Правда ли, что Иван Грозный был первым русским царем, или этот титул использовался на Руси до него? 17 декабря 2018 Артур Романов ответил: Первым русским царем, как известно, был царь Иван IV, он же Иван Васильевич Грозный. – Первым из русских царей, побывал в заграничном путешествии (1697–1698 годы). Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт.
Романов Пётр I Алексеевич
Как проходила церемония коронации русских царей Венчание и принятие царского титула Иоанном IV Клавдий Лебедев Чин, или порядок венчания на царство, Федора Ивановича был скопирован с византийского обряда. В него входили таинство миропомазания и множество других священнодействий. Очевидцем церемонии тогда стал английский дипломат Джером Горсей. По его описаниям, царь, окруженный свитой из высших чиновников и высшим духовенством в самых богатых одеждах, вышел из своих кремлевских покоев и медленно переходил из собора в собор.
Поскольку Ивановская площадь в Кремле была полностью занята народом, для царя были сделаны «подмостки» 150 морских саженей около 270 метров. Во время церемонии паперти храмов были покрыты красным бархатом и стаметом сукном. Интерьер Успенского собора Московского Кремля Legion Media После входа царя в Успенский собор на него был надет специальный «наряд Большой Казны» — украшенный золотом и драгоценными камнями кафтан, весивший, по словам Горсея, около 100 кг.
Когда царь шел, полы его одежды несли шесть человек — ближайшие к царю сановники. Федора Ивановича возвели на царское место, и митрополит короновал его шапкой Мономаха. При этом перед царем «помещались шесть венцов — символы его власти над землями страны» — бывшими ханствами и другими территориями, присоединенными его отцом Иваном Грозным.
В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий». При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до. И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу. Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя. При Грозном же значение слова было расширено — помимо независимости от внешних сил, он стал означать неограниченную власть правителя в стране. По договору, заключенному с русским посольством, Владислав должен был принять православие и прибыть в Москву для возведения на престол.
Специально для коронации своего сына Сигизмунд III заказал у ювелиров «Московитскую корону» — венец, увенчанный 255-ю драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами, изумрудами и рубинами. На Руси же от имени царя Владислава Жигимонтовича даже начали печатать монеты. Однако Владислав православие так и не принял и в Москву не прибыл. Корона же после смерти его отца была разобрана на драгоценности, большая часть из которых попала к германским курфюрстам Гогенцоллерам, после чего следы их затерялись.
А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи!
А ведь они причислены к святым. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел. И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости?
Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей. А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет?
Выходом могла стать только сильная самодержавная власть. Детство будущего царя прошло под неусыпным контролем опекунов. С малых лет Ивана окружали интриги враждующих между собой придворных кланов, которые стремились занять главенствующее положение и получить княжеские привилегии.
Своеволие боярства, которое наблюдал юный Иван Грозный, развило в нем подозрительность и недоверие к людям. Когда Иван Васильевич достиг совершеннолетия, он дал себе слово раз и навсегда покончить с происками олигархии и до предела ограничить власть бояр. В январе 1547 года состоялась торжественная церемония возведения князя Ивана на царство.
Митрополит Макарий торжественно возложил на голову молодого царя шапку Мономаха, которая олицетворяла высшую власть.
Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год
После смерти Алексея Михайловича царём стал его старший сын Фёдор (от второй жены — царицы Марии Ильиничны Милославской), Нарышкины временно ушли в тень. Первыми мастерами российских лож стали офицеры английского происхождения Джон Филипс и Джеймс Кейт. Восстановление российской государственности стало возможным с освобождением Москвы. Избрание нового царя возлагалось на Земский собор, грамоты о созыве которого разослали уже в ноябре месяце. Объединив под своим руководством такую внушительную территорию, вышеназванный исторический деятель, по сути, стал первым русским царем.
Первый Русский Царь
Царь Иван Грозный 16 февраля 1571 года утвердил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», который стал первым в России воинским Уставом. Став первым русским царем Иван IV получал неограниченную самодержавную власть. Князь Дмитрий Пожарский не мог стать новым царём — слишком чистая репутация. Личной трагедией царя стал разрыв с наследником. Царь Борис I Фёдорович Годунов – первый “выборный” царь в России.
Святой Владимир – первый русский царь?
По мере уменьшения зависимости от Орды царский титул стал все чаще применяться к московским великим князьям. Иван III под конец жизни начал систематически называть себя новым расширенным титулом «царь и государь всея Руси». Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III — Дмитрия Ивановича. Дмитрий Иванович Внук — первый, кого венчали на царство Наконец, в 1547 году произошло официальное венчание Ивана IV на царство, и этот титул окончательно утвердился в качестве официального, поэтому словами «первый русский царь» обычно называют именно Ивана Грозного. О личности Ивана Грозного и его деятельности уже не одно столетие ведутся различные споры, однако стоит признать, что именно этот государь стал одной из ключевых фигур в отечественной истории. На годы его правления выпало немало трудностей и конфликтов с соседними государствами, а их разрешение определило дальнейшее геополитическое положение России. Были приняты важнейшие реформы, плодами которых пользуются и сегодня. Информации о жизни великого князя осталось немного, но та, что есть, позволяет сделать выводы о тогдашней эпохе. Ознакомимся ближе с жизнедеятельностью первого русского царя. Ранние годы и вступление Ивана IV на великокняжеский престол Родился будущий царь 25 августа 1530 года под Москвой в селе Коломенское. Родителями его были Василий III — князь владимирский, московский, государь всея Руси и Елена Глинская из угасшего литовского княжеского рода.
Уже в три года Иван IV остался без отца и формально занял его место. Василий III благословляет сына своего Ивана IV перед кончиной Предчувствовав скорую кончину, Василий Иванович создал так называемую «седьмочисленную» коллегию бояр для управления государством во время малолетства своего старшего сына. В созданный совет бояр предположительно вошли родственники: князь Андрей Старицкий и Михаил Глинский, а также приближенные братья Шуйские, Захарьин, Тучков и Воронцов. Многие историки оспаривают данный состав, а некоторые и само существование такого коллегиального органа, высказывая предположение о передаче полномочий в управление боярской думе. В последующие месяцы Елена Глинская фактически совершила переворот, отстранила от власти опекунов, заключила в тюрьму своего дядю Михаила Львовича и сделалась единоличной правительницей — регентшей при Иване IV. Реконструкция внешности Елены Глинской Впрочем, за юные годы Ивана Васильевича многие представители высшей знати пытались сосредоточить как можно больше власти на себе, из-за чего в дальнейшем поплатились жизнью. Главными претендентами на московский престол, помимо Ивана IV, были младшие братья умершего Василия III — князья Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий с ними расправились в 1534 и 1537 годах соответственно. Далее, в 1538 году умерла Елена Глинская вероятно, она была отравлена боярами. Так Иван IV оказался круглым сиротой. Место его главных опекунов заняли Шуйские, однако с ними расправился, похоже, уже сам юный великий князь: в 1543 году он обвинил Андрея Шуйского в измене и отдал его на растерзание собакам.
В общем, все детство великого князя прошло в атмосфере кровавых интриг и заговоров, в которых он сам постепенно начал принимать участие. Главными событиями правления Ивана IV до достижения им совершеннолетия стали: денежная реформа 1535-1538 гг. Совершеннолетие и венчание на царство В 15 лет, то есть в 1545 году, Иван IV достиг совершеннолетия и начал править самостоятельно. Однако, по всей видимости, он нуждался в дополнительном подкреплении своей власти, демонстрации своей независимости, а потому решил венчаться на царство. Молодой правитель был помазан миром и получил благословение. Венчание Ивана Грозного на царство Существует версия, по которой титул великого князя московского соответствовал в европейском понимании принцам или герцогам, но не монархам.
Сергей П.
Правильный ответ Для понимания истории России следует знать, кто стал 1 русским царём. Венчание на царство происходило в Успенском соборе Московского Кремля.
Венчание на царство происходило в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополитом тогда был Макарий. Иван IV царствовал до 1584 года.
В этой статье я раскрою эту тему и расскажу именно то, что спрашивает реальный экзамен.
Предыстория российского царизма Слово «царь» происходит от римского «цезарь». Если кто изучал историю падения Римской империи , тот знает, что римский император Диоклетиан учредил систему тетрархии, согласно которой каждый август назначал себе цезаря, которые были их соправителями. Именно римские-византийские корни имел царизм в Московском государстве. Все началось еще с Древней Руси: крещение княгини Ольги, христианизация Руси по Византийскому Восточному христианству, византийские корни Владимира Мономаха, мать которого была дочерью византийского императора Константина 6 Мономаха, наконец, пресловутая шапка Мономаха, которая на самом деле была изготовлена в XIII веке, а легенда о том, что Константин Мономах как-то передал свою шапку Владимиру Мономаху или своей дочери? Иван Третий Великий. Художественная реконструкция Дальше еще интереснее!
Она привозит в Московию регалии имперской власти: скипетр, державу. В дополнение к шапке Мономаха получился отличный такой «набор» для складывания российского ритуала венчания на царство. Как не был им и его сын — Василий III. Оба они были Великими князьями Всея Руси. Но все предпосылки уже сложились.
Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства
Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима». Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «...
Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях.
Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры.
Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву! Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание.
Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских».
Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его.
Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей. Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. XVI в.
Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь.
В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало. Политика соединялась с христианской мистикой — «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей. Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира.
Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз. За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских — родни Ивана IV по матери. Церемония венчания прошла с большой пышностью в кремлевском Успенском соборе.
Через несколько дней государь выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Царский статус европейские страны признали не сразу. Да и подтверждение его от Константинопольского патриарха Иоасафа пришло лишь в 1561 году.
Мистика и политика Помимо христианской мистики, помимо историософских идей, порожденных средой ученого монашества, были гораздо более прозаические обстоятельства, сделавшие необходимым принятие царского титула. Прежде всего, страна с большим трудом выходила из смуты, вызванной малолетством правителя.
Михаил же был ближайшим родственником последнего законного московского царя из династии Рюриковичей», — рассказал в интервью RT заведующий кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов.
Эксперт также подчеркнул, что Михаил Фёдорович всё время находился вне политической борьбы, которая развернулась во времена Смуты, он лично не заявлял о притязаниях на престол, не принимал участия в заседаниях Собора. Но именно его фигура символизировала преемственность власти. Тяжёлое «наследство» «После выборов царя сразу началось восстановление власти, сводившееся к порядку «как при прежних государях бывало».
Никто никому не мстил, бояре, сидевшие в Москве во время её осады земскими ополчениями, остались у власти и снова вошли в Боярскую думу. И тем не менее первые годы правления царя Михаила Фёдоровича оказались очень трудными, но в это время были грамотно расставлены приоритеты: восстановление государства, усмирение бунтовавших казаков, возвращение утраченных территорий», — говорит Козляков. После заключения с Польшей перемирия поляки в 1619 году освободили из плена Филарета.
Распространено мнение, что вплоть до кончины патриарха в 1633 году вся власть фактически находилась именно в его руках. Земский собор оказывал большую поддержку Михаилу Фёдоровичу», — считает Пчелов. Эксперты говорят, что первые годы царствования Михаила Фёдоровича, когда новый государь оказался в окружении родственного круга бояр Романовых, князей Черкасских, Шереметевых и Салтыковых родственников матери царя , вроде бы дают основание утверждать, что царь был слабым и безвольным правителем.
При преобладании в Думе родственников царя там оставались и представители других родов княжеской аристократии. И никто в «романовской» партии не мог бы усилиться настолько, чтобы заменить собою царя. Даже с возвращением царского отца, будущего московского патриарха Филарета, в 1619 году понятия о первенстве царской власти не поменялись», — объяснил Козляков.
Патриарх Филарет globallookpress. Но роль Михаила Фёдоровича и Боярской думы во всех делах оставалась определяющей. Поддерживал его в этом и патриарх Филарет, после возвращения которого прекратили созываться Земские соборы.
Царь Михаил Романов шёл на компромиссы, чтобы учесть мнение отца, но в основе этого были не безволие и страх, а тёплые отношения между отцом и сыном, о которых свидетельствует сохранившаяся переписка царя и патриарха.
Торжественная церемония, ход который был максимально приближен к византийскому оригиналу, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. Венчал на царство сам митрополит Макарий, который активно поддерживал молодого правителя. Он возложил на Ивана Василевича царские регалии — крест, золотую цепь, шапку Мономаха и бармы.
В 1712 г. Реформы, масштабные строительные проекты, такие, как возведение новой столицы на Неве, дорого стоили населению России. Царь изобретал все новые налоги, например, налог на бани и налог на дубовые гробы. Жестокие преследования старообрядцев были ослаблены Петром лишь для того, чтобы обложить их двойными налогами. Восстания, в том числе в национальных окраинах, беспощадно подавлялись. Параллельно с реформами царь вел войны с соседями. В 1700 г. Решающим сражением войны и главным триумфом всего царствования Петра I стала Полтавская баталия 1709 г. Победа под Полтавой предопределила исход всей войны. По случаю победы в войне в 1721 г. Петр принял титул императора. Государство стало именоваться Российской империей. Другими военными предприятиями Петра были неудачный Прутский поход против Турции 1711 г. Последние годы Личной трагедией царя стал разрыв с наследником. Царевич Алексей был осужден на казнь по обвинению в измене и умер в тюрьме в 1718 г.
Первый русский царь
Нострадамус: голод в Европе и применение химоружия. Действительно, первый русский царь одновременно явился и глубоким идеологом своей Царской власти. россия. РИА Новости. После смерти Алексея Михайловича царём стал его старший сын Фёдор (от второй жены — царицы Марии Ильиничны Милославской), Нарышкины временно ушли в тень.
Биография Петра I
- Как Михаил Романов оказался во главе Русского царства
- Биография Петра I
- Как Петр I изменил Россию и создал великую империю — 09.06.2022 — Статьи на РЕН ТВ
- Как Михаил Романов оказался во главе Русского царства
- Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год
- На Руси состоялось первое венчание на царство
Кто был первый русский Царь?
Будущий российский самодержец родился в 1672 году. Точное место появления его на свет неизвестно, по одним данным, это произошло в Теремном дворце Кремля, а по другим, в селе Коломенском или Измайлове. У его отца было большое количество детей, герой нашей статьи стал 14-м ребенком в семье. Поэтому для многих остается загадкой, как Петр 1 пришел к власти, имея такое количество конкурентов. Определяющую роль в этом сыграло то, что Петр оказался первым сыном царя Алексея Михайловича от его второго брака с Натальей Нарышкиной.
Когда ему исполнился один год, его отдали на воспитание нянькам. Когда ему было всего 4, отец умер. Его опекуном стал старший брат Федор. В детстве им мало занимались, он получил весьма слабое образование, до конца своей жизни писал с ошибками, а позже пробелы в знаниях многих предметов ему пришлось наверстывать в более зрелом возрасте на практике.
Смерть Федора Рассказывая кратко, как Петр 1 пришел к власти, нужно обязательно упомянуть о Стрелецком бунте. Напряженная ситуация, которая его спровоцировала, возникла после того, как болезненный Федор III скончался в 1682 году. Среди претендентов на трон оказались еще один потенциальный царь со слабым здоровьем Иван и малолетний Петр, которому исполнилось всего 10 лет. При поддержке патриарха, которым в то время был Иоаким, Нарышкины возвели на престол своего ставленника.
Так Петр 1 пришел к власти. Краткое содержание последующих событий изложено в этой статье. При малолетнем Петре так называемым великим опекуном стал Артамон Матвеев. Для всех, кто был не согласен с этим назначением, была выдумана версия о передаче скипетра от умирающего Федора Петру, которая не находила авторитетных свидетельств.
Софья против Когда стало известно, что Петр 1 пришел к власти, родственники царевича Ивана решили, что их интересы ущемлены. На тот момент мощную силу в столице составляли стрельцы, которых только в Москве было около 20 тысяч. Выступать против Нарышкиных их явно подстрекали Милославские. Нарышкиных стали обвинять в убийстве Ивана.
Чтобы успокоить бунтовщиков, на крыльцо Кремля вывели Петра, но восстание это не остановило.
Отец царя Алексея Михайловича. С 1624 г. Юные годы В 1601 г. Белозерск ; в сентябре 1602 г. Воспитывался тётей по отцовской линии княгиней М.
Черкасской возможно, рос вместе с её сыном, своим двоюродным братом князем И. Опала с Михаила Фёдоровича и его родителей снята в 1605 г. Лжедмитрием I , тогда же его отец стал митрополитом Ростовским и Ярославским. Михаил Фёдорович получил чин стольника. В 1610—1612 гг. В конце 1612 — начале 1613 гг.
В это время как один из ближайших претендентов на русский престол Михаил Фёдорович был двоюродным племянником Фёдора Ивановича , последнего царя из династии московских Рюриковичей разыскивался польско-литовским отрядом или, возможно, отрядом черкас т. Был спасён крестьянином Иваном Сусаниным , не выдавшим его местопребывание. Избран на царство на Земском соборе 21 февраля 3 марта 1613 г. Авраамий Палицын зачитывает в Богоявленском монастыре грамоту об избрании царём Михаила Фёдоровича Романова. Миниатюра из «Книги об избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея великия России самодержца». В костромском Ипатьевском во имя Святой Троицы мужском монастыре 14 24 марта 1613 г.
На царском престоле Вступив на престол во время глубоких социальных потрясений, экономического и политического кризиса в Русском государстве, сумел их в целом преодолеть лишь к концу царствования. Первоначально испытывал влияние матери, инокини Марфы, и её троюродных племянников — бояр Б.
После смутных времен в Москве, наконец, воцарился государь, избранный «не человеческим многомятежным хотением, а Божиим изволением». В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от поляков. Теперь нужно было восстановить в стране государственную власть.
Избрание нового царя возлагалось на Земский собор, грамоты о созыве которого разослали уже в ноябре месяце. В конце 1612 года на Собор в Москву съехались выборные представители разных сословий — свыше 800 человек из 58 городов. Разумеется, прежде всего это были бояре, дворяне и священнослужители. Но были представлены также посадские люди, впервые в истории соборов донские казаки и черносошные лично свободные крестьяне. Этот Земский собор был наиболее многочисленным и представительным по составу в сравнении с предшествующими.
Причем перед собором, которому надлежало фактически определить дальнейшую судьбу страны, объявили трехдневный пост. Земский собор начал свою работу 16 января 1613 года.
С 1705 года каждые 20 дворов должны были предоставить одного солдата — рекрута. При Петре срок службы не ограничивался, однако в армию мог отправиться крепостной крестьянин, и это освобождало его от зависимости. Служба в армии была пожизненной Для управления делами флота и армии создаются Адмиралтейство и Военная коллегия. Активно строятся металлургические и текстильные заводы, верфи и корабли, открываются школы военных и морских специальностей: инженерные, навигационные и т. В 1716 году издается Военный устав, регламентирующий взаимоотношения внутри армии и поведение солдат и офицеров. Драгуны Петра Первого Итогом реформы стало масштабное ок. Реформа центрального управления Постепенно к 1704 г.
Петр I упразднил утратившую эффективность Боярскую думу. В 1699 году создана Ближняя канцелярия, отвечавшая за административно-финансовый контроль госучреждений. В 1711 году учрежден Сенат — высший государственный орган, объединивший ветви судебной, исполнительной и законодательной власти. Устаревшая система приказов заменяется системой коллегий, аналогом современных министерств. Всего было создано 13 коллегий, в т. Синод духовная коллегия. Во главе иерархии стоял Сенат, ему подчинялись все коллегии, а коллегиям, в свою очередь, администрации губерний и уездов. Реформа была завершена к 1724 году. Реформа местного управления областная Проходила параллельно с реформой центрального управления и делилась на два этапа.
Необходимо было модернизировать устаревшую и запутанную систему деления государства на многочисленные уезды и независимые волости. Кроме того, Петр нуждался в дополнительном финансировании военных сил для Северной войны, чему могло поспособствовать укрепление вертикали власти на местах. В 1708 году территория государства была поделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позже их стало 10. Губернии подразделялись на уезды от 17 до 77. Во главе губерний встали приближенные к царю военные чиновники. Главной задачей их являлся сбор рекрутов и ресурсов с населения. Второй этап 1719 — устройство губерний по шведскому образцу: губерния — провинция — дистрикт. После создания Главного магистрата, который также считался коллегией, в городах появился новый административный орган — магистрат аналог мэрии или муниципалитета.
Горожане начинают подразделяться на гильдии в зависимости от их финансового и социального положения. Церковная реформа Петр I намеревался снизить влияние Церкви и патриарха на государственную политику в финансовых и административных вопросах. Первым делом в 1700 году он запретил избирать нового патриарха после смерти патриарха Андриана, то есть данная должность фактически была ликвидирована. Отныне царь должен был лично назначать главу Церкви. О реформах Петра I кратко Следующим шагом стала секуляризация церковных земель и человеческих ресурсов в пользу государства. Доходы церквей и монастырей отчислялись в государственный бюджет, откуда шло фиксированное жалование священнослужителям и монастырям. Монастыри были взяты под строгий контроль Монастырского приказа. Без ведома этого органа запрещался постриг в монахи. Запрещалось строительство новых монастырей.