Новости бажов интересные факты

Главная» Новости» Бажов юбилей 2024 для детей. Интересные факты о бажове П бажов краткий рассказ о писателе. В данной презентации представлена подборка интересных фактов о жизни и творчестве Павла Петровича Бажова, автора знакомых многим с детства сказов, замечательного писателя, публициста и фольклориста.

Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода

Откройте для себя необычные, удивительные и интересные факты о Павле Петровиче Бажове, русском писателе, фольклористе и журналисте, известном своими очаровательными уральскими сказами. У биографов Бажова нет точных данных о первой любви публициста, хоть в мемуарах он отмечает факт, что первое романтическое увлечение случилось с ним в 15 лет. Интересные факты о бажове. российский и советский революционер, писатель, фольклорист, публицист, журналист.

Презентация по истории на тему "Интересные факты из жизни Бажова"

  • Из родословной Бажова
  • День рождения Хозяйки Медной горы-«ЦБС» г. Ангарска
  • Павел Бажов • биография и творчество
  • 12 интересных фактов из жизни Бажова > Интересные факты
  • Павел Бажов: творческий путь
  • Мальчик из Сысерти

145 лет Бажову. Почему автор "Малахитовой шкатулки" стал одним из символов своей родины

Павел Петрович и Валентина Александровна Бажовы, 1911 год Под псевдонимом Деревенский До осени 1917 года Бажов не вступал ни в какие политические партии, а после Февральской революции его избрали сначала председателем исполкома Камышловского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, а потом — городским главой. Вокруг него стали группироваться камышловские большевики. С началом Гражданской войны Бажов отправился добровольцем в Красную армию, где успевал редактировать газету «Окопная правда» и под псевдонимом Деревенский публиковать статьи в районной газете «Известия». В конце 1918 года, отступая к Перми, Павел Петрович попал в плен к колчаковцам, но через пять дней бежал и вступил в партизанский отряд. Под фамилией Бахеев он вел подпольную деятельность в районе Усть-Каменогорска Семипалатинской губернии.

Там, в районе Казахстана, Бажов оказался одним из 28 городских коммунистов — и самым деятельным. Есть документы, подтверждающие, что в то время Павел Петрович руководил отрядами продразверстки и был членом выездной сессии губревтрибунала. Потом, вспоминая о 1917—1920 годах, он записал: «Это была наиболее трудная, напряженная и самая эффективная полоса моей партийной работы». Весной 1921 года Бажов вернулся на Урал — то ли из-за малярии, то ли из-за разногласий с местными большевиками.

Сначала он приехал в Камышлов, где начал редактировать газету «Красный путь» и сотрудничать с новым краеведческим музеем, записывая местные частушки и песни. В 1923 году обком партии вызвал Павла Петровича в Екатеринбург — работать селькором в «Уральской областной крестьянской газете». Будьте добры, поместите в газетку» Написание текстов Павел Петрович никогда не считал банальной, рядовой задачей: журналистика была для него партработой. Себя же он называл «советским журналистом первого призыва».

В Свердловске — так с 1924 года стал называться Екатеринбург — Бажов занимался крестьянскими письмами. За год в редакцию газеты приходило 44 пуда писем — 720 килограммов. Каждое нужно было прочесть, отредактировать и по возможности опубликовать. Иногда Бажова так и просили: «Товар.

Свои тезисы делегат нарисовал, а выступил так: «У нас надо построить школу. В магазине нет рыболовных снастей. Плохо дело с охотничьими ружьями. Если будут снабжать лесом, мы построим себе избы и перейдем с кочевого житья на оседлое».

Изображение из книги М. Батина «Павел Бажов» Под впечатлением от крестьянских рассказов Бажов начал заниматься литературой. Свои повести он отсылал в журнал «Товарищ Терентий», названный так в честь рабочего, изображение которого печатали на обложке. В «Товарище Терентии» иногда публиковался даже Маяковский, но главным образом другие свердловские литераторы.

Обложка советского литературно-художественного журнала «Товарищ Терентий» В мае 1924 года в журнале появилось девять бажовских очерков «Из недавних уральских былей». Это были первые фрагменты будущего сборника «Уральские были», который стал предвестником «Малахитовой шкатулки». Там Бажов как бы делился на два персонажа: Бажова-писателя и Бажова-мальчика, который сам появлялся в некоторых рассказах как действующее лицо. Сборник реалистических рассказов о дореволюционной жизни рабочих тепло приняли на Урале, но знаменитым писателем Бажов тогда не стал.

В 1929 году Павел Петрович отправил в журнал «Наши достижения» очерк «Потерянная полоса», в котором рассказывалась история выжившего из ума старика-кулака Михайлы, чья жена и невестка ушли в колхоз. Втайне от автора очерк отправили Максиму Горькому в Сорренто. Тот вернул текст обратно, добавив со свойственным ему энтузиазмом несколько десятков правок карандашами разных цветов. Бажов был несколько огорчен, но не удивлен.

В середине 30-х отдел Бажова в газете распустили, а сам он вернулся к партийной работе. В 1930 году Павел Петрович опубликовал свою первую и последнюю книгу о современных ему событиях — «Пять ступеней коллективизации». Тогда же была создана книга о крестьянском коммунистическом полке «Красные орлы», названная «Бойцы первого призыва». В 1934 году, когда создавался Союз советских писателей, Павел Петрович в него не вступил: ему казалось, что писателем себя он называть не может, потому что не умеет писать стихи.

Считая себя бесталанным поэтом, он любил Маяковского, знал Блока и других поэтов Серебряного века. Начитанность и хорошее чувство слова позволяли Бажову писать отличные рецензии. Под разгромными статьями он подписывался как Чипонев — «читатель поневоле» Но вообще задачу литературной критики Бажов видел не в том, «чтобы бить и добивать, а в том, чтобы поправлять и исправлять».

Факт 5. Горячо поддерживая большевистскую революцию и идеи коммунизма, Павел Бажов, однако, был довольно упрямым человеком, к тому же прямолинейным. Из-за этого у него не раз возникали конфликты с вышестоящими лицами, и его дважды исключали из коммунистической партии. Потом, правда, восстанавливали, и он всё равно был на хорошем счету у властей. Бажов даже дважды избирался депутатом Верховного Совета. Факт 6.

Наследие Павла Бажова живёт и сейчас. Памятники ему есть во многих российских городах, как и названные в его честь улицы. Существует и литературная премия Бажова. Факт 7.

Он умел превращать быль в сказку и влюблять каждого читателя в фольклор своего края. Павел Бажов: личная жизнь, последние годы Личная жизнь Павла Бажова не пестрит яркими романтическими историями лишь потому, что автор предпочитал не распыляться на мимолетные романы. Большую часть юности и карьеры преподавателя он провел в самосовершенствовании, изучении фольклора, в собирательстве произведений народного устного творчества. У биографов Бажова нет точных данных о первой любви публициста, хоть в мемуарах он отмечает факт, что первое романтическое увлечение случилось с ним в 15 лет. Он имел необыкновенный шарм и обаяние, завоевывал внимание студенток. Более того, в епархиальном женском училище имелась традиция награждать лучшего преподавателя разноцветными ленточками. У Бажова вся одежда порой была увешана такими знаками отличия. Настоящая любовь случилась у автора в зрелом 30-летнем возрасте. Тогда он повстречал свою избранницу и будущую жену — Валентину Александровну Иваницкую. Спустя два года влюбленные сыграли свадьбу. На тот момент Валентине было всего 19, а Павлу — 32 года. Знакомые и друзья семьи отмечали тесную связь Валентины и Павла, которые до безумия любили друг друга. Павел и Валентина — пример зрелой и влюбленной пары, которая относилась друг к другу трепетно и с глубоким уважением. Об этом свидетельствуют и такие моменты: Павел Бажов никогда не называл жену полным именем, он всегда придумывал уменьшительно-ласкательные варианты по типу Валянушка; Бажов по возвращении домой обязательно целовал в щеку супругу; у четы никогда не было бытовых разногласий, все конфликтные вопросы разрешались диалогом; пара смогла пережить вместе тяжелый период потери троих детей, которые умерли во младенчестве из-за патологий и болезней. Из семерых деток выжило четверо: Ольга, Елена, Алексей и Ариадна.

В ней даются характеристики всех произведений писателя. Каждому сказу и повести посвящена отдельная словарная статья. Достоинство «Бажовской энциклопедии» в том, что её содержание в одинаковой мере интересно литературоведу и обычному читателю. Это книга, содержание которой захватывает, её хочется читать от начала и до конца! Заслуживает внимания книга М. Никулиной «Камень. Автор прочитывает «Малахитовую шкатулку» как новую уральскую мифологию, написанную на основе легенд и преданий, хранимых бездонной народной памятью и вездесущей молвой, ревниво оберегающей магию Места и основных его реалий — камня, горы и пещеры. Кузнецова, исследователь жизни и творчества Бажова, написала книгу «Неизвестный Бажов», где рассказывает, как была обнаружена его «самая первая» книга — в 1917 году вышла «Программа трудового крестьянства», сохранившаяся в одном экземпляре в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Книга эта примечательна уже тем, что восстанавливает пошатнувшееся за последнее время уважение к реальному историческому факту. Ранее считалось, что первая книга Бажова «Уральские были» вышла в 1924 году. Исследователь знакомит нас с малоизвестными фактами из жизни Бажова. Школьники узнали, как студент Эрнст Неизвестный лепил П. Приехав однажды в Свердловск на каникулы, уже после смерти Бажова, он узнал о конкурсе на памятник для могилы писателя. В конкурсе он не выиграл, но так появилась статуэтка «Павел Петрович Бажов». Известная екатеринбургская писательница Анна Матвеева в своей книге «Горожане» описывает крепкую дружбу легендарного Георгия Жукова со «сказителем земли Уральской». Маршал полюбил сказы Бажова, «Малахитовую шкатулку он прочел в зрелом возрасте в Свердловске. Они сдружились настолько, что редко когда их можно было видеть порознь.

Хозяин Малахитовой шкатулки

Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания духовного училища в Екатеринбурге поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка. Стоит кратко отметить, что женой Павла Бажова стала его ученица Валентина Иваницкая. В браке у них родилось четверо детей. Начало творческого пути Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста. Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году.

Один из главных сказочных образов в творчестве писателя — Хозяйка Медной горы, или Малахитница. В цикл о ней входят десять сказов, в том числе «Каменный цветок», «Горный мастер», «Травяная западенка», «Малахитовая шкатулка». Эта героиня — дух Уральских гор, хранительница ценных минералов. В сказах она появлялась перед рабочими как прекрасная девушка в нарядном платье: «А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить». Волосы ее Бажов описывает так: «Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые.

Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь». Малахитница в сказах могла показаться в виде ящерицы с короной, а иногда герои слышали только ее голос. Однако Хозяйка горы не сводится на роль только пособницы, соучастницы, хранительницы собранного кладов. Нет, она распоряжается не кладами, а «земельными богатствами», и распоряжается самостоятельно. По своему желанию может допустить разработку, может и не допустить, может с помощью подвластных ей ящериц «увести богатство», может и собрать. Павел Бажов. Встречаются в сказах писателя и другие персонажи народных преданий, например девка Азовка, которая охраняет клады горы Азов. Она упоминается в сказе «Дорогое имячко». Бажов вспоминал, что об Азовке рассказывали по всему Уралу.

По одной версии, ее считали духом татарской царевны, по другой — пленницей, которую прокляли после смерти и превратили в духа-сторожа. По всему Уралу бродил и «серебряный олень» и его разновидности «зверь лось — золотые рога» и «козел — серебряное копытце».

В автобиографии Бажов так описал свою молодость: — Последние три года мне пришлось зарабатывать на содержание и учебу, а также помогать матери, у которой к тому времени сильно испортилось зрение. Работа была разная. Чаще всего, конечно, репетиторство, мелкий репортаж в пермских газетах, корректура, обработка статистических материалов, а летняя практика порой бывала по самым неожиданным отраслям вроде вскрытия животных, павших от эпизоотии.

Для него это оказался счастливый жребий: он влюбился в свою ученицу Валентину Александровну, с которой вскоре создал крепкую многодетную семью. С ней он прожил 38 лет. Для меня эту тропу в жизни проложила моя жена Валентина Александровна, которая взяла на себя все житейские заботы и тяготы, которые так осложняют жизнь. Благодаря ей я прошел жизнь по утоптанной тропе и мог спокойно работать... RU У Бажовых родилось семь детей, четверо из них трагически погибли.

Трое детей скончались в младенчестве два сына и дочь , а сын Алексей погиб в семнадцать лет при взрыве на заводе. Во время войны читатели подарили Павлу корову Зону. Это был очень ценный подарок — время было голодное, а Зона кормила не только семью Бажовых, но и писателей, эвакуированных из Москвы. Бажовы по-товарищески делились молоком с нуждающимися. Попал в плен и совершил побег Павел Бажов в течение жизни дважды был исключен из Коммунистической партии, но оба раза его спустя какое-то время восстанавливали в ее рядах.

В это время как раз были репрессии, и те люди уже были врагами народа.

Павел Петрович всегда держал дистанцию и на уроках был очень строг. Также скрупулезно он подходил и к оценке работ. Одна из его учениц, Валя Иваницкая, как и ее подружки, не раз получала замечания за свои школьные сочинения, который педагог нещадно критиковал. Ведь он так любил русский язык и требовал к нему такого же трепетного отношения! Павел Бажов на фото стоит слева с коллегами-педагогами по училищу. Бажов со своими ученицами на фото справа, рядом с ним стоит Валя, будущая жена. Та согласилась, ведь Павел Петрович ей тоже, как оказалось, давно нравился, хотя и был почти вдвое ее старше. Венчались они в селе Кашина ныне — часть городского округа Богданович Свердловской области , в храме святителя Николая.

Со стороны Павла Петровича свидетелями были его коллега по училищу и сын священника. Со стороны Валентины — также сын священнослужителя и дьякон. Бажов, православный, 32 лет, первым браком обвенчан с псаломщицкой дочерью, девицей Валентиной Александровной Иваницкой, 19 лет». Молодые супруги. Так началась эпоха их взаимной, безраздельной любви, которая длилась около 40 лет. Храм, в котором венчались молодые, увы не сохранился: после революции он был снесен и на его месте построили сельский клуб. Не сохранились и венчальные кольца супругов.

Павел Бажов: трудный путь к «Малахитовой шкатулке»

Свои тезисы делегат нарисовал, а выступил так: «У нас надо построить школу. В магазине нет рыболовных снастей. Плохо дело с охотничьими ружьями. Если будут снабжать лесом, мы построим себе избы и перейдем с кочевого житья на оседлое». Изображение из книги М. Батина «Павел Бажов» Под впечатлением от крестьянских рассказов Бажов начал заниматься литературой. Свои повести он отсылал в журнал «Товарищ Терентий», названный так в честь рабочего, изображение которого печатали на обложке. В «Товарище Терентии» иногда публиковался даже Маяковский, но главным образом другие свердловские литераторы. Обложка советского литературно-художественного журнала «Товарищ Терентий» В мае 1924 года в журнале появилось девять бажовских очерков «Из недавних уральских былей». Это были первые фрагменты будущего сборника «Уральские были», который стал предвестником «Малахитовой шкатулки».

Там Бажов как бы делился на два персонажа: Бажова-писателя и Бажова-мальчика, который сам появлялся в некоторых рассказах как действующее лицо. Сборник реалистических рассказов о дореволюционной жизни рабочих тепло приняли на Урале, но знаменитым писателем Бажов тогда не стал. В 1929 году Павел Петрович отправил в журнал «Наши достижения» очерк «Потерянная полоса», в котором рассказывалась история выжившего из ума старика-кулака Михайлы, чья жена и невестка ушли в колхоз. Втайне от автора очерк отправили Максиму Горькому в Сорренто. Тот вернул текст обратно, добавив со свойственным ему энтузиазмом несколько десятков правок карандашами разных цветов. Бажов был несколько огорчен, но не удивлен. В середине 30-х отдел Бажова в газете распустили, а сам он вернулся к партийной работе. В 1930 году Павел Петрович опубликовал свою первую и последнюю книгу о современных ему событиях — «Пять ступеней коллективизации». Тогда же была создана книга о крестьянском коммунистическом полке «Красные орлы», названная «Бойцы первого призыва».

В 1934 году, когда создавался Союз советских писателей, Павел Петрович в него не вступил: ему казалось, что писателем себя он называть не может, потому что не умеет писать стихи. Считая себя бесталанным поэтом, он любил Маяковского, знал Блока и других поэтов Серебряного века. Начитанность и хорошее чувство слова позволяли Бажову писать отличные рецензии. Под разгромными статьями он подписывался как Чипонев — «читатель поневоле» Но вообще задачу литературной критики Бажов видел не в том, «чтобы бить и добивать, а в том, чтобы поправлять и исправлять». В 1936 году Бажов поступил в Литературный институт на заочное отделение. В письме приемной комиссии он назвал себя автором «продукции летописного порядка», которой он сам был свидетелем, и пояснил: «Настолько я все-таки грамотен, чтобы сознавать свою литературную беспомощность… поэтому хотел бы систематизировать обрывки своих литзнаний по отделению прозы». Это писал человек, к тому моменту уже выпустивший несколько десятков книг разной тематики. Индустриализация и «Девка Азовка» «Собирайте ваш фольклор, изучайте его» — с таким призывом Максим Горький выступил на Первом съезде советских писателей в 1934 году. В это же время в газетах стали появляться высказывания Маркса и Энгельса о сказках — оказалось, создатели марксизма читали братьев Гримм, изучали героические саги и вообще не осуждали мифотворчество.

До этого же, замечал Бажов, «всякая сказка была в загоне: боялись, что с ней идет демонология, близкая к поповщине». В 1930-х годах советской власти сказки стали необходимы: миф имперской России был разрушен, а на его месте за двадцать лет еще не появилось ничего нового. К тому же в стране шла индустриализация, которая лишала исконно заводской Урал его идентичности. Бажову нужно было создать новую версию истории, привлекательную и поддерживающую, но такую, которую можно было легко масштабировать на всю страну. Произошло идеальное совпадение автора и темы: Бажов считал, что историю Урала раньше рассказывали неправильно Потом, в сказе «Шелковая горка», он подчеркивал: «Всякий, кому понадобится о заводской старине рассказать, непременно с нашего завода начинает. Случалось мне, читывал. Не одна книжка про это составлена. Одно плохо, — все больше про хозяев заводских Демидовых пишут. А ведь тут много зорких глаз да умелых рук требовалось.

Немало и смекалки и выдумки приложено, чтоб демидовское железо на славу вышло и за границу поехало. Знаменитые, надо думать, мастера были, да в запись не попали». Первый сказ Бажова «Девка Азовка» был опубликован в 1936 году.

В благодарность за оказанную поддержку, Эрнст Неизвестный принимал участие в конкурсе памятников, которые хотели установить на могиле Бажова. Теплоход «Павел Бажов» также получил имя легендарного уральского сказителя. На протяжении всей жизни, творческому человеку удалось оставить заметный след в истории, насчитывающий 56 сказов. Многие произведения автора переведены на иностранные языки, а книга, с первоначальным названием «Тятино подаренье», а позднее «Малахитовая шкатулка», множество раз переиздавалась за рубежом и в России. На гербе города Полевской изображены образы из Хозяйки медной горы и Каменного цветка. Премию П.

Бажова вручают на ежегодных литературных конкурсах, которые проходят в Екатеринбурге. Память о талантливом писателе хранится во многих русских городах, включая Свердловск, Копейск и другие. Прозаик и публицист состоял в отряде «Красных орлов», преследуя священников и религиозных представителей церкви. Руководил подавлением восстаний белогвардейцев, одним из первых принял революционные настроения. В сказаниях упоминал вождя пролетариата Владимира Ильича Ленина. Родной отец трудился мастером цеха, любил выпить и критиковал руководство, что не приносило пользы. Мать была безработной, следила за домашним уютом, единственным сыном и подрабатывала на дому рукоделием. Благодаря тому, что кружевные чулки раскупались женами руководящего состава, семейству удавалось сводить концы с концами, когда глава не имел заработка. Любознательный создатель окончил четырехлетку, выделялся наивность и исполнительностью.

Уже в юном возрасте был виден огромный потенциал мальчишки, который с удовольствием выполнял задания и не отлынивал от уроков. Большую роль в становлении Бажова стал Николай Смородинцев — ветеринар, занявшийся его обучением по просьбе отзывчивого учителя. Именно по его протекции, Павел поступил на дальнейшее обучение, проживая у того самого наставника, ставшего впоследствии надежным другом.

Мелихов укрыл пианино в другом месте — на квартире директора городского училища. Гавриленко, взяв в военкомате двух латышей-красноармейцев, явился к директору училища.

Но тот заартачился. Латыши, не долго думая, — к председателю ЧК. Тот, конечно, предложил директору передать инструмент клубу, а самому явиться наутро в ЧК для объяснений. У директора от страха, говорят, тряслись колени. Но все же он нашел в себе силы попросить предчека отсрочить возврат пианино и разрешить ему проконсультироваться у заведующего отделом народного образования, коему по службе подчинен.

Предчека разрешил. Павел Петрович Бахеев, заведующий отделом народного образования, принял жалобщика приветливо, сказал ему, что и сам бывший учитель, понимает его с полуслова, но пианино, сказал он, клубу водников нужнее, чем супруге директора училища. Раздосадованный неудачей директор решил найти управу на Бахеева в профсоюзе. В то время явочным порядком было уже создано упрофсоюза работников просвещения. Директор очутился лицом к лицу с председателем упрофбюро… П.

Директор был зол и настойчив. Он решил обратиться к прессе. В Усть-Каменогорске с первых же дней восстановления советской власти стала выходить газета «Известия Усть-Каменогорского ревкома». Облачившись для солидности в парадный вицмундир, директор предстал наконец перед ясным взором редактора газеты — Павла Петровича Бахеева. Павел Петрович встретил его приветливо, с добродушной улыбкой.

Водники долго потом вспоминали эту историю с музыкальным инструментом». Он часто и безотказно выступал. Когда надо было убедить, растолковать, разъяснить, призывали Бахеева. И тот, негромко, улыбаясь, ни в коем случае не свысока, говорил, убеждал, находил необходимые аргументы. Ему, педагогу и словеснику, сделать это было не так уж и трудно.

Однажды он читал доклад о выступлении Ленина на Восьмом съезде. Речь шла о необходимости электрификации всей страны, о тех неисчислимых выгодах и расцвете, которые сулит электричество. Доклад проходил зимой, в нетопленом клубе, но все же расстарались: пустили ток, и над головами сияла, как доказательство, лампочка Ильича. Но вдруг она зашипела и погасла — на электростанции кончились сухие дрова, а сырые гореть не желали. Доклад про электричество, заливающее светом всю Россию, вплоть до самых отдаленных уголков, продолжился при свечах, взятых в соседней церкви.

Ни докладчика, ни слушателей это не смутило. И когда Бажова обвиняли в том, что он фантазер, тот спокойно парировал, что фантазии для революционера — вещь необходимая. В июне 1920 года состоялся выпуск на организованных им курсах: в казахские школы отправились восемьдесят семь учителей-казахов, и это была решительная победа. Но самым дорогим и важным детищем для Бажова стал Крестьянский Алтайский университет. В Усть-Каменск, где было все-таки посытнее и полегче, чем в других уголках растерзанной страны, съезжались измученные представители старой интеллигенции — и попадали под опеку Бажова.

В Усть-Каменске закипела культурная жизнь. Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск. Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог. Он заболел малярией, та дала легочные осложнения. Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат.

Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов. Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф. От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось. Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале.

Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы. Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации.

Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью.

Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова. Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко.

Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился.

Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое.

Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т. Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым.

Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит.

Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года.

В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете. Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток.

Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий».

Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена. Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В.

Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя. Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба.

В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца. Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват.

Возможно, это было наилучшей стратегией.

Родился писатель 27 января в семье рабочих в городе Сысеть. Принадлежало местечко Екатеринбургскому уезду и имело статус промышленного центра. Отцом писателя был Бажёв Пётр Васильевич фамилия родителя изначально прописывалась через букву «ё».

Работал этот человек, если переводить на современный язык, мастером цеха. Его склонность к алкоголю возбуждала в Петре Васильевиче «злой язык». Он критиковал собственное начальство, именно из-за этого часто увольнялся с места службы. Однако был знающим и незаменимым работником, поэтому однажды его восстановили в прежней должности.

Следующее возлияние снова оставило его без места работы, которое сменилось долгими уговорами вернуть его на службу. Матерью была Августина Стефановна в девичестве Осинцева. Родом она происходила из семьи польских крестьян. Постоянного места работы женщина не имела, как сейчас принято считать, относилась она к домохозяйкам.

Целыми днями занималась домашним хозяйством, а вечерами сидела с рукоделием. К слову сказать, она была мастерицей, делала вязаные кружевные чулки на продажу. Эти уникальные изделия имели большую популярность у жён местного начальства. Именно это не давало семье пропасть во время частых увольнений Петра Васильевича с должности.

С годами кропотливая работа при недостаточном освещении пагубно сказалась на зрении матери писателя. Детские годы Павел был единственным ребёнком в семье. Сварливый отец относился к собственному иначе чем к чужому, сына он обожал. Будущему писателю всё позволялось и прощалось.

Он был окутан теплотой и лаской обоих любящих родителей. Они старались всячески скрасить детство своего сына. По вечерам, особенно зимой, Паша наслаждался сказами о рабочем люде Урала. Его увлекали фантастические истории о хозяйке местных гор, о золотом полозе и приисках, содержащих ценные породы, а также самоцветы.

Эти сказки увлекали мальчика, пробуждая и формируя его фантазию. Образование и воспитание Мальчик рос умным и любознательным отроком. Он легко и без лишних усилий окончил начальную четырёхлетнюю школу, которая находилась в его городке. Так случилось, что попавший случайно в руки мальчишки томик стихов Пушкина был выучен наизусть.

Писатель вспоминал, что библиотекарь, отдавая ему книгу, в шутку потребовал, чтобы мальчик томик выучил наизусть. Исполнительный ребёнок шутливого тона не воспринял и всё выучил как было велено. Этот факт поразил его учителя.

Интересные факты из жизни Бажова

Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы. Интересные факты о бажове. российский и советский революционер, писатель, фольклорист, публицист, журналист. В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью. Всю жизнь Бажов посвятил красоте русского языка и писательской деятельности. русский советский писатель, журналист, краевед, живший в Екатеринбурге. Интересен факт, что в 20-летнем возрасте Павел Бажов успешно окончил Пермскую духовную семинарию, после чего несколько лет работал учителем русского языка в двух духовных училищах.

10 интересных фактов о жизни Павла Петровича Бажова: невероятные открытия

Хозяйка Медной Горы была известна в уральском фольклоре также под именами Малахитница, Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка, или же в мужском обличье — Горный дух, Горный старец, Горный хозяин. У Данилы-мастера из сказов Бажова был реальный прототип Данила Зверев. По мотивам сказов Бажов создано много произведений. Самые известные из них — кинофильм «Каменный цветок», опера К. Молчанова «Каменный цветок» балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке», симфоническая поэма А.

В 1936 году сборник «Дореволюционный фольклор на Урале» опубликовал сказ Бажова «Про водолазов». С дочерью Сказы «Медной горы Хозяйка» и «Дорогое имячко» были также изданы еще до войны, в 1936 году.

С этого времени произведения Бажова стали регулярно издаваться в печати. Бажов своими сказами преследовал цель, смысл которой был в поднятии самосознания русских людей, их боевого духа, осознание себя великой и непобедимой нацией, способной одолеть любого врага. В 1939 году был издан сборник сказов «Малахитовая шкатулка», за который автор в 1943 году был награжден Сталинской премией, и автобиографическая повесть «Зеленая кобылка». В последующие годы сборник «Малахитовая шкатулка» был дополнен сказами: «Ключ-камень», «Сказы о немцах», «Сказы об оружейниках» и другими. Эта книга раскупалась моментально, поклонниками ее были как дети, так и взрослые. Дом-музей в Екатеринбурге В 1941 году газета «Уральский рабочий» разместила сказ «Главный вор». Это было первое произведение, входящее в «немецкий» цикл.

В начале войны Бажовым были также написаны альманахи для поднятия боевого духа. Но, уже в 1942 году у писателя ухудшилось зрение, и он начал читать лекции, возглавляя одновременно Свердловскую писательскую организацию. В 1943 году был опубликован сказ «Живинка в деле», а в 1944 — восемь сборников сказов Бажова. В Свердловском театре состоялась премьера балета «Каменный цветок». Музей в селе Бергуль Новосибирской обл. Главными темами всех сказов были труд простого человека, его талант и мастерство. Связь людей с таинственными силами и природой осуществляется в них с помощью всемогущих представителей волшебного мира.

Вероятно, Бажов неплохо разбирался в мистике, поскольку решился на изображение таких образов как Великий полоз, Хозяйка Медной горы, Огневушка-поскакушка, Серебряное копытце и других. Все эти мифические персонажи олицетворяют собой силы природы. Они — обладатели несметных богатств, которые могут открыть лишь перед человеком, имеющим доброе сердце и чистые помыслы. Главные произведения Павел Петрович Бажов был не только собирателем и художественным оформителем сказов, но и талантливым писателем, в наследии которого есть немало прекрасных рассказов. Наиболее значительные произведения автора представлены ниже. В ней автор с большой скрупулезностью исследовал фольклор простых рабочих уральских заводов. Она явилась первыми очерками писателя в области фольклористики и имеет очень большое познавательное значение.

В книге «Формирование на ходу», выпущенной в 1937 году, Бажов раскрывает характер Октябрьской революции и Гражданской войны. Выход этого произведения обернулся для писателя большим скандалом, после которого Бажова исключили из партии. В автобиографической книге «Зеленая кобылка» 1939 года автор рассказывает о своем детстве, о первых детских впечатлениях, о юности, о времени, которое писатель вспоминал в течение всей жизни. Книгу «Отслоение дней» можно назвать дневником жизни писателя. В ней бережно собраны его мысли о прошедших событиях, письма от близких и друзей. Эта книга послужила хорошим подспорьем для исследователей его творчества при составлении биографии.

На гербе города Полевской Свердловской области на фоне зеленого малахитового цветка изображена ящерица в короне — Хозяйка Медной Горы. Ребята путешествовали по сказам П.

Бажова и отгадывали достопримечательности города Полевской. В процессе викторины ребята узнавали что-то новое, поэтому им было интересно и увлекательно. По сказам ребята показали очень хорошие знания. Занятие прошло в дружеской обстановке в сплоченном детском коллективе, после чего ребята получили сладкий сюрприз.

Бирюков долго общался с жителями Урала, но нужного материала для сборника не нашел. Тогда Бажов, редактор издания, предложил Бирюкову включить туда истории, которые он слышал в детстве. Позже тексты Бажова были напечатаны в журнале «Красная новь». Когда выяснилось их художественное происхождение, автора хотели наказать за фальсификацию. Ситуацию спас поэт Демьян Бедный, ссылаясь на книгу Семёнова-Тян-Шанского, где есть примечание о горах Азова, поэт утверждал, что Бажов мог позаимствовать сюжеты оттуда.

Писатель действительно заимствовал многое из народного фольклора. Так, его герои имеют мифологических предшественников. Мы попробовали определить архетипы некоторых из них. Дед Слышко — рассказчик, у которого был вполне реальный прототип — сторож заводского склада Василий Хмелинин. Тем не менее, образ деда можно соотнести со сказителем Баяном. Он единственный, кто знает весь описываемый им мир, он же выступает связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Всезнайство Слышко не выходит за пределы сысертских заводов. Чтобы понять, что происходило вне обозримого для него пространства, он нуждается в помощи. Как и многие фольклорные персонажи, Слышко обладает целым рядом посредников, среди которых и живые герои, и неодушевленные магические предметы.

К ЮБИЛЕЮ НЕОБЫКНОВЕННОГО СКАЗИТЕЛЯ

Библиотека им. Мамина-Сибиряка представляет обзор-путешествие «Павел Бажов — неизвестное об известном». Особо стоит отметить, что в фонде библиотеки им. Мамина-Сибиряка имеется трёхтомное собрание сочинений писателя. Кто хочет окунуться в эпоху того времени, тому интересна будет книга «Павел Петрович Бажов в воспоминаниях».

Сборник запечатлел благородный облик писателя, человека необыкновенной душевной красоты и могучего самобытного таланта, воссоздает живые черты его характера. Он составлен из воспоминаний тех, кому выпало счастье работать вместе с Бажовым или встречаться с ним: Е. Пермяк, Б. Полевой, Ф.

Гладков, А. Сурков, Л. Татьяничева, Л. Кассиль и другие.

В книге А. Бажовой-Гайдар «Дом на углу» мы встречаем воспоминания дочери о своем отце. В этих заметках она вспоминает, каким он был для сестер, для мамы, каким он был дома, каким был в обществе друзей, в семейном кругу и в одиночестве. Павел Бажов — дедушка Егора Тимуровича Гайдара, который стал государственным политическим деятелем, экономистом.

По мотивам сказов Бажов создано много произведений. Самые известные из них — кинофильм «Каменный цветок», опера К. Молчанова «Каменный цветок» балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке», симфоническая поэма А. Муравьева «Азов-гора».

На гербе города Полевской Свердловской области на фоне зеленого малахитового цветка изображена ящерица в короне — Хозяйка Медной Горы.

Автор уральских сказов «Малахитовая шкатулка», за которые был награжден Сталинской премией 2-й степени. Был также талантливым преподавателем, организовывал школы и призывал повышать грамотность народа. Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной. Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет. Детство и юность Родился Павел 15 27 января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе Полевском Свердловской области. Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания духовного училища в Екатеринбурге поступил в духовную семинарию Перми.

Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка.

Знаменитый человек Пермского края Бажов Павел Петрович. П П Бажов жизнь и творчество. Бажов Павел Петрович жизнь и творчество кратко. Жизнь Павла Петровича Бажова. Интересное о Бажове. Интересные факты п Бажова.

Бажов биография 5 класс презентация. Павел Петрович Бажов 27 января 1879. П П Бажов биография для 4 класса. Павел Петрович Бажов краткая биография для 5 класса. Сообщение о жизни п. О жизни Павле Петровиче Бажове. Павел Петрович Бажов.

Информация о творчестве Бажова. Бажов "п. Образование Бажова Павла Петровича. Павел Петрович Бажов 1879-1950 биография кратко. Интересные факты о жизни Бажова 4 класс. Доклад о Бажове. Проект Павел Петрович Бажов.

Павел Петрович Бажов факты. Доклад про Бажова. Бажов презентация 5 класс. Павел Петрович Бажов о нем. Особые черты личности Бажов Павел Петрович. Сказы п п Бажова. Рассказ про Бажова 4.

Рассказы п. Краткая биография Бажова. Факты о Бажове. Факты о Павле Бажове. Цитаты Бажова. П П Бажов автобиография. План по литературе 5 Бажов Павел Петрович.

Творчество п п Бажова. Презентации о п. Бажов биография презентация. Павел Бажов презентация. Павел Петрович Бажов биография для 5 класса. Павел Бажов биография 4 класс.

Бажов в деталях

5. В 1930-х годах Бажова дважды исключали из ВКП(б), но потом вновь восстанавливали. Откройте для себя необычные, удивительные и интересные факты о Павле Петровиче Бажове, русском писателе, фольклористе и журналисте, известном своими очаровательными уральскими сказами. Павел Бажов — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Правильный ответ. Писатель Павел Петрович Бажов оставил после себя богатое литературное наследие в виде замечательных сказов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий