Этот творческий сезон особенный — посвящён 90-летию художественного руководителя — Наталии Касаткиной. Звоним Ивану Василёву, директору «Государственного академического театра классического балета Касаткиной-Василёва».
Спектакли Театра балета Касаткиной и Василева
Новые руководители изменили творческое направление труппы, она из концертного коллектива превратилась в балетный театр. Основой репертуара стали не отдельные концертные номера и хореографические миниатюры, а полноценные большие спектакли, балеты. Я называю подход Касаткиной и Василёва неким голливудским подходом. В настоящее время в репертуаре хореографического коллектива около 30 балетов: это и балеты Игоря Стравинского — «Весна священная», «Поцелуй феи», «Жар-птица», Сергея Прокофьева — «Ромео и Джульетта», «Золушка», все три балета Чайковского, а также «Жизель», «Дон Кихот» и, наконец, «Спартак».
История балета «Спартак» Советский композитор Арам Ильич Хачатурян задумал балет «Спартак» в тяжёлое для страны время, в декабре 1941 года. В одной из статей он подчеркнул: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход вглубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в Древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание.
Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость». Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова Мариинском 27 декабря 1956 года в постановке одного из самых оригинальных балетмейстеров советского времени, продолжателя традиций Фокина, прославленного мастера хореографической миниатюры Леонида Якобсона. Балет Хачатуряна «Спартак» — особенный в творческой биографии балерины и хореографа Натальи Касаткиной.
Вскоре Касаткину приняли в Большой театр. С 1954 по 1976 годы она была ведущей характерной солисткой труппы. Карьера балетмейстера, награды и самые яркие постановки Наталия Дмитриевна прославилась не только как танцовщица, но и как талантливый балетмейстер. В 1954 году, вскоре после прихода в труппу, Касаткина встретила своего будущего мужа Владимира Василева. Все свои балеты, созданные с тех пор, супруги поставили вместе. Среди них: одна опера и шесть балетов в Большом театре, два балета и две оперы в Мариинском, а также 24 балета в Государственном театре классического балета. В числе самых ярких постановок "Весна священная", "Героическая поэма", "Сотворение мира", "Пушкин. Размышления о поэте", "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Жар-птица". Всего Наталия Дмитриевна поставила более 30 балетных спектаклей.
В 1977-м Касаткина и Василев стали художественными руководителями Концертного ансамбля "Классический балет". А с 1992 года возглавили Государственный театр классического балета.
Для нас очень важно, чтобы зритель тепло принял наш спектакль «Дон Кихот», — отметила художественный руководитель театра, народная артистка России Наталия Касаткина. Уже 45 лет Наталия Касаткина руководит одним из трёх в России авторских театров классического балета. Каждый новый спектакль — это эксперимент, поиск новых путей в искусстве хореографии. Мы обратились снова к Сервантесу и у нас появились новые комические персонажи: бакалавр Карраско и племянница Дон Кихота — Антония, которые сопровождают благородного рыцаря в странствиях и разыгрывают роль его верного коня Росинанта. Образ незадачливого жениха Китри, дворянина Гамаша, стал более забавным и выразительным. Эти детали дополнили историю и добавили в нее новых красок. Спектакль стал более понятным и очень веселым, — рассказывает Наталия Дмитриевна.
Причина тому — огромная партитура, сочиненная композитором поистине с имперским размахом. Полностью она никогда не была использована. Да и на сей раз фактически была составлена еще одна самостоятельная версия, в которой хорошо знакомые музыкальные фрагменты к примеру, танец Эгины, гадитанских дев, адажио Фригии и Спартака и др. Новую балетную партитуру обрамляют вокализы в исполнении Эрика Курмангали. Он даже появляется на сцене, чтобы исполнить «Песнь победы». Надо иметь некоторую смелость, чтобы сегодня решиться на постановку «Спартака»: знаменитая версия Юрия Григоровича слишком тесно связала этот балет с определенным политическим контекстом, ныне утратившим свою актуальность. Впрочем, у него были предшественники со своим видением сюжета. Еще в 56-м году Леонид Якобсон предложил иной драматургический ход, нашедший свое выражение даже в подзаголовке — «Сцены из римской жизни». Якобсона тогда упрекали в том, что сама тема Спартака у него растворилась в водовороте отдельных танцевально-пластических фрагментов, словно скопированных с фресок Помпеи, что отрицательные персонажи, несомненно, ярче положительных... По этому же пути пошли и Касаткина с Василевым, предложив свои вольные фантазии на темы «Спартака», возникшие у них при изучении исторических материалов и знаменитого романа Р.
В Москве умерла 20-летняя балерина
Мы понимаем, что балет лучше видеть, чем слышать, и все-таки – обсуждаем с худруком театра Наталией Касаткиной, главным режиссером Иваном Василёвым и ведущим солистом Артемом Хорошиловым, что такое авторский вариант классического балета. – Первая постановка балета «Сотворение мира» (16+) началась со сцены Кировского, ныне Мариинского, театра, и в 2021 году отметила 50-летний юбилей. Касаткина и Василёв начинали как балетмейстеры Большого и Мариинского театров, а в семидесятых основали собственную школу.
СПАРТАК (Балет Н. Касаткиной и В. Василёва)
Сын Иван — кинорежиссер, директор Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева. С 29 сентября по 8 октября состоятся гастроли Государственного академического театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василева в Красноярске и Томске. Благодаря Наталии Касаткиной и Владимиру Василёву первые в постановке «Спартака» использована музыка, хоть и написанная Арамом Хачатуряном для этого балета, но редко включавшаяся в спектакли другими хореографами.
Скончалась в больнице народная артистка России Наталия Касаткина, вдова Владимира Василева
Выделенная театру классического балета площадка на пересечении Ленинградского проспекта и улицы Скаковой, к сожалению, обрела статус долгостроя. Ольга Любимова поддержала идею строительства «Международного центра балета», который станет домом для современного балета, с сохранением лучших традиций. Также, в свете решений принятых на недавнем совещании у Татьяны Голиковой, министр дала поручение проанализировать и оптимизировать принципы, по которым устанавливается государственное задание для Театра классического балета. Дополнительная информация для СМИ: e-mail info classicalballet. Наталия Касаткина и её супруг Владимир Василёв начали карьеру балетмейстеров в 1960-х и уже с самых первых постановок на сцене Большого театра заявили о себе как яркие новаторы. Спектакли "Ванина Ванини" и "Геологи", "Весна священная" обозначили новый этап развития советского балета.
Ещё в разгаре танцевальной карьеры Наталия Касаткина проявила себя как талантливый балетмейстер в тандеме с супругом Владимиром Василёвым. Спустя год коллектив был переименован в Государственный концертный ансамбль СССР «Московский классический балет», в 1986 году получил статус театра, став Московским государственным театром балета СССР, а с 1992 года стал официально называться Театром классического балета Н. Касаткиной и В.
Театр классического балета всегда отличался эксклюзивными постановками. Его репертуар составляли как классические балеты в авторских редакциях руководителей театра, так и собственные оригинальные спектакли Касаткиной и Васильева.
Для него после репетиций Владимир Василёв придумывал новые движения, такие как знаменитый «прыжок Адама». Сегодня его узнают во всем мире как «прыжок Барышникова». Смешению классического балета со свободной пластикой «Сотворение мира» во многом обязано партитуре.
Великий мелодист композитор Андрей Петров, известный в первую очередь по своим работам для кино его музыка использовалась для фильмов Эльдара Рязанова и Георгия Данелия , соединил академическую музыку с джазовыми приемами и даже роком. Наталия Касаткина и Владимир Василёв поставили спектакль, где удивительной красоты и лиричности сцены сочетаются с комическими пантомимами. Но вместе с тем «Сотворение мира» остается тонкой историей взросления и перехода в мир, где вчерашних детей ждут настоящие испытания.
Чтобы иметь наилучший выбор, рекомендуется покупать билеты за 3—4 недели до спектакля. Правда, действуют они только для спектаклей, показываемых только на определенный площадках.
Узнать подробнее можно на официальном сайте театра. Приобрести билет можно и оффлайн в кассе театра. Она располагается на Ленинградском проспекте, 25 и работает по будням с 10:00 до 19:00. Репертуар Репертуар Государственного академического театра классического балета составляют 28 спектаклей. Изменения не носят кардинальный характер и не перекраивают сюжет, но его развитие адаптируется для современного массового зрителя.
Сюжетные линии делают более ясными, образы персонажей — объемными, яркими. Повторы и длинноты удаляют. Примером постановки в формате Театра классического балета может служить «Спящая красавица». Традиционная версия демонстрируется на протяжении 5 часов, а встреча Принцессы и Принца происходит только в середине этого действия. В версии театра же герои видят друг друга уже в начале действия, а хронометраж целой постановки составляет 2 часа.
Выступление труппы Московского классического балета состоится в Петербурге
Однако точной даты премьеры постановки в честь юбилея основателя театра пока не назвали по причине продолжающейся пандемии коронавируса. Встреча «Неизвестный Василёв» полностью оправдала своё название. В ходе мероприятия друзья и коллеги великого балетмейстера вспоминали о нем и раскрывали неизвестные грани великого таланта мастера. Сам факт того, что Государственная премия СССР за «Петра Первого» была получена хореографом за стихотворное либретто уже говорит о том, насколько многогранным был этот человек.
Помимо воспоминаний на встрече был показан документальный фильм о жизни и творчестве Владимира Юдича, в котором было показано многое из того, что стало открытием для знающих его людей. Собственно, именно по этой причине мероприятие, на котором присутствовали почитатели таланта мастера, и получило название «Неизвестный Василёв».
С 1992 года проект получил название «Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В.
Сегодня труппа театра насчитывает 75 артистов, в его репертуар входят основные спектакли классического наследия, а также собственные постановки. Театр активно гастролирует по России и зарубежным странам. Собственного здания «Государственный академический театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва» до сих пор не имеет, в Москве показывает спектакли на различных сценических площадках. Автор: IceWallker.
Василёва приедет с гастролями в Петербург С 24 по 27 августа Государственный академический театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва представит четыре постановки, которые «ярко иллюстрируют все грани авторской хореографической школы Касаткиной-Василёва». Показы пройдут на исторической сцене Александринского театра 162 0 Фото: classicalballet. Для взрослых и юных зрителей труппа театра првивезёт «Дон Кихот» Людвига Минкуса. Завершатся гастроли 27 августа балетом «Жизель», в основе которого лежит постановка Большого театра.
Хореографы сделали свою трактовку сюжета, усилили линии комических персонажей - бакалавра Карраско и племянницы Дон Кихота Антонии, которые сопровождают благородного рыцаря в странствиях. Героев ждут приключения, погони, розыгрыши и, разумеется, счастливый финал. В 70-х годах XX столетия эту оригинальную версию балета Сергея Прокофьева даже пытались запретить - за якобы слишком вольное обращение с программным произведением. В основе либретто - не классический перевод Пастернака, а подстрочник. Балетмейстеры отказались от традиционных для этого произведения приемов драмбалета несколько ярких хореографических номеров на фоне пантомимы в пользу балета симфонического - когда даже линии второстепенных персонажей передаются танцем. Знаменитая сцена виллис из второго акта невест, которые умирают, не успев выйти замуж - тот самый "белый балет", который признан эталоном классической хореографии. Восстанавливая этот спектакль для своего театра, Касаткина и Василев взяли за образец постановку Большого театра, в которой сами когда-то танцевали, и постарались перенести на сцену все то, что передали им из рук в руки великие мастера прошлого.
Гастроли Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва
В Петербурге начались масштабные гастроли театра «Московский классический балет» Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Знаменитый балет на музыку Арама Хачатуряна — настоящий хит балетной сцены. С 1977 года вместе с супругом Владимиром Василевым (1931-2017) руководила концертным ансамблем "Классический балет", с 1992 года ставшим Государственным академическим театром классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва: покупка билетов онлайн в Москве, полное расписание, афиша на 2024 год.
Театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва выступит в Красноярске
После премьеры «Спартака» в постановке Касаткиной и Василёва его назвали «самым красивым скандалом в балетном искусстве XXI века». В Ульяновске роль Эвтибиды, наложницы Красса, исполняла прима-балерина театра заслуженная артистка России Наталья Огнева - единственная в мире действующая прима-балерина классического балета, родившая троих детей. И когда ты видишь и чувствуешь, как зал реагирует на твои движения, как ты можешь манипулировать зрителями, то появляется тот тончайший неуловимый диалог между артистом и зрителем. И ты ощущаешь себя дирижёром зрительного зала. На мой взгляд, зрителю не обязательно быть великолепным знатоком балета, важно чувствовать и понимать то, как танцует артист. А артист должен прожить на сцене тот образ, который в данный момент он представляет. То есть важно не быть просто балериной, важно быть актрисой и рассказать всю драматургию, которая заложена в этом спектакле, в данном случае это балет «Спартак». Выразительная хореография, яркие пластические образы и захватывающая драма главных героев сплетаются с мелодичной, по-восточному яркой и темпераментной музыкой Хачатуряна в единый красочный спектакль.
Это все для того, чтобы показать особенный стиль эпохи блистательного Рима. И всё сопровождается великой музыкой Арама Ильича Хачатуряна.
Ещё детьми будущие балетмейстеры жалели, что в классическом «Щелкунчике» нет множества значимых деталей из увлекательной сказки Гофмана, а главное, в её танцевальной версии не было фирменного юмора немецкого классика. Работая над новой постановкой «Щелкунчика», Касаткина и Василёв сделали сюжет балета максимально динамичным, населили его персонажами из первоисточника и своими собственными и подробно проработали все характеры.
В сказку вернулся юмор — во всём своём гофмановском гротеске. Словом, эта знакомая сказка не дает заскучать ни на минуту: взрослые удивляются новым поворотам сюжета, а дети просто следят за приключениями любимых героев. За полное погружение в мир Гофмана не в последнюю очередь отвечают декорации, костюмы и бутафория: в «Щелкунчике» Касаткиной и Василёва сценография — особое театральное волшебство. Отпрыск королевы Мышильды с его семью головами неизменно вызывает восторг у самых юных зрителей.
Мастерство артистов признают во всём мире, они завоевали более тридцати медалей международных балетных конкурсов. По словам главного режиссёра театра Ивана Василёва, в этот раз ни привезли авторский спектакль, который точно нигде и ни у кого больше увидеть будет невозможно. Оформление сцены для одной из работ создано в стеле трёхмерного мэппинга, этакой технологичной гризайли.
Ни одна постановка не обходилась без оружия. Здесь даже балерины вооружены мечами. Амазонки гордо поднимают мечи над собой, предводительница должна покорить и красотой, и воинственностью одновременно. Наталья Огнева, исполнительница партии Эвтибиды, заслуженная артистка России: «Спектакль имеет много трагических, чувственных, эротических, эмоциональных, сцен, которые сменяются боевыми действиями в эпоху упадка Римской империи». На московской премьере балету за эротизм и досталось от критиков. Говорили, что Калигула отдыхает и на подмостках невинной осталась лишь собачка, которая выходила в одной из сцен. Возможно, профессиональных балетоманов настолько поразили слишком открытые костюмы, что это оказалось важнее мистических смыслов, заложенных авторами.
Надо уметь давать время времени
В Театре классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва этот неиссякаемый оптимизм и исключительная витальность достигли апогея: танцевальное воплощение приключений главного романтика мировой литературы к темпераментным танцам, ярким нарядам и звонким кастаньетам балетмейстеры добавили изрядную долю юмора, за который отвечают новые характерные и даже гротескные персонажи. Остроумные постановочные решения и идеальная техника классического танца прилагаются. Балет состоит как из хореографии самих основателей театра, так и великих Мариуса Петипа и Александра Горского в их редакции: история здесь рассказывается через каскад зрелищных балетных номеров с невероятно сложными прыжками и фантастическими фуэте. Недаром критики называют хореографию в этом «Дон Кихоте» самой трюковой из всех существующих сценических воплощений произведения Минкуса.
Также, в свете решений принятых на недавнем совещании у Татьяны Голиковой, министр дала поручение проанализировать и оптимизировать принципы, по которым устанавливается государственное задание для Театра классического балета. Дополнительная информация для СМИ: e-mail info classicalballet.
Наталия Касаткина и её супруг Владимир Василёв начали карьеру балетмейстеров в 1960-х и уже с самых первых постановок на сцене Большого театра заявили о себе как яркие новаторы. Спектакли "Ванина Ванини" и "Геологи", "Весна священная" обозначили новый этап развития советского балета. В 1977 году Касаткина и Василёв по инициативе Игоря Моисеева были приглашены как руководители в созданный им Государственный концертный ансамбль "Классический балет". Основу репертуара ансамбля составили авторские спектакли Касаткиной и Василёва.
В 1977 году художественное руководство перешло к Владимиру Василёву, а главным балетмейстером театра стала его жена Наталия Касаткина. Сегодня репертуар театра включает в себя классические спектакли и собственные постановки. В работе театра задействовано 75 артистов балета. Заслуженный артист России, по сей день выходит на сцену.
Это драматургия, а вся классическая хореография сохранена. И такой подход зрителям очень нравится. Многие считают, что наше «Лебединое озеро» — самая интересная редакция. Критерием здесь служит только вкус постановщика.
Наше отношение к классике все-таки очень бережное. Мы ее не разрушаем. И даже если дополняем чем-то — то очень аккуратно. В «Спящей красавице» у нас две сказки, но одного автора.
Гамлет в кожаном пальто — вот где эта грань уже перейдена. Дальше уже не надо. В то же время у меня неоднозначное отношение к переделкам, потому что есть люди со вкусом, которые умеют это делать так, что ничего не раздражает. Были ли у вас когда-либо неприятности из-за сценических вольностей?
Если вы имеете в виду советское время, то там был просто идиотизм. Люди, которые нами руководили, являлись совершенно безграмотными. По «Сотворению мира» в Мариинке тогда Кировский театр нам делали такие замечания: грим Бога похож на Ленина, пятна на Солнце похожи на сионистскую звезду, на Земле много камней, а в раю — цветов, это неправильно, плащ чертовки похож на красное знамя, и самое главное — нам следовало одеть Адама и Еву, чтобы они не были голыми. У нас осталась фотография, где Миша Барышников и Ира Колпакова в каких-то тряпочках.
И еще нас просили — уберите 30-градусный секс у маленьких ангелов. Мы долго думали и, наконец, догадались, но сказали, что не поняли и исправлять не будем. У нас там маленькие ангелы стояли на ножках, а потом медленно опускались на локти и получался угол примерно 30 градусов. Вот, а вы говорите о каких-то интеллектуальных претензиях.
Этого просто не было! Тогда еще Фурцева была? Когда мы ставили свой второй спектакль на музыку Коли Каретникова, «Геологи», она не могла его закрыть, потому что должна была отчитаться советским балетом. Хотя она совершенно не понимала нашу хореографию, где люди и природа сливались, так впервые было сделано, об этом много писали.
Все равно она просила: наденьте на девочку юбочку! Наталья Касаткина, 1958 год Фото: В. Бельский, Григорович, мы с Василевым, Брянцев — это было совершенно новое веяние в балете. До нас ставили драмбалет, в котором не требовалось такой изощренной хореографии, что мы все выдали.
Вам не предлагали уехать? Множество раз.