10 декабря) 1895 года. |
АРТ-Мари - Опера «Ночь перед Рождеством»
Спектакль будет более красочным, более сказочным». Мировая премьера оперы «Ночь перед рождеством» впервые состоялась в 1895-м году. В той постановке принимали участие легенды русской императорской оперы — Евгения Мравина, Иван Ершов, Федор Стравинский.
Сюжет оперы знаком всем нам ещё с детства: в ночь перед Рождеством черт решает насолить людям, но его планы нарушает влюбленный молодой кузнец Вакула. Он седлает черта и отправляется на нем прямо к царице в Петербург — чтобы достать своей ненаглядной Оксане царские черевички и добиться ее взаимности.
Продолжительность вечера — 3 часа с одним антрактом. Обратная связь.
Впервые опера Николая Римского-Корсакова на его собственное либретто прозвучала на сцене Мариинского театра в 1895 году. В один из вечеров партию Панаса исполнил молодой Федор Шаляпин. Следующая премьера состоялась в 1943 году в Перми тогдашнем Молотове , где Мариинский тогда Кировский театр находился в эвакуации. Жизнерадостный спектакль Леонида Баратова и Федора Федоровского стал в дни войны праздником.
Настоящая русская опера-сказка, в музыкальном и сюжетном плане «Ночь» восходит к опере Глинки «Руслан и Людмила», и красочный спектакль в Мариинском им под стать : неизменно переносит зрителя во времена сказочные, волшебные, снежно-завораживающие. Волшебство случится 9 октября, и у вас есть целых две возможности почти на три часа забыть о реальности в Мариинском-2.