Операция КГБ республики по перехвату прошла ювелирно. Смотрите 52 фото онлайн по теме открытки с днем кгб ссср. На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности (МСБ) и Центральная служба разведки СССР.
Через год после Сталина. Образование Комитета государственной безопасности СССР — КГБ
февраль 1960 г. Решение о выделении органов государственной безопасности из МВД СССР в самостоятельное ведомство было принято Президиумом ЦК КПСС 10 февраля 1954 г. (П 50/11). Координатор Ленинского отделения ЛДПР Виктория Этенко встретилась с начальником штаба Севастопольской общественной организации "Союз пограничников "Солдаты границы" Анатолием Стариковым и поздравила его со 100-летием Закавказского Краснознаменного. Смотрите 56 фотографии онлайн по теме с днем кгб ссср картинки. Именно 13 марта можно считать днем рождения КГБ, правда, эта дата как памятная так и не прижилась. Советского Союза уже не существует 23 года, а аббревиатура КГБ до сих пор вызывает страх и ненависть на Западе.
World History
Руководство КГБ в цвете. На главную. Органы госбезопасности СССР. Скачать Поздравление с Днем образования ВЧК-КГБ СССР | Союз ветеранов органов госбезопасности ПМР #341530 обои Скачать. В среду, 13 марта, исполнилось ровно 70 лет со дня основания Комитета государственной безопасности (КГБ). На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности (МСБ) и Центральная служба разведки СССР.
Почему чекисты не отмечают день создания КГБ
Под руководством Андропова в должности председателя КГБ в период с 1967 по 1982 год органы госбезопасности существенно укрепили и расширили свой контроль над всеми сферами жизни государства и общества. Изменения в обществе и системе госуправления СССР, вызванные перестройкой и гласностью, привели к необходимости пересмотра основ и принципов органов госбезопасности. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности.
Сталина процессом десталинизации общества и государства. Было упразднено более 3,5 тысяч городских и районных аппаратов, объединены некоторые оперативные и следственные подразделения, ликвидированы и объединены в единые следственные аппараты следственные отделы и отделения в оперативных подразделениях. Значительно была упрощена структура особых отделов и органов КГБ на транспорте. В 1955 году было дополнительно сокращено более 7,5 тысяч сотрудников, в то время как около 8 тысяч офицеров КГБ были переведены на положение гражданских служащих[6]. В 1956 году сотрудники КГБ активно участвовали в подавлении восстания в Венгрии и преследовании его участников.
За прошедшие с того времени годы, несмотря на смену эпох, Группа «А» сумела сохранить преемственность и стала полноценным отрядом элитного спецназа, прошедшим Афганистан, две военные кампании на Северном Кавказе и ведущим борьбу с международным и региональным терроризмом. Шесть раз Группе «А» довелось повлиять на ход истории: в Кабуле, взяв штурмом дворец диктатора Амина, дважды в Москве — в августе 1991 года и октябре 1993-го, в Будённовске Святой Крест , во время кризиса с заложниками на Дубровке «Норд-Ост» и в Беслане. Я от всей души приветствую дорогих ветеранов — тех, кто стоял у истоков создания подразделения, кто закладывал боевые традиции, доказавшие свою силу. Наши поздравления последующим поколениям бойцов антитеррора, сохранившим и приумножившим данное им наследие.
Премудрости нового для меня дела и осваиваемые материалы раскрывали глаза на окружающую действительность совсем под другим углом. Раньше жизнь воспринималась, как она есть. И мне были неведомо, что люди могли быть врагами, или играть определенную роль по заданию органов госбезопасности. Под влиянием этих открытий я стал тщательно анализировать свое окружение и лиц, с которыми сталкивался по работе. Из-за своих открытий я испытывал определенный психологический дискомфорт, но мне объяснили, что это нормальный период становления и через него проходят все и со временем это прошло. Так прошло два месяца, и я освоил все темы предусмотренные планом индивидуальной подготовки и сдал экзамен на допуск к самостоятельной оперативной работе. Работа сотрудников отдела вначале выглядела, как непонятный мне, но отлаженный контрразведывательный механизм. Высочайшей ответственностью за участие в важном государственном деле были просто пропитаны все мои коллеги и с первых шагов стремились привить её мне. Причем делалось это не навязчиво, а осуществлялось в процессе реализации служебных задач. Но как говориться «глаза боятся», а «руки делают». Безусловно, помог определенный жизненный опыт, опыт комсомольской и преподавательской работы. Только по прошествии времени я понял, что мои страхи напрасны, и я легко свыкся с оперативной терминологией, и освоил премудрости контрразведывательной работы. Я усвоил прописные истины контрразведчика. Для службы в контрразведке нужна высокая честность, смелость, преданность, внимательность к мелочам, конспиративность и умение тщательно продумать предстоящую работу. Кроме того, от оперативного сотрудника требуется способность к наблюдению, память и умение излагать полученные сведения в документе. Для контрразведчика детали имеют чрезвычайно важное значение, успех определяется степенью внимания к мелочам. Конспирация в работе имеет огромное значение. Ни один контрразведчик не решит поставленной задачи, если он будет громко об этом кричать. Работник контрразведки должен обладать упорством, волей и решимостью преодолеть все препятствия, которые могут возникнуть на его пути. Таких слов, как «это не может быть сделано», — не существует в словаре работников контрразведки. Теперь настала пора рассказать об отделе, где мне довелось работать четыре года, где проходило мое оперативное становления, формировался профессионализм оперработника. Отдел насчитывал порядка 30 штатных единиц руководящего и оперативного состава и занимал левое крыло 4 этажа здания Управления и включал в себя три отделения: 1 отделение - работа по студенческой молодежи, творческой и научной интеллигенции, по высшим и средним специальным учебным заведениям, творческим союзам, НИИ, медицинским и культурным учреждениям, иностранцам обучающихся в вузах; 2 отделение - работа по линии религиозных организаций, розыск авторов анонимных антисоветских документов, проверка сигналов о фактах терроризма, предотвращение массовых антиобщественных проявлений, в том числе и в среде неорганизованной молодежи, организация охранных мероприятий; 3 отделение - ведение разработок на лиц, подозреваемых в организованной антисоветской националистической деятельности, работа в среде бывших спецпоселенцев ОУН-УПА, пресечение акций идеологической диверсии подрывных националистических, в том числе и сионистских центров. Отделения в соответствии с предназначением вели оперативную работу по закрепленным линиям и объектам оперативного обеспечения. Оперработники также имели утвержденные должностные обязанности и осуществляли работу по линейно-объектовому принципу. Необходимо отметить, что в отделе УКГБ в ЕАО, городских и районных подразделениях были выделены подразделения, отдельные оперработники или работники совмещающие работу по Пятой линии с другими направлениями. Все они оперативно замыкались на линейных работников Отдела. При осуществлении контрразведывательной работы на практике, часто интересы оперработников, не только в своем отделении, но и в других отделениях и даже других отделов Управления, пересекались, и организовывалось взаимодействие. После допуска к самостоятельной работе, мне определили участок работы — контрразведывательное обеспечение студенческой молодежи и закрепили объекты: Хабаровский институт народного хозяйства и все техникумы г. Хабаровска, в последующем я был переведен на участок работы контрразведывательного обеспечения научной интеллигенции и курировал институты ДВ отделения АН СССР в Хабаровске. Работа меня захватила целиком, осваивать практические навыки оперативной работы мне помогали помимо моего куратора капитана Бирюкова Геннадия Константиновича, мои старшие товарищи по отделению майор Ковнат Леонид Львович, капитан Кащенко Анатолий Николаевич, ст. Но особо хочу отметить моего первого начальника подполковника Баранова Виталия Ивановича, который не только контролировал и направлял мою деятельность, но и кропотливо работал со мной. Прививая мне навыки оперативного мышления, умения анализировать и принимать правильные оперативные решения, и уверенно действовать в различных ситуациях. Именно он, научил меня грамотно, оперативным языком, излагать документы, создавать планы разработки и реализации оперативных материалов, что осталось со мной на долгие годы и помогало мне в дальнейшей чекистской карьере. Часто он беседовал со мной не только на служебные темы, но и обсуждал со мной различные вопросы политики, истории, литературы, искусства, да и просто рассказывал различные истории из своей жизни и оперативной практики. Так, однажды возник разговор об Андрее Сахарове и его статье «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе» и Александре Солженицыне и его произведениях, невозвращенцев на родину Мстислава Растроповича и Галины Вишневской. Нужно отдать должное, Виталий Иванович, обладая обширными познаниями в области истории и культуры, мыслил не шаблонно. Умело и без культивировавшихся в то время штампов, простым языком, доходчиво, разъяснял мне сущность их поступков и пагубность противопоставления из взглядов сложившейся политической системе в СССР. В тоже время объективно оценивал их личные качества, как большого ученого, талантливого писателя и выдающихся музыкантов и ценил их как высокоинтеллектуальных противников. Государство вынужденно защищаться от подобных людей, даже если они великие таланты. Обсуждались и другие темы, причем не, только с точки зрения их оценки, но и возможности позитивного воздействия на происходящие процессы оперативным путем. Такая работа со мной, формировала у меня, широкий взгляд на различные явления в жизни и создавала условия для совершенствования мировоззрения и профессионального роста. Я горжусь тем, что мне довелось делать первые шаги в чекистской профессии под руководством этого удивительного человека. Высоко ценю искренние, добрые отношения, которые сложились между нами и долгие годы бережно сохраняются. Время летело быстро, я осваивал порученный мне участок, достался он мне в запущенном состоянии длительное время не было закрепленного оперработника. Начал с анализа состояния дел и создания оперативных позиций там, где это требовала обстановка. Дело в том, что в студенческих коллективах оперативные источники информации после окончания учебного заведения, по распределению, уходили работать на различные народнохозяйственные объекты, и в зависимости от целесообразности, передавались на связь в другие подразделения или регионы. Вследствие этого процесс поиска и обновления источников информации был непрерывный. Собственно агентурная работа, основа основ оперативной работы, и я её успешно осваивал и прикипел к ней всем своим естеством. Постепенно осведомление на участке налаживается, стала поступать оперативно — значимая информация, которая проверялась, и по ней принимались необходимые меры. Характерной особенностью участка было то, что после окончания учебных заведений, многие молодые специалисты попадали на режимные объекты или им по роду работы требовался допуск к работе с секретными и совершенно секретными материалами и в соответствии с установленным порядком в отношении них проводились проверочные мероприятия. Такие запросы приходили десятками и проработка их, и ответы занимали много времени. Также требовало времени, изучение и подготовка справок в выездную комиссию, на лиц, выезжающих за рубеж в основном по туристическому каналу. Но это была хоть и весьма ответственная в случае негативных последствий, неминуемо следовало наказание , но считавшаяся технической работа. Не секрет, что в те годы КГБ вместе с партийными органами были главными при определении, кому можно было выезжать за границу. Посещение других стран, особенно «капиталистических», сопровождалось проверками на политическую лояльность. Разрешение поехать в другую страну получали те, кто обладал, идеологической стойкостью и не мог попасть под «влияние Запада», а также непременно должен был вернуться домой. Другим препятствием для выезда за границу, мог являться допуск к секретным сведениям, что устанавливалось в процессе спецпроверки. Привлекали нас и для участия в контрразведывательных мероприятий проводившихся 2 отделом Управления в период посещения края установленными разведчиками — дипломатами, а посещали они Хабаровск довольно часто. Много времени занимало участие в так называемых «охранных мероприятиях». На 5 отдел была возложена задача организации обеспечения безопасности во время проведения различных общественно — политических и партийных мероприятий праздничных торжеств 1 и 9 мая, 7 ноября, конференций и пленумов Крайкома КПСС и др. Работа строилась в соответствии с утверждаемым руководством Приказом с персональной расстановкой личного состава по объектам пребывания и маршрутам следования охраняемых лиц. Это была сложная и ответственная работа, которая заключалась не только в физической охране, но и осуществлялся большой комплекс разнообразных мероприятий оперативного характера. В Хабаровске, такие мероприятия проводились несколько раз в квартал. Первый раз мне довелось участвовать в обеспечении крупных мероприятий в ноябре 1974 года, в обеспечении встречи Леонида Ильича Брежнева и американского президент Джеральда Форда. Я в составе группы сотрудников Управления, был командирован во Владивосток, такие же бригады прибыли из многих территориальных органов СССР. В другой раз, а их было много, привожу только важные, пришлось встречать Леонида Ильича Брежнева при посещении им Комсомольск-на-Амуре, в котором он побывал в ходе поездки по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Вспоминаю свой первый оперативный успех. Пушкинской недалеко от центральной площади им. Важно понимать, что это мероприятие проводилось в рамках потепления в советско-американских отношениях, разрядки в международных отношениях, что привело к ослаблению общей напряженности в мире. Поэтому для региона это было важнейшее общественно- политическое мероприятие и Крайком КПСС держал его на особом контроле. Координирующая роль была за 2 отделом Управления, за которым была линия противодействия спецслужбам США. Мне, на время функционирования выставки, поручили работу по неорганизованной молодежи, так называемым фарцовщикам. Для этого я установил контакты с сотрудниками органов ВД, комсомольским оперотрядом, привлеченным специально для отсечения фарцовщиков от иностранцев, и задействовал оперативные источники располагающие реальными возможностями в решении поставленных задач, в том числе находящиеся на связи у других оперработников. Работа шла в плановом порядке, но произошел казус, иначе сегодня его назвать нельзя. Ночью с козырька на фасаде здания выставки исчез флаг штата Вашингтон, там был ещё американский государственный флаг, с другой стороны козырька, но он остался на месте. Как сотрудники милиции несущие службу у выставки допустили это — уму непостижимо. Естественно его требование нашим руководством было доведено до оперсостава. Прошло несколько дней, результата не было, начальство нервничало. И вот на встрече мой оперативный источник сообщил, что ему стало известно о возможной причастности к хищению флага двух молодых людей, учащихся одного из техникумов. Они были установлены, в их отношении проведен комплекс оперативных мероприятий, позволивших сделать однозначный вывод о причастности к краже. Молодые люди были доставлены в помещение приемной Управления, где в беседе со мной, под давлением имеющихся улик, вынуждены были признаться в содеянном. Они рассказали, что совершили кражу флага из хулиганских побуждений и стремления выделиться дерзким поступком из числа сверстников, политических мотивов не преследовали. Они также сообщили, что после кражи и последовавшего общественного резонанса и начала розыскных мероприятий сильно испугались и спрятали флаг, закатав его в стеклянной трехлитровой банке, и зарыли её в землю на даче родителей одного из них. На оперативной машине мы съездили на дачу, где благополучно извлекли из банки полотнище флага. Я впервые в жизни держал в руках зеленый флаг штата Вашингтон с портретом первого президента США. Доставив его в Управление передал своему начальнику, который срочно передал его дальше по инстанции. Руководство Управления оценило мои труды и объявило мне благодарность. В отношении молодых людей совершивших этот проступок ограничились проведенными беседами. После учебы, обогащенный знаниями, вернулся в свое подразделение, и продолжил работу. Новый участок, наряду с осуществлением профессиональных задач, потребовал от меня большой работы над собой в плане общей подготовки. Я понял важную истину: в контрразведке побеждает тот, кто имеет широту взгляда, знания, хорошую память и ищущий ум. Мои познания в науке ограничивались учебной программой института и недолгим стажем работы на кафедре. Пришлось срочно приобретать знания в различных областях науки, чтобы хоть как-то разобраться в терминологии и современных направлениях академических исследований. Я старался быть в курсе всех общественно-политических событий в стране, новостей литературы, кино и т. Много читал художественной литературы, знакомился со специальными изданиями. Именно в это время начал формировать домашнюю библиотеку, которая уже многие годы сопровождает меня при переездах из города в город, и где нет не почитанных мной книг, а к ряду из них я обращаюсь регулярно. Работа над собой и самообразование помогли мне уверенно работать с разными людьми, смотреть на проблемы шире и воспринимать общую картину, находить правильные решения. При встречах с людьми на объектах оперативного обеспечения, чувствовалось, что они ждали от меня чего-то нового, какой-то новой точки зрения на происходящие события. Поэтому приходилось соответствовать их запросам, общаться на их языке, быть понятым и не отторгнутым. Ведь только между взаимоинтересными людьми складываются отношения и человек доверительно делиться информацией необходимой для организации контрразведывательного процесса. Постепенно все стало на свои места. Работа с учеными, занимающимися академической наукой была интересной, каждый из них познавал непознанное и зачастую в своих исследованиях уходили так далеко, что даже работающие рядом коллеги не могли дать правильную оценку их работ, что уж говорить обо мне. Но постепенно и здесь все наладилось. В институтах были закрытые темы и работали с секретными документами, всё это также требовало контроля. В целом на объектах, которые мне приходилось обеспечивать за время работы в 1 отделении 5 отдела обстановка была стабильная, возникающие со стороны отдельных студентов, преподавателей, научных сотрудников негативные проявления, носящие политическую окраску, пресекались путем профилактики. Каждый такой случай поступления информации тщательно проверялся и в случае подтверждения, устанавливалось, нет ли в действиях гражданина или группы лиц признаков состава преступления как правило, оперативные материалы рассматриваются следователем и принимается решение о профилактики. Санкцию на проведение профилактики в различных формах давал руководитель соответствующего уровня, наделенный этим правом. За проведение профилактики персонально отвечал оперработник и должен ее осуществить до начала совершения объектом, преступных действий. В случае если профилактика достигала цели, то по мотивированному заключению, наблюдение за объектом проверки и профилактики прекращалась. Подобные проявления имели место и на объектах, где контрразведывательное обеспечение осуществлялось мной. Так, в результате проведенных профилактических мероприятий удалось уберечь от противоправной деятельности отдельных молодых людей из числа студенчества и других категорий граждан. Профилактируемые часто выражали благодарность оперработнику за разяснение ошибочности их взглядов и поступков и приятно было узнавать, что они становились активными членами нашего общества и в последующем занимали значительные руководящие должности в различных сферах экономики. Время неумолимо двигалось вперед, его никак нельзя остановить. И вот вроде, только совсем недавно я в первый раз открыл дверь служебного кабинета, сел за рабочий стол, познакомился с товарищами по работе, но прошло уже четыре года. Я стал считаться опытным сотрудником, который мог самостоятельно решать любые вопросы, входящие в компетенцию оперработника, пользовался авторитетом не только у руководства, но и у сослуживцев. Ко мне обращались молодые сотрудники за советом и помощью и я не отказывал. В середине сентября 1978 года меня пригласил к себе заместитель начальника Управления по кадрам полковник Бахмацкий Виктор Гаврилович. После непродолжительной беседы он объявил мне, что руководство Управления считает меня достаточно подготовленным к самостоятельной работе сотрудником, акцентировал внимание на моих положительных результатах в оперативно — розыскной деятельности и предложил должность начальника Ленинского РО УКГБ по Хабаровскому краю в Еврейской автономной области, которая на тот момент была вакантной. Из беседы с генералом я не только узнал об обстановке на новом участке, но были четко сформулированы новые для меня задачи и пути их решения. Необходимо отметить, что он хорошо знал вопрос, так как сам ранее прошел через такую должность и дал мне толковые советы по взаимодействию с партийными и советскими органами, пограничниками, РОВД, прокуратурой и другими районными ведомствами. Его советы мне очень пригодились в практической работе, и я долго с благодарностью вспоминал нашу беседу. Утром 4 октября 1978 года я поездом прибыл в Биробиджан, где ранее мне не доводилось бывать. Дежурный прапорщик проводил меня в кабинет к начальнику Отдела полковнику Плунскому Василию Прокопьевичу, который ждал меня. Я вошел с чувством внутреннего волнения в большой светлый кабинет. За большим письменным столом сидел невысокий, коренастый, с высоким лбом и залысинами на голове человек, лет пятидесяти с мягкими чертами лица. Волосы аккуратно зачесаны назад. Лев Борисович, несмотря на официоз встречи, оказался очень интеллигентным человеком с первого взгляда внушающим доверие и симпатию. Беседа была не долгой. Лев Борисович в свойственной ему манере тактично расспросил меня о семье, прежних местах работы и службы, С теплотой и гордостью рассказал о ЕАО, о текущих хозяйственных проблемах — уборке сои, надоях молока, вспашке зяби, акцентировав внимание на, явно не устраивающее его, положении дел в Ленинском районе, где мне предстояло трудиться. Он пожелал мне успехов в работе на новом месте и выразил надежду, что с моим приходом в район дела пойдут лучше. Мы с полковником Плунским В. На место мы прибыли часа через два. После знакомства, он рассказал о Ленинском районе, затем беседа плавно перетекла в его монолог о хозяйственных проблемах района. Внешностью и манерой общения он с трудом воспринимался, как партийный функционер, в нем чувствовался типичный специалист аграрий. Когда прибыли в райотделение, полковник Плунский В. Обстановка была удручающая, райотделение уже более полугода работало без начальника, который в начале года был уволен из органов КГБ по отрицательным мотивам. У областного руководства были серьёзные претензии к организации работы оперсостава. Я начал знакомиться с обстановкой в регионе, проштудировал явно устаревшую справку по оперативной обстановке в районе, провел индивидуальные беседы с оперативными работниками. К моему изумлению, все они, хотя и с разным опытом работы, оказались толковыми операми, которые знали свое дело и уверенно решали поставленные задачи на порученных участках. И не их вина, а их беда, что длительное время они оставались без руководства. Первое впечатление меня не обмануло, впоследствии ст. К сожалению, в сентябре 2012 года он безвременно скоропостижно скончался. В результате коллективного обсуждения, мы пришли к убеждению, что необходимо на основе глубокого изучения и анализа оперативной обстановки с учетом современных взглядов и подходов к проблеме, разработать комплексную систему оперативного прикрытия госграницы в районе с учетом возможностей всех органов участвующих в этом процессе. Таких органов было немало, это наши ближайшие соратники — оперативные работники разведотдела 63 КПО, и ОО КГБ ведущие контрразведывательную работу в многочисленных воинских частях, дислоцирующихся на территории района и наконец, оперативные подразделения РОВД. Начался кропотливый и долгий труд по разработке сложной системы, которую необходимо изложить в оперативном документе. Эта работа выполнялась впервые и оказалась очень непростой и трудоемкой. Сложность заключалась в том, что аналогов таких документов не было и необходимо было не только перелопатить огромный массив информации, но и получить дополнительные сведения из различных, в том числе и оперативных источников. Большим подспорьем для меня было участие в работе бюро РК КПСС и партхозактивах, куда меня приглашали, которые проводились практически еженедельно и там обсуждались основные вопросы хозяйственной, социальной и общественно-политической жизни района. Именно здесь я познакомился с большим количеством людей входящих в так называемый партийно- хозяйственный актив района. Многие из них сами подходили ко мне, знакомились, поднимали волнующие их темы. С отдельными из них мы встречались у меня в кабинете, к другим приезжал я сам. Беседы были весьма полезными и открывали мне глаза на многие насущные вопросы жизни района. Были и отдельные недоброжелатели стремившиеся поддеть меня рассказами о моем предшественнике. Но абсолютное большинство людей, доброжелательно относилось ко мне и с большим уважением к нашей службе. Люди, живущие на границе, прониклись ее духом,являются в своем большинстве патриотом страны, не ищут себе личной выгоды и готовы бескорыстно прийти на помощь в деле охраны госграницы. Здесь я встретил замечательных людей — это председатель райисполкома Лысенко Владимир Александрович, из коренных жителей района, человек деятельный, ответственный, люди относились к нему с большим уважением; первый секретарь РК ВЛКСМ Винников Александр Аронович ответственный и инициативный молодой человек, ныне губернатор ЕАО; председатель районного суда Медведев Григорий Дмитриевич умудренный жизненным опытом и рассудительный вершитель людских судеб; директор Воскресеновского совхоза Кологоров Николай Васильевич толковый профессионал аграрий и энергичный руководитель, впоследствии ставший заместителем главы администрации Хабаровского края, председателем агропромышленного комитета; начальник ПМК 1040 треста «Биробиджанцелинстрой» Ларин Юрий Михайлович строитель от бога, построивший практически все промышленные и сельскохозяйственные объекты и жилые дома в районе; прораб ПМК 1040 в с. Перечислить всех тех с кем мне довелось работать в районе не возможно, но я всем им признателен за взаимопонимание и поддержку. Я в процессе общения с ними, не только познавал специфику района, сельской жизни, особенности оперативной обстановки, но и учился у них самой жизни. Мне 28 летнему молодому человеку, имеющему воинское звание ст. Выход был один — учиться. Я полностью разделяю слова великого Альберта Эйнштейна: «Самое важное в жизни — это не переставать задавать вопросы». И я не уставал задавать вопросы. В процессе общения с различными людьми, не только познавал специфику района, сельскую жизнь, особенности оперативной обстановки, но и учился у них самой жизни. Только после вдумчивого осмысления информации поступающей от них начинаешь понимать, что она не только характеризует обстановку в районе, но именно она объясняет жизнь так, что всё становится на свои места. Это дало мне понимание на всю жизнь того, что все самое лучшее нам удастся проявить в своей жизни, если мы учимся. И я всю жизнь старался учиться, накапливать знания. Учиться нужно всегда, перестанешь учиться — не сможешь расти. Ибо знания все умножаются и усложняются.
День рождения КГБ
Хрущёва , А. Руководство КГБ принял В. Семичастный продолжил политику его предшественника по структурной реорганизации КГБ. В главное управление внутренней безопасности и контрразведки 2-е главное управление были влиты 4-е, 5-е и 6-е управления КГБ.
Под крыло 7-го управления, занимавшегося охраной дипломатического корпуса и наружным наблюдением, перешли соответствующие функциональные подразделения 2-го главного управления. Соответствующие структурные изменения произошли и в органах КГБ союзных и автономных республик, в краях и областях [13]. В 1967 году аппараты уполномоченных в городах и районах были реорганизованы в городские и районные отделы и отделения КГБ—УКГБ—ОКГБ [14] В результате сокращения многочисленных структурных звеньев, аппарат Комитета государственной безопасности стал более оперативным [6] , в то время как создание в 1967 году по инициативе нового председателя КГБ Ю.
Андропова пятого управления для борьбы с диссидентами сделало КГБ более подготовленным для борьбы с противниками советского строя в последующие два десятилетия. В Викитеке есть полный текст Плакат участников демонстрации протеста против вторжения советских войск в Чехословакию , упоминаемый в докладной записке КГБ в ЦК КПСС [15] Летом 1962 год ресурсы КГБ были задействованы в операции по нейтрализации забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода в городе Новочеркасске. По имеющимся данным, сотрудники госбезопасности лично не участвовали в расстреле забастовщиков, однако играли активную роль в слежке за «зачинщиками беспорядков» и их арестах.
Активисты забастовки были выявлены благодаря фотографиям, сделанным штатными сотрудниками и тайными агентами КГБ, и привлечены к суду по обвинению в бандитизме , организации массовых беспорядков и попытке свержения советской власти. Семеро участников выступлений были приговорены к смертной казни и расстреляны, остальные получили длительные сроки заключения с отбыванием в колонии строгого режима [16]. В 1968 году КГБ принял участие в операции «Дунай» на территории Чехословакии , проводившейся с целью смены политического руководства страны и установления в Чехословакии лояльного СССР режима.
Задача сотрудников КГБ заключалась в оказании помощи советским десантникам и работникам чехословацких органов госбезопасности в аресте и вывозе в СССР руководителей коммунистической партии и правительства Чехословакии. Через несколько дней после начала операции, 25 августа 1968 года, на Красной площади в Москве группой советских диссидентов была проведена демонстрация протеста против вторжения в Чехословакию советских войск и вооружённых сил Варшавского договора. Участники демонстрации были арестованы сотрудниками милиции и КГБ и преданы суду по обвинению в «организации и активном участии в групповых действиях, нарушающих порядок» [15] , и в распространении клеветнических измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй.
Большинство участников демонстрации были приговорены к различным срокам тюремного заключения и ссылке «в отдалённые районы страны» [15] [17] , а по судебным делам Н. Горбаневской и В. Файнберга были сфабрикованы медицинские заключения о признании подсудимых невменяемыми с их отправкой на принудительное лечение в психиатрические больницы специального типа [18].
Андропова в должности председателя КГБ в период с 1967 по 1982 г. В этот период КГБ сосредоточил свои усилия на борьбе с национализмом и антисоветскими проявлениями внутри страны и за рубежом. Внутри страны органы госбезопасности усилили борьбу с диссидентами; однако действия, связанные со ссылкой и заключением под стражу стали более утончёнными.
Усилилось применение средств психологического давления на диссидентов , включая слежку, давление с помощью общественного мнения, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, депортация из СССР, принудительное заключение в психиатрические клиники , политические судебные процессы, дискредитация, различные провокации и запугивания [21]. Практиковался запрет на проживание политически неблагонадёжных граждан в столичных городах страны — так называемая « ссылка за 101-й километр ». Под пристальным вниманием КГБ находились, в первую очередь, представители творческой интеллигенции — деятели литературы, искусства и науки — которые по общественному статусу и международному авторитету могли нанести вред репутации советского государства.
Показательна деятельность КГБ в преследовании советского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А. Летом 1973 года сотрудники КГБ задержали одну из помощниц писателя Е. Воронянскую и в ходе допроса вынудили её выдать местонахождение одного экземпляра рукописи произведения Солженицына « Архипелаг ГУЛАГ ».
Вернувшись домой, женщина повесилась. Узнав о случившемся, Солженицын распорядился начать публикацию «Архипелага» на Западе. В советской печати была развёрнута мощная пропагандистская кампания, обвинявшая писателя в клевете на советский государственный и общественный строй.
Попытки КГБ через бывшую жену Солженицына уговорить писателя отказаться от публикации «Архипелага» за границей в обмен на обещание помощи в официальном опубликовании в СССР его повести « Раковый корпус » не увенчались успехом и первый том произведения был опубликован в Париже в декабре 1973 года. В январе 1974 года Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине , лишён советского гражданства и выдворен за пределы СССР. Инициатором депортации писателя был Андропов, чьё мнение стало решающим при выборе меры «пресечения антисоветской деятельности» Солженицына на заседании Политбюро ЦК КПСС [22].
После высылки писателя из страны, КГБ и лично Андропов продолжили кампанию дискредитации Солженицына и, как выразился Андропов, «разоблачения активного использования реакционными кругами Запада подобных отщепенцев в идеологической диверсии против стран социалистического содружества» [23]. Щаранский Объектом многолетнего внимания КГБ являлись видные деятели науки. К примеру, советский учёный-физик, трижды Герой Социалистического Труда , диссидент и правозащитник , лауреат Нобелевской премии мира А.
Сахаров находился под наблюдением КГБ с 1960-х годов, подвергался обыскам. В 1980 году по обвинению в антисоветской деятельности Сахаров был арестован и без суда отправлен в ссылку в город Горький , где он провёл 7 лет под домашним арестом под контролем сотрудников КГБ. В 1978 году КГБ предпринял попытку по обвинению в антисоветской деятельности возбудить уголовное дело против советского философа, социолога и писателя А.
Зиновьева с целью его отправки на принудительное лечение в психиатрическую больницу, однако «с учётом развязанной на Западе кампании вокруг психиатрии в СССР» эта мера пресечения была сочтена нецелесообразной. С момента образования МХГ подвергалась постоянным преследованиям и давлению со стороны КГБ и других силовых органов советского государства. Члены группы подвергались угрозам, их вынуждали эмигрировать, заставляли прекратить правозащитную деятельность.
С февраля 1977 года активистов Ю. Орлова , А. Гинзбурга , А.
Щаранского и М. Ланду начали подвергать арестам. Картеру личного письма тестя подсудимого с отрицанием факта супружества Щаранского и «разоблачением» его аморального облика.
Алексеева , П. Григоренко и В. В период с 1976 по 1982 год были арестованы и осуждены к разным срокам заключения или ссылки в общей сложности — 60 лет лагерей и 40 лет ссылки восемь членов группы, ещё шестерых вынудили эмигрировать из СССР и лишили гражданства.
Осенью 1982 года, в условиях усиливающихся репрессий, трое оставшихся на свободе участников группы были вынуждены объявить о прекращении деятельности МХГ. Московская Хельсинкская группа получила возможность возобновить свою деятельность только в 1989 году , в разгар горбачёвской перестройки.
У Костова внезапно поднялась температура и упало давление, но он не придал этому значения. Узнав о смерти Маркова, Костов обратился к врачу, который сделал рентгеновский снимок и обнаружил в мышце спины небольшой металлический объект, оказавшийся капсулой, в которой английские специалисты нашли следы рицина. Это происшествие вызвало повторное обследование тела Маркова, в котором была обнаружена такая же капсула. Андропова и после его смерти была продолжена советской разведкой в качестве «постоянно действующего задания» ПДЗ до полной отмены в конце ноября 1991 года [36]. Крупным успехом советской разведки была вербовка в первой половине 1980-х сотрудника советского и восточно-европейского отделения ЦРУ О. Используя полученную информацию, начиная с 1985 года КГБ в сотрудничестве с другими спецслужбами стран Варшавского договора приступил к обезвреживанию американской агентуры, в результате чего многие из действовавших на территории СССР и Восточной Европы агентов были арестованы и казнены. Нетипичная для контрразведывательной деятельности практика немедленной ликвидации зарубежной агентуры диктовалась решением высшего политического руководства СССР [37]. Успешные усилия КГБ по дезинформации ЦРУ завели расследование по выявлению советского агента в тупик, в результате чего в 1990 году ЦРУ практически прекратило вербовку новых агентов из-за отсутствия возможности их защиты от раскрытия.
Деятельность Эймса в пользу советской и позднее российской разведки успешно продолжалась до конца 1993 года, когда Советский Союз уже прекратил существование. Пересмотр принципов деятельности[ править править вики-текст ] Изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности , привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности. Руководство и партийный комитет КГБ были категорически против ликвидации партийных организаций в системе органов госбезопасности, в то время как руководители некоторых низовых партийных ячеек КГБ, в частности, секретарь парткома Первого главного управления КГБ , высказывались в пользу департизации. Крючков был арестован за активное участие в создании и деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению ГКЧП , который предпринял попытку остановить распад СССР формально лишился своего поста спустя 6 дней из-за отставки союзного правительства. Агеева и В. Грушко, заместителя председателя КГБ В. Пономарева, начальника службы охраны Ю. Плеханова и его и заместителя В. Прилукова [39].
Участие руководителей КГБ в создании и содействии ГКЧП и провал его выступления положили начало крупнейшей в истории советских органов госбезопасности реорганизации. Под руководством В.
Также в задачу КГБ входило обеспечение Центрального комитета КПСС и высших органов государственной власти и управления СССР информацией, затрагивающей государственную безопасность и оборону страны, социально-экономическое положение в Советском Союзе и вопросы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности советского государства и Коммунистической партии. Список председателей КГБ Иван Александрович Серов 13 марта 1954 - 8 декабря 1958 Константин Фёдорович Лунёв 8 декабря 1958 - 25 декабря 1958 Александр Николаевич Шелепин 25 декабря 1958 - 5 ноября 1961 Пётр Иванович Ивашутин 5 ноября 1961 - 13 ноября 1961 Владимир Ефимович Семичастный 13 ноября 1961 - 18 мая 1967 Юрий Владимирович Андропов 18 мая 1967 - 26 мая 1982 Виталий Васильевич Федорчук 26 мая 1982 - 17 декабря 1982 Виктор Михайлович Чебриков 17 декабря 1982 - 1 октября 1988 Владимир Александрович Крючков 1 октября 1988 - 28 августа 1991 Леонид Владимирович Шебаршин 22 августа 1991 - 23 августа 1991 Вадим Викторович Бакатин 29 августа 1991 - 3 декабря 1991 Связанные статьи.
Символ КГБ. Герб КГБ. Знак КГБ. КГБ аббревиатура. Отделение милиции СССР 70е годы. Милиция в послевоенные годы. КГБ 1970. Дуюнов Николай Акимович. Министерство государственной безопасности СССР. Эмблема комитет государственной безопасности СССР. Герб КГБ России. Юрий Дроздов КГБ. Генерал Дроздов Юрий Иванович. Юрий Дроздов разведка. Комитет государственной безопасности СССР. КГБ обои. Брежнев Щелоков и Андропов. Николай Анисимович Щёлоков. Андропов против Щелокова. КГБ заставка. Волков Дмитрий Васильевич. Офицер КГБ. Сотрудник КГБ.
КГБ СССР: история создания, задачи и операции
Фото: © РИА Новости/Алексей Майшев. Первым председателем КГБ назначили замминистра внутренних дел генерала-полковника Ивана Серова. Сотрудники КГБ с честью отстаивали интересы Родины, обеспечивали ее защиту от внешних и внутренних угроз благодаря своему профессионализму, принципиальности, решительности и мужеству.
День образования кгб ссср
Председателем КГБ СССР был назначен Герой Советского Союза генерал-полковник Иван Серов, бывший до этого заместителем министра внутренних дел. 13 Марта день образования КГБ СССР. Последним председателем КГБ СССР стал Вадим Бакатин.
день кгб ссср картинки поздравления
Более того, можно сказать, что противник ставит своей целью на идеологическом фронте действовать так, чтобы по возможности не переступать статьи уголовного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках и тем не менее действовать враждебно. Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие — залог всех наших успехов»[5]. Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: «важным средством завоевания доверия масс является гласность в чекистской работе. Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны. Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки. В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю.
Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г. И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности. В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой аудиторией был дан ретроспективно-содержательный анализ деятельности органов безопасности СССР с момента их образования. Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непоколебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гуманизм, Андропов подчеркнул, что «эти демократические принципы были и остаются основой деятельности чекистов»[6]. Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имевшие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и самим органам госбезопасности.
Но «нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности. Органы государственной безопасности стоят и будут стоять на страже интересов Советского государства, на страже интересов советских людей». Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изменился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разоблачению и срыву его замыслов. Залогом успешной работы органов КГБ, обращал внимание присутствовавших Андропов, «гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются последовательное осуществление ленинских принципов, неукоснительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящимися массами». В то же время председатель КГБ подчеркивал, что «было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдельные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубежа... В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки.
Это помогает устранять причины, могущие порождать антигосударственные преступления. Борьба партии и Советского государства с фактами нарушения законных прав трудящихся, с пренебрежением к их нуждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействуют и повышение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие советской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране». А вот как информировал Ю. Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов безопасности в тот период, так и об объеме, и результатах их работы, приведем ряд выдержек из него[7]. В нем, в частности, председателем КГБ подчеркивалось: «...
Основное внимание органов КГБ было сосредоточено на усилении прежде всего внешнеполитической разведки, с тем, чтобы она активно способствовала успешному осуществлению советской внешней политики, надежно обеспечивала своевременное выявление, срыв и разоблачение подрывных планов империалистических государств и их разведывательных органов... В этом документе отмечалось, что всего резидентурами КГБ было получено 25 645 информационных материалов, и еще 7290 материалов поступило в порядке обмена материалами от разведок социалистических государств. Особо оговоримся, что здесь и далее в подлиннике документа, до самого недавнего времени имевшего гриф «Совершенно секретно. Особой важности», цифровые данные вписаны от руки в оставленные пропуски машинописного текста, что свидетельствует об их особо секретном содержании и значении. Дополнительно членам Политбюро были направлены 42 бюллетеня внешнеполитической развединформации. Помимо этого в различные министерства и ведомства СССР было направлено 1495 информаций, 9910 материалов и 1403 образца техники, по заданиям Военно- промышленной комиссии было добыто 1376 работ по 210 темам и более 330 образцов техники.
По линии контрразведки «среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, коммерсантов, членов различных делегаций в 1967г. За разведывательную деятельность, проведение акций идеологической диверсии, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдворено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев. Аппаратами военной контрразведки КГБ совместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 агентов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии.... Исходя из того, что противник в своих расчетах расшатать социализм изнутри делает большую ставку на пропаганду национализма, органы КГБ провели ряд мероприятий по пресечению попыток проводить организованную националистическую деятельность в ряде районов страны... В 1967г. Органами КГБ установлено 1198 анонимных авторов.
Большинство из них встало на этот путь в силу своей политической незрелости, а также из-за отсутствия должной воспитательной работы в коллективах, где они работают или учатся. Вместе с тем отдельные враждебно настроенные элементы использовали этот путь для борьбы с Советской властью. В связи с возросшим числом анонимных авторов, распространявших злобные антисоветские документы в силу своих враждебных убеждений, увеличилось и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений: в 1966г. Характеризуя состояние оперативных учетов органов КГБ, следует отметить, что в количественном отношении они продолжают сокращаться, хотя и в незначительной степени. По данным на 1 января с. В числе привлеченных к уголовной ответственности 3 человека, совершивших диверсии, 121 человек являются предателями и карателями периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека обвинялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек — в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек — в нелегальном переходе границы, 100 человек — в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек — в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж....
Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявлениям граждан 6732 архивных уголовных дела на 12 376 человек; по 3783 делам вынесены заключения об их прекращении что, добавим от себя, влекло освобождение или реабилитацию проходящих по ним лиц. Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государственных преступлений. Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валютчиков изъято в 1967г. На работу в органы и на службу в войска КГБ принято 11 103 человека, из них 4502 — на офицерские должности. Одновременно уволено 6582 человека, из которых 2102 являлись офицерами. Чекистские кадры пополнились в отчетном году 470 работниками, прибывшими с партийной, комсомольской и советской работы».
Но в то же время в отчете подчеркивалось, что «разведывательной службой КГБ еще не создано необходимых агентурных позиций в правительственных, военных, разведывательных органах и идеологических центрах противника, что не дает возможности добывать информацию о его планах и замыслах, заблаговременно ориентировать ЦК КПСС и Советское правительство о наиболее важных действиях империалистических государств по главным направлениям их внешней и внутренней политики. По этой же причине разведывательная служба КГБ еще слабо влияет на развитие политических событий в кризисных ситуациях в выгодном для Советского Союза направлении, не всегда использует слабости в лагере империализма и противоречия между капиталистическими странами. Контрразведывательная служба КГБ, располагая данными о наличии в СССР вражеской агентуры, не добилась в отчетном периоде ощутимых результатов в разоблачении этой агентуры, в выявлении и закрытии всех возможных каналов утечки государственных секретов... Слабо используются контрразведывательные возможности для противодействия попыткам противника осуществлять акции идеологической диверсии, склонять политически и морально неустойчивых лиц к невозвращению на Родину. В значительной мере этим недостатком объясняется тот факт, что в 1967 году 17 человек остались за границей; не удалось также предотвратить 3 случая измены Родине военнослужащими Советской Армии». Подобная форма и структура отчетов в «инстанции», как на профессиональном языке именовались ЦК КПСС и Совет Министров, сохранилась и в дальнейшем, дополняясь новыми блоками информации по вновь открывавшимся направлениям оперативной работы и с образованием иных структурных подразделений органов госбезопасности.
Создание последних было связано как с изменениями оперативной обстановки в стране и на межгосударственном уровне, так и с постановкой руководством страны перед КГБ дополнительных задач. Дальнейшая реорганизация КГБ проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного — Второго главного управления — путем преобразования их в самостоятельные управления всего к 1980г. Несколько нарушая хронологический порядок рассказа о деятельности Ю. В сентябре 1981г. Ранее, с 1967г. Эти меры стали важным шагом на пути активизации борьбы с преступностью и коррупцией, укрепления законности и правопорядка, защиты законных прав и интересов советских людей.
В дальнейшем, выступая на собрании партийного актива КГБ 26 апреля 1971г. Андропов так характеризовал современную политичекую обстановку в мирел: «Ареной исторического противоборства между социализмом и капитализмом является весь мир, все сферы общественной жизни — экономика, идеология, политика... Потерпев провал в расчетах добиться глобальной победы над социализмом «с позиции силы», международная реакция... Враги не жалеют усилий, чтобы путем распространения клеветы, идеологической диверсии и особенно путем инспирирования проявлений национализма дискредитировать марксистско-ленинскую идеологию, подорвать роль коммунистических партий в социалистических странах, вбить клин в отношения между этими странами. Империалисты не перестают искать слабые звенья в социалистическом фронте, пытаются использовать в своих интересах трудности, возникающие внутри отдельных стран, и разногласия во взаимоотношениях между ними»[8]. Важным направлением деятельности Андропова на посту руководителя КГБ являлось определение кадровой политики этого специфического правоприменительного ведомства.
И, учитывая общественную значимость этой проблемы для понимания истории нашей страны, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе. Еще в июле 1967г. Андропов подчеркивал, «в органах государственной безопасности должны работать хорошо подготовленные, высококультурные кадры чекистов»[9]. Выступая на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ 23 октября 1968г. Вот почему надо быть особенно бдительным. Вот почему скромность есть и всегда будет у нас одним из важных критериев оценки работников.
Что значит быть на высоте требований? Это значит... Об этом важно помнить, так как в нашей работе часто приходится сталкиваться с изнанкой жизни, самыми неприглядными ее чертами. Все это у людей нестойких может породить известный перекос в мировоззрении, в характере и в отношении к человеку. Для нашей работы такой перекос — дело недопустимое. Чекист без веры в советского человека, подменивший настоящую острую бдительность болезненной подозрительностью, видящий во всем одно только плохое, — это плохой чекист»[10].
Для Андропова была характерна высокая требовательность к кадрам. Много внимания, как председатель КГБ, Андропов уделял проблемам повышения профессионального уровня чекистских кадров. Он должен расти по мере того, как меняются и усложняются условия борьбы со спецслужбами противника. Только в этом случае мы сможем быть на высоте. Мало быть хорошо обученным. Тут надо выстоять и победить, мобилизовав для этого все свои волевые и интеллектуальные качества...
Надо беззаветно верить в справедливость нашего дела, не поддаваться на провокации, в какой бы форме они ни проявлялись, не забывать, что классовый враг всегда остается врагом, какими бы елейными словами он ни прикрывался. И еще один вопрос, имеющий самое прямое отношение к воспитанию чекистов. Партия, государство дали нам большие полномочия, право решать в ряде случаев судьбы людей... Мы всегда говорили и говорим о том, что действовать надо осмотрительно, что данные нам права и полномочия использовать надо разумно. Это заставляет нас с еще большей требовательностью относиться ко всем нашим действиям»[12]. Выступая 1 сентября 1981г.
Андропов наметил целую программу повышения эффективности подготовки чекистских кадров. В частности, он отмечал: «Было бы правильным теперь, опираясь на этот большой опыт и хорошие традиции школы, подумать над тем, как повысить уровень научной, учебной и воспитательной работы, чтобы выпускники школы и в профессиональном, и в морально-политическом отношении в полной мере отвечали бы тем возросшим требованиям, которые предъявляются к чекистам развитием советского общества, а также усложнившимся характером борьбы с противником... Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний. Но это только одна сторона дела. Одних книжных знаний недостаточно... Чтобы быть на высоте партийных, политических требований, чтобы умело применять полученные знания на практике, выпускник школы должен обладать еще и чекистским характером.
Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть в будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, необходимые для решения задач не только сегодня, но и завтра... От чекиста требуется высокая нравственная и моральная чистота. Он должен во всех своих поступках и действиях руководствоваться благородными принципами и нормами социалистического общежития. Вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическогму образу жизни. Здесь не может быть никаких компромиссов со воей совестью. От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер»[13].
Важной составляющей подготовки и воспитании чекистских кадров является вопрос об отношении к гражданам, в том числе переступившим или балансирующим на грани нарушения закона. В многочисленных обращениях Андропова к чекистским коллективам мы можем найти немало указаний на этот счет. На одном из совещаний руководящего состава органов КГБ в феврале 1979г. Андропов обращал внимание на то, что «чекисты призваны бороться за каждого советского человека, когда он оступился, чтобы помочь ему встать на правильный путь. В этом и заключается одна из важнейших сторон деятельности органов госбезопасности. Она имеет большую политическую значимость, вытекающую из самой гуманной сущности нашего строя, отвечает требованиям идеологической работы партии»[14].
Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». Однако при всей своей важности и актуальности этот законодательный акт имел один чрезвычайно важный недостаток. А именно: по трудно объяснимой причине он имел гриф «Не для печати», что существеннейшим образом снижало эффективность его предупредительного воздействия. Сама процедура вынесения предостережения включала в себя подготовку мотивированного заключения о вынесении профилактируемому лицу официального предостережения в связи с совершением им противоправных проступков. Далее при вызове профилактируемого в органы КГБ ему оглашалось данное заключение и предлагалось расписаться за ознакомление с ним. В случае отказа гражданина от подписания заключения сотрудниками КГБ составлялся протокол об объявлении ему официального предостережения.
Профилактируемому лицу также сообщалось, что заключение это вместе с протоколом объявления официального предостережения будут переданы в прокуратуру и в случае привлечения его к уголовной ответственности за подобные действия в будущем будут иметь силу процессуального доказательства неоднократности совершения инкриминируемых ему противоправных деяний. С одной стороны, процедура эта оказывала серьезное сдерживающее значение на профилактируемое лицо, с другой стороны, предоставляла ему право обжаловать вынесенное предостережение в органы прокуратуры. Лиц, привлекавшихся к уголовной ответственоости после объявления им официального предостережения от имени органов КГБ, насчитывается буквально единицы. К сожалению, после реорганизации органов безопасности в 1991 — 1992гг. Возможно, описанная законодательно установленная процедура вызовет критику со стороны некоторых читателей. Я же привел ее как пример и реальный исторический факт.
И при этом, как юрист, буду настаивать на гуманистическом значении данного способа предупреждения дальнейшей враждебной деятельности, ибо речь шла уже о совершении противоправных уголовно наказуемых действий небольшой общественной опасности. К числу важнейших новаций, связанных с именем Андропова, можно отнести также образование Курсов усовершенствования оперативного состава КУОС , просуществовавших до 1993г. Не менее важное значение имело также создание в КГБ подразделений специального назначения для решения оперативно-боевых задач. Первым из них стала легендарная группа антитеррора «Альфа». Его задачами являлись борьба с терроризмом, захват вооруженных преступников, силовое прикрытие проведения оперативных мероприятий. Вобравшая в себя лучшее из опыта как российских сил специального назначения, так и аналогичных зарубежных подразделений, «Альфа» со временем стала элитным подразделением КГБ.
В отличие от призванной действовать на территории преимущественно собственной страны «Альфы» группа спецназначения ПГУ «Вымпел» была образована 19 августа 1981г. Одним из непосредственных ее организаторов стал Ю. Оба они являлись участниками операции по захвату президентского дворца Тадж-Бек в Кабуле 27 декабря 1979г. Не останавливаясь подробно на деятельности «Альфы» и «Вымпела», подчеркнем только, что их создание было абсолютно обоснованным и оправданным и что в дальнейшем они доказали высочайший уровень профессиональной подготовки и решения поставленных задач[15]. Приведем еще один важный документ, направленный Ю. В этих целях американская разведка ставит задачу осуществлять вербовку агентуры влияния из числа советских граждан, проводить их обучение и в дальнейшем продвигать в сферу управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза.
ЦРУ разработало программы индивидуальной подготовки агентов влияния, предусматривающей приобретение ими навыков шпионской деятельности, а также их концентрированную политическую и идеологическую обработку. Кроме того, один из важнейших аспектов подготовки такой агентуры — преподавание методов управления в руководящем звене народного хозяйства. Руководство американской разведки планирует целенаправленно и настойчиво, не считаясь с затратами, вести поиск лиц, способных по своим личным и деловым качествам в перспективе занять административные должности в аппарате управления и выполнять сформулированные противником задачи. При этом ЦРУ исходит из того, что деятельность отдельных, не связанных между собой агентов влияния, проводящих в жизнь политику саботажа и искривления руководящих указаний, будет координироваться и направляться из единого центра, созданного в рамках американской разведки. По замыслу ЦРУ, целенаправленная деятельность агентуры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в Советском Союзе, задержит развитие нашей экономики, будет вести научные изыскания в Советском Союзе по тупиковым направлениям. При выработке указанных планов американская разведка исходит из того, что возрастающие контакты Советского Союза с Западом создают благоприятные предпосылки для их реализации в современных условиях.
По заявлениям американских разведчиков, призванных непосредственно заниматься работой с такой агентурой из числа советских граждан, осуществляемая в настоящее время американскими спецслужбами программа будет способствовать качественным изменениям в различных сферах жизни нашего общества, и прежде всего в экономике, что приведет в конечном счете к принятию Советским Союзом многих западных идеалов. КГБ учитывает полученную информацию для организации мероприятий по вскрытию и пресечению планов американской разведки. Председатель Комитета Ю. При этом отметим, что появление агентуры влияния отнюдь не является «изобретением», артефактом КГБ и Андропова лично. Как пишут американские авторы Норман Палмер и Томас Ален, «агент влияния — лицо, используемое для оказания тайного влияния на государственных чиновников, средства массовой информации или активную часть населения в интересах и для достижения целей, преследуемых иностранной державой»[17]. Следует отметить, что, как известно, в начале 70-х годов международные отношения развивались в русле «политики разрядки», апофеозом которой явилось подписание 1 августа 1975г.
Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе так называемого Хельсинкского акта. Но через 4 года начался период очередного обострения отношений, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Не касаясь подробно этого вопроса, поскольку он освещался многими, как непосредственными участниками этих событий, так и руководителями КГБ, приведем лишь некоторые, возможно, не известные читателю факты. Психологам давно известно, что потребителям информации: читателям, зрителям, слушателям — далеко не безразлично, информацию из какого именно источника они получают, что самым непосредственным образом влияет на оценку и степень доверия к конкретному информационному сообщению. В этой связи скажем сразу, что приводимые факты почерпнуты из документального сериала британской Би-би-си «Шпионские страсти», посвященного лишь нескольким страницам забытой, а кое-кому из современных читателей и полностью неизвестной истории «холодной войны», показанного по российскому телевидению в октябре 2000 года. Впрочем, об этом также рассказывает интересная книга Петера Швейцера «Победа», не получившая должного резонанса в нашей стране[18].
Как известно, в 80-е годы многие отечественные СМИ немало критиковались за «идеологизацию» выпускаемой информации, что подразумевало ее чуть ли не фальсифицированность, стремление непременно манипулировать чувствами, настроениями, то есть сознанием ее адресата. То есть давать ему недостоверную и необъективную картину происходящего в мире. При этом нередко если не отрицалось, то по крайней мере подвергалось сомнению наличие «холодной войны», осуществлявшейся против СССР на заключительном этапе его существования со стороны стран Запада. В этой связи «исторической ревизии» были подвергнуты и многие события, связанные с присутствием в Афганистане ограниченного контингента советских войск ОКСВА. А что же показал своим зрителям — а это многомиллионная аудитория во всем мире — создатель фильма Дэвид Роуз? В нем официально признается, что спецслужбы западных государств в 60 — 90-е годы вели тайную войну против СССР и стран Восточной Европы в различных формах.
Например, в конце 70-х годов, после проведения совещания в Хельсинки, когда в Европе начало расти и шириться мощное антивоенное, и в частности антиядерное движение, в Великобритании была создана организация под названием «Ядерное разоружение в Европе» ЯРЕ , представлявшая, по словам одного из его бывших руководителей, «четко антисоветское движение», призванное расколоть единый антимилитаристский фронт. ЯРЕ активно поддерживала британская разведка МИ-6, которая не только получала от активистов этой организации всю интересующую ее информацию, но и ставила перед ней конкретные задачи по... Однако деятельность ЯРЕ не представляла секрета для социалистических государств, поскольку в узком кругу ее руководителей находился агент МГБ ГДР, который освещал практику использования антимилитаризма в разведывательных целях британского эстеблишмента. В то же время контрразведкой МИ-5 свой агент был внедрен в «Кампанию за ядерное разоружение», считавшуюся «неблагонадежной» организацией, связанной с социалистическими государствами. Автор фильма — дословная цитата, — прямо заявляет, что «диссиденты» в странах Восточной Европы стали пятой колонной крестоносцев «холодной войны». В нарушение всех международных норм британские дипломаты принимали активное участие в «воспитании» и руководстве деятельностью «диссидентов» в таких странах, как Чехословакия, ГДР и Польша.
Чешский студент Ян Кавен, обучавшийся в Лондоне, организовал нелегальную засылку в Прагу 15 тонн разного рода литературы и инструкций. Для работы с «диссидентами» американскими и британскими спецслужбами специально создавались «независимые» организации, работавшие на ниве «расширения и углубления» международных контактов. Так, в середине 80-х бывший офицер ЦРУ Уолтер Реймонд по личной просьбе Рейгана возглавил «Национальный демократический фонд» НДФ , основной задачей которого и была поддержка «диссидентов» в странах советского блока». Как признавался Реймонд авторам фильма, НДФ проводил специальные операции, подобные операциям спецслужб по поддержанию связи со своими агентами. Другой «независимой», но связанной с ЦРУ и финансируемой им организацией являлся нью-йоркский «Международный литературный центр». Эмиссары этих и других подобных им организаций создали в Праге подпольный «Свободный университет», выпускникам которого даже выдавались дипломы.
В сентябре 1989 г.
Изменения в обществе и системе госуправления СССР, вызванные перестройкой и гласностью, привели к необходимости пересмотра основ и принципов органов госбезопасности. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности. После подавления беспорядков в ведомстве начались реформы. Нашли ошибку?
Нетипичная для контрразведывательной деятельности практика немедленной ликвидации зарубежной агентуры диктовалась решением высшего политического руководства СССР [36]. Успешные усилия КГБ по дезинформации ЦРУ завели расследование по выявлению советского агента в тупик, в результате чего в 1990 году ЦРУ практически прекратило вербовку новых агентов из-за отсутствия возможности их защиты от раскрытия. Деятельность Эймса в пользу советской и позднее российской разведки успешно продолжалась до конца 1993 года, когда Советский Союз уже прекратил существование. Расследование катастрофы на Чернобыльской АЭС[ править править код ] Ещё до катастрофы 1986 года в 1983—1985 годах на Чернобыльской АЭС произошло шесть менее масштабных аварий и 63 отказа.
В ходе оперативной работы органами КГБ вскрывались факты брака строительно-монтажных работ, поставок некондиционного оборудования, нарушения технологических норм и требований радиационной безопасности. Руководство страны информировалось о выявленных пробелах в обеспечении радиационной безопасности для принятия мер. Щербак и В. После получения первых известий об аварии генерал-лейтенант Ф. Щербак 27 апреля 1986 года вылетел на место событий, возглавив оперативно-следственную группу работавшую параллельно с комиссией В. Был приобретён уникальный опыт ликвидации последствий аварии, многие сотрудники при этом получили повышенные дозы облучения. Никто не пытался облегчить исполнение своих служебных обязанностей, в обстоятельствах опасных для здоровья и жизни. Основное внимание уделялось выяснению наличия диверсии или её отсутствия, конечной версией указана преступная халатность и несоблюдение правил безопасности [37] [38]. Серьёзной критике общественности подвергся режим секретности при ликвидации аварии на ЧАЭС, когда население не вовремя и не в полном объёме информировалось о последствиях.
Людей вы брали лучших, настоящих патриотов, устойчивых к разложению. И было бы не по-государственному не использовать в полной мере ваш потенциал на пользу делу обновления России. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности. Руководство и партийный комитет КГБ были категорически против ликвидации партийных организаций в системе органов госбезопасности, в то время как руководители некоторых низовых партийных ячеек КГБ, в частности, секретарь парткома Первого главного управления КГБ , высказывались в пользу департизации [28]. Конец дискуссии был положен 16 мая 1991 года принятием закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР»; закон определил положение КГБ СССР в системе органов государственного управления, правовую основу деятельности органов безопасности, их полномочия, права и обязанности, а также установил обязанность работников органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствоваться требованиями законов и их право не подчиняться решениям любых политических партий и движений, включая КПСС [40]. Последующий новый этап взаимоотношений с Западом повлек за собой переоценку целей и задач деятельности КГБ на международной арене, в частности, отказ от понятий и терминологии холодной войны и рассмотрения Соединённых Штатов Америки в качестве главного противника СССР ввиду новых исторических реалий неудачного исхода войны и последовавшего вскоре переустройства мира однополярный мир. Крючков был арестован за активное участие в создании и деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению ГКЧП , который предпринял попытку антиконституционного захвата власти в СССР формально лишился своего поста 28 августа из-за отставки союзного правительства. Агеева и В. Грушко, заместителя председателя КГБ В.
Пономарёва, начальника службы охраны Ю. Плеханова и его и заместителя В. Прилукова [42]. Участие руководителей КГБ в создании и содействии ГКЧП и провал его выступления положили начало крупнейшей в истории советских органов госбезопасности реорганизации. Степашин [45]. Под руководством В. Бакатина за несколько месяцев 1991 года были осуществлены следующие мероприятия по реформированию и реорганизации советских органов государственной безопасности: август 1991 — Отдел правительственной связи, 8-е главное управление правительственная связь и криптография и 16-е управление радиоэлектронная разведка и криптография выведены из состава КГБ СССР и объединены в Комитет правительственной связи СССР , который стал подчиняться непосредственно президенту СССР [46]. При этом сохранялось прямое взаимодействие с союзным КГБ [50]. Бакатина был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам» [47].
Согласно п. Правовая основа деятельности и подчинённость[ править править код ] Удостоверение младшего офицера КГБ СССР, дающее право хранения и ношения огнестрельного оружия В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением [56] — по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии — Центрального комитета КПСС и его Политбюро. Последнее было закреплено в положении о КГБ , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооружённой силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жёсткий контроль над обществом» [57]. В дополнение к этим документам, самими органами безопасности за время их существования было выпущено свыше трёх тысяч подзаконных ведомственных актов [58]. К началу 1991 года общее количество нормативных актов , регламентировавших деятельность КГБ, составляло свыше пяти тысяч документов различного уровня [59]. Однако этот массив документов, по признанию самого руководства КГБ, не был органически увязан с общесоюзным законодательством; отсутствовало полное соответствие и строгая подчинённость союзным законам правовых норм, которыми руководствовался Комитет государственной безопасности и его местные органы [58]. Согласно этому положению, Комитет государственной безопасности провозглашался «политическим органом», осуществляющим мероприятия Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР «по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР». При этом непосредственное руководство и контроль КГБ являлись прерогативой Центрального Комитета КПСС , в то время как Совету Министров отводилась более скромная управленческая роль: заслушивание отчётов о деятельности КГБ, назначение заместителей его председателя, утверждение структуры и штатной численности комитета, утверждение членов коллегии — всё по согласованию с ЦК КПСС. Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч.
Закон об органах государственной безопасности[ править править код ] Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели. Принятию закона об органах государственной безопасности предшествовала и последовала дискуссия противников и сторонников реформирования КГБ. За принятие закона выступали С. Ахромеев , Ю. Голик, И. Лаптев , Р. Медведев , В. Ярин и другие.
По мнению сторонников закон позволял регламентировать деятельность органов государственной безопасности; поставить её под контроль объединений граждан и средств массовой информации; а также «отмести всякого рода домыслы, которые существуют вокруг КГБ». Против принятия законопроекта выступили депутаты О. Калмыков и А. Последний считал законопроект слишком абстрактным. Журналист газеты « Известия » Ю.
В этой связи предлагалось выделить оперативно-чекистские управления и отделы — всего их было 16 из 40 структурных подразделений министерства, — и на их базе образовать Комитет по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР. Согласно решению ЦК КПСС, на органы КГБ были возложены следующие основные задачи: ведение разведывательной работы в капиталистических странах; борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР; борьба с вражеской деятельностью всякого рода антисоветских элементов внутри СССР; контрразведывательная работа в Советской армии и Военно-морском флоте; организация шифровального и дешифровального дела в стране; охрана руководителей партии и правительства. Горбачёв подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности».