Мариинка покажет оперу "Хованщина" на сцене Большого театра впервые за 20 лет. Мариинка показала на Исторической сцене Большого театра один из тех спектаклей, что составляют предмет его особенной гордости, — «Хованщину». Ажиотаж подогревала и фигура маэстро Валерия Гергиева, не так давно возглавившего столичный театр: прекрасный знаток «Хованщины» и других русских эпических опер, он активно взялся за расширение репертуара Большого. В 1958 году «Хованщина» обрела новое воплощение: Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, которая легла в основу одноименного фильма-оперы. Музыкальный театр свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Дмитрия Шостаковича.
В Большом театре состоялось открытие нового сезона
Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России. 3 июня впервые после реконструкции театра прошел спектакль оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского. На Исторической сцене Большого театра с 13 по 17 марта Мариинский театр представил оперу «Хованщина» Мусоргского. Мариинка покажет оперу "Хованщина" на сцене Большого театра впервые за 20 лет. Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра. Мариинский театр впервые за двадцать лет представит оперу Модеста Мусоргского "Хованщина" на сцене Большого театра в период с 13 по 17 марта.
Оперный певец из Большого театра анонимно рассказал о жульничестве на вокальных конкурсах
Еще одну мировую премьеру специально для Большого театра подготовит хореограф Алексей Ратманский — балет «Искусство фуги» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, показ которого запланирован на апрель 2022 года Для оперной труппы 246-й сезон начнется 14 сентября с оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Балетная труппа выйдет на сцену 18 сентября и покажет «Лебединое озеро» Петра Чайковского.
В показах будут задействованы хор и оркестр Большого театра. За пульт встанет Валерий Гергиев. Он в эстетическом плане краеугольный камень того, что мы называем «большой стиль» в опере», — отметили в театре.
Мариинский театр с 13 по 17 марта представит «Хованщину» Модеста Мусоргского на сцене Большого театра впервые за 20 лет, отметили в пресс-службе ГАБТа. Показы спектакля в постановке Леонида Баратова приурочены к 185-летию со дня рождения Мусоргского. Размышляя над тем, как представить его наследие, поняли, что в репертуаре Большого театра сейчас есть одна его великая опера — «Борис Годунов», а другая — «Хованщина» — не исполнялась на нашей сцене примерно 20 лет.
Режиссер-постановщик Константин Балакин и художник-постановщик Елена Вершинина предложат зрителям вспомнить историю страны и уровень языка, где в очень свернутом виде каждое слово содержит огромную совокупность смыслов, переживаний и ощущений, намоленных миллионами людей. Концепция проекта направлена на сохранение исторической памяти. Показать больше.
Опера «Хованщина» в Театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Его показ дал бы нужный ретроспективный взгляд на новый подход к разработке «лебединой» темы. Двадцать лет назад пионер российского современного танца Саша Пепеляев исследовал «Лебединое озеро» как образец идеологического искусства. Вспоминая абсолютную покорность зачарованного лебединого кордебалета в спектакле Мариуса Петипа и Льва Иванова хореографы классической версии «Лебединого озера» , Пепеляев средствами contemporary dance в его российском драматичном варианте с движением, но без внятной хореографии, рассуждает о насилии системы над индивидом. Критикам, жадным до авторских версий «Лебединого озера», где хореограф работает с сюжетом и заодно придумывает новый язык танца, отстранённый взгляд Пепеляева показался неуместным. Важно, что хореограф пригласил в компаньоны композитора Сергея Загния, сделавшего специально для постановки рекомпозицию партитуры Чайковского. Наверное, это и был первый, пусть и не слишком удачный случай переноса классического балета на территорию актуального искусства. Сцена из второго акта. В том числе не состоялся приезд живущего в Эстонии Пепеляева и другого зарубежного хореографа, который должен был поставить «Лебединое озеро» на музыку Светличного. Ольга Цветкова, уволившись из Дома культуры, продолжила курировать свой проект уже из позиции фрилансера для спектакля в «ГЭС-2» она нашла хореографа Альбину Вахитову , а своё авторское «Лебединое озеро» она представила на пленэре с композитором Владимиром Горлинским. Премьера первого варианта состоялась летом 2022 года в Суздале на фестивале «Сенокос». Спектакль игрался в трёх актах с прологом в течение суток: действие происходило в овраге, на реке, в лесу и на колокольне.
Зигфрид и Одетта умирали в прологе, их торжественно отпевали девы с птичьими голосами, а после герои пробуждались, чтобы пройти испытания стихиями. В прологе героиню на глазах у изумлённой публики в буквальном смысле поглощал лес, в первом акте герои тонули вместе с музыкой всё те же девы-вокалистки с пюпитрами в реке Каменке, во втором — сгорали дотла в лесу, в третьем — улетали ввысь с колокольни, соединившись с птицами небесными. Летом 2023 года в Суздале родилась вторая версия «Лебединого озера» Цветковой с новым сюжетом и новой музыкой. Если обстоятельства позволят, спектакль в каком-то виде будет продолжать жить в фестивальном формате. Сцена из третьего акта.
Для работы над «Хованщиной» приглашены создатели лучших оперных спектаклей данного проекта — режиссёр-постановщик Константин Балакин и художник-постановщик Елена Вершинина.
Их авторству принадлежат заметные кремлёвские опенэйры и значительная часть репертуарных оперных постановок, идущих на сцене Астраханского театра оперы и балета. У нас она длится чуть более двух часов. Это очень большой труд — не выплеснуть из великого произведения самое важное, оставив внятным сюжет. Как мне кажется, нам это удалось», — рассказал Константин Балакин. Мы взяли из него одно кольцо, чтобы рассказать о нём со сцены 2 и 3 сентября», — объяснила символизм предстоящей премьеры Елена Вершинина. Огромное удовольствие работать с оркестром высочайшего уровня исполнения, который в очередной раз порадовал своим звучанием.
Автор не делает из этого трагедии, допуская в свою музыку обработка самой известной мелодии из «Лебединого озера» Чайковского гротеск и иронию. А в 2022-м под одноимённым названием проходила выставка композиторов и медиахудожников в галерее «ГРАУНД Солянка», посвящённая развитию новых направлений в музыке и поиску актуальных синтетических форм. Организаторам выставки понравилась мысль об особом виде умирающего лебедя: про такого лебедя, как про короля, можно сказать — «Лебедь умер, да здравствует лебедь! Эта жизнь в итоге разрушается и переходит в стадию, где выжившим диктуются новые условия существования. Ёмким словом «койяанискаци» с языка индейцев племени хопи можно озаглавить и спектакль Альбины Вахитовой «Озеро». Её озеро, занявшее всё пешеходное пространство Проспекта центрального нефа «ГЭС-2» , стало местом, где обитают «неудобные» обществу птицы-изгои. Спектакль устроен так, что смотреть его могли абсолютно все, кто находился в момент показа в «ГЭС-2».
При этом были и зрители, пришедшие специально по регистрации. Наблюдение за неудобствами, которые доставляли случайным посетителям пластающиеся по партеру танцовщики, и немелодичная музыка, уводящая от знакомого до боли Чайковского в дебри намеренно назойливого тревожного минимализма, стали важной частью спектакля. Когда в 1991 году ГКЧП вершил своё дело, обычные советские люди были прикованы к телевизорам, заколдованные музыкой Чайковского и аккуратными танцами артистов Большого театра. Новый спектакль о лебедях, родившийся в эпоху безвременья и раскола общества, наоборот, раздражает, создаёт чувство дискомфорта, сеет тревогу. И если саспенс в балете «Лебединое озеро» сосредоточен в музыке, хореографических построениях, позах танцовщиц, в спектакле «Озеро» чувство беспокойства растёт словно из земли, сочится вместе со светом художник по свету — Елена Перельман. Epilogue по мотивам поэзии Эзры Паунда. На протяжении всего спектакля в формате параллельного действа артисты танцевальной группы «Сад», которой руководит Вахитова, создавали из сырой глины и своих тел скульптурные композиции на сюжеты стихотворений Паунда и после их разрушали, смывая глину водой.
В «Озере» лебеди-изгнанники пытаются создать на пепелище — в буквальном смысле из тел — новый мир с новыми ценностями, но хореограф лишь фиксирует детали этой попытки, не оставляя зрителям даже искры надежды на благополучный исход. И другой важный момент, отмеченный в разнородной, местами бессвязной хореографии спектакля, — растерянность и разобщённость в самом танцевальном сообществе.
Великая и монументальная опера Модеста Мусоргского — одно из самых грандиозных произведений мировой оперной культуры, «народная музыкальная драма», полная тайн и секретов. Стасову, — «…не познакомиться с народом, а побрататься жаждется; страшно и хорошо! Главный герой оперы — русский народ, «люд честной, грешный» — охвачен раздорами, нигде нет мира, тема вражды прослаивает все уровни действия.
Опера «Хованщина» в Большом театре
Благодаря завоёванной всемирной известности Мусоргского, «Хованщина» была поставлена в 1911 на сцене Мариинского театра, а спустя год — Большого. У нас вы сможете купить билеты на оперу Хованщина в Большой театр даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра! На исторической сцене Большого театра покажут знаменитую оперу М. Мусоргского "Хованщина". Билеты на оперу Модеста Мусоргского Хованщина в Большом театре на сайте Спектакль Мариинского театра с участием хора и оркестра Большого театра.
Мариинский и Большой театры объединятся в одном спектакле
Изображение предоставлено «Собака. С исторической точки зрения сюжет основывается на событиях первой половины XVII века — стрелецкий бунт 1682 года и раскол Русской православной церкви. Религиозный уровень повествования выражен в конфликте двух концепций миросозерцания — «Святая Русь» в образе старообрядцев противопоставлена «окну в Европу» начала Петровской эпохи.
Тема вечного народного раскола и бунта - бессмысленного и беспощадного, как неиссякаемого источника терзаний, крови и попытки подняться с колен, заставляет содрогнуться от многих фраз и задуматься об уроках истории.
Эпическая драма начинается с медитативного "Рассвета на Москве-реке", который не только живописует прекрасную картинку природы, но и все же растворяет в ней надежду. И пять с половиной минут музыки становятся камертоном всего, почти пятичасового спектакля в пяти действиях и шести картинах и презентацией совершенно нового, высококлассного звучания оркестра Большого театра, за дирижерский пульт которого впервые в новом статусе встал Валерий Гергиев. Вечный вопрос: "Ох ты, родная матушка Русь...
Кто же теперь тебя, родимую, утешит, успокоит?.. В данном случае была выбрана самая "характерная" версия Дмитрия Шостаковича, датированная 1960 годом. И Валерий Гергиев особенно ее чувствует: каждая фраза обретает особую сакральную силу и глубину.
Вот, оказывается, в чем секрет "загадочной русской души" - в ее привычке, в ее иммунитете к смуте. С таким иммунитетом и апокалипсис пережить - раз плюнуть, что символично продемонстрировано в спектакле. После самосожжения раскольников, из темноты и праха вновь рождается мотив знаменитого "Рассвета на Москве-реке", а это значит, что жизнь продолжается несмотря ни на что. Рассказывая некоторое время назад о своем замысле, Борис Александрович Покровский поделился опасением, что после такой постановки могут быть и самоубийства, ибо люди поймут, кто они есть. Действительно, в "Хованщине" много такого, что звучит как удар топора, как приговор. Чего стоят, к примеру, слова пришлых людей, олицетворяющих в опере русский народ: "pre" Ох ты, родная матушка Русь, Нет тебе покоя, нет пути, Да тебя же, родимую, гнетут. Что гнетет тебя Не ворог злой, злой, чужой, Непрошеный, а гнетут тебя, Родимую, все твои ж ребята удалые... И Покровский, и Ростропович по отдельности достигли высот, по праву им подобающих, но, к сожалению, музыка и действие существуют на сцене не в диалоге, а в разных, непересекающихся плоскостях. И уж совсем "не из той оперы" чрезмерно авангардистская и ироничная для этих стен сценография Теймураза Мурванидзе, в которой нет и намека на любовь к России и Богу.
На июнь 2022 года намечена премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». Еще одну мировую премьеру специально для Большого театра подготовит хореограф Алексей Ратманский — балет «Искусство фуги» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, показ которого запланирован на апрель 2022 года Для оперной труппы 246-й сезон начнется 14 сентября с оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов».
«Хованщина»: Как на сцене МАМТа оживает история
У нас вы сможете купить билеты на оперу Хованщина в Большой театр даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра! это быстро, легко и просто. Музыкальный театр свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Дмитрия Шостаковича. На Исторической сцене Большого театра с 13 по 17 марта Мариинский театр представил оперу «Хованщина» Мусоргского. С 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого театра «Хованщина» будет представлена в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского.
Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».
В таких условиях посредством мощнейших хоров и тяжеловесных соло живописуется неприлично актуальная история про доносы, репресс.
Режиссер Александр Титель со сценографом Владимиром Арефьевым не мудрствуя лукаво поместили действие внутрь гигантского сруба и нарядили исполнительские массы более 100 артистов на сцене в более или менее исторические костюмы художник по костюмам — Мария Данилова. В таких условиях посредством мощнейших хоров и тяжеловесных соло живописуется неприлично актуальная история про доносы, репресс.
Показы спектакля в постановке Леонида Баратова приурочены к 185-летию со дня рождения Мусоргского. Размышляя над тем, как представить его наследие, поняли, что в репертуаре Большого театра сейчас есть одна его великая опера — «Борис Годунов», а другая — «Хованщина» — не исполнялась на нашей сцене примерно 20 лет.
В показах будут задействованы хор и оркестр Большого театра.
Мусоргского «Хованщина». На конкурс было подано более 9000 заявок из всех регионов России. Обладателями грантов стали около 1500 проектов, среди которых постановка оперы М.
Большой и Мариинский: «Хованщина» как точка пересечения
Об этом знал и Мамонтов, но лишь признавал это, хотя и хотел привлечь другого, русского дирижёра, например, Сергея Рахманинова. Однако сделать это не удалось по ряду причин, одной из которых является ремонт театра Солодовникова, помимо этого имели место различного рода разногласия [100]. Премьера и отзывы[ править править код ] Премьера в Москве состоялась 12 24 ноября 1897 года в недавно отремонтированном театре Солодовникова [101] [37]. Музыковед Марк Копшицер отмечает, что в первых спектаклях имели место мелкие режиссёрские недоработки, которые были быстро исправлены, а главное достоинство стало очевидным с самого первого спектакля — благодаря декорациям Васнецова, Коровина и Малютина, исполнению Шаляпина роли Досифея была «видна художественная правда» [102]. Оперный певец Василий Шкафер вспоминает, что во время исполнения финальной сцены самосожжения из ложи зрительного зала стали выкрикивать: «Довольно бога, опустите занавес, не кощунствуйте! Последующее расследование причин не выявило, однако были слухи, что на спектакле могли собраться старообрядцы [37].
Обдуманность обнаруживается во всем: в чрезвычайно удачном распределении ролей и поручении главных... Васнецов, что, при художественном выполнении декораций Коровиным и Малютиным, исторически верной костюмировке и превосходном гриме, создало для оперы редкую по цельности внешнюю сторону постановки: и, наконец, в умелой, лишённой всякой рутинности режиссировке. Было отмечено исполнение партий Досифея и Марфы, соответственно, Фёдором Шаляпиным и Серафимой Селюк , сумевшим создать «необыкновенно яркие и глубоко русские типы [Марфы и Досифея]», а также хоровое исполнение [103]. Критик Николай Финдейзен отметил, что «изумительный правдивый, цельный тип создал Шаляпин из раскольничьего старца» [105]. Театральная газета «Новости сезона» прокомментировала премьеру, отметил исполнение хора без натянутости, присущей обыкновенным хорам: «Они живут и дышат, картины выхвачены из народной жизни [106] ».
Исполнение хора с положительной точки зрения отметил Цезарь Кюи , поставив его на первое место, даже выше партии Фёдора Шаляпина в роли Досифея [103]. Владимир Стасов отметил прекрасные декорации, лучшей среди которых назвал «Стрелецкую слободу», которая «истинно воскрешает старую Москву, с пушками на неуклюжих колодках вместо лафетов, с тыном вокруг всей слободы, с перспективой древней Москвы и её мостов, с богатою палатою стрелецкого главы князя Хованского, разукрашенной майоликами, и с неуклюже и грубо нагромождёнными избами и клетями самих стрельцов». Аналогично он высказался и о декорациях скита раскольников. Помимо Стасова, похожим образом высказывались и другие рецензенты [107] Тем не менее, в воспоминаниях Василия Шкафера успех оперы является «средним», так как, во-первых, публика ещё не привыкла «разбираться в красотах русской музыки», а во-вторых, некоторые впервые получившие сложное задание артисты ещё не смогли в совершенстве овладеть требованиями, которые ставит подобного рода постановка [35]. Постановщик Пётр Мельников в письме Мамонтову также критиковал исполнителя старика Хованского: «У Вас нет Хованского… Только первый выход у Бедлевича интересен, и это дело Ваших рук; в каждом жесте я вижу Вас, а есть моменты, где были на сцене Вы сами, собственной своей фигурой.
Но этот выход исчерпывает собою весь интерес исполнения Бедлевича.
По словам Мусоргского, его целью было создать народную драму — отразить в музыке силу и мощь русского народа, провести параллели между своим временем и концом XVII века. В результате родилось произведение, главный герой которого — народ. Центральныt сцены у Мусоргского — массовые, хоровые. Режиссёр Александр Титель в совей постановке отражает замысел композитора, подчёркивая узнаваемость персонажей и ситуаций вне зависимости от исторического времени. Массовка у Тителя — многоплановая, её герои — идентичны друг другу, но при этом не сливаются в общую серость. События оперы разворачиваются после смерти царя Фёдора Алексеевича, который не оставил прямого наследника.
Иван Рудин, генеральный директор московского концертного зала «Зарядье»: «Мы сегодня объявили, что планируем подписать соглашение. Действительно, мы сейчас разговариваем о совместных планах на будущий сезон. И сегодня логично, что наше сотрудничество продолжается и расширяется». Благодаря Валерию Гергиеву и Мариинскому театру на сцене «Зарядья», например, прозвучали тетралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга» и опера Пуччини «Турандот» с Анной Нетребко, так что и зрители, и музыкальные критики надеются, что совместная работа Большого театра и «Зарядья» ознаменуется не менее яркими проектами.
А наверху уже Голицын утешает Софью: действие симультанно и безостановочно, и эпос Чернякова смотрится как динамичный триллер на подлинном историческом материале; Мусоргский довольно улыбается с небес. Не все ключевые персонажи представлены в прологе: вот вояка Андрей преследует Эмму Камилла Нюлунд — не как любимую, как жертву; вот раскольница Марфа Дорис Соффель , андреева бывшая, красивая зрелая дама, встаёт на защиту Эммы; нож из либретто Черняков заменяет пощёчиной и пистолетом; его младший Хованский приставит к виску Эммы. А вот и спаситель, глава раскольников Досифей Анатолий Кочерга , в рясе и приличном, хоть и явно советского образца, пальтеце. Не забываем и о народе, в принципе, ухоженном, одетом, опять же, по-советски, бедненько, но чистенько; не безмолвствующем, а славословящем Хованского.
Народ, конечно, жертва кровавого круговорота, где дворцовые интриги нещадно используют жажду духовного, превращают религию в инструмент политической борьбы. Но и власть предержащие тираны — жертвы тоже; заложники государственного молоха, палачи, которым до плахи и эшафота — тоже только шаг. Имена исполнителей я называю не из рецензентского педантизма — чтобы дать представление о многонациональном составе. Для оперного мира это в порядке вещей, но в случае «Хованщины» особо важно — при всех чётких привязках к бесконечно повторяющимся реалиям русской истории, Черняков строит собственный универсум и ставит глубоко общечеловеческий спектакль; что баварский, что российский, что уругвайский зритель не почувствует себя в культурной изоляции. Под мундирами и костюмами — как на Хованском, Шакловитом или раздетых перед казнью до исподнего стрельцах — майки-«алкоголички»; за каждым входящим в летописи глобальным катаклизмом — частные жизни.
Опера «Хованщина» возвращается на сцену МАМТ
Когда нет ни опер Моцарта (идут на Новой сцене и в Камерном театре-филиале), ни Хованщины, ни Аиды и Риголетто? На исторической сцене Большого театра покажут знаменитую оперу М. Мусоргского "Хованщина". Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России. С 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого театра «Хованщина» будет представлена в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. Спектакль Мариинского театра «Хованщина» с участием хора и оркестра Государственного академического Большого театра (ГАБТ) России покажут на Исторической сцене ГАБТ, рассказали в пресс-службе театра. Благодаря завоёванной всемирной известности Мусоргского, «Хованщина» была поставлена в 1911 на сцене Мариинского театра, а спустя год — Большого.