В России праздник Рождества стал официальным празднованием после крещения Руси по приказу князя Владимира в конце 10 века. Однако, учитывая раннехристианскую общину Киевской Руси, празднование может иметь более долгую историю.
Дата празднования Рождества в России: в ночь на 7 или 8 января?
Рождество в России – один из самых светлых, добрых и радостных дней в нашей жизни. В истории России было время, когда празднование Рождества оказалось под запретом. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать праздник. С этим запретом отменялась и рождественская елка, которая стала называться «поповским» обычаем. История Рождества Христова в России уходит корнями в далекое прошлое. Большинство верующих в нашей стране отмечают Православное Рождество по Старому стилю (юлианскому календарю) 7 января.
Как появилась песня «В лесу родилась ёлочка»?
Старец Иосиф и Дева Мария были вынуждены ночевать в пещере пастухов. Там и родился Богомладенец. Затем Дева Мария укутала сына и положила будущего Мессию в ясли — кормушку для скота с сеном. После рождения Христа на ночном небе загорелась яркая звезда. Она указала путь пастухам, которые первые пришли и поклонились Сыну Божьему, а также волхвам — мудрецам, которые преподнесли Иисусу Христу драгоценные дары.
Рождественская елка, 1992 История празднования Рождества Христова в России В разные эпохи Рождество в России то всей душой любили, то предавали забвению. Однако затем на протяжении многих веков, вплоть до начала XIX века, на Рождество не устраивали никаких массовых гуляний. Обычай рождественских балов и праздничных ярмарок пришёл в Россию из европейских стран.
Служба в этот день начинается вечером, и люди, которые по каким-то причинам не могли присутствовать в храме, знали, что богослужение началось, и пищу вкушать уже можно. Это был ориентир. Радость и свет — Как отмечать Рождество по православной традиции? Отрадно, что сейчас люди всё больше придерживаются этого правила. Окончание поста совпадает с празднованием светского Нового года. Лучше отметить эту дату без особых увеселений и излишеств в пище. Просто собраться всей семьёй, подарить детям подарки.
Традицией последних лет стало то, что в церквях прямо в новогоднюю ночь проводятся богослужения, на котором тоже можно побывать. Само Рождество, конечно, тоже нужно встречать сначала в храме, а затем — в кругу семьи. В наши дни рождественские службы совершаются и ночью, и днём. Продолжаются и традиции рождественского милосердия. Например, в храме во имя Владимирской иконы Божией Матери в Сормовском районе Нижнего Новгорода есть так называемая ёлка желаний. В специальный ящик люди опускают записки с желаниями, а другие прихожане по своим силам исполняют эти просьбы и приносят подарки в храм. Затем приходская служба помощи «Добрый пеликан» доставит дары по адресам нуждающихся. Статья по теме Запреты и традиции: как в разные времена праздновали Святки — В наши дни Новый год как праздник для многих важнее Рождества. Стоит ли менять в сознании людей важность этих дат? Для православных христиан Новый год — тоже важное время, когда надо поблагодарить Бога за прожитые дни, попросить благословения на год грядущий.
Мемуаристы зафиксировали, что Николай I лично посещал магазины, выбирая рождественские подарки каждому из своих близких. Елки ставились обычно в покоях императрицы и ближайших залах — Концертном и Ротонде. После всенощной перед закрытыми дверями, вспоминает современник «боролись и толкались все дети между собой, царские включительно, кто первый попадет в заветный зал.
Императрица уходила вперед, чтобы осмотреть еще раз все столы, а у нас так и бились сердца радостью и любопытством ожидания. Вдруг слышался звонок, двери растворялись, и мы вбегали с шумом и гамом в освещенный тысячью свечами зал. Императрица сама каждого подводила к назначенному столу и давала подарки.
Можно себе представить, сколько радости, удовольствия и благодарности изливалось в эту минуту». Отец подарил 13-летнему наследнику-цесаревичу бюст Петра I, ружье, саблю, ящик с пистолетами, вицмундир Кавалергардского полка, фарфоровые тарелки и чашки с изображением различных частей русской армии и книги на французском языке. Примечательно, что дети сами приобретали рождественские подарки для родителей на свои карманные деньги.
Описывая рождественскую елку в декабре 1837 г. Кстати, «зажженные елки» представляли собой определенную опасность для огромного дворца, поскольку на них зажигали свечи. И поэтому когда в декабре 1837.
И рассказывая об этом эпизоде, Ольга Николаевна обронила, что император «всегда был против елок». Виды залов Зимнего дворца. Зимний сад императрицы Александры Федоровны Однако традиция уже сложилась, и «пожароопасные» рождественские елки, так радовавшие детей, продолжали проводиться.
А рождественские подарки вспоминались спустя долгое время после самого Рождества. Так, в июле 1838 г. Николай I в письме к сыну Николаю упомянул: «Надеюсь, что мои безделки на Рождество тебя позабавили; кажется, статуйка молящегося ребенка мила: это ангел, который за тебя молится, как за своего товарища».
При последующих российских императорах традиция рождественских елок становится непременным атрибутом новогодних праздников. Гау Эдуард Петрович. Вид Ротонды в Зимнем дворце,где устанавливалась елка.
Виды залов Малого Эрмитажа. Романовская галерея Виды залов Зимнего дворца. Малый кабинет императора Николая I Царская семья не забывала одарить подарками и свиту.
После раздачи взаимных «семейных» подарков все переходили в другой зал Зимнего дворца, где был приготовлен большой длинный стол, украшенный фарфоровыми вещами, изготовленными на императорской Александровской мануфактуре. Здесь разыгрывалась лотерея. Николай I выкрикивал карту, выигравший подходил к императрице и получал выигрыш — подарок из ее рук.
Самым запомнившимся современникам рождественским подарком в период царствования Николая I стал подарок его дочери, великой княжне Александре Николаевне, в декабре 1843 г. Дело в том, что накануне в Петербург прибыл ее жених. Родители скрыли это от дочери, и когда двери Концертного зала Зимнего дворца растворились, дочь Николая I нашла своего жениха привязанным к своей елке в качестве подарка с фонариками и «конфектами».
Наверное, для нее это стало действительно рождественским чудом. На это Рождество подросшие дочери Николая I в Концертном зале Зимнего дворца нашли на «своих» столах уже «взрослые» подарки. Великая княжна Ольга Николаевна получила от родителей на Рождество в декабре 1843 г.
А для Двора и светского общества состоялся традиционный праздник с лотереей, на которой разыгрывались прекрасные фарфоровые вещи — вазы, лампы, чайные сервизы и т. Концертный зал Молодой император Александр II продолжил традиции, сложившиеся во время царствования отца. Поскольку в 1855 г.
К «своим» по обыкновению отнесены фрейлины Марии Александровны — Александра Долгорукая и Анна Фёдоровна Тютчева, дочь поэта, которая вспоминала:«24 декабря 1855. Сегодня, в Сочельник, у императрицы была ёлка. Это происходило так же, как и в предыдущие годы, когда государь был ещё великим князем, — в малых покоях.
Не было никого приглашённых; по обыкновению, присутствовали Александра Долгорукая и я; мы получили очень красивые подарки. Была особая ёлка для императрицы, ёлка для императора, ёлка для каждого из детей императора и ёлка для каждого из детей великого князя Константина. Словом, целый лес ёлок.
Вся большая «золотая зала» была превращена в выставку игрушек и всевозможных прелестных вещиц. Императрица получила бесконечное количество браслетов, старый Saxe, образа, платья и т. Император получил от императрицы несколько дюжин рубашек и платков, мундир, картины и рисунки.
Впрочем, я должна сознаться, что вся эта выставка роскоши вызывает во мне скорее чувство пресыщения и печали, чем обратное…» Император Александр Второй и Императрица Мария Александровна Золотая гостиная Императрицы Марии Александровны Следует отметить, что к проведению этих рождественских елок и лотерей готовились не только взрослые, но и дети. Так, 27 декабря 1861 г. Даже когда семья в силу обстоятельств была разлучена, елки в Зимнем дворце проводились по устоявшейся традиции.
Семья Императора Александра Второго Примечательно, что рождественское настроение овладевало не только детьми, но и взрослыми. Все с удовольствием готовились к празднику, обдумывали, какие подарки выбрать для родных и близких, и с удовольствием радовались подаркам, оказывшимися под «их» елкой. Уже выросший 16 лет великий князь Сергей Александрович записал в дневнике 24 декабря 1873 г.
Как мы наслаждались, подаркам не было конца! Мари получила чудные драгоценности! Китти была и очень радовалась».
Примечательно, что няня царских детей Е. Струтон Китти разделяла радость всей семьи. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг.
В семье возникли разногласия. Императрица Мария Александровна желала провести рождественские праздники как можно скромнее по случаю продолжавшейся войны. Как писал ее сын Сергей Александрович: «Мама решила, что елок не будет у нас совсем в этом году и праздники грустные будут», однако «Папа потребовал одну большую елку в Золотой гостиной».
Рождественские подарки имели свою материальную составляющую, впрочем, она, конечно, не особенно интересовала хозяев огромной Империи. Как правило, приготовлением елок на Рождество занимались кондитеры. Обычно им выдавался аванс на их «обустройство», а после предоставления счета происходил окончательный расчет.
При Александре II 1855—1881 гг. Но при этом в 1878 г. В 1879 г.
Таким образом, в этот год рождественские елки обошлись дворцовому ведомству в 1260 руб. Украшали их кондитерскими изделиями, подарки включали в себя «сюрпризы», «конфекты», мандарины, яблоки, чернослив. Известно, что в 1880 году, например, придворными кондитерами было укомплектовано 75 «базовых» стандартных рождественских подарков, которые обошлись в 972 руб.
Но «базовый комплект», конечно, дополнялся и личными подарками членов императорской семьи. По счету кондитера Петра Прядина в 1880 г. Елочные подарки включали в себя: «сюрпризы французские» 95 шт.
Кроме этого, за границу отправили великим князьям Сергею и Павлу Александровичам сюрпризы и конфеты. От стандартного «подарочного рождественского набора» отличался только подарок Александру II, ему в «комплект» включили ящичек абрикосов «пат де абрикос» одна коробка за 3 руб. Таким образом, в 1880 г.
Великим князьям добавлен чернослив. Все подарки обошлись в 972 руб. Как мы видим, по сегодняшним стандартам, подарок очень скромный, прямо-таки сиротский, но «базовый комплект», конечно, дополнялся и личными подарками членов императорской семьи.
Следует отметить, что с началом «террористической охоты» на Александра II никто из членов императорской семьи не мог позволить себе ходить по магазинам, лично выбирая подарки. Образцы подарков присылались в Зимний дворец поставщиками Императорского двора, и именно из них отбирались личные подарки. В этот же день в Белом зале состоялась и семейная елка со всеми традиционными подарками.
На следующий день семья отправилась в Аничков дворец, где были обед и елка «у Саши для детей». Их подняли в 7 часов утра. После завтрака юноши готовились к лотерее и наклеивали билетики на книги.
Затем они посетили отца и в 11 часов пошли к литургии. На 6 часов вечера назначена елка у наследника-цесаревича. До нее великие князья готовили уроки и обедали с родителями.
После елки на половине цесаревича в 8 часов вечера вся семья собралась ко всенощной, та продолжалась два часа. После этого Александр и Владимир побыли «с час времени» у родителей и «спать легли около четверти двенадцатого». Перед сном к сыновьям зашел Александр II.
Таким образом, никто не ждал полуночи, традиция новогодних курантов появилась много позже. Воспитатель царских детей адмирал Д. Арсеньев особо отметил в дневнике 1873 г.
В это время было принято менять как можно больше в своей жизни — надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи. Вертеп, ряженные и коляда Традиция создавать праздничные театры, вертепы, пришла к нам лишь в начале позапрошлого века. Для крестьян театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряженными».
Вертепы выходили в вечер перед Рождеством и выступали на площадях или заходили в дома. В их репертуаре были сценки из жизни семьи Иисуса Христа, другие библейские сюжеты и истории. Характерно, что и образы героев, и сюжетные линии максимально пропитывались злободневными темами.
Для кукольных вертепов действовало одно строгое правило. Нельзя было делать куклу Богородицы или Иисуса, их заменяли освященными иконами. За выступления участникам вертепа, как правило, давали еду.
История Рождества: древние традиции, которые почитают в России
Католики - 25 декабря, а православные - 7 января. На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским новый стиль , ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь старый стиль , применяемый с 45 столетия до нашей эры. Илья Ефимович Репин.
Рождество Христово. В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому. Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года.
Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю. Развитие иконографии Рождества Христова Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову.
Саркофаг из Мантуи. Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх - «небо», центр - «соединение неба и земли», и низ - «землю».
Он связан с рождением во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Рождество отмечают как 25 декабря, так и 7 января. Причина — в разных календарях.
Подробнее — в материале vtomske. История праздника Согласно христианскому вероучению, Иисус родился в Вифлееме. Именно сюда пришли Дева Мария и ее супруг Иосиф. Рождение Иисуса описано двумя евангелистами — апостолами Матфеем и Лукой. Первые христиане не отмечали Рождество. Гораздо важнее для них был праздник Воскресение Христово, который сейчас известен как Пасха.
Отмечать Рождество Христово верующие стали после того, как в христианские общины вошли греки и другие эллинистические народы. Часто датой Рождества выбиралось 6 января шестой день года, так как Иисус — это новый Адам, а Адам согласно Ветхому Завету был создан в шестой день творения. Праздник идейно совмещал и Рождество, и Крещение Богоявление , ставшие впоследствии разными праздниками. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в летописи 221 года.
Затем шли на ночную службу в церковь.
Люди верили, что ровно в полночь на Рождество небо открывается и Господь слышит всякую просьбу. В России, в отличие от других славянских стран, гадать и колядовать в сочельник было не принято — эти обряды обычно совершали в святочные вечера. А накануне Рождества принимали лишь славильщиков, которые ходили по дворам с «вестью о рождении Христа» — духовными текстами и песнями. Основным угощением для них был ритуальный хлеб. После 1918 года, когда в России был принят григорианский календарь, православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января соответственно.
Новый год в качестве светского праздника перешел на 1 января по новому стилю и выпал из святочного цикла. Юлия Петрова.
Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и некоторые христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце». С 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится на один день, поэтому с 2101 года Рождество Христово будет отмечаться 8 января по новому стилю, что будет соответствовать 25 декабря по старому.
Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники. Грех ли — петь рождественские колядки? Празднование Рождества Христова было сопряжено с древности с народными обычаями. К ним относятся и пение колядок. Как правило, колядки не имеют единого авторства, они часто несовершенны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте.
Обычно, колядка — это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии, прославляющий главные лица той ночи, которая принесла важнейшую, радостную весть — родился Спаситель мира. Почему рождественский символ — елка? В исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, чтобы порадовать детей. В России праздничную елку попытался «насадить» Петр I, но к Рождеству Христову это отношения не имело — еловые ветки украшали город к Новому году. Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века и привлекли сначала высший свет.
Лишь к концу XIX века ель и в России становится и народным рождественским символом. Сегодня рождественскую и новогоднюю елку можно встретить также у других православных христиан Востока. Заметим, что ель, как постоянно зеленое дерево, может символизировать жизнь. Отметим, что Сам Христос, Который есть жизнь Ин. Цитаты о Рождестве «Бог приходит в мир не как всемогущий тиран, а как беспомощный, беззащитный Ребенок.
Не разрушаются ли здесь разом все расхожие представления о Боге, не обличается ли все то, во имя чего атеисты требуют отказа от религии? Ничего внешнего, что принуждало бы человека унизиться, подчиниться, сдаться. Ибо не правда ли: увидеть и признать в этом Ребенке Бога можно только свободно! Но ни полюбить, ни обрадоваться, ни принять в сердце нельзя… без свободы, и потому христианская вера, растущая из опыта, радости и света Рождества, есть вера свободная… Можно пройти мимо этой пещеры, мимо этого Ребенка на руках у Матери, можно в темной ночи не различить слабого света, мерцающего во тьме. Именно так не заметил тогдашний мир рождения Христа.
Он продолжал поклоняться своим богам, своим властям, своим достижениям, своей культуре.
Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России
И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю. История раскола. Рождество в России отмечается 7 января. 1. В России Рождество отмечают 7 января. В ночь с 6 на 7 января в России и многих других странах отмечают Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, посвящённый рождению младенца Иисуса. В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других – 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю. Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением. История и события Рождества Христова, традиции и символы праздника. Что можно и нельзя делать в Рождество Христово в 2024 году, подробнее в материале РЕН ТВ.
Так где родилась елочка? Лютер придумал, а Николай II запретил
Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы. Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна. Пятигорск, 1936 год. Рассказывает очевидец событий того времени: «В 1928—1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля. Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку. В своем воззвании он говорит: «Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка!
Дети во время новогоднего представления. Автор неизвестен. С этого момента ёлки и новогодние маскарады были разрешены на официальном уровне. В своей риторике власть игнорирует Рождество — оно становится праздником скорее для прихожан храмов. Начинает издаваться всевозможная литература про Новый год, открываются фабрики по изготовлению ёлочных игрушек. Деревья теперь украшаются не только ватой и сладостями, как это было раньше, но и шарами с надписью «РККА», фигурками артистов по мотивам фильма «Цирк», игрушками-самоделками. Важным элементом стали детские вечеринки. С 1936 года начинают проводить большую ёлку для школьников в Колонном зале Дома союзов. Попасть туда можно было только по приглашению. В школах, по воспоминаниям современников, работали целые «ёлочные комиссии», которым поручалось подготавливать праздники для детей, заботясь обо всём: от украшений и пригласительных билетов до подарков и культурной программы вечера.
Московский школьник Олег Черневский так описывает своё 31 декабря 1937 года: «…пошли в комн[ату] N 24 там было угощение: мандарины, конфеты, печенье и т. Были и напитки. Танцевали, я танцевал мало, т. Приглашение на ёлку в Колонном зале Дома союзов, 1936 год Взрослые тоже старались интересно отметить Новый год.
С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем [8].
В 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года 1 января. С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества [10]. Сам праздник Рождества отмечался 7 января, в соответствии с православным календарём.
Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём [11]. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года или накануне и продолжаются до Бабьих каш. Народные традиции празднования[ править править код ] Ряженые : медведь, дед-поводырь, старуха, коза рисунок П. Каверзнева, XIX век Подробнее см.
Коляда В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования , когда ряженые накануне Рождества и в Святки ходят по домам, часто с закреплённой на шесте самодельной звездой, поют славословия Христу или колядки -пожелания, а в ответ получают всякие угощения с рождественского стола [13].
Рождество: история и традиции праздника Уже много лет огромное количество людей разных стран ждет это праздник, как один из самых дорогих и любимых. Праздник Рождества Христова — это светлая и тихая радость, это дата начала новой эпохи для человечества. Даже наш календарь отсчитывает вот уже третье тысячелетие именно с этого момента. Такое важное событие свершилось, как известно, тихо и неприметно: Мария и Иосиф, придя на перепись в Вифлеем, не нашли места в гостинице и остановились в пещере для скота вертепе , где ночной порой и родился Младенец Иисус. Первыми после этого пришли к пещере не цари и не священники, а простые пастухи, которым, по свидетельству евангелистов, поведали о великой радости ангелы. А в небе зажглась яркая звезда — она для всех нас и поныне один из главных символов Рождества. Эта звезда и привела через некоторое время в Вифлеем трех мудрецов волхвов с Востока.
История сохранила даже их имена: Гаспар, Валтасар и Мельхиор. С помощью расчетов и древних пророчеств они узнали о том, что должен родиться Спаситель мира, и принесли Ему свои дары: золото, как символ царской власти сохранилось 28 пластинок с орнаментом , благоухающие смирну и ладан до нас дошли около 70 шариков-бусинок. До сих пор эти дары хранятся в монастыре на горе Афон. Но уже с IV века его дата разнящаяся в западном и восточном церковных календарях остается неизменной, а сложенное тогда Григорием Богословом праздничное слово до сих пор ежегодно звучит в рождественскую ночь в храмах: «Христос рождается — славьте! Сейчас Рождество — официальный, а вместе с тем очень домашний и любимый праздник во многих странах мира. Традиции празднования Рождества Именно празднику Рождества мы обязаны многими замечательными традициями. Самый известный символ праздника — конечно, украшенная елочка! Сначала это было ветви деревьев, сплетенные в венок наверняка многие знают про ветви омелы в Англии и украшенные яблоками, цветами.
Говорят, что уже в VIII веке в Европе наряжали к Рождеству именно елку, украшая ее лакомствами сладостями, орехами, фруктами , колокольчиками и свечами.
Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну.
Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной. Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы.
Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет Иер. Святые мученики 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные, миниатюра Минология Василия II, Константинополь, 985 год Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя. История празднования Рождества Христова Точный день, когда родился Христос, неизвестен.
Этот праздник назывался Богоявлением. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды. В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием.
Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог! Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти. С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!
Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог! В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем. Устав и Богослужение Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником.
В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.
В восьми паремиях говорится: в 1-й Быт.
История возникновения празднования Рождества
25 Декабря (7 Января по старому стилю). За несколько дней до Рождества в городах начинались елочные базары. Обычай украшать елку на Рождество пришел в Россию в первую очередь в дворянские дома, во второй половине 19-го века. А уже в самом конце 19-го века появились в столичных российских городах многочисленные елочные базары. Традиции русского рождества Почему Рождество празднуют 7 января. В канун Рождества еще длился Великий пост, поэтому в этот день никаких пиршеств не устраивали. В царской России Рождество праздновали с размахом, как-никак, второй по значимости христианский праздник. Рождество в России – один из самых светлых, добрых и радостных дней в нашей жизни.
5 любопытных фактов о православном Рождестве
В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами. Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности. В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения.
Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй. С 1917 года, в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей , зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, в то время тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз.
Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который и пострадал, то есть в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая от этой даты 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату — 25 декабря. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества — Сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул — святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей, девушек и гадали. И конечно же, отдавали дань «зелёному змию». Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гуляния славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Конец декабря — начало января превращались в Петербурге в непрерывную череду гуляний, балов, маскарадов. Пётр перенял празднование Рождества из Европы. Обычай устанавливать ёлку под Новый год ввёл тот же Пётр I, но только с 1830-х годов украшенная ёлка стала непременным атрибутом и российского Рождества, и Нового года. Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря, а Россия — по юлианскому — 7 января. Русская православная церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, что в таком случае нарушится устройство церковного года. Возвращение евангельского смысла С приходом в нашу страну евангельской вести и началом пробуждения, возрождённые христиане стали переосмысливать праздник Рождества. Нужно отметить особенности и начало евангельского пробуждения в различных регионах Российской империи. На Кавказе и в Таврической губернии пробуждение началось с проповеди среди молокан. Молокане вместе с православными обрядами отвергли все остальные библейские праздники, считая, что на первом месте стоит духовное исполнение заповедей, которое должно выражаться в благочестивой жизни. Соответственно они не отмечали никаких праздников. Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением. На юге Украины на евангельское пробуждение оказали влияние немецкие колонисты, которые организовывали кружки по изучению Священного Писания и назывались штундистскими, от немецкого слова «штунде» — час, или время, для Библии. Эти кружки основывались в связи с началом большого духовного пробуждения среди потомков немецких переселенцев. На этих плодородных землях несколько столетий никто не селился в связи с тем, что они постоянно подвергались набегам турок и крымских татар, но Екатерина освободила Крым от турецкого владычества, и на эти земли хлынул поток переселенцев из Европы. В Европе в то время бушевали наполеоновские войны, и добропорядочным христианам там было очень неуютно.
Это происходило помимо деловых заседаний съездов. Рождество в Советском Союзе В 1929 года в Советском Союзе было принято новое религиозное законодательство, по которому жизнь поместной церкви резко ограничивалась. Это было вызвано тем, что коммунистическое правительство планировало навсегда покончить с религией стране и вытравить из сердец всякую веру в Бога. Поэтому само понятие Рождества усиленно искоренялось, насаждалось широкое празднование Нового года. Правда, бывали редкие исключения. Жизнь поместных евангельских церквей ограничивалась жёсткими рамками богослужений которые были чётко регламентированы. Запрещалось всяческое детское, молодёжное, социальное служение. Но тем не менее христиане все равно старались по-особому отмечать Рождество. Да войны это происходило в основном нелегально, за исключением нескольких открытых домов молитвы. А после войны, когда молитвенных домов было уже больше, устраивалось торжественное рождественское собрание. Например, во время празднования Рождества в январе 1959 года в Ленинградской церкви руководящий брат М. Орлов открыл собрание краткой молитвой. Продолжая рисовать картину этой торжественной ночи, хор исполняет «Пастухи в полях дремали». Брат Орлов прочитал о рождении Христа из Евангелия от Луки 2:1—7 и отметил разницу в проведении переписи в то время по месту рождения и теперь по месту жительства. Все присутствующие в молитве прославили Бога за величайший подарок людям — рождённого Младенца-Христа, после чего и хором, и общим пением был исполнен торжественный гимн: «Слава в вышних Богу... Яковлев, — а с каким сердцем мы предстали перед Господом, какие дары мы принесли Ему? Как необходимо это полное послушание Богу всем верующим! В заключительной молитве все присутствующие вознесли горячую благодарность Богу за рождение в мир Спасителя людей! Пением радостной песни «Младенца дал нам вечный Бог» собрание было закончено. Таково было типичное рождественское собрание в то время, но большего и быть не могло. В конце 50-х годов на Церковь вновь начала наступать атеистическая машина. Но врата ада в очередной раз не смогли её одолеть, и Церковь жила и праздновала Рождество. Верующие старались пригласить друг друга в гости, сделать друг другу хотя бы маленькие скромные рождественские подарки. Особую радость Рождество доставляло детям. Верующие родители стремились, чтобы этот день запомнился как праздник. Многие христиане-баптисты вспоминают, что на Рождество родители делали детям какой-то особый сюрприз. Ну а вечером семья собиралась вокруг Слова Божьего. Поскольку экземпляров Библии было мало, люди старались прийти в дом, где она была, чтобы в эту ночь услышать потрясающую весть о Рождении Младенца. Читали чудом сохранившиеся старые христианские журналы, выходившие в стране до 1929 года. Позже, когда появились приёмники, слушали западные христианские рождественские программы, прорывавшиеся сквозь помехи эфира.
Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи. Они услышали пение ангелов и пришли в пещеру, чтобы поклониться Мессии. Следом явились волхвы, которые увидели на небе необычайно яркую звезду и поняли, что Великое Пророчество свершилось. В это время в Риме правил Ирод. Злой и мнительный, он боялся пришествия Христа. Чтобы не лишиться власти, он задумал убить рожденного Младенца. Сначала Ирод вызвал на допрос мудрецов, но те были предупреждены ангелами о замысле правителя. Не дождавшись волхвов, он приказал уничтожить всех детей в окрестностях Вифлеема. Согласно Библии, в ту ночь были убиты 14000 младенцев в возрасте до 2 лет. Муж Марии знал о готовящемся преступлении и увез жену с Иисусом в Египет. После смерти Ирода они вернулись в Назарет, где и прошло детство Спасителя. На месте рождения Мессии была построена одна из старейших действующих церквей, которая получила название Базилика Рождества Христова. Когда празднуют Рождество 25 декабря или 7 января? До IV века люди, исповедующие христианство, отмечали Рождество Христово 6 января, совместно с Крещением. В этот день вспоминали и другие великие события — мудрецы с Востока. Пришли поклониться младенцу Иисусу, Христос совершил первое чудо сделал из воды вино , Мессия проявил свою силу и не дал умереть людям от голода, превратив малое количество еды в большое. По поводу учреждения праздника существует несколько мнений. Некоторые считают, что Рождество установлено в один день с языческим празднованием Дня Солнца в конце II века. По свидетельствам других ученых, праздник появился во время правления Константина I в начале III века. Днем празднования стало 25 декабря. Но даже в наши дни служения в честь этих двух события схожи. Каждый из этих праздников предваряет Сочельник, когда принято отказываться от пищи до появления первой звезды на небе. Сегодня католики и протестанты отмечают Рождество 25 декабря. Православные христиане чтят великое событие 7 января. В России этот день является выходным. История праздника Рождество — кратко для детей Часто дети задают вопрос, а кто такой Иисус, где и как он родился? Вот небольшая история для общего развития и понимания. Иисус — это сын Бога, который родился человеком на Земле и жил среди обычных людей. Он был послан, чтобы спасти человечество от гибели и избавить от грехов — прошедших и будущих.
История празднования Рождества в России
Рождественские забавы Забавы в старину были такими же простыми, как и сами люди. В праздник совершались массовые гуляния, также все ходили друг к другу в гости, веселились, дарили подарки, да играли в игры. Причем играли как взрослые, так и дети. Например, все знают такую игру, когда два или три участника на скорость ищут без помощи рук вишенку в тарелке с мукой, кто быстрее найдет, то и победитель. А в старину играли очень похоже: в миску наливали сметану, и кто быстрее ее съедал без помощи рук, то и выигрывал. Или же подобным образом нужно было выловить половину яблока из глубокой миски с водой. Самой известной забавой были конечно же колядки, которые всегда проходили задорно и весело. Об этом мы уже сегодня говорили. А вот о такое забаве, как гадания можно писать отдельно, ведь их так любят как юные девочки, так и молодые девушки на выданье. Я еще не встречала ни одну девушку, которая хоть раз не попыталась бы гадать на Рождество. Есть в этом что-то особенное, интригующее, пугающее и притягивающее одновременно, мистическое и загадочное.
Сразу вспоминается произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки», пропитанное настроением рождественского волшебства и забав. Подобных произведений в русской литературе предостаточно. Самое простое и популярное гадание — выйти в Рождество на крыльцо и спросить имя первого мужчины, которого встретишь. Как его зовут, такое имя будет у твоего будущего мужа. Также в снежную ночь можно кинуть валенок через забор на улицу. Если обувка угодила в сугроб, то значит, что девушек придется подождать встречу с суженным еще минимум год. Если носком к какому-либо дому показал, значит, оттуда и будет жених. А если в лес показал носок — нехороший знак это, ведь в лесу обитают черти, а люди не живут. Забавно получается, если попасть в молодого человека валенком, который стоит на улице. Тут уж будет повод познакомиться и на чай пригласить.
Если молодые девушки собираются вместе, они любят гадание с литьем свечей. Для этого следует налить в таз воды, зажечь свечу и медленно лить воск в одну точку на воду. Какую фигуру девушка увидит в тазу, то ее и ожидает. Тут уж не только от фантазии зависит будущее, но и от умения правильно интерпретировать образы. Похожие гадания, позволяющие смотреть на образы — на чайной или кофейной гуще или тени от горящей бумаги. Есть гадание попроще — с чашками. Чашки должны быть одинаковыми. Каждую из них наполняют символами. Кольца — к свадьбе, монеты — к богатству, хлеб — к достатку, сахар — к веселью, лук — к горю, соль — к раздорам, вода — к спокойной размеренной жизни. Гадающим завязывают глаза, а те должны выбрать из чашек любую и посмотреть, что их ждет в будущем году.
Традиционные блюда рождественского стола Хозяйки в Рождество готовят не простую еду. Этот волшебный вечер ожидает специального обеда и ужина. Главное условие — на столе должно стоять 12 блюд. На Руси это была простая постная и даже вегетарианская еда. Два основных элемента на рождественском столе — это сочиво и кисель или узвар. Сочиво представляет из себя размоченное в воде зерно рожь или пшеницу , перемешанное для вкуса с сухофруктами, орехами или маком. Всем тем, чем были богаты люди того времени. Это блюдо символизирует начало жизни, поскольку зерна обычно бывают готовые к проращиванию. Узвар — это на нашем современном языке компот из сухофруктов. Кроме того, принято вспомнить усопших, приготовив пшеничную кашу кутью , заправив ее домашним медом.
Тарелку с этим кушаньем ставят на пучок сена рядом с иконами.
Стирку, уборку, глажку лучше выполнить до Рождества — светлого и чистого праздника. Единственное исключение — это подготовка к трапезе. В светлый праздник лучше избегать ссор и разногласий. Переборите это желание, даже если вы чувствуете, что правы. Будьте терпимее к своим близким. Иначе хорошие отношения можно в один день испортить на всю жизнь. Еще одна традиция — зажигать свечи. Они являются символом победы света над тьмой.
Считается, что зажженные на Рождество свечи приносят в дом благодать, делают жизнь более ясной.
Те, кто не хотел забыть народные традиции, тайно приносили домой еловые веточки, однако за это можно было жестоко пострадать, особенно в 30-е годы — можно было даже попасть в лагерь и не вернуться оттуда. Рождественские традиции постепенно были забыты, а новые поколения даже не знали о них. Лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать елки — правда, уже не рождественские, а новогодние.
И звезды на верхушке ели стали по-советски пятиконечными. А ранее звезды были семиконечными и символизировали ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов. Приблизительно то же самое произошло и с праздниками — Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами.
Советский Союз оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником. И после дробления Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время, как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие. В последние годы, однако, все больше людей посещает в Рождественские праздники церковь, вспоминая религиозный смысл праздника. Сегодня большинство верующих в России отмечает Рождество 7 января, по старому юлианскому календарю.
Народные традиции и обычаи празднования Рождества В Древней Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, и случилось так, что он совпал с языческим славянским праздником Святок. Начинался этот праздник в последние дни декабря, а заканчивался в один из первых дней января. Именно с тех времён до сих пор сохранились многие интересные и увлекательные обряды: весёлые пиршества, прогулки ряженых, гадания, колядки и т. Сегодня в эти дни у нас отмечаются новогодние праздники.
Рождественские традиции в России с течением времени и сменой эпох претерпевали изменения, корректировались, это во многом было обусловлено историей праздника Рождества на Руси, в частности изменением времени его празднования. В давние времена на Руси Рождество отмечали раньше Нового года, как сейчас это делает почти вся Европа. Праздники начинались с Рождества. И готовились к нему заранее.
Надо было запастись домашними заготовками, поэтому еще летом русские хозяйки мариновали и солили грибы, закручивали разную ягоду: клюкву, морошку и бруснику, За неделю до праздника закалывали свинью или покупали мороженую свиную тушу. Дом перед Рождеством в России приводился в полнейший порядок. Заранее пеклись пироги и специальные рождественские пряники. Самым любимым символом рождества была елка.
Оказывается, традиция наряжать елку на Рождество пришла к нам из Германии.
После всенощной свечи на елке зажигали для детей, но ненадолго. Детские праздники устраивались уже на второй и третий день. Часто это был только бумажный головной убор чепчик, шляпка, треуголка, жокейский картуз. Меняться костюмами не полагалось. Подарки дарились не только детям. Канун Рождества и Святки считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто лишен по каким-либо причинам возможности быть причастным к празднеству. В эти дни старались посещать больных, ходить в тюрьмы с подарками.
Рождество Христово в России
Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением. Сегодня Россия и некоторые другие государства постсоветского пространства — чуть ли не единственные страны в мире, где главным зимним праздником считается Новый год, а не Рождество. Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. Уже этой ночью Россия будет отмечать Рождество Христово. Это православный праздник, который имеет действительно долгую и интересную историю, ее читателям «Реального времени» рассказал священник Александр Ермолин. Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества. Рассказываем о значении, истории Рождества, о том, почему неверно называть отмечаемый в ночь на 7 января праздник православным, а также о традициях празднования.