Если человек умрет спустя некоторое время после соборования, то оставшееся освященное масло принято возлить на его тело при погребении. При Соборовании отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди) по причине кажущейся для человека малозначимости. В таинстве святого елея (соборования) через семикратное помазание врачуется душа и тело. Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.
Навигация по записям
- История таинства
- Соборование: выздороветь душой или хоть телом
- 7 отрывков Евангелия и Апостола, читаемые на Соборовании
- По каким праздникам миропомазание
- Объявления
- Что такое Соборование (Елеосвящение) в Православной Церкви?
Помазание в церкви – что это, зачем и как проводится
Он внушает, что все члены Тела Христова должны единодушно славить Бога. Во втором же Евангелии Лк. Третье чтение — 1 Кор. В третьем Евангелии Мф.
В четвертом чтении — 2 Кор. В последующем евангельском чтении Мф. В пятом апостольском чтении — 2 Кор.
Наиболее уместно, как это и делается во многих храмах, заполнить ее чтением молитв из «Последования ко святому причащению» или жития святых. Не будучи частью Литургии, эти молитвы, однако, настраивают верующих на размышление о величии Таинства Евхаристии, помогают им подготовиться к духовному и телесному соединению со Христом. Причащению священнослужителей предшествует чтение старшим священником молитв, обращенных к Христу: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». Священнослужители в алтаре сначала причащаются Тела Христова в строгом иерархическом порядке: первым к престолу подходит старший священник, затем другие священники, затем диаконы. В таком же порядке священнослужители причащаются Крови Христовой. Иереи самостоятельно берут с престола частицу Тела Христова и отпивают по три глотка из чаши. Причастившись, священнослужители отходят от престола и читают благодарственные молитвы. После причащения священник умывает уста и руки, а затем принимает антидор и запивку — вино, разбавленное горячей водой. По существующей традиции младшие священнослужители подходят к старшему и поздравляют с принятием Святых Тайн.
Причащение мирян начинается открытием царских врат и завесы. Из алтаря выходит диакон, неся в руках евхаристическую Чашу и возглашая: «Со страхом Божиим и верою приступите».
Рукава не должны быть длинными, чтобы не испачкать их, когда будут помазывать с двух сторон кисти рук. Девушкам стоит повязать старенький платок. Его можно испачкать, когда будут помазывать уши. Не стоит приходить в замшевой обуви. На нее тоже может капнуть масло с кисточки. В пузырек после соборования вам нальют освященное масло. В пакет насыплют освященное зерно пшеницу, пшено или рис.
Над маслом и зерном во время чина читается специальная молитва. Зерна символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. А масло служит знаком благодати исцеления. Маслом можно дома помазываться. А зерно можно добавить в кашу и употреблять потихоньку во время поста. Как правило, в храмах ставят скамьи, чтобы можно было присесть в определенные моменты соборования. Но на всякий случай можно взять с собой складной стул.
Первоначально таинство совершали апостолы, возлагая руки на больных Мк. Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем требнике. После совершения таинства читают специальную молитву, и на прихожан возлагают Евангелие — как знак руки Христовой. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим возложат руки на больных, и они будут здоровы Мк. В апостольский век возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, а право совершения апостолы передали епископам и священникам. Такую практику описывает апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного Иак. Как проходит Соборование В центре храма ставят стол, а на него — блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — и по выздоровлении, и после всеобщего воскресения Ин. Сверху пшеницы ставят пустую лампаду, в которую вливают елей, смешанный с вином. Масло — видимый знак благодати исцеления Мк. Соединение с вином — подражание тому, как самарянин лечил встречного незнакомца: Самарянин сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем Лк. Вокруг сосуда в пшеницу втыкают семь кисточек или стручьев палочек, обвитых хлопчатой бумагой или ватой для помазания.
7 отрывков Евангелия и Апостола, читаемые на Соборовании
Как происходит соборование? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священного Писания. Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни. Во время помазания соборующиеся люди поют: «Услыши ны, Боже, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святый.
Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания. Также и преподобный Амвросий Оптинский однозначно положительно относился к Общему Соборованию, настоятельно советуя своему духовному чаду в нём участвовать: «Не знаю, как ты поступишь, не дождавшись моего письма, решишься ли собороваться в Великий Четверг. На будущее же время можно это делать.
Это древний православный обычай, который у нас, в России, сохранился в Москве и Киеве; а на востоке это доныне в общем употреблении» Преподобный Амвросий Оптинский. Переписка с мирскими лицами. Как о вполне законном древнем и желательном «благочестивом обычае» об Общем Соборовании высказывался один из виднейших литургистов ХХ века священноисповедник Афанасий Сахаров : «Скажу… кратко относительно совершения Таинства елеосвящения над здоровыми… Можно полагать, что елеосвящение в Великий Четверток имело широкое распространение в Древней Руси и если не вошло во всеобщую практику, то только потому, что это священнодействие, получившее у нас название «соборование», удобнее было совершать в соборных и монастырских храмах, где легче, чем в приходских, можно было собрать «собор» пресвитеров...
С печальных времен начавшегося при Петре I обмирщении и русского общества, и Русской Церкви — с Синодального периода этот благочестивый обычай мало-помалу вышел из употребления. С проникновением на Православную Русь многих католических взглядов и обычаев — мало-помалу стали и у нас смотреть на Таинство елеосвящения как на самое последнее напутствие к смерти. И общее елеосвящение в Великий Четверток совершалось неотменно только в Московском Успенском соборе и в некоторых строго уставных обителях, как Троицкая Лавра, Соловецкий монастырь, Глинская пустынь и некоторые другие...
Твой есмь аз: Сб. Конечно, люди знающие могут возразить, что богословская наука прошлого якобы не признавала за Общим Соборованием статуса Таинства, в отличие от индивидуального Елеосвящения над болящим, так как в нём было положено совершать лишь однократное помазание присутствующих освященным маслом в конце чинопоследования, а не семикратное, как это указано в Требнике. Мол, это хоть и священнодействие, но оно мало чем отличается от других подобных церковных обрядов помазания елеем.
Так, например, утверждает статья «Елеосвящение» в Православной Энциклопедии , которую цитирует иерей Георгий Максимов, и где говорится следующее: «Сам чин общего Елеосвящения в Великий четверг понимался догматистами как священнодействие, нетождественное Елеосвящению. Так, вслед за Ж. Гоаром исследователь чина и богословия Елеосвящения прот.
Михаил Архангельский и составитель «Настольной книги священно-церковно-служителя» С. Булгаков не считали общее Елеосвящение таинством». Однако насколько обоснованы выводы авторов данной статьи, можно судить хотя бы потому, что упоминаемый ими протоиерей Михаил Архангельский заявлял с точностью до наоборот: «Общее Елеосвящение, по местам совершаемое в Православной Церкви, есть не обряд, а таинство, ибо и совершается оно, существенно, по чину таинства, а не по какому-либо особому обрядовому последованию.
В молитвах чина… кроме прошения о недужном, содержатся прошения и вообще о помазующихся, без означения их болезненного состояния. В духе и смысле таинства совершают общее Елеосвящение пресвитеры, в таком же расположении принимают его и верующие. И нет сомнения, что приемлющие св.
И хотя, конечно, были и те из академических богословов, кто считал, что Общее Соборование Великого Поста Таинством не является, но это скорее были частные мнения, не укоренённые в православной традиции. Так, известный западный ученый-литургист XVII в.
Священники читают молитву, в которой просят Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемых. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым. Далее начинается помазание святым маслом. Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия. Все эти чтения — о том, как нужно переносить болезни и испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу.
Священники поминают при этом имена записанных на соборование. Затем священники выходят с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подойти к каждому. Помазывают святым маслом семь раз. Во время помазания хор и все молящиеся поют: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый». Соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки.
После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить.
И в чинопоследовании таинства говорится: «Помазание священное Твое, Человеколюбче, апостолом Твоим на немощствующия рабы Твоя совершати милостивно заповедавый». Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем Требнике — в молитве, читаемой после совершения таинства при возложении Евангелия, как руки Господней, на главу больного. В век апостольский возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, подобно тому как возложение рук для сообщения Святого Духа новокрещенным было заменено миропомазанием, и право совершения таинства было предоставлено и пресвитерам. Такая практика совершения таинства в апостольское время со всей ясностью представляется в послании апостола Иакова 5, 14—16. Иакова: «болит ли кто в вас», упоминает о возложении рук от пресвитера на больного; в IV в. Апостольское предание о таинстве Елеосвящения сохранилось не только у православных и католиков, но и у несториан и монофизитов, отлученных от Церкви в V столетии. Иакова, таинство Елеосвящения совершается собором пресвитеров.
Обыкновенно этот собор составляется из семи пресвитеров, и к этому числу приспособлено последование таинства в нашем Требнике. Число семь в данном случае, по мнению блж. Симеона Солунского, имеет отношение или с числом даров Святого Духа, упоминаемых у прор. Исаии, или числом хождений иерейских вокруг Иерихона, или с числом молитв и поклонений Елисея при воскрешении отрока вдовы соманитянки 4 Цар. Илии, которыми небо отверсто было и пролил дождь 3 Цар. Историческое основание седмеричного числа можно полагать в обычае древних христиан, в частности пресвитеров, посещать больных для молитвы о них в продолжение семи дней подряд, и это число, таким образом, составляло полный круг благодатного врачевания. Но Церковь допускает совершение таинства Елеосвящения трем или двум пресвитерам. В крайнем же случае дозволяется совершение таинства и одному священнику, с тем, однако, чтобы он совершал таинство от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть. В Новой скрижали на этот счет сказано: «В крайней нужде один священник, совершающий таинство Елеосвящения, совершает силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике».
В древние времена больные, которые могли вставать с одра и ходить, с помощью других были приводимы или привозимы в храм, чтобы в священном месте приобрести отраду для страждущей души и возвратить здравие телу посредством таинства. Иногда они сами оставались на несколько дней в церковном притворе и проводили там дни и ночи, ожидая благодатной помощи от помазания священным елеем. Были случаи, когда и здоровые из предстоящих, «для получения духовного благословения или для утоления некоторого легкого недуга, приступали к сему духовному врачевству». Таинство может совершаться не только над тяжелобольными, но и над вообще немощными и чувствующими изнеможение дряхлые старцы и пр. Но над здоровыми таинство, как правило, не совершается. В Синодальный период, только как исключение, в Великий Четверг, по древнему церковному обычаю Греческой и Русской Церкви, совершалось архиереями в Троице-Сергиевой лавре, в Московском Успенском соборе и др.
Что такое Соборование (Елеосвящение) в Православной Церкви?
- Кратко о важном. Что такое соборование?
- Таинство соборования (Елеопомазание)
- ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
- Миропомазание
- Как происходит Таинство Соборования?
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
Внегда помазатися елеем помазания всех главам, подаждь сему веселия радость, милость ищущему Твоего избавления, Христе, богатою Твоею милостию, даруй, Господи. На Соборование надо записаться в специальную тетрадочку. Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Удивительно серьезное, таинственное совершение соборования на дому над болящим часто дает чудесное исцеление болящему, когда соберется много священников, и они усердно молятся. Тем более нельзя сравнивать Таинство миропомазания с помазанием освященным маслом (елей — по-славянски, отсюда елеопомазание), которое бывает во время праздничного вечернего богослужения.
История таинства
- Соборование: вопросы и ответы
- О таинствах. Таинство Елеосвящения
- Вопрос священнику. Соборование
- Таинство Соборования — Русская вера
- Описание таинства елеосвящения, дары для соборования и как собороваться
- Соборование. Таинство для болящих и не только
О соборовании
Иногда прихожане поют слова во время помазания: «услыши мя, Господи, услыши мя, Владыко, услыши мя, Святый», затем: «исцели мя, Господи». молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем. — В какое время и где проводится Таинство Елеосвящения (Соборования)?
Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы
Во время соборования в храме звучат молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. На соборовании священником в елей добавляется немного вина – символа крови Христа. Во время помазания лица, груди и рук образуются излишки елея, которые время от времени надо втирать в кожу или промокать тканью, чтобы не испачкалась одежда.
Кратко о важном. Что такое соборование?
Часто задаваемые вопросы о Соборовании 9 августа, 2019 9554 просмотра Когда нужно соборование? Собoрование нужно в первую очередь, когда человек тяжело болен, при этом под болезнью подразумеваются не только проблемы с физическим здоровьем, но и духовные недуги например, уныние и отчаяние. Через Елеосвящение верующие получают благословение Божие. Воспринимать соборование как волшебное лекарство неправильно. Церковное Таинство — это встреча с Богом, и она в любом случае будет поддержкой и помощью, если человек идёт на нее с открытым сердцем и глубокой верой. Но только Господу известно, что будет полезнее — скорейшее выздоровление, облегчение состояния или смирение и принятие своих скорбей. Особое значение приобретает Соборование, когда христианин находится при смерти. Через него он получает прощение забытых грехов. Соборование может быть совершено, когда состояние верующего таково, что ему сложно полноценно исповедаться, но он пребывает в сознании и желает участия в Таинстве.
Неверно воспринимать Соборование как «последнее помазание». Самим Христом было дано указание апостолам помазывать верующих елеем именно для их исцеления. Пособороваться может и человек вполне здоровый, так как у каждого найдутся раны, если не на теле, то в душе, залечить которые способно только Божье прикосновение.
Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё. Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял. Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою — как безводная земля. Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров.
Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я — раб Твой. Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Возглашает священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Тебе, Господи. Священник: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь.
Возглас: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог: Аллилуия, глас 6 Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. Стих: Помилуй меня, Господи, ибо немощен я. Псалом 50 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.
Привели ее к Макарию. Помолись Господу, чтобы Он разрушил чары». Святой Макарий на это сказал: «Что это вы говорите? Я вижу перед собой не лошадь, но девушку, и нет в ней ничего лошадиного. Ваше воображение обманывает вас. Это — демонское наваждение, не более». Он ввел девицу вместе с ее родителями к себе в келью, преклонил колена и начал молиться, повелев молиться и родителям девицы. Потом помазал ее елеем во имя Господне, тем самым разоблачив всеобщее заблуждение, и все вновь стали видеть только девицу. Итак, святые часто использовали елей как вещество, с которым по молитве соединяется Божия благодать. При помазании этим елеем тело исцеляется, а душа разрешается от власти демонских наваждений и чар, В древней истории даже был случай, когда римский император Септимий Север 193 — 211 долгое время сохранял к христианам благосклонность, ввиду того что христианин Прокул исцелил его елеем от болезни. Но, наверное, читатель удивится, узнав, что в Таинстве Елеосвящения действует несоизмеримо большая благодать, чем при упомянутых елеопомазаниях если только в случае с преподобным Макарием не идет речь о Таинстве Елеосвящения. Все перечисленные помазания святым елеем внешне похожи на Елеосвящение, но не имеют сакраментального, религиозно-таинственного характера. Елей от лампад, употреблявшийся святыми подвижниками для исцеления больных, не был специально, по установленному Церковью чину Таинства, освящен пресвитерами, а получил освящение через употребление в храме, при богослужениях перед святыми мощами или иконами, или посредством личной молитвы. Помазание елеем доставляло душевную и телесную пользу не столько по заключавшейся в нем самом силе, сколько по особому Божию милосердию к благочестию совершавших помазание и к вере приемлющих его. В Таинстве Соборования благодатное действие имеет истоком не личное благочестие священнослужителя и не близость елея к святыням, а сакраментальный дар, сообщенный Таинству Соборования. Благодаря особому чину Таинства елей Соборования сам становится святыней, которая действует на больного, даже если тот с трудом владеет своими душевными и телесными силами и если батюшка далек от святости. Что имел в виду апостол Иаков В Священном Писании Нового Завета, в Соборном послании апостола Иакова есть такие слова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного Иак. Это достаточно глубокое, проникновенное изображение сути и смысла Елеосвящения. На данных словах стоит особенно остановить внимание. Протестанты перетолковывают эти слова по-своему, пытаясь исключить значение тайносовершительного служения священников Церкви. Но в словах апостола Иакова описывается именно церковное Таинство, а не простое врачебное действие. В данной связи выделим следующие характерные черты: 1. В случае болезни христианин призывает не обыкновенных врачей и не простых старейшин с греческого «пресвитер» значит «старейший» , а именно пресвитеров Церкви, то есть священников — преемников святых апостолов по благодатным дарам. На востоке елей часто использовался как лечебное средство, но для простого помазания елеем было бы достаточно и одного человека, однако Послание заповедует призывать пресвитеров, то есть собор священников. Новый Завет предписывает пресвитерам совершить молитву и уже затем помазывать больного елеем. Значит, речь идет об особом священном чине. Само помазание совершается не просто так, а во имя Господне по данной апостолам власти. Заметим и то, что в простой врачебной практике елей не рассматривался как лекарство от всех болезней. Медицина опирается на химические свойства веществ, которые могут оказывать нужное действие в одних случаях и не оказывать в других. А святой елей употребляется независимо от вида болезни. Исцеление основывается не просто на помазании, а на молитве и вере: молитва веры исцелит болящего, а помазание освященным елеем — видимое действие, посредством которого даруется благодать. Плодом такого помазания является не только исцеление больного, но и прощение грехов: и если он соделал грехи, простятся ему, чего бы не дало простое помазание елеем, то есть речь идет именно о Таинстве Церкви, в котором благодать очищает душу и врачует тело. Из слов апостола Иакова ясно видно, что в Таинстве Елеосвящения людям ниспосылается свыше два Божественных дара. Один — исцеление телесное. Ведь за больного во время Соборования молятся духовные пастыри, священники, которым дан особый дар ходатайствовать за людей пред Богом. Священник помазывает больного освященным елеем так же, как святые апостолы при исцелении больных молились и помазывали их елеем см. Кроме того, на Соборовании часто присутствуют родственники и знакомые больного, которые тоже молятся. Молится, насколько позволяют силы, и сам больной. Получается целый собор молящихся в полном соответствии с самим названием Таинства Соборования. А Господь обещал:Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного Мф. Вот эта общая молитва веры, молитва пресвитеров, совершающих Елеосвящение, молитва принимающего Таинство больного и его родных и близких, спасает болящего.
Для этого нам и дан, кстати, Великий пост, во время которого мы будем бороться со своими недостатками, будем больше обычного о Боге размышлять, больше обычного читать Священное Писание и больше обычного молиться. Действительно, Вы сказали о том, что таинство Соборования избавляет человека от грехов. Все таинства Церкви спасительны, и в этом плане все таинства ведут нас к духовному обновлению. И болезнь, без всякого сомнения, связана с грехом. Конечно, не потому, что Господь нас наказывает за наши проступки, наши грехи. Связь греха и болезни самая глубинная: это первый грех привел в мир смерть и болезнь. Но болеют святые, болеют праведники. Святитель Лука, которого мы сегодня цитировали, к концу жизни ослеп; других исцелял, а сам был лишен зрения. Преподобный Амвросий Оптинский, великий святой, всю жизнь мучился недугом, а о себе говорил так: «В болезнях нахожу отраду, когда размышляю о святителе Иоанне Златоусте, который был очень болен и тем не менее не оставлял попечение о Христовой Церкви». В этом мире мы всегда будем сталкиваться и со скорбями, а иногда и с болезнями. Но у нас есть выход: у нас есть медицина, у нас есть молитва, у нас есть таинство Соборования, предназначенное для исцеления и души, и тела. И наконец, у нас есть самое главное — представление о том, что Господь с нами и в радости, и в скорби, и тем более в болезни, если мы о Нем помним. Помните, апостол Павел говорит так: «Любящим Бога все содействует ко благу». То есть не только то, что для нас радостно, не только то, что нам приятно, но даже скорби и даже болезни могут служить ко благу. Но в каком случае? Если мы помним о Боге. Тогда мы понимаем, что за всем, что с нами происходит, стоит Божественный Промысл. Господь нас любит? Господь о нас заботится? Соответственно, Господь поставил нас в ту жизненную ситуацию, которая нам полезна. Если мы это знаем, если мы об этом помним, то мы стараемся Бога благодарить. Не потому, что Господь обидится и оставит, а мы, когда благодарим, помним о Боге, и это не Он, а мы Его не оставляем. То есть можно рассматривать таинство Соборования и как одну из ступеней на пути вот к этому изменению, о котором мы говорили. И в частности то, что в Великий пост Соборование совершается особо: Соборование, далее покаяние и причащение. То есть это такой постепенный путь как раз к полной церковной жизни, о которой мы с Вами только что говорили. Скажите, пожалуйста, а Вы соборовались когда-нибудь? Если позволите, я хотел бы прочитать главку, посвященную разнообразию традиций: «Участие в таинстве. История и современность». Церковь допускает к этому таинству не только тех, кто болен настолько, что не может посетить богослужение, а может лишь призвать пресвитеров домой или в больницу, но и тех, кто чувствует не столько физические, сколько духовные немощи. А ведь таковы мы все. Как к этому отнестись и что для себя выбрать? Обращаясь к опыту Церкви, мы можем найти различные ответы на этот вопрос. Противоположность мнений допустима и понятна. В разное время в разных обстоятельствах разным людям приличествуют разные правила. Неизменными в Церкви остаются ее догматическое вероучение и каноническое устроение. Согласно с древним принципом в церковной жизни должно быть: в главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь. На Афоне дважды в год, в канун Рождества Христова и Великого Четверга, совершалось помазание святым елеем над всеми монахами и паломниками. Причем помазание в этом случае было не семикратное, но только одно — в самом конце чина, при целовании Евангелия. После XVI века общее Соборование во время Великого поста стало особенностью богослужения в некоторых крупных храмах. Эта традиция сохранялась и после катастрофы 1917 года в храмах Православной Церкви за границей, где обычно Соборование совершалось после утрени Великого Четверга. Последние слова святителя могут указывать на распространенный в те времена взгляд на Елеосвящение как на последнее напутствие Церковью умирающему. Через Киевскую духовную школу это мнение проникло и в Россию вспомним указание Требника Петра Могилы. Это здорово знать, что и в других конфессиях, и в поместных православных церквах была эта практика. Некоторым образом она отличалась… — Поэтому каждый человек может выбрать для себя то, что ему подходит и необходимо. Если человек приступает к таинству Соборования вне тяжелой физической болезни, но с покаянием, с сердцем сокрушенным и смиренным, конечно, он получит дар Божьего милосердия, дар Божественной любви. Но тот, кто не спешит при каждом заболевании, при каждом недуге прибегнуть именно к этому таинству, всегда знает, что если, не дай Бог, его постигнет серьезное заболевание, у него всегда есть верный способ — таинство Соборования. И если он, например, находится в паломничестве в Великий пост такое тоже бывает , он может приступить к таинству Соборования. Если в католическом мире это «последнее помазание», то здесь совсем иначе. Мне доводилось общаться с людьми, которые очень верующие… — Дорогой Михаил, очень верующие — это святые вообще-то. Интересует именно момент разбора чинопоследования. Самый древний, дошедший до нас чин содержит одну молитву на освящение елея, одну молитву на помазание. Со временем, когда семь священников стали совершать таинство Соборования, у нас получилось семь молитв на освящение. И самую главную тайносовершительную молитву — обращение к Врачу душ и тел, Господу Богу, священник читает во время помазания болящего.
Таинство соборования (Елеопомазание)
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Исторически обряд помазания (не надо его путать с соборованием или Таинством Елеосвящения, а также с Таинством Миропомазания) соотносится с помазанием священным маслом Аарона и его сыновей. Во время совершения таинства Соборования мы обращаемся к ним, испрашивая их молитвенной поддержки.