Новости вечные проблемы в романе мастер и маргарита

Таким образом, роман “Мастер и Маргарита” затрагивает вечные проблемы человечества, такие как смысл жизни и добро и зло. (336 слов) Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — это произведение, включающее в себя проблемы личности и социума, которые остаются актуальными и в наши дни. Нравственные, философские, любовные вопросы и вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Роман отчаяния и надежды

Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В этом смысле М. Это время очень сложное и жестокое. В нашей стране были революция и Гражданская война. В момент написания романа производятся репрессии, а...

Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых — тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки... О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. Перечитывая его, каждый раз открываешь для себя что-то...

Булгаков работал в течение двенадцати лет. Этот роман является вершиной его творчества. Произведение долгое время находилось в рукописях и при жизни автора не было... Булгакова, называет этот роман если не любимым, то одним из самых любимых литературных произведений из всех когда-либо прочитанных.

Эту книгу знают... Кроме того, это жизненный роман. Булгаков, как мне кажется, вложил в него все свое творческое мастерство, сделал достоянием читателей... Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных бои.

Проблемой проекта является наличие множества исследований и работ, которые не всегда в достаточном объеме раскрывали бы вопрос, поставленный нами в заглавии проекта. Актуальность проекта обусловлена тем, что поднимаемые автором темы приобретают все большее внимание общества, а значит нуждаются в конкретном изучении. Новизна проекта заключается в том, что нами предпринята попытка собрать, конкретизировать и интерпретировать мнения критиков по поводу романа. Для достижения поставленной выше цели необходимо решить следующие задачи, а именно: Изучить творческий путь Булгакова; Определить какие основные темы затронуты Булгаковым в произведении; Раскрыть выявленные темы и показать их отражение в романе. Творческий путь М. Булгакова Первый рассказ, как утверждает писатель в автобиографии 1924 года, был создан осенью 1919 года. Зимой 1919 — 1920 годах. Булгаков пишет несколько рассказов и фельетонов, один из которых частично сохранился в Булгаковском архиве. Это — первый дошедший до нас художественный текст Булгакова об уличных столкновениях в Киеве во время революции и гражданской войны. Еще в гимназические и студенческие годы он сочинял репризы для домашних спектаклей, на первом курсе написал свой первый рассказ «Огненный змей» об алкоголике.

Позднее, в 1918 — 1919 годах, в Киеве Булгаков уже создает черновые наброски каких-то произведений скорее всего, будущих «Записок юного врача». В одном из писем в апреле 1921 года, он упоминает, что в Киеве остались его рукописи, и в частности «важный для меня черновик «Недуг» речь, по всей видимости, шла о варианте примыкающей к «Запискам» небольшой повести «Морфий», рассказывающей о трагедии врача-наркомана. Незадолго до отступления белых из Владикавказа Булгаков заболел тифом. Когда он выздоровел в начале весны 1920 года, город уже заняли части Красной Армии. Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств местного ревкома. Для первого советского театра Владикавказа он написал пьесы, текст, одной из которых — «Сыновья муллы» — сохранился. В этой пьесе рассказывается о приходе Февральской революции в ингушское селение. Сама революция здесь предстает как благо для народа, и в этом, вероятно, пьеса отражала не только требования момента, но и взгляды ее автора. Вообще же пьесы владикавказского периода были прежде всего агитками-однодневками, писались для того, чтобы заработать насущный кусок хлеба, и подлинное мастерство Булгакова-драматурга в них еще не раскрылось. В мае 1921 года, успешная постановка «Сыновей муллы» дала автору пьесы достаточную сумму денег, как пишет Булгаков в автобиографическом рассказе «Богема», для отъезда из Владикавказа в Тифлис, где он рассчитывал на более благоприятные условия для литературно-драматической деятельности.

Владикавказские впечатления послужили материалом для повести «Записки на манжетах», так же как перипетии Булгаковской биографии времен гражданской войны отразились в романе «Белая гвардия» и рассказах «Необыкновенные приключения доктора» и «В ночь на 5-е число». В сентябре 1921 года. Булгаков приезжает в Москву. В Москве он работал секретарем литературного отдела Главполитпросвета. Затем настали тяжкие месяцы безработицы. Писатель пытается сотрудничать в частных газетах, возникавших в эпоху нэпа, но, как правило, очень быстро прогоравших, поступил даже в труппу бродячих актеров. В феврале 1922 года.

Это также искуситель, соблазнитель.

Воланд, по Левиной, во всём и во всех видит дурную сторону. Предполагая в людях злое, он провоцирует его появление 10, с. В то же время Л. То есть всё-таки зло в том, что люди отказываются от Христа. Однако Л. Левина видит зло скорее в нечистой силе, а людей как бы оправдывает. И всё же Булгаков вряд ли хотел сказать, что спровоцировать можно каждого — ведь Мастера и Маргариту спровоцировать нельзя. Так что, наверное, уместнее сказать, что Коровьев сотоварищи лишь выявляют, вытаскивают на свет Божий всё то гадкое, что есть в людях, а не создают это гадкое.

Такой точки зрения придерживаются многие критики. Соколов 5, с. Власть нечистой силы проявляется, по его мнению, лишь там, где уступает и отступает человеческое. Как видим, большинство критиков единодушны в том, что зло писатель видит всё же в людях, а нечистая сила разоблачает и наказывает это зло. В таком понимании зло — это слабость человека, его измена самому себе, отказ от чести, долга, совести ради каких-то житейских выгод; это подлость, ложь, мещанское приспособленчество. Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать — по Булгакову — надо: писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, как и по мнению русского философа И. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия. Так всё-таки значит ли это, что писатель именно в этом видел добро, именно на разоблачение и наказание зла возлагал основные надежды?

Нет, ни в коей мере. Добро в романе воплощено в Иешуа, Левии, Мастере и Маргарите. Роман о Понтии Пилате и Иешуа, написанный Мастером, по жанру, стилю, языку нечто совершенно самостоятельное, включён в произведение Булгакова. Для чего писателю понадобились иерусалимские сцены? Чтобы показать, что такое добро. Первоначально Булгаков не счёл возможным поместить добро в современную ему действительность, отнеся его к далёкому прошлому. Иешуа задуман сразу, этот персонаж есть уже в ранних редакциях романа, и лишь после появления в жизни писателя Елены Сергеевны и их взаимной любви возникают образы Мастера и Маргариты. Что же такое добро по Булгакову?

Это благо, это добро воплощено в образе Иешуа. Воланд и Ко разоблачают и наказывают зло, но не превращают его в добро. Это, по Булгакову, правильно, необходимо, но это ещё не есть торжество добра. Злые остались злыми, и стоит им снова почувствовать безнаказанность, как они возьмутся за старое. Подлинное же добро злого превращает в доброго. Это злое, превращающееся в доброе, в ершалаимских сценах воплощено в образе Пилата. Что представлял собой Пилат до знакомства с Иешуа? Это жестокий палач и деспот по отношению к подвластным ему и угодливый служака по отношению к тем, кто властен над ним.

Это человек, верящий только в силу и, соответственно, не верящий в людей, циник и мизантроп. И всё же писатель с самого начала показывает Пилата не так, как других московских отрицательных героев романа. Те только отвратительны, Пилат же вызывает сочувствие. Он одинок, у него нет ни одного близкого существа в мире, кроме Банги, любимой собаки. Он ожесточился, потому что за всю жизнь свою он видел лишь торжествующее зло, лишь жестокость, лишь эгоистическую борьбу людей-зверей друг с другом; он видел, что в мире торжествует грубая сила — он изверился, его сердце очерствело. Пилат зол и жесток, но это потому, что он несчастен. И именно это прежде всего видит в Пилате Иешуа. Он видит в нём несчастного человека.

И с этого начинается его победа над Пилатом, его победа над злом. Иешуа, заметим, это вовсе не традиционный Христос. Его герой внешне обычный слабый человек, он боится боли, он не хочет умирать. И это не случайно. И вот, находясь в полной власти Пилата, он понял его, посочувствовал и помог ему! Если бы в Иешуа была хоть капля эгоизма, он — в том положении, в каком оказался, — думал бы только о себе, и это было бы естественно и извинительно. Но в том-то и заключается сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе этот герой, что он, будучи даже в таком положении, всё-таки остаётся человеком, то есть видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант.

Второй стороной выступает Мастер. Это настоящий талант, который в своем произведении поднимает истинные и глубокие темы. Понимают и по достоинству оценивают его произведение лишь высшие силы и Маргарита, а современники слишком заняты обслуживанием времени, чтобы разглядеть талант. Но «рукописи не горят», и настоящее искусство имеет свое место в мире под защитой высших сил.

Мостиком между искусством и бездарностью служит талантливый писатель, который еще имеет возможность не потерять свой талант, не прогнуться под заказ времени. Это Иван Бездомный. В итоге он оказывается в псих больнице, все же имея шанс исправиться и раскрыть свой настоящий талант. Любовь Немаловажная вечная тема, которая никогда не утихнет в сердцах людей — это любовь.

Настоящая любовь между Маргаритой и Мастером, ради которой можно на многое пойти и все стерпеть. Маргарита уходит от мужа, принимает сторону Воланда ради жизни с Мастером.

Мотивы булгаковского романа

  • Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита" - примеры сочинений
  • Нравственные проблемы
  • Вечные темы романа мастер и маргарита реферат
  • Темы исследований

Вот она, вечная проблема-роман Мастер и Маргарита

В романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, добра и зла, любви и одиночества, проблемы нравственности. Проблемы в романе мастер и маргарита булгакова сочинение Мастер и маргарита вечные проблемы вывод. вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Вы точно человек?

Она отомстила критику Латунскому, спасла роман о Пилате и заслужила покой с любимым человеком. Любовь прошла серьёзные испытания, но осталась сильной. Вера друг в друга и уважение к личности помогли Мастеру и Маргарите быть вместе. Московское общество было уличено в корысти. Дьявольская свита — Воланд, Коровьев, Азазелло и кот Бегемот устроили в Варьете зрелище, где обнажили человеческие души. Булгаков открыто обличает людей в жадности, предательстве, лжи.

Он без прикрас показывает, как человек обманывает самого себя в угоду другим. Параллельно с романом Булгакова читатель видит ещё одно творение — роман Мастера о Понтии Пилате. Действие его происходит две тысячи лет назад. Несчастный Иешуа Га-Ноцри воплощает в себе образ Христа. Он помогает прокуратору Иудеи понять истину жизни.

Понтий Пилат отправляет бродягу на казнь, но именно она становится для него мучением всей жизни. Много лет Пилат не может обрести покой, потому что когда-то сделал выбор. Власть прокуратора оказалась важнее правды. Но Мастер в финале отпускает Понтия Пилата на вечный покой. Булгаков соединяет в романе три мира.

Первый — общество Москвы советского периода. Второй — мистический мир Сатаны, странные образы дьявола и его слуг. Третий — период правления жестокого Понтия Пилата. Общая нить связывает разные измерения. Каждый человек сам решает, на какой путь нужно ступить — добра или зла.

Честный выбор, любовь, счастье, искусство — воля каждого человека. Автор статьи Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы. Задать вопрос.

Все, что он хочет сделать, это лечь рядом со своей верной собакой Бангой, но встреча с Иисусом гарантирует, что он не получит покоя. Книга начинается со случайной, на первый взгляд, встречи в парке между дьяволом и двумя членами Московского литературного общества. Мужчины обсуждают тему существования Иисуса.

Заглавные персонажи, Мастер и Маргарита, хотя не появляются в первой части книги, становятся центральными для сюжета во второй половине. Мы узнаем, что среди всего этого хаоса также есть история любви. Мастер исчез, а Маргарита осталась верна ему, решила не сдаваться.

Это делает ее центральной фигурой произведения. Любовь в романе Верная, искренняя любовь — это то, о чём мечтает каждый человек, даже, если не признается в этом себе и окружающим. Героям романа Булгакова повезло обрести такое взаимное чувство.

Но пришлось проделать длительный путь к счастью, заслужить его. Михаил Афанасьевич, начиная рассказ о Маргарите, приглашает своего разуверившегося читателя, зовет за собой, обещая показать, вечную, настоящую любовь. Слушатель не будет обманут автором.

Маргарита пройдет через тернии, сделку с дьяволом, согласится играть роль королевы тьмы на балу ради жизни с любимым человеком. Она была замужем за влиятельным мужчиной на момент их знакомства. Но откажется от комфорта, богатства, славы, выходов в свет, беззаботного существования.

Тема добра и зла Проблема добра и зла становится ключевой в произведении. Зло многогранно, как в романе, так и в жизни.

Этим событием в романе стало разлитое Аннушкой на трамвайных рельсах подсолнечное масло, на котором и имел неосторожность поскользнуться Берлиоз. Доподлинно неизвестна правдивость этой теории. Но можно провести закономерность и выявить связь между поведением людей и их судьбой. На последнюю оказывают влияние: поступки; моральный облик человека; присутствие греховной составляющей в поведении. Не зря в народе говорят, что не нужно зарекаться по какому-либо поводу или рыть яму другому. Мы всё живём под одним небом и принципиально ничем не отличаемся друг от друга. Совпадение это или нет, но часто можно быть свидетелем действий незримой руки справедливости, которая ставит на место тех, кто насмехался над другими или причинял им страдание, возомнив себя судьёй на Земле.

Проекция на наш мир Сейчас многие живут вопреки этому закону, предаваясь каждодневной суете и воображая её своим смыслом жизни. Когда приходит время умирать, оказывается, что никто не был готов к этому, хотя осознавал неотвратимость смерти и располагал временем, чтобы как следует подумать о ней. Может оказаться и ещё хуже а для кого-то, может, лучше , когда смерть придёт внезапно, не дав осмыслить собственную кончину. Жизнь с постоянным напоминанием себе о смертности человеческого тела нужна не только для того, чтобы ценить время и быть счастливым, но и чтобы спокойно и без сожаления отдать душу в старости. Раскаяние умирающего и думы о бессмысленно прожитой жизни меньше причиняют боль, чем телесные страдания.

Основная философская проблематика романа М.

Булгакова «Мастер и Маргарита». Булгакова», текст романа «Мастер и Маргарита», эпизод из фильма В. Организационный момент. Слово учителя. Однако можно сказать, что каждый читатель по-своему проникает в глубину булгаковского замысла, открывая для себя новые грани таланта писателя. Читатель с чуткой душой и развитым умом не может не полюбить это необычное, яркое и притягатель-ное произведение.

Именно поэтому талант Булгакова завоевал столько искренних поклонников во всем мире. Не случайно именно Мастер и Маргарита дают название книге. О том, что есть мир, в котором обыденность уступает место безграничной фантазии. Этот мир внутри самого человека. Вашему вниманию викторина на проверку содержания текста романа. В своём романе «Мастер и Маргарита» М.

Булгаков создаёт и разви-вает философско — художественную концепцию «троемирия», согласно которой жизнь многомерна, существование человека не исчерпывается внешним, видимым планом, бытие имеет скрытые стороны, не доступные логическому познанию. Исследователи находят в романе три мира. Какие это миры? Задание: дать характеристику этих миров, назвать героев, населяющих этот мир, привести цитаты из текста. Каждая группа характеризует один из миров. Работа в группе.

Обсудите в группе 4 мин. Беседа о проблемах, поставленных в романе. Конфликтное взаимодействие этих трёх миров и определяет общую нравственно-философскую проблематику романа Булгакова. И именно потусторонние силы, активно проникая в реальность, играют роль особого связующего звена между древним и современным мирами. Назовите проблемы, которые ставит Булгаков в своём романе. Работа над раскрытием проблемы в группе.

Из всего сказанного мы можем выделить 4 основные нравственно-философские проблемы: Задание: в течение 5 мин. Просмотр эпизода из фильма В. Бортко «Понтий Пилат и Иешуа» — Допрос. А если спросить вас, то как бы вы ответили на вопрос«Что такое истина? Посмотрите на последнее предложение: «Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет». Исцеление словом.

В основе слова — внушение и проницательность, и ум, и наблюда-тельность, и главное, сострадательность. Она и лечит Понтия Пилата. Сострадание избавило человека от страдания. Не таинственная магия, а простое человеческое участие. Обратите внимание, какова реакция секретаря см. Булгакова «Мастер и Маргарита», тему сформулировать самим.

Булгаков «Мастер и Маргарита» 3. Пушкин «Капитанская дочка» 4. Горький «Старуха Изергиль» 5. Пушкин «Дубровский» 6. Горький «На дне» 7. Куприн «Чудесный доктор» 8.

Островский «Гроза» 9. Распутин «Уроки французского» 10. Достоевский «Преступление и наказание» 11. Солженицын «Матренин двор» 12. Андерсен «Снежная королева» 13. Голдинг «Повелитель мух» 14.

Вывод Введение С давних времен принято говорить о борьбе добра и зла. Эти явления совершенно противоположны друг другу, однако они не исключают одно другое. Без добра не может существовать зло, а без зла не может быть добра. Эти две силы взаимосвязаны между собой. В мире всегда будут добрые и злые начала, поэтому эту борьбу можно назвать вечной. Никто и никогда не сможет одержать победу.

Вечной также можно назвать и борьбу добра и зла внутри одного человека. Этот выбор всегда остается за конкретной личностью. Проблема добра и зла поднималась многими русскими и зарубежными писателями, поэтами и драматургами. Каждый автор придерживался собственной позиции относительно борьбы между этими силами. Булгаков «Мастер и Маргарита» В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» широко рассматривается проблема борьбы добра и зла.

Несомненным представителем добрых начал является Иешуа Га-Ноцри. Ко всем окружающим людям он относится доброжелательно. Даже Крысобой, который причиняет ему физический вред, является, по словам Иешуа, добрым человеком. Его философия жизни заключена в любви к ближнему, в милосердии, сострадании и самопожертвовании. Мастер пишет роман о Иешуа Га-Ноцри, делая отсылку к Христу. Только Иешуа — не религиозный образ, он вписан в реальную жизнь.

Это сделано Мастером для того, чтобы показать, что доброта и милосердие, присущие Иисусу, свойственны и земным людям. Воланд и его свита на первый взгляд являются злыми началами, однако эпиграф произведения указывает на то, что персонажи «вечно совершают благо», несмотря на желание творить зло. Воланд помогает Мастеру и Маргарите обрести счастье рядом друг с другом, Понтию Пилату он дает возможность общаться с Иешуа. При этом свита Воланда не только помогает отдельным персонажам, но и наказывает злых людей в реальном мире. Об этом говорит представление в театре Варьете, где Воланд демонстрирует жадность людей, их лживость и жестокость. Злые начала, воплощенные Воландом и его помощниками, фактически наказывают реальное общественное зло.

Булгаков показывает тесную взаимосвязь добра и зла. Писатель демонстрирует, что одна сила не может существовать без другой силы. В романе «Мастер и Маргарита» отчетливо доказывается мысль о том, что между добром и злом существует очень тонкая грань: добрые поступки можно расценивать как зло, а негативные поступки часто похожи на добродетель. Представителями злых начал в романе М. Это служители низкопробной литературы, которая не несет никакой пользы обществу. Люди, которые называются себя истинными писателями, пишут только то, что необходимо тоталитарной власти, что увеличивает диктатуру в несколько раз.

Это доказывает мысль о том, что зло часто имеет вид добра. Главный герой, имеющий добрые намерения, оказывается изгнанным из общества прогнившей системой литераторов. Пушкин «Капитанская дочка» С повести А. Пушкина «Капитанская дочка» разные персонажи оказываются перед одним и тем же выбором: присягнуть на верность самозванцу Пугачеву или быть верным Родине до конца. Перед таким выбором оказываются многие персонажи повести. Так, родители Маши Мироновой до конца остаются верными себе и своему Отечеству.

За нее они фактически отдают собственную жизнь. Совершенно по-другому поступает Швабрин. Для того чтобы выжить, он переходит на сторону Емельяна Пугачева и становится вершителем судеб многих людей. Но главное в его поступках — не желание сохранить свою жизнь, а получить достаточное количество власти, чтобы совершать все то, что ему заблагорассудится. Швабрин совершает злодеяния относительно Маши Мироновой, которая оказывается у него в плену. Главный герой — Петр Гринев — остается верным Родине.

Он знает, что может погибнуть из-за своего решения, но не позволяет себе встать на путь жестокости и зла, как это сделал Швабрин. Гринев мог встать на сторону Пугачева, мог оставить Машу Миронову в беде, однако он этого не делает. Наоборот, Петр Гринев делает все ради того, чтобы спасти свою возлюбленную от плена. Маша Миронова, которая также является олицетворением добрых начал, освобождает Гринева от ареста. Герои готовы жертвовать собой ради других людей. Противопоставляя Гринева и Швабрина, А.

Пушкин демонстрирует итог битвы между добром и злом. Петр Гринев оказывается спасенным, его отношениям с Машей Мироновой помогает сам Пугачев. Швабрин же оказывается наказанным за свою жестокость. Неоднозначным оказывается в повести «Капитанская дочка» образ Емельяна Пугачева. Именно он помогает Гриневу и осуждает Швабрина. Пугачев показан автором с двух сторон.

С одной стороны, он совершает жестокие поступки, которые связаны с убийством тех, кто не соглашается подчиняться ему. С другой стороны, он помогает Петру Гриневу, потому что тот однажды помог ему. Такая двойственность характера связана с позицией Пугачева, которая отражалась с помощью его слов: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай». Герой отражает поступки других людей по отношению к нему и поступает абсолютно так же. На зло Швабрина Пугачев отвечает злом, на добро Гринева Пугачев отвечает добром. Это подтверждает мысль о том, что нет людей добрых или злых, они выбирают одну сторону в зависимости от ситуации.

Горький «Старуха Изергиль» В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставляются два образа, олицетворяющие добро Данко и зло Ларра. Ларра выбирает путь жестокости и равнодушия по отношению к окружающим его людям. Он является очень горделивым человеком, поэтому относится ко всем пренебрежительно. Племя расценивалось Ларрой негативно, он не хотел прислушиваться к мнению людей, желая делать все, что ему пожелается. На это указывает то, что Ларра убивает девушку, отказавшую ему в любви.

Герой считает себя лучше всех остальных, поэтому думает, что вправе причинять им вред. Ларра осознанно выбирает путь жестокости и не собирается отступать от своих жизненных принципов. Другой центральный персонаж рассказа «Старуха Изергиль» отличается своей жертвенностью. Ради других людей он отдал свою жизнь. Видя, что его племя находится в крайне тяжелом положении, Данко берет на себя ответственность за их счастливое будущее. Он поступает в угоду окружающих людей, жертвуя собой и своим горящим сердцем.

Любовь к ближнему — основное качество Данко. В легенде о Данко также присутствуют злые начала. Уставшие люди, которые шли за главным героем легенды, захотели обвинить в их тяжелом положении Данко. Именно эти люди стали причиной того, что герой вырвал собственное сердце, чтобы осветить им путь. Когда же Данко всех спас, никто их выживших не вспомнил о его самопожертвовании. Эта деталь говорит о том, что добро никогда не сможет до конца победить зло.

Поднимая проблему добра и зла, М. Горький показывает, что зло всегда наказывается. Так, Ларра осужден на вечную жизнь, которая отличается одиночеством. Герой вынужден жить среди тех, кого он презирает, тех, кто его навсегда отверг. Ларра мечтает о ближайшей смерти. Однако ему не суждено встретить эту желаемую смерть.

Данко же умер настоящим героем, что выражает авторскую позицию: представитель добрых начал — Человек с большой буквы. С проблемой добра и зла также связан и образ старухи Изергиль. Она воплощает в себе и качества Ларры, и качества Данко. Это говорит о том, что в ней сочетаются добрые и злые начала. Горький показывает, что истории Данко и Ларры, которых можно назвать диаметрально противоположными образами — легенды, в реальной же жизни в человеке часто совмещаются и положительные, и отрицательные качества. С этой точки зрения автор рассказа поднимает проблему борьбы добра и зла внутри одного человека.

Пушкин «Дубровский» А.

Вечные темы романа мастер и маргарита реферат

Вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» :: Умняшка.Ру актуальность и аргументы.
Вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» :: Умняшка.Ру В романе “Мастер и Маргарита” вопрос власти решается на уровне различных исторических этапов, но автор изображает это явление во все времена только со стороны зла и насилия.
Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита»: актуальность, тема нравственности и свободы действий Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита” Вечные проблемы романа мастер и маргарита.
Сочинение на тему: "Вечная проблема в романе Мастер и Маргарита" Настоящая любовь между Маргаритой и Мастером, ради которой можно на многое пойти и все стерпеть.

Сочинение на тему: "Вечная проблема в романе Мастер и Маргарита"

Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита” Вечные проблемы романа мастер и маргарита.
Роман 'Мастер и Маргарита' М.А. Булгакова: вечные темы В романе "Мастер и Маргарита" вопрос власти решается на уровне различных исторических этапов, но автор изображает это явление во все времена только со стороны зла и насилия.
Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман затрагивает такие вечные проблемы, как проблема нравственного выбора человека, проблема борьбы добра и зла. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков выступил как новатор, использующий множество новых и необычных художественных приемов.

Философская тема вечных проблем в романе «Мастер и Маргарита»

Настоящая любовь между Маргаритой и Мастером, ради которой можно на многое пойти и все стерпеть. Эти вечные проблемы и пороки, затрагиваемые в романе, и являются теми недостающими штрихами, создающими уникальность каждой отдельно взятой личности. Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. проблема выбора; • - проблемы добра и зла; • -проблемы любви и одиночества; • - проблемы творчества и нравственности. Вот она, вечная проблема-роман мастер и маргарита Вечные вопросы в романе мастер и маргарита.

Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита” – проблематика произведения

Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. В романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, добра и зла, любви и одиночества, проблемы нравственности. Центральная проблема романа — это проблема ДОБРА и ЗЛА.

Роман 'Мастер и Маргарита' М.А. Булгакова: вечные темы

Она бывает настоящей и ложной. В то время когда была написана данная книга, то в основном многие жили гражданским браком. А вот на сегодняшний день любовь для многих людей находится на втором месте, а может быть, даже и на последнем. А вот важным для них является то, в каком положении они находятся среди общества, а также и их материальное положение. А для того чтобы показать, что нужно немного изменить свое мнение он решил показать любовь между Маргаритой и Мастером. И ради любви она идет даже на сделку с самим дьяволом. Обычно, дьявол должен обмануть свою жертву, но здесь такого не происходит. Дьявол, наоборот, во всем ей помогает и делает ее не только счастливой, но еще и свободной. Как вы уже заметили, что здесь автор затрагивает сразу несколько проблем, которые являются актуальными и на сегодняшний день. Критики не признают таланта Мастера, однако он понимает, что их озлобленность связана не с тем, что они по истине не принимают, а тем, что они не верны своим словам и принципам.

Эта проблема является актуальной и на сегодняшний день. Он утратил силы, энергию и веру в себя. Оценить его по-настоящему смогли потусторонние силы и его возлюбленная, Маргарита. Отсюда вытекает другая проблема, поднятая в произведении — непобедимая сила любви. Лирическая героиня считала писателя гением и полюбила его за его душу и умение тонко чувствовать. Героев объединяет талант Мастера, его способность создавать шедевры. Любовь и творчество — две части одного целого. Любовь зависима от книги, она в то же время питает роман.

Что касается зла, то автор был убежден, что оно противоречит добру и воплощается в жизни через ложь, безнравственность и насилие. Смысл романа раскрывается в том, что именно мораль является мерилом добра и зла. У Булгакова Воланд является воплощением справедливого наказания для тех, кто забыл о морали. Именно поэтому его достаточно трудно четко отнести к положительным или отрицательным персонажам. Это герой, который является справедливым карателем, но который отказывается от морали. Также в романе ярко Раскрывается проблема человечества. Именно с этого и начинается история, из спора о Боге. В книге разрывается тема отношений человека из религии, проблема веры и атеизма. Также присутствует здесь и проблема творчества. Булгаков изображает литературную сферу тех времен, и раскрывает цинизм тех писателей, которые занимаются искусством только для удовлетворения своих материальных потребностей. Вообще проблема морали является сквозной и требует анализа с точки зрения каждого персонажа книги. Не обошлось и без задевания темы власти. Это ярко отражается на примере отношений между Иешуа и Понтия Пилата. Ничего не изменилось и после большого промежутка времени. Власть все так же заставляет людей предавать, бояться, врать, отказаться от морали. И на все это люди идут только, чтобы сохранить собственное благополучие. Итак, указанные выше проблемы являются актуальными и сейчас и заставляют каждого читателя задуматься над ними. Ведь ничего практически не изменилось. Так же идет борьба между добром и злом, между нравственностью и равнодушием. Именно поэтому этот роман проходит сквозь время и будет актуальным в любую эпоху. Люди не меняются, так же как и Проблемы, которые испытывают нравственность, любовь и доброту каждого. Тем не менее, можно разделить роман, грубо говоря, на ряд высказываний по нескольким темам, из них можно сделать вывод о мнении Булгакова по этим вопросам. Во-первых, это религия, так как около шестой части […]... Так по Гоголю и Достоевскому сатана — это олицетворение зла, а Булгаков видит сложное взаимодействие добра и зла в жизни. Как же добро и зло переплетаются в […]... Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В этом смысле М. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. Гоголя в изображении черта и ада — места его обитания. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. Перечитывая его, каждый раз открываешь для себя что-то новое. Добро и зло — одна из центральных тем романа. Тема эта вечная, она волновала людей во все времена — и во все времена находила […]... Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых — тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников Булгакова, но и заставляет читателя задуматься над вопросами, так волновавшими писателя: добро и зло, истина, справедливость, любовь, свобода. Бог… Не случайно именно в годы […]...

Целевая аудитория: Любители литературы, студенты, преподаватели, исследователи культуры и искусства. Задачи проекта: 1. Исследовать влияние вечных тем на развитие сюжета романа. Проанализировать образы и действия персонажей в контексте вечных тем. Интерпретировать значения и символику, связанные с вечными темами. Изучить влияние основной идеи романа - любви, на ход сюжета и поведение героев. Роли в проекте: аналитик, исследователь, публицист Ресурсы: Для реализации проекта потребуются исследовательские материалы, литературные источники, компьютер, доступ в библиотеку, возможно, интервью с экспертами.

Подробный план анализа произведения «Мастер и Маргарита» позволит ученикам 11 класса лучше подготовиться к уроку литературы. Краткий анализ Год написания — 1928-1940 гг. История создания — Источником вдохновения для писателя стала трагедия Гете «Фауст». Первоначальные записи были уничтожены самим Булкаговым, но после восстановлены. Они послужили основой для написания романа, над которым Михаил Афанасьевич работал в течение 12 лет. Тема — Центральная тема романа - противостояние добра и зла. Композиция — Композиция «Мастера и Маргариты» весьма сложна - это двойной роман или романа в романе, в котором параллельно друг другу ведутся сюжетные линии Мастера и Понтия Пилата. Жанр — Роман. Направление — Реализм. История создания Впервые писатель задумался над будущим романом в середине 20-х годов. Толчком для его написания послужило гениальное произведение немецкого поэта Гете «Фауст». Известно, что первые наброски к роману были сделаны в 1928 году, однако в них не фигурировал ни Мастер, ни Маргарита. Центральными персонажами в первоначальном варианте были Иисус и Воланд. Также было немало вариаций названия произведения, и все они крутились вокруг мистического героя: «Черный маг», «Князь тьмы», «Копыто инженера», «Гастроли Воланда». Лишь незадолго до своей смерти, после многочисленных правок и дотошной критики, Булгаков переименовал свой роман в «Мастера и Маргариту». В 1930 году, крайне недовольный написанным, Михаил Афанасьевич сжег 160 страниц рукописи. Но спустя два года, отыскав чудом уцелевшие листы, писатель восстановил свой литературный труд и вновь приступил к работе. Интересно, что изначальный вариант романа был восстановлен и опубликован спустя 60 лет. В романе под названием «Великий канцлер» не было ни Маргариты, ни Мастера, а евангельские главы сводились к одной - «Евангелие от Иуды». Булгаков трудился над произведением, ставшим венцом всего его творчества, вплоть до последних дней жизни. Он бесконечно вносил поправки, переделывал главы, добавлял новые персонажи, корректировал их характеры. В 1940 году писатель тяжело заболел, и был вынужден диктовать строки романа своей верной супруге Елене. После смерти Булгакова она пыталась издать роман, однако впервые произведение увидело свет лишь в 1966 году. Тема «Мастер и Маргарита» является сложным и невероятно многогранным литературным произведением , в котором автором было представлено на суд читателя множество различных тем: любви, религии, греховной сущности человека, предательства. Но, по сути, все они являются лишь частями сложной мозаики, искусным обрамлением главной темы - вечного противостояния добра и зла. При этом каждая тема привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами романа. Центральной темой романа, безусловно, служит тема всепоглощающей, всепрощающей любви Мастера и Маргариты, которая способна пережить все трудности и испытания. Внедрив этих персонажей, Булгаков невероятно обогатил свое произведение, придал ему совершенно иной, более земной и понятный читателю смысл. Не менее важной в романе является проблема выбора , которая особенно красочно показана на примере взаимоотношений Понтия Пилата и Иешуа. По мнению автора, самым страшным пороком является трусость, ставшая причиной гибели невиновного проповедника и пожизненным наказанием для Пилата. В «Мастере и Маргарите» писателем ярко и убедительно показана проблематика человеческих пороков , которые не зависят ни от вероисповедания, ни от социального статуса или временной эпохи. На протяжении всего романа главным персонажам приходится сталкиваться с нравственными вопросами, выбирать для себя тот или иной путь. Основной мыслью произведения является гармоничное взаимодействие сил добра и зла. Борьба между ними столь же стара, как и мир, и будет продолжаться до тех пор, пока будут живы люди. Добро не может существовать без зла, равно как и существование зла невозможно без добра. Идеей вечного противостояния этих сил пронизано все произведение писателя, который видит главную задачу человека в выборе правильного пути. Композиция Композиция романа отличается сложностью и оригинальностью. По сути, это роман в романе : в одном из них повествуется о Понтии Пилате, во втором - о писателе. Поначалу кажется, что между ними нет ничего общего, однако в ходе романа становится очевидной взаимосвязь двух сюжетных линий. В конце произведения Москва и древний город Ершалаим соединяются, и события происходят одновременно в двух измерениях. Более того, они происходят в одном и том же месяце, за несколько дней перед Пасхой, но только в одном «романе» — в 30-х годах ХХ столетия, а во втором - в 30-х годах новой эры. Философская линия в романе представлена Пилатом и Иешуа, любовная - Мастером и Маргаритой. Однако в произведении есть отдельная сюжетная линия , до краев наполненная мистикой и сатирой. Главными героями ее являются москвичи и свита Воланда, представленная невероятно яркими и харизматичными персонажами. В завершении романа сюжетные линии соединяются в единой для всех точке - Вечности. Столь своеобразная композиция произведения постоянно держит читателя в напряжении, вызывая неподдельную заинтересованность сюжетом. Главные герои Жанр Жанр «Мастера и Маргариты» определить весьма непросто - настолько многоликим является это произведение. Чаще всего его определяют как фантастический, философский и сатирический роман. Однако в нем с легкостью можно отыскать признаки и других литературных жанров: реализм переплетается с фантастикой, мистика соседствует с философией. Столь необычный литературный сплав делает произведение Булгакова по-настоящему уникальным, которому нет аналогов в отечественной или зарубежной литературе. У каждого читателя есть своя «библия». Булгаков подарил людям несколько произведений, которые могут претендовать на столь высокое звание.

Роман 'Мастер и Маргарита' М.А. Булгакова: вечные темы

В романе автор поднимает множество вечных проблем, которые рассматриваются им на контрасте с эпохой, что дает им весьма интересное значение. Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита”. Вечные проблемы, потому и называются вечными, что они существуют со дня сотворения мира и не решены до сих пор. Ещё одна проблема, затронутая в романе "Мастер и Маргарита", является противоречие между истиной и ложью. Данная статья поможет написать сочинение «Проблематика романа «Мастер и Маргарита», выявить основные вечные темы, о которых говорит автор в своем произведении. Вопросы, поднятые М. А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», остаются открытыми, а вечные проблемы — не решенными.

Вечные темы романа мастер и маргарита реферат

Смерть Христа наступила еще до захода солнца. Но перенесемся вновь на Патриаршие пруды. Пасха в 1929 году приходилась на 5 мая, тогда среда — на 1 мая! Вот почему на Патриарших прудах нет народа: с утра советские трудящиеся были на демонстрации, потом пошли «отдыхать» — отмечать праздник. Возникает аллюзия заседания с тайной вечерей, а Берлиоза с Христом! То есть происходит профанация новозаветной истории: все события в Москве происходят на Страстной седмице и разворачиваются параллельно событиям в Иерусалиме. Иностранный профессор задает литераторам весьма важный богословский вопрос: кто же управляет миром, если Бога нет? Всеми своими дальнейшими поступками он будет утверждать, что является «князем мира сего» и что ему все подвластно, даже человеческая жизнь. Свою историю он и начнет выстраивать на Патриарших прудах: «Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть — несчастье… вечер — семь …». Он астролог, маг и чародей, но не творец!

Сатана может лишь пародировать Бога. Если Бог творит чудеса, то Воланд способен только на фокусы, подменяя одно другим. И знает лишь то, что сам подстроил: «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила», а, стало быть, Берлиозу отрежут голову! В Великую среду на службе читается Евангелие от Матфея параллель с Левием Матвеем : «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову…». В Москве происходит не просто искажение профанация Нового Завета, но откровенное его выворачивание наизнанку. Миро на главу Спасителя возлила падшая женщина. Анна — в переводе значит благодать. Аннушка пролила масло, чтобы голова Берлиоза была отрезана. Здесь наблюдается явная аллюзия: голова Христа — голова Берлиоза.

Вспомните, что Иисус Христос — агнец Божий; чаша потир с причастием есть символ агнца Божиего. Примечательно, что на балу у сатаны пить вино будут из кубка, сделанного из головы Берлиоза. Причем эта голова первоначально исчезнет из гроба и появится она только на балу у Воланда. Здесь видится еще одна аллюзия — с обретением главы Иоанна Предтечи. Продолжим Евангелие: «…возливши миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению… Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его». Это случилось в среду. В Москве в среду на Страстной седмице тоже произошло предательство Христа, а Аннушка пролила масло. Таинственный мессир готов отправить телеграмму дяде Берлиоза в Киев: «Похороны пятницу, три часа дня».

Что совершается на Страстной седмице в пятницу в три часа дня? Вынос плащаницы, символизирующий погребение Христа. То есть опять возникает параллель московских событий с церковной службой. Следует проникнуть в богословский смысл событий, которые разворачиваются в пятницу. Иисус Христос принял мученическую смерть, чтобы сойти в ад и освободить души праведников, потому что до Его прихода в мир все души попадали в обитель диавола, ибо не было еще на земле благодати — христианского учения и не явлен был путь спасения через крещение. Теперь Иисус Христос, искупив Своей смертью грехи человеческие, освобождает души праведников и помещает их в раю на третьем небе, где они ожидают своей участи до Страшного суда. Это происходит в пятницу вечером. В Великий пяток, когда на кресте был распят Спаситель, по церковному уставу нет литургии в храме и весь день верующие соблюдают строжайший пост — воздерживаются от пищи. Что происходит в пятницу вечером в Москве?

Начинается бал у сатаны! То есть когда Христа нет на земле, сатана правит бал, который обретает смысл черной мессы — антилитургии. Если мы заглянем через открытые царские врата в алтарь, то увидим посередине него престол с семисвечником, за престолом находится горнее место, где располагается кафедра архиерея, который в некоторые моменты церковной службы символически изображает Самого Господа. В скрытой от глаз северо-восточной части алтаря расположен жертвенник с чашей потиром , где приуготовляются дары к причастию. Сатанинская месса содержит в себе идею осквернения христианских святынь, ибо диавол с латинского значит «противник» Бога. Что же увидела Маргарита? Прежде всего «широкую дубовую кровать со смятыми и скомканными грязными простынями и подушкою» — то есть горнее место, на котором возлежал Воланд. В этих семи золотых лапах горели как и положено во время службы. Воланд «был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече».

Его одежда — пародия на архиерейское облачение с застегиваемым на левом плече омофором [4]. Совершенно очевидно, что приуготовляется осквернение Божественной литургии. Если во время литургии происходит бескровная жертва — пресуществление преобразование святых даров — хлеба и вина — в плоть и кровь Спасителя, то что происходит на балу у сатаны? Кровная жертва барона Майгеля! Кровь его превращается в вино, которое пьют из чаши-головы Берлиоза. Пьет в том числе и Маргарита, королева. Происходит еще одна профанация святыни. Иисус Христос — Царь Иудейский, противоположность Ему — королева Марго — осознанная жертва, готовая «пострадать за други своя», точнее за друга своего. Они ведь не только не венчаны, но и не женаты!

К тому же, уйдя от законного мужа, она разрушила «малую Церковь» — семью. Поэтому она может пострадать только за возлюбленного своего. Все богослужение в храме происходит в настоящем времени. Тем самым мы становимся соучастниками всех событий и действий, которые когда-то происходили в Иерусалиме. Для этого во время литургии обязательно читается Евангелие! Значит, Воланду необходимо было антиевангелие, искажающее сущность Христа — Богочеловека. Так появляется роман об Иешуа Га-Ноцри, в котором искажается Истина! Человек сотворен по образу и подобию Божию и несет в себе образ Божий. С одной стороны, это самовластие — проявление свободы воли, с другой — умение творить.

Сатана, или Люцифер, или падший ангел, не имеет телесной природы и не имеет возможности творить. Он — не творец! А вот человек — творец, и поэтому сатана завидует человеку и не может простить ему, что тот носит в себе образ Божий. Первое сотворчество человека Богу было в раю, когда Адам давал имена всему сотворенному Творцом: то, что Господь подумал и сотворил, Адам увидел и назвал. Это и есть со-творчество. И каждая литургия есть сопереживание Христу. Это тоже очень важный посыл для понимания романа. Поскольку же Воланд не способен творить, то он не может даже записать собственное «евангелие», он только рассказчик и поэтому нуждается в Мастере. Ему подходит Мастер, который отказался от Бога и от ангела-хранителя.

Мастер, которого легко соблазнить Маргаритой.

Это еще один вопрос, еще одна проблема, которую поднимает Булгаков и которая не решена и поныне. Но в «Мастере и Маргарите» ряд героев, совершивших зло, в конце концов получают прощение. Прощение — завершающий этап искупления зла. И наконец, вечная проблема не только романа, но и всех людей на земле — это проблема настоящей любви.

История Мастера и Маргариты показывает, как во имя любви можно продать душу сатане и тем самым победить зло и обрести «вечный дом». Вопросы, поднятые М. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», остаются открытыми, а вечные проблемы — не решенными. И каждое новое поколение будет решать их по-своему.

Произведение долгое время находилось в рукописях и при жизни автора не было... Булгакова, называет этот роман если не любимым, то одним из самых любимых литературных произведений из всех когда-либо прочитанных. Эту книгу знают... Кроме того, это жизненный роман.

Булгаков, как мне кажется, вложил в него все свое творческое мастерство, сделал достоянием читателей... Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных бои. Подернулась тиной советская мешанина. Булгакова, по мнению многих критиков, самое гениальное произведение XX века в русской литературе. Бесконечное множество смысловых пластов этого романа включает и злободневную сатиру на окружающий... Верней, половина действия, ведь вторая линия — роман Мастера — вовсе относит читателя в далекие библейские времена и в другие пространства.... Появление реализма практически вывело из употребления данный... Этот роман — попытка ответить на вечные вопросы...

Роман читается широчайшей читательской... Много сил вложил он в него, отдаваясь ему, как в последний раз. И, можно сказать, что все это не зря. Иногда такие события носят чисто комический... Исследователи до сих пор не могут определить его жанр.

Наверно, у всех бывали случаи, когда внимательность к происходящему притуплялась. Мало того, что это сулит множеству благоприятных возможностей остаться незамеченными, так ещё и может представлять опасность для самого человека. Никто не застрахован от неловкой руки водителей или внезапного появления карманников. У Берлиоза это и обернулось несчастным случаем, основной причиной которого было не пролитое масло, а невнимательность погибшего. Он твёрдо верил, что умрёт не здесь и не сейчас, поэтому представить себе не мог такой внезапной и глупой кончины. Как следствие, он не придавал значения осторожности и был во власти своих мелких мыслей. Таких примеров в жизни всплывает очень много. Это могут быть следующие несчастные случаи: падения в лифтовую шахту и канализационные люки; наезд на пешеходов; падение сосулек с обледенелых крыш домов, строительных материалов. Безопасность иллюзорна, полностью исключить возможность инцидентов невозможно. Только зная это, можно задуматься, что стоит ли забивать голову бытовыми мыслями и жертвовать реакцией, которая может в определённых случаях спасти жизнь. Люди слишком переоценивают некоторые аспекты своей жизни и забывают, что они в ней лишь гости. Жалкий человеческий быт Проблематика романа «Мастер и Маргарита» включает и другие важные моменты, из которых при изучении произведения можно составить таблицу.

Анализ и проблематика романа «Мастер и Маргарита»

Поэтому роман «Мастер и Маргарита» и не мог быть завершенным. Вечные проблемы, потому и называются вечными, что они существуют со дня сотворения мира и не решены до сих пор. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» появился в 1930-х годах, но был опубликован лишь после его смерти в 1960 году. Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита” Вечные проблемы романа мастер и маргарита. Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе ова «Мастер и Маргарита». вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни.

Сочинения на тему: Белая гвардия, Мастер и Маргарита, Собачье сердце, Дни Турбиных

  • Слуцкий Вадим | | Журнал «Литература» № 28/2002
  • Вечные темы романа мастер и маргарита реферат
  • Библиотека
  • Сочинение. Вариант 1 (200 слов):
  • Роман отчаяния и надежды
  • Проблемы в романе «Мастер и Маргарита»

Философская тема вечных проблем в романе «Мастер и Маргарита»

Она признаётся, что в романе вся её жизнь. А после того, как Азазелло цитирует ей знакомые строки, соглашается пойти на сделку с Сатаной. Без неё Мастер не написал бы историю об Иешуа и Понтии Пилате, она — его муза. А как насчёт экспертного мнения в прямом эфире? Еще больше по теме узнаете на бесплатном онлайн-семинаре. Переходите по ссылке и регистрируйтесь. Мастер говорит Бездомному, что вспыхнувшие между ним и Маргаритой чувства похожи на убийцу в переулке.

И лучшей характеристики не придумаешь — это гибельная любовь, избежать которой невозможно. Видно, что большинство из них связаны с личностью Воланда. В книге не возникает сомнений в том, кто это. Конечно, зловещий мистический Дьявол. Описан он своеобразно: скорее не соблазнитель, а игрок, не охотник за душами, а сторонний наблюдатель, не противник Бога, а его обратная сторона. Сам чем-то похож на людей, хорошо их понимает.

Даже в гастрономии кое-что смыслит — только вспомните его комментарии о свежей осетрине! Это, конечно, сатира, но ещё и философские рассуждения. Прежде всего о взаимосвязи добра и зла. Поэтому седьмое доказательство существования Бога, которое Воланд предлагает Берлиозу — существование Дьявола в чём тот убеждается на собственном опыте.

Вера Воланд наказывал неверующих, Иешуа нес свои проповеди в массы.

Жадность, Мошенничество, взяточничество Буфетчик Соков торговал просрочкой и был наказан Воландом за это. Трусость Мастер сжег свои рукописи, Понтий Пилат побоялся оправдывать Иешуа.

Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову.

Именно этот герой стоял во главе московских литераторов — тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком. Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.

Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь.

Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им — вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша.

Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, - вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.

Итак, в ситуацию выбора М. Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть - верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие?

Рассмотрение их взаимоотношений, поступков и роли в развитии сюжета. Анализ символов, их значения и влияния на основные темы произведения. Анализ событий, персонажей и их выборов в контексте вечной борьбы противоположностей. Анализ отношений героев, их поступков и решений в контексте любовной линии. Анализ влияния творческого процесса на сюжет и образы персонажей. Анализ действий героев, их мотивов и последствий с точки зрения моральных аспектов.

Анализ переноса идей в современный контекст.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий