Несмотря на ожидания Запада, российская экономика оказалась крайне устойчива к введённым санкциям, что заставляет задуматься об их неэффективности. В газете Financial Times оценили стойкость российской экономики, подвергнувшейся санкционной «атаке» с Запада.
Сергей Никифоров о будущем российской экономики: «Как раньше уже не будет. Опыт 90-х не поможет»
Экономика Кризис-2024 интервью «Придется сменить работу»: экономист рассказал, когда ждать кризиса после ухода мировых компаний из России. «Российская экономика должна стать экономикой высоких зарплат», говорит президент Путин, а глава Минфина Силуанов ищет способы увеличить долю России в «мировом экономическом пироге». «Российская экономика продолжает удивлять способностью противостоять санкциям, — продолжает Брагин.
На чем разбогатеет Россия в будущем
«В целом же в 2023 году экономику России ждёт общая тенденция к падению, это увеличит дефицит бюджета, что в свою очередь может вызвать проблемы с его исполнением», — добавил Николаев. Выстояв под напором западных санкций, экономика России продемонстрировала завидную устойчивость: в 2022 году ВВП РФ снизился всего на 2,1%, по данным Росстата. Российский кризис в 2023 году затронул все сферы экономики: строительство, энергетику, металлургию, машиностроение, сельское хозяйство. При этом наши министерства экономики и финансирования, ЦБ вслед за МВФ прогнозируют спад экономики России на 2023 год. Президент РФ Путин радостно сообщили народу, что экономика России вышла на траекторию роста и 17 ноября заявил, что рост ВВП РФ в 2023 году точно превысит 3%, Давненько не было такого «стремительного» роста нашей экономики!
Приказано: копить! Эксперты описали ближайшее будущее в экономике России
Недавно Госдума одобрила введение акциза на сахаросодержащие напитки. Не исключено подорожание различных напитков в следующем году. Уральский экономист Константин Селянин в разговоре с журналистом нашей редакции отметил непоследовательность прогноза Центрального банка: данные за август и более ранние времена существенно расходятся с ноябрьским докладом. На изменчивость, по его словам, повлияла мобилизация.
Он уверен, что на экономике это еще скажется. Селянин говорит, что делать прогнозы пока трудно. Объясняет он это отсутствием в достаточной степени последствий от санкций.
Эксперт предполагает, что в мире могут быть еще какие-либо потрясения. Неизвестно, будет ли вторая и третья волны мобилизации. Платить поменьше, а продавать подороже Дмитрий Прокофьев приводит аналогию с серединой 20-х годов прошлого столетия.
Тогда у советских властей тоже стояла задача провести модернизацию промышленности. Иностранный капитал отсутствовал, а денег в распоряжении властей не хватало. Поэтому ввели «механизм трансфертных цен», когда у крестьян покупали хлеб подешевле, а промышленные товары подороже.
Крестьяне ответили тем, что стали меньше производить продукции. Экономисты прогнозируют ухудшение экономической ситуации в России. RU — Сейчас какая идея: платить россиянам за труд поменьше, продавать товары российского производства подороже.
Люди это прекрасно понимают. Они осторожничают, снимают деньги из банков, явно снизилась потребительская активность, — рассказывает Дмитрий Прокофьев. Прокофьев констатирует, что возникает конфликт из-за разбалансировки экономики.
Россияне «голосуют рублем». Таким образом они показывают, что не хотят быть потребителями на тех условиях, которые им предлагает власть. RU — В целом статистика показывает, что потребление сокращается.
Благодаря этому мы видим торможение инфляции. Не снижение. Цены растут медленнее, потому что нет покупателей.
Представьте себе ситуацию. Если бы год назад, осенью 2021 года, доллар стоил не 80 рублей, а 60 рублей, у вас бы вынесли все магазины, стояли очереди в аэропортах с путевками, автосалоны не успевали бы выгружать автомобили. Сейчас — доллар по 60 рублей, но никакой вспышки потребительской активности мы не видим.
Автомобили стоят, Lada Granta по предложенным ценам никто покупать не торопится. Никаких заграничных туристических поездок. Кредитная активность — так себе.
Люди бы брали кредиты, но им давать не хотят: как бы его не пришлось списывать, — продолжает рассуждения Прокофьев. На эти же цели, прогнозирует экономист, возьмут в долг деньги у банков, а повышать доходы бюджета будут через налогообложение россиян. Последнее может происходить косвенными методами.
В качестве примера можно привести вводимые с 1 июля 2023 года акцизы на сладкие напитки.
Однако санкции, которые были введены в декабре 2022 года и затронули импорт нефти, привели к резкому сокращению прибыли. Как следует из статистики, которую приводит Международное энергетическое агентство, уже в январе наблюдалось значительное падение прибыли — более 25 проц. В феврале 2022 года потери составляли 40 проц. Заблокированные российские активы, которые находятся в ЕС и других странах G7 составляют 300 млрд.
По оценкам экспертов, около 70 проц. Какая ситуация возникла в транспортной отрасли после введения санкций Ограничения на авиаперелеты, на доступ к портам, запрет на движение транспорта, зарегистрированного в России, по территории Европейского союза — все эти меры привели к сокращению грузоперевозок по традиционным маршрутам более чем на 40 проц. И мы вынуждены искать новые логистические коридоры», — заявлял в 2022 году министр транспорта РФ Виталий Савельев. Российские перевозчики стали искать альтернативные пути. Ими стали перегрузка и перецепка грузов в Беларуси, более широкое сотрудничество с Турцией и Китаем, а также развитие коридора «Север-Юг».
Перевозки через Азербайджан, Казахстан и Туркменистан выросли в два раза по сравнению с 2022 годом. Самые большие трудности наблюдаются на маршруте через Азербайджан. Дороги не готовы к тому объему грузов, которые запланированы. Маршрут не заработает полноценно, пока не будет решена проблема трасс, а также инфраструктуры, которая влияет на маршрут: порта Астрахани и железной дороги Ирана. Международные компании по морским грузоперевозкам покинули Россию.
Чтобы оптимизировать маршруты, грузоперевозчики стали развивать мультимодальные поставки. Согласно недавним данным биржи перевозок Ati. При этом спрос на грузоперевозки вырос на 61 проц. Эксперты говорят, что это вызвано перестройкой логистической системы. Еще одна проблема, которая возникла в результате санкций — дефицит грузовиков.
После ухода иностранных компаний — перевозчики вынуждены выбирать между грузовиками отечественных производителей и китайскими тяжеловозами, который заполнили рынок. К тому же проблема с техническим обслуживанием и ремонтов грузовиков европейских производителей все больше набирает обороты.
Примерно так обстоят дела и с нашей экономикой.
В прошлом году нам, можно сказать, повезло — 2022-й мы проскочили с минимальными потерями. К сожалению, кризис не закончился, скорее наоборот. Вдобавок нас ожидает рост бюджетного дефицита.
Собственно, уже 2022 год Россия закончила с дефицитом в 3,35 трлн руб. Покрывать дефицит пришлось за счет госзаимствований и средств Фонда национального благосостояния ФНБ. В этом году дефицит, вероятно, будет не меньшим.
Как отметила профессор МГУ Наталья Зубаревич, бюджет-2023 предусматривает увеличение оборонных расходов почти до 5 трлн руб. А вот доходная часть из-за новых санкций неминуемо сократится, так что снова придется лезть за деньгами в «кубышку». Вдобавок в новом году могут выстрелить те факторы, что не успели сработать в 2022-м: снижение доходов населения и, как следствие, падение спроса, дисбалансы на рынке труда из-за эмиграции и частичной мобилизации, а главное, новые санкции.
Санкционная спираль «Развитие санкционного процесса», по словам советника по макроэкономике генерального директора «Открытие инвестиции» Сергея Хестанова, станет мощнейшим фактором, определяющим наши экономические реалии. Уже введенные ограничения, помимо непосредственного воздействия, создают много неопределенностей: часто без дополнительных разъяснений и подзаконных актов нельзя понять, подпадает данный вид деятельности под рестрикции или нет. Главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев подчеркивает: наиболее серьезные антироссийские санкции только вступают в силу.
В дополнение ко всему перечисленному дискутируется возможность установления ценового потолка и на поставки российского газа. Насколько удастся адаптироваться к этому, только будущее покажет», — говорит Николаев. Сразу после вступления в силу европейского эмбарго и ценового потолка российская нефть начала дешеветь.
При такой цене и уровне добычи в 10 млн баррелей в сутки примерно столько наши нефтяники добывали в прошлом году бюджет может недосчитаться 2,1 трлн из 8,9 трлн руб. При этом, как признал вице-премьер Александр Новак, нефтедобыча в 2023 году сократится до 490 млн тонн — это примерно 9,38 млн барр.
У людей складывалось мнение о том, что в магазинах начнется дефицит продуктов и других товаров. Александр Прохоров уверен — это не так. Потребительский рынок в условиях санкций страдает гораздо меньше, чем промышленность.
Потому что потребительский импорт отрезать достаточно сложно. Во-первых, в силу того, что мы не самая богатая нация. Европейские, американские, японские товары не основа нашего потребления. Мы живем на китайских товарах. Пусть по европейским стандартам, но производство чаще азиатское или турецкое.
Импортный товар из Канады, Америки или Германии очень дорог. Соответственно, по людям это ударит меньше. А вот промышленность потребляет оборудование и запчасти не столько китайские, сколько немецкие, французские и прочие. Это будет большей проблемой. А заменить бренды не проблема.
Те, кто пользовался итальянскими, пусть они были пошиты и не в Италии, скорее всего, будут выбирать что-то попроще. Всё равно это не такая большая беда в сравнении с тем, что останавливаются машиностроительные предприятия, сложные производства. Нам-то челноки и посредники завезут то, что будет нужно. Я не думаю, что те, кто вводил санкции, будут жестоко преследовать заводы по производству сумок или какой-то тушенки. Всё это не так серьезно.
После событий весной, когда доллар и евро достигли небывалых высот по отношению к рублю, ярославцы бросились скупать валюту. В последние месяцы в стране создан фактически искусственный курс, в связи с чем стоимость доллара варьируется на отметке 53—63 рубля, а люди размышляют, будет ли выгодно продолжать скупать валюту или стоит повременить. На этот вопрос Александр Прохоров ответа не дал, уточнив, что предсказать курс зарубежных валют на долгосрочный период почти нереально. Что такое валютный рынок? Это соотношение поступающей в страну валюты и уходящей.
Структура ВВП России
Увидел хорошую новость – Росстат констатировал снижение уровня бедности в России в третьем квартале до 10,2%. Постойте, ну если ситуация с доходами улучшается, то почему же закредитованность населения и, главное, просроченные платежи растут как не в себя? Экономист Наталья Зубаревич — о том, почему нефтяное эмбарго больно бьет по российскому бюджету, но до его краха далеко, как Россия становится зависимой от Китая и чьи доходы растут даже во время СВО. Выстояв под напором западных санкций, экономика России продемонстрировала завидную устойчивость: в 2022 году ВВП РФ снизился всего на 2,1%, по данным Росстата. Как выглядит милитаризация экономики, почему падает рубль и кто от этого выигрывает — об этом экономист Наталья Зубаревич рассказала в интервью «Правмиру». Новости и события в сфере экономики и финансов в России и мире сегодня.
Российский кризис в экономике 2023 год
Росту российской экономики будет способствовать постепенное восстановление потребительского спроса, а также реализация госпрограмм и мер поддержки, сохраняющийся спрос на кредиты, повышение деловой активности, считают в Абсолют Банке. Министерство экономического развития Российской Федерации. При этом наши министерства экономики и финансирования, ЦБ вслед за МВФ прогнозируют спад экономики России на 2023 год. Путин ответил на фундаментальный вопрос: как и каким образом будет строиться новая российская экономика – экономика предложения. Несмотря на ожидания Запада, российская экономика оказалась крайне устойчива к введённым санкциям, что заставляет задуматься об их неэффективности. В февральском макроопросе аналитиков, проводившемся Банком России, медианный прогноз роста экономики России на текущий год повышен до 1,6% (против 1,3% в декабрьском консенсус-прогнозе).
Новости экономики и финансов
«В целом же в 2023 году экономику России ждёт общая тенденция к падению, это увеличит дефицит бюджета, что в свою очередь может вызвать проблемы с его исполнением», — добавил Николаев. В этом видео мы обсудим, почему экономика России не рухнула в 2022 году, как нам предрекали разные эксперты, а наоборот держится и перспективы у неё неплохие. «На экономику России сейчас в первую очередь влияют турбулентность и неопределённость. Так что в итоге произошло с российской экономикой на самом деле? «России удалось избежать финансового хаоса, а в реальном секторе за счет фокуса на внешнеторговую деятельность поддерживается приток нефтегазовых доходов в экономику.
Николай Арефьев: «Экономика России в условиях экономических санкций»
Накануне, 27 декабря, вице-премьер Андрей Белоусов пообещал, что 2023 год будет точно легче для экономики России. По его словам, фатальных факторов, которые могли бы ухудшить её состояние, сейчас нет. ForPost попросил экономистов оценить, насколько тяжёлым будет предстоящий год для нашей экономики. И получил два противоположных ответа. Позитивный взгляд Кандидат экономических наук Михаил Беляев считает, что следующий год для нашей экономики будет точно легче. По его словам, это обусловлено тем, что первоначальный шок от введённых санкций давно прошёл. Более того, наша экономика успешно адаптировалась и продолжает это делать к новым реалиям. Например, появились новые рынки сбыта нашей продукции, государство выработало меры поддержки бизнеса и прочее. Надо признать, что пока это удаётся.
Между тем прогнозы Минэкономики ограничиваются только 2026 годом и выполнены в «розовых очках», считает нобелевский лауреат. Он полагает, что единственным способом демонстрации приемлемых результатов будет игра с цифрами со стороны государственных ведомств. Военный конфликт ускорил мировую декарбонизацию «Мировая политика энергетической безопасности и доступности энергии в сочетании с декарбонизацией приведут к более активному снижению доли ископаемого топлива в мировом энергобалансе, чем это ожидалось в 2021 году», — говорится в докладе. Пик использования углеводородов в мире, согласно прогнозам МЭА и других аналитиков, наступит раньше 2040 года, пик потребления газа — уже до 2030 года, уточняет Башмаков. Рост спроса на уголь на фоне военного конфликта и ухода с рынка российских нефти и газа достигнет максимума в 2025 году, а затем будет снижаться под воздействием перехода на возобновляемые источники энергии, считает Башмаков. В то же время у России остается шанс достичь углеродной нейтральности к 2060 году в соответствии с обязательством, озвученным президентом России. Однако сохранение текущей экономической политики приведет к росту выбросов на 80 млн тонн в сравнении со сценарием ускоренной декарбонизации.
Разбираем доклад ООН о мировой гонке инноваций Россия может заработать на химикатах, водороде и редких металлах По мнению Башмакова, к середине XXI века объем экспорта традиционных для России товаров, таких как древесина и продукция из нее, сталь, алюминий, цемент, железо, удобрения и продукты питания, сохранится на текущем уровне. А вот мировой рынок химической и нефтехимической продукции будет уверенно расти. Так, производство пластмасс к 2050 году может удвоиться, составив 985 млн тонн. Хороший потенциал есть и у экспорта аммиака, который в ближайшей перспективе станет наиболее используемым корабельным топливом: его объем вырастет с нынешних 185 млн до 968—996 млн тонн.
В отличие от упомянутых экспертов Я расскажу, как правильно относиться к разного рода экономическим прогнозам и объясню, где пропаганда, а где заслуживающая внимания аналитика. Как наши власти готовились к экономической борьбе с Западом, и почему неправильно проведённая мобилизация — серьёзная угроза для экономики России.
Согласно недавним данным биржи перевозок Ati. При этом спрос на грузоперевозки вырос на 61 проц. Эксперты говорят, что это вызвано перестройкой логистической системы. Еще одна проблема, которая возникла в результате санкций — дефицит грузовиков.
После ухода иностранных компаний — перевозчики вынуждены выбирать между грузовиками отечественных производителей и китайскими тяжеловозами, который заполнили рынок. К тому же проблема с техническим обслуживанием и ремонтов грузовиков европейских производителей все больше набирает обороты. Два пакета санкций 2023 года В текущем году ЕС принял два пакета санкций. Если говорить о ключевых моментах для транспорта, то десятый пакет включал в себя запрет на: экспорт ключевых технологий и промышленных товаров; импорт асфальта и синтетического каучука; предоставление России мощностей для хранения газа; транзит через Россию экспортируемых из ЕС товаров и технологий двойного назначения. Одиннадцатый пакет включил в себя запрет на: перевозку грузов в ЕС автомобильным транспортом. Он распространился на прицепы и полуприцепы, зарегистрированные в России , в том числе при перевозке грузовыми автомобилями, зарегистрированными за пределами России. Исключение составили перевозки между Калининградской областью и РФ; доступ в порты и шлюзы ЕС любым судам, осуществляющим перевалку с судна на судно, если есть подозрение,что судно либо нарушает запрет на импорт российской сырой нефти и нефтепродуктов морским путем в ЕС, либо перевозит российскую сырую нефть или нефтепродукты, закупленные по цене, превышающей установленную предельную цену; транзит через территорию России товаров и технологий двойного назначения , которые могут способствовать военно-техническому совершенствованию России или развитию сектора обороны или безопасности; на поставку в Россию новых и подержанных машин с объемом двигателя более 1,9 литра, электромобилей и гибридов. Как повлияет 11 пакет санкций на транспортный и логистический сектор Эксперты начали говорить о том, какое влияние новые запреты 11 пакета санкций окажут на транспортный сектор РФ. В первую очередь, отмечают они, между РФ и ЕС увеличится доля перегрузок. Они занимают много времени, часто до нескольких дней, поэтому финансовые затраты существенно вырастают.
Такая ситуация может спровоцировать рост тарифов. Перевозчики будут вынуждены закладывать время простоя на ТЛЦ в стоимость транспортировки. Сегодня день такого простоя стоит 150 евро», — рассказывает специалист по операционной работе логистической компании Novelco Сергей Трукшин. С одной стороны российская логистика переориентируется на азиатское направление. Но с другой — прямые перевозки в ЕС остаются. Поэтому санкции продолжают усложнять и удорожать процессы доставки грузов. Но так считают не все российские эксперты.