Новости назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий

Древнерусское государство норманский ломоносов норманская теория норманская теория, направление в историографии, сторонники которого считают норманнов варягов основателями государства в древней.

Теория антинорманистов о происхождении русского государства. Норманская теория

те главное расхождение норманнской и антинорманнской теории. династию правителей Руси называли Рюриковичами? Противостояние сторонников норманнской и антинорманской теории, пожалуй, одно из самых долгих в истории. Сущность «норманнской» и «антинорманнской» теорий образования древнерусского государства. Назовите главное расхождение норманской и антинорманской теорий. Трудности с пониманием предмета? Глава 1. Этапы в развитии норманской и антинорманской гипотез. 1.1 Предыстория противостояния В 862 году, согласно Повести временных лет, племена ильменских словен, кривичей.

Норманисты и антинорманисты. Трехсотлетний спор

Антинорманская теория происхождения Древнерусского государства возникла благодаря решительному выступлению Ломоносова против теории норманской. Норманская теория и ее научная несостоятельность. Норманнская теория утверждала, что государственность на русь принести варяги (норманны), антинорманская-что государственность на руси сформировалась в результате естественных процессов социальных и экономических.

Норманнская теория или славянская, кто прав в происхождении Руси?

1. Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теории? Главная проблема что норманской, что антинорманской гипотез сводится к тому, что обе они оперируют ложными исходными понятиями.
Основные плюсы и минусы норманнской теории 1Норманнская теория предполагала то, что Древнерусское государство возникло только благодаря варягам, а антинорманнская отрицала влияние варягов на образование государства.
Назовите главное расхождение норманской и антинорманской теорий. - те главное расхождение норманнской и антинорманнской теории. династию правителей Руси называли Рюриковичами?

Остались вопросы?

Норманская теория | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов Назовите главное расхождение норманской и антинорманской теорий. 129 просмотров.
Норманская теория: что из себя представляет, кратко, главное и суть, антинорманнские идеи Собственно, одним из основных камней преткновения между последователями норманнской и антинорманнской теория происхождения Древнерусского государства является спор об этнической принадлежности как Рюрика, так и варягов в целом.
Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий 🤓 [Есть ответ] Главная проблема что норманской, что антинорманской гипотез сводится к тому, что обе они оперируют ложными исходными понятиями.
1. Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теории? Антинорманнская теория происхождения древнерусского государства Прежде чем углубится в историю, будет лучше, если сначала узнать что это вообще такое – антинорманнская теория, какова её сущность и.

Вопросы к параграфу 5 — ГДЗ по Истории 6 класс Учебник Арсентьев, Данилов. Часть 1

Байер, Г. Миллер , работавшие тогда в России, выдвинули версию о том, что варяги-русь — это норманны, точнее, шведы. Они утверждали, что без приглашения правителей-норманнов славяне не смогли бы создать своё государство и культуру. Тех, кто считал варягов норманнами, стали называть норманистами.

Кем бы ни был Рюрик, его приглашали на княжение. То есть сам институт княжеской власти, а значит и государственность у славян уже была. Это если Рюрик существовал на самом деле. Почему династию правителей Руси называли Рюриковичами? Последующие князья были потомками Рюрика, от которого династия и стала так называться.

Какие из перечисленных в параграфе документов были написаны на русском, а какие на других языках? На русском языке не был написан ни один из упомянутых в параграфе документов. Выскажите своё мнение по поводу спора норманистов и антинорманистов. Приведите аргументы в защиту того мнения, которое вы считаете более убедительным. Повесть временных лет создана почти через 300 лет после того, как Рюрика якобы пригласили славянские и фино-угорские племена. Летописец не мог опираться на некие источники того времени, потому что кириллица ещё не распространилась на земли восточных славян. У славян, возможно, были некие свои письмена про которые упоминают арабские путешественники , но нет сведений про какие-либо записанные ими хроники. Обычно в таких случаях помогают другие источники, которые рассказывают про те же события.

Но в случае с Рюриком таковых нет — про его приглашение на княжение к народам вокруг Ладожского озера пишет только «Повесть временных лет»: те же «Бертинские анналы» упоминают просто племя рос, но не Рюрика. Потому на мой взгляд правы те, кто считает весь этот рассказ просто легендой.

Хитростью выманил он Аскольда и Дира из города и убил их. Киевляне, оставшись без князей, подчинились Олегу.

Таким образом, он объединил два важнейших центра восточных славян — Новгород и Киев. С этого времени Киев стал главным русским городом. Далее Олег подчинил себе и другие славянские племена — древлян, северян, радимичей и др. Объединение Новгородского и Киевского княжеств является вторым этапом 2-ая половина IХ - середина Х в.

В 906 г. Олег совершил поход на Константинополь, столицу Византии. Свирепые воины с севера были беспощадны, убивали пленных, опустошали все окрестности. И чтобы сохранить свои города, Византийский двор предложил уплатить большую дань русским.

Кроме того, князь потребовал разных льгот купцам, греки согласились на все требования Олега. Через пять лет после похода он скрепил свой мир с греками письменным договором, очень выгодным для Руси. Олег умер в 912 г. В конце 9 века по соседству с русскими появились новые орды кочевников — печенегов.

Эти кочевники враждовали с русскими; иногда греки подкупали печенегов, чтобы те нападали на русских. По примеру Олега, Игорь сделал большой набег на Грецию. На этот раз руссы напали на азиатские берега империи, где стали страшно свирепствовать, но в морском сражении с греками потерпели поражение. Чтобы загладить стыд своего поражения и отомстить грекам в 945 г.

Игорь снова направился на Константинополь, наняв норманнов и печенегов. В результате греки вновь были вынуждены заключить мирный договор. В этом же году Игорь был убит древлянами во время очередного сбора дани. Вдова Игоря Ольга 945-957 хитро и жестоко отомстила за смерть мужа.

Затем она установила фиксированную норму дани.

Из текста жития следует, что во второй половине viii века русы вошли в Крым из Донско-Донецкой области и, не дойдя до Сурожа, разграбили все побережье Крыма, от Херсонеса до Керчи. Сомнительно, чтобы в период переселения столь малочисленное с точки зрения славян племя русов оно даже не зафиксировано в летописной этнографии могло одновременно вести столь масштабные военные действия на юге. Так кто же такие русы? Прежде чем позволить себе сделать окончательный вывод, приведем все факты, собранные Л. Гумилевым, которые помогут нам разобраться в проблеме. Этноним "взросление" впервые был зафиксирован в 4 веке Иорданом в критике "вероломного народа росоманов" за то, что они помогли победить готов гуннов. Немецким летописцам Руса Росса также известна как руги. На тождество этнонимов Руга и Руса, помимо Л. Гумилева, указывает и историк А.

По словам Кузьмина, руги упоминаются уже в 307 году, как Федераты Римской империи. Они классифицируются как немецкая группа, однако, по мнению А. Кузьмина, руги русы не немцы, а иллирийцы. Широкое расселение этого этноса привело к нестабильности этнонима: руги, роси, русы, русины. Их основное занятие-военные походы. На основе этих и других материалов, накопленных нашей исторической наукой, можно провести логическую реконструкцию, которая позволит получить непротиворечивую картину того, как руссы появились на нашей исторической сцене, и, следовательно, установить их этническую принадлежность. Мы знаем, что примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры индоевропейская языковая группа начала распадаться. До ВТОРОГО тысячелетия до нашей эры от него отличались индоиранцы, до середины 1-го тысячелетия до нашей эры-балтославы, примерно в то же время-протогерманские племена. Примерно в 4-6 веках до нашей эры последние были разделены на западные, восточные и северные германские племена. Можно предположить, что именно в этот период в Скандинавии появилось племя, которое впоследствии будет записано под именем русов, ковров, россомонов и т.

Однако, в отличие от свинов, датчан и норико руги-русь не закрепилась надолго на скудных северных землях. Возможно, они даже прибыли туда позже, чем другие германские племена, и потому не могли там удержаться, теснимые подозрительными старожилами. Из Скандинавии руги-русы пришли к южным берегам Прибалтики. Когда это могло случиться? Известно, что во II - начале iii века другие германские племена - готы-покинули южную Балтику. В самих Прибалтийских Государствах, по преданию, они появились, придя из Скандинавии, а оттуда ушли на степные просторы современной Украины. Исходя из этого, можно предположить, что руги-русы, скорее всего, пришли в Прибалтику либо раньше готов тогда именно они их изгнали , либо позже. Однако в любом случае они, как и готы, недолго оставались в Прибалтике, а ушли на юг, где они, как и готы, отчетливо зафиксированы в начале 4 века. Из этого можно сделать вывод, что руссы, скорее всего, племя, вышедшее из протогерманского этноса и в силу каких-то не совсем понятных обстоятельств вынужденное было вести бродячий образ жизни, почти никогда не задерживаясь так долго, чтобы оставить после себя заметный след. Однако, не по злой иронии судьбы, они все же нашли вечность своего имени именно там, где им предстояло раствориться и исчезнуть с исторической сцены окончательно-у восточных славян.

Как и варяги Рюриковичей, они имели только протогерманское происхождение. Для славян они были, прежде всего, славными воинами, отдавшими свои мечи на службу им, более склонными к оседлости и хозяйственной основательности. Таким образом, в формировании русской нации и государства принимали участие не два элемента славяне и варяги , как предполагалось ранее, а три: славяне, Русь и варяги. При этом каждый из них выполнял свою особую функцию. Первые были фактически людьми, создавшими культуру и саму жизнь будущего народа. Последние образовали профессиональный военный элемент, который не оставил будущему народу ничего, кроме имени, и полностью растворился в славянском мире. И, наконец, варяжские князья и их дружины, которые выполняли роль, говоря современным языком, политического руководства. И князь Владимир выгнал оттуда варяжские дружины, а не Русь, которая к моменту его правления почти слилась со славянами. Россия дала нам только имя, а варяги, несомненно, сыграли какую-то роль в формировании нашей государственности, но не доминирующую, как многим хотелось бы думать. Результаты противостояния норманизма и антинорманизма Изучение проблемы образования государства у восточных славян долгое время было неотделимо от сюжета "Повести временных лет", обычно именуемого "сказанием" о призвании варяжских князей.

Ученые и не только разделились на два лагеря - норманистов и антинорманистов по вопросу об образовании древнерусского государства. Некоторые из них отнеслись к сообщению летописца с высокой степенью доверия Н. Карамзин, С. Соловьев и др. Однако сегодня эти споры заметно утратили свою остроту хотя нередко в западных и прозападных околонаучных публикациях ставится вопрос о неспособности славянских народов вообще и России в частности создать более-менее приличное государство без помощи Запада. Сегодня все больше и больше фокус дискуссии смещается от второстепенных вопросов, которыми, несомненно, являются вопросы родословной Рюрика или родового имени, к более значимым вопросам - к реальным причинам возникновения ранних государственных образований. И здесь, прежде всего, встает вопрос о реальных взаимоотношениях славян со своими соседями. Эти отношения были очень напряженными. Славяне подвергались нападению с двух сторон: с севера на них давили скандинавские племена, с юга им приходилось противостоять нападениям степных кочевников. Но если последние были не просто враждебны славянам, но и чужды по своему образу жизни, то у них были и общие интересы с варягами: их объединяло общее стремление совершать грабительские походы на богатые владения Византии.

Таким образом, были созданы условия для заключения между ними своеобразного соглашения, которое установило бы определенный баланс сил в этой части Европы: славяно-варяжское объединение с целью совместного наступления на Византию и противостояния кочевникам. Конечно, это " соглашение "было весьма условным, оно во многом" заключалось " под давлением, но все же взаимный интерес славян и варягов друг к другу был неоспорим. Кроме того, как видно даже из летописного рассказа, славянское общество все больше погружалось в пучину конфликтов, которые становилось все труднее разрешать самостоятельно. Требовался внешний арбитр, которого нельзя было заподозрить в симпатиях к той или иной из конфликтующих сторон. Таким образом, древнерусское государство возникло в результате нарастания противоречий внутри славянского общества, которые не могли быть разрешены изнутри самого этого общества и поэтому, ради самосохранения, должно было прибегнуть к помощи внешней силы, с которой у него, к тому же, были общие интересы. Естественно, что не варяги создали древнерусское государство; мы имеем дело с двусторонним точнее, многосторонним процессом, в котором внешние и внутренние факторы равны и неотделимы друг от друга. Дело не в более высоком уровне культуры того или иного народа они примерно равны, но различны, но не по линии "высшее"-"низшее" , а в противопоставлении разнородных элементов, синтез которых порождает совершенно новый сплав. Первые правители Древнерусского государства-Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир I-были варяжскими князьями по национальности, активно опирались в своих действиях на варяжские дружины и часто рассматривали Русь как временную резиденцию как, например, Святослав, мечтавший перенести столицу из Киева на Дунай. Однако постепенно, по мере проникновения славянской племенной элиты в военную среду, а также в результате полученного от Византии отпора, агрессивные устремления стали ослабевать, превращая Русь в самодостаточное, самоценное образование для самих ее правителей. Это создало условия для постепенного формирования России как государственного образования с функциями, присущими каждому государству.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних факторов при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IX-X вв. Социально-экономические факторы способствовали расслоению общества и обособлению правящей элиты. Социально-политические факторы способствовали отделению и возвышению княжеской дружины. Идеология использовалась для укрепления власти. В то время язычество и религия служили этой цели. Внешние факторы резко усилили этот процесс. Некоторые авторы преувеличивают роль внешних факторов в формировании государства. По-видимому, союз с варягами был своеобразным катализатором этого процесса.

Со времени создания норманнской и антинорманнской теорий прошло более двух с половиной столетий. За это время накопилось огромное количество нового исходного материала, и надежды на то, что вопрос будет окончательно решен, не оправдываются. И норманнская, и антинорманнская теории развивались с разной интенсивностью все это время, и по сей день каждая имеет большое количество сторонников.

История противостояния норманизма и антинорманизма

Сторонники антинорманской теории считали, что до прихода варягов государство уже было, только правители были варяжского происхождения, потому что древнерусские князья не могли договориться о том, кто же будет править.

Ключевским, признавала норманнскую теорию, отмечала факт добровольного приглашения высшей власти народом, в отличие от Запада, где государство образовалось в результате завоеваний и насилия. Исследователи Б.

Греков, С. Юшков, М. Тихомиров, признали внутренние причины происхождения Киевского государства, не отвергали роль варягов в ускорении темпов данной процессии.

Со временем в советской историографии утвердился воинствующий антинорманнизм в форме реакции на позицию историографов зарубежного происхождения, которые отрицали роль славян в образовании собственного государства. На сегодняшний день не существует крайнего противоборства сторонников и противников норманнской теории образования Древнерусского государства. Речь идет о степени влияния варягов на процессию становления государственности восточных славян.

Большая часть историков признали принесение на славянскую территорию особенных отношений князя и дружины, закрепление династии Рюриковичей, но не преувеличивают данное влияние, потому, как отмечал еще в 18 веке М.

Он предполагал, что в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика. Рыбаков отрицал ту выдающуюся роль варягов на Руси, которую им предписывали норманисты. Он считал, что норманны не имели никакого отношения ни к первичному процессу формирования союзов племён в VI-VII веках, ни к сохранности и устойчивости политических границ в X-XII веках, ни к той культурной общности, которая наблюдается внутри этих границ, ни к объединению этих общностей воедино.

Той силой, которая объединила отдельные союзы племён, Рыбаков, признавал Русско-Полянский союз, который возник в среднем Приднестровье, окреп в успешной борьбе с аварами и хазарами и был известен под именем «Рос» на Ближнем Востоке уже в VI веке н. Рыбаков в своих работах использовал ряд источников, прежде тенденциозно игнорировавшихся. Подводя итоги обзору советской историографии по норманнской проблеме, следует отметить, что труды советских историков имели в целом положительное значение. Советская историческая наука решительно отказалась от норманизма, объявив норманнскую теорию антинаучной.

Впервые за двухсотлетнее существование антинорманизм был поставлен на прочную методологическую теоретическую основу. Теория Западного славянства С. Лесного При описании взглядов на норманнский вопрос в XX веке стоит отметить историка Сергея Яковлевича Парамонова 1894-1967 больше известный под псевдонимом Лесной. С 1953 по 1960 год в Париже и Мюнхене 10 выпусками вышла книга С.

Лесного «История руссов». В работе с постепенным нарастанием излагаются факты, подбираемые автором в двух направлениях: возражения на все доводы норманистов и доказательства того, что Рюриковичи были западными славянами. Таким образом, опровергается норманнская теория, а заодно доказывается документальными данными справедливость выдвинутой ещё Ломоносовым теории западнославянского происхождения русского государства. Основным положением «Истории руссов» является изучение летописного памятника «Житие Отгона Бамбергского» - первокрестителя поморских славян.

Оказалось, что во времена Отгона Бамбергского 1-я четверть XII века ругов полабских славян в западной Германии называли также "рутенами" или "русинами", а страну их "Русинией", т. Вместе с тем, по мнению автора, рушится и всё построение норманнской теории о существовании германской Руси и германском происхождении Рюриковичей. В своё время Байер ссылался на двух авторов - Бернгарда Латома и Фридерика Хеминиция, занимавшихся их генеалогией. Согласно этим авторам, он назвал отцом Рюрика некоего Годелайба, который жил около 840 года и был сыном славянского князя Витислава, о котором сохранились довольно отчётливые исторические сведения.

Впрочем, уточнение имён не имеет особого значения само по себе, важно то, что они были славяне. Следующая крупная работа С. Лесного «Откуда ты Русь», в России была издана 1995 году. Преимущество этого труда по сравнению с «Историей руссов» заключается в том, что автор даёт в нём стройную, законченную концепцию возникновения славянского государства и культуры Древней Руси.

Обе книги содержат много спорных, но независимых и интересных суждений по широкому кругу проблем Древнерусского государства. Труды Лесного отличает редкий для западноевропейской исторической литературы патриотизм и любовь к России. Исследуя корни славян, автор столкнулся с поразительным фактом, необъяснённым и вовсе не оценённым историками для славян - самого крупного и в прошлом и настоящем народа Европы, не находится места когда речь заходит об их происхождении. Все народы: германцы, кельты, угро - финны и т.

На основании исследования первоисточников С. Лесной сделал заключение, что вся Средняя Европа от устья Эльбы до устья Дуная была издревле заселена славянами. Ошибка заключается в том. Что историки, главным образом немецкие, приняли огромное количество славянских племён за германские.

Родилась даже дикая теория о существовании германцев уже в первые века нашей эры от Рейна до Дона. При таком допущении естественно на карте Европы никак не могли найти место для славянских племён. На деле же руги, вандалы, лужичи, карпы, бастарны и другие был не германцами, а славянами. В результате изучения норманнской теории С.

Лесной пришёл к выводу, что никакой существенной роли в создании государственности и культуры Древней Руси германцы не сыграли, ибо государственность и культура были свои, созданные своими руками, ещё веками до этого. Заключение Сторонники норманизма относят норманнов варягов скандинавского происхождения к основателям первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет начало XII века , дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Сторонники антинорманизма отвергают и опровергают норманистические концепции происхождения первой правящей династии Руси и создания русского государства.

Не отрицая участия скандинавов в политических процессах на Руси, антинорманисты критикуют преувеличенное, по их мнению, в рамках норманнской теории, значение такого участия. Начиная с В. Татищева и М. Ломоносова, сторонники антинорманизма подчёркивали и подчёркивают проявление Российской государственности в Скифии и Сарматии, Готии и Гуннии, Боспорском царстве и Приазовской Болгарии, Тюркском каганате и Хазарии, «северных архонтствах» раннесредневековой Византии.

Вряд ли Нестор, выдвинув в знаменитой «Повести временных лет» свою теорию на тему образования русского государства, мог предвидеть, какие бурные дебаты вызовет позднее у потомков сказание о призвании варягов. В настоящее время окончательная точка в норманнском вопросе так и не поставлена. В мировой исторической науке до сих пор практически безраздельно господствует норманизм. По-прежнему существуют и верные приверженцы «норманнской теории», и сторонники западнославянского происхождения Руси, и огромное количество тех, кто выдвигает критические замечания по поводу обеих теорий и пытается создавать что-то своё.

Старая полемика, как бы мы не старались, не уходит от нас в далёкое прошлое. Новое поколение ученых включается в старую дискуссию. Известны новые "антинорманнские", а точнее говоря, просто славянские гипотезы формирования Киевской Руси. Появляются и комплексные взгляды на процесс создания государства у восточных славян и роль в этом процессе разных компонентов, в том числе и скандинавского.

Настораживает лишь тот факт, что снова решение норманнского вопроса во многом носит политический характер. Список использованной литературы 1. Русь, откуда ты? Ломоносов М.

Иловайский Д. Разыскания о начале Руси - М. Шахматов А. Широкова Е.

Норманизм и антинорманизм.

Отрицает влияние варягов на формирование Руси. Утверждает, что Русь уже существовала как самостоятельное славянское государство, и варяги играли незначительную роль. Подчеркивает внутренние факторы и процессы, такие как торговые связи и политические союзы между славянскими племенами.

Роль в формировании Руси Утверждает, что варяги внесли значительный вклад в политическую, социальную и культурную сферы Руси. Подчеркивает их роль в установлении правления и объединении городов и территорий в единое государство. Подчеркивает внутренние факторы и процессы, такие как расширение торговых связей и политические союзы между славянскими племенами, как более значимые факторы в развитии Руси. Доказательства Основывается на исторических источниках, археологических находках и лингвистических данных, которые указывают на присутствие варягов в древней Руси.

Норманская теория 6 класс история россии

Начало отечественной государственности. Норманская и антинорманская теории Противостояние сторонников норманнской и антинорманской теории, пожалуй, одно из самых долгих в истории.
Вопросы к параграфу 5 — ГДЗ по Истории 6 класс Учебник Арсентьев, Данилов. Часть 1 Норманнская теория утверждала, что государственность на русь принести варяги (норманны), антинорманская-что государственность на руси сформировалась в результате естественных процессов социальных и экономических.
В чем слабость норманнской теории Норманская и антинорманская теории. Норманская теория Аргументы в пользу норманистов и антинорманистов.
Антинорманская и норманская теория происхождения древнерусского государства Норманнская теория: кратко о происхождении, авторы идеи, сравнение норманнской и антинорманнской теории, а также изучение сильных и слабых сторон обеих гипотез.

2.3. Дискуссия норманистов и антинорманистов

В этом смысле они воспримут и немецкое вторжение. Ибо это будет осуществлением их желания: «Приходите и владейте нами». Поэтому у русских не должно создаваться впечатления, что вы в чем-то колеблетесь. Вы должны быть людьми дела, которые без лишних слов, без долгих разговоров и без философствования четко и твердо выполняют то, что необходимо.

Тогда русские будут вам услужливо подчиняться». Таким образом, норманнская теория происхождения нашего государства оказала сильное влияние на развитие международных отношений СССР с Германией в XX веке. А также, с уверенностью можно сказать, что данная теория в интерпретации А.

Гитлера привела к уничтожению миллионов людей. Полемика норманнистов и антинорманнистов периодически возобновляется, но из-за недостатка данных многие современные исследователи склоняются к компромиссному варианту, появилась умеренно-норманнистская теория. Согласно ей, варяги оказали серьезное влияние на древних славян, но будучи малочисленными, быстро усвоили славянский язык и культуру своих соседей.

Известны новые антинорманнские гипотезы формирования русской государственности. Рождаются комплексные взгляды на процесс возникновения государства у восточных славян и роль в этом процессе разных компонентов. Настораживает лишь тот факт, что снова решение норманнского вопроса во многом носит политический характер.

В ходе своей работы мне интересно было выяснить, как к этим теориям относится современная молодежь. Опрошено было 154 человека. Исследование проводилось анонимно, чтобы результаты были более объективными.

Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов: 1. Знаете ли Вы о норманнской теории происхождения государства? Согласны ли Вы с тем, что без помощи извне наши предки не смогли бы самостоятельно создать государство?

Считаете ли Вы, что норманнская теория выступала деструктивным инструментом в истории нашего государства? Результаты социологического опроса оказались непредсказуемы и удивительными. Они отображены на следующих диаграммах.

Ответ на данный вопрос показал, что большая часть респондентов знают о норманнской теории происхождения Руси. Но стоит отметить, что процент большинства не на столько велик, чтобы мы могли утверждать о знании молодежи колледжа изучаемой теории. Следующий предложенный вопрос был сформулирован таким образом, чтобы мы могли сделать выводы о патриотизме студентов.

Исходя из результатов, мы пришли к следующему выводу.

Большинство антинорманистов сейчас считают, что варяги приплыли в Новгородскую землю с южного или восточного берега Балтийского моря. На южном берегу Балтики тогда жили племена западных славян. Одно из них в Европе называли варинами ваграми , а их столицей был город Рерик. Варины, так же как и скандинавы, совершали морские походы, нападали на далёкие земли.

Таким образом, в 839 году Русь именуется шведским племенем, что в то же время противоречит имени их царя - Хакан, что вызвало множество различных толкований. Под этим именем одни подразумевают германское, скандинавское имя "Гакон", а другие прямо переводят это " Чаканус "со словом "каган", подразумевая здесь хазарского хана… Во всяком случае, известие о Бертенских хрониках до сих пор путает все теории" Не намного убедительнее сообщения епископа Лиутпранда, которых немало - два: "На севере Константинополя живут Угры, печенеги, хазары, русы, которых мы называем Нордманами, и булгары, ближайшие соседи", а в другом месте он вспоминает рассказ своего отчима о нападении Игоревой Руси на Константинополь и добавляет: "Это северный народ, который греки называют Русами по их внешнему качеству, а мы по их положению-Нордманами. Если взять слово Нордманы в скандинавском смысле, то получается, что русы, поселившиеся на Днепре, до сих пор продолжают так называться, несмотря на то, что с момента их выхода из Скандинавии прошло более 100 лет. Если подразумевается собственно происхождение России, то кто помешал прямо указать на нее, а не выражать в расплывчатых выражениях? Лиутпранд непосредственно помещает русов в соседство с Уграми, печенегами и хазарами, и это соответствует положению Днепровской Руси и совсем не вписывается в концепцию Скандинавии.

В качестве не менее убедительных контраргументов Норманистам можно привести еще много известий от арабских авторов, квалификация которых не вызывает сомнений, а также провести параллели с легендами о призвании иноземных князей, существующими у других народов. Но следующий аргумент все же наиболее убедителен. Почему же такое замечательное событие, как завоевание большой страны на юге, никак не отражено самими скандинавами в их знаменитых сагах? Казалось бы, подвиги могучего царя Рюрика должны быть достойно воспеты сладкоголосыми скальдами, оставшимися на его родине, но они об этом умалчивают. О меньших и менее славных победах викингов вся суть которых состояла в стремительных набегах и разграблении побережий известно более чем достаточно. Даже если бы вышеупомянутый Рюрик сделал что-то неподобающее дома перед отъездом на юг, все равно остались бы свидетельства его позорного бегства от праведной мести какого-нибудь Эрика Кровавого Топора. Но, увы, ничего подобного до сих пор не найдено, и мы смеем надеяться, что оно никогда не будет найдено. Это означает, что норманнская версия происхождения русской государственности-обычная надуманная теория, которая, однако, захватила весьма уважаемых личностей. Лучше всего, она была той, кто пытался оправдать законность своего временного правления над великим и могущественным народом, при этом презирая. Противоречия славянской версии Было бы нечестно не указать на недостатки славянской версии, которых не так много, но нельзя не обратить внимания на их значение, что и сделал Л.

Работа по их изучению только сделает более жизнеспособной саму патриотическую идею. Древние летописи, в том числе и "Повесть временных лет", всегда четко различают Русь и русских славян. И это подчеркивается в очень характерных деталях. Не будем перечислять всех случаев, но вспомним хотя бы описание возвращения Олега после похода на Царьград в 907 году: "И сказал Олег:" Шьют паруса из паволока для Руси, а коприн паруса для славян", и было так. Так, говоря о борьбе князя Владимира с мордовским князем Пургасом в 1229 году, Соловьев отмечает: "В том же году сын русского присяжного Пуреша напал на Пургас с половцами, побил всю его Мордовию и Русь. Русы брили головы, оставляя пучок волос на макушке, славяне стригли волосы "по кругу". Русь жила в военных поселениях и " кормилась "на военных трофеях, часть которых продавалась хазарским евреям, а славяне занимались земледелием и скотоводством. Авторы 10-го века. Иордан и Захария Ритор. Единственной последовательной версией является утверждение епископа Адальберта, который назвал княгиню Ольгу королевой ковров, народа, западная часть которого погибла в Норике и Италии в 5 веке, а восточная осталась в Восточной Европе до 10 века, оставив славянам династию и название державы.

Этот факт наводит на размышления. Однако Русь, которую славяне строят из полян, известна там еще до прихода последних. В этом отношении интересен значительный эпизод, зафиксированный в Житии святого Стефана, епископа Сурожского. Из текста жития следует, что во второй половине viii века русы вошли в Крым из Донско-Донецкой области и, не дойдя до Сурожа, разграбили все побережье Крыма, от Херсонеса до Керчи. Сомнительно, чтобы в период переселения столь малочисленное с точки зрения славян племя русов оно даже не зафиксировано в летописной этнографии могло одновременно вести столь масштабные военные действия на юге. Так кто же такие русы? Прежде чем позволить себе сделать окончательный вывод, приведем все факты, собранные Л. Гумилевым, которые помогут нам разобраться в проблеме. Этноним "взросление" впервые был зафиксирован в 4 веке Иорданом в критике "вероломного народа росоманов" за то, что они помогли победить готов гуннов. Немецким летописцам Руса Росса также известна как руги.

На тождество этнонимов Руга и Руса, помимо Л. Гумилева, указывает и историк А. По словам Кузьмина, руги упоминаются уже в 307 году, как Федераты Римской империи. Они классифицируются как немецкая группа, однако, по мнению А. Кузьмина, руги русы не немцы, а иллирийцы. Широкое расселение этого этноса привело к нестабильности этнонима: руги, роси, русы, русины. Их основное занятие-военные походы. На основе этих и других материалов, накопленных нашей исторической наукой, можно провести логическую реконструкцию, которая позволит получить непротиворечивую картину того, как руссы появились на нашей исторической сцене, и, следовательно, установить их этническую принадлежность. Мы знаем, что примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры индоевропейская языковая группа начала распадаться. До ВТОРОГО тысячелетия до нашей эры от него отличались индоиранцы, до середины 1-го тысячелетия до нашей эры-балтославы, примерно в то же время-протогерманские племена.

Примерно в 4-6 веках до нашей эры последние были разделены на западные, восточные и северные германские племена. Можно предположить, что именно в этот период в Скандинавии появилось племя, которое впоследствии будет записано под именем русов, ковров, россомонов и т. Однако, в отличие от свинов, датчан и норико руги-русь не закрепилась надолго на скудных северных землях. Возможно, они даже прибыли туда позже, чем другие германские племена, и потому не могли там удержаться, теснимые подозрительными старожилами. Из Скандинавии руги-русы пришли к южным берегам Прибалтики. Когда это могло случиться? Известно, что во II - начале iii века другие германские племена - готы-покинули южную Балтику. В самих Прибалтийских Государствах, по преданию, они появились, придя из Скандинавии, а оттуда ушли на степные просторы современной Украины. Исходя из этого, можно предположить, что руги-русы, скорее всего, пришли в Прибалтику либо раньше готов тогда именно они их изгнали , либо позже. Однако в любом случае они, как и готы, недолго оставались в Прибалтике, а ушли на юг, где они, как и готы, отчетливо зафиксированы в начале 4 века.

Из этого можно сделать вывод, что руссы, скорее всего, племя, вышедшее из протогерманского этноса и в силу каких-то не совсем понятных обстоятельств вынужденное было вести бродячий образ жизни, почти никогда не задерживаясь так долго, чтобы оставить после себя заметный след. Однако, не по злой иронии судьбы, они все же нашли вечность своего имени именно там, где им предстояло раствориться и исчезнуть с исторической сцены окончательно-у восточных славян. Как и варяги Рюриковичей, они имели только протогерманское происхождение. Для славян они были, прежде всего, славными воинами, отдавшими свои мечи на службу им, более склонными к оседлости и хозяйственной основательности. Таким образом, в формировании русской нации и государства принимали участие не два элемента славяне и варяги , как предполагалось ранее, а три: славяне, Русь и варяги. При этом каждый из них выполнял свою особую функцию. Первые были фактически людьми, создавшими культуру и саму жизнь будущего народа. Последние образовали профессиональный военный элемент, который не оставил будущему народу ничего, кроме имени, и полностью растворился в славянском мире. И, наконец, варяжские князья и их дружины, которые выполняли роль, говоря современным языком, политического руководства. И князь Владимир выгнал оттуда варяжские дружины, а не Русь, которая к моменту его правления почти слилась со славянами.

Россия дала нам только имя, а варяги, несомненно, сыграли какую-то роль в формировании нашей государственности, но не доминирующую, как многим хотелось бы думать. Результаты противостояния норманизма и антинорманизма Изучение проблемы образования государства у восточных славян долгое время было неотделимо от сюжета "Повести временных лет", обычно именуемого "сказанием" о призвании варяжских князей. Ученые и не только разделились на два лагеря - норманистов и антинорманистов по вопросу об образовании древнерусского государства. Некоторые из них отнеслись к сообщению летописца с высокой степенью доверия Н. Карамзин, С. Соловьев и др. Однако сегодня эти споры заметно утратили свою остроту хотя нередко в западных и прозападных околонаучных публикациях ставится вопрос о неспособности славянских народов вообще и России в частности создать более-менее приличное государство без помощи Запада.

Ими были основаны города Ладога и Новгород. Варяги воевали и торговали с соседями. Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий. Норманнисты говорят, что варяги-русь были шведами, антинорманнисты говорят, что они были славянами с юго-западных берегов Балтийского моря. Почему династию правителей на Руси называли Рюриковичами? Первым русским князем считают варяга Рюрика. Его сподвижник и родственник Олег основал Древнюю Русь со столицей в Киеве. Долгое время правители Руси вели свою родословную от Рюрика и его детей, считали себя его потомками. Какие из перечисленных в параграфе документов были написаны на русском, а какие на других языках? На русском написана "Повесть временных лет". Бертинские анналы написаны на латыни. Думаем, сравниваем, размышляем 1. Выскажите своё мнение по поводу спора норманистов и антинорманистов.

Норманизм и антинорманизм вчера и сегодня

Антинорманская теория, сквозь зубы признавая существование Рюрика, начисто отрицает существование Трувора и Синеуса (толкуя их имена, как ДРУЖИНА и ДОМОЧАДЦЫ). Собственно, одним из основных камней преткновения между последователями норманнской и антинорманнской теория происхождения Древнерусского государства является спор об этнической принадлежности как Рюрика, так и варягов в целом. Главная проблема что норманской, что антинорманской гипотез сводится к тому, что обе они оперируют ложными исходными понятиями. Сущность «норманнской» и «антинорманнской» теорий образования древнерусского государства. Норманнская теория утверждала, что государственность на русь принести варяги(норманны), антинорманская-что государственность на руси сформировалась в результате естественных процессов социальных и экономических. Норманнская теория утверждала, что государственность на русь принести варяги (норманны), антинорманская-что государственность на руси сформировалась в результате естественных процессов социальных и экономических.

Вопросы к параграфу 5 — ГДЗ по Истории 6 класс Учебник Арсентьев, Данилов. Часть 1

Я не спорю, что некоторые имена первых владетелей российских и их знатных людей были скандинавские, однако из того отнюдь не следует, чтобы они были скандинавцы. Почти все россияне имеют ныне имена греческие и еврейские, однако следует ли из того, чтобы они были греки или евреи... Уже напечатанная речь была уничтожена, а Миллер на один год был разжалован из профессоров в адьюнкты. Однако вскоре он был прощён. Так закончилась первая публичная дискуссия по вопросу происхождения варягов. Однако, так как в то время немцев среди российских историков было большинство, к началу 19 века норманнская теория происхождения варягов стала доминирующей, и общепринятой в том числе и среди историков русского происхождения.

Особенно поспособствовали этому немецкие историки на русской службе Шлёцер и Куник. Во вступлении к сборнику "Изгнание норманнов из русской истории А. Сахаров и В. Фомин дают краткий обзор развития норманской теории и пишут , что "в 1834 г. Сенковский уверял, «что не горстка солдат вторглась в политический быт и нравы человеков, или так называемых славян, но что вся нравственная, политическая и гражданская Скандинавия, со всеми своими учреждениями, правами и преданиями поселилась на нашей земле; эта эпоха варягов есть настоящий период Славянской Скандинавии», что восточные славяне, утратив «свою народность», сделались «скандинавами в образе мыслей, нравах и даже занятиях», в связи с чем произошло общее преобразование «духа понятий, вооружения, одежды и обычаев страны», образование славянского языка из скандинавского".

Такого рода воззрения получили название «ультранорманизм». Ситуация стала меняться в начале второй половины 19 века, когда уже появилась «критическая масса» русских учёных антинорманистов - Гедеонов, Иловайский, Забелин, Костомаров. Вторая публичная дискуссия по вопросу происхождения варягов состоялась через 111 лет после первой. Впрочем, Костомаров отстаивал ту версию, что варяги были не славянами, а происходили из литовского края Жмудь. Версия эта самими антинорманистами вскоре была отвергнута, был важен сам факт того, что вопрос о происхождении варягов опять встал на повестку дня.

В своей книге «Спор о варягах» известный норманист Лев Клейн приводит не только аргументы в пользу норманизма, но и рассказывает историю противостояния норманизма и антинорманизма. Вот что он пишет о том, какое внимание привлёк этот диспут между Погодиным и Костомаровым в обществе: Билеты продавались по неслыханно высоким ценам: в 3-5 рублей два с полтиной в то время — это была цена овчинного полушубка или пуда осетрины , даже чтобы попасть на хоры, нужно было уплатить полтора рубля. Задолго до диспута публика записывалась в очередь. Две тысячи билетов расхватали в несколько часов. Перед самым открытием билеты перекупались с рук за совершенно баснословную сумму — по 50 рублей за билет!

Как писали тогдашние газеты, в зале было много «ученых, литераторов, военных, студентов, — и даже несколько дам» Диспут между Н. Костомаровым и М. Погодиным о происхождении Руси. Карикатура из журнала. Противники отыскали точки соприкосновения своих схем и шли на перемирие, оставаясь каждый при своем убеждении в основных вопросах: «г.

Костомаров: Я допускаю возможность, что в той литовской колонии, которая к нам пришла, могло быть незначительное число норманнов. Погодин: Это для меня главное — присутствие норманнского элемента. Я сделаю сравнение: капля вина сообщает вкус воде в целом стакане, эта капля — норманны... Костомаров на это заметил, что не верит в гомеопатию. Турнир закончился.

Обоих диспутантов вынесли из зала на руках. Все же оба остались разочарованными. В последние десятилетия 19 века антинорманизм стал официальной догмой, а варягов стали считать балтийскими славянами этой же версии придерживался и Ломоносов. При этом, поскольку антинорманизм стал официальной версией, то, естественно, у оппозиционно настроенной интеллигенции в пику царской власти популярен стал норманизм. Большевики, полностью отрицавшие царские порядки, в учебниках истории опять вернулись к норманнской версии происхождения Рюрика.

Однако, в конце 30-х годов, когда стало очевидно, что мировая революция откладывается, а Вторая мировая война неизбежна, руководство страны задумалось о воспитании патриотизма.

Грот, говорит, что «норманизм был рожден шведской донаучной историографией XVII в. Но также, он признает, что «и с ее представителями связаны и первые попытки, своего рода, историографических обзоров по варяго-русскому вопросу»[12].

Петрея основоположником норманнизма. Как классически любит называть данную гипотезу ученый. Не смотря на разность во взглядах относительно времени оформления норманнской теории, в XVIII веке она приобрела знакомые и на сегодняшний день черты.

Например, «русские» названия днепровских порогов, которые лингвистически выводили из скандинавских языков, или вопрос о происхождении имени «русь» от финского слова «Ruotzi», обозначающего и поныне шведов. Хотя, этому есть вполне разумное объяснение, например то, что коренным населением русской равнины как раз таки и являются финно-угорские племена, с которыми, переселившиеся сюда впоследствии славяне, жили длительное время бок обок. От них-то они и могли получить слово, обозначающее часто проникавших в Восточную Европу шведов, для обозначения не целого народа, а например определенной социальной группы.

Фомин, в недавно вышедшем сборнике «Изгнание норманнов из русской истории» в пятой главе цитирует Шлёцера по данному вопросу, и, исходя из приведенной им цитаты, тот сдался практически без боя, ответив просто: «Почему финны называют их шведов Ruotzi, я, честно признаться, не знаю». Также академик Фомин, в продолжении выше сказанного и все в том же сборнике, говорит следующее: Говоря так, Шлецер подчеркнул один принципиально важный момент, который затем независимо от него будут подчеркивать другие специалисты: «…Мне кажется невероятным, что целый народ заимствовал для собственного обозначения иностранное название другого народа, только потому, что его князья принадлежали к последнему»[14]. Хотя, я нашел не только объяснения Шлецера относительно того, почему финны до сих пор называют шведов «руотси», но и абсолютно противоположное по смыслу высказывание, относительно «невероятности» того, каким образом «народ заимствовал для собственного обозначения иностранное название другого народа».

Так в своем «Несторе» он смог дать как своим современникам, так и нам множество интересных предположений, коих он именует «доказательствами», на этот счет, которые и поныне в «норманнской гипотезе» рассматриваются, как основные. В том числе, дает объяснение тому, почему финны называют шведов «руотси». Конечно, его доводы кому-то могут показаться сомнительными, но все же он их приводит в «Несторе» издания 1809 года.

Вот что он говорит: «Часто нельзя истолковать, от чего народы получают от других народов новые особенные названия, но здесь можно сделать рассудительное предположение. В древнейшие времена, эсты и финны разбойничали по Балтийскому морю, а чаще всего в Швеции. Упландский берег был ближайший против их, еще и теперь, как и древле, называется он Рослаген.

Очень часто целые народы и земли получают названия от соседей по местам, ближе всех к ним прилежащим, или которые они прежде узнают»[15]. А так как данный труд был опубликован незадолго до его смерти, не думаю, что он успел поменять свое мнение. Видимо В.

Фомин цитировал более ранние высказывания Шлёцера. Но на тему этимологии слова «русь» мы поговорим позже, в соответствующей главе, ну а пока вернемся к дальнейшему рассмотрению выше указанного направления в отечественной историографии. В 1749 году Миллер подготовил диссертацию «Происхождение народа и имени российского» для торжественного заседания.

Некоторые из академиков Ломоносов, Крашенинников, Попов нашли её «предосудительной России». Миллер обвинялся в том, что «во всей речи ни одного случая не показал к славе российского народа, но только упомянул о том больше, что к бесславию служить может, а именно: как их многократно разбивали в сражениях, где грабежом, огнем и мечом пустошили и у царей их сокровища грабили. А напоследок удивления достойно, с какой неосторожностью употребил экспрессию, что скандинавы победоносным своим оружием благополучно себе всю Россию покорили».

По Миллеру, именно скандинавы они же германцы вывели славян на широкую историческую дорогу. Естественно, в своей критике Миллера и Байера, на исследования которого опирался Миллер Ломоносов касался не только патриотических чувств и престижа страны, но и научных методом, использовавшихся Миллером. В частности, он писал: «Последуя своей фантазии, Байер имена великих князей российских перевертывал весьма смешным и непозволительным образом для того, чтобы из них сделать имена скандинавские; так что из Владимира вышел Валдмар, Валтмар и Валмар, из Ольги — Аллогия, из Всеволода — Визавалдур и проч...

Ежели сии Бейеровы перевертки признать можно за доказательства, то и сие подобным образом заключить можно, что имя Байер происходит от российского Бурлак. Я не спорю, что некоторые имена первых владетелей российских и их знатных людей были скандинавские, однако из того отнюдь не следует, чтобы они были скандинавцы. Почти все россияне имеют ныне имена греческие и еврейские, однако следует ли из того, чтобы они были греки или евреи...

В этом споре Ломоносов оказался убедительнее. Так уже напечатанная речь была уничтожена, а Миллер на один год был разжалован из профессоров в адьюнкты. Однако вскоре он был прощён.

Так закончилась первая публичная дискуссия по вопросу происхождения варягов. Особенно поспособствовали этому немецкие историки на русской службе Шлёцер и Куник. Во вступлении к сборнику «Изгнание норманнов из русской истории» А.

Сахаров и В. Фомин дают краткий обзор развития норманнской гипотезы и пишут, что: "в 1834 г. Сенковский уверял, «что не горстка солдат вторглась в политический быт и нравы человеков, или так называемых славян, но что вся нравственная, политическая и гражданская Скандинавия, со всеми своими учреждениями, правами и преданиями поселилась на нашей земле; эта эпоха варягов есть настоящий период Славянской Скандинавии», что восточные славяне, утратив «свою народность», сделались «скандинавами в образе мыслей, нравах и даже занятиях», в связи с чем произошло общее преобразование «духа понятий, вооружения, одежды и обычаев страны», образование славянского языка из скандинавского»[17].

Такого рода воззрения получили название «ультранорманизм». Ситуация стала меняться в начале второй половины XIX века, когда уже появилась «критическая масса» русских учёных — сторонников антинорманской гипотезы — С. Гедеонов, Д.

Иловайский, И. Забелин, Н. Вторая публичная дискуссия по вопросу происхождения варягов состоялась через 111 лет после первой.

Погодиным и исповедавшего антинорманнскую гипотезу — Н. Впрочем, Н. Костомаров отстаивал ту версию, что варяги были не славянами, а происходили из литовского края Жмудь.

Против сходственных взглядов выступил тогда М. Ломоносов, который занимался и историей. Тех, кто считает варягов-русь славянским либо иным нескандинавским народом, называют антинормани-стами. Большая часть антинорманистов на данный момент считают, что варяги приплыли в Новгородскую землю с южного либо восточного берега Балтийского моря. На южном берегу Балтики тогда жили племена западных славян.

Собственно, одним из основных камней преткновения между последователями норманнской и антинорманнской теория происхождения Древнерусского государства является спор об этнической принадлежности как Рюрика, так и варягов в целом. Борьба с космополитизмом в СССР. Проявления, предпосылки, последствия. Норманская и антинорманская теории Только в российской историографии норманская и антинорманская концепции рассматриваются как отдельные и в каком-то смысле даже противоположные, так как в других странах историки рассматривают их обе в рамках одной теории, как взаимодополняющие элементы. Антинорманнская теория утверждает, что варяги не оказали значительного влияния на возникновения Древнерусского государства восточных славян, так как оно уже де-факто существовало к моменту их прихода на Русь.

1.Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теории. 2.Почему династию правителе…

Срочно переписать! Шувалов срочно делегировал Ломоносова в исторические анналы, для написания «правильной» истории, что удалось с большими сложностями. Получившийся продукт вышел смешным на сегодняшний взгляд: Ломоносов увидел славян в птолемеевых ставанах, а сарматский народ роксаланов он легко объяснял как союз россов и аланов и далее в том же духе. Однако подобные ляпы есть и у тогдашних норманистов.

Тем ни менее, Ломоносов гениально предвидел смешанное происхождение славян, их тесную связь с балтийским регионов, хотя и не владел археологическим материалом. Что еще утверждают антинорманнисты? По мнению Иловайского, варягов не призывали вообще, а правили Русью булгарские или тюркские каганы, которые были славянами и сражались вместе с гуннами У Скандинавов не было государства на момент призвания Рюрика.

Как они могли дать его Руси? Имена и названия днепровских порогов можно объяснить со славянских языков, хотя и с большой натяжкой. Скандинавские саги совершенно молчат о завоевании Руси Арабы и византийцы считают что славяне- аборигены тех мест и ниоткуда не приходили.

Масса исторических источников говорит о том, что русь и славяне — один народ и не являются скандинавами. Какая теория доминирует? При Екатерине норманнизм сначала был доминирующим течением, но после работ Ломоносова был оттеснен в тень и замещен теорией о древности самих славян.

Так в параграфе 8 инструкции«12 заповедей поведения немцев на Востоке и обращения их с русскими», вручённой в секретном порядке «сельским управляющим» и предназначавшиеся в качестве руководства к действию при ограблении советского населения настойчиво повторялась фраза из русской летописи: «Наша страна велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите и владейте нами». За три недели до нападения Германии на СССР, упомянутые сельские управляющие получили следующее напутствие: «Русские всегда хотят оставаться массой, которой управляют. В этом смысле они воспримут и немецкое вторжение, ибо это будет осуществлением их желания — приходите и владейте нами»[1]. Таким образом, реакционный смыл норманнской теории, представляет самую непосредственную опасность суверенитету России, поскольку до сих пор является идеологическим оружием враждебных нашей стране сил, стремящихся ослабить и закабалить Россию. Цель данной работы определяет состояние современной историографии, так как, несмотря на обилие литературы посвящённой варяжской проблеме, история борьбы норманизма и антинорманизм освещается крайне сжато, фрагментально и несколько, на мой взгляд, однобоко.

Я решил восполнить этот пробел в историографии и дать, свой, насколько это возможно, обстоятельный, очерк противостояния норманизма и антинорманизм, в исторической науке, вскрыть причины столь долгого спора. В своей работе я делаю обзор всей истории вопроса, начиная с момента его возникновения, а не какого-то отдельного хронологического отрезка. Такой комплексный подход, по-моему, мнению, позволяет лучше уяснить степень изученности проблемы как в целом, так на различных исторических этапах. Данная работа состоит из четырёх хронологически последовательных глав, каждая из которых содержит не только узкое освещение борьбы двух течений, но и изложение, и анализ основных концепций ведущих представителей обеих направлений. В конце каждой главы подводятся итоги изучения варяжского вопроса. В заключении даётся периодизация истории, норманнского вопроса, даются причины долговечности норманнской теории, и наконец, выводы.

А завершают работу, размещённые мною в самом её конце исторические источники, имеющие самое прямое отношение к данной теме, которые служат предметом жарких споров, на протяжении уже многих лет между дискутирующими сторонами. Так что любознательный читатель, ознакомившись с ними, сможет, основываясь на них, составить своё собственное, независимое мнение по рассматриваемой в данной работе проблеме. В завершении мне осталось отметить, что я старался придать работе характер самостоятельного исследования. Норманская теория в XVIII веке В основу норманской теории положено известие о призвании племенами славян и финнов из-за моря Рюрика с братьями на княжение в Новгород. Поэтому некоторые историки считают, норманнская теория имеет на Руси давнюю почти 900 летнюю историю, а первым сознательным норманистом признают автора «Повести временных лет», монах Киево-Печёрского монастыря преподобного Нестора. Но первые научные основы норманнской теории заложили члены Петербургской Академии наук — немцы Г.

Байер и Г. Миллер, приглашённые способствовать развитию исторических знаний в России. Произошло это в 30-ые годы XVIII века, то есть годы правления Анны Иоанновны, когда многие высшие должности при дворе и в правительственных учреждениях были заняты приезжими немецкими дворянами, когда весь первый состав академии наук тоже состоял из приезжих немецких учёных. Поэтому не удивительно, что норманнская теория, смысл которой заключается в том, что русский народ уже однажды проявил неспособность организовать управление своей страной, и вынужден был пригласить пришельцев с запада — варягов для создания первого русского государства, оказалась созвучной настроению немецкой камарильи. Таким образом, эта теория выполняла политический заказ правительства Бирона, поскольку стремилась исторически объяснить и оправдать засилье иноземных фаворитов при дворе Анны Иоанновны. Он, прежде всего, опровергает появившееся в наших летописных сводах в XVI веке сказание призвания Рюрика из Пруссии.

Опровергнув это мнение, Байер выдвигает тезис, что варяги были из Скандинавии и Дании — это были войны благородного происхождения, союзники руссов, нанимавшихся на военную службу к ним. Они же были царскими телохранителями, оберегателями границ и по ним все шведы, норвежцы, датчане стали слыть за варягов. Все древнерусские имена Байер пытался объяснить из норманнских слов. Так имя « Святослав» Байер считает соединением норвежского имени «Свен» и славянского «Слав», на том основании, что византийские источники называют русского князя Свентославом. Русский Лют, точно таким же образом превращён им в скандинавского Литера и т. Байер признавал, что название «руссы» применялось и шведами, но утверждал, что россы восприняли своё название не от скандинавов.

Он считал, что на русском севере среди основного финского населения развивалась готская, а затем славянская колонизация, которая от своей расплывчатости, получила название росской или русской. В своих трудах Байер собрал основной круг письменных источников — русских, греческих, латинских, посвящённых истокам Руси. Обращался он и к скандинавским источникам, но не использовал арабские, тогда ещё неопубликованные, хотя считался крупным востоковедом. Его работы подготовили почву для дальнейшего обоснования «Варяжской теории». Материалы источников, собранные и опубликованные Байером были использованы для подтверждения норманнской теории. Герардом Фридрихом Миллером 1705-1783 , который написал на латинском языке речь «О происхождении народа и имени российского».

Миллер доказывал в своей речи два главных тезиса. Первый из них основан на рассказе « Начальной повести о приходе славян с Дуная на Днепр» Эти переселения совершались, по мнению Миллера, уже в христианстве, но не раньше Юстиана 483-565. Миллер доказывал, что славяне были прогнаны с Дуная на Днепр волхвами-римлянами и поселились в стране, занятой финнами. Второй тезис состоит в отождествлении варягов со скандинавами. Третий тезис состоит в тождестве Руси с варягами, стало быть, скандинавы дали Руси государство. Следует отметить, что Миллер лишь бегло трактовал высказывания древних и средневековых авторов о славянах и россах, а в основном стремился опереться на скандинавские саги, которые использовал не критически.

Следующим крупным норманистом, которого, так же как и Байера и Миллера причисляют к основателям норманской теории, был ещё один немец Август Людвиг Шлёцер 1735-1809 , который прибыл в Россию по приглашению Миллера в качестве домашнего учителя. С 1762 и по 1767 гг. Шлёцер работал в Академии наук, где преподавал сначала немецкий и латинский язык. А затем географию и историю. В 1767 г. Шлёцер уехал в Гёттинген и тех пор в Россию больше не возвращался.

Шлёцер внёс весомый вклад в систематизацию концепции норманизма, стремясь упрочить её фундамент за счёт русской летописи. Он настойчиво укреплял тезис о том. Что никакого государства до призвания варягов, а следовательно и истории у славян не было. Нестор, по его мнению, говорит только о народах, а не государствах, ему известны только военачальники, а не короли или князья. Наличие городов и письменности у славян Шлёцер так же категорически отрицал: « На всём пространстве Русского севера — писал он — не было ни одного города, собственно так называемого… никто не умел писать»[2]. А упоминания городов у славян в исландских сагах Шлёцер безапелляционно называл «Исландскими бреднями» и призывал их выкинуть из всей Русской древней истории.

Отвергал Шлёцер и подлинность договоров Руси с Византией, так как они служили убедительным опровержением его утверждения о позднем начале русской исторической жизни. Не верил Шлёцер и в подлинность слова о «Полку Игореве», потому что такая поэзия, по его мнению, могла появиться только после долгого периода культурный жизни, которого как был убеждён Шлёцер, на Руси ещё не было. Естественно, что исходя из своих представлений, о дикости славянских племён Шлёцер считал, что первые начатки цивилизации на Руси появились только с приходом скандинавов, которые принесли с собой феодальное устройство, законодательство, религию, обычаи и традиции и т. Тенденциозность, предвзятость и неубедительность подобных утверждений Шлёцера была очевидна уже историкам XIX в. Критикуя воззрения Шлёцера известный антинорманист, С. Гедеонов справедливо отмечал, что «… мнение Шлёцера о чрезмерной дикости словено-русских племён не имеет прежнего значения; оно основано не на изучении фактов, не на определении настоящих законов гражданского устройства доваряжской Руси, а на ложных понятиях энциклопедической школы XVIII столетия об исторических началах народов»[3].

Первым, кто решительно высказался против унижающей русское национальное достоинство «норманнской» теории, был великий русский учёный Михайло Васильевич Ломоносов 1711-1765. В 1749 г. С этого момента началась полемика по норманнской проблеме, которая и вначале третьего тысячелетия далека от своего завершения. В своих знаменитых «Замечаниях на диссертацию Миллера», Ломоносов очень правильно и справедливо отметил предвзятость, необъективность и произвольность обращения Миллера с источниками: «Иностранных авторов употребляет он Миллер весьма непостоянным и важному историографу непростительным образом, ибо где они противны его мнениям, засвидетельствует их недостоверными, а где на его сторону клонятся тут употребляет их за достоверных»[4]. Ломоносов первым, в исторической науке стал отождествлять роксолан с руссами. Он утверждал, что варяги—россы в древности назывались роксоланами или россоланами так как россы были соединены с аланами, причем правильным считал он название россоланы, так как роксоланы являлось искажением греков[5].

В дальнейшем эту теорию Ломоносова поддержал и развивал в своих трудах другой русский выдающийся историк Д. Выводя русских от роксолан, Ломоносов привёл доводы в пользу, древности славянских племён. Цитируя Царьградского патриарха Фотия, который в своём «Окружном послании» писал, что «Руссы себе бесчисленных народов покорили и ради того вознесясь, против Римской империи восстали», сделал правильный вывод: «Таких дел и столь великою славою в краткое время учинить было невозможно. Следовательно, российский народ был за многое время до Рурика»[6]. Ломоносов признавал, что первые русские князья носят норманнские имена, но из этого, по мнению учёного, вовсе не следовало, что они были скандинавского происхождения: «Я не спорю, что имена первых владетелей российских и их знатных людей были скандинавские, однако из того отнюдь не следует, чтобы они были скандинавы. Почти все россияне имеют ныне имена греческие и еврейские, однако следует ли из того, чтобы они были греки или евреи?

Призванного Новгородцами Рюрик Ломоносов считал славянином заявляя, что «Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили от древних роксолан или россов и были отнюд не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною. При этом Ломоносов, пожалуй, самым первым из историков, обратил внимание на тот факт, что: « имени русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского Балтийского моря нигде не слыхано» [8]. Ломоносов так же обратил внимание на отсутствие норманнского влияния на русский язык сделав и зэ того вывод, что варяги-русь говорили на славянском, а не скандинавском языке. Следует отметить то обстоятельство, что Ломоносов. Варягов не считал единым народом, а указывал на то, что под этим названием скрывались очень многие племена, жившие по берегам Балтийского моря. Название россов Ломоносов связывал с именем пруссов, давая, таким образом, иное толкование происхождения русских племён, чем это было сделано Байером: «В наших летописях упоминается, что Рюрик с родом своим пришёл из Немец, а инде пишется из Пруссии.

А Нестор ясно объявляет, что он призван был из варягов-русь»[9]. В своей критике Ломоносов показал порочность концепции Миллера и других норманистов, отметил односторонность научных приёмов Миллера, пользовавшегося только иностранными свидетельствами и полностью игнорировавшего русские источники. Ломоносов обвинял Миллера в фальсификации исторической действительности, выступал против антинаучной лингвистики Байера и Миллера: «Ежели бы я хотел по примеру Байеру-Миллеровскому перебрасывать литеры как зернь, то я бы, право сказал шведам, что они свою столицу неправильно Стокгольмом называют, но должно им звать оную Стикольной для того, что она так слывёт у русских»[10]. Несмотря на то, что историческая наука со времён М. Ломоносова в своём развитии ушла далеко вперёд, тем не менее, его идеи: о древности славянских племён, отсутствии норманнского влияния на русский язык, происхождении руси от роксолан, широком значении термина «варяги», славянском происхождении Рюрика, об отсутствии в Скандинавии племени Русь, до сих пор сохраняют свою научную силу и убедительность. Сумев доказать древность славянских племён, Ломоносов, тем самым, выбил основание порочных положений варяжской тории Байера и Миллера.

Ломоносов восставал против мнения о норманнах как создателях Русского государства не только из патриотических чувств, но и потому что видел перед собою явно тенденциозное искажение исторических фактов. К сожалению его критика норманской теории была проигнорирована немецкими, шведскими, а вслед за ними и русскими историками. Современник Ломоносова Фридрих Генрих Штубе 1704-1790 , так же критиковавший доклад Миллера, тем не менее, тоже был приверженцем норманской теории и признавал норманнское происхождение Руси. Его работа «О древних руссах» написанная в 1753 и опубликованная в 1785 г. На основании изучения северных источников Струбе отождествлял россов с «Rises»- великанами исландских саг, страна которых « Rusaland» простиралась от Балтийского моря до северного Ледовитого океана и Белого моря; жители ее варяги-русь тождественны с готфами-роксоланами, которых Страбон помещает на далеком севере. Основав среди славян русское государство, варяги-норманны принесли сюда начатки культуры: в славянском Перуне Струбе видит германского бога Тора; Русская Правда является перенесенным к славянам древнескандинавским законом.

Здесь предлагается и толкование русских имен днепровских порогов у Константина Порфирогенета с помощью скандинавских языков. Важное знание, для становления норманской теории имели исследования датского историка Иогана Эриха Тунманна 1746-1778 , нашедшего подтверждение летописного сказания о призвании славянами и финнами племени русь из Швеции, якобы давшего династию восточным славянам и образовавшим Русское государство, в том лингвистическом факте, финского названия Швеции «ruotsi». При этом, Тунманна не смутило, отсутствие каких-либо известий о племени русь, проживающего в Швеции. Тунманн уверял, что восточные славяне, стали именовать шведов «русью», посредством финнов, так как их отношения славян со Швецией были затруднены удалённостью от моря, то настоящее имя шведов, по мнению Тунманна, становится им известно не скоро. Указанный факт дал норманской теории настолько надёжную научную основу, что вплоть до настоящего времени он остаётся важным аргументом для доказательства скандинавского происхождения Руси. Существенное значение в развитии русской историографии в целом, и по норманнскому вопросу в частности, имели труды дворянского историка второй половины XVIII века Ивана Никитича Болтина 1735-1792.

Специальных трудов по истории России Болтин не писал. Он был критиком. Главный его труд «Примечания на древнюю и нынешнюю историю России г. Леклерка», в котором автор высказал своё мнение по многим вопросам Русской истории, в том числе и по норманнской проблеме. Поводом к написанию этой работы, послужил выход во Франции шести томной истории России Леклерка, носившей широковещательное название «Естественная нравственная, гражданская и политическая, древняя и новая история России». Этот труд, несмотря на свой объём, был одним из образцов тех недобросовестных «историй России», которые так часто выходили впоследствии.

Болтин, будучи патриотом, в своих «Примечаниях» ставит цель защитить Россию от наветов иностранных писателей, которые рисуют её как страну дикую и варварскую. Выступая против основного тезиса норманистов, что первыми создателями Русского государства были норманны, Болтин обращает внимание на то, что задолго до прихода Рюрика были уже у русских города, что жили они в обществе, имели правление, промыслы, торговлю с соседними народами и т. Таким образом, Болтин признаёт наличие государственности у восточных славян до призвания варягов в Новгород. Варягами Болтин считал скандинавов, а первых киевских князей по происхождению признавал финнами. Деятельности варягов Болтин не придавал особого значения, так как считал, что они не превосходили по своему уровню развития славян. Конечно, Болтин ограничился рассмотрением не всех, а лишь отдельных вопросов, связанных с норманнской теорией, но выводы, к которым пришёл в результате изучения русских летописей, носят вполне обоснованный научный характер, убедительно опровергая утверждения основоположников норманизма о дикости и варварстве восточнославянских племён накануне образования Древнерусского государства.

Ломоносов и Болтин небыли единственными антинорманистами. К числу антинорманистов того времени принадлежал русский поэт, историк и переводчик Василий Кириллович Тредиаковский 1703 -1768 , которым были написаны «Три рассуждения о трёх российских древностях», а именно I. О первенстве словенского языка пред тефтоническим, II. О первоначалии россов, III. О варягах, руссах, словенского звания и языка. В своём третьем рассуждении, как нетрудно догадаться Тредиаковский отстаивал версию о славянском происхождении княжеской династии.

Призванные князья, по его мнению, были не шведами, датчанами, норвежцами или германцами, а славянами из Панонии, одного с новгородцами происхождения и языка. Мысль о том, что могли пригасить кого-то ещё кроме славян, Тредиаковский решительно отвергал: «Ежелиб прибывшие Великие Князи на престол были или Датского, или Шведского, или Немецкого языка, то как бы они могли повелевать подданными, не знающими их языка? И как бы подданные возмогли повеленное исполнять, когда бы не разумели того слова которым повелевает государь! Управление иноземцами через переводчиков Тредиаковский отрицал, так как оно, по его мнению, является медленным и неэффективным. Не упустил из виду Тредиаковский и отсутствие влияние на славянский язык скандинавского языка, которое неизбежно имело бы место, будь действительно скандинавы на Руси правящим классом: «… как господствующий язык государя, вельможей его воинства, придворных, его присных и искренних, если б он был разный от Словенского не превозмог и не истребил Словенского, в Новгородской державе употребляемого»[12]. А завершает своё исследование Тредиаковский следующими словами: « Твёрдо по всему, и есть необратимо: Варяги Руссы, а от них прибывших царствовать Государи наши в Великую Россию были звания Словенского, рода Словенского, и Словенского языка»[13].

Спор между первыми норманистами и антинорманистами первоначально шёл по двум основным вопросам. Во-первых — были ли варяжские князья-основатели Русского государства, скандинавами-норманнами или они принадлежали к какой-то другой народности? И во вторых — термин «Русь», положивший начало названию «народ русский», «земля Русская», был словом скандинавского или какого-нибудь другого происхождения? Но постепенно вопросы, ставшие предметом жарких научных дискуссий между норманистами и антинорманистами, обрастали рядом новых проблем. Некоторые из них с течением времени приобретали не меньшее значение, нежели два основных. К ним следует причислить вопросы о начале русской истории и происхождении восточного славянства, автохтонности славян и их расселении, происхождении термина «Русь» и распространении этого термина в разных частях Восточной Европы, о подлинной роли варягов на Руси о скандинавском влиянии, о взаимоотношениях Скандинавии и Руси о смысле и значении термина «варяг», об уровне общественного развития восточного славянства накануне создания государства и степени культурной и политической зрелости восточных славянских племен в IX веке и т.

Таким образом, Начавшаяся с участием Ломоносова полемика по варяжскому вопросу постепенно осложнялась новыми гипотезами и привлечением нового материала. В итоге, спор так и перешёл нерешённым к последующим поколениям историков. Норманская теория в XIX веке Первая половина XIX века была периодом явного перевеса норманнской теории в русской историографии, что было вполне естественно при тогдашнем состоянии критики источников и представлений об историческом процессе как результате в первую очередь правителей. Крупным норманистом, в первой четверти XIX в. Карамзин принял норманнскую теорию и связал её с той монархической тенденцией, которой проникнута его «история». Образование Русского государства Карамзин связывает с призванием варягов, до которых как он считал, «было отечество наше слабое и разрозненное на многие области»[14].

Причём Карамзин был уверен, что норманны стояли на более высоком уровне развития, чем славяне, «…и варяги или норманны долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключённых в диких пределах севера; могли сообщить им некоторые выгоды новой, промышленности и торговли благодетельные для народа»[15]. Варяги считает Карамзин, - основали две самодержавных области в России: Рюрик — на севере, Аскольд и Дир-на юге. Норманнская концепция Карамзина не имеет под собой прочной научной основы и не выдерживает с точки зрения современной исторической науки никакой критики, так как основывается лишь на данных повести временных лет», которые Карамзин воспринял слишком буквально и не критически. Другим норманистом был современник Карамзина Николай Алексеевич Полевой 1796-1846 , критиковавший Карамзина за то, что тот, по его мнению, в своей «Истории Государства Российского» уделил мало внимания народу и противопоставил Карамзину свою «Историю русского народа», которая, тем не менее, также свелась к описанию правления великих князей. Русская история, по мнению Полевого, начинается только с призвания князей. Вместе с тем он признавал, что ещё до призвания князей у славян существовал патриархальный образ правления, ведущий к единодержавию.

Полевой не отрицал реальности Рюрика и его братьев, но при этом отмечал, что само сказание об их призвании кажется ему подозрительным. И хотя Полевой не сомневался в скандинавском происхождении призванных князей, отсутствие имени русь в Скандинавии вызывало у него недоумение: «Бесполезно было бы опровергать здесь мнение тех, кто не хочет признать в варягах скандинавов. Полагаем этот вопрос решённым. Но и не сомневаясь в скандинавском происхождении пришельцев по балтийскому морю, - писал он — мы затрудняемся странным недоумением: ни имени варягов, ни имени руси не находилось в Скандинавии. Мы не знаем во всей Скандинавии страны, где была бы область Варяжская или Русская»[16]. В тоже время Полевой считал, что варяги на Руси были немногочисленны.

Так как Скандинавия никогда не была рассадником многочисленных народов и варяги никогда и нигде не являлись толпами многочисленными. Эта малочисленность варягов обусловила, по мнению исследователя, быструю ассимиляцию варягов на Руси: «Будучи рассеяны в малом числе, принуждены общаться и жить со славянами, имея грубые и нетвёрдые понятия, обо всём, кроме понятия о свободе и корысти, варяги, скорее всего, утратили народные отличительные черты: религию, язык и обычаи»[17]. При этом сам Полевой чувствовал неубедительность предлагаемой им версии образования Древнерусского государства и отмечал, что картина им начертанная может показаться бледной и недостаточной, но что она при этом верна и справедлива. В целом подводя итог рассмотрению взглядов Н. Полевого, следует отметить, что хотя он и признавал и призвание князей, и их скандинавское происхождение и образование ими Русского государства, но стоял при этом на позициях весьма умеренного норманизма. В 1816 году он опубликовал на немецком языке своё первое большое исследование «История руссов», в котором выступил против нелепого допущения, что северные славяне, прогнав варягов, снова пригласили их же, а так же опровергал доводы относительно понимания имени Руси из корней вроде «руотси», возражал против вывода древнерусских имён лишь из скандинавских корней.

Что касается вопроса образования государства, то оно, по мнению Эверса, существовало у восточных славян задолго до призвания Рюрика. Факту призвания Рюрика Эверс не придавал большого значения, рассматривая его лишь как эпизод обычного приглашения наёмного отряда викингов. Начало славянской государственности Эверс связывал с народом «рос» или «рус» жившим на юге России в Причерноморье. Этот народ он отожествлял сначала с хазарами, но потом отказался от этого мнения и стал рассматривать его как особый причерноморский народ. Идея Эверса о «Причерноморской Руси» не получила широкого распространения в исторической науке, но его критика норманизма оказалась весьма действенной и сохранилась в арсенале антинорманистов вплоть до наших дней. Ещё одним антинорманистом начала XIX века, о котором нужно упомянуть в рамках данной работы был выдающийся историк, языковед, этнограф и фольклорист Юрий Иванович Венелин 1802-1839 , сожалению безвременно скончавшийся в самом расцвете творческих сил в возрасте всего тридцати семи лет.

Венелину принадлежит интересное исследование « Скандинав мания и её поклонники или столетния изыскания о варягах», вышедшая в 1842 году, уже после смерти автора. Работа Венелина носит историографический характер и посвящена историко-критическому разбору норманской догматики, которую автор начинает с анализа диссертации Байера «О варягах», подвергнув последнего критике за ненаучную лингвистику. Произвольное обращение с источниками, незнание русского языка и мнение, что тот считал варягами Датчан, Шведов, Норвежцев, то есть народы скандинавского происхождения. Таким образом, Венелин продолжил линию Ломоносова. Так же Венелин критиковал и взгляды позднейших последователей Байера: Шлёцера, Струве, Миллера, Карамзина, Шафарика, Погодина, сумев благодаря своему аналитическому уму, показать слабые стороны их аргументации. В тоже время Венелин не ограничился только одной критикой норманизма и выдвинул свою теорию, что варягами называли западных славян с южных берегов Балтики.

Пишет по этому поводу Венелин. Далее он подчёркивает, что сами Скандинавы себя варягами не называли, что ни малейших следов этого имени нет ни у Скандинавских, ни у саксонских. Ни у франкских летописцев[19].

В настоящее время скандинавское происхождение варягов-«руси» и древнерусской княжеской династии можно считать доказанным. Лингвисты подтверждают скандинавское а не западнославянское происхождение «варяжских» имён и в том числе «Рюрик», «Синеус» и «Трувор». Археологическими раскопками на Рюриковом городище резиденции Рюрика рядом с нынешним Новгородом Великим установлен факт прибытия туда около середины IX в. Литература Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. Мельникова Е. Носов Е. Новгородское Рюриково городище. Петрухин В. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры М.

Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям. Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега не встречаются в других синхронных источниках, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями.

Начало отечественной государственности. Норманская и антинорманская теории

Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий. Ответ. те главное расхождение норманнской и антинорманнской теории. династию правителей Руси называли Рюриковичами? Тут и пресловутая норманская теория не в помощь. Назовите главное расхождение норманской и антинорманской теорий. Трудности с пониманием предмета? 4. Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий. 5. Почему династию правителей Руси называли Рюриковичами? — сторонники норманнской теории считали, что варяги (норманны) — жители Скандинавии, а их противники считали, что варяги (норманны) — славяне с южного берега Балтийского моря.

Норманнская теория

Главная проблема что норманской, что антинорманской гипотез сводится к тому, что обе они оперируют ложными исходными понятиями. Приверженцы норманской теории, ссылаясь на сведения летописей о призвании варяг княжить в Новгороде, считали, что государственную власть и, вообще, начало государственности на Руси было заложено норманами, или варягами, как их называли в русских летописях. Главное расхождение между норманнской и антинорманнской теориями заключается в оценке происхождения варягов-русов, приглашенных княжить в Новгород и Ильмень. Источником как норманнской теории происхождения древнерусского государства, так и антинорманнской теории была "Повесть временных лет", один из древнейших источников сведений о России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий