Почему Диоген жил в бочке: миф или реальность. Киники, по сообщению одного из комментаторов «имели обыкновение, словно собаки, публично есть и предаваться любовным утехам, ходить босыми, спать в бочках и на перекрестках».
Диоген XXI века: почему дайвер из ЮАР живет в бочке на столбе
В этом смысле циники стали продолжателями учения Сократа, до предела развив его идею об обманчивости представлений обыденного человека о счастье, добре и зле. Недаром Платон называл Диогена «безумствующим Сократом». По мнению Диогена, истинное счастье состоит в полной свободе индивида. Свободен же только тот, кто не зависит от лишних потребностей. Средство для достижения свободы Диоген обозначал понятием аскисис — упражнений, стараний. Это не философское понятие. Это образ жизни, основанный на постоянных тренировках тела и духа для того, чтобы быть готовым ко всяческим жизненным невзгодам, уметь властвовать над собственными желаниям, воспитать в себе презрения к наслаждению и удовольствиям. Сам Диоген предстает перед человечеством примером мудреца-аскета. У него не было собственности. Одно время, подчеркивая своё презрение к людским привычкам, он жил в пифари… Диогена художники изображают сидящим в бочке. Должна вас разочаровать: Диоген никогда в бочках не сиживал.
В таких сосудах в Греции держали пшеницу, просо, вино и другие продукты. Он удивлял людей своими неординарными поступками. Так, увидев однажды, как мальчик на улице пил воду из горсти, Диоген выбросил из своей сумы чашку, промолвив: «Мальчик превзошёл меня простотой привычек».
Считая их лишним бременем, Диоген предпочел привязку к своим потребностям, размещаясь в скромной бочке. Простота Независимость Минимализм Для Диогена простота была ключом к счастью и духовному развитию. Он считал, что человек связан с материализмом и потребностями, что отвлекает его от поиска истины и гармонии.
Отказ от роскоши и простота были для него путем к освобождению и духовности. Независимость была для Диогена неотъемлемым атрибутом свободного и счастливого человека. Он верил, что человек должен быть независимым от внешних обстоятельств и нескончаемых желаний, чтобы достичь истинной свободы и равновесия. Минимализм был основной идеей Диогена, которую он практиковал в своем образе жизни. Он считал, что чем меньше материальных вещей у человека, тем больше свободы у него есть. Отказ от излишеств и простота помогали Диогену сконцентрироваться на внутреннем мире и поисках истины.
Таким образом, выбор спать в бочке был совершенно логичной и последовательной частью философии Диогена. Это был его способ показать, что счастье и истинное благополучие можно найти независимо от материальных благ и удобств. Политические и идеологические причины Диоген видел в обществе несправедливость, лицемерие и фальшь, и поэтому отказался приспосабливаться к этим стереотипам. Он отвергал материальные блага и власть, поэтому не стремился к нормам комфорта, которые предлагало общество. Своим образом жизни и простым способом существования Диоген хотел привлечь внимание к проблемам общества. Он практиковал равенство, отвергая все границы, делившие людей: богатых от бедных, мудрых от глупых, властителей от подданных.
Способ жизни Диогена в бочке символизировал его отделение от материального мира и общественных норм.
Диоген и Александр Македонский Однажды Македонский решил познакомиться и побеседовать с мудрецом. Он нашёл его нежащимся на солнышке. Ты сумел убедить, что жизнь сама по себе ценна и достаточна и показал наипростейший её путь.
А философ он такой же, как и наши отечественные юродивые и блаженные. Прочтите: Старый заброшенный дом в лесу Жизнь разнообразна в своих проявлениях. Она непредсказуема и просчитать её с математической. Ну, а если человек оказался.
Было приятно прогуливаться по его. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Мошенник или философ-киник? Во всяком случае, в том, что Диоген существовал в действительности, нет никаких сомнений.
Он родился, очевидно, в 412 году в городе Синопе в семье менялы Гикесия. По-видимому, Диоген и его отец оказались замешанными в некий скандал с фальсификацией монет либо проведением других финансовых махинаций. В результате будущего философа изгнали из города. Некоторое время Диоген искал призвание в жизни, пока в определенный момент не повстречался с Антисфеном, философом, который станет учителем и образцом для подражания для Диогена.
Эти два имени вошли в историю как основатели кинизма, учения, частично основанного на философии Сократа. Антисфен, ученик Сократа, а вслед за ним и Диоген проповедовали упрощение жизни вплоть до аскетизма, призывая избавляться от всего лишнего и бесполезного. Философы не просто избегали роскоши — они свели количество принадлежащих им вещей всего к нескольким: плащ, который носили в любую погоду; посох, которым можно было пользоваться при ходьбе и для защиты от нападения; сума, в которую складывали подаяние. Образ ученого-философа, с бородой, сумой, посохом и в плаще, много веков используемый в искусстве, первоначально воплотили в жизнь именно Антисфен с Диогеном.
Они же считаются первыми космополитами — гражданами мира. Помимо аскезы, киники провозглашали отказ от следования догмам — в том числе религиозным и культурным, стремясь к автаркии — полностью независимому существованию. Свое учение Антисфен проповедовал на афинском холме Киносарге, возможно, отсюда и название этой школы философии — кинизм. По другой версии, «киники» взяли свое наименование от греческого «кион» — собака: повадки именно этого животного философы приняли за образец правильной жизни: следует обратиться к природе и простоте, презреть условности, отстаивать себя и свой образ жизни.
Маргинал или аскет? Диоген действительно устроил свое жилище в сосуде — но не в бочке в обычном понимании слова, а в большой, с человеческий рост, амфоре — пифосе. Пифос широко использовался греками для хранения вина, оливкового масла, зерна и соленой рыбы. Местом своего обитания Диоген выбрал главную площадь Афин, агору, став своего рода достопримечательностью города.
Он имел обыкновение принимать пищу прилюдно — что в древнегреческом обществе считалось неприличным, да и другие нормы поведения философ нарушал охотно и с удовольствием от произведенного эффекта. Нарочитое стремление к маргинальному поведению создало Диогену своеобразную репутацию на тысячелетия, и в современной психиатрии имеет место синдром Диогена — заболевание, связанное в том числе с крайне пренебрежительным отношением к себе и отсутствием стыда. Короткие истории из жизни Диогена содержатся в книгах его тезки — Диогена Лаэртского, и это едва ли не единственный источник сведений о философе. Так, по этим рассказам-анекдотам, киник любил зажечь свечу-фонарь среди бела дня и отправиться бродить по городу в поисках Человека и, как правило, не находил.
Описание же человека, данное Платоном — «существо с двумя ногами без перьев» — Диоген высмеял, показав ощипанного петуха, «человека согласно Платону». Платон не оставался в долгу, называя Диогена «Сократом, выжившим из ума». В своем стремлении к минимализму философ непрерывно совершенствовался, и, увидев однажды, как мальчик пьет воду, зачерпнув ее горстью, выбросил из сумы свою чашку. А другой мальчик, тот, что ел похлебку из выеденного каравая хлеба, побудил Диогена избавиться и от миски.
Раб или свободный человек? Согласно сохранившимся о Диогене историям, ему довелось некоторое время быть рабом у некоего Ксениада, который по разным версиям то ли освободил философа сразу же, оплачивая его наставничество в отношении своих двух сыновей, то ли оставил жить в своем доме на правах члена семьи. Очевидно, большая часть жизни Диогена прошла в Афинах, однако есть свидетельства его жизни в Коринфе, откуда был Ксениад — жизни в «бочке», от которой Диоген и не думал отказываться.
Он отрицал значимость власти, богатства и излишеств, утверждая, что они мешают развитию духовной силы и мудрости. Диоген верил, что истинное счастье и свобода достигаются через отказ от внешних искреностей и предрассудков. Спя в бочке, он символизировал свою независимость от материальных благ и свободу выбора, не привязанного к внешним обстоятельствам. Бочка была его домом и убежищем, но неизменно отражала его философию и образ жизни. Он прославился своими афоризмами и критикой власти, богатства и гнусности общества.
Диоген не стремился ни к славе, ни к материальным вознаграждениям, предпочитая оставаться верен своим принципам и идеалам. Диоген представляет уникальный пример философа, ставшего символом беззаботности и простоты, генерирующего свою мудрость не из собственного обладания, но из осознания своей свободы и стремлении к гармонии с миром и самим собой. Спартанский образ жизни Диоген из Синопа, известный своим скромным образом жизни, находился в непрерывной противоположности к аристократической культуре Афин. В своем стремлении к простоте и отрешенности от материальных благ он придерживался спартанского образа жизни, предпочитая минимализм и аскетизм. Спартанцы, известные своей жесткостью и дисциплиной, избегали излишеств и излишнего комфорта. Они следовали принципу «рядомость жизни» oikos , который подразумевал экономичность и умеренность в использовании ресурсов. Этот принцип был приветствован Диогеном и помог ему на практике реализовать свои идеи. Спартанский образ жизни также включал физическую подготовку и отсутствие сентиментальности.
Спартанцы отвергали комфорт, предпочитая физическую выносливость и силу. Диоген, следуя этому принципу, спал в бочке не для того, чтобы афишировать свою бедность, а чтобы укрепить свою стойкость и не привязываться к материальному миру. Спартанский образ жизни воплощал идеалы простоты, самоограничения и духовного развития. Диоген видел в этом образе жизни пример для подражания и выбрал его, чтобы активно отличаться от излишеств и показать свой протест против аристократического образа жизни, превозносимого в Афинах. Развод с обществом Способ жизни Диогена вызывал множество недоумений и критики среди его современников. Он открыто отказывался от соблюдения общепринятых норм и ценностей, выставляя их на посмешище. Это вызывало раздражение и возмущение окружающих, которые не могли понять, почему такой дерзкий и бесстыдный философ отказывается от привычной комфортной жизни и спит в бочке. Однако, бочка для Диогена имела символическое значение и была не только местом его проживания, но и выражением его философских убеждений.
Он считал, что общество и его ценности деградировали, и отказался от общения с обществом, предпочитая жить вдали от него. Диоген отстаивал свободу и независимость, отказываясь от мирских благ. Он считал, что человек должен освободиться от зависимости от общества и материальных ценностей, чтобы достичь истинной свободы и счастья. Для этого он выбрал домом не роскошную виллу или уютный дом, а скромную бочку, отказавшись от общего принятого стандарта комфорта и достатка. Таким образом, выбор Диогена спать в бочке был не просто проявлением его скромности и отказом от роскоши.
Почему Диоген спал в бочке ответ
Диоген спал в бочке из-за своей философской концепции и протеста против материализма. киник или Диоген из Синопа, древнегреческий философ, родился 412 г. до н.э. Главной причиной, по которой Диоген выбрал бочку в качестве своего жилища. Жил вовсе не в бочке. Даже закоренелый двоечник знает, что Диоген жил в бочке. Только это не совсем верно: на самом деле он устроил себе жилище в большой, в человеческий рост, амфоре — пифосе. Некоторые источники говорят, что это была переделанная винная бочка, но другие источники говорят, что Диоген не просто жил на улицах Афин на рынке, он жил в выброшенной ванне.
Что делал диоген в бочке. Почему Диоген жил в бочке? Античный философ Диоген
древнегреческий философ-киник, получивший прозвище “сумасшедший Сократ” за свое эпатажное поведение. Выбор спать в бочке Диогеном стал символом его философии и убеждений. Почему Диоген спал в бочке: ответ и причины. Диогена спал в бочке не только как символ своей философии, но и как пример для других. Диоген Синопский – эпатажная личность, символ воздержания, остроумия и игнорирования морали, оставил заметный след в истории.
Диоген не жил в бочке. Зачем диоген жил в бочке. Жизнь "до" философии
Почему Диоген жил в бочке? Найдено ответов: 15 | Зачем Диоген жил в бочке. |
Диоген в бочке доклад | Древнегреческий философ Диоген нашел “собачью жизнь” оптимальной моделью человеческого поведения. По этой причине он стал жить в бочке, опустился до скотского состояния, полуголый и вонючий, мастурбировал у всех на виду. |
Зачем диоген жил в бочке - 33 квадратных метра | Смотрите онлайн видео «Почему Диоген жил в бочке? |
Жизненный идеал Диогена Синопского или жизнь в бочке | Дом и жилище человека | Диоген, который всем известен и который жил и спал в бочке, имеет прозвище Синопский, в дальнейшем повествовании просто Диоген. |
Кто такой Диоген и почему он спал в бочке
- Жилище древнегреческого философа
- Почему Диоген спал в бочке — ответ на вопросы о жизни и философии самоотречения
- Собака в бочке: чему нас могут научить киники — самые радикальные философы Античности — Нож
- Как похоронили Диогена?
- Почему Диоген спал в бочке — ответ на вопросы о жизни и философии самоотречения
Почему Диоген спал в бочке
Зачем Диоген жил в бочке. Философию Диогена еще называют философией циников. Диоген жил в маленькой бочке в публичном месте. Его современники ругались что он часто мастурбировал в своей бочке, где его хорошо было видно. Удивительно, что греки любили Диогена, несмотря на то, что они их постоянно унижал – Самые лучшие и интересные новости по теме: Диоген, Коринф, Платон на развлекательном портале
Мошенник или философ-киник?
- История Диогена и его выбор
- Диоген был изгнан из родного города за аферу с деньгами
- Диоген и его бочка — чудаковатость философа или ошибка переводчика?
- История и причины того, почему Диоген спал в бочке
- Спальный креатив: спим на молекулах, или Диоген…, спящий в бочке
Спальный креатив: спим на молекулах, или Диоген…, спящий в бочке
Тогда было сформулировано учение , дополненное и переработанное его прославленным учеником. Это учение стало классическим, поэтому остается актуальным и по сей день. Античные философы на картине Рафаэля "Афинская школа" Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа - Антисфеном. Яркий представитель этого течения - Диоген Синопский, прославившийся извечными спорами с Платоном, а также эпатажными порой даже вульгарными выходками. Детство и юность О жизни Диогена известно мало, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Согласно книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе отсюда и прозвище , расположенном на берегу Черного моря.
О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом — так в Древней Греции называли менял и ростовщиков. Детство Диогена прошло во времена неспокойные — в родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие парня, которое привело его в Дельфы.
В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше. Философия Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном. Неизвестно, как состоялось их знакомство, но Антисфен поразил Диогена до глубины души, а Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа.
У Диогена не было денег по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины , поэтому купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог себе позволить. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы недалеко от Афинской агоры — центральной площади пифос — большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали античная версия холодильника. В бочке пифосе Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена». Пусть и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена — пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот ученик прославил кинизм как школу античной философии. В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе.
Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей эхо общения с дельфийским оракулом , а себя считал космополитом — гражданином мира. После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот. Во время беседы с философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее. Однако результата они предсказать не могли — подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них.
Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. Голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его. Обнаженный Диоген История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента — это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей. В остальных же случаях победа оставалась за Платоном.
Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту. Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых - Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению — «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека». Таким образом он выражал отношение к окружающим людям.
О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа. Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось — судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен. Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей.
Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим — помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья. Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию. Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз — как и просил. На его могиле, в Коринфе установлена надгробная плита из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы.
Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена. Собакой представился Диоген Александру Македонскому, когда македонский царь решил познакомиться с прославленным философом-маргиналом. На вопрос Александра: «Почему собака? На шутливый вопрос о породе собаки, философ тоже ответил не мудря: «Когда голоден — мальтийской то есть ласковый , когда сыт — милосской то есть злой ».
При этом, аскетизм Диогена не предполагал отказа от удовольствий: он пировал на чужих праздниках, пользовался бесплатными услугами гетер и был вхож в дома богачей. Но к Диогену относились позитивно. Философ постоянно высмеивал власть, правила, законы и даже своих коллег по цеху, считая их слишком напыщенными. Философ читал лекции на площади.
Однажды, когда люди начали его игнорировать, он вдруг защебетал по птичьи. Собрав таким образом толпу, циник язвительно заметил: чтобы собрать недоумков, ему самому пришлось изобразить недоумка. Как сложилась судьба Диогена? Диоген жил в IV веке до н. Кризис ознаменовался обнищанием населения, разрушением полисной демократии и завоеванием Греции Македонией. В условиях, когда богачи стали «хозяевами жизни», высмеивающие их циники стали очень популярны. Последние годы мудрец учил его детей и, вероятно, заслужил свободу. Диоген умер в 323 году до н.
Об уважении греками этого человека свидетельствует помпезный памятник на его могиле с изображением собаки. На мраморной колонне современники оставили хвалебную эпитафию.
Тем не менее согласно данным самых разных исследований на эту тему, от синдрома Диогена не застрахован никто. По сообщениям заболеваемость не зависит от статуса и профессии человека, а также предшествующего образа жизни. Среди мужчин и женщин показатель так же примерно равен.
В связи с чем мы можем говорить о том, что диагноз не зависит от пола. Интересно, что диагноз может демонстрировать не только отдельный человек, но и целая семья. Случаи парного синдрома Диогена иногда называют «Diogenes a deux» — он может встречаться между братьями и сестрами, в супружеских парах и даже в семьях с детьми. Синдром Диогена: сопутствующие диагнозы Синдром Диогена и сопутствующие диагнозы. Мало того, чаще всего диагноз связывают с потерей родственника, который ухаживал за пациентом, в связи с чем уровень самообслуживания значительно падает.
Среди сопутствующих заболеваний чаще всего встречаются деменция, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство и алкоголизм. А иногда синдром Диогена встречается в связке с шизофренией и аффективными расстройствами. Исследования показали, что когнитивно-поведенческая терапия, направленная на улучшение сна, наиболее эффективна. Она помогает вернуть пациентов к прежней жизни до диагноза частично или полностью. Наряду с тем, основная причина возникновения заболевания, с точки зрения клинических исследований, — дисфункция лобных долей.
Нередко оно сопровождается умственной отсталостью. Или, например, синдромом Капгра, когда человек уверен, что его близкого заменил двойник. Подробнее об этом диагнозе читай здесь. К слову сказать, среди основных черт личности с синдромом Диогена — недружелюбие, упрямство, агрессивность, эксцентричность, независимость, отстраненность, отчужденность, компульсивность, паранойя, нарциссизм. Связь между синдромом Диогена и деменцией Синдром Диогена и деменция.
Однажды он начал топтать ковёр в доме Платона, приговаривая: «Топчу спесь Платона». Платон на это ответил: «Попираешь собственной спесью, Диоген» [39]. Когда Платон рассуждал об идеях, Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу», на что получил ответ: «И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума» [40]. Учение[ править править код ] Лукиан. Потом я заставлю тебя работать и трудиться, спать на голой земле, пить воду и есть что попало. Божества же твои, если они у тебя есть, ты, повинуясь мне, бросишь в море.
Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве, и все будет для тебя пустяком. Оставив дом отца, ты будешь жить или в склепе, или в оставленной башне, или в глиняном сосуде; котомка твоя пусть будет полна бобов и свёртков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой образ жизни, ты назовёшь себя более счастливым, чем великий царь. Если же тебя будут бить и подвергать пыткам, ты в этом не увидишь ничего неприятного. То, чего больше всего должно быть у тебя, заключается вот в чем: надо быть грубым и дерзким и ругать одинаковым образом и царей, и частных людей, потому что тогда они будут смотреть на тебя с уважением и считать тебя мужественным. Твой голос пусть будет грубым, как у варвара, а речь незвучной и прямо-таки подобной собаке.
Надо иметь сосредоточенное выражение и походку, соответствующую такому лицу, и вообще быть диким и во всем похожим на зверя. Стыд же, чувство приличия и умеренности должны отсутствовать; способность краснеть навсегда сотри со своего лица. Старайся быть в самых многолюдных местах, но в них пребывай в одиночестве, не связываясь ни с кем, и не стремись приобретать друзей или приятелей — все это уничтожает силу власти. На виду у всех смело делай то, чего другой не сделал бы и в стороне, в любовных делах выбирай наиболее смешные и, наконец, если это покажется тебе нужным, умри, съев сырого полипа или каракатицу. Вот это благополучие мы даём тебе в дар. Диоген Лаэртский сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 21 сочинении Диогена, среди которых 14 диалогов и 7 трагедий для чтения [41].
Ни одно из них не сохранилось. Содержание произведений Диогена касалось различных этических проблем, в них переосмысливались все институты общества, в том числе такие как семья и брак. Диоген проповедовал общность жён и детей, отрицал необходимость брака и семьи [42]. В политике он ввёл понятие космополита или «гражданина мира». Идея для античного мира была революционной, так как граждане Эллады ассоциировали себя с определённым полисом , а Диоген по своей сути отрицал понятия отечества и местных законов, утверждая, что есть только закон природы, которому необходимо следовать [43]. С этим положением связано противоречие между кинизмом и платоновской «теорией идей».
Моральные и политические законы, нравы подобны «идеям». Они не имеют собственного бытия, но обладают властью. Учение киников «жить по природе» и отказ подчиняться закону, выразившееся у Диогена в самоопределении человека, который не имеет ни семьи, ни полиса отечества , ни дома, противопоставляет эту философскую школу платонизму. В лаконичном виде это противоречие школ выражено в диалоге о «стольности» и «чашности», которых Диоген не видит, согласно Платону, по причине отсутствия разума [44]. Киническое учение Диогена вошло в историю своеобразным вызовом морали и общественному мнению, эпатажностью форм выражения своего мнения. Киники пропагандировали аскетизм — полный отказ от земных благ.
Диоген был воплощением требования кинической автаркии , а именно независимости и самодостаточности. Прямолинейно применяя антитезу «природа—закон» Диоген презирал условности, намеренно доводя до крайности своё бесстыдство [45]. Главным в учении философа было достижение внутренней свободы личности, независимости от материальных забот и внешних обстоятельств. Чувство зависимости от внешних обстоятельств — удел раба. Согласно Диогену, даже в рабстве, имея внутреннюю свободу, можно оставаться независимым и свободным [46]. Из античных писателей ироническую квинтэссенцию учения Диогена представил Лукиан в «Продаже жизней» [47].