Что такое Дорога жизни, по-настоящему понимают, наверно, лишь те, кто пережил самую страшную первую блокадную зиму и кого спасла эта невидимая трасса через Ладожское озеро — единственная ниточка, связывавшая осажденный Ленинград с остальной страной.
«Коридор смерти»: почему так назвали дорогу в блокадный Ленинград
Дорога жизни к блокадному Ленинграду ©GlobalLookPress. Проект, посвященный 80-летию легендарной Дороги Победы, выполнен при поддержке Фонда «История Отечества». Всю блокаду провела в Ленинграде», – смотрит в камеру народный артист Михаил Боярский. По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. Дорога жизни блокадного Ленинграда.
Выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда» в ЦМЖТ РФ
«Дорога победы» сыграла немаловажную стратегическую роль в защите Ленинграда, также как и в полном снятии блокады. 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград по Дороге победы пришел первый спасительный поезд с большой земли. Утром 7 февраля в Ленинград на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием, им управлял машинист Иван Пироженко. Дорога победы — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена Дороги жизни для доставки грузов в блокированный Ленинград.
Николай Стариков
- «Коридор смерти» или «Дорога Победы»
- Кто сумел построить ж/д дорогу за 17 дней
- Оборона Ленинграда
- Дорога Победы | Дорога Победы | Октябрьская ЖД
- «Дорога победы»
- Программа «Дороги Победы» подвела итоги 2023 года
Исторические предпосылки и положение города
- Выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда» в ЦМЖТ РФ
- ДОРОГА ЖИЗНИ КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
- Секретное русское оружие
- В блокадном Ленинграде открыта Дорога победы - Знаменательное событие
- Каждый четвертый не вернулся из рейса
- Выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда» в ЦМЖТ РФ
«Коридор смерти»: почему так назвали дорогу в блокадный Ленинград
В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Вдобавок ко всему железную дорогу требовалось проложить через реку Неву. Спустя некоторое время в 500 метрах ниже по течению стал возводиться другой мост, высотой 8 метров и уже способный пропускать корабли. Общественное достояние Удары противника по мостам практически не прекращались. Пока одно поврежденное сооружение восстанавливали, в дело вступал его дублер. Поезда отправляли в темное время суток, при этом грузы шли и в обратном направлении — продолжавшие работать в городе заводы поставляли на фронт свою продукцию военного назначения.
Общественное достояние Официальному названию железной дороги многие строители, служащие и охранявшие ее войска предпочитали неофициальное — «Коридор смерти».
Следовательно, ему необходимо обеспечивать постоянное пополнение в живой силе и военной технике. Это работа Дороги жизни на ввоз. А на вывоз — самое ценное, что вообще только можно представить. Прежде всего, женщины и дети. Когда приходит понимание грандиозности задачи, картинка меняется.
Подход: «А что там думать — всего-то и надо подождать, пока озеро замерзнет, да и пустить по льду машины» уже не кажется таким очевидным. Нельзя просто так взять, и отправить колонны грузовиков через Ладогу — слишком велик риск. Нужна разведка, подготовка, материальное обеспечение, научная работа… Люди, в кратчайшие сроки создавшие этот шедевр логистики и обеспечивавшие его бесперебойную работу, заслуживают доброй памяти. Вот четыре портрета таких героев. Василий Монахов — импровизация под огнем Из блокадного Ленинграда эвакуировали людей, назад в город везли продовольствие. Запасы продовольствия быстро подходили к концу.
Даже войска Ленинградского фронта, сдерживающие натиск врага, снабжались недостаточно — к 16 ноября они были обеспечены мукой только на 10 дней, крупой, макаронами и сахаром — на 7 дней, мясом, рыбой, мясными и рыбными консервами — на 19 дней. Для жителей блокадного Ленинграда наступили самые тяжкие, черные времена — именно тогда, в последние дни ноября, был достигнут исторический минимум по продуктовым карточкам ленинградцев — норма хлеба была снижена для детей и иждивенцев до 125 гр. Единственным спасением для города было строительство ледовой трассы через Ладогу. Которое на «той стороне» представлялось маловероятным. Министерство Геббельса снабдило немецкую прессу методичками: «По льду Ладожского озера невозможно снабжать миллионное население и армию». Однако в Ленинграде были уверены, что строительство возможно.
Еще 24 сентября на стол первого секретаря Ленинградского горкома ВКП б Андрея Жданова легло 34 проекта устройства ледовой дороги. Другое дело, что большая их часть никуда не годилась. И тогда было принято решение поручить дело специалистам. Всю работу по подготовке строительства ледовой дороги через Ладожское озеро сосредоточили в Автодорожном отделе Управления тыла Ленинградского фронта. Начальником отдела был военный инженер 1-го ранга Василий Монахов. Но даже ему поначалу пришлось туго.
Как образуется лед на Ладоге? Быстро ли нарастает? Какая толщина ладожского льда способна выдержать полуторку? А трехтонку? А трактор? Задача со многими неизвестными.
Вот как говорил впоследствии сам Монахов: «У всех у нас были очень скудные сведения о Ладожском озере и о его режиме. По существу мы шли вслепую…» А идти нужно было быстро. И точно. Монахов привлек к работе несколько ленинградских НИИ. Его перерабатывали несколько раз — до тех самых пор, пока не сочли удовлетворительным. Конно-санный обоз.
В некоторых местах от ветра и донного льда, поднимающегося с поверхности, возникают торосы. Грузоподъемность льда неодинакова и меняется со временем.
От реликвии осталась лишь одна пластина, сейчас она хранится в храме. Когда придете поклониться, обратите внимание на ступени. Реставраторы специально оставили две из них — те, по которым шли ленинградцы, прибывавшие в Кобону. Ближе к самой Ладоге несколько лет назад силами энтузиастов появился небольшой памятный комплекс, посвященный Дороге жизни.
Без пафоса и гранита его воссоздали по архивным фотографиям. И хотя это территория базы отдыха, само место и памятники остаются доступными для всех. Главный памятник — «Полуторка». В 2014 году его подняли со дна и поставили здесь после реставрации. На подходе к мемориалу — фотографии «Бессмертного автобата». Нехитрые и небогатые стенды, с них смотрят множество лиц: кто-то в гимнастерках по образцу 1941-го, кто-то в модном послевоенном костюме с орденскими плашками.
Километровые отметки Короткая трасса, которую до войны использовали разве что дачники для выездов загород, спасла тысячи жизней, став символом мужества и отваги. Сейчас здесь проходит А-128 «Санкт-Петербург — Морье». От железнодорожной станции Ржевка до Ладожского Озера вдоль шоссе стоят памятные километровые столбы. Их начали устанавливать еще в 1960-е по инициативе поэта Михаила Дудина. Именно он считается автором «Зеленого пояса славы Ленинграда» — большого мемориального комплекса, окружающего город со всех сторон. Удивительно, но количество памятников растет до сих пор.
Открываются архивы и подробности героической обороны города, появляются новые монументы. Но весь комплекс памятников на Дороге жизни можно осмотреть только на личном автотранспорте — прямого автобусного сообщения между многими точками маршрута просто не существует. А на перекладных — долго и хлопотно. Памятный знак «Регулировщица» Дорога жизни в целях маскировки от авианалетов не освещалась, единственным ориентиром для водителей были регулировщики, стоящие с флажками вдоль всей трассы. Молодые девушки работали в любую погоду днем и ночью, не покидали свои посты даже во время бомбежек. В память о стойких регулировщицах в 1985 году возле железнодорожной станции Ржевка установили стелу с барельефом.
Уже в наше время — в ходе строительства КАД в 2005 году — памятник снесли. К счастью, власти быстро одумались и восстановили мемориал чуть поодаль. Нам показалось символичным, что именно регулировщица провожала нас в эту короткую патриотическую поездку. Значит, направление задано верно. У памятника мы оставили школьную экскурсию, целый класс. Девчонки и мальчишки XXI века пели о Победе.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни» Один из самых известных памятников на Дороге жизни посвящен ленинградским детям: тем, кто погиб от голода и бомбежек, и тем, кто наравне со взрослыми ковал Победу. Они стояли у станков, тушили «зажигалки», спасали памятники архитектуры.
Композицию дополняют белые железобетонные шары, имитирующие прожекторные установки.
Рядом установлено настоящее 85-мм зенитное орудие. Оно служит напоминанием о том, что в годы войны у спуска располагалась зенитная батарея. На орудии написаны даты — начало блокады 8 сентября 1941 года, прорыв блокады — 18 января 1943 года, снятие блокады — 27 января 1944 года.
Именно с этого места автоколонны те самые знаменитые «полуторки» преодолевали 30 км по льду до восточного берега. У подножия кольца выбиты строки Бронислава Кежуна: «Потомок, знай: в суровые года, Верны народу, долгу и Отчизне, Через торосы ладожского льда Отсюда мы вели дорогу Жизни, Чтоб жизнь не умирала никогда». Дорога жизни Дорога жизни с 12 сентября 1941 года по март 1943 года связывала осажденный врагом Ленинград со страной.
Летом — по воде, зимой — по льду. К Вагановскому спуску суда никогда не приставали — это считалось невозможным. Но для спасения города возможным становилось все — и сюда подходили груженные зерном баржи.
Плавание это было особо опасным — не только немецкие самолеты и артиллерия, свирепствовала сама стихия: только в одну ночь с 16 на 17 сентября, на разбитых штормом баржах, погибло свыше 1000 человек.
Таков путь: как «Дорога жизни» помогла выстоять блокадному Ленинграду
Выставка "Ленинград. Дорога жизни" открылась в Музее Победы - Пресса в образовании | Проект, посвященный 80-летию легендарной Дороги Победы, выполнен при поддержке Фонда «История Отечества». |
Как Дорога победы спасла ленинградцев | Дорогу эту назвали «Дорогой Победы», но ещё в процессе строительства она получила название «Коридор смерти». |
Дорога сквозь смерть. Как спасали блокадный Ленинград | Дорога жизни к блокадному Ленинграду ©GlobalLookPress. |
Архив номеров
- Читайте также:
- «Малая дорога жизни»
- Как прокладывали Дорогу Победы
- «Коридор смерти» или «Дорога Победы»
- История создания «Дороги Победы»
- Мемориал «Разорванное кольцо блокады»
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Непокорённый Ленинград: жизнь и победа | «Коридор смерти», впоследствии ставший Дорогой Победы, соединил блокадный Ленинград с большой землей. |
Дорога сквозь смерть. Как спасали блокадный Ленинград | Временная выставка «Артерии Победы», посвящённая 80-летию прорыва блокады Ленинграда и открытия движения по «Дороге Победы». |
В Петербурге прошла реконструкция прибытия первого поезда с "Дороги Победы" | Шлиссельбург, известная как «Дорога победы», начала действовать 5 февраля 1943 года, и служила как более эффективная замена «Дороги жизни&. |
Дорога сквозь смерть. Как спасали блокадный Ленинград | Из блокадного дневника / РИА Новости. |
«Дорогой Победы» в осаждённый Ленинград: к 80-летию прорыва блокады — КПРФ Москва | продовольствие я боеприпасов. |
Выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда» в ЦМЖТ РФ
По официальным данным в Ленинграде во время блокады погибло 642 тысячи жителей. Ленинградская «Дорога победы»: как первый поезд с большой земли пришел в блокадный город. Главная» Новости» Поезд победы спб 2024. Хоть в январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, город по-прежнему был окружён вражескими войсками. К 80-летию открытия легендарной Дороги Победы». Она связывала блокадный Ленинград со страной с 12 сентября 1941 по март 1943 года.
Как «коридор смерти» спас тысячи ленинградцев: 79-я годовщина «Дороги Победы»
Как Дорога победы спасла ленинградцев | О том, как с помощью «Дороги жизни» спасали блокадный Ленинград, сегодня вспоминают по всей стране. |
Дорога жизни блокадного Ленинграда: история создания, роль в обороне Ленинграда | 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. |
Дорога Победы | Дорога Победы | Октябрьская ЖД | «Дороге жизни» исполнилось 80 лет. Эта легендарная трасса, проложенная в годы войны по льду Ладожского озера стала той нитью, которая в суровую зиму 1941-194. |
Как Дорога победы спасла ленинградцев | Неоднократные попытки прорвать блокаду страдающего от голода Ленинграда терпели крах, пока наконец в начале 1943 года Красной армии не улыбнулась удача. |
«Коридор смерти»: почему так назвали дорогу в блокадный Ленинград
Первый блокадный поезд прибыл в Ленинград реконструкция Facebook Вконтакте 10 февраля 2020 г. Состав привез в город продовольствие по железнодорожной линии Шлиссельбург-Поляны — одной из главных транспортных артерий осажденного города. На реконструкции показали вагоны-теплушки начала прошлого века, исторические пассажирские вагоны 1930-х одов и грузовые паровозы. На Ладожском направлении Октябрьской железной дороги эти машины перевозили эвакуированных жителей Ленинграда.
Ребята посетили: Крейсер «Аврору», Особняк Румянцева, Музей театрального и музыкального искусства, инсталляцию «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Подводную лодку Д-2 «Народоволец», Монумент героическим защитникам Ленинграда, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Исторический парк «Россия — Моя история», Военно-медицинский музей, Музей истории Кронштадта, Центральный музей железнодорожного транспорта России, Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, Музей «Аптека доктора Пеля», Пискаревское мемориальное кладбище, Молодежный патриотический комплекс «Сестрорецкий рубеж». Благодаря проекту «Дороги Победы» учащиеся 7-х классов петербургских школ посещают тематические автобусно-пешеходные экскурсии.
Программа направлена на воспитание патриотических чувств у школьников, пробуждение у них интереса к изучению воинской славы нашей страны, формирование гражданской сознательности.
Шлиссельбург до ст. Поляны, благодаря которому у Ленинграда появился прямой железнодорожный маршрут с Большой Землей. Поэтому железнодорожный путь получил своё название — «Дорога Победы». Первый после разрыва блокады грузовой поезд прибыл в Ленинград 7 февраля 1943 года. В этот же день от Финляндского вокзала на Большую Землю отправился грузовой поезд, загруженный отливками орудийных стволов. Поезд вел за собой паровоз Эм 721-83. На Сегодняшний день этот локомотив хранится на вечной стоянке у станции Петрокрепость и является экспонатом в Мемориальном комплексе «Дорога Победы».
Данная экспозиция музея посвящена строительству и работникам «Дороги Победы», истории, а самое главное-героическому подвигу железнодорожников, трудящихся в бригаде 48-й паровозной колонне особого резерва НКПС.
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Иванович Новиков отметил, что важной задачей проекта является демонстрация вклада советских инженеров, строителей, железнодорожников в строительство и эксплуатацию Дороги Победы. Основная цель проекта — связь поколений, объединение усилий и потенциала нескольких музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области в просветительской работе и сохранении исторической памяти. Подписка на новости.
Новости СПбГУ: Выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда»
7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. Дорога победы — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена Дороги жизни для доставки грузов в блокированный Ленинград. Дорога Победы в блокадный Ленинград. К 80-летию открытия легендарной Дороги Победы» открылась в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» города Кировска Ленинградской области. Проект, посвященный 80-летию легендарной Дороги Победы, выполнен при поддержке Фонда «История Отечества». Дорога победы — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена Дороги жизни для доставки грузов в блокированный Ленинград.
Дорога Победы как символ подвига
Шлиссельбург, известная как «Дорога победы», начала действовать 5 февраля 1943 года, и служила как более эффективная замена «Дороги жизни&. «Дорога победы» — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокадный Ленинград. Сегодня я хочу рассказать о Дороге жизни, которая в годы войны связывала блокадный Ленинград с большой землей. А когда блокада была прорвана, появилась ещё одна дорога, которую неофициально называли «Дорогой победы». узкая полоса земли, отбитая войсками Ленинградского и Волховского фронтов, - стала транспортной артерией, которая питала защитников города такими дефицитными боеприпасами и продовольствием. По официальным данным в Ленинграде во время блокады погибло 642 тысячи жителей.