Результаты восстание было подавленно из-за разобщенности действий бунтовщиков, плохой организованности.
Соловецкое восстание 1667–1676 гг.
- Эпизод I. Скрытая угроза
- Соловецкое восстание — Википедия
- Соловецкое восстание
- Соловецкое восстание 1668-1676 – причины и итоги в таблице, кратко об участниках
- Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги: bolivar_s — LiveJournal
- Причины соловецкого восстания
Подавление соловецкого восстания
Основная часть статьи посвящена рассмотрению причин, хода и последствий Соловецкого восстания, неоднородности его движущих сил и разнообразия побуждений, вызвавших сопротивление обители вооруженным силам страны. одно из ключевых событий в этой истории. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Соловецкое восстание 1668-1676 таблица. Ответ на вопрос — Восстание старообрядцев, таблица. Соловецкое восстание причины участники итоги таблица. Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона. Соловецкое восстание, которое проходило с 1668 г. по 1676 г. на сегодняшний день является одним из самых примечательных событий в русской истории.
«Соловецкое восстание»: зачем стрельцы устроили кровавую расправу над монахами
Соловки стали своеобразным символом борьбы за право на свободу и справедливость. Соловецкий бунт оставил огромный след в истории России. Его значимость до сих пор обсуждается и изучается историками. Бунт на Соловках показал, что русская церковь и общество способны противостоять тирании и угнетению. Это важное событие подтолкнуло к дальнейшим изменениям и реформам в русском государстве. Депортация и карательные меры Возмущение со стороны клириков Соловецкого монастыря в году 1674 стала одной из главных причин бунта. Видимо, царь Алексей Михайлович, будучи внимательным и осторожным правителем, рассчитывал на то, что после сидения в монастырях, монахи утратят инициативу и их вздор не повторится. Однако его предположения оказались ошибочными, и возмущение монахов вскоре приняло более широкий масштаб.
Накануне жесточайших событий, а именно в 1675 году, монастырь был подвергнут осаде шведскими войсками и силами Великого княжества Финляндского. В ходе этой осады крепость Соловки была захвачена и разорена, а монахи были депортированы в Швецию. Князь Волохова, считающийся одним из руководителей бунта, погиб при штурме, и его тело было найдено в воде вон Соловецкой купели. Архимандрит Никонианства был схвачен шведскими войсками и отправлен в Швецию, где был казнен. После осады и депортации монахов Соловецкий монастырь вновь пополнился: монахи-восставшие были заменены своими верующими собратами из других монастырей. Восстание совпало с долгим отсутствием царя и его вооруженных сил, которые находились в Мещеринова в то время. Десять из них были приговорены к смертной казни, а многие другие были осуждены на различные виды карательных мер, включая ссылку и тюремное заключение.
Таким образом, бунт на Соловецких островах, известный под названием «Соловецкий монастырский бунт», который произошел в 1676 году, имел значительные последствия для монастыря и его участников. Было решено после таких событий закрыть монастырь и изыскать в. После тщательного рассмотрения и внимательных изысканий было принято решение о сносе монастыря, с учетом предательства некоторых его монахов, и вместо него была построена огромная крепость, которая предназначалась для защиты возрожденной России от шведской агрессии. Влияние бунта на политическую и социальную обстановку Соловецкий бунт 1668-1676 гг. Это восстание, о котором открыто говорили и писали, вызвало широкий интерес в западной Европе. Начало бунта связано с предпосылками, которые длились много лет. На фоне падения веры в крепости Соловецкого монастыря нам становится понятной предистория восстания.
Соловки были обителью, где никому не было разрешено проживать вне монастыря. Однако при этом войско воеводы Михайловича начало свой ход по Соловецкому заливу в 1676 году. Весь этот ход принес последствия, которые стали итогом сложившейся ситуации.
Личное недовольство патриархом Никоном, множество братии и прилив ссыльных способствовали смутам.
Много было тут военных и мирских людей... По Северу-Западу России. Изд-во: А. Выбирал-то наш государь-царь боярина большого, Из большия из породы, из породы Салтыковы, Монастырь разорити, старую веру порудити, Старые книги изодрати, Старые книги изодрати, во сине море потопити, И Зосима и Саватия соловейских чудотворцев монастырь разорити И всех старцев прирубити.
Что спроговорит боярин да царев воевода: "Прикажи, сударь, слово молвить, хошь словечко едино, А нельзя, сударь, подумать — не токмо дело делать! Выбирал-то наш государь-царь да второго боярина; Что спроговорит боярин да царев воевода: "Ты давай мне силы много да стрельцов и солдатов! Они якори бросали, корабли все становили, Они учали стрелять во пиченой да во монастырь, Устрелили на престоле чуден образ. Уже вси старцы испугалися, во одно место сбежалися.
Они думали и говорили: "Нам хошь головы сложить, нам по-старому служить! Уже вся сила вступила да всех старцев прирубила. Василий Ключевский2: восстание в Соловках - часть всеобщей смуты в России "Вместе с чувством тяжести принесенных жертв и понесенных неудач росло и недовольство ходом дел. Оно попало на подготовленную Смутой почву общей возбужденности и постепенно охватило все общество сверху донизу, только выражалось неодинаково в верхних и нижних слоях его.
В народной массе оно сказалось целым рядом волнений, которые сообщили такой тревожный характер XVII веку: это эпоха народных мятежей в нашей истории. Не говоря о прорывавшихся там и сям вспышках при царе Михаиле, достаточно перечислить мятежи Алексеева времени, чтобы видеть эту силу народного недовольства: в 1648 г. В этих мятежах резко вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом и церковным поучением... Курс русской истории.
Лекция 52. Восстание монахов в историческом очерке Данилы Мордовцева3: После такого вторичного неудачного приступа осада монастыря снова затянулась на неопределенное время. Воевода Мещеринов, опасаясь, что за этим проклятым "Соловецким сидением" его русая головушка успеет подернуться инеем седины, бил челом о подмоге ратными людьми , и к нему прислали в помощь около восьмисот свежих стрельцов, двинских и холмогорских. Поглядели и эти стрельцы на серые стены, по которым от времени до времени двигались темные тени, посмотрели, покачали головами и в душе пришли к тому же заключению, что и прежние: "За что, мол, про что старцев божьих тревожат?
Вон как голосно за стенами звонят святые колокола, молятся, знать, старцы, не дурно какое чинят, а Богу работают... Сидение раскольников: повесть. Державный плотник. Соловецкое сидение "Соловецкое восстание" или "Соловецкое сидение" - 8 летнее восстание соловецких монахов против церковной реформы.
Эти люди получили название старообрядцев. Русская православная церковь увещевает принять их введенные патриархом Никоном изменения. Царская власть в разные времена и в разных случаях проводила разную политику по отношению к старообрядцам.
Они, в свою очередь, тоже по-разному вели себя при введении мер патриарха Никона. Иногда происходило их неповиновение, что приводило и к вооруженным столкновениям. Одним из них было соловецкое восстание 1668—1676 годов.
Причины соловецкого восстания Соловецкий монастырь располагается на Соловецких островах в Белом море. Так получилось, что он находился около границ Московского царства и Швеции. Поэтому монастырь был укреплен властями, снабжен продовольствием, припасами на случай войны со Швецией.
Военные действия с ней происходили в годы смутного времени. В 1656—1658 годах происходила русско-шведская война. На это обычно указывается в литературе, поскольку впоследствии при восстании на Соловках правительственным войскам пришлось осаждать укрепления монастыря.
В 1657 году в монастырь были присланы новые богослужебные книги, содержащие некоторые исправления по мерам патриарха Никона. Монахи не захотели использовать эти книги. Потом в 1666—1667 годах они посылали царю Алексею Михайловичу челобитные с просьбой сохранить им прежние богослужебные книги.
В 1667 году в Москве состоялся церковный собор, на котором старообрядцы были преданы анафеме. После этого новым настоятелем Соловецкого монастыря был назначен отец Иосиф.
Рукописная летопись монастыря так рассказывает о событиях: «Ворвавшемуся же в обитель Мещеринову с воями исшед на сретенье монахи Стефан да Антоний и иные тридесятъ инокъ, казначей же и келар, предася в руце Мещяринова абие клялся клятвою велию абие не предаст смерти и зла никому не причинит из обители. И се, дьяволом научаемый, рекомых Стефана Антония и и тридесять инокъ приказа воям бити смертию, и по слову его убиша их во вратах монастырских».
Расправа Кара Мещеринова была страшной. Он разорил обитель, монахов же пытал, чтобы те выдали ему ценности — «кои на древах повеси, кои же за чресла на крюках... С непокорных монахов снимали одежду, на морозе загоняли в воду, чтобы замерзли. Летописец монастыря описывает, что тела монахов не были преданы земле, а брошены на льду залива, где пролежали все лето, и «не таяху же лёд по ними и в жару велию».
Старовер князь Андрей Денисов в «Истории о отцах и страдальцах соловецких» писал, что воевода допрашивал монахов лично, забивал их до смерти, не делая скидок ни на духовное звание, ни на возраст. Архимандрита Никанора он избил тростью с набалдашником, выбил зубы и повелел бросить монаха со стены в ров и стеречь, пока не замерзнет. Так же он поступил со старцем Макарием, которого по немощи привезли к нему на санках — он бил его, пока не устал, а потом повелел вытащить на лед, пока не умрет. Каждому из монахов Мещеринов задавал один вопрос: как они смели противиться воле государя?
И каждый раз получал один и тот же ответ: что сопротивлялись монахи не царю, а «тем, кто стрелял по церквям Христовым». Так было подавлено соловецкое восстание.
Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов
В данной статье вы рассмотрите предысторию, причины, ход и итоги Соловецкого восстания. СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ 1667–76, вооружённое сопротивление насельников Соловецкого мон. царским войскам, посланным для введения новых богослужебных правил. Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона. Соловецкое восстание началось на религиозной почве, но переросло в социальный протест. Соловецкое восстание.
Соловецкое восстание
Соловецкое восстание (1668–1676). | Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676 таблица. Восстание выступление старообрядцев. |
Соловецкое восстание (1668–1676) — Библиотека — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" | Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. — 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся. |
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ | В результате Соловецкого восстания монастырь, бывший до того одним из культурных центров русского севера, пришел в упадок. |
Вы точно человек?
Кровопролитное Соловецкое восстания - итоги | Соловецкое восстание. |
340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь — Русская вера | Соловецкий монастырь Последствия и итога Предварительное следствие над монахами было проведено прямо в монастыре. |
Соловецкое восстание 1668—1676 гг.: dem_2011 — LiveJournal | Соловецкое восстания: итоги Середина 17 столетия была знаковой для Соловецкого монастыря. |
Соловецкий бунт 1668-1676 гг и его история, причины, последствия
Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Суть и ход событий Соловецкого восстания Соловецкий монастырь, вокруг которого и разворачивались описываемые события После изгнания настоятеля отца Иосифа и начала осады активных действий не предпринималось на протяжении многих лет. Соловецкое восстание причины ход итоги. Соловецкое восстание итоги кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Между тем Соловецкое восстание можно считать одним из ключевых событий русской истории семнадцатого века. Соловецкое восстание началось на религиозной почве, но переросло в социальный протест.
«Соловецкий бунт»: за что воевода Алексея Михайловича казнил русских монахов
Осажденные предпринимали вылазки, которые возглавляли выборные сотники - беглый боярский холоп И. Воронин, монастырский крестьянин С. Беглые донские казаки П. Запруда и Г. Кривонога руководили строительством новых укреплений. К 1674 году под стенами монастыря было сосредоточено до тысячи стрельцов и большое количество орудий. Осаду возглавил царский воевода И. Повстанцы успешно оборонялись, и лишь предательство монаха Феоктиста, указавшего стрельцам незащищенное окно Белой башни, ускорило поражение восстания, которое было жестоко январе 1676 года. Из 500 участников восстания, находившихся в монастыре, остались в живых после взятия крепости только 60. Все они за исключением нескольких человек позже были казнены. Участвовали представители различных социальных слоев: верхушка монастырских старцев, выступавших против реформационных инноваций, рядовые монахи, боровшиеся против усиливавшейся власти царя и патриарха, послушники и монастырские работники, пришлые зависимые люди, недовольные монастырскими порядками и усиливающимся социальным гнетом.
Число участников восстания — около 450—500 чел. Первый этап противостояния московских властей и братии Соловецкого монастыря относят к 1657. Монастырь в то время был одним из самых богатых и экономически независимых, в силу удаленности от центра и богатства природных ресурсов. В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые», которые монастырские богословы отказались принимать. С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой. Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина.
В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов монахов, принявших схиму выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить». Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели. В результате в 1674 Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ «мятеж искоренить вскоре». На третьем этапе борьбы осажденных со стрелецким войском предпринимались многочисленные попытки штурма крепости, долгое время заканчивавшиеся безуспешно. Несмотря на многочисленность до 1 тыс. В ходе осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления. В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали привлекать к работе всех монастырских старцев — «в хлев, и в поварню, и в мукосейню». Организовались вылазки против осаждавших монастырь войск.
Игумен Никандр специально кропил пушки осажденных святой водой. Возникавшие повреждения крепостной стены, образовывавшиеся после непрерывных обстрелов, быстро ликвидировались монахами. Противостояние неожиданно закончилось в январе 1676, когда перебежчик, монах Феоктиста, вероятно, прельстившийся какими-то посулами, указал стрельцам на тайный подземный ход в одной из башен. Небольшой отряд стрельцов проник внутрь монастыря и открыл ворота осаждавшим. За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными январь 1676 , ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы. Свидетельством «прощения» опального монастыря стало посещение обители Петром I почти через 20 лет после описываемых событий. Тем не менее, монастырь восстановил свое значение лишь в конце 18—19 вв.
Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Тексты многочисленных списков Повести и истории об отцах и страдалицах соловецких писателя-самоучки старообрядца Семена Денисова, рассказывавшие о жестокостях и репрессиях царских усмирителей, бытовали по всей России. Упорство в вере и мученическая смерть «соловецких старцев» создала вокруг них ореол мученичества. О соловецких защитниках слагались песни. В народе даже ходила легенда, что в наказание за эти злодеяния Алексей Михайлович был поражен страшной болезнью и умирал покрытый «гноем и струпьями». Лев Пушкарев Посреди Белого моря на Соловецких островах находится одноименный монастырь. На Руси он прославлен не только, как величайший среди монастырей, поддерживающих старые обряды. Благодаря сильному вооружению и надежному укреплению Соловецкий монастырь во второй половине 17 века стал важнейшим постом для военных, отражающих атаки шведских захватчиков. Местные жители не оставались в стороне, постоянно поставляя его послушникам провиант.
Воевода Мещеринов, опасаясь, что за этим проклятым "Соловецким сидением" его русая головушка успеет подернуться инеем седины, бил челом о подмоге ратными людьми , и к нему прислали в помощь около восьмисот свежих стрельцов, двинских и холмогорских. Поглядели и эти стрельцы на серые стены, по которым от времени до времени двигались темные тени, посмотрели, покачали головами и в душе пришли к тому же заключению, что и прежние: "За что, мол, про что старцев божьих тревожат? Вон как голосно за стенами звонят святые колокола, молятся, знать, старцы, не дурно какое чинят, а Богу работают... Сидение раскольников: повесть. Державный плотник. Соловецкое сидение "Соловецкое восстание" или "Соловецкое сидение" - 8 летнее восстание соловецких монахов против церковной реформы. Участники - монахи, не принявшие церковной реформы патриарха Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники Степана Разина. Карательная армия, посланная царем и насчитывавшая более тысячи человек, овладела монастырем в результате измены одного из защитников монастыря. Вот как рассказывается об этом событии в очерке Анны Гиппиус: "Первые зачатки раскола появились в Соловецком монастыре с 1636 года, когда патриархом Никоном были присланы сюда исправленные богослужебные книги. Против патриарха, бывшего уже под царским гневом, было предубеждение. Монахи, даже не просмотрев книг, сразу запечатали их в сундуки и поставили в монастырскую оружейную палату. Начало было сделано. Потом, сначала благодаря приездам сочувствующих расколу, а в 1661 году благодаря ссылке целой группы раскольников, раскол стал быстро распространяться, заражая все больше и больше иноков. Присоединение к расколу беглых московских стрелков и мятежников из шайки Степана Разина очень усилило движение и придало ему политический оттенок. Пожар разгорался и наконец, в 1666 г. Помимо игумена, руководимые келарем Савватием Абрютиным и казначеем Терентием, монахи составили очень грубую челобитную царю. Царь вызвал к себе игумена и архимандрита Никонора и велел им увещевать недовольных. Однако, обратно в монастырь их даже не впустили, что было уже явным сопротивлением царской власти. Варфоломея перевели тогда в Свияжский монастырь, а архимандрит Никонор перешел на сторону бунтовщиков. Царь написал увещевательную грамоту, но все было напрасно. Тогда началась осада; были построены батареи, с которых шла бомбардировка монастыря. Крепость, однако, руководимая военачальниками-монахами, сопротивлялась превосходно; провианта было много. Достаточно сказать, что через десять лет 22-го января 1677 г. В самой обители произошел жестокий бой. Было много убитых.
На место Соловецкого сидения Алексей Михайлович отправил нового командующего — воеводу Мещеринова. Тот приказал устраивать подкопы и участить попытки штурма. Соловецкий архимандрит Никанор призывал защитников монастыря стрелять по Мещеринову: «Поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Обе стороны несли крупные потери, однако воевода мог регулярно пополнять войска. Защитники крепости этой возможности не имели. Так наступил 1676 год. Между монахами со временем начались споры. Одни считали, что молитвы за царя нужно возобновить, другие уверяли, что Алексей Михайлович предал веру. В результате несколько иноков перешли на сторону воеводы, и монах Феоктист рассказал ему о тайном ходе и о том, когда караульные покидают свои посты. Мещеринов немедленно отправил в крепость отряд из пятидесяти стрельцов. Они выломали камни в окне, вошли в Белую башню монастыря и впустили войско, перебив стражников. Царское войско заполнило Соловецкий монастырь. Стрельцы беспощадно уничтожали восставших и к рассвету взяли крепость. Воевода Мещеринов увесил трупами иноков все деревья вокруг монастыря. Однако ему не удалось выйти из этой истории победителем: вскоре после победы воеводу обвинили в краже монастырской казны и заточили в тюрьму Соловецкого монастыря.
Он считал, что русская церковь дезорганизована и для её дальнейшего существования необходимо было унифицировать её обряды, ритуалы и символы. В 1654 году патриарх Никон решился на внесение кардинальных изменений в религиозные правила. Основными итогами никоновских преобразований стали: корректировка текста некоторых молитв; перевод всех церковных книг с греческих оригиналов и устранение множества опечаток; введение крёстного знамения тремя пальцами, которое было распространено во всех христианских странах. До введения реформы, верующие крестились двумя пальцами; внесены изменения в церковные ритуалы убрано многоголосье при молитве, изменён порядок Крёстного хода и т. Вышеперечисленные изменения не были приняты верующими. Уже во второй половине 50-х гг. XVII века в стране образовался церковный раскол, который с течением времени всё больше углублялся. Тех, кто выступил против новых церковных порядков, прозвали старообрядцами. Они боролись за сохранение прежних порядков и сохраняли древние церковные книги, иконы и традиции, передавая их из поколения в поколение. Старообрядцы испытывали гонения со стороны церковных властей. Их храмы разрушались, книги уничтожались, а самые ярые староверы сжигались на кострах. В сложившейся обстановке религиозный бунт был вопросом времени и в 1668 г. Ход восстания В начале 1668 г.
Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.
Предпосылки Соловецкого восстания О предстоящем расколе можно было судить уже из событий 1636 года. В это время патриарх Никон прислал в монастырь собственноручно написанные церковные книги, которые даже без предварительного прочтения и обсуждения сразу же оказались запертыми в сундуках. Это и послужило началом известного в истории Соловецкого восстания. Начиная с 1661 года раскол начал активно распространяется и на другие территории. Также следует отметить, что кроме религиозного, восстание имело также и политический характер. Деятельность движения заметно усилилась, когда кроме иноков, к нему присоединились еще и беглые московские стрелки и мятежники под руководством своего идейного наставника Степана Разина. Соловецкое восстания: итоги Середина 17 столетия была знаковой для Соловецкого монастыря. Его хозяйство заметно возросло и достигло своего расцвета. Монастырю были предоставлены льготы и несколько земельных наделов для расширения его территории. Государству были выгодны такие отношения с монастырем.
Так как последний значительную часть денежных пожертвований отдавал государству. Именно поэтому начавшаяся смута достаточно серьезно поразила русское общество.
Остальные спали. Из стрельцов не погиб никто, раненых было четверо. Рукописная летопись монастыря так рассказывает о событиях: «Ворвавшемуся же в обитель Мещеринову с воями исшед на сретенье монахи Стефан да Антоний и иные тридесятъ инокъ, казначей же и келар, предася в руце Мещяринова абие клялся клятвою велию абие не предаст смерти и зла никому не причинит из обители. И се, дьяволом научаемый, рекомых Стефана Антония и и тридесять инокъ приказа воям бити смертию, и по слову его убиша их во вратах монастырских». Расправа Кара Мещеринова была страшной. Он разорил обитель, монахов же пытал, чтобы те выдали ему ценности — «кои на древах повеси, кои же за чресла на крюках... С непокорных монахов снимали одежду, на морозе загоняли в воду, чтобы замерзли. Летописец монастыря описывает, что тела монахов не были преданы земле, а брошены на льду залива, где пролежали все лето, и «не таяху же лёд по ними и в жару велию».
Старовер князь Андрей Денисов в «Истории о отцах и страдальцах соловецких» писал, что воевода допрашивал монахов лично, забивал их до смерти, не делая скидок ни на духовное звание, ни на возраст. Архимандрита Никанора он избил тростью с набалдашником, выбил зубы и повелел бросить монаха со стены в ров и стеречь, пока не замерзнет. Так же он поступил со старцем Макарием, которого по немощи привезли к нему на санках — он бил его, пока не устал, а потом повелел вытащить на лед, пока не умрет. Каждому из монахов Мещеринов задавал один вопрос: как они смели противиться воле государя?
Пошла совсем другая война. Мещеринов окружил монастырь земляными городками с пушками вокруг его стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе 1675-го к осаждавшим прибыло пополнение из 800 стрельцов, и общая численность войска составила порядка 1500 человек. В этот раз воевода решил не уходить на зимовку в острог, несмотря на холода, а продолжать осаду до победного. Но защитники Соловков отчаянно отстреливались и наносили его войску большие потери. Им даже удалось сделать вылазку и завалить подкопы осаждавших. В начале января 1676 года Мещеринов предпринял еще один приступ к крепости. Однако и он был отбит, в ходе боя погибли 36 стрельцов. Осада опять затягивалась, но в этот раз совсем не из-за бездействия царских войск. Наступила зима с суровыми северными холодами, исход войны был неясен, а над воеводой нависла угроза смертной казни за провал. Но судьбу осажденного Соловецкого монастыря решил тот фактор, что за историю человечества сдал врагу немало крепостей — предательство. Но сделать это нужно именно за час до рассвета, так как в это время идет смена караула, и на стене и башне остается всего по одному человеку. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь Темной снежной ночью 22 января 1676 года стрельцы, направляемые предателем, проникли в крепость и открыли ее ворота. Восставшие проснулись и заметили опасность, но было уже поздно. Около 30 из них атаковали стрельцов, но погибли в неравном бою. Соловецкий монастырь пал. Долгая почти восьмилетняя осада, сравнимая с осадой Трои, наконец закончилась. Официальных документов о том, сколько защитников монастыря погибло за время осады и было казнено после нее, нет. Известно, что к началу осады Соловков в крепости было около 700 монахов и мирян. За следующие 8 лет люди приходили в монастырь, уходили, умирали от болезней и погибали от ран. По некоторым оценкам, к концу осады восставших осталось около 400 человек. А после штурма пришло время для расправ, после которых выжили лишь 14. Мещеринов с проигравшими не церемонился: «Воевода, яростью раскипев, смерти и различные казни уготовил. Повелел иных повесить за шеи, иных за ноги, иным междуреберья острым железом прорезав, подвесил на крюки, иным же зверосердечный мучитель связал ноги, и, прицепив к коням, безмилостиво влачил по льду и каменью, покуда души не испустят». Трупы казненных не зарыли, а просто забросали камнями. Среди убитых был и настоятель монастыря архимандрит Никанор. Однако варварские расправы Ивана Мещеринова не остались без внимания со стороны центральной власти. Воеводу арестовали, обвинили в причиненных им насилиях и краже монастырской казны, и судили. По иронии судьбы, воевода стал первым ссыльным в тюрьме Соловецкого монастыря, который он сам взял и разорил недавно. Так заканчивается эта история о старой вере, коррупции и мгновенной карме. В результате Соловецкого восстания монастырь, бывший до того одним из культурных центров русского севера, пришел в упадок. Бунтарский дух сопротивления власти покинул его стены, и Соловки окончательно стали ассоциироваться с тюрьмой, ссылкой и неволей. Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало последним крупным мятежом вплоть до стрелецкого бунта 1682 года 1-я часть цикла о стрельцах. А это означает, что пришло время подвести итоги всего «бунташного» цикла, затянувшегося вместе с прологом на целых 7 частей. XVII век был крайне интересной и двоякой эпохой в истории России. Это был век укрепления самодержавной власти, когда царь стал не только воплощением государственной власти, но и наместником Бога на земле, единолично творящим суд и расправу, ежедневно решая судьбы тысяч своих подданных. Но в то же время это была эпоха свободолюбивых бунтарей, не согласных с таким положением дел.
В ответ на действия воеводы один из мятежников, бывший архимандрит Саввы-Сторожевского монастыря Никанор, благословил своих товарищей на стрельбу из пушек. Вскоре внутри Соловецкого монастыря начался раздор: одни монахи настаивали, что следует продолжать молиться за царя Алексея Михайловича, другие же считали правителя иродом, недостойным молитвы. Из-за этих разногласий несколько мятежников покинули крепость и стали на сторону Мещеринова. Предательство и конец осады К 1675 году число стрельцов значительно увеличилось, а воевода Мещеринов усилил свои попытки усмирить мятежников, однако все они вновь оказались тщетными. Тогда из Соловецкого монастыря к царским войскам пришел чернец Феоктист, предавших своих товарищей. Феоктист взялся отвести отряд стрельцов внутрь крепости. В ночь на 22 января 1676 года 50 стрельцов вместе с соловецким предателем проникли в монастырь через заложенное кирпичами окно под сушилом у Белой башни. Царские войска начали расправу над восставшими. Исследователи старообрядчества Елена Юхименко и Наталья Понырко пишут: В настоящее время мы не располагаем достаточными сведениями, чтобы указать точное число казненных, но факт многочисленных и жестоких казней, надолго сохранившийся в народной памяти, не вызывает сомнений. Согласно проведенной в сентябре 1668 года переписи, в самом начале осады в Соловецком монастыре было около 670—700 человек, к концу «сидения» в обители, по одним сведениям, оставалось 300 человек, по другим — 500 следует принимать во внимание и потери среди осажденных, и случавшиеся перебежки. После захвата монастыря, к июню 1676 года, когда Мещеринов подавал «роспись» новоприсланному архимандриту Макарию, в живых значилось лишь 14 чернецов, взятых в монастыре. По старообрядческим источникам, в монастыре погибло от 300 до 500 человек; 500 соловлян, пострадавших за старую веру, поминаются в старообрядческом синодике. После 1676 года монастырь был заселен новой братией, составленной из иноков разных русских обителей.
Соловецкое сидение (восстание)
Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Результаты восстание было подавленно из-за разобщенности действий бунтовщиков, плохой организованности. период, когда произошло противостояние двух сторон церкви, с одной стороны сторонники старой веры, с другой сторонники церковной реформы Никона. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений.
Основные причины
- Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.
- Причины Соловецкого восстания
- Соловецкое восстание итоги. Соловецкое сидение: дата, причины
- Вы точно человек?
- Соловецкое восстание — даты, ход, противоборствующие стороны, итоги — РУВИКИ
Соловецкое восстание итоги. Соловецкое сидение: дата, причины
Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории | Солове́цкое восста́ние, или Соловецкое сиде́ние — вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам. |
Соловецкое восстание итоги. Соловецкое восстание | Итог восстания старообрядцев: Конфликт между старообрядцами и властями России продолжался десятилетиями. |
Подавление соловецкого восстания | одно из ключевых событий в этой истории. |
Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица. | Соловецкое восстание 1668—1676 — восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. |