Как уже неоднократно отмечалось, к началу 1990-х годов произошел принципиальный слом в самой сущности российской популярной музыки, который отразился и в названии всей отрасли: из советской эстрады она превращается в российский шоу-бизнес. Сайт «» представляет записи артистов советской эстрады (реставрация архивных фонограмм из частных коллекций), прозвучавшие в радиопередаче «20 лет винила». Сборник советской эстрады – коллекция песен советских композиторов и поэтов, в исполнении различных артистов советской эстрады и ВИА. Новости Трейлеры Рецензии Викторины Персоны. Киноафиша Статьи Среди главных «плагиатчиков» советской эстрады засветилась Пугачева: стыда не оберешься.
Советская эстрада
Лучшие хиты советской эстрады ( часть 17) | Хлынувшая широким потоком попса похоронила советскую песню. Именно тогда, на рубеже 1980–1990-х сформировался костяк современной российской поп-эстрады. |
Триумфы и трагедии Ленинградской эстрады | "Тайны нашей эстрады": звезды советской эстрады, побывавшие за решеткой. |
По следам песен советской эстрады
Песни и стихи советского времени, а также эстрадные и народные композиции были исполнены в очень теплой и даже семейной обстановке. Весь видео и аудио контент ВГТРК — фильмы, сериалы, шоу, концерты, передачи, интервью, мультфильмы, актуальные новости и темы дня, архив и прямой эфир всех телеканалов и радиостанций холдинга. 52:22 Видео-сборник советской эстрады, лучшие песни звёзд 50-70 годов. Десять лет тому назад, в апреле 2013 года, в эфире впервые прозвучали позывные радиостанции «Советские песни».
100 песен о любви. Советская эстрада (1957-91)
Как и всякому революционеру, ему пришлось непросто на этом пути. Переехав в Москву в 1924-м , вундеркинд из еврейского местечка за несколько лет сделал в столице блестящую карьеру и побывал заведующим музыкальной частью в ведущих театрах: «Эрмитаже», Театре Корша и Театре сатиры, — а также стал автором первых советских оперетт: «И нашим и вашим» и «Женихи». В то же время его не щадила критика, подхлестываемая РАПМ. За тягу к «иностранным» ритмам Дунаевского клеймили «фокстротчиком», что в те годы фактически было эквивалентно статусу изменника родины.
В 1929 году Дунаевский бежал из Москвы в более спокойный Ленинград, где крепко сдружился с Леонидом Утесовым. Эта дружба совершила переворот в советской эстраде. Дуня помог Леде так друзья называли друг друга адаптировать джаз к вкусам жителей Советского государства в спектакле-ревю «Музыкальный магазин».
Посмотрев его, режиссер Григорий Александров загорелся идеей снять музыкальный фильм-комедию — именно так появились «Веселые ребята», а затем «Цирк», «Волга-Волга» и «Светлый путь», сделавшие звездой Любовь Орлову. Их можно считать звуковым экстрактом эпохи индустриализации, десятилетия великих строек и производственных рекордов. Он был завсегдатаем московских кабаков, пивных и чайных, где развлекал приятелей исполнением своих песенок.
Пережив смерть сестры, погибшей от передозировки кокаина, и побывав медбратом на фронте Первой мировой, Вертинский придумал прославивший его образ — Пьеро, печально описывающего в ариетках настроения и фантазии богемы Москвы и Петрограда, которая спасалась от мыслей о войнах и мировых революциях в синематографах, кафешантанах и кабаре. В день начала Октябрьской революции в Петрограде 25 октября 1917 по старому стилю у певца был первый бенефис в Москве.
Людмила 2024-03-20 08:08:15 Привет из Алчевска! Всем хорошего дня с любимым радио! Сергей Евг. Юлия 2024-02-26 15:15:14 Ребята! Все замечательно!!!
В СССР дело обстояло гораздо сложнее. Легендарный русский рок берет свое начало в конце 60- начале 70 годов и становится почти главенствующим направлением. Практически в каждой школе, как в больших, так маленьких городах, есть своя рок- группа или вокально- инструментальный ансамбль далее ВИА. Наиболее талантливые из ребят получают хорошее музыкальное образование и мечтают начать профессиональную карьеру. Вот тут — то и начинаются сложности. Дело в том, что официальные ВИА имеют возможность записывать диски на студии — монополисте « Мелодия», выступать с концертами, участвовать в телепрограммах. Но они не имеет права исполнять собственные песни, если не являются членами Союза композиторов. Рок — группы поют все, что им вздумается, но не получают площадок для выступлений и вынуждены выпускать свою музыку, как самиздат, давать концерты на квартирах и в отдаленных от городов провинциальных клубах. Через это прошли такие известные рок — группы, как « Машин а времени», « Славяне», « Скифы», « Скоморохи».
Очень часто песни в исполнении талантливых известных вокалистов внезапно переставали транслироваться по радио, из продажи пропадали пластинки с их записями, они переставали появляться на телевизионных экранах. Часть исполнителей переставала выступать по вполне объективным причинам, а некоторые просто были вынуждены оставить не только сцену, но и страну. Мария Пахоменко Мария Пахоменко. Она была невероятно популярна в 1960-е годы, это в её исполнении впервые прозвучала песня «Стоят девчонки». После Гран-при на песенном конкурсе «Золотой Орфей» она стала всё реже появляться на экранах. По мнению её супруга, Александра Колкера, причина была в извечном противостоянии Москвы и Ленинграда. Мария Пахоменко. Вокалистка отказалась, но после оглушительной победы её постепенно стали отодвигать от участия в важных концертах и записях музыкальных передач. Вместо неё на эстраде появились новые звёзды со схожей манерой исполнения: Валентина Толкунова и Людмила Сенчина. В последние годы страдала от болезни Альцгеймера. Скончалась на 74 году жизни от воспаления лёгких. Галина Ненашева Галина Ненашева. Она вполне могла бы составить конкуренцию Людмиле Зыкиной, с которой у неё даже произошел конфликт. В одном из концертов принимали участие обе исполнительницы. В их репертуаре были песни с одинаковым названием. Людмила Зыкина попросила молодую певицу отказаться от исполнения своей «Травушки-муравушки». Ненашева отказалась, и с тех пор вокалистки стали негласными врагами. Галина Ненашева и её супруг Владимир впоследствии обвиняли Людмилу Зыкину в том, что у Ненашевой стали отменять концерты и она на 10 лет осталась почти без работы.
100 песен о любви. Советская эстрада (1957-91)
В советской эстраде есть много песен, которые волнуют душу. Слушайте все песни с альбома Лирические песни советской эстрады без ограничений! К 60-летнему юбилею «Мелодии», главной и единственной рекорд-компании в СССР, Кинопоиск отобрал из ее архива семь пластинок с песнями из советских фильмов и мультфильмов. Песенка шофёра (Из кинофильма - Там, где кончается асфальт) (15:22) 07.
Песни советской эстрады | Песни СССР
В 1961-м они были записаны и выпущены на пластинках, которые выдержали несколько переизданий в следующих десятилетиях. Их отличает светлый юмор и искренняя любовь к джазу, который в конце 1950-х, когда шла работа над спектаклем, только начал возвращение к советскому слушателю из опалы. Френкель и Шахов первыми распознали потенциал смешного стишка, написанного Носовым, сочинили на его основе полноценную песню и сделали ее лейтмотивом спектакля «Приключения Незнайки».
Жан Татлян - Капель 39:53 15. Тамара Миансарова - Чёрный кот 42:48 16. Лариса Мондрус - Проснись и пой 45:23 17. Эмиль Горовец - Любовь 47:53 18. Вокальный квартет Улыбка - Хорошие девчата Из кинофильма - Девчата 50:17.
Пожалуй, нигде так ярко не проступает характер народа, как в песне. В зале собрались те, кто помнит, любит и ценит советские песни, те, кто пришёл послушать песни далёкие и близкие, радостные и грустные, чтобы вспомнить то время, когда умели самоотверженно трудиться на благо страны Советов, умели отдыхать вместе с песней, мечтать и восхищаться, бороться и искать, найти и не сдаваться! В фестивале приняли участие участники художественной самодеятельности Новоселовского района. Все они успешно выступили на сцене РДК «Юность», и заставили зал внимательно слушать, наслаждаться песенным творчеством и исполнительским мастерством.
Девушки искренне исполнили песни «Амурский вальс» и «Салют», тем самым подарив зрителям тёплые проникновенные эмоции. Следующий коллектив в преддверии Великого праздника Победы погрузил всех в далёкий 1941 год, когда в самом начале войны шёл бой за деревню Крюково Московской области. Харченко затронули тематику морского флота — они спели песню «Экипаж — одна семья», представ перед залом в красивой морской форме. За ними на сцену вышла красноярка Татьяна Воропаева и исполнила лирическую композицию «Прошлогодние глаза», затрагивающую грустные струны души. Яркую нотку в фестиваль внесла вокальная группа «Родные напевы» Ужурского районного Дома культуры, руководителем которой является Александр Дронов. Её участницы выразительно исполнили песни «Налетели вдруг дожди» и «Не надо печалиться», в точности передавая зрителям соответствующие чувства и эмоции. В ходе выступлений вокалисты и трудовые коллективы Ужура и Ужурского района награждались дипломами за участие. В адрес каждого из выступающих звучали бурные аплодисменты зрителей. А самое важное, что фестиваль подарил и участникам, и слушателям только лишь приятные эмоции и незабываемые впечатления!
10 лучших альбомов советской эстрады
Максим Кравчинский — автор книг «Песни. Он пишет о свободной русской песне, звучавшей в несвободные времена. О так называемом блатном фольклоре, песнях, исполнявшихся в ресторанах, организаторах «подпольных» концертов. О низовом, если вспомнить определение Бахтина, пласте отечественной культуры. Певцы, актеры, композиторы, поэты, стремившиеся хоть как-то выйти из-под все уравнивающей советской серости, представали на страницах его книг. Не стала исключением и эта книга. Судьбы советских музыкантов, поэтов и композиторов, обиженных, затравленных, недопонятых и поэтому уехавших за рубеж, стали красной нитью этой книги. Леонид Бергер, солист «Веселых ребят», заставлявший плакать миллионы советских девчонок исполнением песни «Алешкина любовь».
Он перебрался в Австралию и стал одним из немногих наших «отщепенцев», добившихся успеха в англоязычном шоу-бизнесе. Кумир миллионов слушателей, ученик великого Михоэлса Эмиль Горовец, уехавший в Израиль, где так и не нашел свою обетованную землю. В конце концов он открыл в Нью-Йорке ресторан «Балалайка».
Контент доступен только автору оплаченного проекта Эволюция русской музыкальной эстрады Исследование истории развития русской музыкальной эстрады с акцентом на популярные песни разных десятилетий. Контент доступен только автору оплаченного проекта Изменения в музыкальных вкусах с поколениями Анализ динамики изменения музыкальных предпочтений с поколениями и влияния на популярность песен старых времен. Контент доступен только автору оплаченного проекта Роль музыки в формировании культурной идентичности Исследование влияния популярных песен старых времен на формирование культурной идентичности различных поколений. Контент доступен только автору оплаченного проекта Тематические и музыкальные тренды в разные эпохи Анализ изменений в тематике и музыкальных трендах в разные исторические периоды через популярные песни. Контент доступен только автору оплаченного проекта Влияние социокультурных событий на музыкальную индустрию Исследование воздействия ключевых социокультурных событий на развитие музыкальной индустрии и формирование популярных песенных хитов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Эмоциональная привязанность к музыке прошлых лет Анализ эмоциональной связи и ностальгии, которую вызывают популярные песни старых времен у различных поколений. Контент доступен только автору оплаченного проекта Интерпретация песен старых времен в современной культуре Исследование способов интерпретации и использования популярных песен прошлых лет в современной культуре и музыкальной индустрии.
Владимир Трошин - Подмосковные вечера 18:27 08. Владимир Макаров - Последняя электричка 22:57 09. Эдита Пьеха - Наш сосед 25:26 10. Эдуард Хиль - Старый клён 28:06 11. Николай Сличенко - Очи чёрные 33:47 13.
Еще недавно запрещенный русский рок набирает популярность, появляются новые группы и жанры. Исполнители российской эстрады обращаются к новому для себя жанру поп-музыки. Выступления теперь сопровождаются подтанцовкой, костюмы исполнителей носят более откровенный характер. Песни про общество, популярные в эпоху расцвета ВИА, сменились любовной лирикой, на смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии. Гёрл — и бойз-бенды шагают по стране, выступления превращаются в шоу, яркие наряды становятся откровенными. Именно в 90-е появились «Блестящие», «Руки вверх», «На-На», «Иванушки International», «Гости из будущего» — коллективы, заслуживающие звания классики русской поп-музыки. Альтернативная сцена больше не носила протестный характер, но никуда не исчезла. Её представители, держали, как и раньше, курс на Запад, но теперь вместо слепого копирования зарубежных мелодий и текстов они лишь придерживались мировых тенденций в музыке. На сцене появляются новые имена, которые впоследствии станут знаковыми для всей индустрии. Примером тому служит «Мумий тролль» — основанная еще в 1983 году группа, выстрелившая в 1997 году с дебютным альбомом «Морская». Новая альтернативная сцена ушла от «русского рока» к поп-року. В 90-е в России появляется и новый, ранее неизвестный жанр — «хип-хоп». Первопроходцами можно назвать группу «Мальчишник» — их релиз «Секс без перерыва» 1991 года мгновенно завоевал скандальную известность. Откровенными текстами отличался и второй альбом команды. В 1994 году выходит новый хит — «Буду пАгибать мАлОдым» Мистера Малого, видеоклип на который успешно показывали в эфире телеканалов и радиостанций страны. Популярность жанра растет по мере распространения аудиокассет с записями, — в те годы на первый план выходят команд «Bad Balance», «White Hot Ice», «Михей и Джуманджи» и Дельфин. Значительную роль в продвижении и распространении популярности артистов сыграли средства массовой информации, ранее закрытые для такого рода исполнителей. В России 90-е годы поистине можно считать музыкальным расцветом: появившийся в 1998 году канал MTV ежедневно транслировал передачи, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям, радиостанции «Maximum» и «Наше радио» открыли собственные фестивали, появились журналы, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям. Имена: В. Меладзе, Б. Алибасов, И. Матвиенко, И. Главные песни: И. Николаев — «Дельфин и русалка», В. Меладзе — «Сэра», «Девушки из высшего общества», гр. Итак, мы проследили путь отечественной музыки от советских времен до современного времени. Советская эстрада за это время сменилась российской поп-музыкой, а «квартирный» рок превратился в полноценную альтернативную сцену. Но что же дальше?
По следам песен советской эстрады
Сборник популярной музыки "Вечные хиты советской эстрады". Любимые советские песни звучали не только из телевизора или радиоприёмника. Артемий Троицкий: – Конечно, многие произведения классической советской эстрады несут на себе знак высшего качества.
Топ-11 песен советской эстрады
Настоящий событием советской эстрады стал первый театрализованный эстрадный оркестр, исполняющий легкую музыку. Это только сон. Что было причиной неприязненного отношения министра культуры к самым популярным исполнителям советской эстрады?
Советская эстрада 70- 80 годов
Вот тут — то и начинаются сложности. Дело в том, что официальные ВИА имеют возможность записывать диски на студии — монополисте « Мелодия», выступать с концертами, участвовать в телепрограммах. Но они не имеет права исполнять собственные песни, если не являются членами Союза композиторов. Рок — группы поют все, что им вздумается, но не получают площадок для выступлений и вынуждены выпускать свою музыку, как самиздат, давать концерты на квартирах и в отдаленных от городов провинциальных клубах.
Через это прошли такие известные рок — группы, как « Машин а времени», « Славяне», « Скифы», « Скоморохи». Цензура была строжайшей. Можно было запросто угодить под статью, за несанкционированные концерты.
Не взирая ни на что, музыкальные группы в это непростое для отечественной музыки время, растут, как грибы. Появляются такие поистине замечательные коллективы - как «Самоцветы», «Ариэль», «Веселые ребята», «Цветы», «Земляне» и др..
Солистка «Ленинградского Патефона» — блестящая московская певица — Анастасия Лютова. Просьба обратите внимание! На концерт " Ленинградский Патефон и Анастасия Лютова" всегда собирается большое количество гостей, поэтому мы организуем два концерта в 19:00 и в 22:00.
Спустя три года вышла в свет повесть "Дело "пёстрых", посвященная жизни сотрудников уголовного розыска, их важному и нелегкому труду. Позже книга была экранизирована, став одним из первых советских кинодетективов. Сегодня мы хотим познакомить вас с дилогией Адамова "Инспектор Лосев".
Они могут быть частью нашего поп-контекста. Они могут быть частью мирового поп-контекста.
Они принадлежат нам.
Не только «Ландыши». 10 песен Оскара Фельцмана, ставших классикой советской эстрады
станцию, которая поможет вам окунуться в мир 70-х и 80-х годов прошлого столетия и прослушать в высоком качестве лучшие песни, исполненные артистами эстрады из стран бывшего СССР. Советской Эстрады, советский шансон, детские песни, золотые хиты Советской Эстрады, рок-музыку, клипы Советской Эстрады, русские народные, песни из советских кинофильмов, сборники Советской Эстрады, диско-музыку, песни ВИА, звезды Советской Эстрады. 4 ноября в РДК «Юность» прошел VI районный фестиваль советской эстрадной песни «Рожденные в СССР».
Подписаться
- Что играло на радио сегодня
- Галина Ненашева
- Ленинградский Патефон и Анастасия Лютова
- Песни Советской Эстрады скачать mp3 бесплатно и слушать онлайн на Хотплеере (c7ac)
Лучшие хиты советской эстрады ( часть 17)
Ансамбль создал Анатолий Васильев. Он был едва ли не первым, кто в нашей стране взял в руки электрогитару. Сам Васильев вспоминал: «Настоящую электрогитару я привез из ГДР в 1963 году, в то время я работал гитаристом в «Дружбе». Гитара была красная, очень симпатичная. Ко мне домой приходили даже с фабрики имени Луначарского — снимали с инструмента мерки… Когда впервые услышал «Битлз», конечно, «заторчал» и сразу захотел сделать похожий ансамбль, ведь по профессии я хоровик». Когда коллектив проходил худсовет, члены комиссии качали головами: «Что это такое, товарищи? Объясните нам! В 1967 году «Поющие гитары» на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» записали свою первую пластинку. Тогда же прошли и первые концерты. Успех и в Ленинграде, и в Москве был ошеломляющим! Музыканты выглядели как инопланетяне — красные рубашки, белые туфли и белые костюмы.
В первом отделении звучали песни советских композиторов, а во втором — популярные композиции западных групп и на английском, и на русском. А песни Beatles исполнялись на языке оригинала. Поклонницы ходили на концерты косяками, но популярность свою «Гитары... Мария Пахоменко и Александр Колкер. Конец 1950-х гг. Фото: из личного архива Александра Колкера Юрий Антонов вспоминает: «Я работал музыкальным руководителем коллектива «Тоника» белорусского певца Виктора Вуячича. Однажды после концерта ко мне подошли молодые ребята, представились: «Мы из «Поющих гитар». Нам понравилось, как играете вы и гитарист Анатолий Чижевский. Поехали с нами в Ленинград». Мы, конечно, согласились — «Поющие гитары» без преувеличения были самым популярным и самым профессиональным коллективом в стране.
Анатолий Васильев был очень требовательным — ему было важно, чтобы его музыканты не только хорошо играли, но и хорошо пели. Перед каждым концертом он заставлял нас распеваться и на репетициях был всегда сосредоточен. Увидеть его улыбающимся было довольно сложно… В Ленинграде впервые прозвучали мои песни. Страна моментально подхватила песню». В радиопередаче Григория Либергала «Запишите на ваши магнитофоны» было проведено голосование на лучшую песню 1971 года. По сути, это был первый хит-парад в СССР. Сам Антонов начал петь эту песню гораздо позже. Она училась в консерватории по классу фортепиано. Позже вышла замуж за клавишника группы Григория Клеймица. В свои юные годы Ирина была довольно плотненькой, но Васильев поставил ей условие, и за лето Понаровская похудела на 14 килограммов.
Когда пришла осенью на сбор коллектива, ее никто не узнал — она стала настоящей красавицей. Именно такой Понаровскую узнала и полюбила вся страна. Но Понаровская слишком много отвлекалась на всякое другое, и это другое отняло у нее много сил и времени…» Ирина Понаровская. Партию Эвридики, конечно, получила Понаровская. Солиста долго не могли найти. Кто-то посоветовал прослушать Альберта Асадуллина, который учился в Академии художеств и пел в самодеятельных коллективах. Так нашелся Орфей. Как солистка ансамбля, она была безупречна. Ее эксперименты со стилем начались уже тогда, в 70-е всякий раз на сцене певица появлялась в новом образе. В 1976-м Ирину пригласили на международный фестиваль эстрадной песни в Сопот.
Журбин и Резник написали для нее песню «Мольба». Она была одета в легкое шифоновое платье. Ткань была прозрачной и плотно обтягивала тело певицы. А тело было — о боже! На вступлении оркестра Ира сделала непринужденный оборот вокруг своей оси, давая рассмотреть себя со всех сторон. У жюри приподнялся стол, пение было явно лишним. Гран-при, конечно, получила Понаровская…» Открылась дорога в большое будущее… Александр Журбин считает: «Ирина не стала той звездой, какой могла бы стать. С Пугачевой на эстрадном олимпе они возникли практически одновременно. В июне 1975 года в Новосибирске состоялся их последний концерт. Инициатором распада группы стал ее же создатель — Анатолий Васильев.
Ему хотелось чего-то другого, более серьезного. Он любил джаз, его переполняли амбиции, и Васильев признался коллективу, что ему стало скучно, — пришло время двигаться дальше… Вновь группа собралась уже без него в 1997-м и выступает по сей день, отпраздновав в прошлом году 55-летие. Трезвый оркестр ВИА «Поющие гитары».
Их поют и по-новому интерпретируют молодые исполнители. Ни один новогодний концерт не обходится без старых добрых композиций. Наверное, потому что эту музыку писали не для рейтингов, а для души. А, быть может, потому что советские песни связывают многих со временами молодости?
С этой композицией Александр Градский стал лауреатом фестиваля "Песня -77". А изначально песня была написана для фильма "Моя любовь на третьем курсе" композитором Александрой Пахмутовой и поэтом Николаем Добронравовым. Бессменную советскую песню перепевали многие другие известные певцы.
Но они не имеет права исполнять собственные песни, если не являются членами Союза композиторов. Рок — группы поют все, что им вздумается, но не получают площадок для выступлений и вынуждены выпускать свою музыку, как самиздат, давать концерты на квартирах и в отдаленных от городов провинциальных клубах.
Через это прошли такие известные рок — группы, как « Машин а времени», « Славяне», « Скифы», « Скоморохи». Цензура была строжайшей. Можно было запросто угодить под статью, за несанкционированные концерты. Не взирая ни на что, музыкальные группы в это непростое для отечественной музыки время, растут, как грибы. Появляются такие поистине замечательные коллективы - как «Самоцветы», «Ариэль», «Веселые ребята», «Цветы», «Земляне» и др..
Удивительны лирические композиции этих групп: они просты и вместе с тем пронзительно - мелодичны. Неудивительно, что их любят и помнят до сих пор.
Государственная монополия на звукозапись была разрушена. Но вместе с ней ушел и профессионализм — мелодический, аранжированный, исполнительский. Хлынувшая широким потоком попса похоронила советскую песню. Именно тогда, на рубеже 1980—1990-х сформировался костяк современной российской поп-эстрады. Помимо Киркорова и Королевой можно назвать Ирину Аллегрову ее «Странник» и «Фотография 9х12» — одни из главных хитов 1990—1991-х , Анжелику Варум в 1991-м выходит ее дебютный альбом «Good bye, мой мальчик» с песней «Полуночный ковбой» , Леонида Агутина «Босоногий мальчик» записан тогда же и многих других. Голоса той эпохи — по-прежнему с нами, нравится нам это или нет.
Все по классике Если эстрада переживала бурный расцвет, в академической музыке все было сложнее. С одной стороны, крупных композиторских фигур хватало. С другой стороны, именно в 1991-м Губайдулина эмигрирует в Германию, а годом ранее туда же уехал Шнитке. И это далеко не единственные, хотя самые громкие примеры. Серьезно опасался, что в нашей стране мне будет нечем кормить семью, — вспоминает в беседе с «Известиями» народный артист России, председатель правления Союза композиторов РФ Рашид Калимуллин, на тот момент возглавлявший Союз композиторов Татарстана. И зачем китайцы сегодня изучают историю ГКЧП Цензурные тиски советской эпохи ушли в прошлое, но их сменили проблемы иного характера — коммерческого, бытового. Прежние институции, обеспечивавшие заказами, домами творчества, исполнениями, рушились, новые не появлялось. Да и народу, кажется, было не до серьезного творчества, поэтому многое создавалось «в стол» или же для премьер на Западе.
Так, в 1991 году Шнитке написал оперу «Жизнь с идиотом» на либретто Виктора Ерофеева, но впервые поставлена она была в Амстердаме и Вене, а до Москвы добралась лишь в 1993-м. Еще один авангардист, Александр Вустин, в начале 1990-х создал новаторскую симфоническую партитуру к эстетскому фильму Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф». Картину отправили на Каннский фестиваль-1991, это последний в истории фильм от Советского Союза на крупнейшем мировом киносмотре. Но на родине ни ленту Хамдамова, ни музыку Вустина в первозданном виде так и не узнали. Были, впрочем, и позитивные тенденции.