Новости таймыр полуостров на карте мира

Полуостров Таймыр: как добраться, транспорт и расстояния. География Мыс Челюскина расположен на севере полуострова Таймыр (Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край, Россия) и омывается проливом Вилькицкого. Карта Таймырского Автономного Округа со спутника с районами, посёлками, улицами и. Карта Таймырского Автономного Округа карта России областей и. Таймыр – полуостров, на карте который можно найти за полярным кругом. Полуостров Таймыр — растения и животный мир.

Географическое положение

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. наземные дороги не связывают его с «материком». В 2022 году подробная карта Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края с поселками позволяет увидеть, где расположен на карте России Таймырский Долгано-Ненецкий район.

Таймыр (полуостров)

Географическое положение полуострова Таймыр на карте России. География Мыс Челюскина расположен на севере полуострова Таймыр (Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край, Россия) и омывается проливом Вилькицкого. Таймырский полуостров является не только самым крупным полуостровом в России, но и самой северной точкой Евразийского континента. Полуостров входит в состав Красноярского края, на полуострове расположен Таймырский Долгано-Ненецкий район, города Норильск и Дудинка. Прямые эфиры на которых видно как Полуостров Михайлова (Таймыр) выглядит сейчас (на текущий момент времени), а не далеко располагаются: Остров Колосовых, Острова Мона и Острова Скотт-Гансена. Таймыр полуостров: место в России, которое можно найти на карте мира.

Неизвестную ранее карту Таймыра нашли краеведы из Норильска

Ранее «Северный город» рассказывали, что на Северной Земле и в Эвенкии планируется построить атомные электростанции и как Новую Землю посетил Арктический плавучий университет. Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.

И услышали ответ: нганасан, что означает «мужчины». Так их с тех пор и называют. Сами же нганасаны зовут себя «ня», что по значению ближе всего соотносится с русским словом «товарищи». Известный этнограф Л. Доброва-Ядринцева в книге «Туземцы Туруханского края» 1925 писала о нганасанах: «Они горды, замкнуты, чужды всему, что приходит к ним извне и, дорожа своей свободой, не признают никаких внешних обстоятельств». Нганасаны считались лучшими в Арктике пешими охотниками на дикого оленя. Они не только не использовали оленьих нарт, но и не держали домашних оленей вообще. Стадо оленей выслеживалось, а затем загонялось в специально оборудованную засаду, где животных убивали копьями и стрелами.

Первенство нганасанских шаманов признавали якуты, эвенки, долгане, лесные энцы и другие соседние народы. Их шаманы часто просили у нганасан помощи, старались не вступать с ними в конфликты и очень боялись их рассердить. Жесткая конкуренция шла и между нганасанскими шаманами, битвы которых стали элементом эпоса: «огромные камни слетали с утесов и катились с грохотом в бездны, сверкали молнии и грохотали громы»… Считалось, что самые сильные нганасанские шаманы могли «съесть человека» — то есть наслать на него смерть с помощью духов-помощников; убить соперника, порезав его след ножом или проткнув острым предметом фигурку-койка; навести болезни и излечить недуги; найти воров и потерянные предметы; отыскать заблудившихся в тундре людей; предсказать будущее; взлетать над землей и творить другие чудеса. В XIX веке русские миссионеры сообщали, что их рассказы о чудесных полетах святых не производили на нганасан никакого впечатления, так как, по их словам, для шаманов это не составляло особого труда. Путешествуя в нашем мире, шаман мог легко обращаться в птицу или смерч. Верхний мир населяют добрые божества и духи, в общении с которыми человек выступает лишь просящей стороной. Средний мир — это наша земля. Каждое растение или животное, гора или озеро, любое явление природы несет в себе жизненное начало, представленное самостоятельным духом. Духи бывают добрыми нгоу и злыми баруси. Злые духи вредят человеку, защититься от них или повлиять на них можно, прибегнув к помощи шамана.

Нижний мир находится под землей. В нем обитают души умерших и множество злых духов, вылезающих через отверстия в земле, чтобы всячески человеку вредить. Шаманы могут спускаться в нижний мир, чтобы провести туда душу умершего либо отнять у злого духа душу тяжелобольного человека и вернуть ее в средний мир. Одновременно шаман передавал волю и желание духов в людской мир. Путешествуя в верхнем мире, шаман мог принимать образ духа-помощника: небесного оленя или птицы. В нижний мир шаман проникал чаще всего в образе медведя или росомахи. Положение шамана в обществе зависело напрямую от его силы. Большой шаман вызывал страх и уважение. Благодаря помощи духов он мог указать лучшее место и время для охоты или рыбалки, лечить животных и людей, предвидеть и предсказывать события. Общаясь с духами и путешествуя в верхнем и нижнем мирах, шаман впадал в состояние транса и совершал особый ритуал — камлание.

Необходимые атрибуты камлания — бубен, колотушка и шаманский костюм, главный дух-помощник шамана. Лишь облачившись в него, шаман мог общаться с духами и перемещаться в другие миры. Чем больше железных подвесок украшало костюм шамана, тем сильнее он считался. В дело шло все: монеты, воинские награды «Знак Почета», «За победу над Германией» , вилки, крючки, металлические цепи, навесные замки, шестеренки… Иногда вес такого костюма достигал 30 и более килограммов. Состарившийся шаман передавал свой костюм, корону, бубен и знания старшему сыну, при этом считалось, что шаманов избирают духи, которые когда-то сами были шаманами — предками избранника. Известно, что еще ребенком Тубяку утонул. Его отец Дюхаде, который был великим шаманом нганасан, нашел его и оживил. Был я тогда совсем маленький. Еле труп мой нашли. Отец меня оживил — отец был шаманом.

Тогда отец сказал, что этот ребенок будет моей сменой. Отец говорил: как я жил, так и ты живи. И я отцовский приказ исполнял. Шаманил и днями, и ночами. Шаманил везде, куда меня приглашали… Любого больного, если возьмусь, хоть больной, хоть роженица, никого не отпускал то есть излечивал. Так вот и жил, плохого к людям у меня ничего не было…» Однако все это не помешало советской власти посчитать Тубяку идеологическим врагом и вредителем и отправить его за пропаганду языческого культа «на перековку» в лагеря. Говорят, что донос на Тубяку написал из зависти другой шаман, и ему тоже дали срок, посчитав, что это будет справедливо. И хотя завещанное отцом дело он не бросил, больше его не трогали. Неожиданную мягкость властей Тубяку объяснял тем, что на зоне он смастерил хорошего духа-помощника — «койка-закон», через которого ему удавалось улаживать в нижнем мире все сложности в отношениях с вредными духами советской власти. Участковый даже не отнял у него бубен и колотушку, что в Советском Союзе со служителями культов происходило повсеместно.

Тубяку Костеркин прожил славную жизнь: лечил болезни, предсказывал погоду, находил в тундре заблудившихся людей, останавливал пургу. Рассказывают, как 80-е годы к Тубяку зашли полярники, совершавшие переход по советскому северу. Они застали старика смотрящим по телевизору старт космического корабля. С его помощью были записаны сотни песен и сказаний, которые впоследствии расшифровала и перевела на русский язык дочь Тубяку, фольклорист Надежда Костеркина. ДУХ КОСТЮМА В 1982 году, после смерти жены, которая обычно помогала ему в камлании, Тубяку решил, что духи оставили его, и согласился на уговоры сотрудников Дудинского музея передать им шаманский костюм, бубен и другие предметы. Однако оговорил для себя возможность приезжать в музей для общения с костюмом, что не раз делал в последующие годы, сидя на полу у теплой батареи. Шаманский костюм Тубяку Костеркина, переданный ему когда-то отцом — Дюхаде, по-прежнему хранится в Дудинском музее. Здесь к нему совершенно особое отношение: костюм уважают и без особой необходимости стараются не беспокоить. И таких случаев было зафиксировано уже несколько. Костюм действительно производит сильное и очень неоднозначное впечатление.

Стоит он в затемненном павильоне, словно надетый на невидимку, прикованный цепью к стене чтобы не убежал? И если найти определенное положение, действительно ощущаешь волны энергии, словно крупный тремор пробегающие по телу. Говорят, Леня Костеркин, сын Тубяку, не раз приходил в музей спросить совета у духа костюма отца-шамана. Тихо шумел лес, копошились мурашки, и все разбегалось спать. Деревушка, в которой мне довелось жить в Таймырских краях, у своей подруги. Края там очень красивые. Сосед у них, Глеб, мужчина лет 35-40, пригласил нас на охоту, нам это было в диковинку и интересно, мы с радостью согласились. Знают его местные с самого детства и жену его с сыном тоже. И вот раннее утро, рассвет, мы уже собранные и готовые «к труду и обороне», как говориться. Все в ожидании, в глазах интрига.

Идем мы по лесу, трава зеленеет, впереди полянка, было уже часов 9 утра, Глеб пригнулся и нам жестом показал то же сделать, мы затихли, смотрим, под деревьями пасется олень молодой. Глеб нацелился с карабина выстрелить, тут сбоку от нас рычание. Мы оцепенели. Поворачиваемся — ВОЛК. На нас в упор смотрит, зубы скалит. Думаю: «Ну все, Титаник приплыл». Глеб только хотел ружье перевести, волк сделал выпад вперед, показав, что явно он будет быстрее. Матерый, черный, большой, клыки острые. Рычит, но не нападает. Я вспомнила, как меня отец учил, что волки «хранители леса, и они прекрасно все понимают, лучше многих других животных».

Я не придумала ничего лучше, чем начать разговаривать с ним, тихо, спокойно, скорее даже объяснять, что мы уйдем, никого не тронем, меня, наверное, за больную приняли, но начало получаться. Рычать он прекратил. Глянул такими большими жалостливыми глазами, отбежал и смотрит. Мы хотели медленно уйти, но не тут-то было. Он пробежал вперед нас и опять смотрит: - Может, он нас зовет? Девки, вы в своем уме, нет? Как бы странно не было, но он, казалось, понял и пошел вести, куда - то в сторону, в глушь.

Сотрудники проводят мастер-классы, экскурсионные программы и выездные мероприятия. В Дудинке находится Таймырский дом народного творчества, который ещё называют главным чумом Таймыра.

Здесь прекрасная постоянная экспозиция, посвящённая культуре, промыслам и традициям коренных малочисленных народов Таймыра, и выставка изделий северных резчиков по кости мамонта и оленя. Можно посетить мастер-классы по вышивке бисером, по изготовлению строганины или отпраздновать свадьбу и день рождения по местным обрядам, отправиться на интерактивную экскурсию в национальное стойбище «Таймырская Ойкумена». Коренные жители вообще-то не пекут: в чумах нет духовок, там жарят лепёшки на сковороде на открытом огне, варят и тушат — в котле. Рыбные пироги и лепёшка с морошкой — это уже адаптированные блюда русской кухни. Фото: Светлана Хэйро Порт Дудинка — единственный в мире, который затапливается каждый год, а потом восстанавливается. В конце 1990-х уровень воды был так высок, что затопило первые этажи жилых домов. Когда ледоход проходит, вода спадает и начинается восстановление порта — оно заканчивается к 20-м числам июня, тогда порт может снова принимать и обслуживать суда, которые ждут разгрузки и загрузки на рейде в это время», — вспоминает Светлана Хэйро. Порт Дудинка связан морским сообщением с Архангельском и Мурманском, а в летний период — речным сообщением с Диксоном и Красноярском. Дудинка — один из действующих портов Северного морского пути СМП — очень важного транспортного водного маршрута в масштабах мира, в него заходят атомные ледоколы.

Портовые краны перед половодьем переезжают в безопасное место. Попасть к нему можно по воде: от моста в Норильске через реку Норильская до Ламы нужно пройти по воде 80 км — через протоку Талая, озеро Мелкое и одноимённую речку Лама. На скоростном судне «Заря» путь займёт 4 часа. В озере чистая талая ледниковая вода, которую можно пить, зачёрпывая прямо из-за борта. Ландшафты Ламы особо не отличаются от норвежских фьордов, только вода здесь пресная, а не солёная. Находится в окружении ущелий, по которым бегут многочисленные водопады. Панорамы тут очень зрелищные: можно ощутить всю мощь и красоту первозданной природы. Местные жители считают озеро местом силы. Многие испытывают тут энергетический подъём, а кто-то верит, что загаданные здесь желания исполняются.

Основной туристический сезон начинается в середине июля, когда сходит лёд, и длится до середины сентября. На частных катерах поездка к Ламе будет стоить 6000-8000 рублей на человека, но судно должно быть заполнено пассажирами полностью — от 5 до 12 человек. Можно долететь и на вертолёте. Аренда пятиместного вертолёта обойдётся в 95 000 рублей. Зимой можно добраться до озера на снегоходе вместе с организованными группами. На дальнем конце Ламы, до которого от Норильска плыть уже все восемь часов, расположена туристическая база «Бунисяк», созданная краеведом Олегом Крашевским. Там же находится его частный этнографический музей, посвящённый самому малочисленному народу Таймыра — нганасанам. Крашевский почти 50 лет собирает старинные костюмы, предметы быта и ритуальные символы коренных народов Таймыра. В коллекции есть обереги, шаманские короны, бубны, курительные трубки из бивня мамонта, а также одежда, подвески к шаманским костюмам, оленья упряжь.

Парка из белого оленьего меха с кожаными инкрустациями и яркими геометрическими узорами — национальная одежда нганасан в музее Крашевского. Белый, чёрный и красный — основная палитра нганасанского костюма. Фото: Светлана Хэйро На базе можно остановиться в обустроенных домиках с удобствами, а Олег Крашевский проведёт для вас экскурсию по музею. Уроженец Норильска, краевед, влюблённый в Таймыр, Крашевский может бесконечно рассказывать увлекательные истории о традициях и обычаях малых народов, особенностях и красоте местной природы и истории шаманства. Плато Путорана Сохранить на Картах Где находится: территория Таймырского и Эвенкийского районов Красноярского края Озеро Лама окружает горный массив плато Путорана,основу которого составляют плоские горы. Автомобильных трасс до него нет: туроператоры организуют водно-пешие и вертолётные экскурсии. Один из основных элементов ландшафта Путорана — столовые горы, то есть горы без вершин, с плоской поверхностью. Фото: Alexander S. Самый популярный водопад называется Красные камни, и он действительно находится в ущелье кирпичного цвета.

Цветной оттенок водопада обусловлен большим количеством соединений железа в горной породе. Учёные ещё не исследовали полностью геологическую историю этой местности, край буквально окутан загадками. Нганасаны считают священными здешние плоские горы. А ещё: в центре плато находится географический центр России — на берегу озера Виви, здесь же — полюс недоступности России, самая удалённая от цивилизации точка», — рассказывает Светлана Хэйро. Чем заняться на Таймыре Ловить рыбу зимой и летом Рыбу ловить на Таймыре можно круглогодично, однако больше всего внимание рыбаков привлекает сезон ловли корюшки, который длится с конца апреля по десятые числа мая. В это время Енисей в районе Дудинки превращается в место паломничества любителей подлёдной рыбалки. Местная корюшка огромная по сравнению с балтийской, икряная, очень вкусная и пахнет, как и положено, огурцами. Собирать грибы и ягоды Коротким летом в тундре созревает много ягод: брусника, голубика, морошка, клюква, рябина, красная смородина и шиповник на берегах Енисея. Растут здесь и грибы: подберёзовики, подосиновики и лисички.

Всего этого очень много — достаточно просто выйти за пределы города, чтобы набрать сколько душе угодно.

На Таймыре завершают свою жизнь многие атлантические циклоны, благодаря чему этот регион часто называют кладбищем циклонов. По данным Росгидромета, Таймыр — одно из самых быстро «нагревающихся» мест в России вследствие глобального потепления. Для северной части Таймыра характерно почти полное отсутствие лишайниковых, малое распространение моховых тундр. Кустарники представлены здесь вороникой, брусникой, багульником, куропаточьей травой. В низинах тундры Таймыра покрыты мхом, на которых летом появляются цветковые растения, а кое-где встречаются кусты полярных ивняков.

Травяной покров севера Таймыра довольно беден, однако на юге трава произрастает обильно. Встречаются хвощи, произрастают мятлик, лисохвост, полярный мак. Наиболее ценными цветами на Таймыре считаются жарки в других районах их также называют огоньками. В южной части Таймырского полуострова растут также тундровые кустарники, состоящие из ёрника, формируемого ивняком.

Полуостров Таймыр — растения и животный мир

Таймыр (Таймырское озеро) — озеро на полуострове Таймыр в Красноярском крае РФ, входит в состав Таймырского заповедника. Таймыр — полуостров в России, самая северная материковая часть суши Евразийского континента, расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря. Таймыр. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Схематическая и спутниковая карта, где находится Полуостров Таймыр.

Полуостров Таймыр – интересное место на карте России

В Таймырском краеведческом музее хранятся чучело и скелет Сопкаргинского мамонта, известного как мамонт Женя. Его хорошо сохранившуюся тушу нашли восемь лет назад. Предположительно этого мамонта убил древний человек. Подобных палеонтологических находок нет ни в одном музее мира. Через 100 лет по Таймырской земле прошел великий естествоиспытатель Миддендорф. Позднее у морских берегов Таймыра побывали и другие знаменитые исследовали Арктики: Норденшельд, Толль, Нансен. В 1918 году на побережье полуострова зимовал Амундсен. Немало значительных событий на Таймыре связано с именем Никифора Бегичева. Он открыл в Хатангском заливе неизвестные острова, названные впоследствии его именем, и похоронен в таймырской земле.

Николай Урванцев в одной из полярных экспедиций 5. В начале 30-х годов полярные исследователи Ушаков и Урванцев впервые ступили на Северную Землю и детально описали ее. Советская история скрывала тот факт, что экспедицию на Таймыр направило правительство Колчака. Территория современного муниципального района несколько раз меняла «прописку». Она была в составе Мангазейского воеводства , Тобольской губернии, потом — Енисейской. Советская власть решила совместить промышленное освоение Севера и необходимость охраны малочисленных народностей образованием национальных округов. Почему в названии субъекта, в отличие от соседних регионов, титульные этносы взяли в скобки, никто объяснить не может. Автономией Таймыр стал с принятием брежневской конституции в 1977 году.

Дудинский морской порт 9. С 2007 года после административной реформы Таймыр стал районом Красноярского края, крупнейшим в России. Столица Таймыра город-порт Дудинка в этом году отметила 353-летие. Ненцы — один из пяти коренных этносов Таймыра 10.

Александр Миддендорф 1815-1894 гг. Вблизи реки Нижняя Таймыра Миддендорф в 1840-х гг собрал в верхнем слое почвы вечная мерзлота оттаивает лишь на 30 см немало раковин морских моллюсков, это доказывало его же теорию о том, что полуостров поднялся из глубин Северного Ледовитого океана. Эстафету от него как исследователя берегов Таймыра приняли знаменитые полярники швед А.

Норденшельд в 1878 г и норвежец Ф. Нансен в 1993 г Таймыру посвятил всю свою жизнь в науке геолог Николай Урванцев 1893-1985 гг. А на следующий год — месторождение медно-никелевых руд с высоким содержанием платины. Несмотря на эти заслуги, Урванцев отсидел в «исправительных» лагерях два срока: 15 и 8 лет, один из них, по злой иронии судьбы, — в Норильлаге. Но и это не помешало «вредителю», доктору геолого-минералогических наук после освобождения продолжить свои труды по освоению недр Таймыра и других северных регионов России, Норильское рудное месторождение могло бы начать приносить пользу стране и гораздо раньше. К месту залегания мангазейцы ходили по реке, несомненно точно зная, за чем идут. Царь Михаил Федорович Романов в 1619 г под страхом смертной казни запретил плавание по сибирским рекам.

По каким причинам — точно неизвестно, хотя есть разные версии, но он явно чего-то боялся, во всяком случае, как правитель поступил крайне близоруко и недальновидно. Город пришел в упадок и исчез. Но Урванцев знал о Мангазее и не дал этому знанию пропасть втуне. То, что без способности не сдаваться на Севере не выживешь, доказывает фольклор коренных его народов. У них сложные отношения с цивилизацией и в наше время, они с трудом социализируются, во всем доверяя только природе. Это их выбор, но тем из бескорыстных собирателей фольклора, кто изучил его — а такие энтузиасты на Таймыре, к счастью, есть, — открывается мудрый и гармоничный мир. В Норильске и Дудинке часто проходят тематические выставки творчества коренных народов, ведутся научные исследования, в которых принимают участие и специалисты долганы, эвенки, ненцы.

Благодаря им мы можем сегодня узнать, как видят свою землю эти люди, что вынесли из опыта своего народа. Вот, например, две пословицы нганасанов: «Рукам, что не любят трудиться, не согреться в рукавицах», «На одежду не тогда накладывай заплатки, когда по тальникам гуляют куропатки». А вот как рассказывает об одном обычае этого народа И. Брагинский в книге «Миры и сказки нганасан» речь о состязании молодых людей : «Сидя по обеим сторонам своей избранницы, они сочиняли свои иносказательные песни — импровизации, соперничая в остроумии. Тот из них, кто, не поняв иносказательного текста своего противника, не смог ответить на него, считался побежденным и дарил победителю какое-либо металлическое украшение».

Таймыр начал заселяться предками современных нганасан — охотниками на диких северных оленей — более шеститысяч лет назад. Осваивая Таймыр, в 1601 году они основали поселение Мангазею. Имена многих полярных исследователей запечатлены на карте Таймыра: море Лаптевых, мыс Челюскин, берег Пронищева, остров Минина. Таймыр — это родина пяти этносов: нганасанов, долганов, ненцев, энцев и эвенков.

Нганасаны — самый северный народ России, живущий в таймырской тундре, севернее 721й параллели. Нганасаны сложились на основе древнего палеоазиатского населения Таймыра, смешавшегося с самодийскими и тунгусскими племенами. Сейчас нганасан на Таймыре около 800 человек. Язык нганасан относится к самодийской группе уральско-юкагирской семьи. Долганы — самая многочисленная народность Таймыра. Они проживают на юге полуострова, их язык относится к тюркской группе алтайской семьи.

Пясина и в бассейне рек Хеты и Хатанги. Они использовали орудия, изготовленные из тонких кремнистых пластинок, и ещё не знали глиняной посуды - такая культура называется мезолитической. Самое древнейшее из известных поселений жителей Таймыра обнаружено на левом берегу реки Тагенар, в 5км от её впадения в реку Волочанку, на пути, по которому очень удобно было переходить из бассейна р.

Енисея в бассейн р. Люди, жившие здесь, были охотниками и рыболовами. Основной объект охоты - северный олень, а рыбной ловли - нельма, сиг, чир. В конце 4-го и начале 3 тысячелетия до н. Эта культура называется неолитической. Неолит - новокаменный период - получил своё наименование от новой, по сравнению с палеолитом и мезолитом, техники изготовления каменных орудий с помощью шлифования, пиления, сверления камня. Люди неолитической культуры стали изготавливать глиняные горшки, с орнаментом в виде сеточки. На одной из стоянок Маймече 1 был раскопан округлый котлован их жилища - это конусообразное сооружение из деревянных шестов, прикрытое кусками дерна, перевернутого землёй наружу... В конце 1-го и в 1-ом тысячелетии н.

Бронза использовалась для украшения одежды. Из каменных орудий дольше всего использовались скрёбла для обработки шкур. Важным этапом древних жителей Таймыра было овладение технологией бронзового литья. На стоянке Абылаах 1 1150г до н. Очень интересными находками были сосуды тигли из песчаника для плавки бронзы, форма для антропоморфной фигурки. К концу 1 тысячелетия н. Памятником этой культуры является стоянка Дюна 3, на реке Пясина. Там найдены круглодонные горшки, украшенные по горловине поясками узоров из проникающих треугольников и других композиций, сделанных гребенчатыми отпечатками. Во II тыс.

В историческое время на юго-востоке полуострова здесь обитали тавги — самое западное племя юкагиров, ассимилированное самодийцами и вошедшее в состав нганасанов. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др. На лето нганасаны на оленьих упряжках откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме ставили свои чумы на северной границе сибирской тайги. В письменных источниках сохранилось упоминание об одном морском походе, относящемся к 80-м годам XVII века, из Енисея вокруг Таймыра с целью достижения устья реки Лены. Голландец Н. Витсен со слов Тобольского воеводы Головина сообщает, что в 1686 году посадский человек из Туруханска Иван Толстоухов на трёх кочах отправился в морскую экспедицию, но пропал без вести. Во время Великой Северной экспедиции в 1736 году Василием Прончищевым было исследовано восточное побережье полуострова от Хатангского залива до залива Фаддея. В 1739—1741 годах первое географическое исследование и описание Таймыра было сделано Харитоном Лаптевым. Он же составил и первую достаточно точную карту полуострова.

В 1741 году Семён Челюскин продолжил исследование восточного побережья и в 1742 году открыл крайнюю северную точку Таймыра — мыс, получивший впоследствии его имя — мыс Челюскина. Таймырский полуостров также был глубоко исследован и научно описан российским исследователем А. Большой вклад в геологическое и топографическое исследование Таймыра внёс Н. В тридцатых годах XX века свой вклад в исследование северной части полуострова внёс соратник Ивана Папанина, чувашский полярник и геодезист Константин Петров. Чин водружения креста владыка Антоний совершил в сослужении эконома Красноярской епархии, наместника Св. Красноярска архимандрита Нектария Селезнева , благочинного Таймырского благочиния протоиерея Михаила Гренадерова и духовенства Таймыра, сообщает сайт епархии. В связи с совершившимся благодатным событием, архипастырь вновь подчеркнул сугубый церковно-патриотический смысл этой, проведенной совместно с руководством Таймыра акции: «Крест на берегу Северного Ледовитого океана воздвигнут, дабы явственно было видно и на самых северных рубежах России: это - наше православное государство». Владыка поделился с участвовавшими в поездке своей духовной радостью: сбылось давнее его архиерейское намерение и мечта юности - посетить северные рубежи Отечества и совершить на них соборную молитву о дальнейшем духовном возрождении России. В этот же день архиерей посетил пограничную заставу, где преподал архипастырское благословение пограничникам, несущим ответственную государственную службу в экстремальных условиях севера.

Участвующим в поездке Начальником регионального Понраничного управления полковником Владимиром Чмыхайло были вручены архиепископу Антонию, эконому Красноярской епархии архимандриту Нектарию Селезневу и представителям духовенства епархии юбилейные общественные медали к 90-летию пограничных войск России и памятные знаки. Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр примерно 6 тыс. Основными занятиями нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. По сравнению со своими соседями, энцами и ненцами, нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя. Добывали диких оленей главным образом осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами. К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Оленеводство нганасан было типично самоедским, санным.

По количеству оленей нганасаны были едва ли не самые богатые среди других народностей, населяющих Таймыр. Олени у нганасан служили исключительно средством передвижения, поэтому чрезвычайно ценились и оберегались. На лето нганасаны откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположение кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. Техника у нганасан, по сравнению с их соседями долганами, была на более низком уровне. Все производства носили почти потребительский характер, обслуживая внутрихозяйственные нужды. Почти каждый в своём хозяйстве являлся одновременно и мастером по обработке дерева, и кузнецом, хотя нередко выделялись наиболее способные в какой-либо одной отрасли, например хорошие мастера по производству нарт, плетению маутов. Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда цельнокроёная шилась мехом внутрь и мехом наружу.

Внутренняя часть , без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из короткошерстных шкур темных и светлых тонов. Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-3 орнаментированных полос ниже его - характерная особенность одежды нганасан. Женская зимняя одежда - того же вида, но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного черного меха собаки. По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки. Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну сокуй из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасан. Погребальную или обрядовую одежду шили из цветных сукон. Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент - моли.

Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент "от руки", без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды. Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних олень, собака животных и их ипостасей под именем матерей, от которых зависят здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность - характерные черты традиционных верований нганасан. В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных культовых предметов - обязательный ритуал. В традиционном нганасанском обществе почти в каждой кочевой группе нганасан был свой шаман, который отстаивал интересы своего рода перед сверхъестественными силами. Шаман, как посредник между миром людей и миром духов, был фигурой выдающейся. Он обладал хорошим голосом, знал фольклор своего народа, обладал феноменальной памятью, был наблюдательным.

Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, шаман угадывал места и сроки охоты. Также важными функциями шамана были лечение больных, помощь при родах, предсказание будущего для членов рода, толкование снов. Она расположена на севере Сибирской платформы, в бассейне реки Хатанги, в долине ее правого притока реки Попигай. Административно - почти полностью относится к Якутии и, частично, к Таймырскому муниципальному району. Размеры внутреннего кратера составляют 75 км, а диаметр внешнего достигает 100 км. Катастрофа произошла 30 млн. Космическое тело с большой скоростью пробило толщу осадков в 1200 м и затормозилось в породах фундамента Сибирской платфоры. По предварительным оценкам, энергия взрыва достигала 1023 Дж, т. О том, какие условия существовали в эпицентре в момент взрыва, можно судить по тому, что в кратере найдены возникшие при катастрофе минералы.

Такие минералы удалось получить искусственным путем при ударных давлениях в 1 млн. Выброшенные во время взрыва крупные глыбы кристаллических пород фундамента платформы разлетелись на расстояние до 40 км от края кратера. Однако, Попигайская котловина является еще и самым крупным в мире коренным месторождением алмазов. Одним из первооткрывателей этого месторождения является Виктор Людвигович Масайтис. Масайтис родился в 1926 году. Окончив Ленинградский горный институт, он занимался поисками алмазов. В 1952 году вместе с И. Красновым теоретически обосновал и составил прогнозную карту о приуроченности коренных алмазоносных пород к зонам разломов, что полностью подтвердилось в ходе дальнейших открытий. Флора и фауна Попигайской котловины тоже уникальны.

Здесь растет лиственница Гмелина, встречается каменный глухарь, лось, медведь и соболь. Невысокие лиственнички выползают по валам кратера аж на 72-ю параллель, это лишь несколькими минутами южнее самого северного в мире леса, который тоже расположен в Красноярском крае на кордонах «Лукунская» и «Ары-Мас» заповедника «Таймырский». Попигайский импактный кратер включён в список Всемирного геологического наследия ЮНЕСКО как объект, подлежащий сохранению и дальнейшему изучению. В 1945 году Арктический институт направил специальную археологическую экспедицию во главе с доктором исторических наук А. Окладниковым для детального изучения полярного открытия. Результаты этой экспедиции были сенсационными. Здесь были найдены сотни серебряных монет, остатки шелковых тканей и дорогих в старину суконных одежд, серебряные кольца с драгоценными камнями , ювелирные кресты тонкой филигранной работы, обломки невиданных инструментов и вооружения. Особенно важны результаты нумизматического анализа, который датирует собрание монет первой четвертью XVII века, а точнее, определяет, что сбор казны закончен ее владельцами около 1615-1617 годов. Среди предметов снаряжения обнаружены компасы и солнечные часы, что является неоспоримым свидетельством высокого уровня мореходной культуры русских полярных экспедиций XVII века.

Русские навигационные приборы могли попасть в море Лаптевых только из Поморья, где в то время население было знакомо с арабскими цифрами и латинскими литерами. На деревянной рукояти одного из ножей исследователь В. Гейман прочел имя владельца - Акакий по прозвищу Мурманец. Витсен со слов Тобольского воеводы Головина сообщает, что в 1686 году посадский человек из Туруханска Иван Толстоухов на трех кочах отправился в морскую экспедицию, но пропал без вести. Кем же был Иван Толстоухов? Толстоуховы - хорошо известные торговые люди из Поморья, которые одними из первых проникли за Урал. Толстоуховы в течение многих лет были связаны с мангазейским мореплаванием и торговыми делами на Енисее и в Якутске. И поэтому не случайно, что один из представителей этой торгово-промышленной династии, Иван Толстоухов, предпринял попытку проложить новый морской путь из Енисея на Лену. Минина, его отряд в 1738 году обнаружил сооруженный Толстоуховым крест в память о своем пребывании в 7195 1686-1687 году в бухте Омулевой, близ зимовья Крестовое, на правом берегу Енисейского залива.

В 1700 году Ф. Минин нашел зимовье промышленника Толстоухова севернее реки Пясины. Семен Дежнев. Возникает предположение, не был ли местом гибели одной из групп большой экспедиции Ивана Толстоухова район залива Симса и остров Фаддея. Вопрос о пути следования экспедиции поморских мореходов остается пока не выясненным до конца. Однако бесспорно, и к этому пришли большинство историков и других специалистов, что ее участники, следуя с запада на восток, прошли на своем судне пролив между морями Карским и Лаптевых и обогнули мыс Челюскина.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий