— Владыка, роль монахов и монастырей в Церкви менялась от века к веку. Отличие церкви от храма Отличие церкви от храма. Итак, перечислим главные различия между храмом и церковью.
В чем отличие церкви от монастыря?
Чем храм отличается от церкви? И чем собор отличается от храма? – рассказываем! | Отличие монастыря от церкви. Храм собор и Церковь отличия в чем отличие. |
Что такое монастырь и зачем он нужен? | Храмы бывают: приходские, кладбищенские, домовые, крестовые (церковь при архиерейском или патриаршем доме) и соборные. |
Чем отличается храм от церкви от монастыря | В монастырях, — в отличие от немонастырских, «приходских» храмов — проводится полный суточный круг богослужений, да и сами службы идут дольше. |
Чем отличаются собор, храм и монастырь? | Церковь – это то место, куда каждый верующий человек может прийти и помолиться богу. |
Чем отличается храм от церкви? | Чем отличается церковь от монастыря? Основное отличие между церковью и монастырем заключается в их функциях и назначении. |
В чем отличие и разница между храмом, церковью, собором, часовней и монастырем
Итак, мы рассказали, чем отличается храм от церкви, что представляют собой соборы, но нередко мы сталкиваемся с таким понятием, как часовня. Для таких целей были созданы: храм, церковь, собор, монастырь, костел, мечеть и часовня. Но многие из нас не знают, что такое монастырь и для чего в церкви существует институт монашества. Принципиальная разница между церковью и храмом заключается в наличии у храма жертвенника и алтаря.
Как одним словом назвать церкви храмы монастыри. Чем отличается церковь от храма, собора и часовни
Виды монастырей в Русской Православной Церкви | Еще одним отличием монастыря от церкви является практика монашеской жизни, которая включает в себя такие элементы, как исповедь, пост и молитва. |
Основные отличия монастыря от церкви: характеристики и функции | Гид по Китаю | Архитектурные отличия церкви от храма. Храм монастырь Церковь отличия. |
Чем отличается монастырь от храма и собора? | Однако, в отличие от церкви, не имеет алтаря, поэтому здесь не служится литургия, но можно совершать молебны, акафисты, а также службы Часов (особые моления, псалмы, по часам дня). |
В чем отличие между монастырями и храмами
Читайте об Иисусе Христе: небесную Церковь, которая торжествует Богородица, ангелы, сонм святых и спасённых ; земную Церковь, которая воюет христиане. Эти две церкви объединены в одну Вселенскую и представляет собой единый богочеловеческий организм, который связан внутри себя Таинствами, Благодатью и Святым Духом. Во главе этого организма стоит сам Христос и управляет свой паствой. Он создал её 2000 лет назад с 12 учениками и воссоединится с Ней во время второго пришествия.
Храмы По сути, церковь-храм-часовня — это одно и то же, но храм является понятием собирательным; когда говорят о храме, подразумевают общее определение церковного здания, храмом могут быть названы и часовня, и церковь, и собор, и приход, причем любых религий, например, древнегреческий или буддийский храмы. А такого типа зданий, как храм, не существует. Помимо этого, слово «храм» имеет некое возвышенное значение церковь — Божий храм , называя так церковь, хотят придать ей больше уважения.
Чем отличается собор от храма? А это уже вопроc размера. Какого-то четкого определения тут нет, но по сути собор — это большой храм.
Как правило, настолько большой, что в нем не один, а несколько алтарей, и вместить он может гораздо больше прихожан, чем обычная сельская или городская церковь. Поэтому под собором подразумеваются и так называются крупные храмы, которые по большим праздникам объединяют верующих, являющихся в «обычные дни » прихожанами других храмов. Например, в полной мере собором является Храм Христа Спасителя, хотя « официально» его принято называть именно храмом.
Или в монастырях собором может быть центральный большой храм, где по воскресениям собираются все монахи на службу, в то время, как в будние дни богослужения могут проводиться в другом или одновременно нескольких других монастырских храмах — менее крупных. Смольный собор во имя Воскресения Христа в Санкт-Петербурге. Соборы Собор — это особый статус церкви, присваиваемый Патриархом по причине какого-то особенного ее положения.
Например, кафедральный храм, в котором проводит службы правящий архиерей, автоматически приобретает статус собора, так же как и главная церковь населенного пункта. Интересно то, что во внешнем виде нет ничего, чем отличается храм от церкви, имеющей статус собора, — присвоение этого ранга никак не сказывается на облике и устройстве священного здания. Если церкви был присвоен статус собора, он остается с ней навсегда.
Православные церкви Церковь и часовня представляют собой два основных типа церковных зданий в православии, а разницей служит лишь то, что в часовнях не проводятся литургии, являющиеся основными службами православия, часовни не имеют алтаря. Некоторые церкви имеют особый статус и называются соборами, это более почетный статус, означающий высокопоставленность этого православного здания.
Церковь Православие и католичество. Разница православного и католического храма. Ярославль Федоровская Церковь 17 век. Храм и часовня разница.
Александро-Невский собор Москва. Православный собор Александра Невского. Александро-Невский собор снаружи. Александро-Невский собор Славянск. Формы храма православного. Тип православного храма.
Типы храма Руси. Разновидности христианских церквей. Христианский храм архитектура. Архитектура православного храма. Архитектура православного храма кратко. Архитектурный Тип христианского храма.
Основной Тип христианского собора - трехнефная базилика. Специфика христианского храма. Архитектурные особенности храма. Спасо-Преображенский монастырь Ярославль описание. Спасо-Преображенский монастырь Ярославль кратко о нем. Спасо-Преображенский собор Казань.
Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря. Сообщение о церкви. Сообщение о христианской церкви. Презентация о храме. Проект на тему храм. Проект монастыря.
Сообщение на тему храм. Церковь монастырь Монтекассино арки. Toluca Cathedral. Интерьер собора в монастыре Отто. Монастырь-базилика бона Германия. Собор Иерии.
Американ Церковь внутри. Часовня храм различия. Базилика и Церковь отличия. Проект православного монастыря. Проект монастырь в России. Сообщение о монастыре России.
Проект на тему православные монастыри. Успенский собор в Москве и Владимире отличия. Успенский собор во Владимире и в Москве сравнение. Отличия Успенского собора в Москве от Успенского собора во Владимире. Сравнить Успенский собор во Владимире и в Москве. Крестово-купольный храм и шатровый.
Типы православных храмов шатровый храм. Крестово купольный храм и шатровый различия. Архитектура древней Руси крестово купольный храм. Крестово купольный Тип храма в древней Руси. Крестово-купольные храмы древней Руси список. Крестово-купольный храм в России.
Мюнхен кафедральный собор. Самые красивые храмы мира внутри. Самый красивый христианский собор в мире. Готический стиль храмов, соборов, церквей, монастырей.. Описание храма. Описание православного храма.
Внешний вид церкви. Апсида в архитектуре храма. Проект храма. Проект на тему православная Церковь. Соборы Московского Кремля. Успенский собор во Владимире 9-12 века.
Успенский собор Московского Кремля 13 век. Успенский собор 14 век. Успенский собор во Владимире древняя Русь. Успенский собор во Владимире 13 век.
Кроме монахов или монахинь в монастыре есть могут проживать паломники, так называемые гости монастыря. Обычно это люди в трудной жизненной ситуации. Особой категорией проживающих являются послушники — люди, готовящиеся принять монашеский постриг. Если церковь могут посещать и женщины, и мужчины, то монастыри делятся строго на женские и мужские.
Тут следует рассказать, что такое Лавра. Лавра Это всегда мужской монастырь. Но не каждый мужской монастырь может стать Лаврой. Православная Церковь на границах современной России насчитывает всего 8 сотен монастырей, из них мужских около 450. На территории современной Украины существуют ещё три Лавры. Древнейшая Киево-Печорская, Почаевская и самая молодая Святогорская лавра. Простыми словами Лавра — мужской монастырь, который стал чем-то большим для православия. Это выдающийся монастырь, который имеет огромное значение для духовной жизни страны, для развития и укрепления православия.
Лавра — твердыня, Божья Благодать. Александро-Невская Лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств царствующей фамилии.
В этом смысле слово «Церковь» употребляется в богословии.
А в обиходе слово «церковь» чаще используется в другом значении: это здание, специально предназначенное для совершения богослужений. В этом значении у «церкви» есть синоним — «храм». Приход храма — это община православных христиан, поддерживающих живую связь с этим храмом, то есть его прихожан.
Духовенство храма тоже часть прихода, а возглавляет приход настоятель храма. Часто в сельских местностях приход имеет свои территориальные границы. Обозначенную ими площадь тоже принято называть приходом.
В городах четкого разграничения приходов сейчас не существует. Монастырь — это, так сказать, особое церковное учреждение, в котором проживает община православных людей, которые выбрали монашеский образ жизни. Монастыри по своему составу могут быть мужскими или женскими.
Мне приходилось видеть и четырехконечные кресты на куполах. Да и вообще существует не один десяток видов христианского креста. Восьмиконечный крест я выскажу лишь собственные соображения замечателен именно тем, что вызывает вопросы, пробуждает интерес: а действительно, почему?
Вертикальный столб и средняя перекладина вопросов не вызывают. Верхняя малая перекладина изображает табличку, на которой была написана вина, за которую казнили Спасителя. Об этом упоминает Евангелие.
А вот о нижней перекладине в Евангелии не сказано, она — часть орудия казни. Когда в древности человека распинали, то его ступни опирали на специально приколоченный брусок, к нему их и пригвождали. Иначе гвозди не смогли бы удержать вес тела — страдалец просто сорвался бы с креста.
Нижняя перекладина креста изображает как раз это приспособление. Ее символическая особенность в том, что она идет наперекос. Правый по отношению к Распятому конец показывает вверх, напоминая о том, что разбойник, распятый справа от Спасителя, успел раскаяться и попал в рай.
Левый конец перекладины направлен вниз и указывает, куда попал второй разбойник, хуливший Христа. Таким образом, одного взгляда на крест достаточно если, конечно, взглянуть не мельком , чтобы задуматься: а я-то каким путем иду? Поэтому, на мой взгляд, замечательно, что у нас на самых видных местах преобладают именно восьмиконечные кресты.
Передавать мысль может живопись, музыка, а может и жест. Подобным образом и молитва может быть выражена вслух, текстом, песнопением, иконой, а может — жестом. Крестное знамение, которое православные изображают на себе во время молитвы, — это как раз молитвенный жест.
Он несет в себе определенный символический смысл. Три пальца, которые мы собираем в «щепотку», указывают на Бога. Он — Троица, поэтому именно три пальца, но все же Он — Один Бог, поэтому пальцы собраны воедино.
Как это Богу удается, лучше не спрашивайте, но что это так — бесспорно. Два пальца тоже не бесцельно вместе прижимаются к ладони. Они указывают на то, что Христос был одновременно и Богом, и человеком, — еще одна непостижимая загадка.
Читайте также: Святоотеческое толкование библейского понятия «печать антихриста» — игумен Андроник Трубачев Крестное знамение накладывается на лоб: мы прикасаемся к нему, чтобы наглядно выразить просьбу о том, чтобы Святая Троица просветила наш ум. Затем рука перемещается к нижней части груди: «Господи, укрепи наши жизненные силы», и на плечи: «Освяти все, что мы делаем». Если человек осознанно перекрестился, то он уже молится.
Символы многозначны. Например, один и тот же китайский иероглиф может означать несколько разных слов. Так и у крестного знамения есть еще одно значение.
Во время церковной молитвы человек, перекрестившись, присоединяется тем самым к общей молитве, напоминает себе к сожалению, мысли наши имеют свойство рассеиваться , что он не зритель, а участник общего дела». Для чего Церкви нужно такое пышное благолепие? Дом для избранных людей, для отобранных.
Следовательно, церковь — это не здание, а группа людей, которые веруют в Бога. Храм — это тоже церковь. Самая основная часть храма — алтарь.
На алтаре располагается трапеза с престолом помещение, в котором находится молящийся. На престоле осуществляются таинства причастия, бескровное жертвоприношение. Отличие церкви от храма Итак, перечислим главные различия между храмом и церковью: Термин «церковь» — это широкое понятие, которое обозначает архитектурное строение, плюс совокупность нескольких людей.
Термин «храм» — это специальное место, где проводится богослужение. Христианский храм состоит из алтаря и жертвенника. Любая церковь — это христианский храм.
Чем отличается храм от церкви, часовни и собора: значение и архитектурные особенности
Князе-Владимирский храм в Иркутске По своей форме, которая имеет определенный смысл, она может быть: кораблем — в качестве символа ковчега спасения среди бушующего мира, крестом — в честь того предмета, смерть на котором Христа спасла людей, кругом — как символ вечности, звездой — как символ истины. По своей архитектуре храм имеет от 3 куполов и нескольких алтарей, разделенные на пределы. Обычно храм носит название в честь какого-то святого или праздника. Слово «церковь» пришло с греческого языка в переводе «Дом Господень» и означает что-то намного большее, нежели здание.
Религиозное сооружение с одним приделом, где может совершаться одна литургия в день. Церковь имеет меньшие размеры и более скромное убранство по сравнению с храмом: до трёх куполов и одного служащего пастыря. Второе значение — Церковь как Тело Христово. Объединяет в себе: Церковь Небесную Торжествующую Божия Матерь, Ангелы, святые и все спасённые христиане ; Церковь Земную Воинствующую христиане, борющиеся за своё спасение на земле. Церковь Христова — единый богочеловеческий живой организм всех христиан, усопших и живущих, связанных Таинствами, Благодатью, единым Евангельским Духом.
Начальник этой Церкви — Сам Христос. Спаситель невидимо управляет cвоей паствой в лице духовенства и мирян. Господь более 2 000 лет назад установил Церковь и сказал, что она будет стоять до скончания века, и врата ада не одолеют её. А все слова Спасителя исполняются с точностью, и нам не нужно переживать и бояться перемен. Бог всё держит под контролем. Собор от славян. Собор Церковный — собрание духовенства с целью разработки правил вероучения, богослужения и дисциплины, стратегии борьбы с сектантством. Главный храм города или монастыря, предназначенный к служению правящего архиерея с большим числом священников.
Собор Святых — церковный праздник, объединяющий святых одной территории или прославившихся единым подвигом. В данном контексте мы рассматриваем третье значение собора — как главного храма местности. Отличие собора от церкви и храмазаключается прежде всего внушительными размерами первого. В нём проводятся ежедневные богослужения не менее чем тремя священниками. В соборе совершаются служения высшего духовенства: патриархов, архиепископов. Для этой цели может быть в наличии специальная кафедра и, соответственно, собор именуется Кафедральным. В церкви не устанавливается трон для предстоятеля. Собор богаче и масштабнее украшается, а алтарей может быть, как в храме, несколько.
Главной святыней храма римо-католики чтут находящийся справа от алтаря, в специальной нише, фрагмент порфировой колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания Ин 19, 1 [3]. Ранее эта церковь была частью единого ансамбля, здесь размещался открытый внутренний дворик Греческой Патриархии. Из западной части храма можно пройти во францисканский монастырь, пристроенный к северной части храмового комплекса.
В этой же церкви почитается место, на котором, по преданию, воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения. Справа от капеллы францисканцев, за массивной дубовой дверью — римо-католическая ризница , где главной достопримечательностью являются меч и шпора Готфрида — командующего армией крестоносцев взявших Иерусалим в 1099 году. Эти реликвии используются при церемонии посвящения латинским патриархом в рыцари Святого Гроба.
Триумфальная арка Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой или Аркой Мономаха, названной в память о восстанавливавшем в 1048 году храм Восточно-Римском императоре Константине IX Мономахе и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греческом: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих! Храм Воскресения Господня Кафоликон Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских православной и римо-католичской приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии.
Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном соборным храмом Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас.
С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения. Читайте также: Рождественское приветствие Филарета: Христос воскресе! Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью.
Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения известно издревле Пс 73, 12 , но это сооружение появилось в храме не ранее 1810 года. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божией Матери, святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей.
Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов. Мозаичные работы в куполе кафоликона были завершены в 1994 году. Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части — престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского, у северного.
Над иконостасом — галерея с 3 выступающими в храм амвонами маленькими балкончиками , откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие. Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора. Галереи кафоликона Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в которых размещаются несколько приделов.
В северной галерее храма находится место, называемое Аркады Девы : огромные 4-гранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между которыми выделяется беломраморный фрагмент постройки императора Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина. В восточном конце галереи расположена православная часовня, обозначенная на старинных планах как часовня Уз или Темница Христова , впервые упоминаемая в источниках на этом месте не ранее века.
Это не археологическая реконструкция, а архитектурно оформленная «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы. Перед входом в нее под престолом находится каменная плита с 2 отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, сделанная по аналогии с кандальной каменной скамьей в Претории. Греки обычно называют это помещение часовней святых жен-мироносиц, а русские богомольцы с недавнего времени — часовней Богородицы Плачущей, по находящейся в ней иконе Богоматери «Умиление» XIX века, которая с 1986 года почитается чудотворной.
Первоначальное назначение этого помещения неизвестно; предположительно к времени Распятия здесь находилась древнееврейская гробница; по другой версии, сюда, в заброшенную пещеру, приходили cвятые жены-мироносицы. В амбулатории , позади алтарной апсиды кафоликона, находятся еще 3 придела. Первый, православный, посвящен святому Лонгину Сотнику.
На его мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: « Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий » Мф 27, 54. Следующий, расположенный в галерее придел принадлежит Армянской церкви и посвящен Разделению риз Ин 19, 23-24 ; согласно преданию, именно на этом месте распинавшие Христа легионеры разделили Его одежды при этом на Голгофе существует римо-католический престол того же посвящения. Близ лестницы, уходящей вниз к церкви святой Елены, помещается придел Тернового венца.
В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию [4], на этой колонне, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом Мф 27, 29. По свидетельству русских паломников середины XIX века, тут же «в стене за стеклом и за решеткой» сохранялась часть тернового венца [5].
Подземные храмы Подземная церковь святой Елены ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня.
Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении. Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок.
В окне горят 3 неугасимые лампады. Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста , расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом.
В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. Дмитриевского в начале века, « составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в 1835 г.
В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания, именуемая парусией: крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах — по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся [7].
Слева от православной плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». В 1970 году по благословению Армянского патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви святой Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности.
Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников с проходом из церкви святой Елены. В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в 451 году. Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году.
На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м.
Кто такой трудник и чем он отличается от послушника? Сколько сейчас монастырей в Москве и России? Рассказываем всё основное, что надо знать о монастырях и их устроении. Что такое монастырь? Монастырь — это дом для монахов: их семья, квартира и крепость. Это крошечный город со своим бытом и уставом. Это поселение, где все объединены одним — жизнью ради Бога и непрестанной памятью о Нем. Это обитель, в которой монахи, не отрицая современные государственные законы, живут ради законов духовных.
Монастыри могут располагаться где угодно в черте города, рядом с ним или вдали от любого населенного пункта — например, на скалах. Монастыри могут быть разного размера: от крошечного подворья с несколькими монахами до крупной Лавры, где братия может насчитывать сотни иноков. Монастыри могут быть мужскими и женскими. Монастыри могут иметь, по сути, самые разные внешние признаки, архитектуру и формы, но всех их объединяет одно: это место, где собираются люди, душой оставившие мир. Оставившие в миру всё — вещи, привязанности, земные притязания, — оставившие там, по сути, тех самих себя и обретя, тем самым, себя новых. Для монахов монастырь — ограда и опора в их Новой жизни, которая в идеале должна быть равноангельской. Для «мирян» монастырь — это возможность соприкоснуться с «инаким» миром: воочию видеть жизнь, построенную не по принципам и устремления бытия светского, но по принципам духовной, Евангельской, жизни. Ведь, что такое монастырь по сути? Это частичка небесного, горнего мира на нашей земле.
Место, где Дух Святой дышит и освящает всякого входящего и тем более — живущего там. Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь. Как живут в монастыре? Порядок жизни иными словами — устав у каждого монастыря может быть свой. В каких-то обителях он строже, в каких-то — «мягче». В рамках одного монастыря разные монахи ведут разного уровня молитвенную и аскетическую жизнь — каждый по силам, каждый по призванию. При всей той разнице, которая возможна в устроениях монастырского бытия, все обители объединены одним: центральное место в распорядке дня и жизни монахов занимают молитва и богослужения.
Что такое монастырь и монашество в православии
Архитектурные отличия церкви от храма. Храм монастырь Церковь отличия. Поэтому так важно понимать существенные различия между храмом, церковью, монастырём или часовней, где есть свои правила, устои, традиции, нормы поведения. Есть и другие условные деления составляющих Церковь людей на группы, однако внутренне Церковь едина: всех нас объединяет одна вера. В чем отличие и разница между храмом, церковью, собором, часовней и монастырем. Чем отличается монастырь от церкви В первую очередь приведем современное толкование понятия церкви. Самое главное отличие между монастырём и церковью заключается в том, что в монастырях живут монахи, ведут свой быт, в том числе выращивают культурные растения.
Виды монастырей в Русской Православной Церкви
В чем отличие церкви от монастыря? | Обычно собор как сооружение отличает масштабность и великолепие постройки, это центральный храм в городе или монастыре. |
Чем отличается церковь от собора монастыря | Отличие монастыря от церкви. Храм собор и Церковь отличия в чем отличие. |
Чем отличается монастырь от церкви - 87 фото | Монастырь отличается от храма и церкви своим специфическим предназначением. |
Чем отличается монастырь от церкви - 87 фото
Таким образом, архитектурные отличия монастыря и церкви направлены на поддержание и подчеркивание особенностей их функционального предназначения и символики, связанных с молитвой, послушанием, целомудрием, благочестием, искуплением, подвигом. Чем отличается церковь от собора: краткое сравнение Церковь и собор – это два архитектурных строения, построенные для того, чтобы проводить религиозные обряды и богослужения Собор, как было сказано выше – это религиозное строение. Монастырь и церковь — два основных компонента христианской религии, но их функции и значение имеют важные отличия. Обычно собор как сооружение отличает масштабность и великолепие постройки, это центральный храм в городе или монастыре. Главный храм населенного пункта или монастыря называется, как правило, собором.
Чем отличается церковь от храма, собора и часовни
Любая церковь — это христианский храм. Главная городская церковь называется собором. Какой же термин считается более правильным: церковь или же храм? Ответ простой — и первый, и второй вариант считаются правильными. Если речь касается здания, тогда правильнее говорить храм. А вот если верующих людей — тогда лучше сказать церковь. Однако в любом варианте название будет правильным. Чем отличается храм от собора: краткое сравнение Храм — культовое сооружение.
В храмах, как правило, проводятся обряды. Храмы располагаются по всему миру, но они называются по-разному. К примеру, храм у индусов — это синагога, у мусульман храм называют мечетью. Собор — основной городской храм, который играет главную роль в религиозной жизни каждого человека. Помимо этого, собор — это основная церковь, которая находится в монастыре. Собор и храм имеют следующие отличительные признаки: Храм — это каждое культовое здание, в котором осуществляется богослужение. Собором называют главный храм в населенном пункте или же в монастыре.
Епископ как отец и добрый пастырь монашествующих является попечителем всех подведомственных ему монастырей. Он — «неумолкающий благовестник, проповедующий заповеди Божии… образ Христа, взирая на который следующие за ним устраивают жизнь свою по-евангельски» [19] — призван наблюдать, сохраняется ли в монастыре верность святоотеческому учению, канонический и литургический порядок, не уклоняются ли монахи от чистоты Православия, не оставляют ли духовные подвиги ради житейских попечений. Священноархимандрит монастыря. Патриарх Московский и всея Руси является священноархимандритом всех мужских монастырей города Москвы, а также ставропигиальных мужских монастырей на территории иных епархий. Епархиальный архиерей имеет особое попечение об обителях, где он является священноархимандритом: регулярно совершает богослужения, заботится о духовном устроении и благолепии обители, а также о том, чтобы монастырь служил примером для других обителей епархии. Непосредственное руководство таким монастырем поручается игумену, назначаемому Священным Синодом по представлению епархиального архиерея и осуществляющему полноту функций, закрепленных за игуменом в Уставе Русской Православной Церкви, в уставе монастыря, а также в данном Положении. Игумены обителей, в которых епархиальные архиереи являются священноархимандритами, именуются наместниками, и при этом возводятся в игумены согласно установленному чинопоследованию.
Монастырь В Русской Православной Церкви наиболее распространенной формой организации монашеской жизни является общежительный монастырь: «Общежитие, согласно иноческим обетам, признается по сравнению с необщежитием [20] более высокой формою иноческой жизни, и потому общежительные монастыри и впредь должны оставаться общежительными, а необщежительные желательно обращать в монастыри общежительные там, где это возможно по местным условиям» Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о монастырях и монашествующих от 31 августа 13 сентября 1918 года, гл. IV, ст. При этом в настоящее время в структуре общежительного монастыря могут существовать возможности для реализации всех трех исторически сложившихся форм монашеской жизни — общежития киновии , скитского жительства келиотства и отшельничества анахоретства, пустынножительства. Общежитие киновия Общежитие киновия , основателем которого был преподобный Пахомий Великий, традиционно является наиболее распространенной формой монашеского жительства. В общежитии соблюдаются важнейшие условия, содействующие монашескому преуспеянию, — отсечение своей воли, жительство в единении с ближними, свобода от житейских попечений. Общежитие представляет собой добровольно собравшуюся евхаристическую общину монашествующих. Дух единения и евангельской любви между братьями, сопряженный с послушанием игумену игумении , является неотъемлемым и существенным признаком киновиального жительства.
Монашеское общежитие характеризуется общим богослужением суточного круга и совместным участием в Божественной литургии, общим местом проживания, общей трапезой, общим имуществом, пожизненным попечением о каждом члене монашеской общины. Общежительный монастырь призван воспроизводить тот образ жизни, который существовал в апостольских общинах, по словам молитвы из чина освящения монастыря: «Призри, Господи, на хотящих жити на сем месте во славу Твою… Даждь им, Господи Боже наш, якоже во апостольстей Твоей Церкви первоверовавшым, еже быти их сердцу и душе единей, и еже ни единому от них что от имений глаголати, или мнети свое быти: но быти им вся обща» [21]. Скитское жительство келиотство При монастырях или отдельно от них могут создаваться скиты — небольшие монашеские поселения в уединенных местах с более строгим порядком внутренней жизни. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий. На Руси ярким примером организации подобного скитского жития был скит преподобного Нила Сорского. Скит, основанный при монастыре, управляется скитоначальником старшей сестрой , который подчиняется игумену игумении монастыря. Основным занятием братии скита является сугубое духовное делание богомыслие, молитва, чтение Священного Писания и святоотеческих книг , а также рукоделие.
Монашествующие скита могут заниматься и другими видами деятельности в той мере, в какой это не препятствует скитскому укладу жизни. Доступ в скит паломников, особенно лиц пола, противоположного проживающим в скиту, может быть воспрещен или крайне ограничен. Скиты могут быть общежительными и особножительными. Общежительный скит по своему внутреннему укладу подобен общежительному монастырю с общим богослужением, общей трапезой, общими трудами и имуществом. Такой скит отличается от киновии немногочисленностью братии, удаленностью расположения и более строгим уставом внутренней и богослужебной жизни. В особножительном скиту каждый монашествующий подвизается в своей келии, по определенному для него игуменом уставу. При наличии в скиту храма братия собираются в нем для совместной молитвы и совершения богослужения.
При отсутствии храма братия из скита приходят в монастырь для участия в церковной молитве и причащения Святых Христовых Таин. Скит может иметь статус юридического лица и свои гражданский и внутренний уставы, согласованные с игуменом монастыря и утвержденные епархиальным архиереем. Данные уставы должны соответствовать типовой форме устава, утвержденной Патриархом и Священным Синодом. Отшельничество пустынножительство, анахоретство При духовно благоустроенном монастыре с крепкими традициями может быть реализована особая форма монашеской жизни — отшельничество. Отшельничество есть монашеский подвиг, предполагающий сугубое уединение ради упражнения в молитве и богомыслии. Основателями этого образа жизни являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Истоком русского пустынножительства стала отшельническая жизнь преподобного Антония Печерского.
Прошедший искус в общежительном монастыре, утвержденный в монашеском делании, стяжавший необходимый духовный опыт и желающий большего уединения для исполнения сугубых подвигов воздержания и молитвы монах может получить благословение духовного собора монастыря во главе с игуменом на жительство в некотором отдалении от прочей братии. Такой монах освобождается от общемонастырских трудов, оставаясь при этом насельником монастыря и пребывая в послушании у игумена. Разновидностью отшельничества является затворничество в пределах обители. Подворье В рамках своей деятельности монастыри могут открывать подворья, которые являются каноническими подразделениями монастыря, находящимися за его пределами. Подворье создается с миссионерскими, хозяйственными, представительскими или иными целями. Подворье, как правило, включает в себя храм, жилые корпуса, хозяйственные постройки. При подворье может быть организовано подсобное хозяйство.
Подворье может быть учреждено на территории той епархии, где расположен монастырь. В исключительных случаях подворье может быть учреждено на территории другой епархии. Деятельность подворья регламентируется гражданским и внутренним уставами того монастыря, к которому данное подворье относится, а также гражданским и внутренним уставами подворья если таковые имеются [22]. Для управления подворьем может назначаться настоятель настоятельница или старшая сестра , который состоит в подчинении у игумена игумении основного монастыря. При подворье проживают насельники монастыря, на которых распространяются все положения, предусмотренные гражданским и внутренним уставами монастыря. Подворья ставропигиальных монастырей подчинены Патриарху по праву ставропигий. За богослужением в храме подворья ставропигиального монастыря возносится имя Патриарха.
Подворье епархиального монастыря, открываемое на территории иной епархии, в церковно-иерархическом порядке подчинено епархиальному архиерею данной епархии. Имя этого епархиального архиерея возносится за богослужением в храме подворья, равно как и имя архиерея, которому подчиняется монастырь. Также за богослужением в храме подворья возносится имя игумена своего монастыря. В своей хозяйственной деятельности такие подворья подчинены игумену своего монастыря. Более подробное определение обязанностей подворья по отношению к той епархии, на территории которой оно находится, определяется письменным соглашением двух епархиальных архиереев при учреждении подворья. Приписные храмы и часовни Дополнительно к основным храмам монастырь может иметь приписные храмы и часовни, расположенные вне территории монастыря. Открытие монастыря, подворья, скита В соответствии с церковными канонами 1-е правило Двукратного Собора, 4-е правило IV Вселенского Собора , монастырь не может быть создан без воли епископа, который «прежде полагает молитву на устроение монастыря, как бы некоторое незыблемое основание» [23].
Монастыри, «созданные без соизволения епископа, не суть действительные монастыри и не священны» [24]. Главным основанием для открытия монастыря является наличие действующей в течение не менее одного года по благословению епархиального архиерея мужской или женской общины православных христиан, желающих следовать монашескому образу жизни под началом признанного епархиальным архиереем духовного руководителя. Препятствиями к открытию монастыря могут быть недостатки в духовной жизни общины, а также обстоятельства юридического или имущественного характера, например нахождение в частной собственности объектов недвижимости и земель, на которых предполагается открытие монастыря. После ходатайства епархиального архиерея в адрес Патриарха и Священного Синода об открытии монастыря в общину направляется комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству для ознакомления с ее духовной жизнью и материальным обеспечением. Решение об открытии епархиального монастыря принимается Патриархом и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея и, как правило, с учетом отзыва Синодального отдела по монастырям и монашеству [25]. Открытие монастырского подворья или скита на территории той же епархии, где расположен монастырь, происходит по решению епархиального архиерея в ответ на прошение игумена игумении монастыря. Открытие подворья или скита на территории другой епархии происходит по благословению Патриарха в ответ на прошение епархиального архиерея, письменно согласованное с епархиальным архиереем той епархии, где предполагается открыть подворье или скит.
Приписной монастырь, скит, монастырское подворье могут быть преобразованы в самостоятельный монастырь при значительном возрастании численности братства сестричества , при изменении границ епархий или при изменении внешних условий. С инициативой такого преобразования могут выступить епархиальный архиерей, игумен и духовный собор основного монастыря, к которому приписан монастырь, подворье или скит. Решение о преобразовании принимается в том же порядке, что и решение об открытии монастыря. Упразднение монастыря Решение об упразднении монастыря принимается Патриархом и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея. В соответствии с правилами святых Вселенских Соборов 24 правило IV Вселенского Собора, 49 правило VI Вселенского Собора необходимо, чтобы священные обители «пребывали навсегда монастырями и сохраняемо было неотчуждаемым принадлежащее им имущество, и дабы оные уже не могли быть мирскими обиталищами» [26]. Поэтому на месте упраздненного монастыря желательно разместить монастырское подворье, приход или иное церковное подразделение. В случае выхода монастыря из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, монастырь прекращает деятельность в качестве религиозной организации Русской Православной Церкви и лишается права на имущество, которое принадлежало монастырю на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви [27].
Игумен игумения Игумен — это духовный отец всего братства игумения — духовная мать сестричества вверенной его ее руководству обители. Игумен монастыря, обладая духовной и административной властью в пределах, установленных уставом и традицией обители, как отец воспитывает братьев словом и примером своей жизни. Общее духовное руководство братией — главнейшая обязанность игумена, ибо он будет обязан дать пред Богом ответ за каждого члена братства см. Преподобный Феодор Студит заповедует игумену: «Открой сердце твое с любовью, руководи всех с милосердием, воспитай их, просвети их, усовершенствуй их о Господе. Изощри ум свой размышлением, возбуди свою готовность в мужестве, укрепи сердце свое в вере и надежде, иди впереди их во всяком доброделании, предшествуй в борьбе против духовных противников, защити, путеводи, введи их в место добродетели» [28]. На игумена также возлагается попечение о внешнем благоустройстве и благолепии обители, о всех видах ее внутренней и внешней деятельности. В своей деятельности игумен руководствуется Правилами Святых Апостол, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых отцов, решениями Поместных и Архиерейских Соборов, определениями Священного Синода, Уставом Русской Православной Церкви, уставом обители, а также указами и распоряжениями епархиального архиерея.
Назначение игумена, а также освобождение его от должности происходят по решению Патриарха и Священного Синода по представлению епархиального архиерея. Перед рассмотрением Патриархом и Священным Синодом представления епархиального архиерея кандидат проходит собеседование с членами коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству и проходит подготовку в монастыре из числа наиболее благоустроенных. Если священноархимандритом мужского монастыря является епархиальный архиерей, практическое руководство монастырем поручается поставленному из среды братии наместнику, который после утверждения его кандидатуры Священным Синодом также возводится в игумена, получая о том указ епархиального архиерея. Определяя кандидата на должность игумена, епархиальный архиерей, в соответствии со святоотеческой традицией и практическим опытом Церкви, после совета с братией предлагает на рассмотрение Священного Синода через Синодальный отдел по монастырям и монашеству кандидата из числа насельников обители или из числа иных лиц. В отдельных случаях — при начале монашеской жизни обители, в случае нестроений или разногласий среди насельников — епархиальный архиерей может выдвинуть кандидата без совета с братией, поставив об этом в известность Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Кандидат в игумены должен иметь достаточный не менее 5 лет опыт монашеской жизни в обители, духовное образование и необходимые для этого послушания качества, обладать рассудительностью, любовью к братии, способностями к управлению, готовностью самоотверженно исполнять свое послушание ради пользы обители до конца жизни. В случае освобождения игумена от должности, а также при болезни и других обстоятельствах, делающих невозможным несение им своих обязанностей или в случае его кончины, временное управление монастырем поручается одному из братий, которого назначает епархиальный архиерей.
При этом место игумена должно быть замещено в возможно краткие сроки. Игумену следует помнить, что духовное состояние братии во многом зависит от его собственного образа жизни. Игумен должен являть братии пример во всех сторонах монастырской жизни: в отношении к богослужению и молитве, в аскетическом делании и любви к братии, в наружном поведении и скромности жизни. Как и прочие братия, игумен должен посещать монастырские богослужения, общую трапезу и принимать личное участие в трудах на благо обители. Личные бытовые условия жизни игумена не должны значительно отличаться от общемонастырских. Недопустимо проживание игумена вне стен монастыря и длительное отсутствие в обители без уважительных причин. Несмотря на обремененность административными и представительскими функциями, игумен призван жить единой жизнью с братиями, уделяя общению с ними — как общему, так и, при необходимости, личному — достаточное внимание.
Имя игумена возносится за богослужениями в храмах монастыря на ектениях отдельным прошением , на Великом входе Божественной литургии и на уставных многолетиях. Духовник обители. Духовные наставники Духовное руководство в монастырях по древней традиции возлагается на игумена или игумению. В мужских монастырях в помощь игумену духовным собором из числа опытной старшей братии может быть избран духовник обители братский духовник , представляемый на утверждение епархиальному архиерею. При большой численности братии может быть назначено несколько духовников. В женских монастырях в духовном руководстве сестрами игуменье помогает духовник обители. Также в помощь игуменье духовным собором могут быть избраны наставницы из числа опытных старших сестер.
Исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем, предпочтительно из числа белого духовенства [29]. Основные принципы духовного руководства обителью изложены ниже. Основные должностные послушания В помощь игумену могут быть назначены рассудительные и опытные в монастырской жизни братия на следующие должностные послушания: Благочинный — для наблюдения за уставным совершением богослужений, а также за соблюдением братией правил общежительной жизни, предусмотренных настоящим Положением и внутренним монастырским уставом. Казначей — для контроля поступлений в монастырскую казну и расходов из неё и для ведения необходимой отчетности. Эконом — для управления монастырским хозяйством. Келарь — для наблюдения за сохранностью продовольствия и приготовлением трапезы в соответствии с уставом. Под попечением келаря находятся монастырские кухни и склады.
Ризничий — для заботы о сохранности священных предметов, облачений и всей церковной утвари, а также обеспечения их подготовки к совершению богослужений. Кандидаты назначаются духовным собором во главе с игуменом. Кандидаты на послушания благочинного, казначея и эконома представляются на утверждение епархиальному архиерею. Духовный собор Духовный собор созывается игуменом для рассмотрения всех важнейших дел монастырской жизни. В состав духовного собора входят основные должностные лица монастыря: духовник братии, благочинный, казначей, эконом, келарь, ризничий, а также иные насельники добродетельной жизни, обладающие духовным рассуждением. Состав духовного собора, а также изменения в нем утверждаются епархиальным архиереем по представлению игумена. Деятельность духовного собора определяется настоящим Положением и внутренним уставом монастыря.
Решения собора принимаются большинством голосов и после утверждения их игуменом, а в предусмотренных Уставом Русской Православной Церкви, настоящим Положением, епархиальным и монастырским уставами случаях — после утверждения епархиальным архиереем, становятся обязательными для исполнения всем братством обители. Вместе с тем монашеский путь требует от человека сугубого самоотречения, и потому стремящийся стать монахом должен тщательно испытать, способен ли он идти этим путем. Трудничество Среди проживающих на территории монастыря, не причисленных к братии, но несущих монастырские послушания лиц следует различать трудников, которыми именуются желающие со временем вступить в монастырское братство, наемных рабочих, трудящихся в монастыре по трудовому договору и не имеющих намерения поступать в монастырь, а также паломников и волонтеров, остающихся в монастыре на ограниченный срок для оказания посильной безвозмездной помощи обители. Перед тем, как дать благословение человеку на проживание при монастыре в качестве трудника, игумен проводит с ним собеседование, выясняет у него обстоятельства его жизни. Игумену следует обратить внимание на возможное наличие внешних препятствий к поступлению в монастырь. Такими препятствиями являются, в частности, несовершеннолетие, состояние в браке, наличие несовершеннолетних детей, требующих опеки, нахождение под судом или следствием, наличие долговых обязательств или обязательств по выплате алиментов, состояние физического или психического здоровья, делающее человека неспособным к нахождению в общежитии. Перечисленные обстоятельства составляют препятствия к принятию пострига.
Желающий быть принятым в обитель должен представить удостоверение личности, содержащее сведения о семейном положении, и документы об образовании и квалификации, военный билет для мужчин. По возможности ему следует заручиться рекомендациями священнослужителей. Студенты духовных учебных заведений, а также лица, имеющие опыт церковных послушаний на приходах или в других обителях, по благоусмотрению игумена могут быть сразу приняты в число послушников. В монастырях, где такая возможность имеется, трудники проживают отдельно от братства. Период трудничества продолжается не менее одного года. В это время игумен внимательно наблюдает за душевным расположением новопоступившего, заботится о его духовном окормлении, следит за тем, чтобы он имел возможность вести правильную духовную жизнь, прилежал не только к монастырским трудам, но также к чтению и молитве, имел возможность посещать богослужения, принимать участие в Таинствах. Сам трудник за это время присматривается к порядкам обители, испытывает свою решимость встать на монашеский путь.
Если трудник в течение испытательного срока показывает твердость своего намерения вести монашескую жизнь, он может быть принят в число послушников. Не полезно оставлять в монастыре тех, кто обнаруживает склонность к разногласиям и ссорам, постоянно поддается ропоту и, несмотря на советы и увещания, не показывает намерения к исправлению. Подобные люди склонны нарушать внутренний строй жизни обители и могут оказывать неблагоприятное воздействие на братию. Трудничество осуществляется безвозмездно как добровольная жертва в пользу обители, о чем трудника следует уведомить в начале его пребывания в монастыре. Послушничество Послушничество является важным этапом в жизни желающего вступить на монашеский путь. По святоотеческому замечанию, «первоначальное направление, полученное при вступлении в монастырь, остается в подвижнике, в большей или меньшей степени, на всю жизнь» [32]. Причисление трудника к послушникам осуществляется в ответ на его письменное прошение и на основании решения духовного собора, который оценивает образ жизни кандидата в период проживания в монастыре в качестве трудника, знание и понимание монастырского устава, а также усердие в послушании и стремлении к монашеству.
При прохождении послушнического искуса новоначальный должен прилагать усилия к внимательному изучению Священного Писания и основных аскетических творений святых отцов. При этом он должен руководствоваться советом и благословением игумена или духовника. По наставлению святителя Игнатия Брянчанинова , «сперва надо читать книги, написанные для общежительных монахов, каковы: Поучения преподобного аввы Дорофея, Оглашения преподобного Феодора Студийского, Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, начиная с Ответа 216 предшествовавшие Ответы даны наиболее затворникам и потому мало соответствуют новоначальным , Слова святого Иоанна Лествичника, Творения преподобного Ефрема Сирского, Общежительные постановления и собеседования преподобного Кассиана Римлянина. Потом, по прошествии значительного времени, можно читать и книги, написанные отцами для безмолвников, как-то: Добротолюбие, Патерик Скитский, Слова преподобного Исайи Отшельника, Слова святого Исаака Сирского, Слова Марка Подвижника, Слова и Беседы преподобного Макария Великого, сочинения преподобного Симеона, Нового Богослова, и другие подобные сим деятельные писания отцов» [33]. Живя в обители, послушник старается тщательно исполнять положения монастырского Устава и традиции обители, вместе с другими насельниками участвует в богослужениях и общей трапезе, трудится на монастырских послушаниях. За время послушнического искуса тщательно испытывается готовность человека к монашескому образу жизни, желание с любовью следовать традициям и уставу монастыря, готовность к добровольному послушанию игумену и братству.
Монастырь — это особый тип религиозного сооружения, где живут монахи или монахини, посвятившие свою жизнь служению Богу. Он может состоять из нескольких зданий, таких как церковь, обитель, общежития и другие сооружения. Монастырь является местом молитвы, изучения священных писаний и исполнения религиозных обязанностей. В некоторых случаях в монастыре могут проживать также миряне, желающие вести духовную жизнь под руководством монахов. Храм — это основное строение религиозного культового комплекса, предназначенное для проведения богослужений. Храмы могут быть самостоятельными сооружениями или частью монастыря или другого религиозного комплекса. Они служат для совершения таинств, молитвы и поклонения Богу. Храмы обычно имеют алтарь, где священник освящает Хлеб и Вино, а также залы для прихожан и купола, которые символизируют животворную силу свыше. Собор же — это особый храм, который является главным религиозным сооружением определенной епархии или диоцеза. Он отличается своими размерами и имеет статус главного храма в данной территориальной единице. В соборе собираются верующие для особо торжественных обрядов и молитв, а также для проведения совещаний и религиозных событий. Соборы обычно олицетворяют значимость и служение местной церкви в религиозной и социальной жизни общины. Таким образом, монастырь, храм и собор — все они имеют свои уникальные особенности и способы использования, но объединены общей целью — служением Богу и духовному развитию верующих. Размеры и архитектура Монастыри часто отличаются своими габаритами от храмов и соборов. В отличие от храма или собора, монастырь может иметь несколько дворов, включать в себя множество зданий, церквей и жилых помещений. Такие монастырские комплексы могут занимать большие территории и представлять собой настоящие крепости. Внутренняя архитектура монастырей также может отличаться. Во внутреннем пространстве монастыря обычно находятся храмы, кладовые, резиденция о старцев, кельи монахов и другие административные помещения. Храмы монастырей могут быть различного размера и формы, но обычно они являются наиболее значимой частью комплекса и занимают центральное положение.
IV, 17 и др. На основании некоторых канонических положений Правила 9-е, 17-е и 28-е Четвёртого Вселенского собора, 34-е Правило Святых апостолов Константинопольский патриархат с 1920-х годов полагает, что вся православная «диаспора» должна находиться в его окормлении церковной юрисдикции , а православные общины на территориях, вышедших из-под гражданско-политической юрисдикции государств то есть ставшие суверенными государствами , имеют право на организацию в составе автономной церкви под её верховной юрисдикцией. Так, на основании, в частности, указанных канонов Константинопольский патриархат в феврале 1996 года совершил «Патриаршее и Синодальное Деяние o возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года касательно Православной Эстонской Митрополии », которое, в частности, гласило: «проявив осторожное поведение и предусмотрев всё необходимое, в соответствии с канонической традицией с незапамятных времён, когда Святейший Вселенский Престол получил право изменять и обеспечивать устройство Церквей и существо дел в соответствии с потребностями времени и благостоянием всего сонма, всегда стремясь к согласному и благоприятному образу и правлению местного и вселенского, снова провозглашаем восстановление Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года в отношении Православной Эстонской Митрополии во всех его деталях» [74]. Эпиграфом к указанному Деянию было изречение Патриарха Фотия : «Это обычное дело — менять границы Церкви, когда меняются политические образования и правительства» см. Официальный представитель Московской патриархии в августе 2008 года заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами» [75]. В начале 2008 года юрисдикционный конфликт между Московским и Константинопольским патриархатами возник вокруг территории Китайской Народной Республики вследствие реорганизации Константинопольским патриархатом своей Гонконгской митрополии с включением в её состав территории Китайской Народной Республики, что Священный синод Русской православной церкви на своём заседании 15 апреля 2008 года расценил как «посягательство на права Китайской автономной православной церкви » [76] [77] , которая де-факто ныне не существует, но исторически рассматривается Московским патриархатом как находящаяся в её канонической юрисдикции. Выступая 26 июля 2008 года перед собравшимися представителями различных канонической и неканонических украинских юрисдикций в Киеве, в рамках торжеств в связи с 1020-летием «Крещения Киевской Руси» Вселенский патриарх Варфоломей I отметил, что уступка Киевской митрополии Московскому патриархату в 1687 году была обусловлена « аннексией » [78] [79] Украины Московским Царством.
В чем отличие между монастырями и храмами
Однако, в отличие от церкви, не имеет алтаря, поэтому здесь не служится литургия, но можно совершать молебны, акафисты, а также службы Часов (особые моления, псалмы, по часам дня). Люди, которые боятся войти в храм по причине того, что они там что-нибудь не так сделают, не понимают природы Церкви и душевного настроя православных верующих. Говоря о том, чем храм отличается от церкви, нельзя обойти стороной их функции. Таким образом, архитектурные отличия монастыря и церкви направлены на поддержание и подчеркивание особенностей их функционального предназначения и символики, связанных с молитвой, послушанием, целомудрием, благочестием, искуплением, подвигом.
Обидятся ли священники, если их храм назовут собором или церковью?
- Историческая справка
- Что такое монастырь?
- Беседа с сестрами об иноческом и монашеском постригах / Монастырский вестник
- Чем отличается храм от церкви? Определения и особенности