Что категорически нельзя делать 24 февраля и почему Велесов (Власьев) день на Руси сохранил традиции славянских примет. Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери Великое повечерие. Еще одной традицией на Сретение стало собирать гостей за щедрым праздничным столом, причем не только домочадцев и близкую родню, но и друзей. древний ведический праздник встречи Солнца В основе многих праздников, которые считаются христианскими, лежит более древняя ведическая основа солнечных культов древних русов.
Сретение Господне в 2024 году: история и смысл праздника, что можно и что нельзя делать
Сретение (Громница) 15 Февраля Славянские праздники. Традиции празднования Сретение Господне Сретение Господне ещё называют в народе Днём свечей — поскольку считается, что освящённые в этот день свечи обладают чудодейственной силой. Рассказываем, какого числа Сретение Господне в 2024 году, как появился этот праздник и какие у него традиции. Согласно обычаям, на Сретение занимать деньги и отдавать долг нельзя. Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери Великое повечерие.
Какие тайны хранит древний праздник Сретение: история, обычаи и приметы
В народном сознании Сретение стало выражением надежды на скорое обновление природы и приход тепла. Традиции празднования Сретение Господне Сретение Господне ещё называют в народе Днём свечей — поскольку считается, что освящённые в этот день свечи обладают чудодейственной силой. Народные приметы на Сретение Так как в славянской традиции Сретение — переломный день, когда Зима встречается с Весной и впервые «борется» с ней, с 15 февраля связана масса примет о погоде, урожае и вообще о том, каким будет грядущий год. В восточной традиции праздник Сретения постепенно трансформировался в Богородичный и стал называться Сретение Пресвятой Богородицы.
15 февраля – Среча (День встречи Зимы с Весною) | Календарь языческих праздников
Это, в первую очередь, богословские споры в догматической борьбе с монофизитами. Данная полемика оказывается тесно связанной с реформами литургического характера. Итак, армяне-дохалкидоняне Рождество и Богоявление празднуют в один день. Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной.
Отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до Юстиниана оно отмечалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви, то богословы-антимонофизиты обратили внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения как на выражение монофизитских идей.
Для того чтобы уравновесить аргументы, доказывающие, с одной стороны, легендарную, а с другой — богословско-календарную версии установления праздника Сретения, нужно обратиться не только к свидетельствам периода, отдаленного от эпохи Юстиниана, но и к синхронных ей данным. Принципиальный интерес представляет здесь «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского между 490 и 507 — после 562 , пощаженного страшной чумой, которой он посвятил пространное повествование. В нем есть все: сюжеты о распространении болезни, о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи, о болезни царя и прочее.
Однако нет ни одного упоминания об установлении исцелившимся и благодарным Богу Юстинианом праздника Сретения Господня. Церковный историк Евагрий Схоластик также посвятил описанию этой разрушительной и продолжительной эпидемии одну из глав своей заслужившей высокие похвалы «Церковной истории». Но и у него сведения о каких-либо эортологических введениях отсутствуют.
Кроме того, немаловажно, что оба автора не подтверждают традиционную дату появления чумы в Константинополе — 542 год. Рассмотренные византийские источники свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий VI века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием V Вселенского Собора 553 года, так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола, разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Праздник в православном богослужении.
Литургический статус Сретения Сретение Господне. ГРМ При попытке выяснения литургического характера праздника Сретения Господня и установления его места в ряду других двунадесятых праздников можно столкнуться с отдельными вопросами, которые не имеют до сих пор однозначного решения. Само их наличие сопряжено в первую очередь с многоаспектностью евангельского события, послужившего основой праздника [3].
Несомненно, что в разных церковных практиках доминирует та и или иная тема, что сказывается на эортониме и богослужебном формуляре. Источники свидетельствуют, что Сретение, начиная от своего возникновения в качестве годового праздника рождественского цикла и до настоящего времени, праздник Господский. Христологический характер Сретения фиксируют и древние формуляры римской литургии.
Их смысловым центром являются библейские перикопы: из пророка Малахии см. Сходные сведения дают и древнеармянские Лекционарии. Первое название бытует в Византии со времени официального введения там Сретения, но также и в григорианской традиции Рима.
Второе же отмечается в богослужебной практике традиции папы Геласия, что сопряжено с ярко выраженной апологетической ролью праздника. В римском праздновании Сретения особенно в архаичный период, когда еще были сильны языческие религиозные традиции акцентировался обряд очищения, совершенный в Иерусалимском храме над Девой Марией, и сам день 2 февраля стал называться Очищение Блаженной Девы Марии. Это именование превалирует в средневековых латинских источниках и окончательно фиксируется римским Миссалом 1570 года, закрепившим реформы Тридентского собора 1545—1563.
В истории и современной календарной традиции известны и другие эортонимы. Западносирийская литургия дает Принесение Господа во храм. В древности существовали и именования, возвеличивавшие роль ветхозаветных праведников в событиях сорокового дня Богомладенца Иисуса: праздник Симеона и Анны,праздник Симеона или просто Симеон.
Существует и более нейтральный эортоним — праздник Сретения Симеоном и Анною Спасителя. По своему смыслу праздник Сретения относится к праздникам Господским. И официальные богослужебные заголовки — с момента введения его в календарь греческого Востока — не оставляют на этот счет сомнений.
В византийских исторических и гомилетических текстах, безусловно, доминирует название Сретение Господне Сретение. Вместе с тем в некоторых рукописных и печатных иерусалимских и русских Уставах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников — в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день, прямо именуясь иногда как день Сретения Пресвятыя Богородицы. То есть Типикон маркирует данное празднование как Богородичное: его богослужебное чествование не отменяет службу воскресения любого , при взаимном с ним совпадении, тогда как двунадесятый Господский праздник никогда не переносится и доминирует над чествованием того дня из подвижного праздничного цикла.
С другой стороны, как праздник Богородичный Сретение Господне не только не отменяет собой службу воскресенья причем любого воскресенья в случае совпадения с ним, но, напротив, воскресные песнопения предшествуют сретенским. На девятой песне канона утрени изымаются праздничные припевы, и вместо них поется «Честнейшую», по окончании вместо праздничного отпуста обычен отпуст воскресный. Эта явная противоречивость литургического статуса вполне закономерно приводит к непрекращающимся спорам [6] , в ходе которых Сретение определяется компромиссно и двусмысленно как Господский неполный, Господско-Богородичный праздник.
Думается, несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что праздник — Богородичный. Ткаченко и А.
Свидетельницей той встречи стала пророчица Анна, благочестивая вдова. Узнав, что на свет появился Спаситель, она возвестила людям о его приходе. На древней мозаике изображена сцена в Иерусалимском храме: Дева Мария с Младенцем на руках, Иосиф Обручник и встречающий их старец Симеон. С IX века на православных иконах Сретения стали изображать образы пяти святых. В центре композиции была Дева Мария, держащая на руках Иисуса Христа. Рядом с ней изображен старец Симеон, согнувшийся в поклоне перед Младенцем. На некоторых фресках и иконах Богоприимец держит Спасителя на руках и получает его благословение. Чуть позади Богородицы изображен Иосиф Обручник с белыми голубями, а справа — пророчица Анна со свитком в руке.
Однако в первые века в этот день было принято почитать Богородицу. По современным канонам церкви, Сретение сочетает в себе черты как Господского, так и Богородичного праздников. Традиционно на Сретение Господне в храмах проводится торжественная литургия. Двойственность праздника повлияла и на облачения священников. Они могут быть и белыми, как в Господские праздники, так и голубыми, как в Богородичные. Традиции на Сретение Господне — что можно делать На Сретение в храмах принято освящать свечи — эта особая традиция зародилась еще в древности и сохранилась до сих пор. Каждый год 15 февраля перед началом литургии над свечами произносится молитва, после чего их окропляют святой водой и раздают прихожанам.
Сретение имеет глубокие языческие корни, а церковным праздником этот день признали после прихода на Русь христианства.
Язычники просили в этот день богов послать богатый урожай и тёплую погоду. В церковном мире Сретение имеет свой смысл, а именно символизирует встречу в иерусалимском храме Иисуса Христа с праведником Симеоном, который выступает от лица всего человечества. Библейская легенда гласит, что Симеон занимался переводами божественной литературы с еврейского на греческий язык. Когда он прочитал слова «Се Дева во чреве примет и родит Сына», то решил, что в тексте ошибка и хотел исправить слово «дева» на «жену». Именно в этот момент к нему явился ангел и убедил, что это вовсе не ошибка, а настоящая истина. Симеону пришлось ждать 300 лет, чтобы убедиться в правильности пророчества. Он пришёл в храм, куда Мария с Иосифом принесли младенца Иисуса, согласно всем церковным канонам, по исполнению ему сорока дней. Если же женщина родила первенца мужского пола, то по истечении 40 дней она должна совершить ритуальное жертвоприношение.
Семья была бедной и не могла себе позволить принести ягнёнка, лишь пару голубей. Именно в этот момент и произошла та самая встреча — «сретение». Увидев Марию с младенцем, святой Симеон взял Иисуса на руки и произнёс следующее: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Марии же он сказал такое пророчество: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». Приметы на 15 февраля У простых людей Сретение считалось не столь большим праздником. Большинство примет связано с земледелием: Погода на Сретение определяет, какой будет весна.
В этот день возносятся молитвы о защите скота и здоровья при помощи жертвоприношения молоком. Важной частью праздника является традиционный обед, который проводится рядом с местом поклонения например, храмом , где строго запрещается есть телятину.
Основное блюдо, которое употребляется во время этого праздника, — крупа, которая щедро приправляется жиром. Во время празднества часто проводятся ритуальные бои. Сейчас в этот день чаще отмечают христианский Власьев день, посвящённый священномученику Власию. Во время гонений на христиан он поддерживал свою общину и был арестован. Его схватили и посадили в темницу, где пытались заставить его отречься от веры, но он не сдавался. По легенде, в пещеру к нему приходили дикие звери, которых он исцелял своими молитвами и прикосновениями. В итоге его приговорили к смерти через обезглавливание. Православные праздники в феврале: Церковный календарь — 2024 Карма славянского Велеса Наверное, сам святой был бы не очень доволен сравнением себя с Велесом, ведь древнее славянское божество изображали с огромным мужским органом и считали "чёртом", богом подземного мира.
Сам же Власий очень много в жизни сделал для животных и являл чудеса неверующим. Например, когда его решили утопить, он, подобно Христу, прошёл по водам озера и пригласил всех присутствующих силой богов, в которых они верят, повторить его поступок и подойти к нему. И никто не смог. Святой Власий благословляет стадо коров Русская икона, XV век. Конечно же, помогал. Даже сейчас верующие люди, если со скотом или домашним питомцем приключится беда, рекомендуют искать заступничества у этого святого. Связано это прежде всего с тем образом жизни, который он вёл. Из жития святого известно, что, укрываясь на горе Аргеос от гонителей христиан, подвижник жил в пещере.
И каждый раз поутру к пещере сходились дикие звери. Они кротко ждали, когда святой помолится и благословит их. А больные животные приходили к нему, чтобы излечиться: силой Творца Власий мог излечить больного зверя одним прикосновением. Даже когда святого вели на мучения, Власий не отринул просьбу вдовы, у которой волк унёс единственного поросёнка.
Народные приметы: 15 февраля. Не делайте этого в Сретение Господне, если не хотите обнищать
Погружение в историю и традиции Сретения Господня и Громницы, отмечаемого 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Сретение (Громница) 15 Февраля Славянские праздники. Народные приметы на Сретение Так как в славянской традиции Сретение — переломный день, когда Зима встречается с Весной и впервые «борется» с ней, с 15 февраля связана масса примет о погоде, урожае и вообще о том, каким будет грядущий год.
Сретение Господне: традиции и приметы на 15 февраля
освящение свечей. Данная традиция пришла православную церковь от католиков в 1646-м. Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери Великое повечерие. Праздник Сретения или Сретение, который отмечают 15 февраля по новому стилю, символизирует встречу холодной зимы и наступающего жаркого лета. Русские народные традиции и обычаи веками соблюдались как среди сельских жителей, так и среди горожан. Согласно обычаям, на Сретение занимать деньги и отдавать долг нельзя.
Сретение в 2022 году: обычаи, обряды, приметы, что можно и нельзя делать
На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Сретенье — день народного календаря у славян, приходящийся на 2 (15) февраля. По традиции, с 15 сентября списки на помин О здравии и За упокой будут начаты сначала. В восточной традиции праздник Сретения постепенно трансформировался в Богородичный и стал называться Сретение Пресвятой Богородицы. Традиции и обряды на Сретение Господне.
Народные приметы 15 февраля
На вечерне в паремиях — чтения из Ветхого Завета Исход и два отрывка из пророка Исайи. Содержание текстов в основном повествует о пришествии Мессии и Искупителя, Которого воспримут не все люди. Интересно, что первое зачало из пророка Исайи указывает на освящение уст его Господом, фактически предваряя и подтверждая истинность поскольку грех от уст пророка был очищен, что логично сказанных далее слов. Ведь следом за упомянутым отрывком глава 6-я в книге пророка Исайи следует в 7-й главе слова о рождении Мессии: «Вот, Девая во чреве приимет и родит сына» и остальные пророчества. Тропарь празднику Трудясь над переводом Именно эти слова Ис. Прослеживается этот факт не только по текстам службы, но также и по истории — по смерти первосвященника Захарии, отца Иоанна Крестителя, которого убили воины, вероятней всего был избран другой первосвященник. Случилось это до Сретения, так как Иоанн Предотеча был младенцем и, как известно, был на полгода старше Господа. Скорее всего могли избрать Симеона, мужа праведного и благочестивого. К моменту встречи с Господом ему было 360 лет, что для людей, рожденных на новой, послепотопной земле, считается значительным сроком жизни, в какой-то степени даже сверхъестественным.
Возраст объясняется особенным Промыслом о Симеоне, который предвосхитил будущие споры, связанные с толкованием Ис 7:14. Симеон призывается царем Птолемеем Филадельфом для работы над переводом древнееврейского текста Библии на греческий в числе Семидесяти толковников точнее сказать, 72 — по 6 от каждого колена Израилева. Ему выпал перевод пророка Исайи. Удивившись написанному как это Дева может принять во чреве и родить без мужа? Перевод 70-ти толковников, названный Септуагинтой был уточнен святым Иеронимом Стридонским.
Связано это прежде всего с тем образом жизни, который он вёл. Из жития святого известно, что, укрываясь на горе Аргеос от гонителей христиан, подвижник жил в пещере. И каждый раз поутру к пещере сходились дикие звери. Они кротко ждали, когда святой помолится и благословит их. А больные животные приходили к нему, чтобы излечиться: силой Творца Власий мог излечить больного зверя одним прикосновением. Даже когда святого вели на мучения, Власий не отринул просьбу вдовы, у которой волк унёс единственного поросёнка. Святой благословил женщину и сказал, что поросёнок найдётся. И действительно, вернувшаяся домой женщина нашла там волка, который принёс свою добычу обратно невредимою. Он положил поросёнка к ногам женщины и убежал. Чего делать нельзя На Власия было запрещено морить животных голодом и резать скот: если так поступить, то можно было в этом же году встретиться с бедностью. Нельзя было оставлять открытыми хлев и печную трубу: считалось, что в дом или в хлев может пробраться страшная Коровья Смерть. Запрещалось держать в доме пряжу и нитки, их выставляли в сени на мороз, "чтобы были крепче". Нельзя было показывать детям телят: крестьяне верили, что такой телёнок быстро околеет. Что можно делать в Велесов день 24 февраля, или 11-го по старому стилю, на Руси в каждом селе служили "власьевский молебен", во время которого крестьяне к храму пригоняли весь рогатый скот, а священник кропил его водой — для здоровья и хорошего приплода. Когда крестьяне вели скот обратно по домам, то самые старшие женщины кричали, обращаясь к святому: "Святой Власий! Будь счастлив на гладких телушек, на толстых бычков! Со двора бы шли да играли, с поля бы бежали-скакали! Сначала его клали перед иконой Власия — отсюда пошла пословица: "У Власия борода в масле". А затем масло поступало в распоряжение причта — его продавали или съедали. С утра во многих домах на Вологодчине из соломы делали скрутки, пропитывали коровьим маслом и вешали как оберег в хлеву. После молебна по сёлам и городам устраивали торги скота: считалось, что в этот день нельзя обманывать покупателя. Торговцев заставляли клясться именем Власия, и мало кто осмеливался говорить неправду: верили, что святой непременно накажет плута — отступится от него, и тогда беды не миновать.
После празднования крестьяне заготавливали посевные семена, белили деревья и загоняли скотину. С этим периодом времени связано множество примет: если на Сретение небо чистое, а солнце ясное, то можно ожидать возвращения морозной погоды. Если в этот день стоит холодная погода, то и весна будет холодной. Если же на улице оттепель, то ожидайте скорого потепления. Что запрещено делать в Сретение Как и любой другой праздник, Сретение отмечается своими традициями и запретами. Именно 15 февраля каждый должен сосредоточить свое внимание на духовной стороне жизни, попросить прощения за грехи и совершить доброе дело. В это время запрещается любая работа. В праздник нельзя вспоминать не только о домашних делах, но и о заработках. Этот запрет касается всех, кроме медицинских специалистов, спасателей и представителей других профессий, призванных помогать людям. Строго запрещено употреблять спиртные напитки, ссориться и ругаться с родными и близкими. Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен. Новости и читайте наш канал в Дзен!
О прав. Симеоне предание передает, что он был одним из 70 «толковников», или переводчиков Писания иудеев на греческий язык. Рассказывают, что, переводя пророчество св. Но руку Симеона остановил Ангел, который передал ему Божие повеление: «не видеть смерти до тех пор, пока он не увидит Христа Господня» Лк. Почти ничего не известно о прав. Фактически все сведения о ней содержатся только в Евангелии св. Луки: он говорит, что святая, овдовев через 7 лет брака, «постом и молитвой» служила Богу, фактически жила при храме до самой старости, а было ей тогда уже 84 года. Как чистая сердцем, она удостоилась пророческого дара. Пророчица Анна. Он обратился к Младенцу как Богу, Которым Христос и был. Слова его молитвы и ныне звучат за каждым вечерним богослужением: « Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». Так раб Божий прощался с земной жизнью, которая длилась уже более 300 лет — и встречал Господа. Симеон Богоприимец. Сербия, г. Пророчески говорила о Мессии и прав. Анна «всем ожидающим избавления в Иерусалиме» Лк. Так в храме о Христе, еще Младенце, впервые сказали, как о Боге — пусть и слышали это немногие присутствующие, удостоившиеся видеть эту Встречу. Сретение Господне. Многие современные литургисты считают эту практику не совсем верной, так как она нарушает «хронологию» праздника, ведь он тогда отмечается на 39 день после Рождения Спасителя. Однако, эта традиция продолжает существовать до наших дней. Еще одна деталь — то, что песнопения дня посвящены как Господу, так и Богородице. Тропарь праздника Он обращен к Пречистой Деве и прав. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Кондак А вот его словами Церковь уже обращается к Самому Христу: «Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче» Величание Оно совмещает славословия Господу и Богородице: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень». Сретенские свечи: значение и применение дома Предполагают, что традиция освящать свечи на Сретение возникла у западных христиан. Впервые такой православный чин заимствованный у католиков появился на Украине, в Требнике свт. Петра Могилы 1646 г. Правда, у католиков была традиция особой процессии, которая символизировала вход Господа в храм Иерусалима возможно, она и пришла в католическое богослужение из служб христиан Святого города, где такие процессии описаны паломниками IV в. Православный же чин — значительно скромнее. Он состоит из: начальных молитв Святой Троице; пяти кратких молитв Христу, которые читаются священником; освящения принесенных свечей, когда иерей кропит их святой водой со словами: «Благословляются и освящаются свещи сия…» После этого свечи раздаются присутствующим. Современные пастыри говорят, что какого-либо особого значения освященные на Сретение свечи не имеют. Сретенские свечи. Фото пресс-службы Удмуртской епархии Пользоваться ими дома можно так же, как и любыми другими церковными свечами, возжигая их во время молитвы, зажигая ими лампаду. Огарки свеч обычно сжигают в церковной печи, поэтому огарок можно просто принести для этого в храм. Представление о «мистическом», особенном значении «сретенской свечи» не что иное, как суеверия. Приметы погоды и народные традиции, суеверия Вот некоторые из таких примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок». Это значит, что весна будет дождливой. Если день был ветреный, это говорило, что год будет урожайным на яблоки, груши. Садовники по этому поводу дополнительно «трясли деревья руками, чтобы были с плодами». Вообще же большинство крестьян полагали праздник «встречей зимы и весны», поэтому среди его обычаев чисто христианских было немного: например, традиция, когда служители церкви носили по домам икону праздника.