12 февраля Святая Православная Церковь совершает память вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики. 12 февраля в день памяти Собора вселенских учителей и Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в нашем храме состоялась Божественная литургия. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста изображают вместе не просто так. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, память которых мы сегодня совершаем, наиболее ярко осуществили эти слова в своей жизни.
Соединенные после смерти
- Православная газета
- Акафист трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому — Акафистник
- Новости по теме
- Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (+ВИДЕО)
Войти на сайт
Споры были оскорбительны для памяти святых. И вот, они являются епископу Евхаитскому Иоанну, сначала порознь, а потом и все вместе и заявляют единодушно: «Мы — едино у Бога, нет среди нас ни первого, ни второго, если называть одного из нас, то за ним последуют другие... Просим тебя прекрати спор и соедини в один день память о нас... Иоанн поспешил сообщить царедворцам о виденном и установил праздник в честь памяти трех святителей 30 января.
После евхаристического канона матушка Кристина Орлова исполнила соло "Достойно есть" на греческом языке. На Литургию пришли представители греческой диаспоры, которые после богослужения были приглашены в трапезный зал на праздничное чаепитие. За Литургией молился ктитор храма Юрий Григорьевич Сидоренко.
Святитель Григорий Богослов. Cербия Студеница Именно Григорию принадлежит самое стройное и упорядоченное описание Православного то есть "правильного" Христианского Учения, опровержение всех ересей, происходивших из-за постепенного забвения людьми изначального учения, переданного Христом Своим ученикам, а через них дошедшего и до нас. По грехам, в людях постепенно исчезает благоговение перед Священным Преданием, нежелание смиренно принимать Его во всей полноте, желание внести туда что-то новое, своё. Так возникает ересь — лжеучение, через следование которому у человека помрачается что-то в отношении к Богу, людям и своей душе; и спасение для такого человека становится весьма затруднительно. Именно в последовательном опровержении всех существовавших на то время ересей, а не в отвлечённом философствовании, заключалось православное богословие. Однако нет человека без греха — нет и ни одного Отца Церкви, который бы ни сделал ни одной ошибки в изложении им Христианского Учения. Один святитель, живший после св. Григория Богослова, писал, что у любого святого отца можно изыскать что-либо неправильное во взглядах — но только не у св. Григория Богослова. Его изложение Православного Богословия — в особенности учение о Св. Троице — есть абсолютный эталон для Церкви, и тот кто, кто не согласен в чём-либо с Григорием Богословом, сам себя отлучает от Церкви. Любое Православное Богослужение, на котором мы молимся, во многом состоит из песнопений, сочинённых Иоанном Дамаскиным из перефразированных текстов Григория Богослова. Григорий председательствовал на Втором Вселенском Соборе, под его руководством был написан наш Символ Веры. В отличие от своих друзей святителей Григория и Василия, Златоуст не был систематическим богословом — он не разработал стройной богословской концепции. Но, невзирая на то, что Церковь в первую очередь чествует Златоуста за устный дар его проповеди, сохранившееся от него письменное наследие занимает 12 томов! Именно Златоуст написал наиболее полное изъяснение всего Нового Завета. Его толкование на Четвероевангелие, не сохранившееся во всей полноте до нас, в древности было в Церкви настолько общепринятым и авторитетным, что краткий пересказ этого толкования блаженным Феофилактом Болгарским, помнившим тексты Златоуста наизусть, стал сегодня самым большим авторитетом для человека, желающего изучить Евангелие. Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль Но самое большое значение для Церкви имеют толкования Златоуста на послания апостола Павла. Все мнения Иоанна Златоуста по самым сложным местам Павловых посланий приняты всей Церковью, таким образом, не являясь личными мнениями святителя, но именно мнением церковным, каноничным и верным, исключающим множественность иных взглядов. Богодухновенность толкований Златоуста объясняется одним эпизодом из его жития.
В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям. Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице. Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память — 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей.
СВЯТИТЕЛИ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ТРИ СТОЛПА ПРАВОСЛАВИЯ
И трех святителей называют великими учителями Церкви, потому что они показали на своем примере, как это нужно, и стали действительно светом для всего мира. Откуда в них появился этот свет? От Бога. Бог их просветил, потому что вся их жизнь и они сами стали как бы прозрачными для Бога. И сквозь эту их чистоту и другие люди увидели Божественный свет и тоже к нему устремились. То есть они стали проводниками людей к Богу.
Сейчас, например, мы совершаем божественную службу. Чьими словами мы молимся? Словами Иоанна Златоустого. Каждый священник в каждом храме повторяет те слова, которые Златоуст более полуторы тысяч лет назад произнес. И вот его устами Церковь молится.
И этот свет через Златоуста идет к нам. Так же и Василий Великий составил много правил по устройству Церкви, и этими правилами Церковь руководствуется до сих пор. И Григорий Богослов создал множество прекрасных поэтических произведений, из которых составлены многие службы. Этими словами Церковь воспевает хвалу Пресвятой Троице. Каждому от Бога дается свой талант, и они были люди особенные, особенно одаренные, особенно талантливые.
Можно сказать, что они были гении духовной жизни, гении молитвы, и причем они были люди колоссального ума и совершенно обширнейшего образования. Мы, конечно, такого достичь не можем. Но это же не значит, что для нас все закрыто. Святой апостол Павел такой пример приводит: на небе много звезд и есть луна и солнце. Солнце — это Христос, а звезды — святые, они все разной яркости.
И каждый человек должен сиять своим светом, сколько может вместить. Но этот свет обязательно должен быть в нас. Поэтому Господь и говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Вот если бы свет Божий проник все-таки в наши сердца, мы бы стали сиять, и на этот свет другие люди прилетели бы, как мотыльки, и через это приобщились к небесной жизни. Но этот свет в нас не сияет.
Вместо духовного света в нас есть раздражительность, в нас есть зависть, в нас есть гнев, жадность, обидчивость, гордость, тщеславие, честолюбие. Вот это все в нас есть. И чтобы очистить наше сердце, Господь дал нам заповеди. Например, такую: если «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Если человек достиг Божественного света, ему это исполнить легко, потому что душа его чиста, она абсолютно немстительна, и он никакой обиды даже не чувствует, совершенно нечувствителен к обиде.
Но человек грешный, даже если и подставит левую щеку, то он будет скрежетать зубами, мысленно все равно будет своего обидчика проклинать, будет всем рассказывать, как его обидели. Грешный человек не может подставить левую щеку, когда его бьют по правой. Прежде чем достичь этой заповеди, очень много нужно упражняться и в терпении, и в смирении, и в любви, и в милосердии. Поэтому все заповеди Христа служат для нас маяками, которые определяют, что мы уже можем из того, чему нас святая Церковь научила, а что мы пока еще не можем. И надо стараться в этом упражняться, все время в этом направлении трудиться.
Вот как ученик: ему учитель дает какие-то задачки, а он все время решает и становится все более искусным, все более опытным, все более сообразительным. Так точно и в духовной жизни. Наш учебник — это есть святое Евангелие, а все заповеди, которые в нем даны, — это жизненные задачи, которые мы обязательно должны решить, причем решить хорошо, не только умом постичь, что это значит, но научиться на деле. Вот, допустим, есть заповедь Божия «молитесь за обижающих вас». Если кто нас обидел — а все время кто-нибудь нас обижает, — как вылечить эту обиду?
Вообще обижаться — это есть страшный грех. Если человек обижается на кого-то, Царствия Небесного он уже достичь не может, это совершенно исключено. Поэтому у кого есть на кого-нибудь какая обида, бесполезно в храм ходить, бесполезно и свечи ставить, все бесполезно, все перечеркивается одной обидой. Потому что, когда человек обижается, он уже не христианин, он даже не имеет права «Отче наш» читать, так как там сказано: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», — то есть, Господи, прости мне мои грехи так, как я прощаю другим. А если ты хоть что-то не прощаешь, значит, и тебе Господь не прощает.
А раз тебе Господь не прощает, значит, ты не можешь быть в Царствии Небесном. Оно только для кающихся грешников, которые грехи исправили, грехи им прощены, очищены.
В то время в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех Святителей прошедших свой земной путь примерно в одно время: Василия Великого - архиепископа Кесарии ученого, основателя монашеских обителей, помощника страждущих, Иоанна Златоуста, устроителя благолепного Богослужения, автора Литургии Иоанна Златоустого, и Григория Богослова. Святителя жили в IV-V веках на стыке двух культур языческой и христианской, античной и византийской. Тогда в смуте и борениях перерождался старый мир. Сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя.
Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей. Пышным цветом процветали и восточные мистические культы орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, и тут же чистая умозрительная неоплатоническая философия, а рядом с ней религия гедонизма - плотского наслаждения.
Сохранились стихи, написанные Григорием Богословом.
А слова, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, верующие и сегодня произносят во время утреннего и вечернего правила. Установление празднования трем великим святым разрешило долгий спор о том, кому из них следует отдавать предпочтение. Елена Цыганова.
Как церковный писатель, святитель Григорий был даже более плодовит, чем Василий Великий, так как был наделён Богом ещё и поэтическим даром. Он оставил нам более полутысячи стихотворений христианской тематики, а его богословские и нравственные сочинения были зафиксированы в форме речей и писем. Их известно около трёхсот. Святитель Василий Великий не дожил трёх лет до Второго Вселенского собора, на котором окончательно были побеждены ереси, направленные против божества Господа Иисуса Христа и Духа Святого.
А вот голос Константинопольского архиепископа Григория на этом соборе стал одним из самых весомых. Считая его наиболее совершенным, к богословском наследию святителя позднее обращались многие великие церковные иерархи Востока и Запада. Он был моложе их на двадцать лет и своими трудами продолжил их наследие. Иоанн также происходил из состоятельной христианской семьи, был воспитан матерью в глубоком почтении к Богу и получил лучшее по тому времени христианское и античное образование. Его учителем был знаменитый оратор Ливаний.
В юности Иоанн мечтал о монашестве. После смерти матери он на два года ушёл отшельничать в горы, но из-за крайней слабости здоровья был вынужден вернуться жить в родную Антиохию. Здесь учёный муж быстро стал диаконом, а затем пресвитером. Он посещал больных, кормил малоимущих и неустанно проповедовал Слово Божие. Проповеди святого сделали его столь известным по всей империи, что однажды его просто выкрали из города по поручению императора и рукоположили в Константинопольского архиепископа.
Трехсвятие. Что можно и что нельзя делать 12 февраля 2024 года
Богородичен: Безсмертное естество смертное претече во святыню, и Дева Отроковица безплотныя Ангелы превзыде, яко Бога рождшая, Царя Ангельскаго, на Негоже зрети онем невозможно. Песнь 6 Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего. Троицу единственную богословити научихомся, Единицу Троичную пети прияхом, покланятися навыкохом от отцев Единому Естеству Триипостасному. Слово бе в начале, ко Отцу Собезначальное, и Дух Божий Бог бе Пребезначальный, просто, единосущно, соестественно Божество, яко Божественнии глаголют проповедницы. Совокупляю, и разделяю, яже совокупление разделяемая, Едино Нераздельно помышляю и Три мню: учители приемлю три Богоносныя, тако увещевающия мя веровати. Богородичен: Безматерний прежде плоти, безотчий же по воплощении, Сын Отчий и Матерний, иже сия нарицаяй паче ума обоя: Богу бо подобают чудес преславная. Кондак, глас 2 Священныя и Боговещанныя проповедники, верх учителей, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, прославляяй святыя Твоя. Икос Кто доволен своя устне разверсти и подвигнути язык к дышущим огнем силою Слова и Духа? Обаче толико рещи дерзну: яко все преидоша человеческое естество сии трие многими и великими дарованьми, деянием же и видением, по обоему светлы превозшедше.
Темже зело великих даров тыя сподобил еси, яко верныя Твоя служители, Едине, прославляяй святыя Твоя. Песнь 7 Ирмос: Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи, радованною ногою, яко во цветнице, ликующе, пояху: благословен еси, Боже отец наших. Молчащии и зовущии, видимии же и слышимии, добродетели и мудрости, Богоглаголивии, столпы быша, делом и словом вопити повелевающе: благословен Бог отец наших. Божия гласы, свыше возгремевшия нам пречудно, молнии же лучи, иже ваша вещания приемлюще, всемудрии, купно убо поем с вами: благословен Бог отец наших. Испущени будут гради от каменопращных языков, сокрушающии гнилая учений, аще кто посреде дерзнет суесловников, правая не вещая: благословен Бог отец наших. Богородичен: В Тя, Дево, вселися и по рождестве Деву остави Иже устрояяй стихии и претворяяй естества, якоже хощет, Богородительнице Марие. К Немуже вопием с Тобою, Всенепорочная: благословен Бог отец наших. Песнь 8 Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены, сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Яже Бог соедини в единочестнем единении, похвалитель да не разлучает человек, но равны непщуя в техже дарованиих, равных и пений песнопояй да сподобит: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки. Сильнии и непоборимии Божества споборницы и истины нелживии споспешницы, глубины Духа добре испытавше, Боголепная о Бозе разумения оттуду составляют и учат пети: людие, превозносите Христа во вся веки. С Небесе убо величайшая два светила просвещают по преемству друг друга подсолнечную; от земли же светлее всю вселенную озаряют три по томужде превеликая светила, светяще с друг другом и поюще купно: людие, превозносите Христа во веки. Богородичен: Нас ради воплощение и страсти честныя, нас ради Бог с мертвыми бысть, смерти убо невкусен, яко страстей свободен, к плоти же смертней общением глаголемый, и страсти причастися, и смерти, с неюже превозносим Христа во веки. Песнь 9 Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают. Возвысися Троичная добродетель и всяческая славы исполни, иную лучу нам возсиявши трисветлу, яко свое осияние, Небесныя тайноводители, имиже на Божественное оныя видение, благочествующе, наставляемся. Не есть вторство в триех сих, старейшинства бо кийждо их носит, первый не сый, и единочестныя превышшая: присвояют же паче друг друга победу прерадостно, не вмещается бо зде зависти дерзость, растлевающия единомыслие.
Отцев благочестие, своя первородныя сыны показавшее, чада возраждает свету присная и непорочная теми, совершаемая Духом, жизнь глаголавшим в них, и цел соблюдати испрошает до конца мир, егоже от них наследствова.
Молитва 2;я святителю Василию Великому О, вели;кий и пресвяты;й святи;телю о;тче Васи;лие, пресла;вный вселе;нския Це;ркве учи;телю, сла;вы Пресвяты;я Тро;ицы всеусе;рдный побо;рниче, Ма;тере Бо;жия и Ея; пренепоро;чнаго де;вства предызбра;нный испове;дниче, пресве;тлый чистоты;, смире;ния и терпе;ния о;бразе. Се аз многогре;шный и недосто;йный на высоту; небе;сную взира;ти, смире;нно молю; тя, о прему;дрый Це;ркве Христо;вы учи;телю, научи; мя та;ко богобоя;зненно житие; свое; проводи;ти, да никогда; же на путь, Бо;жиим повеле;нием проти;вен, уклоню;ся или совраще;н бу;ду.
Соблюди; и изба;ви мя твои;м многомо;щным предста;тельством от собла;знов ми;ра и ко;зней диа;вольских, я;коже изба;вил еси; от них ю;ношу, от Сладча;йшаго Спаси;теля на;шего отступи;вша и во власть сатаны; впа;дша. Да;руй мне си;лу душе;вную усе;рдным бы;ти подража;телем доброде;телей твои;х высо;ких: соде;лай мя в ве;ре пра;вей тве;рда и непоколеби;ма, укрепи; мя малоду;шнаго в терпе;нии и упова;нии на Го;спода, возгре;й в се;рдце мое;м и;стинную Христо;ву любо;вь, да небе;сных благ па;че всех жела;ю и и;ми услажда;юся. Испроси; мне у Го;спода и;скреннее о гресе;х сокруше;ние, да про;чее вре;мя живота; моего; в ми;ре, покая;нии и исполне;нии за;поведей Христо;вых провожда;ти бу;ду.
Егда; же час моего; сконча;ния прибли;зится, ты, о преблаги;й о;тче, с Преблагослове;нною Де;вою Мари;ею, тогда; ускори; на по;мощь, защити; мя от зло;бных наве;тов вра;жиих, и сподо;би мя насле;дника бы;ти ра;йских селе;ний, да ку;пно с тобо;ю и со все;ми святы;ми непристу;пнаго Бо;жия вели;чества Престо;лу предста;ну и Живонача;льную, Единосу;щную же и Неразде;льную Тро;ицу прославля;ю и воспева;ю, при;сно и в безконе;чныя ве;ки. Молитва 3;я святителю Василию Великому О, вели;кий и пресла;вный святи;телю Христо;в, всея; вселе;нския Це;ркве учи;телю богому;дрый, правосла;вия тве;рдый испове;дниче и побо;рниче, всеблаже;нне о;тче Васи;лие! При;зри от высо;т небе;сных на нас, смире;нно к тебе; припа;дающих, и умоли; Го;спода Вседержи;теля, Его;же ве;рный на земли; служи;тель был еси;, да да;рует нам ве;ры пра;выя тве;рдое и неизме;нное сохране;ние, Це;ркви святе;й послуша;ние, жития; на;шего исправле;ние, и во всех ну;ждах, ско;рбех и искуше;ниих ско;рое поможе;ние, терпе;ние же и укрепле;ние.
Пода;ждь нам твое; свято;е благослове;ние, да о;ным осеня;емии, сие; но;вое ле;то и во вся дни богоуго;дно в ми;ре и покая;нии поживе;м и во Ца;рствии Небе;снем сподо;бимся ку;пно с тобо;ю и со все;ми святы;ми Живонача;льную Тро;ицу воспева;ти и сла;вити, Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, во ве;ки веко;в. Молитва 4;я святителю Василию Великому О, вели;кий и пресвяты;й святи;телю, о;тче Васи;лие! При;зри от высо;т небе;сных на нас, раб Бо;жиих имена , и умоли; Го;спода, Его;же ве;рный на земли; служи;тель был еси;, да да;рует нам ве;ры пра;выя тве;рдое и неизме;нное сохране;ние, Це;ркви Святе;й послуша;ние, жития; на;шего исправле;ние и во всех ну;ждах, скорбе;х и искуше;ниях ско;рое поможе;ние, терпе;ние же и укрепле;ние.
Пода;ждь нам твое свято;е благослове;ние, да о;ным осеня;емии во вся дни богоуго;дно в ми;ре и покая;нии поживе;м и во Ца;рствии Небе;снем сподо;бимся ку;пно с тобо;ю и со все;ми святы;ми Живонача;льную Тро;ицу, Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, воспева;ти и сла;вити во ве;ки веко;в. Перевод: Пастырская свирель богословия твоего победила трубы риторов, ибо, как взыскавшему глубин Духа, и красота слова была дарована тебе. Но ходатайствуй пред Христом Богом, отче Григорий, о спасении душ наших.
Перевод: Богословским языком твоим сплетения риторов расторгнув, славный, Православия одеждой, свыше сотканной, ты Церковь облек, и, нося ее, Она взывает с нами, твоими чадами: «Радуйся, отче, богословия ум высочайший».
Споры были оскорбительны для памяти святых. И вот, они являются епископу Евхаитскому Иоанну, сначала порознь, а потом и все вместе и заявляют единодушно: «Мы — едино у Бога, нет среди нас ни первого, ни второго, если называть одного из нас, то за ним последуют другие... Просим тебя прекрати спор и соедини в один день память о нас... Иоанн поспешил сообщить царедворцам о виденном и установил праздник в честь памяти трех святителей 30 января.
Жили они, в 4 веке, были современниками и знали друг друга. Трем Святителям в непростое время пришлось проповедовать религию высокой нравственности и аскезы, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями 4 века, толковать Священное Писание и произносить пламенные речи. Их труды на благо Церкви многочисленны и познавательны. Актуальны они и сегодня, давая благодатную пищу для размышления христианам всего мира. Читая труды этих отцов Церкви, толкования Священного Писания, верующие открывают в них многое, как в православном богословии, так и в богослужении.
Войти на сайт
Во имя Святого ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО! Подписаться. Святой Василий Великий (умер в 379 г.) и Святой Григорий Богослов (умер в 390 г.) — принадлежали к созвездию отцов Каппадокии, оставивших бесценное письменное наследие христианской цивилизации. Хотя святитель Иоанн Златоуст был родом из Антиохии и не входил в число Великих каппадокийцев, однако этот величайший святой вспоминается в один день вместе со святыми Василием Великим и Григорием Богословом.
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Восхищенный ими, он спросил: «Как вас зовут? Одна ответила: «Я — целомудрие», другая сказала: «Я — чистота». И сказали: «Если ты сохранишь чистоту и целомудрие, мы тебя сможем с помощью Божией вознести на такую духовную высоту, которую очень трудно достичь вне чистоты и вне целомудрия». Этот сон произвел на Григория Богослова такое потрясающее впечатление, что с тех пор он забыл о существовании женского пола и посвятил себя девственной жизни. Святитель Иоанн Златоуст, обучавшийся в школе риторов, в философской школе, в богословской школе, знал дорогу только от того места, где жил, до места, где обучался. В воскресные дни он спешил в церковь, был постоянно погружен в науки, в изучение философии, языков и так далее.
Так и Василий Великий. Григорий Богослов, когда Василий Великий умер, посвятил ему замечательное слово, где сравнивал Василия Великого с кораблем, перегруженным разными знаниями: Василий Великий знал и математику, и врачевство, и философию, и риторику, и богословие... Некоторые псевдодуховные люди говорят: «Зачем образование? Оно не нужно, нужно только молиться, читать Священное Писание и труды святых отцов». Наверное, они в чем-то правы, и такой путь в Церкви существует: Церковь — универсальна, лишь бы ты познал Бога, лишь бы просветился светом Его любви и светом истины.
Мы же помним старцев, которые скрывались на острове и знали только одну молитву, сочиненную ими: «Трое Вас и трое нас. Господи, помилуй нас» — есть и такой путь. Но в то историческое время, когда Православную Церковь потрясали разные ереси, три святителя, эти высокообразованные люди, превзошедшие многих философов и богословов, благодаря своему широкому и глубокому образованию могли утвердить Православие там, где они жили. Василий Великий и Григорий Богослов, как я сказал, были друзьями. Святитель Иоанн Златоуст жил, можно сказать, в то же время, но чуть позже.
Василия Великого и Иоанна Златоуста объединяет то, что они были составителями Божественной литургии, литургистами. Это были люди невероятного мужества. Император Валент находился в арианской ереси и хотел утвердить еретиков. Препятствием в этом утверждении был Василий Великий. Он прислал к Василию Великому своего легата, близкого чиновника, чтобы тот устрашил его, а Василий Великий сказал: «Чем ты меня можешь устрашить?
Я всегда готов к смерти. Я настолько немощен, что один удар приведет меня к смерти. Ссылка куда-либо меня не смутит — везде Господня земля и исполнение ее». И чиновник высокого ранга был восхищен таким мужественным ответом Василия Великого. Чем заканчивает жизнь Иоанн Златоуст?
Ссылкой: он обличает утехи царского двора и многих высокопоставленных лиц, за что его ссылают. С него даже пытаются снять сан, но народ отстаивает его. Поняли, что это ошибка, но в конечном итоге его высылают. Святитель Иоанн Златоуст в ничто вменяет этот мир. Будучи физически слабым человеком, в Команах он предает свою жизнь Господу.
До сих пор в Сухуми сохраняется первое место его погребения, гробница. Григорий Богослов тоже был человеком слабого здоровья, но здорового ума, с обширными знаниями высочайшего богословия. Он был гоним, его не признавали — как патриарха Константинопольского его многие не приняли. Он свободно расстается с патриаршей кафедрой и умоляет царя Феодосия, чтобы тот отпустил его в глушь, в деревню, удаляется от этого мира и посвящает остатки своих лет молитве, не переставая трудиться над богословскими трудами. Всех их объединяют целомудрие и чистота, великие познания в области многих человеческих наук, монашеская аскеза.
Они накладывали на себя дополнительные подвиги: спали на голой земле и так далее. Их объединяла такая любовь ко Христу, о которой говорил апостол Павел: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
Клейма, в которых расположены фигуры святителей, не имеют четких делений, они вписаны в изображение горки таким образом, что объединяются в единую композицию: слева наверху — Василий Великий, внизу — Григорий Богослов, справа — Иоанн Златоуст о них подробнее см. К Вселенским учителям подходят люди, стремящиеся к духовному просвещению, жаждущие приобщиться к Премудрости Божией; некоторые из них держат чаши, у других — в руках развернутые свитки. Извилистая линия между лещадками горок — благодатная река христианского учения. Центральное место в данной иконе занимает горка, являющаяся символом «горнего» мира и духовного восхождения. Автор намеренно усилил звучание этой символики, увеличив размер горы.
Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма - плотского наслаждения без границ — каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.
Все три святителя были блестяще образованы. Василий Великий и Григорий Богослов, освоив все знания, доступные в их родных городах, завершали образование в Афинах, центре классического просвещения. Здесь святые друзья знали две дороги: одна вела в храм Божий, другая - в училище. Эта дружба продолжалась всю жизнь. Иоанн Златоуст учился у лучшего ритора эпохи Ливания; богословие он изучал у Диодора, впоследствии знаменитого епископа тарсийского, и епископа Мелетия. Ко всем троим приложимы слова из жития св. Василия: он изучил каждую науку до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Жизнь и творения трех святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия с христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Святители не отрицали светской культуры, а призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» Василий Великий. К юношам.
О том, как пользоваться языческими сочинениями. Из университета - в пустыню Василий, возвратившись в Кесарию, некоторое время преподавал риторику, но вскоре вступил на путь аскетической жизни. Он предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий собрал вокруг себя иноков в общежитие и своими письмами привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили в строгом воздержании, тяжело трудясь и усердно изучая Священное Писание по руководствам древнейших толкователей. Василий Великий по просьбе монахов составил в это время сборник поучений об иноческой жизни. Иоанн Златоуст после Крещения стал предаваться аскетическим подвигам сначала дома, а потом в пустыне. После смерти матери он принял иночество, которое называл «истинной философией». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.
Из Софийского собора. Псков, середина XVI в. XIX в. Монастырь был основан в 1425 году преподобным Ефросином Псковским в миру Елеазар; 1386-1481 гг. Спасо-Елеазаров монастырь В честь трех вселенских святителей освящен храм в Кулишках в Москве. В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью во имя святого равноапостольного князя Владимира. Неподалеку были разбиты княжеские сады, а рядом с ними расположены конюшни. На конном дворе была сооружена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. По соседству был пристроен домовый митрополичий храм во имя трех святителей вселенских.
В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. В 1674 году был построен каменный трехсвятительский храм.
К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника
Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, возникла в обществе христианском распря о том, кто из них выше по достоинству и ближе к Богу. Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, глас 4. Сторонники Василия Великого выделяли его первым, поскольку он лучше всех смог объяснить тайну Божественной природы; сторонники Григория Богослова были за великолепное изложение им Божественного учения, чистоту языка и особое созерцание Божественности.
Войти на сайт
Ко дню памяти Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоутого предлагаем читателям цитаты святителей о том, что поможет не сбиться с дороги по пути к Богу. Собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста празднует Православная Церковь 12 февраля. Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения, был установлен в самом конце XI века. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Жизнь этих трех людей, их труды — это не просто история того, что было когда-то очень давно.
12 февраля — день памяти трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло. Святитель Василий Великий. Доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение. Святитель Григорий Богослов. Много путей многобедственной жизни и на каждом встречаются свои скорби.
К ним присоединился и Григорий Богослов. В это время стало распространяться лжеучение Ария о том, что Сын Божий — не Бог, а Божие творение, не единосущное и не подобное Богу. Тогда для защиты православия Василий Великий оставил пустыню. Он стал неустанно бороться с ересью, не жалея сил и здоровья. В 370 году Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Святитель на свои личные средства создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, основал два монастыря — мужской и женский.
Тогда же он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также написал книги против ариан. Вся короткая земная жизнь Василия Великого была подвигом. В 49 лет он преставился ко Господу, и его сразу же начали почитать как святого. Святитель Григорий Богослов Григорий Богослов родился в 326 году. Мать Григория, Нонна, еще до его рождения, обещала посвятить сына Богу. Он получил прекрасное образование в Кесарии Палестинской, в Александрии и Афинах, где изучал различные науки.
Как мы уже говорили, в Афинах завязалась крепкая дружба между Григорием Богословом и Василием Великим. Они поддерживали друг друга в стремлении к Богу, посещали только учебу и храм. Праздная мирская жизнь со зрелищами и пиршествами их не интересовала. После окончания обучения, святой Григорий некоторое время жил в обители Василия Великого. Но затем вынужден был вернуться на родину, чтобы помогать своим престарелым родителям. Отец Григория был уже в то время епископом города Назианза, так как он нуждался в помощнике, то рукоположил сына в пресвитеры.
Григорий с благоговением и всей ответственностью воспринял священническое служение и помогал своему отцу с паствой. После смерти родителей, Святитель Григорий возглавил управление Назианзской церковью. После того, как Византийским императором стал Феодосий, святого Григория вызвали в Константинополь для борьбы с арианами. На Втором Вселенском Соборе в 381 году Святителя Григория избрали архиепископом Константинопольским за его проникновенные проповеди, стойкую веру, великое благочестие и глубокое богословие. Святой Григорий боролся против арианской ереси и принимал участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. В своих сочинениях, проповедях, письмах, стихах он всегда стремился защитить чистоту православной веры.
Часть верующих особо чтила святителя Василия, другая — Григория Богослова, а третья — святителя Иоанна Златоуста. Дошло даже до того, что одни стали называть себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.
Иоанну, епископу Евхаитскому и объявили, что у Бога нет у них предпочтения друг перед другом. Нет между ними ни первого, ни второго, так как каждый из них писал учения для спасения людей Святым Духом. Святители повелели, чтобы христиане прекратили споры и совершали их память в один день. Высказывания святителей: Святитель Иоанн Златоуст. Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло. Святитель Василий Великий.
Икона «Три святых»: история и описание образа
Василия Великого и Иоанна Златоуста объединяет то, что они были составителями Божественной литургии, литургистами. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст жили в том время, когда христианство уже становилось государственной религией в Римской империи. Очень рано и Василий Великий, и Григорий Богослов, да и святитель Иоанн Златоуст принимают подвиг отшельничества, удаляясь в пустыню. 12.02.2023 Новости. Сегодня Церковь празднует память трёх великих святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Святители Василий Великий и Григорий Богослов были друзьями, причем не просто приятелями-знакомыми, а лучшими друзьями, о которых говорят «не разлей вода».