Воспоминания забайкальцев-участников боевых действий в Афганистане. На этой неделе наши ветераны Афганистана советские воины-интернационалисты посетили Афганистан, где ко Дню России открыли памятник (камень) в честь подвига наших военных.
Ветеран об СВО: «Во время войны в Афганистане к солдатам гуманитарку не возили»
В преддверии празднования Дня Победы состоялась встреча «Живая история» студентов Пятигорского института СКФУ с участниками войны в Афганистане и на Северном Кавказе, а также с руководителями поискового отряда «Боевая Слава». В Ижевске 25 декабря ветераны афганской войны, а также матери и жёны погибших по традиции собираются на панихиду в соборе Святого Александра Невского. "Афган, без вести пропавшие" посвящен восстановлению обстоятельств пленения советских военнослужащих, пропавших без вести в Афганистане, установлению фактов их дальнейшей жизни или гибели в плену, установлению имён и подвигов советских военнослужащих.
«Мы были максималистами»: ветераны боевых действий о войне и гражданской жизни
Воспоминания забайкальцев-участников боевых действий в Афганистане. Война в Афганистане, длившаяся долгих десять лет, оставила незаживающие раны на душах ее участников и их родных и близких. Мне, как участнику Афганской войны и человеку, который имеет за плечами 13 краткосрочных командировок в Чеченскую Республику, хотелось лично побывать в зоне СВО. Именно минная война принесла нам в Афганистане большое количество изувеченных ребят, особенно в Панджшерском ущелье. «Он прошел Афганистан и в Нижнекамске был председателем союза ветеранов войны в Афганистане.
Воинский долг: в России вспоминают участников Афганской войны
Мы будем помнить и передавать из поколения в поколение ту страничку истории, которую вы написали, — сказала руководитель поискового отряда Татьяна Кухаренко. Поздравили воинов-интернационалистов и выразили им слова благодарности глава поселка, совет ветеранов, военный комиссар. Анна Крутикова прочитала отрывок из поэмы Рашида Иванова «Реквием», посвященной тем, кто прошел Афганистан. Александр Суворов совместно с серебряным волонтером Людмилой Водовой вручил медали, а юные поисковики — небольшие подарки и красные гвоздики.
Председателю Туртасского совета ветеранов Нине Баевой объявлена благодарность от областного отделения Всероссийской общес-твенной организации ветеранов «Боевое братство» за оказанную безвозмездную помощь и поддержку наших бойцов в зоне СВО. Встреча закончилась общим фото на память.
Есть что вспомнить, да рассказать нечего. Ветеран разведки Иван Григорьевич Жерлицын до сих пор не вправе раскрывать детали операций, в которых участвовал. В Афганистан он попал в 1984 году, после работы военным советником в Анголе и других африканских странах. Иван Жерлицын, воин-интернационалист , участник боевых действий в Афганистане и Анголе: «Мы вели работу, оперативную работу по добыче данных для воюющих подразделений в Афганистане».
В Афганистане Иван Григорьевич служил два года, потом помогал работать сменившим его коллегам, собирать данные и взаимодействовать со спецслужбами. Иван Жерлицын: «Вели борьбу с караванами, которые поставляли из Пакистана и Ирана оружие, боеприпасы, продовольствие для моджахедов. Были там инструкторы пакистанские в основном, были и американцы. Но самое главное, что оружие все новое, современное на тот момент, было американским». Теперь все позади.
Афганистан — настоящий рай для наркоманов и солдаты брали от его щедрот все что могли. В ходу были как обычная марихуана, так и опиум. Но популярнее всего оказался чарас — необработанная смола, собранная с соцветий конопли. Бывшие офицеры сейчас вспоминают, что в отдельных подразделениях любителей чараса было 90 процентов. Страшнее, чем смерть Советские солдаты боялись не только погибнуть, но и попасть в плен. Моджахеды редко убивали захваченных солдат сразу. Обычно они предлагали пленным принять ислам. Если боец соглашался, его отправляли в горные поселки, где он годами выполнял грязную работу за еду, или в пакистанские лагеря для военнопленных. Отказавшихся принять чужую веру жестоко убивали, нередко после пыток. В редких случаях происходил «жест доброй воли», то есть обмен пленными. Так как все хорошо знали, что моджахеды не признают конвенции, плена боялись иногда больше смерти. В Пакистане наши солдаты находились в невыносимых условиях. Свирепствовали и местные жители. Раненых афганские крестьяне часто добивали палками и мотыгами. Конечно же, подобная жестокость порождала такой же ответ. Случаи убийств гражданского населения не были редкостью. Последний советский солдат покинул афганскую землю 15 февраля 1989 года.
В память обо всех защитниках Родины разных военных конфликтов состоялась минута молчания. Фаталиев И. Присутствующим на мероприятии были представлены музейные экспозиции, оформленные на основе предметов из личных коллекций ветеранов войны в Афганистане. Ставрополя имени выдающегося разведчика Г. На церемонии награждения были вручены медали Риммы Ивановой активистам Отделения, участникам войны в ДРА, председателям общественных организаций: Н. Борисенко «Боевое братство» и С.
«Афганский синдром», как война на чужой земле сломала жизнь советским парням
15 февраля 1989 года завершился вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана. СОЮЗ ВЕТЕРАНОВ АФГАНИСТАНА. НАЧАЛО (Из книги Максима Кокарева «Высота мужества: подвиг советского воина-интернационалиста на земле Афганистана»). Абитуриенты, чьи родители участвуют в СВО, получили преимущество перед абитуриентами, чьи родители стали инвалидами войны в Афганистане или в Сирии: Минобрнауки со всех требует особые справки, но тем, кто был на СВО, получить их гораздо проще, жалуются льготники.
Воинский долг: в России вспоминают участников Афганской войны
Удостоверение ему должны вручить в ближайшее время. Как уже рассказывал RT, уроженец небольшого села Туарма Самарской области был призван в советскую армию вместе с братом-близнецом осенью 1980 года. Летом следующего года их отправили служить в Афганистан, где уже полтора года СССР оказывал вооружённую поддержку местным властям. В сентябре 1981 года под Кабулом при нападении на блокпост Анисимов попал в плен. За несколько дней до меня у них был таджик, тоже наш пленный, — его расстреляли, а меня почему-то не стали. Через несколько недель меня увели в Пакистан. Там дважды удавалось сбежать из плена. Второй раз смог пробраться в Афганистан, но меня поймали, снова повезли в Пакистан на ишаке и в этот раз уже отдали в штаб душманов.
После этого были тюрьмы в Пакистане. В общей сложности я провёл в плену у моджахедов около года», — вспоминал в беседе с RT Анисимов. В итоге нашли своеобразный компромисс: ребята должны были провести два года под надзором в дисциплинарном подразделении и потом вернуться домой. Наши с радостью согласились, но с каждого из ребят взяли расписку, что по окончании двух лет они вернутся на родину. Все подписали», — рассказывал RT ветеран войны в Афганистане, режиссёр-документалист Евгений Барханов.
Каждое утро, с 5 до 7 часов, мы ездили с саперами, которые разминировали дороги, а потом встречали колонну на границе и въезжали с ней на чеченскую территорию. Колонны могли везти боеприпасы и продовольствие, и в случае, если на них напали, они должны ехать дальше, а мы — отражать нападение. Если первую машину подрывали, мы сопровождали колонну до безопасного места, а потом возвращались и забирали раненых — было важно, чтобы их не взяли в плен.
А потом приезжали минометчики и очищали этот квадрат. За время моей службы такие ситуации были пару раз. Один раз в засаду попала просто боевая машина — мы были рядом, поэтому успели быстро приехать и отразить атаку. В том бою, слава богу, двухсотых убитых. О ранении В тот же год я получил ранение. Это было так: мы уже встретили колонну, сопроводили ее, ехали обратно — и вдруг нас подорвали, а сверху, с горы, стали добивать. Те, кто мог ходить, приняли удобное расположение для боя. А меня выкинуло на обочину — я лежал и не чувствовал ног, не мог встать и тем более стрелять.
При этом я не терял сознание. Рядом были пацаны, они хотели утащить меня в укрытие, но я сказал: «Меня не трогайте, вместе все равно уйти не успеем». К нам быстро приехали на подмогу, и атаку отразили уже вместе. Когда я лежал в овраге — на спине и боком — я щупал свои ноги и не чувствовал их. Сначала я думал, что меня оторвало по пояс, но товарищ сказал, что крови нет. И тогда я сразу понял, что сломан позвоночник. Всего нас было шесть человек. Двое — сразу двухсотые, в том числе командир полка, а двое — тяжело раненные, я и товарищ.
На вертолете нас отправили в полевой госпиталь. Товарищ позднее, уже в госпитале, умер. Я не хотел верить тому, что не смогу ходить. В госпитале я лежал больше года, занимался по 8—10 часов в сутки лечебной физкультурой, потому что хотел встать на ноги. Когда я приехал домой, тоже стал заниматься по восемь часов — не опускал руки и хотел хотя бы на костыли встать, боялся быть обузой. Но через два года понял: делать что-то уже бесполезно. О жизни после войны и ранения Я переехал к родной сестре в Уфу, потом через суд выбил квартиру — просто так мне ее не выдавали, хотя я ветеран боевых действий, инвалид. Многие быстро адаптируются к гражданской жизни, но мне почему-то было тяжело.
Я долго не мог принять себя такого, но стало легче, когда мне выдали автомобиль «жигули». Я стал чувствовать себя свободнее и даже иногда забывал за рулем, что я инвалид. Потом, чтобы как-то отвлечься от этого, начал заниматься бизнесом: сперва сам, на улице, торговал на рынке, а потом арендовал помещение. Помимо аренды, я так же, как и все, платил налоги — получается, давал деньги тем, кто не хочет работать, потому что сам уже получал пенсию. Сейчас я уже не занимаюсь бизнесом, но состою при Министерстве труда в общественной организации по доступной среде по Республике Башкортостан. Я встретился с главой республики, объяснил, что эта программа необходима для Уфы, и выбил деньги. В итоге выделили сто миллионов. Многое изменилось: например, госучреждения, музеи и театры сделали пандусы.
Когда я летел в Москву на фотосессию, я думал, что там более доступная среда, но оказалось, все тоже не очень. Я хотел на метро прокатиться, но там далеко не везде есть такая возможность. А инвалиду ведь неохота кого-то просить — он хочет быть самостоятельным. Я первый в истории человек на коляске, который поднялся на гору Иремель 1589 метров над уровнем моря. У нас была группа из пяти человек, на подъем ушло около восьми часов. Я сидел в надувных санях и с помощью веревок поднимался по снегу — цеплялся карабином и подтягивался. Были очень тяжелые, крутые участки. Но когда поднимаешься, забываешь, что ты инвалид, а потом стоишь на вершине и чувствуешь эйфорию.
Внизу все такое маленькое, красивое, мир выглядит совсем по-другому. После меня другие люди с инвалидностью тоже стали подниматься. Еще я сплавлялся по речке Ай, которая начинается в Челябинской области. На это ушла где-то неделя. Нас было около 20 человек, но на коляске — я один. Также я один езжу на рыбалку: закидываю коляску в салон, подъезжаю к берегу, достаю коляску, расправляю удочку и рыбачу. Бывает сложно, берега не везде удобные, но это дает ощущение свободы. Я занимаюсь пауэрлифтингом, хожу в спортзал — накопил денег на абонемент.
Я был в Москве на ралли третьей категории. Это когда тебе перед стартом дают карту, где отмечается каждый поворот. За штурвалом сидела жена — говорила, где повернуть направо, а где налево. Тогда я занял первое место по объему двигателя своей машины. Она на год младше, работает в стоматологии медсестрой. Родители жены не против наших отношений, хотя, мне кажется, любой родитель не одобрит зятя на коляске. Не представляю, чем бы я занимался, если бы не получил ранение. Я долго не мог себя принять, но сейчас уже привык.
Раньше я не задумывался, доступная среда или нет, но сейчас я понимаю, что маломобильным гражданам трудновато жить. Поэтому занимаюсь общественной работой — было бы желание. Многие люди на колясках все время дома сидят, потому что не могут спуститься. А я, например, научился сам по лестнице спускаться — даже однажды ребятам мастер-класс проводил. Закончил среднюю школу в 1995 году без троек и поступил в Читинский медицинский колледж на зубного техника, который тоже благополучно закончил. Были 90-е, и считалось, что если ты не отмазался от армии, значит, с тобой что-то не так. А я сам пришел в военкомат и сказал, что до 1997 года буду получать профессию, а потом отслужу положенный срок. Меня два года не трогали, а буквально через пару дней после получения диплома призвали в пограничные войска.
Я служил в Республике Алтай на китайско-монгольской границе. Я любил службу, честно исполнял свой долг, никаких нареканий не было. Когда я вернулся в деревню, увидел, что люди пьянствуют, кругом разруха, работы нет. Решил попытать счастье в Чите — пробовал устроиться по специальности, а между делом разгружал вагоны, чтобы заработать. Я оббегал все больницы, но работу так и не нашел.
И поэтому из поколения в поколение копают крестьяне колодцы, порой глубиной до50 метров, соединяя их между собой подземными ходами. Почти каждая деревня имеет вокруг широко разветвленную сеть кяризов, по которым сочится живительная влага, сливаясь в тонкие ручейки и где-то за сотни метров выходя на поверхность, чтобы дать жизнь садам и виноградникам.
Мне он практически ничего не рассказывал о той войне, но к нам часто приезжали его сослуживцы. Тогда табу на Афган временно снималось, и я заслушивался историями с далекого удивительного Востока — одновременно забавными и печальными, героическими и трогательными. Иногда спокойные и сдержанные разговоры перерастали в жаркие споры, но о чем — в том возрасте я понять не мог. Николай Быстров попал в плен в 1982 году: старослужащие отправили в самоволку за анашой. Раненого и плененного, Быстрова увели в Панджшер, на базу моджахедов, где произошла его встреча с Амад Шахом Масудом. В дальнейшем Николай принял ислам и стал личным телохранителем Ахмад Шаха. Вернулся в Россию в 1999 году с афганской женой и дочерью. Николай Быстров с семьёй живёт в краснодарскомм крае, станица Усть-Лабинская. Афганистан вернулся в мою жизнь много позже, после разговора с фоторедактором Олесей Емельяновой. Мы задумались о судьбе советских военнопленных, пропавших без вести в ходе войны 1979-1989 годов. Оказалось, что их много, они живы, а их судьбы уникальны и не похожи одна на другую. Мы начали искать "афганцев", общались, договаривались о встречах. После первого разговора с бывшим военнопленным я понял, что уже не смогу остановиться. Захотелось найти всех, кого возможно, поговорить с каждым, услышать и понять их судьбу. Чем для них стал плен? Как они справились с поствоенным синдромом и справились ли вообще? Что они думают о стране, которая послала их на войну и забыла вернуть обратно? Как они построили свою жизнь после возвращения на Родину? Эти человеческие истории затягивали, и вскоре стало ясно, что мы создаем один большой уникальный проект. Я понял, что должен увидеть войну глазами афганцев, и решил найти в том числе тех русских ребят, которые после плена остались жить в другой культуре, в другом мире. Юрий Степанов на работе в цеху. Приютово, Башкирия. Юрий Степанов с семьёй. Рядовой Степанов попал в плен в 1988 году и считался погибшим. На деле принял ислам и остался жить в Афганистане. Вернулся в Россию в 2006 с женой и сыном. Живёт в Башкирии, село Приютово. Поездка в Афганистан была сродни прыжку в холодную воду. Я впервые оказался в стране, которая воюет десятилетиями, где правительство сражается с большей частью населения, а иностранное вторжение воспринимается привычно, поскольку никогда не заканчивается оккупацией. Это фантастический мир, все краски которого можно разглядеть лишь в объектив фотокамеры. Поездки по Афганистану — как путешествие на машине времени.