Новости даная рембрандт

Сегодня в Эрмитаже посетители могут любоваться Данаей Рембрандта. Символика, художественные особенности и место «Данаи» в творчестве Рембрандта: как переписывалась картина и что означают отдельные детали произведения. Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы.

Вход в систему для зарегистрированных пользователей

  • Содержание
  • 14 октября 1997 года — В Эрмитаже вновь выставлена картина Рембрандта «Даная» - Русский Исполин
  • Рембрандт "Даная"
  • В каком зале находится

"Даная" Рембрандта

Самым вопиющим инцидентом в истории Эрмитажа до сих пор считается история с «Данаей» Рембрандта. Три художника-реставратора под чутким руководством научной комиссии восстанавливали «Данаю» 12 лет. Для Рембрандта его «Даная» имела важное значение: картина писалась не на заказ, а для себя. Рембрандт Даная В живописи есть много популярных сюжетов, которые кочуют из одной эпохи в другую.

"Даная" Рембрандта в Эрмитаже: фотогалерея реставрации

Сюжет В греческой мифологии Даная — дочь Акрисия, аргосского царя, и Аганипы. Оракул предсказал царю смерть от руки внука. В попытке предотвратить появление ребёнка у своей единственной дочери Данаи Акрисий велел стеречь её в подземном медном замке. Но влюблённый Зевс, обратившись в золотой дождь, проник к Данае, которая впоследствии родила Персея, сына Зевса. Акрисий приказал Данаю с сыном поместить в ящик и сбросить в море. Им удалось спастись и много лет спустя во время соревнований по метанию диска Персей совершенно случайно убил своего деда. История написания картины Начав работу над полотном в 1636 году и используя любимую молодую жену Саскию как модель, Рембрандт внёс изменения в написанное после смерти супруги в 1642-м.

Тогда на работу художника небезуспешно пыталась влиять няня сына Рембрандта Гертье Диркс, ставшая любовницей живописца. Современные исследователи сделали открытия: Художник закрасил жемчужное ожерелье, которое украшало шею Данаи в нём часто позировала мужу Саския ; Изменены черты лица — Рембрандт оставил что-то от Саскии, внеся и особенности Гертье; Стало другим положение правой руки; В первоначальном варианте тело женщины было прикрыто простынёй. Известно, что Рембрандт писал картину для себя, продавать её не собирался. Но это пришлось сделать, когда в 1656 году кредиторы потребовали возврата немалых долгов. К кому попал шедевр, сейчас уже не узнать.

Супруга часто выступала моделью для художника, в том числе и для «Данаи».

Но на этом шедевре ее черты гораздо менее узнаваемы, чем на других. Дело в том, что для картины позировали две женщины. Их образы художник и попытался совместить в фигуре древнегреческой царевны. Одной из этих дам действительно была Саския, а второй — служанка и кормилица единственного сына художника Гертье Диркс. Диркс, которая стала любовницей Рембрандта после смерти Саскии, была невероятно ревнива. Она ревновала даже в памяти почившей супруги мэтра.

Но более всего ее ранили черты Саскии, воплощенные в «Данае». Мастер уступил просьбам любовницы и изменил картину. Именно поэтому в образе царевны воплотились черты двух любимых художником женщин. Рентгеновские исследования подтвердили, что холст был изменен.

Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. Гребенщикова академику М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, вероятно, принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста [7].

Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда [8]. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбьего клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись. Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца , где были созданы подходящие для картины климат и освещение. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции.

Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака. Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом. Отражение в культуре [ править править код ] Вокруг картины «Даная» под изменённым названием «Эгина» построен сюжет книги Андрея Константинова «Вор» «Журналист-2» , по мотивам которой снята первая часть телесериала «Бандитский Петербург» — «Барон». Упоминается, что картина была облита серной кислотой, и процесс её реставрации. История картины описывается в «Исторических миниатюрах» Валентина Пикуля.

Миф подробно изложен в отдельной статье , но напомним его краткий сюжет. Краткий сюжет мифа о Данае, Персее и Медузе Горгоне Даная, дочь царя которому было предсказана погибель от рук внука. Что бы пророчество не сбылось, царь посадил красавицу дочку в подземную "золотую темницу", но очарованный красотой девушки громовержец Зевс, превратившись в золотой дождь, просочился в темницу и девушка родила от него сына Персея.

Узнав об этом царь посадил дочь с внуком в бочку и бросил в море. Бочку прибило к чужому берегу где Персей вырос при дворе, а Даная стала объектом страсти местного царя. Желая избавиться от Персея он отправил его убить саму Медузу Горгону, но полу-бог справился с заданием и вернувшись с головой Горгоны превратил похотливого царя в камень. После этого они вернулись в царство отца Данаи где мирно жили пока однажды, во время спортивных игр, в голову царя случайно попал бронзовый диск запущенный мощной рукой Персея. Так предсказание исполнилось. Даная после этого добровольно вернулась в свою темницу где прожила всю оставшуюся жизнь молясь за отца, а Персей отправился на подвиги и стал известен на весь мир. Источник: ru.

Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT?

Знаменитая картина Рембрандта "Даная" вызывает интерес не только мастерской работой голландского художника, но и своей непростой судьбой. Рембрандта и Тициана. Смотрите 60 фотографии онлайн по теме даная рубенса.

Цена билета в Эрмитаж в 2023 году

  • Даная Рембрандта - история, главная загадка картины | Клиника Эксперт
  • Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
  • "Даная" Рембранта
  • Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта
  • Рембрандт.Даная. История шедевра.. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Пять легендарных картин Рембрандта, которые можно увидеть в Эрмитаже

Это могут быть музыка, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового или оцифрованного искусства. При чем здесь Эрмитаж, спросите вы? Да-Да, я не шучу. А реализовать проект по выпуску токенов «Цифровое искусство» музею помогли компания «Интеррос» и платформа «Атомайз». Я всегда скептически относилась ко всему, что не могу пощупать, пока лично не посетила международный Форум объединенных культур, который проходил в Санкт-Петербурге этой осенью. Государственный Эрмитаж Каждый желающий может приобрести в свою коллекцию понравившуюся фреску целиком или ее фрагменты, либо просто удачно инвестировать свои деньги в токен с уникальными цифровыми правами. Каждый токен фиксирует первоначальный вид сегмента фрески, либо каждый этап ее реставрации.

В случае отсутствия в зале посетителей он планировал подорвать картину своими СВУ. Но, оказавшись в зале, где была выставлена "Даная", он увидел довольно много людей и от замысла отказался. И реализовал свой "запасной" вариант с кислотой и ножом. Так что посетители, можно сказать, спасли картину от полного уничтожения. Занимаясь личностью Майгиса, Виктор Егоров выяснил, что он родился в селении Альнес Молетского района Литвы в феврале 1937 года. Однако за всю его жизнь не удалось найти и пяти человек, которые хоть как-то охарактеризовали бы Бронюса. Единственное, что о нем говорили, что он жил отшельником, был нелюдимым и неразговорчивым. Следователь подчеркнул, что "его спокойный, ровный голос, рассказывающий об этом своем злодеянии, без каких-либо признаков сожаления или раскаяния, также наводил на определенные размышления. И он неоднократно заявлял о возможности повторения в будущем аналогичного акта вандализма". Все это давало достаточно оснований для направления Майгиса на психиатрическую экспертизу. Врачи пришли к выводу, что "Майгис Б. По своему психическому состоянию текущий шизофренический процесс и характеру совершенного им общественно опасного деяния Майгис представляет особую угрозу для общества и нуждается в направлении на принудительное лечение в психиатрическую больницу специального типа МВД СССР".

Их образы художник и попытался совместить в фигуре древнегреческой царевны. Одной из этих дам действительно была Саския, а второй — служанка и кормилица единственного сына художника Гертье Диркс. Диркс, которая стала любовницей Рембрандта после смерти Саскии, была невероятно ревнива. Она ревновала даже в памяти почившей супруги мэтра. Но более всего ее ранили черты Саскии, воплощенные в «Данае». Мастер уступил просьбам любовницы и изменил картину. Именно поэтому в образе царевны воплотились черты двух любимых художником женщин. Рентгеновские исследования подтвердили, что холст был изменен. Изначально Даная была абсолютно похожа на Саскию, ее поза была чуть иной: рука не вытянута вперед, а поднята вверх, к льющемуся свету. И Купидон на первоначальном варианте был весел. Печаль на его лице появилась лишь после доработки.

В основе картины лежит история о Данае — дочери царя Аргоса. На полотне запечатлен момент первой встречи девушки с богом Зевсом. Примятая подушка говорят о том, что еще мгновение назад Даная крепко спала. Массивная позолоченная ножка кровати украшена головой орла. Согласно мифологии, именно эта птица являлась спутником и символом Зевса. Служанка, придерживающая занавес, приставлена для охраны Данаи. Существует версия, что в образе подглядывающего художник мог изобразить самого себя.

Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная

Спустя годы Рембрандт создаст «Данаю» – полотно, которое станет одним их самых значительных его произведений на мифологические сюжеты. По иронии судьбы "Даная" Рембрандта была куплена вместе с "Данаей" Тициана. Художники-реставраторы Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов и восстановленная ими картина Рембрандта «Даная». знаменитую коллекцию Пьера Кроза, а в ней среди шедевров - две Данаи: Рембрандта и Тициана. «Даная» (1636—1647) — картина выдающегося голландского художника Рембрандта, написанная в 1636—1647 годах по мотивам древнегреческого мифа о дочери аргосского царя.

"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты

Согласно преданию, последний должен был умереть от руки своего внука. Чтобы не допустить этого, правитель заключил дочь в подземелье и приставил к ней служанку. Девушка так бы и провела всю жизнь в темнице, если бы её не заметил бог Зевс, который проник в комнату в виде золотого дождя. После встречи с божеством Даная родила сына Персея, который впоследствии исполнил пророчество.

Легенда была довольно популярным сюжетом у живописцев. К нему, например, обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт и Климт. Основное отличие картины Рембрандта от предшественников было в том, что он не изобразил на картине Зевса.

Традиционно падающий золотой дождь, который художники рисовали с помощью охры, голландец в последней версии картины заменил золотистым светом, пробивающимся сквозь балдахин. Жена с чертами любовницы Ещё одна загадка, долго мучившая искусствоведов, — почему лицо Данаи не похоже на лицо жены Рембрандта Саскии, которая была его музой и умерла всего через восемь лет после свадьбы. Художник часто использовал её в качестве натурщицы.

В 1956—1962 годах полотно изучили с помощью рентгеноскопии. Выяснилось, что художник изменил картину уже после смерти жены.

Царь Аргоса Акрисий стремился избежать исполнения пророчества, согласно которому его должен был убить собственный внук. Свою единственную дочь Данаю правитель заточил в «медной башне». Но что могло остановить Зевса, который хотел овладеть какой-либо женщиной. Это у других богов бывали неудачи. Громовержец же всегда достигал цели. Он проник в темницу, а потом и в деву в облике золотого дождя. Отца рассказы Данаи о том, что она забеременела от золотого ливня, не убедили. Несчастную с ребенком заключили в большой ларец и отдали на волю волн, но такой способ казни в мифах никогда не был успешным.

Приговорённые к смерти выжили. И пророчество сбылось. Якобы случайно, но всё же. Сына Данаи и Зевса назвали Персеем. Однажды юный герой упражнялся в метании диска. Порыв ветра изменил траекторию полета снаряда. Диск влетел в голову Акрисия. Персей недаром был героем. Броски у него были сильные. Шансов у деда не было.

Вообще, к этому мифу обращались многие мастера эпохи Возрождения. Корреджо, Тициан, Тинторетто по-разному изображали золотой дождь, в образе которого предстал перед Данаей Зевс. Этому способствовало и то, что золото стало ассоциироваться с продажными женщинами. Поэтому на картинах художников фигурировали модели в эротичных позах и большое количество золотых монет. Но Рембрандт не собирался делать тонких намёков на проституцию. В этой картине нет ни продажной любви, ни самого золотого дождя.

Это был один из самых счастливых и светлых периодов его жизни. Он только что женился на Саскии ван Эйленбюрх, переживал творческий подъём, цвёл от любви, растущей славы и популярности.

Молодая жена стала его главной моделью и натурщицей. Саския стоит на тёмном фоне с пышным венком из нежных цветов на голове и держит в руке жезл, также увитый цветами. По этим двум деталям можно предположить, что перед нами Флора — древнеримская богиня весны и цветов. Её одежда мягкими волнами спадает вниз и выписана с удивительной детализацией — видна каждая складочка, ниточка, жемчужинка, узор, перелив цвета и тени. Тем контрастней выглядит сама героиня картины. Её нежное лицо тронуто робостью, смущением и даже некоторой потерянностью перед обрушившейся на неё любовью своего новоиспечённого супруга. Взгляд Саскии-Флоры устремлён как будто бы вглубь себя и наполнен нежностью. Находясь рядом с «Флорой» можно физически почувствовать то чувство абсолютного умиротворения, которое она излучает.

Название же, под которым «Флора» известна во всём мире, появилось у неё только в конце XIX века. До этого она носила разные имена: «Еврейская невеста», «Дама в костюме пастушки», «Юная еврейка» и «Саския в образе Флоры». В 1985 году 48-летний Бронюс Майгис, признанный впоследствии невменяемым, облил картину серной кислотой и два раза порезал её ножом. На реставрацию потребовалось 12 лет, но восстановить картину полностью так и не удалось: потёки кислоты видны до сих пор. Карина написана по мотивам древнегреческого мифа о Данае. Оракул предсказал её отцу, что он умрёт от руки внука. Тогда он запер свою единственную дочь в башне, обрекая её на вечное одиночество. Но от древнегреческих Богов было не так-то просто спрятаться, особенно если ты ему понравился.

Кражи египетской чаши и польской вазы В 1994 году с выставки «Культура и искусство народов Кавказа» пропала небольшая египетская стеклянная чаша III века до нашей эры. Год спустя её нашли в квартире бывшего электрика Эрмитажа. А в 2006-м на Украине обнаружили польскую стеклянную вазу, оправленную в бронзу и серебро. Она пропала с выставки «Художественное оформление русского интерьера». Экспонат вернули в Эрмитаж и приурочили событие к круглому столу «Украина — Россия: возвращение культурных ценностей», который проходил в 2010 году. Трагедия произошла 15 июня 1985 года.

Он спросил у работниц, какая из картин здесь наиболее ценная. Потом подошёл к «Данае» и трижды выплеснул на неё серную кислоту из склянки. В довершение Майгис достал нож и дважды порезал картину. Сотрудники Эрмитажа на месте пытались спасти искусство, опрыскивали полотно водой из стаканов. Картину восстанавливали 12 лет. Рембрандт, Даная.

Он заявил, что покушался на живопись из-за ввода Советских войск в Литву в 1940 году, позже утверждал, что просто ненавидит женщин, а затем сказал, что нуждался во внимании. Суд признал вандала невменяемым и отправил в психиатрическую лечебницу, где тот провёл шесть лет. Всем, кого волнуют другие тайны главного музея Петербурга, советуем книгу «Культура как скандал. Из истории Эрмитажа».

Шедевры мирового искусства, которые портили люди

Фоновое пространство — фон, занавес. На нем уже видна игра света от приближающегося золотого дождя — Зевса. Картина очень красочная и выразительная. Блистательно написано обнаженное тело Данаи, ее душевное состояние. Очень хороша темно-красная скатерть в правой части композиции, как бы заставляющая вспыхивать все остальные цветовые пятна. На картине есть один загадочный персонаж — это... Купить курс.

Однако в 1997 году полотно руки Рембрандта вновь выставили в Эрмитаже, но уже под бронированным стеклом. А судьи кто? Разгромные рецензии на мировые шедевры Подробнее Куда исчез золотой дождь? Рембрандт писал «Данаю» с 1636 по 1647 год.

В основу шедевра лёг древнегреческий миф. Даная была дочерью царь города Аргоса Акрисия. Согласно преданию, последний должен был умереть от руки своего внука. Чтобы не допустить этого, правитель заключил дочь в подземелье и приставил к ней служанку. Девушка так бы и провела всю жизнь в темнице, если бы её не заметил бог Зевс, который проник в комнату в виде золотого дождя. После встречи с божеством Даная родила сына Персея, который впоследствии исполнил пророчество. Легенда была довольно популярным сюжетом у живописцев. К нему, например, обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт и Климт.

И одновременно под микроскопом удаляли натеки, восстанавливали покрывной лак, тонировали поврежденные фрагменты, восполняли утраченную живопись. Шли ощупью, работали осторожно, осознавая, что перед нами — шедевр.

Поначалу распорядились восстановить картину за год, что было нереально. Каждый свой шаг мы должны были выверить и согласовать с комиссией. Но принцип восстановления картины был в целом избран правильно. И, мне кажется, смогли сохранить дух Рембрандта. Картина не утратила ни художественной, ни исторической ценности. Во время реставрации о творчестве Рембрандта узнали много интересного. Например, в рентгеновских лучах реставраторы увидели авторские изменения положения головы Данаи и ее правой руки в процессе работы над картиной.

Новый слой лака отделил живопись Рембрандта от последующих махинаций — для того, чтобы реставрация была обратимой, и впоследствии ее можно было изменить. С помощью колориметра измерили изменения цвета — прибор позволяет не прикасаться к картине она освещается двумя источниками света, имитирующими дневной и вечерний свет, свет отражается и через линзы попадает в фотоприемник , он с помощью светофильтров позволяет воссоздать усредненную чувствительность человеческого глаза. Цвет на картине сохранился, но изменилась его яркость, которую смогли вернуть при помощи дополнительного слоя лака. Интересно, что в ходе работ в красочном слое обнаружили измельченное стекло, бесцветное или слабоокрашенное. Существует несколько версий, почему художники XVII века добавляли стекло — с одной стороны, такой порошок может давать особенные оптические свойства, делая краски более прозрачными, с другой — способствует быстрому высыханию. Реставрация закончилась в 1997 году, с тех пор картина висит в зале голландской и фламандской школ в главном здании Эрмитажа, уже под бронированным стеклом. Twitter 0.

Спасение голландской «Данаи» от последствий вандализма литовского сумасшедшего

Для Рембрандта его «Даная» имела важное значение: картина писалась не на заказ, а для себя. О главной медицинской загадке картины Даная Рембрандта читайте на нашем сайте. Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы.

Другие картины Рембрандта

  • Рекомендованные материалы
  • Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT?
  • «Ночной дозор», Рембрандт: протыкали ножом
  • Невеселая судьба «Данаи» Рембрандта
  • Многоликая Даная
  • "Даная" Рембрандта в Эрмитаже: фотогалерея реставрации: — LiveJournal

Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала

Позднее экспертиза признала Майгиса невменяемым. Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями якобы был литовским националистом , потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным [14] диагноз — вялотекущая шизофрения и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл шесть лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза [15]. Реставрация[ править править код ] Даная. Картина Рембрандта. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Май 2021 года Первыми на случившееся откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, одновременно директор Эрмитажа Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И.

Гребенщикова академику М. Шульцу , послал за ним машину, а тот уже по телефону дал первые рекомендации: поливать холст обильно водой, держа картину в вертикальном положении. Затем, приехав в музей, консультировал реставраторов на месте. Он, вероятно, принадлежал к тем немногим химикам, которые на собственном опыте знают особенности химических процессов, протекающих на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста [16]. Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда [17]. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Химическая реакция усугублялась тем, что кислота, разрушив слой покрывного лака, вступила во взаимодействие с пигментами — свинцовыми белилами, голубым азуритом и мелом.

Из-за этого внутри живописных слоёв начал выделяться углекислый газ, который устремился на поверхность, увлекая за собой частицы краски. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбьего клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. Одновременно с подготовкой к реставрации возникла дискуссия, можно ли будет считать восстановленное полотно принадлежащим Рембрандту. Многие не принимали «коллективного творчества», считая, что повреждённую картину надо очистить от следов нападения и законсервировать. В таких случаях картина навсегда переезжает в запасники, а в выставочном зале будет выставлена копия. Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала способы дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию.

В результате было принято компромиссное решение: восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись. Части холста с полностью утраченной живописью решили воссоздавать нейтральным «тонированием» по методике итальянской школы реставрации. Обычно такой метод считают неприемлемым, «новодельным», но в данном случае выбора не было. Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца , где были созданы подходящие для картины климат и освещение. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублирующего холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции.

Урок анатомии доктора Тульпа Эта картина, написанная вскоре после переезда Рембрандта в Амстердам, продемонстрировала высочайшее мастерство художника столичным жителям. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. И тем не менее, это вполне реалистичный групповой портрет амстердамских врачей, заказавших картину.

Смотри также Девятый вал В России — это одно из любимейших произведений отечественной живописи, растиражированное в миллионах если не миллиардах экземпляров репродукций. Огромная популярность пришла к нему сразу же после его первого показа широкой публике, состоявшегося осенью 1850 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Поток людей, желавших тогда взглянуть на «Девятый вал», не иссякал, многие ходили смотреть его по несколько раз. Среди волн Айвазовскому в пору создания этой картины шёл восемьдесят второй год. Ничто здесь не говорит об усталости души или старческой слабости руки. Это полотно стало как бы «второй серией» величественного образа, запечатлённого художником в «Чёрном море».

В дни торжеств в Эрмитаже посмотрят два документальных фильма. Российские документалисты сняли фильм о великом ученом Николае Николаевиче Никулине, знатоке нидерландской живописи, который рядовым прошел всю войну и написал о ней книгу. Его труд стоит в одном ряду с томом «Подвиг Эрмитажа», повествующим о том, как музей возвращал людям память о ленинградской блокаде. И вторая лента итальянцев — «Эрмитаж. Сила искусства», в которой к зрителям обратится с экрана знаменитый актер Тони Сервилло. Среди выставок — экспозиции «Это сам Потемкин», к 280-летию государственного деятеля, ассирийские рельефы из Британского музея, Фрагменты римской скульптуры Виктории Кальватоне, найденные в Италии в XIX веке. Позднее статуя оказалась в Берлине, а после войны — в Эрмитаже, ее исследованием российские реставраторы занимались совместно с немецкими. Скульптуру много раз переделывали, в результате решено было оставить как есть — как памятник европейской реставрации античного искусства. Во многих музеях есть копии скульптуры. В Георгиевском зале открылась выставка к 250-летию учреждения Ордена Святого Георгия. О репутации Эрмитажа «В профессиональной среде у Эрмитажа хорошая репутация, — сказал Пиотровский, — и Роттердамский центр поставил нас в своем списке на 4-е место, между Лувром, музеями Ван Гога и Британским. А занялись в Европе подсчетом репутаций после того, как министр культуры Голландии заявил, что «музей — хобби для леваков». Социологи обиделись, и теперь мы знаем, что удерживать репутацию лучше всего наступательной открытостью».

И отдельная строка в бюджете, но все равно смета Эрмитажа в 10 раз меньше, чем в Метрополитен-музее, и в 5, чем в Лувре, притом, что в этом году 60 процентов средств музей заработал самостоятельно. Во всех спорах с министерством по поводу доходов музея, Пиотровский всегда остается на стороне тех, для кого существуют социальные программы: треть посетителей Эрмитажа любуется экспонатами бесплатно. Поэтому он возражает против требований министерства повысить заработок, это приведет к повышению цен и ликвидации социальных программ. Директор Эрмитажа рассказал, что музей научился зарабатывать деньги, «выбивать» их из государства, общаться на эту тему с бизнесом, но невозможно согласиться с запретами привлекать в качестве спонсоров нефтяные, медицинские и другие компании. Например, в Британском музее каждую выставку сопровождают акции протеста против их спонсора «Бритиш петролеум», портящей окружающую среду. Пиотровский считает, что решать, у кого брать-не брать деньги, должен музей. А у нас юристы выдвигают такие сложные программы, что мы не можем беспрепятственно разместить логотип спонсора, словно хотим унизить того, кто дает деньги. Даже красиво сказать «спасибо» не можем. В значительной мере мы сами куем свое счастье, важно сделать разумное законодательство». На вопрос корреспондента отдела культуры редакции «ГлагоL»МТ, как директор Эрмитажа однозначно отвечает на вопрос — «Даная» Рембрандта, которую облили кислотой, погибла или спасена, Пиотровский сказал: «Конечно, она не погибла, она ранена, как бывает ранена всякая картина, но она спасена. Что-то потеряла, что-то приобрела, ни одна из музейных работ не соответствует тому своему виду, когда была написана. Большая часть картин реставрировались по десять раз, ярчайший пример — «Салватор Мунди» Леонардо да Винчи, там были мощнейшие перереставрации. Все картины стареют, и эрмитажные реставраторы не придерживаются манеры, когда делают так, как будто картина написана вчера, это, по сути, ботокс.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий