Маргарита Терехова — советская и российская актриса, режиссер театра и кино, Народная артистка России, лауреат театральной премии имени Константина Станиславского. 25 августа 2022 года легенде советского кино одной из самых загадочных и красивых актрис Маргарите Тереховой исполнилось 80 лет. Фото: РИА Новости. Актриса Анна Терехова рассказала о прогрессирующей болезни именитой матери – Маргариты Тереховой. советская и российская актриса, режиссер.
Болезнь и годы затворничества
- Маргарита Терехова – последние новости на сегодня –
- Как сейчас выглядит Маргарита Терехова, которая не встает с кровати и никого не узнает
- Звезда советского кино
- Театр платит зарплату, а дочь нанимает сиделок: как сейчас живет Миледи из «Мушкетеров»?
Маргарита Борисовна Терехова
Воскресенье 28 апреля Как сейчас выглядит Маргарита Терехова, которая не встает с кровати и никого не узнает Звезда, страдающая от страшной болезни, прикована к постели. Родственники скрывают, как сейчас выглядит актриса. Актриса исполнила роль Миледи Винтер, одной из главных антагонисток киноленты. Годы не пожалели рыжеволосую красавицу: Терехова сейчас прикована к постели и не узнает никого. Маргарита Терехова родилась в Свердловской области, но свои юношеские годы провела в Узбекистане. После окончания школы она некоторое время проучилась на физико-математическом факультете в Ташкентском университете.
Ей повезло попасть на курс Юрия Завадского, который набирал один раз в 11-12 лет. Здесь Маргарита показала себя во всей красе. Жизнерадостность била из неё ключом. Следующие три года пролетели незаметно. Маргарита буквально жила в театре, постигая актерское мастерство, стоя на одной сцене с признанными мастерами, включая Любовь Орлову, Фаину Раневскую.
Таков был метод Завадского — он категорически отрицал разделение актеров на «новичков» и «мэтров». Будучи студенткой, она уже играла главную роль в театре, в пьесе "Цезарь и Клеопатра". Школу-студию Маргарита Терехова окончила в 1964 году и стала актрисой театра имени Моссовета, в котором проработала до 1983 года, а затем вернулась в 1987. В этом театре актрисой было сыграно множество ролей. Первой ролью в кино для актрисы стала работа в фильме Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я! Дебют прошел удачно. Кинодебют Тереховой, исполнившей роль девушки Татьяны, олицетворявшей дерзкое, решительное послевоенное поколение. Пронзительная драма с Роланом Быковым, Натальей Фатеевой и Арменом Джигарханяном завоевала любовь зрителей и была номинирована на «Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Плёнка её полюбила, и зрители признали звездой. После этого она сыграла в фильме Павла Любимова «Бегущая по волнам», в котором исполнила сразу 2 роли.
На нем она встретила свою большую любовь в лице болгарского актера Саввы Хашимова. У обоих было чувство, что они созданы друг для друга. К тому времени ее первый студенческий брак с Вячеславом Бутенко распался. Они прожили два счастливых года вместе и расстались из-за обоюдной занятости и нежелание Маргариты переезжать в Болгарию. Очень жаль, по воспоминаниям её единственной подруги Натальи Веровой "это был счастливый брак". Их дочь Анна, которая родилась в 1967 году, очень похожа на свою звездную маму и пошла по стопам родителей, тоже стала актрисой. Ей творческая жизнь в театре тоже складывалась удачно.
Говорят, от былой красоты Миледи уже не осталось и следа. Пожилая женщина не узнает близких. Судьба жестока. Судьба такой необыкновенной, совершенно волшебной красавицы, как Маргарита Терехова, кажется жестокой вдвойне, потому что время уносит всё. Скриншот фильма. В своё время актриса Маргарита Терехова по праву считалась одной из самых привлекательных женщин страны. Она стала настоящим символом своей эпохи, женщиной, которой увлекались, актрисой, на которую равнялись. В СССР в моде были чуть уставшие женщины с умными глазами, в которых видна была тонкая, глубокая, ранимая душа. Терехова идеально соответствовала времени. Маргарита Терехова. Ей не нужно было притворяться, что-то изображать. Самодостаточная, глубокая, умная. Она - притягивала, завораживала, но не пускала до конца в свою тайну. Папа ещё пожалеет Родилась будущая звезда советского кино в актёрской семье в Свердловской области в 1942 году. Её мать была ведущей актрисой драмтеатра. Отец - актёр и режиссёр. Красавец мужчина, любимец женщин. Вскоре после рождения дочери отца забрали на войну, и в семью он больше не вернулся... Как иногда бывает, на фронте встретил другую. Кадр из фильма "Зеркало". Для маленькой девочки это был удар. Окончив школу с золотой медалью, она поступила на физмат Ташкентского государственного университета. После войны мама, спасая дочку от холода и голода, переехала к сестре в "хлебный город". Но спустя год студентка бросила вуз и уехала в Москву - поступать в театральный. Две роли - два брака Рита подала документы в студию при театре им.
С мужчинами расходилась легко, и фактически была одинока. Уверенная в себе и не обремененная бытом. Сейчас же ее уже не узнать. Яркая и харизматичная артистка изменилась внешне. Житинкин говорит, что дочь может повторить судьбу матери. Родилась Терехова в 1942 году в Свердловской области. Была очень болезненной в детстве, в связи с чем мама решилась на переезд в Ташкент, где дочка стала поправляться. Маргарита с раннего детства была уверена, что будет актрисой. Вся ее жизнь и творческий путь были посвящены театру и кино. Первая большая популярность к ней пришла после роли в фильме «Белорусский вокзал», после которой ее стали активно приглашать на роли в кино.
Куда пропала Маргарита Терехова и как сейчас живет знаменитая Миледи
Но, кроме этого конечно было трепетное уважение друг к другу, как без него. Позже он напишет: «Как хорошо, что я влюбился в Риту в конце фильма. Иначе картины просто не было бы…». Множество премий и статус одной из лучших картин всех времен тому доказательство. Художественная постановка кадров фильма говорит о многом. Этот фильм один из тех, кому не требуется большой сценарий. Можно просто смотреть на такую красивую и такую простую Маргариту Борисовну в окружении природы, тонуть в её глазах, роскошных волосах, "талантливых родинках" на шее, этом образе боттичеллиевской Мадонны и этого эстетического наслаждения уже достаточно. Фирменная улыбка, подкусывая губу.
После этого фильма все поняли, что Терехова не просто умная и красивая женщина, но и очень многогранная личность со сложным характером. Роль получается, когда ты пропускаешь, грубо говоря ее через себя. Она считает, что "чем больше актёр, тем больше ребенок, а иначе перед зрителем душа его не раскроется". Сложная профессия... Кадр из фильма "Зеркало", 1974. В 1977 году она познакомилась с Сайфиддином Тураевым, с которым рассталась, после того как узнала о его браке и поняла, что все это несерьезно. Сын Александр, который родился в 1981 году и узнал правду о своем отце, только спустя много лет.
Он тоже выбрал творческую профессию, закончив режиссерский факультет ВГИКа. С детьми Анной и Александром. Её актерское мастерство, природную красоту и внешнее благородство в средневековых декорациях обрамили, как бриллиант высшей пробы. Она была в них кроме выше перечисленного очень умной, смелой, свободной, одним словом головокружительной звездой. Есть версия, что кто-то уже написал судьбу людей и тот состоялся в жизни, кто сумел её предугадать. То что, встретились на съемках романа А. Дюма Маргарита Терехова и бывший мальчишка с её детского двора в Ташкенте уверенно совпадает с божьим сценарием.
Эти мальчишкой был режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, которые в детстве не смел и претендовать на взаимность самой яркой девочки, с точёной фигуркой. И ещё он с детства бредил этим романом А. Его экранизацию отличала легкая ирония и пародийность. И Миледи там не мягкая кошечка и милота, а супер-агент в юбке, вечно ускользающая из рук демоница.
Через некоторое время после этого Терехова перестала появляться на публике, а дети начали заботиться о звездной маме, состояние здоровья которой все заметнее ухудшалось. Актрисе необходим постоянный уход, так как из-за прогрессирующей болезни Терехова не встает с постели. В эфире шоу «Звезды сошлись» на НТВ сын артистки Александр сообщил печальное известие — Терехова перенесла коронавирус. Мы не решились никуда маму везти.
К счастью, все обошлось, все хорошо, — отметил Александр.
Молодой человек тогда ради любимой даже бросил учебу в институте геодезии и подался в актеры, только чтобы быть рядом с ней. У них был очень бурный роман, а вскоре они поженились. Пара была вместе всего три года, а дипломный спектакль, в котором они играли влюбленных, стал для них роковым. После премьеры постановки Маргарита Борисовна рассталась с мужем, заявив, что любовь просто прошла. Многие знакомые называют этот брак пробным.
Им оказался режиссер Алексей Габрилович, сын известного драматурга Евгения Габриловича. Вся семья режиссера ее обожала и считала, что она скоро станет супругой Алексея. Казалось, что в этот раз Маргарита Борисовна нашла свое женское счастье, но оно было совсем не долгим. Не пропустите Николай Рыбников и Алла Ларионова: история любви красивой пары советского кино Однажды Габрилович поднял на нее руку, и актриса посреди ночи убежала из дома к подруге. Он желал ее вернуть, но Терехова была неприступна и отказывалась прощать своего обидчика. Позже в одном из фильмов ее героиня говорила, что она неисправимая идеалистка, которая верит, что найдет человека, необходимого ей.
Главную роль в картине исполнял болгарский актер Сава Хашимов, который сразу влюбился в очаровательную партнершу. Мужчина оставил семью, позвал Терехову замуж и переехал вместе с ней в Москву. И уже понял, что в Болгарии лучше. Но это ничего страшного, у нас не было проблем. А то, что Анечка родилась, — это замечательно», — говорила актриса. В Москве у Савы не было выгодных предложений: пока его жена снималась в главных ролях, ему приходилось довольствоваться лишь второстепенными.
Зато на родине он был настоящей звездой, поэтому вскоре принял решение вернуться в Болгарию.
Маргарита Терехова После ее окончания в 1964 году Трехова стала актрисой Театра имени Моссовета, на сцене которого проработала много лет, сыграв немало ролей, среди которых Клеопатра в спектакле «Цезарь и Клеопатра» по пьесе Дж. Шоу 1964 , Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г. Белля 1968 , Соня в спектакле «Преступление и наказание» по роману Ф. Достоевского 1971 , Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л. Зорина 1977. В самом начале театральной биографии начинающая актриса уже играла центральных персонажей в нескольких постановках.
Прошло много лет, и в 1987-м именно в этом театре Терехова дебютировала как режиссер и одновременно исполнила роль главного персонажа. Карьера в кино В 1965 году состоялся дебют Тереховой в кино — роль Тани в картине «Здравствуй, это я! Маргарита Терехова в фильме "Здравствуй, это я! После того, как фильм попал в прокат, актриса стала очень популярной. После этого фильма все поняли, что Терехова не просто умная и красивая женщина, но и очень многогранная личность со сложным характером. При этом Максим Дунаевский, написавший всю музыку к этому фильму, остался недоволен ее вокалом.
Значение имени Маргарита
- Стало известно, как сейчас живет актриса Маргарита Терехова | | Дзен
- Куда пропала Маргарита Терехова и как сейчас живет знаменитая Миледи
- На экзаменах умудрилась «встряхнуть» саму Веру Марецкую
- Пенелопа Крус отмечает 50-летие: вспонинаем интересные факты жизни актрисы в ее юбилей
Прикована к постели и молчит: что известно о состоянии больной Тереховой
Уже несколько лет самая популярная актриса 70-х прошлого века Маргарита Терехова страдает от болезни Альцгеймера. Актриса Анна Терехова с мамой, Маргаритой Тереховой. Сын Маргариты Тереховой Александр Терехов с женой Татьяной Найник и дочерью Верочкой. Актриса Маргарита Терехова быстро угасает. Болезнь Альцгеймера поставила крест на ее карьере несколько лет назад.
Прикована к постели и молчит: что известно о состоянии больной Тереховой
Маргарита Терехова 42 года спустя: как сегодня живет звезда картины «Д`Артаньян и три мушкетера» | Маргарита Терехова с дочерью Анной в 2012 году. Маргарита Терехова сыграла Миледи из-за беременности любимой актрисы Никиты Михалкова. |
Маргарита Терехова перестала говорить и вставать: подробности состояния актрисы | Певица Татьяна Найник сообщила, что улучшения состояния здоровья тяжелобольной советской актрисы Маргариты Тереховой ждать не приходится. |
Невестка Маргариты Тереховой рассказала о самочувствии актрисы | Актриса Маргарита Терехова на съёмках фильма Здравствуй, это я! |
Театр платит зарплату, а дочь нанимает сиделок: как сейчас живет Миледи из «Мушкетеров»?
Новости о смерти актрисы. Маргарита Терехова – настоящая звезда советского кино и кумир сотен тысяч ценителей актерского искусства. Сын тяжелобольной актрисы Маргариты Тереховой рассказал о новом заболевании звездной мамы. Маргарита Терехова дебютировала на экране в 1965 году, тогда она появилась в картине «Здравствуй, это я!».
Маргарита Терехова перестала говорить и вставать: подробности состояния актрисы
Народная артистка России Маргарита Терехова давно не снимается в кино и не появляется на публике из-за болезни Альцгеймера. Маргарита Терехова была звездой «Трёх мушкетёров» и «Собаки на сене», но сейчас не снимается из-за болезни. Родные российской актрисы Маргариты Тереховой, запомнившейся зрителям по кинокартине «Д’Артаньян и три мушкетёра», обратились с просьбой о помощи тяжело больной народной артистки России.
Огромный талант и ранняя болезнь Маргариты Тереховой: "В 60 лет мы ее потеряли"
Родственники скрывают, как сейчас выглядит актриса. Актриса исполнила роль Миледи Винтер, одной из главных антагонисток киноленты. Годы не пожалели рыжеволосую красавицу: Терехова сейчас прикована к постели и не узнает никого. Маргарита Терехова родилась в Свердловской области, но свои юношеские годы провела в Узбекистане. После окончания школы она некоторое время проучилась на физико-математическом факультете в Ташкентском университете. Но ради своей заветной мечты Маргарита оставила вуз и переехала в Москву.
Вес репутации Тарковского Терехову не пугал: актриса спокойно спорила с Андреем и даже заставляла его в некоторых случаях переписывать сценарий, выбрасывая оттуда не понравившиеся ей сцены. После них женщину стали узнавать далеко за пределами Советского Союза. Поклонники часто замечали, будто в образ Миледи Терехова привнесла многие свои черты. А один из режиссеров, с которыми звезде довелось работать, отозвался о ней так: «Обыкновенная гениальная актриса»! Последний брак В третий раз Терехова вышла замуж в 1981 году, будучи уже знаменитостью. Избранник женщины был моложе ее на 16 лет, а сама красавица говорила о своей новой любви так: «Всё у нас было ненормально, нарушали любые законы и приличия».
В брак Маргарита вступила беременной, и долгие годы поклонники считали, будто сын Александр родился от третьего супруга. На самом деле отцом мальчика был таджикский политик, с которым у Тереховой случился тайный роман. Ребенка любовник актрисы так и не признал, поскольку был женат. Печальная старость С наступлением эпохи сериалов Терехова ушла с экранов и оказалась не у дел. Одиночество женщины было результатом ее собственного выбора: Маргарита отказывалась сближаться даже с собственными детьми, говоря, что в противном случае взрослыми они бы ее прокляли. Терехова пыталась снова уйти в работу, но срежиссированный ею фильм «Чайка» не получил никакой поддержки.
Вместе они проживут всего полтора года и расстанутся. Но Сашу Гера всегда будет считать своим родным сыном. Кадр из фильма "Белорусский вокзал". А сколько было мужчин-"однодневок", которые, подобно мотылькам, обжигали крылышки о пламя страсти харизматичной актрисы и...
Ещё больше было тех, кто, сражённый её красотой, клялся в любви и получал жёсткий отказ. Среди них - и весьма высокопоставленные лица. Говорят, всесильный глава Госкино Филипп Ермаш, забравшись ночью к ней в номер, получил по физиономии, после чего карьера Тереховой надолго застопорилась. Сначала Терехову перестали выпускать из страны, потом "зарубили" участие в советско-американском фильме.
Потом - "ушли" из театра. Положение было катастрофическим! Талант не разменяла После перестройки Терехова почти не появлялась на экранах. В те времена, чтобы выжить и не протянуть ноги, некоторые актёры пускались на эксперименты.
Например, Людмила Гурченко снялась в "СекСказке". Но Терехова участием в сомнительных проектах себя не замарала. Как итог - на съёмки в кино её приглашали всё реже. В 1996 году Терехова появилась в небольшой роли в сериале "Короли российского сыска" и исчезла с экранов.
Держала себя в форме, но вот беда, в поведении актрисы появились странности: постепенно стала не узнавать знакомых, забывала тексты. Сразу же пошла молва, что бывшая красавица всея СССР пристрастилась к алкоголю. Как гаснут звезды Как правило, "верной подругой" старости становится нищета. Не избежала сей печальной участи и блистательная актриса.
Выбывшая из театральной тусовки женщина вынуждена была довольствоваться мизерной пенсией. И если бы не дети, то пришлось бы ей стоять с протянутой рукой. Может, от этого Маргарита стала глушить свою тоску вином? Постепенно блистательная красавица опускалась всё ниже.
Спутанные волосы, какой-то мешковатый костюм, потухший взгляд, странная улыбка...
Обычно ходила пешком от дома до сада «Аквариум» у Театра им. Моссовета, читала таблички на домах и афиши. В 2013 году Маргариту Терехову пригласили в Кремль для вручения ордена Почета. Тогда она уже плохо понимала, куда и зачем ехать, вспоминает Анна. Вместе с Маргаритой поехала ее дочь и сиделка. Ждать пришлось долго — несколько раз актриса хотела встать и уехать, но ее уговорили остаться. Она пошла радостная, я рядом с ней, все хорошо. А там строгие правила — повернитесь в одну сторону, потом в другую, сделать фотографию. Наконец Владимир Путин прикалывает ей на пиджак этот орден, мама стоит и спрашивает его: «А поцеловать?
Жизнь сейчас В последние годы Маргарита Терехова уже не говорит и мало встает. Все свое время она проводит дома в окружении сиделки и близких. Я понимаю, что людям может быть просто больно смотреть на человека, которого они запомнили другим. Но если они звонят по праздникам, я всегда включаю ей по громкой связи», — объясняет дочь актрисы. Есть правила, которых семья актрисы придерживается до сих пор. Например, Маргарита Терехова не ест в постели: чтобы поесть, ей помогают сесть за стол.
Трагедия Маргариты Тереховой: 3 развода, вечное одиночество и неизлечимая болезнь
В 1990 году Терехова получила Гран-при фестиваля в Сан-Ремо за роль в картине «Только для сумасшедших». Данная лента была удостоена еще нескольких престижных наград. В 1996 году Маргарита Терехова была удостоена звания Народной артистки России. С того же года актриса прекратила сниматься.
Маргарита Терехова исполнила главную роль Ирины Аркадиной и выступила в роли сценариста и режиссера-постановщика. Главную роль в ленте исполнил также сын актрисы — Александр Терехов. После этого Маргарита Терехова планировала продолжить работу в кино.
Актриса обратилась с просьбой к подруге-сценаристке Марине Шептуновой написать сценарий о Ксении Блаженной, заточенный под Терехову в главной роли, но Шептунова наотрез отказалась. Поговаривают, этот отказ спровоцировал обострение в психическом здоровье актрисы: Маргарита очень сильно вжилась в роль Ксении Блаженной, что повлияло на адекватное восприятие реальности. В 2012-м актрису объявили лицом 10-го Московского кинофестиваля отечественного кино.
Памятную награду Терехова получила из рук Алексея Баталова. С будущим супругом , болгарским актером Саввой Хашимовым, Маргарита познакомилась на съемках «Бегущей по волнам». Савва состоял в браке, но ради Тереховой актер развелся с женой и переехал в Москву.
Супруги жили в общежитии. В семидесятом году Маргарита забеременела — Савва предложил узаконить отношения. В августе того же года в семье появилась на свет дочь Анна.
Брак актеров просуществовал 2 года, а потом супруги расстались. Причина разрыва банальна — он не смог жить в российской столице, а она не захотела уезжать в Болгарию. В 1977 году Маргарита Терехова была на съемках в Таджикистане.
Ее дочь рассказывала, что первые признаки болезни у матери стали проявляться более 10 лет назад. Тогда актриса начала забывать тексты ролей и путалась в именах людей. Прошло время, прежде чем мы смогли отвезти маму к врачу, так как она совсем не понимала, что с ней происходит.
Когда мы узнали точный диагноз, жизнь поменялась», — сообщала Анна в соцсетях. Для поддержания нормальной жизни Тереховой понадобились особые условия: помощь сиделки, пристальное внимание и прием медицинских препаратов. Я прошла долгий путь от неприятия, ужаса и отчаяния до осознания проблемы, терпения и борьбы с болезнью.
Главное, я поняла, что только любовь, доброта, ласка, забота и, как ни странно, радость общения могут помочь в нашей жизни. Сейчас я счастлива, что мама рядом, жива и радует нас, пусть крохотными, но прекрасными моментами узнавания, добрых глаз, улыбками, возможностью обнять и поцеловать», — отметила наследница актрисы. Она не говорит давно уже, поэтому сложно понять, узнает она или нет.
Я думаю, что она давно меня не узнает.
Отрицательное обаяние, присущее женским портретам Леонардо да Винчи, с одним из которых «Портрет Джиневры деи Бенчи» он сопоставил крупный план Тереховой в «Зеркале». Загадочность, непредсказуемость, двойственность… Об этих свойствах М. Тереховой говорил еще Ю. Завадский, ее учитель в школе-студии при Театре имени Моссовета. Он называл ее «черным ящичком с секретами, от которого не знаешь, чего ждать в следующую минуту». Их же критики находили уже в первой ее киногероине Тане из фильма Ф.
Довлатяна «Здравствуй, это я! Любимова , Тася «Монолог» И. Авербаха: по сути, два разных образа в одной героине , Фаина телефильм П. Фоменко «На всю оставшуюся жизнь» — тоже два разных образа в одной роли , Диана «Собака на сене» Я. Фрида — образ поистине и обаятельный, и отталкивающий, как и последовавшая вскорости Миледи из «народного» телефильма Г. Орлова — в последних двух работах героини Тереховой сами играют роли. Не говоря уже о работах в картинах, снятых режиссерами из круга Тарковского: В.
Ихо «Только для сумасшедших, или Сестра милосердия», где образ, воплощенный Тереховой, двойствен уже на уровне сценария. В театре же эти ее свойства использовали Р. Юрский «Тема с вариациями». Вообще почти каждая ее театральная героиня — от самой первой в спектакле «Два вечера в мае» и до последней в «Милом друге» А. Житинкина по роману Мопассана — либо изначально двойственны, либо переживают перелом и внезапно меняются, переходя в иное качество. Возможная причина этой двойственности в экзальтации, «трагической эмоциональности» актрисы по выражению Р. Виктюка , страстности ее натуры в сочетании с непосредственностью и ранимостью, которые давали повышенный градус реакции.
Здесь же, видимо, кроется исток и другого ее актерского свойства — чувственности, «эротического аристократизма» по определению театроведа Л. Об «эротизме» в советское время не писали. Обходились косвенными определениями: «женственность», «притягательность», «завораживающая магия»… Открыто заговорили позднее. Но проявлялись эти свойства уже в ранних ролях актрисы: на сцене — Клеопатры в пьесе Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра»; в кино — все той же Тани из фильма Ф. Довлатяна чего только стоит не раз цитированная сцена безудержного, раскованного танца, так поразившего героя Ролана Быкова! Рецензенты тех лет так формулировали актерскую тему Тереховой: «счастье жить», «бьющий горячий ток жизни».
Терехова, изначально воплощавшая образы светлые и светящиеся даже если героиня была «отрицательной» , примерно с середины 70-х добавляет в свою палитру трагические краски, с годами все более заметные. Но актриса, тяготеющая, по ее словам, к смешению жанров, никогда не писала свои образы исключительно трагическими красками как и исключительно комическими[2]. Просто и неуемная радость жизни, и трагические переживания — стороны одной медали, разные проявления чувственности и страстности натуры. Актерской темой Тереховой стала любовь: к мужчине, к ребенку, к слабому и нуждающемуся в защите… Тема Женщины, Матери, Любимой импонировала Тарковскому, ведь идея «социальной ориентации» женщины так претила ему, что его суждения по «женскому вопросу» подчас шокировали западных собеседниц. Тарковский угадал, насколько сильно в актрисе двуединое мать и возлюбленная женское начало, и оба эти проявления были им использованы сполна: материнское — в Матери и Наталье в «Зеркале» Наталья — не только мать Игната: ее отношение к бывшему мужу, Алексею, тоже скорее материнское ; чувственно-эротическое — в Гертруде и Офелии в «Гамлете»[3]. Традиционное прочтение великой пьесы исключало эротизм, но для Тарковского он был важен[4]. Если роль Офелии предназначалась Инне Чуриковой воплотившей ее блестяще , то в Гертруде режиссер видел только Терехову.
Он был готов отказаться от постановки, когда Марк Захаров потребовал от режиссера заменить Маргариту Борисовну актрисой Театра Ленинского комсомола. Тарковский вывел Терехову на тему, давшую выход глубинным свойствам ее темперамента, мало востребованным тогдашним нашим кино и театром, — тему Испании. Те, кто хоть раз посмотрел «Зеркало», помнят сцену с повзрослевшими «испанскими детьми», вывезенными в СССР в конце 1930-х. Вместе с М. Вскоре после съемок «Зеркала» он вернулся на родину и создал там Камерный театр имени А. Впоследствии Анхель помогал Маргарите Борисовне в работе над спектаклем по пьесе Ф. Гарсиа Лорки «Когда пройдет пять лет».
А тогда, в 1970-е, она увлеклась чувственной стихией испанской поэзии, песни и танца — прежде всего поэзией Лорки. Начался период «испанских» ролей — Диана де Бельфлор в «Собаке на сене» Я. Стайчева по пьесе Д. Димова 1978 о событиях гражданской войны в Испании; медсестра Исабель в фильме чилийского режиссера С. Аларкона «Санта Эсперанса» тема не напрямую испанская, но отсылающая к культурному наследию Испании в Латинской Америке. На творческих вечерах она выступает со стихами Лорки, включает в программу испанский фольклор, осваивает фламенко, изучает «глубокое пение» cante hondo. После вынужденного ухода из Театра имени Моссовета в 1983 году она вернулась туда в 1987-м, в восстановленную «Царскую охоту» Р.
Виктюка актриса создает «Балаганчик», коллектив музыкантов и драматических актеров. Значительную часть репертуара группы, объездившей весь Союз, составлял испанский фольклор, поэзия и пьеса Лорки «Когда пройдет пять лет». В спектакле, судя по сохранившимся записям из семейного архива актрисы, рецензиям и фотографиям, ощущалось влияние Тарковского — в частности, «Зеркала». Здесь было много музыки, пластики и стихов. Как и «Зеркало», спектакль Тереховой носил почти импровизационный характер: он все время менялся, перестраивался, не имея фиксированной структуры, что дало рецензентам повод упрекнуть это музыкально-пластическое действо в отсутствии целостности и внутренней органики. Завершался спектакль аллюзией на «Гамлета» Тарковского: Мертвый Мальчик его играл совсем юный в ту пору сын актрисы Александр выходил на сцену, «воскрешал» умершего Юношу-поэта и выводил его к зрителям на поклон, подобно тому, как Гамлет А. Солоницына воскрешал погибших героев шекспировской трагедии.
Говоря о Тереховой, невольно сбиваешься на Тарковского. Сближало их многое: узнаваемость творческого почерка, индивидуального настолько, что любая попытка воспроизвести их художественные приемы другими людьми обречена на провал, и яркого настолько, что либо безусловно нравится, либо вызывает столь же безусловное неприятие; тяготение к естественности и правде; склонность к мистике и мифотворчеству. Тарковскому импонировала легенда о происхождении его семьи якобы от дагестанских шамхалов, а Маргарита Терехова до сих пор любит повторять, что, по словам Льва Гумилева, сказанным ей в личной беседе, фамилия Терехова происходит от корня «тер-», означающего «белая кость» или «жизнь». Но это лишь гипотеза. На деле же Тарковские и Томашевичи Томашевич — девичья фамилия матери Маргариты Борисовны происходят из польских дворян, живших в России.
Переход был незаметный. Я обнаружил цикличность этого заболевания. Иногда она приглашала в театр, водила меня по пустому театру им.
Мы выходили на сцену, где горела дежурная лампочка, и Маргарита там кружилась. Она заходила в гримерку, хотя практически не играла, пока работала над «Чайкой». Ее тянуло туда. Она мне столько дала в понимании природы актерского мастерства! Никакой ВГИК, как бы я его ни любил, не мог дать такого. Я спрашивал, почему она не преподает. Терехова же владела техникой безупречно. Она была очень образованным человеком, но считала, что энергия идет не из головы, а снизу.
И если нет сексуальной энергии, то нельзя быть актером. Кто приходит поступать? Зачем я к ним приду? Позвонил Ане Тереховой, поделился своими мыслями. Она рассказала, что приходил к ее маме один известный режиссер, хотел записать интервью. А через полчаса вышел и сказал: «Аня, прости. Это невозможно. Твоя мама не держит нить повествования».
Но мы решили попробовать. Я приехал. Маргарита Борисовна меня тут же узнала. Но спроси ее, как меня зовут, она бы не ответила. Я взял с собой Колю Викторова. Он записывал звук. Она уже не помнила имен, но визуально узнавала, как будто мы вчера расстались. В течение трех дней мы сидели у нее в комнате и записывали.
Коля снимал еще и на видео. Маргарита Борисовна не давала нам уйти без того, чтобы не накормить. Мы гуляли, как в обычной жизни, понимая, что это не может продолжаться долго. Она физически быстро уставала. Когда ковид начался, решили не рисковать. Не дай бог заразить. Вы бы не узнали сейчас Маргариту Борисовну! Она сильно похудела.
Только в глазах есть что-то знакомое. Перед тем как началась предпоследняя стадия болезни, исчезло все, что в ней было категоричного, экспрессивного, тяжелого для многих людей, которые ее не любят или не знают. Сейчас более светлого человека трудно себе представить. Для меня общение с Тереховой — как комета. Ее время прошло, но осталось впечатление вихря, который тебя куда-то уносит. У нее был прекрасный фильм «Только для сумасшедших» эстонского режиссера Арво Ихо, где она как актриса в последний раз по-настоящему воплотилась. Ей сложно было после Тарковского угодить. Она обожала оператора Георгия Рерберга за «Зеркало», но упрекала за то, что говорил о ней не как об актрисе, а как о портрете, который сделал.
Ей казалось, что Рерберг ценил больше ее внешние данные. Но она понимала, что, если нет любви, не будет и образа. Для нее оператор иногда был важнее режиссера, ведь его глазами зрители видят лицо актрисы. Она это понимала, и правильно делала. Столько видела, через многое прошла. Сейчас болеет, и это беда. У меня о ней сохранились только светлые и восторженные воспоминания как об актрисе, режиссере и женщине. Ярчайшая звезда на небосклоне.
Очень профессиональная. Это человек, которому многое было дано. И слава богу, что она реализовалась, хотя окончательно реализованных актеров крайне мало. Их по пальцам можно пересчитать. Друг о друге все всё знают. Какие-то представления всегда есть. У меня к ней всегда был интерес. Оказалось, что и ей тоже было интересно то, что делаю я.
Когда появилась возможность поработать вместе на «Чайке», я был только за, тем более что сыграть предстояло такую роль! Это ее опыт.