Исследование одной из самых известных картин Рембрандта показало, что лицо изображённой женщины изначально было другим и напоминало жену художника Саскию. Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна 14 октября 1997 снова вернулась к зрителю. Так почему картина Рембрандта казалась такой непристойной, ведь обнаженная натура встречалась на картинах художников постоянно? 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в собрании Государственного Эрмитажа.
Тайны «Данаи» Рембрандта
Считается, что Рембрандт создал ее в период своего творческого расцвета и подарил Эрмитажу в знак признания их коллекции. Это дарственная картина полна символического значения и стала неотъемлемой частью музейной истории. Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции. Она привлекает внимание многих искусствоведов, искусстволюбителей и туристов, сопровождающихся глубоким восхищением и интересом к творчеству великого художника.
Перед тем, как приступить к реставрации, картину покрыли слоем лака. Это делается на тот случай, если когда-нибудь появится возможность усовершенствовать работу реставраторов, то слой XX века можно будет без труда снять, чтобы вернуться к первоначальному варианту. Но это не так. Если подойти очень близко к картине, как удалось это сделать нам, то можно увидеть на полотне печальные «шрамы». Воссоединяя формы воедино, реставраторы едва касались своими кистями, чтобы сохранить следы утрат. Это делается специально, чтобы при пристальном изучении каждый мог понять, где отреставрированное, а где нет.
Через 12 лет кропотливого восстановленная картина снова появилась в Эрмитаже. На этот раз уже под бронированным стеклом.
Похищение Ганимеда 1665 Мифический сюжет картины повествует о похищении богами Ганимеда, сына царя Троя. Необыкновенная красота мальчика поразила Зевса. Он приказал своему орлу похитить ребенка и в последствие сделал его своим виночерпием.
Рембрандт очень реалистично изобразил плачущего мальчика, которого за шиворот рубашки уносит в небо орел. От страха малыш мочится, что было бы естественно в такой ужасной ситуации. В ручонках мальчика зажаты ягоды вишни. Видно, что его похитили от матери в момент самого беззаботного момента, когда он кушал. Предполагается, что моделью для картины была жена художника Саския.
Рембрандт очень реалистично изобразил тело обнаженной женщины. Картина выполнена в мягких теплых охровых и коричневых тонах. Все говорит о красоте и естественной грации Вирсавии. Пока красавице обтирает ногу служанка, она томно мечтает о царе Давиде, от которого получила любовное письмо. Тело Вирсавии роскошно и томно, маленький животик мягкой складочкой ложится на еле заметную ткань.
Красавица эротична и чувственна, но в то же время очень естественна. Картина изображает, как в холодную воду ручья осторожно входит молодая женщина, которая высоко подняла подол рубашки. Видны стройные ноги женщины, и едва прикрытая грудь в разрезе рубашки. Художник с огромной любовью изобразил жену, ее нежную красоту и прекрасное тело. Фигура Хендрикье словно светится на темном фоне, а лицо полно веселого лукавства.
Вся фигура помещена в темное пространство, темный головной убор скрывает голову, а лицо пожилой женщины мастерски освещено мягким светом, детально выписаны впалые щеки, морщины и впалый рот, что создает необычайно реалистичный образ. Женщина изображена сидящей, в простой спокойной позе. Наряд ее незамысловат — простое темное платье и белый чепчик. Но весь портрет наполнен теплотой и домашним уютом. Не молодая женщина улыбается.
Вся ее стать полна достоинства — она мать почтенного семейства. Что же касается подобных гравюр и рисунков, то они количественно даже превышают портретные зарисовки художника. Столь выраженный интерес к религиозным сюжетам объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта — спрос на такие произведения в тогдашней Голландии, где преобладали протестанты, был невелик. Если не считать художников Утрехта, главного католического центра в Нидерландах, Рембрандт был, по всей видимости, единственным голландским живописцем, регулярно обращавшимся к библейской истории. Именно она вдохновила художника на создание «Пира Валтасара», около 1636-1638 года и ряда полотен, иллюстрирующих важнейшие события Библии, включая несколько «портретных» изображений Христа.
Читайте также: Выдающийся русский живописец и рисовальщик Николай Николаевич Ге 1831 — 1894 Флора, портрет Саскии в виде Флоры 1634 Рембранд очень любил свою первую жену Саскию и часто изображал ее на своих полотнах. Здесь Саския изображена в виде Флоры, древней богини растительного мира. Голова молодой женщины украшена венком из цветов, а шелковое изысканное платье спадает красивыми складками. Саскиивсего 21 год и она обручена с мастером. Это свадебный подарок молодого Рембрандта будущей жене.
Что в ней такого особенного? Она удивительно естественна. Да, она не так красива, как Даная Джентилески. Ее грудь меньше принятых стандартов. Ее бёдра возможно крупнее, чем нужно.
Живот расслаблен и слишком большой. Крупные ноги. Рембандт не любил приукрашивать тех, кого изображал. Особенно он был беспощаден к себе. Даже любимой Саскии он не льстил.
И рисовал ее с большим животом, оплывшим после нескольких родов. Офорты Рембрандта. Слева: Автопортрет с растрёпанными волосами. ГМИИ им. Пушкина, г.
Москва; справа: Обнаженная Саския. Государственный Эрмитаж Так что по рембрандовским стандартам, Даная прекрасна. Несмотря на недостатки, она живая, человечная. Ее тело тёплых оттенков. Линии плавные, уютные.
От этого она завораживает, пленяет. Видимо такой Саския и была до родов. Ее полный живот ещё не поплыл. Бедра крупные, но крепкие. Она была действительно такой прекрасной.
И Рембрандт вновь ничего не приукрасил. Симон с Иисусом 1669 Библейская тема картины не случайна. Симон не мог умереть, пока не взял на руки новорожденного Христа-спасителя. Библейский старец слеп и трепетно держит Христа, а Дева Мария с грустью смотрит через плечо старца на своего новорожденного Сына. Рембрандт написал эту картину в год своей смерти.
Затем были удалены натеки, на поврежденные места наложен новый слой реставрационного грунта. При тонировании холста использовалась техника масляной живописи, аналогичная авторскому стилю. При этом тонирование отделялось от оригинала слоем лака, чтобы при необходимости можно было вернуться к первоначальному варианту.
Процесс восстановления занял 12 лет. На выставке, которая продлилась около года, были также представлены документы, фотографии и другие свидетельства уникальной реставрации картины. С тех пор полотно демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа.
Для предотвращения актов вандализма картина защищена бронированным стеклом. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
На информационном ресурсе применяются.
Многоликая Даная
Картина «Даная» относится к произведениям искусства, история которых таинственная и трагическая, ведь в ее судьбе переплелись жизни Саскии, Геертье и Рембрандта. Картина «Даная» Рембрандта Ван Рейна. «Даная» была написана в 1636 году, но впоследствии подверглась таким изменениям, что восстановить полностью ее истинный вид не представляется возможным. "Даная" перенесла покушение вандала в 1985. Картина Рембрандта "Даная" (1636-1647), написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея Искусство, Даная, Живопись, Картина, Рембрандт, Художник, Длиннопост.
Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна — шедевр с трагической судьбой
Долго спорили, действительно ли на картине Рембрандта изображён сюжет из мифа про Данаю. "Даная" и другие картины Рембрандта, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. В одном разговоре мне довелось услышать, что пострадавшая в середине 1980-х эрмитажная картина Рембрандта «Даная» полностью восстановлена реставраторами. 20 лет назад, 15 июня 1985 г., душевнобольной нанес картине Рембрандта “Даная” два ножевых удара и облил ее концентрированной серной кислотой.
Описание картины:
- "Даная" Рембрандта
- Содержание
- Рембрандт «Даная» описание картины кратко. 1636-1643 гг.
- Даная Рембрандта - история, главная загадка картины | Клиника Эксперт
- Где самая ценная?
- О компании
Литература
- О ЧЁМ ПОВЕДАЛА НАГАЯ - Рембрандт Харменс ван Рейн. ДАНАЯ.
- Лучшие экскурсии от Юрия Нежинского
- Как спасали "Данаю" Рембрандта, и что от нее осталось после реставрации
- Оригинал, копия, подделка...
- Содержание статьи
- К записи 17 комментариев
Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна — шедевр с трагической судьбой
Знаменитая картина Рембрандта "Даная" вызывает интерес не только мастерской работой голландского художника, но и своей непростой судьбой. Год производства: 1986 Сюжет о работах по реставрации картины Рембрандта Даная, пострадавшей от вандала. О главной медицинской загадке картины Даная Рембрандта читайте на нашем сайте.
Где самая ценная?
- Где самая ценная?
- Сокровища Эрмитажа: «Даная» Рембрандта
- Рембрандт ван Рейн «Даная»
- Даная, Рембрандт, 1636
Рембрандт ван Рейн «Даная»
Того, что спустя годы он навсегда утратит эту картину, а через несколько веков её чуть не лишится всё человечество, предугадать он не мог. Безудержно скупавший произведения искусства, старинные доспехи, музыкальные инструменты и превративший купленный в Амстердаме особняк в подобие антикварной лавки или небольшого музея, Рембрандт израсходовал на эти цели немалые средства, включая наследство любимой жены. Статус модного живописца с обилием хорошо оплачиваемых заказов уравновешивал эту невоздержанность в тратах. Но после смерти Саскии, фиаско с «Ночным дозором», постепенной утрате интереса к нему публики, разлюбившей его «тёмную» живопись, банкротство оказалось неминуемым. Среди арестованного за долги имущества оказалась и «Даная». Один из самых состоятельных французов, оказывавший вместе со старшим братом финансовую помощь монархам, он, подобно Рембрандту, израсходовал колоссальные средства на приобретение произведений искусства. Часть наследства, в которой как раз и находился шедевр гениального голландца, отошла к его сыну — Луи Антуану. Приобретенные у его семьи картины положили начало огромной коллекции Эрмитажа.
Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. Испуганный предсказанием прорицателя о том, что его убьёт родной внук, принял радикальное решение. Уберечь дочь от нежелательной беременности можно, спрятав её от чужих глаз. Так Даная оказалась в подземном доме с медным чертогом под присмотром бдительной служанки. Избежать предсказания не удалось. В подземелье пролился золотой дождь, возвестивший о посещении невинной дочери царя великим Зевсом. В результате непорочного зачатия на свет появился Персей.
Рождение младенца не осталось незамеченным. Реакция «счастливого» дедушки последовала незамедлительно: служанку за халатное отношение к своим обязанностям казнили. Вместо медного дома под землёй — тесный деревянный ящик, в котором её и сына сбросили в море. Внимательный поклонник творчества Пушкина проведёт очевидные аналогии между невзгодами Данаи и злоключениями оболганной царицы в «Сказке о царе Салтане», которую вместе с сыном Гвидоном посадили в деревянную бочку и отправили на верную смерть в морскую пучину.
В числе картин оказалась и рембрандтовская «Даная». Сюжетом, вдохновившим Рембрандта на создание произведения, является знаменитый древнегреческий миф о Данае — матери Персея, и его традиционный сюжет, легший в основу композиции: явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении Данае, которую посадил в темницу её отец Акрисий. На картине изображена лежащая на роскошной кровати обнажённая женщина, на которую падает мягкий золотистый свет из-за полога, который распахнут её служанкой, стоящей на заднем фоне. Женщина с лёгкой полуулыбкой на устах протягивает руку навстречу свету и ленивая прелесть её тела, нега словно разлитая в воздухе, говорят о том, что Даная только что пробудилась ото сна. Над изголовьем кровати можно заметить младенца с крыльями, на лице которого изображено страдание. В противовес произведениям других художников, использовавших этот сюжет, Рембрандт не рисует золотой дождь, символизирующий Зевса, а заменяет его на льющийся золотой свет.
Мастер уступил просьбам любовницы и изменил картину. Именно поэтому в образе царевны воплотились черты двух любимых художником женщин. Рентгеновские исследования подтвердили, что холст был изменен. Изначально Даная была абсолютно похожа на Саскию, ее поза была чуть иной: рука не вытянута вперед, а поднята вверх, к льющемуся свету. И Купидон на первоначальном варианте был весел. Печаль на его лице появилась лишь после доработки. Возможно, Рембрандт так выразил свою скорбь по Саскии. В 1985 году, в начале лета с «Данаей» случилась огромная беда.
Среди белого дня на шедевр было совершено вероломное покушение. Спустя годы кропотливой работы реставраторов шедевр был восстановлен. Увы, часть авторского письма все же была утрачена.
В зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл житель Литовской ССР 48-летний Бронюс Майгис , который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул трижды её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, кипеть, менять цвет — в литровой склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды нанести удары по картине. Дежурные зала и сотрудники Эрмитажа пока не подоспела квалифицированная помощь, мужественно пытались спасти живопись, опрыскивая холст из спешно поднесённых стаканов с водой. Сотрудники Эрмитажа опасались, что холст после покушения иссохнет до основания и будет разъеден компонентами моноклинной серы — основы серной кислоты.
Работники сняли картину со стены зала, облили водой для максимального снижения эффектов поражения и отправили на реставрацию. На восстановление картины ушло двенадцать лет. После ареста фанатик заявил, что совершил акт вандализма в знак протеста против ввода советских войск в Литву в 1940 году. Позднее экспертиза признала Майгиса невменяемым. Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями якобы был литовским националистом , потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным [14] диагноз — вялотекущая шизофрения и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл шесть лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза [15]. Реставрация[ править править код ] Даная. Картина Рембрандта. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Май 2021 года Первыми на случившееся откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, одновременно директор Эрмитажа Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. Гребенщикова академику М. Шульцу , послал за ним машину, а тот уже по телефону дал первые рекомендации: поливать холст обильно водой, держа картину в вертикальном положении. Затем, приехав в музей, консультировал реставраторов на месте. Он, вероятно, принадлежал к тем немногим химикам, которые на собственном опыте знают особенности химических процессов, протекающих на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста [16]. Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда [17]. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Химическая реакция усугублялась тем, что кислота, разрушив слой покрывного лака, вступила во взаимодействие с пигментами — свинцовыми белилами, голубым азуритом и мелом.
Из-за этого внутри живописных слоёв начал выделяться углекислый газ, который устремился на поверхность, увлекая за собой частицы краски. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбьего клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании.