Российские и норвежские рыбаки завершили мойвенную путину 2024 года со значительной прибавкой к прошлому году. Противостояние Норвегии и России началось осенью 2022 года, когда норвежские власти разрешили русским судам останавливаться лишь в портах Тромсё, Киркенес и Ботсфьорд.
Норвежцы испугались российских шпионов на Шпицбергене
Осложнения здесь неизбежны», — прогнозирует политолог. Несмотря на то, что Норвегия не входит в Евросоюз, ее отношение к России «среднее по Европе», добавляет эксперт. С другой стороны, Норвегия поставляет оружие на Украину. В этом вопросе более-менее адекватные отношения у нас остались только с Венгрией, Австрией, Мальтой, Кипром, Ирландией, Исландией и Люксембургом», — пояснил Трухачев. Норвегия, подчеркивает собеседник, и сама успешно производит некоторые виды оружия, например, противокорабельные ракеты и катера, «поэтому было бы странно, если бы Осло остался в стороне от поставок вооружений Украине».
Например, когда Йенс Столтенберг был премьер-министром, то не всегда следовал указке Соединенных Штатов. Знаменитый договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане Столтенберг подписал в 2010 году с Дмитрием Медведевым вопреки позиции США», — напомнил Трухачев. Ткаченко также согласен с тем, что среди остальных стран Северной Европы Норвегия демонстрировала условно прагматичный подход в отношении России, сохраняя свободное пересечение границы по шенгенским визам. По его словам, на фоне других поставщиков оружия Украине Норвегия действует не очень активно, однако это тоже одна из причин ухудшения отношений между странами.
Безусловно, Россия в большей степени зависела от трафика в Европу, нежели европейские партнеры зависели от трафика в Россию. Вес несопоставим, но Россия может условно сделать то же самое». Как известно, за последнее время въезд частных автомобилей с российскими номерами последовательно закрыли страны Балтии , Финляндия и Польша ссылка ведет на заблокированный в РФ ресурс.
Однако обозреватели отмечают, что Россия, по всей видимости, не спешит с введением зеркальных мер. Более того, она даже несколько упростила в последнее время въезд для европейцев, введя для них с 1 августа электронные визы. Они оформляются за четверо суток и действительны два месяца.
Притом что изначально санкционная политика ЕС в отношении России была вполне объяснима, сейчас ее смысл становится все сложнее понять, считает берлинский политолог Алексей Юсупов: Алексей Юсупов берлинский политолог «Произошло определенное извращение смысла санкций. Санкции — из разряда экономических, их аргументация в исходных документах заключается в предотвращении чрезмерных доходов для российского бюджета и тем самым в ослаблении российских государственных финансов.
Заявка является официальным представлением в ООН претензии государства на национальный континентальный шельф за пределами 200 миль от побережья. Комиссия должна будет рассмотреть материалы, обосновывающие эту претензию России, и либо признать наличие такого шельфа в определенных границах, либо отклонить заявку. То есть шельф России за пределами 200 миль от ее побережья Комиссией еще не признан, но, согласно заявке России участок I , уже «разграничен» Договором с Норвегией. Однако вернемся к самому Договору с Норвегией. Континентальный шельф Согласно статьям 15, 74 и 83 Конвенции ООН 1982 года, государства могут разграничивать морские зоны, прилегающие к их побережью и находящиеся под их юрисдикцией в соответствии с положениями Конвенции ООН 1982 года и национального законодательства. Иными словами, государство может разграничить с соседним государством только то, чем оно реально и правомерно обладает и что подтверждается нормами международного общего и морского права. Это еще одна императивная норма международного права.
В соответствии с положениями частей II и V Конвенции ООН 1982 года Россия априори правомочно обладает суверенитетом или суверенными правами в отношении четырех морских зон национальной юрисдикции внутренние морские воды, территориальное море, прилежащая зона и исключительная экономическая зона. Все эти зоны декларированы также национальным законодательством. Самая обширная из этих зон — исключительная экономическая зона. Прибрежное государство имеет право установить ее внешнюю границу в одностороннем порядке на основании положений и норм Конвенции ООН 1982 года, но не имеет права распространить исключительную экономическую зону на расстояние, превышающее 200 морских миль от ближайших точек своего побережья. Национальная юрисдикция прибрежного государства на морскую зону за пределами 200 миль регламентируется положениями части VI Конвенции ООН 1982 года континентальный шельф. В соответствии с международным правом при определенных обстоятельствах, а именно при наличии, а главное — соответствующим образом признанных доказательств, что подводное продолжение сухопутной территории, так сказать, конвенционный континентальный шельф, простирается за пределы 200 миль, прибрежное государство может установить свою юрисдикцию на его продолжение до границ, определенных в соответствии с положениями Конвенции ООН 1982 года и признанных Комиссией. Согласно пункту 8 статьи 76 Конвенции ООН 1982 года, прибрежное государство, желающее определить внешние границы своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль, представляет данные о таких границах, включая все необходимые результаты морских исследований и иные материалы, доказывающие наличие предполагаемого шельфа, в Комиссию, которая рассматривает поданную заявку и дает рекомендации прибрежному государству по вопросам установления такой границы. Только наличие признанного континентального шельфа за пределами 200 миль, границы которого установлены прибрежным государством на основе рекомендаций указанной Комиссии, дает государству право на его разграничение с установленным в аналогичном порядке континентальным шельфом соседнего государства. Поданная Россией 20 декабря 2001 года в Комиссию заявка на континентальный шельф Российской Федерации за пределами 200 морских миль, в части, касающейся Северного Ледовитого океана, была, по сути дела, отклонена.
Комиссия сочла недостаточными доказательства, представленные Россией в заявке, того, что ее шельф простирается за пределы 200-мильной зоны, и в своих рекомендациях предложила подготовить новую заявку с дополнительными объемными морскими исследованиями. Таким образом, у России в акватории Северного Ледовитого океана ни на момент заключения Договора с Норвегией, ни по сегодняшний день за пределами 200 морских миль от побережья не имеется общепризнанных, легитимных морских пространств под национальной юрисдикцией, которые можно было бы разграничить с соседними государствами в соответствии со статьей 83 Конвенции ООН 1982 года. Ввиду отсутствия действующей национальной юрисдикции морское дно и его недра в Северном Ледовитом океане за пределами 200 морских миль от побережья России равно как и США, Канады, Дании на сегодняшний день определяются в соответствии с частью XI Конвенции ООН 1982 года как «Район», который с его ресурсами «является общим наследием человечества» статья 136. Это составляет также официальную позицию МИД России, отраженную в ряде документов. Следует отметить, что никакие, даже ясно выраженные претензии прибрежных государств на морские пространства за пределами 200 миль от их побережья не изменяют статус морского дна и его недр в этих пространствах как «Района — общего наследия человечества» до тех пор, пока Комиссия не признает и не вынесет решения о наличии там национального континентального шельфа того или иного государства в определенных границах. Например, на сегодняшний день на морское дно и его недра в районе Северного полюса претендуют сразу несколько стран. Россия и Дания уже подали в Комиссию официальные заявки, в которых каждое государство включает район Северного полюса в свой национальный континентальный шельф. Канада готовится подать свою заявку в ближайшее время. В ходе подготовки своей заявки Канада не раз заявляла, что не собирается отказываться от своих притязаний на Северный полюс, и премьер-министр Стивен Харпер поручил правительству включить Северный полюс в заявку на расширение границ арктического шельфа.
Несколько лет назад в сенате США было заявлено о протяженности берегового морского шельфа США на 600 миль от побережья. Эти притязания вроде как до полюса «не дотягивают», но в любой момент США могут «вспомнить», что в 1909 году достигнувший его Роберт Пири заявил о праве владения Северным полюсом и прилегающей областью от имени президента США. Тем не менее, кто бы чего не заявлял и на что бы не претендовал, до тех пор, пока Комиссия не рассмотрит заявку и не вынесет своих рекомендаций, согласно которым морское дно и его недра в Северном Ледовитом океане за пределами 200 миль от побережья признаются национальным континентальным шельфом какого-либо государства, они будут иметь статус «Района — общего наследия человечества». С учетом положений статьи 137 это означает, что «Район» не может находиться под национальной юрисдикцией какого-либо государства и, соответственно, не подлежит какому-либо разграничению между государствами. Таким образом, неправомерность разграничения «Района» или морских пространств, не находящихся под национальной юрисдикцией, является императивной нормой международного права и международным обязательством России как государства — участника Конвенции ООН 1982 года. Эта точка находится на расстоянии 248 морских миль от ближайшей точки побережья России. При этом конечная точка линии разграничения согласно статье 1 Договора с Норвегией находится еще севернее упомянутой точки с координатами. Таким образом, в Северном Ледовитом океане Договор с Норвегией разграничивает морской пояс шириной более 50 миль за пределами 200 морских миль от ближайших точек на побережье России см. Согласно ст.
Однако, как было сказано выше, за пределами 200 миль юрисдикция России еще не признана мировым сообществом. Следовательно, там расположены морское дно и его недра, которые на сегодняшний день имеют статус «Района — общего наследия человечества». Нарушение Конвенции Пункт 1 статьи 137 Конвенции ООН 1982 года гласит: «Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются». Очевидно, что Россия нарушила эту норму международного права как государство — участник Конвенции ООН 1982 года. Россия является также государством — участником Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года далее — Венская конвенция. Основное положение статьи 53 Венской конвенции лаконично и однозначно: «Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права». Следует обратить внимание, что речь идет обо всем договоре, а не о какой-либо его части, а также о моменте заключения, то есть в нашем случае о 15 сентября 2010 года. Как говорится, «комментарии излишни».
Однако некоторые оппоненты ссылаются на Норвегию, мол, она ведь тоже подписала договор и «разграничила» свой законный шельф. Действительно, Норвегия 27 ноября 2006 года подала заявку в Комиссию на континентальный шельф за пределами 200 миль, в том числе и от побережья Шпицбергена как считают некоторые юристы-международники, и автор с ними полностью согласен, это нарушение положений Договора о Шпицбергене 1920 года. Комиссия эту заявку рассмотрела и 27 марта 2009 года вынесла рекомендации о признании, после внесения ряда поправок которые Норвегия практически тут же произвела , национальным континентальным шельфом Норвегии морское дно и его недра за пределами 200 миль до определенных в заявке границ. При этом самая восточная конечная точка признанной Комиссией внешней границы континентального шельфа Норвегии находится на расстоянии примерно 250 миль к северу от побережья Шпицбергена см. Границу между конечной точкой шельфа и линией на расстоянии 200 миль от побережья Шпицбергена так сказать, «боковую» границу шельфа Норвегии Комиссия не определяла. Поскольку в заявке Норвегии было указано, что на этом участке шельф Норвегии граничит с «шельфом» России, а разграничение морских пространств между государствами не входит в компетенцию Комиссии. При отсутствии признанного континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане за пределами 200 миль от побережья Норвегия, как участник Договора с Норвегией, по сути дела, установила внешнюю границу своего континентального шельфа, «договорившись» с Россией и «присвоив» компетенцию Комиссии. А поскольку к востоку от этого, последнего в Договоре с Норвегией отрезка линии разграничения до сих пор находится, как было сказано выше, «Район — общее наследие человечества», то Норвегия тоже нарушила свои обязательства государства — участника Конвенции ООН 1982 года п. В этой связи «аргументация» упомянутых выше оппонентов для автора «созвучна» оправданию, мол, «Норвегия нарушила, и нам можно».
Для Норвегии этот договор был архинужным, поскольку представлял собой еще один очень важный шаг на пути к денонсации Договора о Шпицбергене 1920 года, который Норвегии как кость в горле. Поэтому действия Норвегии понятны. А России-то это зачем? Пикантность создавшейся ситуации придает тот факт, что 15 декабря 2014 года Дания официально подала генеральному секретарю ООН свою частичную заявку на расширенный континентальный шельф в Арктике. Согласно этой заявке шельф Дании, в частности в районе моря Лаптевых, граничит с внешней границей исключительной экономической зоны России, а в районе Шпицбергена — с линией, отстоящей на 200 миль от побережья Шпицбергена то есть включая в себя и континентальный шельф Норвегии за пределами этой линии. Нотой от 17 декабря 2014 года Норвегия известила генерального секретаря ООН о том, что она не имеет возражений против рассмотрения и вынесения рекомендаций по этой частичной заявке Комиссией. А Россия еще в марте 2014 года подписала соглашение, что не будет возражать против рассмотрения Комиссией заявки Дании.
В ходе мероприятия также обсуждалось состояние российско-норвежских отношений, Титов обратил внимание посла на деструктивность антироссийской линии Осло, так как она подрывает основы двустороннего взаимодействия. В МИД РФ отметили, что практически свернуто торгово-экономическое сотрудничество, нарастают трудности в сфере рыболовства.
МИД: Россия призвала Норвегию к диалогу по решению проблем со Шпицбергеном
Российские рыбопромышленники увеличили вылов мойвы в 2,2 раза по сравнению с результатом прошлого года: к 22 апреля объем добычи достиг 50,9 тыс. Напомним, мойва входит в топ самых популярных видов рыбы у россиян. Добыча мойвы традиционно ориентирована на внутренний рынок.
Об этом сообщили «Аргументы и Факты». О том, возможно ли в перспективе восстановление отношений и интересна ли в целом нашей стране дружба с Осло в каких-либо сферах, рассказал сенатор РФ от Ленинградской области Сергей Перминов в статье Online47. Ранее в Польше отказались приглашать представителя России на памятные мероприятия, посвященные годовщине освобождения узников концлагеря Освенцим. Таких примеров, к сожалению, немало.
Для нас это очень важно»,— сказала министр в интервью местной газете VG. Но нам нужно защищать интересы Норвегии»,— отметила министр. По итогам переговоров российская сторона предложила Норвегии начать диалог между оборонными ведомствами на высоком уровне. Новости партнёров: Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы выражаете свое согласие на условия использования интернет-сервиса «Яндекс.
Тогда отмечалось, что для Греции закреплен лимит на найм работников в 34 человека, для Дании - 20, Словакии — 16, а Словения и Хорватия вообще не смогут принимать сотрудников в свои дипломатические миссии и консульские учреждения в России. Сайт KP. RU также писал, что власти Норвегии в октябре 2022 года ввели очередной пакет санкций в отношении России. В список попали 30 чиновников и семь организаций.
Норвегия: последние новости
Россия не отдаст новые регионы ни при каких условиях, в том числе и в обмен на замороженные на Западе российские активы. Норвегия не сможет заместить Россию на европейском газовом рынке, заявил посол России в Осло Теймураз Рамишвили в беседе с РИА Новости. Последние новости. Российские и норвежские рыбаки завершили мойвенную путину 2024 года со значительной прибавкой к прошлому году. Россия и Норвегия Политика Межрегиональное и приграничное сотрудничество Рыболовство Здравоохранение Торгово-экономические отношения Культура Образование и исследования ЯРБ и природоохранное сотрудничество Энергетика Содействие бизнесу Обучение в России. Норвегия дружественная страна России или нет.
Грядет денонсация договора с Норвегией о Баренцевом море
Все материалы МИД Норвегии 13 апреля объявил о высылке 15 российских дипломатов. По версии Осло, все они являются офицерами разведки, поэтому их следует объявить в Норвегии персонами нон грата. При этом по словам главы норвежского внешнеполитического ведомства Анникен Хюитфельд, Осло в целом намерен поддерживать с Москвой нормальные дипломатические отношения. Само собой, возникает вопрос, в каком именно состоянии на данный момент находятся отношения двух стран, и каких именно целей хотят добиться норвежские власти, формируя свою политику на российском направлении. Норвегия является членом НАТО и, соответственно, участвует во всех мероприятиях Североатлантического альянса, направленных на противодействие России. В числе прочего, она активно поставляет оружие Украине. Номенклатура этих поставок с течением времени расширяется и наращивается: если весной 2022 года Осло предоставлял Киеву противотанковые ракеты и портативные комплексы ПВО, то впоследствии речь пошла о передаче самоходных артиллерийских установок, реактивных систем залпового огня, танков тех самых немецких "Леопардов" , БМП и другой тяжёлой техники. В рядах ВСУ воюют норвежские боевики и наёмники. В этом смысле Норвегия просто делает то, что делают большинство западных стран. Но в большей степени её намерения и устремления в отношении РФ демонстрируют действия Осло в северных морях и в Арктике. Напомним, данный регион является ареной постоянно растущих противоречий между Россией с одной стороны, и США и их союзниками, в число которых входит и Норвегия — с другой.
В данный момент он активно милитаризируется.
В рядах ВСУ воюют норвежские боевики и наёмники. В этом смысле Норвегия просто делает то, что делают большинство западных стран. Но в большей степени её намерения и устремления в отношении РФ демонстрируют действия Осло в северных морях и в Арктике. Напомним, данный регион является ареной постоянно растущих противоречий между Россией с одной стороны, и США и их союзниками, в число которых входит и Норвегия — с другой. В данный момент он активно милитаризируется. В интервью Украина. Американцы там тоже стали ходить. Недавно на Балтику заходил их очень большой корабль с "Томагавками".
Это будет продолжаться. Нельзя сбрасывать со счетов флот Нидерландов, Германии и Дании Стоит напомнить, что в 2010 году Россия и Норвегия провели демаркацию границы в Баренцевом море и в Северном ледовитом океане, по итогам которой норвежской стороне отошли сотни тысяч квадратных километров территории, богатой рыбой и углеводородами. До этого норвежские пограничники регулярно арестовывали находившиеся в спорной зоне российские суда, причём речь шла не только о рыболовецких траулерах в Осло постоянно муссировали тему якобы незаконного вылова рыбы в норвежских территориальных водах , но и об обычных сухогрузах. Однако и после этого подобные инциденты происходить не перестали: норвежская береговая охрана до сих пор с определённой периодичностью задерживает российские корабли в районе Шпицбергена.
Норвегия не является страной-участницей Европейского союза, однако поддерживает большую часть санкций, которые вводит Брюссель в отношении Москвы. Так, Осло с 3 октября запретит въезд в страну автомобилей с регистрацией в РФ. Ранее сообщалось, что ЕС приступил к обсуждению нового 12-го пакета антироссийских санкций.
Как напомнили в Росрыболовстве, в 2021 году Россией и Норвегией было принято решение о том, что правило управления запасом трески будет действовать еще пять лет.
На 2023 год Россия и Норвегия установили общий допустимый улов ОДУ северо-восточной арктической трески в объеме 566,8 тыс. Квота добычи трески для России составит 241,8 тыс. Согласованный размер квоты по другим видам рыб не уточняется.
Норвегия пополнила список недружественных России стран
Прямого авиасообщения между Россией и Норвегией нет из-за санкций. А с 3 ноября запрещен въезд в Норвегию на легковых автомобилях с российскими номерами вместимостью до девяти человек. Осло, руководствуясь санкциями Евросоюза, закрыл единственный пункт пропуска между Россией и Норвегией. Мель заявил, что Норвегия может закрыть свою границу, если увидит экспоненциальный рост числа просителей убежища из России. Для этого Норвегия и Россия договорились о квотах на вылов рыбы, чтобы регулировать ее поголовье. самые актуальные и последние новости сегодня.
Норвегия осложнит работу России в Арктике
Отношения России и Норвегии в рыбопромысловой сфере выстраивались годами, были разные трудности от спорных зон для освоения квот (в том числе по Шпицбергену) до работы в пандемию коронавируса. Норвегия включена в список стран, «совершающих недружественные действия против российских дипломатических и консульских представительств». WSJ: Норвегия выдворяет российских дипломатов, Россия обещает ответить тем же. Российское правительство включило Норвегию в перечень государств, совершающих по отношению к РФ недружественные действия. Норвегия выступила против нахождения войск НАТО у границы с Россией Правительство Норвегии хочет, чтобы военные самолеты и корабли НАТО «держались на некотором расстоянии» от норвежско-российской границы, заявила глава МИД Норвегии Анникен. Отношения между Россией и Норвегией на архипелаге Шпицберген остаются прагматичными даже на фоне усложнения геополитической ситуации, заявил РИА Новости генконсул России Андрей Чемерило.