В 1943 году, возвращаясь с задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, и был тяжело ранен в ногу. Советский кинорежиссер, сценарист, актер. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Леонид Гайдай можно посмотреть на Иви. Бриллиантовая рука, Иван Васильевич меняет профессию, Кавказская пленница, Операция Ы.
Гайдай Леонид Иович
Картина принесла режиссеру известность, ее номинировали на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля и перевели на несколько языков. Когда худсовет решил, что нужно продолжение фильма, Гайдай снял "Самогонщиков". Трус, Балбес и Бывалый необычайно полюбились зрителям. Позже они появились в других фильмах Гайдая и до сих пор считаются одними из самых узнаваемых персонажей советского кинематографа.
Гайдай отобрал три новеллы О. Генри, поместив историю о несносном мальчишке "Вождь краснокожих" в конец фильма, вторым стал рассказ "Родственные души", а начинаться картина должна была вовсе не с комедии. Режиссеру нужны были новые лица для правдивости повествования.
В результате главные роли сыграли Владлен Паулус и Александр Шворин. А вот во второй и третьей частях известные актеры все-таки появились. Юрий Никулин и Ростислав Плятт раньше снимались у Гайдая, как и Георгий Вицин, сыгравший одного из мошенников в третьей части.
А его напарником стал скромный и ранимый Алексей Смирнов. Сложнее всего оказалось найти мальчика на роль Джонни: от правильного выбора зависел успех последней части фильма. Поначалу Гайдай думал пригласить 31-летнюю Надежду Румянцеву.
Она тогда была самой известной актрисой-травести и успешно играла мальчишек в московском ТЮЗе. Но от этой идеи все же отказались, и роль досталась обычному школьнику Сереже Тихонову. С ней он справился блестяще.
До него в советском кино безоговорочно положительных персонажей-студентов просто не было. Простоватый и очень правильный Шурик сразу покорил зрителя: картина "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" в течение двух лет била рекорды проката, а в 1967 году эстафету перенял ее сиквел — комедия "Кавказская пленница". Шурик — ярый борец за справедливость.
Он попадает в комедийные переделки, собранные в трилогию. Случайно срывает спланированную злоумышленниками операцию. Работая на стройке, умудряется научить уму-разуму заядлого тунеядца Федю.
Готовясь к экзаменам, знакомится с девушкой Лидой при смешных обстоятельствах. Владика не пропустила цензура — во избежание ненужных ассоциаций с Владимиром Ильичом Лениным. Но Гайдаю было не принципиально, как назвать героя, главное — возможность присоединить к имени уменьшительно-ласкательный суффикс, подчеркивающий простоту и чудаковатость героя.
Так Владик превратился в Шурика. Велись переговоры даже с Андреем Мироновым. Но режиссера ни один из них не устроил, а устроил молодой актер Александр Демьяненко, работавший тогда в Ленинграде.
Кстати, Гайдай адаптировал для этого эпизода а также для финального эпизода новеллы, который происходит в том же дворе случай из собственной биографии. Когда в часть, где он служил в 1942 году, приехал военком, будущий мастер советской комедии вызывался вступить во все виды войск, которые тот перечислял. Тогда военком осадил его: "Да подождите вы, Гайдай!
Дайте огласить весь список". Многие юмористические сцены рождались на съемках случайно.
И тогда он поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Однокурсникам Гайдай запомнился как весёлый молодой человек. Не все его шутки были удачными — за некоторые из них пришлось расстаться с институтом. К счастью, Гайдаю удалось добиться восстановления, чем он немало всех поразил. Леонид Гайдай в молодости. Они познакомились во время подготовки учебной постановки.
В 1953 году молодые люди поженились. Покровительство Пырьева Гайдай ещё студентом обратил на себя внимание Ивана Пырьева. Последний предложил начинающему автору два проекта на выбор: помочь Эльдару Рязанову со съёмками « Карнавальной ночи » или Андрею Гончарову с «Долгим путем». Гайдай предпочёл Гончарова и, кажется, ошибся: ссора между ними почти сорвала съёмки, и в итоге доделывал картину Гайдай, но уже с Валентином Невзоровым. Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Источник: YouTube.
Молодой человек по возможности не пропускал спектакли, общался с актерами, еще больше укрепился в своем решении.
Леонид Гайдай в молодости Через несколько месяцев Леонид был призван на военную службу. Сначала в Монголии ухаживал за лошадьми, объезжал их, готовил для работы в армии. Затем был переведен на Калининский фронт под Москву. Был пехотинцем, разведчиком. В 1942 году награжден медалью «За боевые заслуги». Через год, выполняя очередное разведзадание, подорвался на противопехотной мине. Рана оказалась тяжёлой, в госпитале боец провел несколько месяцев.
Врачи настаивали на ампутации поврежденной ноги, но юноша отказался: это могло помешать ему стать актером. После нескольких операций был признан негодным к дальнейшей службе, демобилизован. Последствия ранения сказывались всю жизнь. Но Гайдай не жаловался и не рассказывал о своих проблемах. Вернувшись в Иркутск, окончил театральную студию, немного поработал актером. Но приняли его во ВГИК. Он учился там в 1949-1955 годах.
Ещё студентом участвовал в съёмках фильма как режиссёр-практикант. По мнению цензоров, картина оказалась провальной, и Гайдаю «перекрыли кислород», не предлагая работы. Помог руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев, по рекомендации которого молодому коллеге дали второй шанс. Гайдай снял один историко-революционный фильм «Трижды воскресший», после чего сосредоточился на комедиях, объясняя свой выбор тем, что при тяжелой жизни людей надо дать им возможность хотя бы посмеяться. Сегодня мы называем его комедии бессмертными. Комедии Леонида Гайдая специалисты называют эксцентрическими. В них сменяют друг друга трюки, погони, драки, постоянно звучат каламбуры.
Режиссер сознательно обращался к цирку, балагану, карнавалу, так называемым «низким искусствам», чтобы кино было ближе к народу. Другая отличительная черта комедий Гайдая — социальная сатира. Приходилось пользоваться намеками, двусмысленностями, недосказанностью, «фигами в кармане», отчего комедии только выигрывали.
Некоторое время он служил во взводе пешей разведки, но 20 марта 1943 года был тяжело ранен, лечился в госпиталях. В январе 1944 года его признали инвалидом второй группы. Гайдай вернулся в Иркутск и поступил в театральную студию при Иркутском областном драматическом театре ныне — академический драматический театр им.
Окончив студию в 1947 году, два года играл в спектаклях местного драмтеатра. Фильмы В кино Леонид Гайдай дебютировал в 1955 году, причем как актер. Леонид Гайдай сыграл Алешку в комедии «Ляна». Но актерская биография у Гайдая не задалась, чего не скажешь о работе по другую сторону камеры. Уже через год Леонид Гайдай делает режиссерский дебют и выпускает драматический фильм «Долгий путь». Картину отметил лично знаменитый Михаил Ромм, который каким-то образом в чистой драме сумел рассмотреть задатки Гайдая-комедианта.
Именно Ромм посоветовал Леониду Иовичу присмотреться к юмористическому жанру. Тогда Гайдай выпускает сатирическую ленту «Жених с того света», из-за которой чуть было не лишился карьеры. От фильма после цензуры осталась едва половина, но даже после такой беспощадной нарезки начинающему режиссеру запретили снимать. Тогда Гайдай в первый и последний раз пошел на сделку с «Мосфильмом»: он сделал идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший», благодаря которой ему было разрешено работать дальше.
Леониду Гайдаю — 100!
Имя великого советского комедиографа Леонида Гайдая знают все без исключения, у кого дома имеется телевизор. Бриллиантовая рука, Иван Васильевич меняет профессию, Кавказская пленница, Операция Ы. Особенно трепетно о времени, проведенном с Леонидом Гайдаем, вспоминают актеры, которым удалось сняться в его комедиях. В 1943 году, возвращаясь с задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, и был тяжело ранен в ногу. гений, и все снятое им - априори гениально.
Знаменитый режиссер Леонид Гайдай участвовал в Великолукской наступательной операции
Сценарии к своим фильмам Леонид Гайдай практически всегда писал самостоятельно, а многие фразы из гайдаевских кинокомедий оказались "крылатыми". Например, когда в 1951 году студент первого курса режиссерского факультета ВГИКа Леонид Гайдай и его однокурсник Юрий Москаленко приехали в Иркутск на практику, пропуск ассистенту режиссера Восточно-Сибирской студии кинохроники выписали с ошибкой. Леонид Иович Гайдай (1923-1993) – советский и российский кинорежиссер, актер, сценарист. Леонид Гайдай срежиссировал 14 мини-комедий. Бриллиантовая рука, Иван Васильевич меняет профессию, Кавказская пленница, Операция Ы.
Медведь и Варлей
- Знаменитый режиссер Леонид Гайдай участвовал в Великолукской наступательной операции
- Другие статьи по теме
- Гайдай неизвестный
- Что помешало Леониду Гайдаю идти вперёд?
- Леонид Гайдай
- Другие статьи по теме
Чуть не потерял ногу
- Новые страницы в биографии Леонида Гайдая обнаружили амурские архивисты
- Карьера в кино
- Журнал о кинозвездах
- Другие статьи по теме
- Леонид Гайдай: биография, фото - «Кино »
- Двойки за поведение
Леониду Гайдаю — 100!
Гайдай Леонид Иович – прославленный советский режиссёр, Народный артист СССР, сценарист и актёр. Имя великого советского комедиографа Леонида Гайдая знают все без исключения, у кого дома имеется телевизор. В начале 1942-го Леонид Гайдай был призван в армию и отправлен служить на территорию Монголии. Леонид Гайдай и Олави Ахонен на съемках фильма «За спичками» (1979). На фильмах легендарного режиссёра Леонида Гайдая выросло не одно поколение. Леонид Гайдай скончался 19 ноября 1993 года на 71-м году жизни.
Коротко о персоне
- Леониду Гайдаю — 100!
- Коротко о персоне
- Леонид Гайдай - биография, личная жизнь, фото
- Биография Леонида Гайдая
- Гайдай Леонид Иович. Большая российская энциклопедия
- «За границей он был бы очень богатым человеком»
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь, жена, дети, семья
В кино Гайдай начал работать еще во время учебы — он подрабатывал на съемочных площадках в качестве ассистента. А в 1955 году он получил роль в ленте Бориса Барнета «Ляна». Вскоре после окончания института Гайдая по рекомендации пригласили на студию «Мосфильм», где он снял свой первый фильм — драму «Долгий путь» по рассказам писателя Владимира Короленко. Вскоре после этого начинающему режиссеру предложили поработать в жанре комедии, и к 1958 году закончил фильм «Жених с того света». Картину, которая высмеивала советскую бюрократию, подвергли цензуре и сократили с полутора часов до 47 минут.
Это «Жених с того света» — вся переснятая, переозвученная, превратившаяся из полнометражной в короткометражку», — рассказывал Гайдай. После «Жениха» Гайдай переключился физическую комедию, где юмор строится вокруг забавных телодвижений, клоунады, фарса. Но в некоторых его картинах, например в «Кавказской пленнице» и «Иван Васильевич меняет профессию» все-таки проскальзывает свойственная ему сатира.
Оператор Константин Бровин придумал историю с почесыванием ноги. Гайдай нам за каждый трюк платил по бутылке шампанского. И все стремились заработать эту бутылку, потому что это была особая благодарность с его стороны».
До этого ни одному советскому режиссеру не удавалось привлечь в кинотеатры столько народа. Тем временем после «Кавказской пленницы» Гайдай внезапно решил «изменить» комедии и захотел экранизировать «Бег» М. Но эта идея была встречена в Госкино прохладно, и тогда режиссер обратил свой взор к другой книге — «Двенадцать стульев». Однако и эта задумка тогда не осуществилась — на экраны страны только что вышел «Золотой теленок» М. Швейцера, и киношное начальство с интересом ожидало первых откликов на него в прокате. И тогда, чтобы не простаивать, Гайдай снял «Бриллиантовую руку».
Этот фильм принес режиссеру новый триумф: 1-е место в прокате и 76,7 млн. По опросу журнала «Советский экран» фильм «Бриллиантовая рука» опередил такие картины, как «Новые приключения неуловимых» и «Угрюм-река». Рассказывает Н. Гребешкова: «Леня был большим ребенком. Ему нравилось, когда его хвалили, но чтобы он когда-нибудь пальцем о палец ударил, чтобы как-то организовать почести, — никогда… Леня был профессионалом до мозга костей. Он прекрасно чувствовал ритм картины, знал, где нужно сократить, а где чуть-чуть затянуть.
Он говорил: «Здесь будут смеяться, надо прибавить пятнадцать кадров, а то зрители не услышат реплики». Сцены проходил с хронометром. Уже второй режиссер его торопит — давайте снимать! Леня говорит: «Как? Вы все знаете. А я вот ничего не знаю».
У него артист всегда не просто выходил из кадра. Обаяние его картин держалось на деталях… В 1970 году Гайдай наконец начал снимать «Двенадцать стульев», перехватив эту инициативу у Г. Как это произошло, рассказывает сам Леонид Гайдай: «Я долго добивался экранизации «Двенадцати стульев». А потом вдруг узнал, что этот роман собирается ставить Гия Данелия. Там уже все на мази. Я, конечно, расстроился.
Но ничего не поделаешь — пришлось распрощаться со своей мечтой. И вот однажды подходит ко мне Данелия и спрашивает: «Леня, хочешь ставить «Двенадцать стульев»? Ну, я сразу за дело… На роль Остапа Бендера пробовались более ста актеров, прошли 23, но сам Гайдай в конце концов остановился на кандидатуре Александра Белявского. В первый съемочный день, по давно установившейся традиции, ассистент режиссера должен был разбить тарелку. Однако та не разбилась. Гайдай устроил грандиозный скандал и буквально причитал: «Все!
Везенья не будет». И действительно, вскоре Белявского сняли со съемок и на его место пришел Владимир Высоцкий. Но и он, проработав недели две, вдруг запил и также был снят со съемок. После этого пришлось искать нового актера его нашли в лице 44-летнего артиста русского театра имени А. Грибоедова Арчила Гомиашвили и в третий раз снимать все сначала. В прокате фильм занял 6-е место, собрав на своих сеансах 39,3 млн.
Да и критика восприняла его неоднозначно. Даже коллеги Гайдая считали фильм неудачной экранизацией. Дальше всех в своем неприятии «Двенадцати стульев» пошел Г. Козинцев, который после просмотра картины написал в своем дневнике следующие строки: «Двенадцать стульев». Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей. Хамский гогот.
Все передер в расчете на гогот, на ржание… Однако, несмотря на неприятие работ Гайдая в среде его коллег, среди зрителей он продолжал оставаться самым любимым режиссером. Даже его прежние картины, демонстрировавшиеся в кинотеатрах страны, собирали полные залы. За каждую новую картину он получал 6 тысяч рублей постановочных плюс 300 рублей зарплаты. Тогда же впервые съездил в Америку. В 1972 году мог съездить и в Италию, когда Э. Рязанов предложил ему снять «Невероятные приключения итальянцев в России».
Но Гайдай отказался, так как в то время работал над очередной картиной — «Иван Васильевич меняет профессию». Этот фильм вышел на широкий экран в 1973 году и занял в прокате 3-е место 60,7 млн. Весть о присуждении этого высокого звания застала режиссера на съемочной площадке — он снимал свою очередную комедию по произведениям М. Зощенко, которая называлась «Не может быть! Фильм вышел на экраны в 1975 году и занял в прокате 6-е место 50,9 млн. После этого фильма «машина» Гайдая стала буксовать.
Собственно, это стало заметно еще в начале 70-х, когда Гайдай расстался с двумя своими соавторами — сценаристами Я. Костюковским и М. Слободским, придумавшими «Операцию Ы», «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку». Например, фильм «Инкогнито из Петербурга» 1979 получил лишь третью категорию и имел слабую посещаемость до этого почти все картины Гайдая собирали в кинотеатрах до 80 миллионов зрителей. Этот фильм Гайдай снял, устав от эксцентрики, хотел осовременить его, но большинство задумок режиссера начальство приказало вырезать. Сам он вспоминал об этом с горечью: «В «Инкогнито» у меня было много по-современному острых сцен.
Например, эпизод «Показуха», потом эпизод — дети встречают Хлестакова и торжественно преподносят ему цветы. И много других. Но все вычистили! Все сцены, которые я не механически переносил из пьесы, а творчески обогащал, осовременивал, полетели в корзину. А в заключение, на последней инстанции, уже сам Ермаш попросил убрать знаменитые гоголевские слова: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
Гайдай У Леонида Гайдая было две приметы. Первая: он всегда разбивал тарелку перед началом съёмок, а если тарелка не разбивалась — работу откладывали.
Вторая: режиссёр считал, что чёрные кошки приносят ему удачу. Гайдай Леонид Гайдай иногда снимался в эпизодах своих фильмов. В «Трижды воскресшем» сыграл изобретателя, в «Бриллиантовой руке» видны только его ноги — это он был пьяницей, которого Семён Горбунков обнаружил в подворотне, в « Двенадцати стульях » сыграл архивариуса Варфоломея Коробейникова. Последняя роль была в его же последнем фильме — « На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди », где он появился в образе спятившего игрока казино. Гайдай В 2012 году в Иркутске был установлен памятник Леониду Гайдаю. Он входит в целую скульптурную композицию — стоит троица Трус, Балбес и Бывалый, а рядом на режиссёрском стуле сидит Леонид Гайдай, у ног которого примостился Пёс Барбос с динамитной шашкой в зубах. Ещё один памятник легендарному комедиографу стоит в городе Свободный — на родине режиссёра.
Спустя 30 лет после ограбления Бостонского музея становится известно, где спрятана одна из картин… Кто найдет её первым — сорвёт куш!
В декабре 1958 г. За год продали более 36 миллионов билетов. Но министр культуры Николай Александрович Михайлов требовал запретить фильм. Продолжение карьеры Гайдая было под вопросом. Тогда директор киностудии «Мосфильм» Иван Александрович Пырьев посоветовал режиссёру поставить историко-революционную киноленту. Так в 1960 г. Режиссёр снял этот кинофильм вынужденно и позже предпочитал о нём не говорить.
Лента не имела успеха, но восстановила репутацию Гайдая, что позволило ему возвратиться к съёмкам комедий. И в 1961 г. Среди них — гайдаевский «Пёс Барбос и необычный кросс», созданный в стиле немого кино знаменитого Чарли Чаплина. Именно здесь в первый раз предстало трио: Трус, Балбес и Бывалый. Основой короткометражного фильма стал украинский фельетон о браконьерах и собаке, сочинённый советским поэтом и прозаиком Степаном Олейником. В нём действовали безымянные персонажи, но Гайдай придумал им имена. Роль Труса режиссёр предложил уже известному ему Георгию Вицину. Роль Бывалого после долгих поисков досталась Евгению Моргунову.
В 1961 г. Эта комическая троица, навсегда полюбившаяся зрителям, ещё не раз предстанет в кинокартинах Гайдая, появится в мультфильме «Бременские музыканты» и будет увековечена в виде памятников. В первый год его посмотрели 69,6 миллиона зрителей. Сначала его звали Владик Арьков, но цензоры узрели аналогию с именем Владимира Ленина, поэтому центральному герою дали имя Шурик. Но Леонид Иович утвердил 27-летнего актёра Александра Демьяненко. Роль тунеядца Феди мог исполнить Михаил Пуговкин, но позже он предпочёл сыграть прораба, сославшись на неподходящее для хулигана телосложение. При съёмках этого фильма режиссёр стал сотрудничать с композитором Александром Зацепиным, без которого позже не обходился ни один фильм Гайдая. В этой ленте оформился фирменный стиль режиссёра.
Он стремился к созданию картины, максимально насыщенной действиями. Сцены без диалогов в первую очередь, погони подвергались ускоренной перемотке. Также Леонид Гайдай поощрял импровизацию актёров. Например, Юрием Никулиным была придумана сцена, где Шурик Балбесу пронзает рапирой грудь, из которой течёт «кровь», оказавшаяся красным вином. Скелет с щелкающими зубами тоже был выдумкой Никулина. На эту ленту было продано 76,5 миллиона билетов, что побило предыдущий рекорд Гайдая. В основу сценария легли газетные публикации о кавказской традиции выкупать и продавать невесту. Трио жуликов к тому времени наскучило режиссёру, и он решил вывести в качестве злодея «восточного сладострастника» из числа районных руководителей.
Сначала этот персонаж обладал фамилией Охохов по иной версии — Ахохов. Но эта фамилия была у сотрудника министерства культуры. Фамилию Саахов тоже хотели отвергнуть — она принадлежала одному из работников «Мосфильма». Поиски политкорректной фамилии прекратила министр культуры Екатерина Фурцева: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить, как есть!
А вот имя главной героини выбрано в честь жены Гайдая — Нины Гребешковой. На роль «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» претендовали Лариса Голубкина, Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, но выбрали цирковую артистку Наталью Варлей. В сцене спасения Шурика пришлось делать много дублей, поэтому в эпизоде, где артисты сидят на берегу, они стучат зубами почти по-настоящему. Кстати, сама жизнь приняла участие в реализации сценария. По ошибке страховщиков Демьяненко в спальном мешке действительно сорвался в реку. В фильм вошли реальные кадры его неконтролируемого движения в потоке. Съёмки проходили на Кавказе, в Крыму и Абхазии. Как и раньше, Гайдай приветствовал актёрскую импровизацию.
Экспромтом Вицина стала фраза: «Чей туфля? А, моё.