Минюст РФ внес в реестр иностранных агентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского, которые проживают за пределами России. Минюст России включил писательницу Людмилу Улицкую* и режиссёра Илью Хржановского* в список иностранных агентов. Наш рассказ — о том, как биография физика Льва Ландау взбудоражила режиссера Илью Хржановского и это изменило жизнь Харькова, а также стало сенсацией в Париже. Осенью 2019 года режиссер Илья Хржановский был назначен художественным руководителем мемориального центра «Бабий Яр», созданного для увековечивания памяти жертв нацистских преступлений в Киеве в годы Великой Отечественной войны. Дегенерация» снимал как часть проекта кинокартин о физике Льве Ландау российский режиссер Илья Хржановский.
«Толерантность к чепухе». Что за проект «Дау» и что пишут видевшие его
Режиссёр является сыном мультипликатора Андрея Хржановского и с 2007 года проживает за пределами России. В список также попали писательница Людмила Улицкая и благотворительный фонд «Нужна помощь». Масштабный биографический проект «Дау» дебютировал в 2019 году и рассказывал о жизни советского физика Льва Ландау Теодор Курентзис.
Свои первые работы он стал снимать ещё в далекие 90-е. Но особого успеха они Илье не принесли. Далее мы поговорим о его более знаменитых фильмах. Фильмография Фильмография Ильи Хржановского крайне скромна. Она насчитывает всего несколько фильмов. Причём некоторые из них найти в Сети или на носителях невероятно сложно. Всё это связано с нестандартным почерком режиссёра и неординарными историями, рассказанными в его авторских кинофильмах.
Фильм "4" Первый настоящий успех пришёл к режиссёру именно после этого фильма, вышедшего в прокат 8 декабря 2005 года. Эта картина имеет серьёзные возрастные ограничения. Так что молодым и особо впечатлительным рекомендуется воздержаться от просмотра. Кинокартина получилась по-настоящему бунтарской и новаторской для российского кино. Именно поэтому фильм "4" получил столько лестных отзывов со стороны критиков, а также получил немало призов в Европе. В центре сюжета фильма "4" три самых обычных и на первый взгляд не похожих друг на друга человека, которые раньше даже не догадывались о существовании друг друга. Вечером, после тяжелого трудового дня, мясник, настройщик роялей и проститутка встречаются в ночном баре Москвы, чтобы отдохнуть после непростого трудового дня. В итоге между этими случайными незнакомцами завязывается беседа. Они рассказывают друг другу различные небылицы, которые придумывают в меру своей больной фантазии...
В кинокартине снялся именитый российский музыкант Сергей Шнуров, исполнивший одну из главных ролей. Учитывая тот факт, что лидер "Ленинграда" появляется в кино достаточно редко и, как правило, лишь в эпизодах, для поклонников его творчества это отличная возможность оценить актёрский талант этой неординарной личности.
Неделя ИА Камчатское время «Советский запах еще не выветрился. Мы по-прежнему его источаем». Большое интервью Осенью 2019 года режиссер Илья Хржановский был назначен художественным руководителем мемориального центра «Бабий Яр», созданного для увековечивания памяти жертв нацистских преступлений в Киеве в годы Великой Отечественной войны.
Грубо говоря, если вы сделали говно, то украдете двести двадцать восемь лет суммарной жизни людей. Я не имею на это права. Дау играет дирижер Теодор Курентзис Как проект развивался во времени?
Фильм снимается съемочными блоками, которые развиваются по-разному: каждый город, каждое время — отдельный съемочный блок со своим визуальным, пластическим, кастинговым решением. Например, детство человека — это один мир, у него свой цвет и запах, с возрастом он меняется, и вы попадаете в другой мир. Соответственно, они требуют разных методов. Лица, которые вы можете встретить на окраине и в центре Петербурга, Москвы или Екатеринбурга, будут непохожи. Каждый блок строился как отдельный мир, со своим ритмом и своими законами, делался разными художниками-постановщиками, разными операторами-постановщиками, разными художниками по костюмам. Был разный кастинг, разные люди, разные лица. Я пригласил иностранных операторов, потому что у них другой взгляд — несколько отстраненный и при этом направленный на выявление содержания. Я беру замечательных мастеров, от которых исходит энергия.
Питерский блок снимал английский оператор Кроули, харьковский блок начинал снимать датский оператор Мануэль Альберто Кларо, который сейчас снял фильм фон Триера, часть харьковского и московский блок снимает выдающийся немецкий оператор Юрген Юргес. На данный момент это самый масштабный опыт совместного производства России и Европы. Скрытых камер у нас нет, кино — это не реалити-шоу. Можно спрятать камеру за зеркалом, чтобы она не отвлекала людей и они находились в естественном пространстве. Но соблюдение особых правил в Институте, переодевание любого, кто выходит на площадку, в костюмы того времени — такой технологический цикл нестандартен для нормального кино. Люди, которые здесь снимаются, также для нормального кино нестандартны. Во время съемок таких людей здесь много: например, театральный режиссер Анатолий Васильев он играет директора института Крупицу. Все они могут находиться внутри одного кадра или общаться между сценами.
Безусловно, любая беседа этих людей друг с другом сама по себе интересна. Есть ли в Ландау загадка, которую вы не разгадали? Ландау как историческая личность — сплошная загадка.
После «Дау»: лучшая часть проекта Ильи Хржановского сделана Анатолием Васильевым
Российскому режиссеру Илье Хржановскому запретили восстанавливать Берлинскую стену городские власти. Писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский внесены в реестр иноагентов. Илья Хржановский – талантливый кинорежиссёр, продюсер, а также сценарист. Фильмография Ильи на сегодня состоит более чем из 10 разножанровых киноработ. Кинорежиссер, художественный руководитель мемориала «Бабий Яр» Илья Хржановский объявил, что еще в начале лета официально покинул пост худрука из-за того, что он не проживает в Украине и не делит опасности вместе с украинцами во время войны.
Хржановский покинул пост худрука мемориала «Бабий Яр» в Киеве
Прошлой осенью писательницу также обвиняли в поддержке ВСУ. Позднее он выставил издание на аукционе в Вильнюсе, где собирали средства в поддержку «Легиона "Свобода России"» террористическая организация, деятельность запрещена на территории РФ. После этого писателей обвинили в поддержке ВСУ, а организация «Зов народа» подала заявление в СК и прокуратуру РФ с просьбой проверить их на содействие терроризму. Писатели отвергли эти обвинения и назвали их абсурдными.
Авторы пресс-релиза обещают, что это будет «встреча с иной реальностью, созданной гигантской инсталляцией». Специальное устройство будет предлагать посетителям посмотреть перформансы Абрамович и Карстена Хеллера, а также концерты российского дирижера греческого происхождения Теодора Курентзиса. Бутафорскую стену зрелищно разрушат в конце работы инсталляции — 9 ноября, в день 29-летия объединения Германии. После Берлина фильмы будут показывать в Париже в рамках второй части проекта, которая носит название «Братство» с 23 ноября , и в Лондоне в рамках третьей части, «Равенство» в 2019 году. Эти материалы — результат съемок кинопроекта «Дау» в том самом построенном в Харькове «Институте», где была реконструирована жизнь советского времени.
Она отдавала себе отчет в том, что прожила жизнь с гением. И описала эту жизнь с той или иной мерой точности, с той или иной примесью собственного мифотворчества, с тем или иным разумением, как именно следует запечатлеть для вечности этот двойной портрет: какие детали подзабыть, а какие припомнить; какие придумать с нуля, а какие немного перетолковать. Сколько в ней правды, в этой книжке? Я стал читать книжки другие, четвертые и десятые — и вскоре понял, что правды этой уже не сыщешь днем с огнем. А потом понял, что сколь бы ни были откровенны и добросовестны пишущие соглядатаи и соучастники этой судьбы — ее в любом случае будет не отыскать. Но главным для меня на этом этапе работы было внезапно пришедшее понимание, что объективной реальности нет и быть не может, а даже если она есть, ее по-настоящему знает лишь тот, кого в консультанты позвать не получится. По известным и хорошо понятным причинам. Эта необходимость совокупности всех слоев — она откуда возникла? Потому что если все связано со всем, а это именно так, мне неинтересен сам процесс расчленения и отсечения. В этих оборванных взаимосвязях всего со всем для меня изначально была бы заложена ущербность. Теодор Курентзис на съемках «Дау» Как ты в этом случае представлял себе литературный сценарий? Представлял себе смутно, с трудом. И начал работать над сценарием с Володей Сорокиным, с которым до этого делал «4». Он взялся, ему было интересно. Я изучал материал, встречался с людьми, Володя сочинял первый вариант. В итоге он написал пять вариантов, и ни один из них меня не устроил. Самое ужасное, что у меня не было внятных аргументов, все возражения на мутном уровне «не то». А что — «не то»? Я не режиссер, я менеджер этого проекта. Я вообще не понимаю, что такое режиссер сегодня. Причем, чем умнее была концепция и чем изобретательнее структура, тем отчетливее проступала система тупиков, в которой я окажусь на съемках. Любой поворот судьбы моего героя, залученный в определенную драматургическую схему; любой его поступок, закрепленный определенным набором мотиваций; любой его выбор, маркированный с позиции социальной, политической, психологической, эротической, бытовой, психофизической, медицинской, реалистической, романтической, метафизической, — вызывал ту самую реакцию «НЕ ТО». В результате я остановился на классической структуре последовательного рассказа истории жизни героя: от рождения до смерти. Выбор драматических событий на территории судьбы героя и системы их взаимодействия жестко закреплены. Диалоги и дополнительные линии, которые невозможно обеспечить через драматургию, — свободны. Но это и есть линейная структура. Или ты не договариваешь. Когда Теллер разрабатывал водородную бомбу, принцип действия ее был основан на столкновении разных веществ, находящихся в противоположных частях устройства. Это потенциально была очень мощная бомба. Сахаров разработал намного более мощную бомбу. Он расположил эти вещества слоями, что многократно увеличивало силу взрыва. А математический расчет этой «слойки»-бомбы сделал наш герой. Так вот я понял, что «слойка» это и есть принцип устройства проекта под названием «Дау». Важно до точки разработать каждый слой на каждом уровне. А на каждом уровне у каждого слоя есть своя система проявления. Илья Хржановский на съемках «Дау» В случае с «Дау» теоретический расчет этой «слойки» ты взял на себя. Как я понимаю, мощность взрыва зависит от точности расчета. Есть набор исходных ситуаций, каждая из которых подробнейшим образом разрабатывается отдельными творческими и административными группами. Съемочный процесс — блоками. Отсняли блок — из готового материала прорастают пунктиры к новым поворотам, хвостики новых смыслов, которые нельзя упустить и которым нужно довериться. Можно ли было все это понять и предвидеть в жестком литературном сценарии, написанном раз и навсегда? Я хочу понять, как это устроено, и я хочу воссоздать, как это устроено. В этом твоем методе ты прозреваешь какие-то подвохи? Очень сложный баланс тактики и стратегии, целого и деталей. Опасно отступить от структурного каркаса, при этом нельзя прозевать силовые линии смыслов, прорастающих в процессе. Я многого не понимаю, но пуще всего, как тебе удается сохранять уверенность. Я ее сохраняю, потому что у меня другого выхода нет. Держу в уме результат, но не он — главное. Результат — не цель. Цель — процесс, в ходе которого если не отступать ни на шаг прорастет единственно подлинный результат. Из архива — Александр Расторгуев об «инженерном» кино Я не режиссер, я менеджер этого проекта. Сегодня у автора, если он не глупец и не безумец, нет шанса и нет надежды перевернуть мир, нет амбиции первооткрывателя или светлой надежды изменить человечество — это же в воздухе времени. Этой нынешней предельной технологичности можно противопоставить только одно: двигаться против течения и по маршруту, который непредсказуем. Почему после всего, что было затрачено на проект «Река» — я имею в виду не столько деньги, сколько время и силы, ты решил отказаться от профессиональных актеров? Актеров в «Дау» почти нет. Если они и есть, то выбраны совершенно не по принципу своих профессиональных качеств. Что такое кастинг на главную роль в нашем случае? Ведь ты же понимаешь, и я понимаю, и все понимают, нельзя не понимать, что гениальность сыграть нельзя, ее невозможно сделать актерскими средствами! Я не отрицаю ни психологического театра, ни драматической игры. Просто на территории этого проекта эти методы не работают. Илья Хржановский на съемках «Дау» Я должен создать человеку, исполняющему ту или другую роль, такие условия, чтобы он вошел в кадр всей, собственно, своей жизнью, которая была до меня. Есть мое представление о том, как персонаж себя поведет в той или иной ситуации, есть представление об исполнителе этого персонажа, есть предположение, что, соединив персонажа и исполнителя, я получу тот или иной текст, то или иное движение в кадре.
Вы читали произведения Людмилы Улицкой?
Минкультуры России частично отказало в прокате фильма Ильи Хржановского «Дау»
Три дня» — появится в сети 1 мая. О скандале на Украине, судебных разбирательствах, морально-этических нормах и художественных образах в искусстве корреспондент РИА Новости поговорила с режиссером проекта Ильей Хржановским Открытое письмо подписали председатель правления Национальной общественной телерадиокомпании Украины Зураб Аласания, кинопродюсер и генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич, писатели Ирена Карпа, Екатерина Бабкина и Сергей Жадан, художники Лия и Андрей Достлевы. На Украине это уже второй крупный скандал вокруг Хржановского за последнее время.
Благодаря усилиям режиссера и каждого участника проекта внутри Института царила сложная эмоциональная атмосфера. Пытаясь вытянуть из людей подлинные эмоции, Илья не пренебрегал методами психологического давления. Складывается ощущение, что он не пытался оспорить слухи, а провокационными действиями создавал вокруг альтернативную реальность в качестве еще одного художественного персонажа. Режиссер исполнял роль документалиста, всего лишь фиксируя происходящие вокруг события на 35-мм пленку. На первых этапах он был демиургом, создателем тоталитарного мира, дирижером концерта, но впоследствии Институт обрел собственную жизнь и начал овладевать участниками проекта. Поначалу, когда большая часть этой информации не была известна обществу, проект Хржановского привлекал внимание масштабными декорациями. Квест-комната гигантских масштабов, популярная среди знаменитостей, бизнесменов, политиков, журналистов, художников и представителей московского бомонда.
С 2008 по 2011 режиссер охотно впускал звезд в заповедник сталинской эпохи, а некоторым предоставил шанс поучаствовать в съемках. На руки выдавали небольшую сумму на карманные расходы, а если деньги заканчивались, то в местном обменнике можно обменять украинские гривны на советские рубли — единственная разрешенная на съемочной площадке валюта. Процедура напоминала переход границы в аэропорту. Отдельный вход был только у Хржановского — к его кабинету вела отдельная лестница. Итальянский режиссер Ромео Кастеллуччи, американский постановщик Питер Селларс, знаменитая художница-акционист Марина Абрамович. Также в фильме приняли участие музыканты российской группы «Аукцыон» — Олег Гаркуша сыграл роль писателя и поэта Даниила Хармса. С помощью гостей Хржановский воспроизвел всю советскую номенклатуру — от самой верхушки до ее низов. Наркомом тяжелой промышленности стал украинский депутат Нестор Шуфрич, а роль командира бригады досталась известному журналисту Дмитрию Гордону. Во время съемок Марцинкевич с приятелями избил и унизил американского художника Эндрю Ондрежака, ассистента Марины Абрамович, исполнявшего роль психолога.
Говорят, Тесак планировал убить на камеру кошку — убийство животного для него было принципиальным — но режиссер сумел его отговорить. Кроме того, не желая отступать от принципов аутентичности, Хржановский поручил банде Тесака ответственное задание, ставшее завершающим штрихом многолетнего съемочного процесса — уничтожить целый корпус Института. Съемки финальной сцены запланировали на 8 ноября 2011 года. Народ зазывали через ВКонтакте и Facebook, за участие платили 50 гривен. Дискотека началась, когда банда Тесака закончила разрушение Института — режиссер скомандовал операторам снимать танцующих людей. Окруженная мифами и легендами декорация, внутри которой на протяжении трех лет жили несколько сотен человек, была полностью уничтожена по приказу ее создателя. Команда операторов еще четыре месяца снимала на руинах отдельные эпизоды, а остатки реквизита через несколько лет сгорели при пожаре на харьковском складе. ДАУ После завершения съемок начался бесконечный этап постпродакшена. Хржановский перестал общаться с журналистами, новой информации о судьбе проекта не поступало и со временем шумиха утихла.
В 2012 году в интернете появились сканы DAU-календаря с коллекцией монохромных фотографий. Сам календарь вышел в количестве 200 экземпляров, предназначался для кинокритиков со всего мира, но, судя по всему, так и не добрался до получателей. В 2012 правительство России выдало указ, согласно которому все фильмы с бюджетным финансированием необходимо закончить до конца года. Учитывая, что режиссер сорвал оговоренные сроки — Министерство культуры отозвало господдержку, а в 2015 Арбитражный суд обязал продюсеров вернуть 30 млн рублей. Ходили слухи, что Хржановский размышлял, как продемонстрировать фильм общественности. Проект был слишком глобальным для традиционного проката в кинотеатрах. В 2014 фрагмент монтажа показали на фестивале в Каннах. Затишье и заточение в монтажной комнате продолжилось. В 2014 Госкино Украины последовало примеру Минкульта России и подало на продюсеров фильма в суд, но проиграло дело — Хржановскому продлили срок сдачи проекта.
Известно, что 26 апреля 2018 года в «Жовтне» прошел закрытый показ 5-часовой версии «Дау» для комиссии Госкино: Илья Хржановский привлек к совместной работе самых разных людей искусства. Леонардо ди Каприо и Луи Гаррель отказались. В 2016 проект все еще нуждался в крупных финансовых вливаниях. Спонсор нашелся. После ремонта здание превратилось в советский бункер с охраной и суровой пропускной системой. В каждой комнате стоят манекены — двойники персонажей фильма. В конце 2018 премьеру фильма хотели провести в Берлине, но власти не разрешили режиссеру восстановить Берлинскую стену. Но через несколько месяцев после того, как европейский фонд поддержки кинопроизводства Eurimages отказался выделять второй транш в 240 тыс евро — пресс-служба DAU и Хржановский объявили, что с 24 января по 17 февраля в трех пространствах Парижа театр Шатле, театр де ля Виль и Центре искусства и культуры Жоржа Помпиду начнется иммерсивная инсталляция проекта «Дау». Съемки биографического фильма о советском физике Ландау, бюджет которого давно перевалил за 70 млн долларов, превратились в масштабнейший эксперимент и заняли почти 14 лет.
Еще раньше Елисейский дворец отказался поддержать проект. Хржановскому отказали в строительстве моста или использовании подземного туннеля между театрами. Последовали несколько дней ожидания, проверок, комиссий, но это воспринималось как часть провокационной задумки режиссера, чей проект и без того окружает огромное количество слухов. Тем не менее, вечером 25 января театр де ла Вилль открыл двери для первых гостей. Входные билеты называются «визами» и существуют в трех вариантах: на 6 часов за 35 евро без возможности выйти из театра и вернуться обратно , на 24 часа за 75 евро и бессрочная виза за 150 евро. Вначале каждый посетитель заполняет специальную анкету, в рамках которой отвечает на общие и личные вопросы, включая интимные подробности. Следующий этап напоминает интервью в специальных кабинках с «активным слушателем» — священнослужителями разных конфессий, философами, психологами и социальными работниками. Вы можете покинуть кабинку в любой момент как и раньше — стены Института , но если дождетесь конца беседы и разрешите опубликовать интервью, то сможете просмотреть видеозаписи разговоров других посетителей выставки. Все это необходимо, чтобы составить персональный маршрут по выставке — ориентироваться помогает специальный гаджет дауфон.
Девайс направляет по разным ивентам: от показов фильмов, прослушивания лекций и участия в конференциях до шаманского ритуала, художественного перформанса или научного эксперимента. Можете игнорировать советы, но тогда поход по выставке рискует обернуться бесконечным блужданием лабиринтами театра. Максимальный экспириенс возможно получить только, если следовать указаниям гида. Фильмы транслируются в разных залах в случайное время, без возможности отмотать назад или вперед, и даже волонтеры проекта не знают точного расписания сеансов. Слоган проекта звучит как «эксперимент продолжается» и похоже, что выставка — продолжение работы Института, создание Ильей Хржановским еще одного пространства, где соприкасаются реальность и художественный вымысел. Вряд ли фильм выйдет на экраны украинских кинотеатров в ближайшее время. По некоторым сведениям, сейчас монтируется полный метр «Дау» для участия в кинофестивалях.
Этому, по мнению режиссёра, посвящён фильм Алексея Германа «Трудно быть богом», это же «средневековье» окружило и Лозницу. Должно быть три-четыре. Он выйдет на экраны — если ещё будут экраны — в 2023 году. И потом, главным результатом проекта мне всё-таки видится цифровая платформа и книга, а они ещё не готовы».
В итоге режиссер попросил Мединского сформировать новую экспертную комиссию из «независимых высокопрофессиональных специалистов в области этики, культуры и искусства», которые дали бы новую оценку кинопроекту. О «Дау»: «Дау» — художественный многосерийный фильм, который рассказывает о жизни советского физика, лауреата Нобелевской, Ленинской и трех Сталинских премий Льва Ландау. Они были опубликованы в 1999 году в виде книги «Академик Ландау: Как мы жили». Авторами сценария стали Хржановский и писатель Владимир Сорокин.
Минюст РФ признал писательницу Людмилу Улицкую* и режиссера Илью Хржановского* иноагентами
Писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский внесены в реестр иноагентов, передает со ссылкой на Минюст России. журналистом Михаилом Зыгарем* и режиссёром Ильёй Хржановским*. Мой первый собеседник – режиссер, продюсер грандиозных мемориальных проектов Илья Хржановский, с которым мы обсуждаем проблему памяти как терапии национальной травмы. В проекте «Дау» российского кинорежиссера Ильи Хржановского приняли участие Брайан Ино, Марина Абрамович и Massive Attack.
Илья Хржановский: «Человеку дан адский дар пандемии»
Почему режиссера настоятельно просят убрать, и что говорит он сам, рассказывает «360». После того, как в интернете начали появляться целиком скандальные фильмы серии «Дау» российского режиссера Ильи Хржановского, шумиха вокруг его творчества вышла из узких кругов кинематографистов на обозрение широкой публики. И сейчас, когда скандал уже не удастся загнать под полу, не выдержали украинские деятели культуры. Старикам тут не место Дело в том, что Хржановский еще в 2019-м был поставлен художественным руководителем Мемориального центра холокоста «Бабий Яр» в Киеве.
Хотя официальное назначение произошло в конце года, сотрудники центра уверены, что активную работу режиссер начал уже осенью , после этого политика центра сильно изменилась. Так, в конце сентября без объяснения причин был распущен общественный совет мемориала, активно участвовавший в принятии различных решений о работе центра, покинули мемориал несколько ценных сотрудников. Как историк, я собираюсь придерживаться определенных ценностей, и для меня важно, чтобы те, с кем я сотрудничаю, их разделяли.
Среди них ответственность, вежливость, благодарность, профессионализм, добродетель, надежность, командная работа, открытость и великодушие Карел Беркгоф В своем открытом письме деятели культуры Украины заявляют, что нельзя игнорировать прошлый опыт режиссера и претензии к нему и, что важнее, нельзя допустить повторного применения «творческого метода» в работе Мемориального центра холокоста. Каким может стать «Бабий Яр»?
Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен Участие малолетних детей на съемках фильма «Дау. Дегенерация» привлекло внимание украинской полиции. Уполномоченный по правам ребенка в республике Николай Кулеба обратил внимание на то, что кадры из фильма изображают, как дети кричат и плачут, а их связывают и оставляют одних. Он полагает, что для этого были использованы воспитанники украинских домов ребенка, и это можно назвать самым настоящим издевательством над малолетними, которые не в силах ответить.
Режиссёр является сыном мультипликатора Андрея Хржановского и с 2007 года проживает за пределами России. В список также попали писательница Людмила Улицкая и благотворительный фонд «Нужна помощь». Масштабный биографический проект «Дау» дебютировал в 2019 году и рассказывал о жизни советского физика Льва Ландау Теодор Курентзис.
Об этом сообщает Минюст России. Иностранные агенты в российском законодательстве. История статуса и его применение "Л.
Илья Хржановский назвал дату выхода главного фильма «Дау»
Писательницу Людмилу Улицкую* и режиссера Илью Хржановского* внесли в реестр иноагентов. В списки попали писательница Людмила Улицкая, режиссер Илья Хржановский, экс-депутат Перми Сергей Медведев, центр защиты прав человека «Мемориал» и благотворительный фонд «Нужна помощь». Будьте в курсе последних новостей: Режиссер проекта «Дау» Илья Хржановский дал интервью блогерше и политику Ксении Собчак в пустом баре «Жан-Жак» во время пандемии коронавируса, после чего пошел гулять по Москве, где прохожая обвинила его в домогательствах к актрисам. Писатель Дмитрий Быков взял большое интервью у режиссёра Ильи Хржановского, автора масштабного проекта «Дау», который в 2019 году также стал художественным руководителем мемориала Холокоста в Бабьем Яру. Минюст РФ объявил «иноагентами» писательницу Людмилу Улицкую и режиссёра Илью Хржановского. Об этом журналист Ксения Ларина поговорила с режиссёром, автором проекта «Дау» Ильей Хржановским.
Минюст РФ признал иноагентами писательницу Улицкую и режиссера Хржановского
В 19.00 мероприятие в Zoom началось с вступительного слова создателя проекта, режиссера Ильи Хржановского. Илья Хржановский дал интервью Катерине Гордеевой*. Во время беседы 48-летний режиссёр, прославившийся благодаря скандальному проекту "Дау", высказался о спецоперации, политике, своём творчестве, сложных временах и не только. Министерство культуры России отказалось выдать прокатное удостоверение четырем из десяти эпизодов многосерийного фильма «Дау» режиссера Ильи Хржановского.
Илья Хржановский режиссёр
Самое острое впечатление на меня произвела книга Вернера Гейзенберга «Физика и философия», где он сравнивает квантовую физику и античную философию от Аристотеля до Платона. Выясняется, что они очень тесно связаны. Когда философия и наука сходятся в общих точках, возникает интересное ощущение. Нужно впустить в свое сознание и душу знания о том, что существует и не существует, что есть пространство, причем впустить эти знания не на уровне формул, а на уровне ощущения. Тогда у вас будет совершенно другое представление о мире и другая степень ответственности в нем. Стремление человека к идеальному миру существует всегда. Сейчас все больше и больше людей занимаются различными духовными практиками, это показатель того, что человек стремится осознать и ощутить себя на некоем другом уровне. У людей стала возникать такая необходимость. Определенные звенья фильма «Дау» рассказывают про этот увлектельный мир, в котором мы живем, который начал осознаваться в XX веке и до сих пор изучается. Вместе с тем этот фильм рассказывает о судьбах людей во времени, в частности о судьбе героя, который проходит через узловые этапы советского времени. Это время нам близко, оно связано с жизнью наших ближайших предков.
Было бы гораздо сложнее рассуждать о Средних веках. А воздействие можно произвести только убедительностью, поскольку достоверным является то, что убедительно. Если вы смотрите фильм «Андрей Рублев», или «Чапаев», или даже «Звездные войны», то верите в происходящее на экране. Фильм «Дау» фактически о современности, потому что расстояние до 1940—1960-х годов крошечное, это время людей, которых мы помним. Наша генетическая память имеет прямую связь с определенной культурой и местом, где жили наши предки, с тем, что они пережили. Прогулка Дау и Норы в левом нижнем углу по четырехкилометровой улице снималась с участием массовки в 1200 человек Чтобы перейти в реальность прошлого, вы погружаете зрителя в своего рода сон? Ваша реальность во сне и ваша реальность в реальности являются одним и тем же. Когда вы спите, то воспринимаете сон как реальность, а когда просыпаетесь, сон становится нереальностью. На самом деле где реальность, а где нереальность — неизвестно. Дальше вопрос касается обстоятельств, в которых вы находитесь: если вас взять и отправить в Афганистан, вам придется войти в обстоятельства жизни этой страны, они станут вашей сегодняшней реальностью.
Восприятие связано непосредственно с человеком: насколько легко он впускает в себя другую реальность и насколько реалистично я как режиссер создал ему для этого условия.
Внутри действовали правила и законы, установленные Хржановским, за нарушение которых полагался штраф. Некоторые касались вполне рабочих вопросов — опоздание на смену, отсутствие пропуска. Другие помогали режиссеру воссоздать атмосферу сталинских репрессий. Так Хржановский запретил использовать современный лексикон, проносить на съемочную площадку мобильные телефоны, обсуждать социальные сети и жизнь за пределами Института.
Но на этом он не остановился. И вскоре воссозданная советская реальность стала восприниматься актерами как вполне настоящая. В Институте постоянно жили полсотни человек обслуживающего персонала. Другие актеры ночевали по съемным квартирам в городе, но стоило им преодолеть отделяющий Харьков от Института предбанник, как съемочная площадка становилась единственной объективной реальностью. Жизнь внутри продолжалась вне зависимости от расписания съемок: на месте бассейна работала настоящая лаборатория, физики ставили опыты на институтском оборудовании, а для научных опытов разводили мышей и свиней.
Все участники отыгрывали здесь роли самих себя — даже работа в Институте соответствовала реальной профессии человека за пределами проекта. Только три человека, чьи имена были слегка изменены, имели реальные прототипы в первоначальной истории. В роль Дау вжился греческий дирижер Теодор Курентзис, который внешне очень походил на советского физика. Хржановский заставил ее год проработать на шоколадной фабрике и набрать десять килограмм веса. Директором Института Крупицей стал режиссер Анатолий Васильев.
Остальные 300 человек были набраны из числа студентов, сотрудников органов безопасности, ученых, священников, раввинов, зеков, чекистов, безработных, бездомных, проституток и многих других. В этом проявляется отличительный метод работы Хржановского с актерами — зачем искать кого-то подходящего? Пускай люди просто живут в искусственно созданных условиях. Любые взаимодействия, будь-то пьяная драка или любовные интриги, только поощрялись. Институт был нашпигован скрытыми камерами и подслушивающими устройствами, съемочная группа незамедлительно появлялась в нужное время, в нужном месте.
Актеры могли заниматься сексом, принимать ванну, ругаться, учиться или работать — обращать внимание на объективы камер запрещено, надлежало подыгрывать и продолжать жить своей жизнью. Все к этому привыкли и не сопротивлялись, у каждого участника оставалось право запретить использовать любой записанный с его участием фрагмент. Каждого участника предупредили о всех возможных обстоятельствах, которые могли произойти во время съемок. Все то, что происходило между жителями Института — секс, драки, еда, выпивка — были настоящими, а не спродюсированными съемочной группой. Каждую отснятую на пленку сцену показывали, после чего участник проекта давал разрешение или отказ на использование ее в фильме.
Хржановский практически не вмешивался в происходящее, часто даже сюжетные сцены шли не по плану. Актерам приходилось импровизировать, заранее написанного сценария не существовало, но этого и не требовалось. Благодаря усилиям режиссера и каждого участника проекта внутри Института царила сложная эмоциональная атмосфера. Пытаясь вытянуть из людей подлинные эмоции, Илья не пренебрегал методами психологического давления. Складывается ощущение, что он не пытался оспорить слухи, а провокационными действиями создавал вокруг альтернативную реальность в качестве еще одного художественного персонажа.
Режиссер исполнял роль документалиста, всего лишь фиксируя происходящие вокруг события на 35-мм пленку. На первых этапах он был демиургом, создателем тоталитарного мира, дирижером концерта, но впоследствии Институт обрел собственную жизнь и начал овладевать участниками проекта. Поначалу, когда большая часть этой информации не была известна обществу, проект Хржановского привлекал внимание масштабными декорациями. Квест-комната гигантских масштабов, популярная среди знаменитостей, бизнесменов, политиков, журналистов, художников и представителей московского бомонда. С 2008 по 2011 режиссер охотно впускал звезд в заповедник сталинской эпохи, а некоторым предоставил шанс поучаствовать в съемках.
На руки выдавали небольшую сумму на карманные расходы, а если деньги заканчивались, то в местном обменнике можно обменять украинские гривны на советские рубли — единственная разрешенная на съемочной площадке валюта. Процедура напоминала переход границы в аэропорту. Отдельный вход был только у Хржановского — к его кабинету вела отдельная лестница. Итальянский режиссер Ромео Кастеллуччи, американский постановщик Питер Селларс, знаменитая художница-акционист Марина Абрамович. Также в фильме приняли участие музыканты российской группы «Аукцыон» — Олег Гаркуша сыграл роль писателя и поэта Даниила Хармса.
С помощью гостей Хржановский воспроизвел всю советскую номенклатуру — от самой верхушки до ее низов. Наркомом тяжелой промышленности стал украинский депутат Нестор Шуфрич, а роль командира бригады досталась известному журналисту Дмитрию Гордону. Во время съемок Марцинкевич с приятелями избил и унизил американского художника Эндрю Ондрежака, ассистента Марины Абрамович, исполнявшего роль психолога. Говорят, Тесак планировал убить на камеру кошку — убийство животного для него было принципиальным — но режиссер сумел его отговорить. Кроме того, не желая отступать от принципов аутентичности, Хржановский поручил банде Тесака ответственное задание, ставшее завершающим штрихом многолетнего съемочного процесса — уничтожить целый корпус Института.
Съемки финальной сцены запланировали на 8 ноября 2011 года. Народ зазывали через ВКонтакте и Facebook, за участие платили 50 гривен. Дискотека началась, когда банда Тесака закончила разрушение Института — режиссер скомандовал операторам снимать танцующих людей. Окруженная мифами и легендами декорация, внутри которой на протяжении трех лет жили несколько сотен человек, была полностью уничтожена по приказу ее создателя. Команда операторов еще четыре месяца снимала на руинах отдельные эпизоды, а остатки реквизита через несколько лет сгорели при пожаре на харьковском складе.
ДАУ После завершения съемок начался бесконечный этап постпродакшена. Хржановский перестал общаться с журналистами, новой информации о судьбе проекта не поступало и со временем шумиха утихла. В 2012 году в интернете появились сканы DAU-календаря с коллекцией монохромных фотографий. Сам календарь вышел в количестве 200 экземпляров, предназначался для кинокритиков со всего мира, но, судя по всему, так и не добрался до получателей. В 2012 правительство России выдало указ, согласно которому все фильмы с бюджетным финансированием необходимо закончить до конца года.
Учитывая, что режиссер сорвал оговоренные сроки — Министерство культуры отозвало господдержку, а в 2015 Арбитражный суд обязал продюсеров вернуть 30 млн рублей. Ходили слухи, что Хржановский размышлял, как продемонстрировать фильм общественности. Проект был слишком глобальным для традиционного проката в кинотеатрах. В 2014 фрагмент монтажа показали на фестивале в Каннах. Затишье и заточение в монтажной комнате продолжилось.
Писатели отвергли эти обвинения и назвали их абсурдными. Касательно Хржановского сообщается, что он распространял недостоверную информацию об органах публичной власти РФ и выступал против спецоперации. RU Андрей Юрьевич Хржановский про внесение своего сына в реестр иноагентов. RU эту новость: «Я знаю об этом, спасибо».
Улицкая участвовала в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранными агентами и иностранными СМИ, выступала против специальной военной операции на Украине. Хржановский распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, выступал против специальной военной операции на Украине", - говорится в сообщении на сайте ведомства.
Улицкая и Хржановский проживают за пределами РФ.
Минюст РФ внес в реестр иноагентов писательницу Улицкую* и режиссера Хржановского*
Режиссёр Илья Хржановский планирует опротестовать в суде отказ Министерства культуры РФ выдать прокатное удостоверение четырём из 10 фильмов проекта «Дау» о советском физике Льве Ландау. Режиссёр Илья Хржановский планирует опротестовать в суде отказ Министерства культуры РФ выдать прокатное удостоверение четырём из 10 фильмов проекта «Дау» о советском физике Льве Ландау. Авторы просят отстранить скандального российского режиссера Илью Хржановского от художественного руководства центром.