Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что после появления в стране тактического ядерного оружия (ТЯО) из России соседние страны притихли. Белорусский лидер Александр Лукашенко пояснил, что Белоруссия разместила на своей территории тактическое ядерное оружие ровно так же, как поступили США с базами в ЕС. В мае 2023 года министры обороны России и Белоруссии подписали документы о размещении тактического ядерного оружия на белорусской территории. Содержание новости.
Лукашенко: Белоруссия, разместившая ядерное оружие РФ, будет первой целью НАТО
Это означает, что если ядерная ракета прилетит, скажем, по польскому Жешуву, который сегодня выступает главным военным хабом НАТО по отправке оружия в Украину, то принимать решение об ответном ядерном ударе будут точно не в Варшаве. Не будут этого делать ни в Риме, ни в Мадриде и даже не в Берлине. Согласие на ответный ядерный удар дают только обладатели ядерного оружия. Но будет ли дано такое согласие?
И если "да", то куда в таком случае будет нанесен ответный удар — по территории РФ, как владелицы ЯО, или же только по территории РБ, как географическому месту пуска? Равно как и есть вопросы, дадут ли третьи страны — та же Германия или Турция — "добро" на использование тактического ЯО со своей территории. Соглашение о размещении американского тактического ЯО заключалось в другую эпоху противостояния с Советским Союзом.
Теперь мировые реалии совсем другие, равно как и способность высшего мирового истеблишмента воспринимать адекватно ядерные угрозы. Однозначно мы можем сказать, что в Вашингтоне сами сейчас не понимают, как правильно реагировать на "первый ядерный инцидент". Это же отмечали в начале года и докладчики RAND.
И даже текущая реакция Минобороны США предельно миролюбивая: "Мы не видим никаких причин для корректировки нашей собственной стратегической ядерной позиции, а также никаких признаков того, что Россия готовится применить ядерное оружие. Мы остаемся преданными коллективной обороне альянса НАТО". Это очень показательный комментарий.
В Москве первое лицо заявляет, что уже принято решение о размещении ядерного оружия в третьей стране, а американцы говорят, что ничего страшного. Еще более нелепый комментарий по этому вопросу выжал из себя Институт изучения войны ISW. Мы уже как-то разбирали их кислотно-щелочной прогноз о "большом наступлении России в Луганской области" и тогда уже пришли к выводу, что это "рога и копыта" от военной аналитики.
Но в этот раз ISW совсем хороши. Цитируем: "Размещение тактического ядерного оружия в Беларуси — очередная "информационная операция", которая призвана использовать опасения по поводу ядерной эскалации". То есть реальное, а не иллюзорное размещение ядерного оружия в третьей стране — это по мнению экспертов из ISW "информационная операция".
Это, кстати, самая цитируемая в Украине западная контора, анализирующая войну. Из Офиса президента ситуацию прокомментировал Михаил Подоляк. Сначала он, судя по всему, не совсем понимал, о чем вообще идет речь, и без раскачки в интервью французам потребовал "увеличить военный потенциал Украины для контрнаступления и усилить санкции против России".
Затем решил "догнаться вглубь" и выдал еще более изысканное понимание ситуации у себя в Twitter. Делая заявление о тактическом ядерном оружии в Беларуси, он признается, что ему страшно, он проигрывает, и ему остается только пугать тактикой". Итак, на Банковой считают, что Путину страшно, и он "пугает тактикой".
Но на самом деле мы еще ближе становимся к знакомству с ядерным оружием. И опасно в этой истории не то, что стороны конфликта все чаще допускают возможность его применения. Гораздо опаснее то, что в элитах создается иллюзия, что следом за применением тактического ядерного оружия не последует очередь "Минитменов" и "Сарматов".
Ничего нового в этом нет, кроме публичной ссоры с Китаем. Несколько дней назад Путин и Си Цзиньпин подписали итоговый документ переговоров, где декларировали нераспространение ядерного оружия и недопустимость его передачи третьим странам. Это же Пекин озвучивает в своём "мирном плане".
И вдруг решение о хранении тактического ядерного оружия в Беларуси. Это значит, что Путин и Си ни о чём не договорились. Игра на повышение ставок Путиным имеет свои пределы.
Почти все они уже пройдены. Когда его игры с ядерными угрозами надоедят всем, Запад, Китай и российские элиты могут объединиться против Путина. И быстро решить вопрос с ядерной и иной безопасностью в мире.
Резюме прозвучало так: «Беларусь не ядерное государство, передислокация оружия — театральные декорации, но спектакль вокруг провокаций продолжится». Вопреки их утверждениям, передислокация атомного оружия в Беларусь не провокация в преддверии встречи в «верхах» НАТО — не спектакль и не мистификация. Заявление президента Джозефа Байдена об «абсолютной безответственности России», «ядерной угрозе с её стороны», панические настроения киевской хунты заставили прибалтов нервничать. Масла в огонь плеснул заокеанский сенатор-республиканец Линдси Грэм: угроза тактического ядерного оружия России является реальной. Это заявление ещё сильнее переполошило страны Балтии. Сказанные на встрече лидеров «Бухарестской девятки» слова президента Литвы Гитанаса Науседы «НАТО не готов защищать Прибалтику здесь и сейчас» подтвердились: с учётом появления ядерного оружия в руках Лукашенко ситуация с безопасностью вокруг стран Балтии ухудшилась.
Косвенно безрадостное положение дел и туманное будущее с натовским «зонтиком» подтвердил глава Минобороны Анушаускас — страны альянса едины на бумаге, на деле же единства нет: «…есть границы в области военного сотрудничества, которые оставляют Литву в одиночестве». В контексте отсутствия серьёзных оборонных договорённостей официальный Вильнюс признал: «Увы, Литве приходится всё делать в одиночку». Глава МИД Габриэлюс Ландсбергис очень надеется, что ситуация изменится в корне: «11-12 июля собравшиеся в нескольких километрах от ракет с ядерными боеголовками лидеры стран трансатлантического военного блока из Вильнюса пошлют Москве ясный [сдерживающий] сигнал». Однако 24 июня дипломат признал: «Какое послание мы отправляем Путину? К сожалению, пока никакого послания у нас нет».
Хренин также заявил, что размещение ядерного оружия рассматривается как "важная составная часть превентивного сдерживания потенциального противника". Подпишитесь, чтобы получать все новости оперативно в Viber Telegram.
После этого в Белоруссии были уничтожены все ракеты с дальностью полёта от 500 до 5500 км. Последняя из них, Р-12 из Пружан, демонтирована 23 мая 1990 года.
Общее число боезарядов составляло 1120 [4]. К группировке стратегических ядерных сил относились порядка 180 соединений, частей и учреждений численностью около 40 тыс. Предпосылки и подготовка[ править править код ] 27 июля 1990 года принята декларации о государственном суверенитете БССР. В одном из пунктов документа обговаривалось, что страна ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной и стать нейтральным государством. Подобное решение продиктовано во многом настроениями в обществе, которое после Чернобыльской катастрофы негативно воспринимало любые атомные технологии [5]. Стремление к разоружению положительно восприняли в США, которые были заинтересованы в том, чтобы количество стран в « ядерном клубе » оставалось неизменным. Белый дом поддерживал идею передачи всех запасов правопреемнице Советского Союза — Российской Федерации [7]. Уже в сентябре 1991 года министр иностранных дел Белоруссии Пётр Кравченко и государственный секретарь США Джеймс Бейкер провели беседу о безъядерном статусе республики [5]. К этому стремились и другие бывшие советские республики.
Последующие соглашения, принятые на рубеже 1991—1992 годов, определили временный статус ядерного оружия на территориях Белоруссии, России, Украины и Казахстана. Для контроля над вооружением создавалось объединённое командование стратегическими силами. В то же время Киев, Астана и Минск должны были присоединится к Договору о нераспространении ядерного оружия , а затем вывезти свои запасы в Россию. До этого момента решение о применении ядерного оружия мог принимать лишь президент Российской Федерации , но по согласованию с руководителями Украины, Беларуси, Казахстана и других стран СНГ [5]. В апреле 1992 года Белоруссия подписала Лиссабонский протокол , оформив членство в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений ДСНВ. Одновременно она стала полноправным членом договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В июле 1993 года страна официально присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. Реализация разоружения[ править править код ] Для исполнения взятых белорусской стороной обязательств при министерстве обороны создано Национальное агентство по контролю и инспекциям.
Обрушившись на Польшу, Лукашенко заговорил о применении российского ядерного оружия
Впервые о размещении в Белоруссии нестратегического ядерного оружия президент России Владимир Путин объявил в марте 2023 года. Что известно о размещении российского тактического ядерного оружия в Белоруссии, к чему это приведет и как на данную новость отреагировали на Западе — в материале Какое ядерное оружие появится в Белоруссии, где его разместят и как это изменит расклад сил в Европе, разбирались «Известия». Белорусский лидер сообщил, что оружие сдерживания размещено в республике также, как США хранят часть ядерных арсеналов в Европе. Госсекретарь Совбеза Беларуси прокомментировал желание польских политиков разместить ядерное оружие у себя в стране.
Лукашенко раскрыл, какое ядерное оружие разместила у себя Белоруссия
Крупнейшие ядерные державы, пусть и опосредованно, но уже фактически воюют на ее территории. Беларусь разместила на своей территории такое же тактическое ядерное оружие (ТЯО), как и США в странах Европы. Сегодня белорусский президент осмотрел станцию с вертолета, после чего заявил, что теперь Белоруссия является ядерной державой. НАТО в случае столкновения с Россией нанесет первый удар по Белоруссии, которая разместила у себя ядерное оружие РФ. Президент Белоруссии Александр Лукашенко рассказал, что республика разместила у себя такое же тактическое ядерное оружие, какое Соединённые Штаты хранят в странах Европы. Пусть враги трепещут!" — резюмировал белорусский лидер.В начале года Москва и Минск договорились разместить тактическое ядерное оружие в Белоруссии.
Лукашенко сообщил о размещении тактического ядерного оружия в Белоруссии
И не так, как мечтали за океаном. Но чего они хотят? На что рассчитывают? США, предприняв резвую атаку на всех неугодных одновременно, поняли, что допустили ошибку, объединив непослушную Россию и главного врага для них — Китай.
Не российское размещённое на территории Беларуси, а именно белорусское собственное. Так что нагнетать по этому поводу не нужно, хотя многие блогеры и псевдо-журналисты уже сделали эту ошибку, сочтя вышеуказанные термины взаимозаменяемыми.
В середине апреля состоялись очередные переговоры Путина и Лукашенко, в результате которых президент России поддержал предложение белорусского коллеги вернуться к стамбульским договоренностям с Украиной в рамках мирного процесса. Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».
Это их сильная сторона. Но Кремль в свое время по разным каналам — официальным и не вполне — предупреждал поляков, что сразу после ввода войск в Белоруссию их страна станет законной целью для нашего ядерного удара. Поляки, может, этого и опасаются. И сами никогда бы не рискнули вторгаться в батькину вотчину.
Но их в спину толкают американцы. И наши ядерные установки призваны объяснить полякам, что переход их войсками границы — это реальная, а не мнимая красная черта. Шутки и предупреждения закончились. Перейдут войска — будет ядерный удар. И тут же отвечает.
Но только на более высоком уровне, с элементами военной интервенции. В этом случае Белоруссия просто нанесёт ядерные удары по Польше и Литве. Думаю, не по Варшаве и Вильнюсу сразу. А по военным базам Польши и Литвы. А угроза Белоруссии от Польши сейчас очень реальна.
Поляки мечтают оккупировать Белоруссию — так, как они уже оккупировали несчастную Украину. А Белоруссия повторить судьбу несчастной Украины точно не хочет». Тут ключевой момент — угроза поставки на Украину снарядов с обедненным ураном. Запад сейчас пытается убедить всех, что снаряды с обедненным ураном не являются ядерным оружием, мы придерживаемся противоположного мнения. Мы утверждаем, что это оружие с ядерным компонентом, и ответ, в случае его применения, будет ядерным.
Ещё одна причина — поддержать Калининград, который находится западнее Белоруссии и уже давно вооружён «Искандерами». Белоруссия, в случае размещения на её территории ТЯО, будет служить Калининграду тылом. И ещё один аспект — установка в Белоруссии российского ядерного вооружения позволит России эффективнее контролировать самого Лукашенко: все варианты балансирования Белоруссии между Россией и Западом, будут исключены. В Белоруссии будет находиться российская военная база, и, скорее всего, не одна. И тут принципиально важно, что ядерное оружие будет контролировать Россия.
Конечно, Лукашенко очень бы хотел. Он неоднократно говорил, что готов разместить на своей территории российские ракеты и просил, чтобы белорусских военных обучили обращению с «Искандерами».
Первоначальное спокойствие «горячих прибалтийских парней» сменилось растерянностью и паникой
- Россия передает Белоруссии ядерное оружие: подробности
- Ядерное оружие у Белоруссии: повышает ли это угрозу ядерной войны в 2022 году?
- Ядерное оружие у Белоруссии: повышает ли это угрозу ядерной войны в 2022 году?
- Большая часть российского ядерного оружия уже завезена в Беларусь, заявил Лукашенко
- Большая часть российского ядерного оружия уже завезена в Беларусь, заявил Лукашенко
- К чему приведёт размещение российского ядерного оружия в Белоруссии?
Как в мире отреагировали на размещение Россией ядерного оружия в Беларуси?
Мы и до размещения ядерного оружия в Беларуси ориентировались на то, чтобы нанести им неприемлемый ущерб. Можно с уверенностью предположить: российское тактическое ядерное оружие в Белоруссии будет нацелено не на Украину, а на страны, наиболее активно ей помогающие, прежде всего на Польшу. Белорусский лидер Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия разместила у себя тактическое ядерное оружие России, как сделали Соединенные Штаты в некоторых странах Европы. Что значит размещение российского ядерного оружия в Белоруссии. Введение в эксплуатацию второго энергоблока Белорусской атомной электростанции укрепляет позиции республики как ядерной державы.
Как на это отреагировали на Западе
- 26 апреля 1966 года — Ташкентское землетрясение
- Лукашенко заявил о «нескольких десятках» российских ядерных боеприпасов в Белоруссии
- Основная навигация
- 26 апреля 1966 года — Ташкентское землетрясение
- Стало известно, до каких столиц «дотянется» ядерное оружие из Белоруссии
Лукашенко: в Беларуси размещено "несколько десятков" российских ядерных боеприпасов
Документ уточняет, что под угрозами подразумевается не только наличие такого оружия у соседей, но и производство его или его компонентов на приграничных территориях. Белоруссия также внимательно отслеживает военную активность у своих границ, включая перегруппировку и развертывание войск, особенно тех, что находятся в состоянии высокой боевой готовности и действуют в нарушение международных договоров, контролирующих военные действия. Тем не менее, ранее в Польше предложили разместить на территории страны ядерное оружие в ответ на появление такового у Белоруссии.
В мае министры обороны государств подписали докуме нты о его размещении. Несмотря на нахождение вооружения в другой стране, контроль за ЯО остаётся у РФ.
Он указал, что это укладывается в концепцию о нанесении противнику, в случае чего, неприемлемого ущерба. Чтобы они понимали, что мы можем ударить так, что для них это будет неприемлемо. Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко высказался про механизм использования ядерного оружия: « Это наше дело с Путиным ».
На тот период на её территории ещё находились 72 ядерные боеголовки. Однако ни Москве, ни Вашингтону не нравились подобные планы, поэтому вывоз зарядов продолжился [10]. Была проведена торжественная церемония с участием представителей властных структур Беларуси и России, а также высокопоставленных военных [11]. Из 1120 боезарядов 584 ракеты подлежали ликвидации по договору 1987 года. Остальные забрали Стратегические ядерные силы Российской Федерации [8]. Последствия и влияние[ править править код ] Деятельность Белоруссии по вопросу ядерного оружия в полном объёме соответствовала интересам как Запада, так и Москвы, что способствовало укреплению отношений с обоими игроками. Наибольшее уважение и признание за политику 1992—1996 выразил Вашингтон. Так, например, президент США Билл Клинтон во второй половине 1990-х во время переговоров между Индией и Пакистаном сослался на позитивный пример Белоруссии, которая внесла значимый вклад в процесс ядерной демилитаризации в мире. Однако в то же время страна получила гораздо меньшие дивиденды за разоружение, чем Украина и Казахстан [12]. В последующие годы Республика Беларусь продолжала придерживаться антиядерного курса [8]. Данная политика нашла своё отражение в 18 статье конституции [9]. Исследование вопроса[ править править код ] Тема ядерного разоружения Белоруссии нашла своё отражение в трудах К. Камышева, В. Снапковского, В. Улаховича и В. Шадурского, занимавшихся исследованием истории и развития внешней политики республики. Орлов в работе по вопросу ядерного нераспространения в российско-американских отношений также затронул события первой половины 1990-х в Белоруссии. Непосредственно эту проблему освещал С. Кузьмич [13].