Гештальт-терапия – что это такое простыми словами? кому подходит гештальт-терапия. Сегодня Talensty – это 7 факультетов (в том числе факультет психологии), более 20 образовательных программ и тысячи студентов.
Основные принципы гештальтизма
- Что такое гештальт и гештальт-терапия -
- Гештальтпсихология простыми словами
- Что такое гештальтпсихология?
- Гештальт — это простыми словами? закрыть гештальт — что это? Птич.ру
Что такое гештальт — определение, суть понятия и почему его обязательно нужно закрыть
Гештальт — что это значит простыми словами? закрыть гештальт — что это простыми словами?— современная энциклопедия интернета «». Выражение закрыть гештальт – это простыми словами означает начать по-новому жить. Гештальт — это определённый образ или действие, которое стремится к завершению. Гештальт это простыми словами. На практике гештальт — это простыми словами устранение психологических проблем и деструктива из прошлого через воспоминание. Таким образом, незавершенный гештальт – это определенная цель, которая связывает нас со многими людьми, некоторыми местами и повторяющимися жизненными ситуациями. Простыми словами.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Принцип схожести — несколько форм, которые имеют общий размер, очертание, цвет воспринимаются вместе. Принцип замкнутости — сознание стремится завершить недостающие части фигуры, которая впоследствии приобретает полную форму. Принцип целостности — мир воспринимается в упрощенной и целостной форме. Принцип смежности — характеризуется близостью стимулов во времени и пространстве. Общая зона — перечисленные понятия формируют наше полное восприятие реальности, учитывая прошлый жизненный опыт. Рекомендуем ознакомиться: Что отличает конгруэнтного человека и как им стать? Что такое незавершенный гештальт? Один из сторонников гештальт психологии Ф. Перлз обосновал основную причину человеческого счастья и несчастья тем, что главным источником, питающим невроз, является незавершенный гештальт.
По его мнению, для того чтобы его завершить необходимо проявлять к нему безразличие. Чем больше эмоций проявляет человек к гештальту, тем сложнее процесс его завершения. Таким образом, незавершенный гештальт — это определенная цель, которая связывает нас со многими людьми, некоторыми местами и повторяющимися жизненными ситуациями. Простыми словами: Это наши желания, которые не были воплощены в жизнь; Это резкое завершение отношений с человеком по непонятным для вас причинам; Это недоделанное задание или работа. Если вы периодически вспоминаете об этом и испытываете сильный дискомфорт, то это и есть проявление незавершенного гештальта. Он может быть опасным для нас по следующим причинам: Возникновение тревоги и неудовлетворенности внутри нашего организма; Главная преграда в достижении поставленных целей и продвижению по жизни.
Над устранением противоречий или внутренних конфликтов, как хотите , которые там накопились за время её развития. Травмы, косяки воспитания, социально-навязанные установки, какой-то всратый опыт, выученные реакции — всё это может формировать в нас так называемые «интроекты» — убеждения, установки, они есть во всех подходах, но могут иметь разные названия , которые могут вступать между собой в конфликт хочу, но не делаю, например. Травма может отщепить кусок личности, который в моменте защитил и помог выжить, а теперь мешает, как гипс, который давно пора бы снять Почитайте «Мои разные я» Ричарда Шварца на эту тему, интересно. И «Тело помнит всё», конечно. Всё это создаёт «точки напряжения», с которыми ведётся работа. И после проработки это напряжение расслабляется и часть энергии, которая вертелась там, возвращается в общую систему. Появляется способность действовать в соответствии со сделанным выбором, чему раньше мешал внутренний конфликт. Проблемы понимания Основная проблема — в том, что подход этот происходит напрямую от психоанализа, то есть во многом опирается на его теоретическую базу. И мало того, что её саму достаточно сложно изучить и усвоить, так ещё и на практике она не проявляется слишком явно. То есть, терапевт что-то делает, опираясь на эту базу, но снаружи видно только «что-то делает». Отсюда появляются корявые интерпретации, мифы и стереотипы. Естественно, и сами обучающиеся в процессе могут не всё правильно понять и усвоить. Но ведь это в любом образовании так работает: правильное понимание и применение освоенного навыка переходит в отвественность его применяющего. Студент может сам поработать над углублением своего понимания, для этого есть и список литературы, и практикующие опытные коллеги-преподаватели. Затем он будет сдавать экзамены, проходить практику и проверки, получать супервизии, как раз для того, чтобы свои навыки отработать, и понять, где ещё чего подтянуть. Или, что он уже готов к работе. И именно поэтому практический подход к обучению в МГИ я считаю топовым: сразу пробудешь, и сразу задаёшь вопросы, и потом снова пробуешь — усвоение информации и навыков идёт сразу на всех уровнях. А на практике отработали? А теперь — поняли? Именно поэтому у любой профессии существует система оценки качества и критерии оценки специалиста. Да, и у психотерапевтов — тоже. Но я не хочу сейчас углубляться в технические дебри, потому что это усложнит картинку и не даст практической пользы, а лучше дам: Понятные критерии оценки непонятного Здесь считаю важным упомянуть критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии любой : Соблюдает ли терапевт Этический кодекс есть ещё свой отдельный у гештальтистов , по стандартам Европейской ассоциации? Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. И да, при нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет. Но сейчас об этом не будем. Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются. Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем? Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть. Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем? Выстроен ли процесс «присваивания результата»? Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно? Подходит ли вам лично этот человек? Возможно, вы что-то на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения. Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода любого. Можно, конечно, погрузиться. Но зачем? Ведь в том посте, который поджёг мой зад, основной замес непонимания пошёл из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод при этом имея искажённое понимание , и повесил неудачи в работе именно на метод не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит». В то время как вышеупомянутые объективные критерии вообще остались за кадром. И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность. Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ Московский Гештальт Институт , если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Кто-то даже говорит «секта». Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит. Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть. То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо было соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ. Но как-то они это легализовали, и на том спасибо. В самые подробные подробности вдаваться не буду, и так большая статья получается. Требуйте у автора отдельный материал по теме. Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия. Первая ступень Практика начинается с первых же дней первой ступени, которая длится около года. Да, первая ступень по идее «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, но и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого. Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить. Особенно на второй ступени это становится заметно. После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт. И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами. Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация. Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их.
По её концепции и принципам проводилась психотерапия в клинике точнее, просто в квартире Перлзов. Что представляла из себя такая психотерапия? Фриц вступал в конфликт с клиентами, поднимал у них сильную бурю негативных эмоций. Чуть позже была введена терапия в группе, поскольку он считал индивидуальный формат слишком устаревшим. В сети можно найти редкие исторические кадры его сеансов, посмотрев которые правда, только с русскими субтитрами, а не с русским переводом вам станет понятен его метод: Со временем такая практика распространилась по всей Европе. Только отношение к людям на сеансе стало более лояльным. Хотя некоторые заядлые гештальт-терапевты до сих пор остаются приверженцами старой школы и могут позволить себе накалить атмосферу. Помните картинки, где изображена то ли ваза, то ли лица людей, которые смотрят друг на друга? Что-то из этого становится основной фигурой, а что-то, соответственно, фоном для неё. Эдгар Рубин изучал это явление. Пришёл к выводу, что некоторые ситуации из жизни человека становятся главными, на них обращается больше внимания. Всё остальное отходит на задний фон. Незавершённый гештальт — в чем суть проблемы Гештальт — это целостность, завершённость. Относится не только к классическим отношениям между родителями, друзьями, парой. А вообще к удовлетворению желаний, достижению поставленных целей и т. Когда кто-то находится в соре с близким человеком или не может долгое время найти работу — это сильно удручает, согласитесь. Давайте рассмотрим пару распространенных жизненных ситуаций, чтоб понять что к чему. Примеры Представьте ситуацию. Человек очень сильно хотел стать художником, пытался рисовать, но потом забросил это дело. Проходит время, все идет как обычно, но вот когда он лезет в шкаф за какими-то вещами, то случайно натыкается на свои работы. Что происходит? Он огорчается, поскольку вспоминает о своём желании, которое не достиг. Потом целую неделю ходит грустным по квартире. Рассмотрим незавершённый гештальт на примере расставания мужчины и женщины. Допустим, кто-то из них решил разойтись. Как правило, такая новость будет как снег на голову в середине лета. Человек будет обескуражен, огорчён. Возможно, он впадёт в состояние безысходности, углубится в депрессивное состояние. Его будут терзать мысли, что нельзя вернуть всё, как раньше, что-то исправить. Эта ситуация останется незакрытой, если ее не проработать правильным образом в своей голове самостоятельно или с помощью психотерапевта.
Похожий эксперимент — но только с текстом — сейчас широко тиражируется в соцсетях: благодаря способности мыслить гештальтами вы можете понять предложение, даже если в каждом слове поменять порядок букв и оставить на месте только начальные и конечные. Нпармиер, вы лгкео мжотее почрстеь эту фазру. Исследования гештальта продолжил датский психолог Эдгар Рубин. Он делил любое воспринимаемое человеком изображение на Фигуру объект и Фон. Фигура — это то, на чем сосредоточено наше внимание, а фон — все остальное. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый рисунок, который можно «прочитать» либо как изображение вазы, либо как изображение двух лиц — смотря на чем сконцентрироваться. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план. Из психологии термин перекочевал в психотерапию и прочно там обосновался, породив новое направление— гештальт-терапию. Ведь понятие фона и фигуры сохраняется и в повседневности — если представить, что реальность, в которой мы существуем — это фон, а различные объекты или процессы — это фигуры. Когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем «выдергивать» фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по завершении взаимодействия, фигура снова сливается с фоном. Например, мы проголодались и ищем еду, а дожевав и проглотив гамбургер, забываем об этой потребности и отвлекаемся на что-то другое. По сути, «фигурой», гештальтом, может быть любой процесс — увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.
Гештальт: что это такое и как его закрыть?
Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины. Ломаешь голову, что такое гештальт простыми словами? это немецкое слово, которое примерно означает "конфигурация" или способ соединения вещей в единый объект.
Как появилась гештальт психология?
- Что такое гештальт
- Что такое гештальт в психологии простым языком
- Гештальт: обычный и незакрытый
- Переходный гештальт: что это такое и как с ним бороться
- Что такое гештальт, как и зачем его закрывать (упражнения) |
Гештальт: что это такое и как его закрыть?
Со стороны клиента: Если не нравится, некомфортно, непонятно — необходимо задавать вопросы. Если вопросы не задавать, то накопится напряжение, и вся работа развалится. Терапевт работает не с «прилежным учеником» который старается казаться хорошим, а сам копит раздражение , а в первую очередь с Человеком. Ответственность терапевта — отвечать на вопросы до тех пор, пока не станет понятно, что происходит, и зачем. На начальном этапе работы, когда выстраивается доверие и контакт, эта часть очень важна. Проясняйте, не бойтесь.
Наоборот, было про то, что слишком много копались в прошлом. Хотя претензии были именно к гештальту. Вот и парадокс нет, не парадокс, а просто стереотип об реальность разбился. Фокус на текущем моменте помогает человеку вернуться в реальность. Например, посмотреть, что происходит с ним здесь и сейчас, и как на него теперешнего влияет болезненная ситуация, произошедшая «там и тогда».
Классный инструмент. И им пользуются не только гештальтисты, но и терапевты любых других модальностей, а также кризисные психологи, которые работают с людьми, пережившими катастрофу. КПТшники здесь — не исключение. Контакт с реальностью — база. Со стороны терапевта: Способы возврата в «здесь и сейчас» могут быть очень разными.
Терапевт может выбрать не тот, который подходит этому конкретному клиенту. Не заметить такое — это косяк, да. Либо может заметить, но не знать, как с этим обращаться, как унять боль и построить мостик до реальности. Тоже косяк. Со стороны клиента: не давать обратной связи на интервенции терапевта, которые «не попадают» или непонятны.
Пустой стул «Техника пустого стула» — тоже как будто бы сразу на ассоциации с гештальтом возникает. И как будто бы только гештальту она принадлежит. Да, её придумал Перлз основоположник гештальттерапии , но потом она ушла в народ, и пользуются ею все подряд, от коучей до инфоцыган. И это всего лишь одна из многих типов интервенций, и далеко не единственная, для работы с подобными типами запросов. И вариантов её применения за годы развития гештальта накопилось достаточно.
Я вот, например, не очень люблю конкретно этот вариант, и предпочту предложить клиенту самому выбрать, как и на что спроецировать внутреннюю фигуру. Приведу примеры, как это можно сделать, и для чего это нужно. Если возникнет сопротивление, необходимо с ним разобраться, и при невозможности его преодолеть, выбрать другой инструмент. У меня самой, как у клиента, на всё, что было связано с воображением, когда-то стоял блок я вижу что стул пустой, что за бред, идите в жопу! И этими методиками вообще нельзя было пользоваться.
Так тоже бывает. Потом постепенно пошло-поехало, и получился новый опыт. Со стороны клиента: недостаток обратной связи. И я во многом считаю его надуманным, типа как спорить о том, какой сорт яблок — лучший они ж все — яблоки, Кэп! Сейчас мне всё реже попадаются психотерапевты, работающие в каком-то одном конкретном подходе.
А если учитывать, что все без исключения они эволюционировали из психоанализа — так и вообще смысл теряется. Да и сам психоанализ за время своего существования претерпел немало изменений. Я бы с удовольствием поболтала об этих изменениях с кем-то, кто сейчас практикует именно психоанализ, и изучал эволюцию его развития от начала и до конкретной сегодняшней его практики. Под запись, в канал ЧТП, подкаст, ютуб, whatever. И ЭОТ.
Возможно, потом ещё напишу об этом подробнее, но лучше давайте об этом в камментах посрёмся. За коучинг здесь особенно обидно, кстати: если до каких-то пор отделение инструмента для лучшего понимания его потенциальными клиентами ещё имело смысл, то, чем дальше, тем страшнее. Дебри мракобесия, куда завели этот процесс инфоцыгане, поистине обширны и непознаваемы. И теперь любой, кто вещает про свой личный опыт и выдыхание денег из матки, гордо называет себя коучем, что является прямой дискредитацией подхода. Биологическая база у человека — одна.
Психика происходит из деятельности нервной системы. Она очень вариативна, но принципиально познаваема. Подходы к работе с ней могут быть разными, но лишь по форме. А по сути они будут похожи, так как обращаются к одним и тем же биологическим механизмам. Пример: Терапия травмы: Травмирующее событие как бы отщепляет от психики кусочек, который впечатывается в мозг и остаётся сцепленным с переживанием того события.
Биологически это нужно для того, чтобы человек избегал похожих ситуаций, и лучше выжил в итоге. Тогда мне было 3 года, я вела себя так-то и так-то, чувствовала вот это, и в момент шока происходило то-то и то-то. И теперь, попадая в похожую ситуацию, но уже взрослой, я выпадаю в ту, трёхлетнюю девочку, пугаюсь и убегаю. Проработка травмы в данном случае нацелена на то, чтобы разлепить то воспоминание с эмоциями, пережитыми тогда, давно, интегрировать напуганную девочку обратно в себя, и вернуться в себя реальную. И это может быть сделано сотней разных способов, но суть от этого не поменяется.
Поэтому я настаиваю на том, чтобы больше копать в суть вещей, и того, как они работают, чем упарываться по форме. Главное, чтобы работало. И имело под собой научно-доказательную базу, конечно же. Это по умолчанию. Зачем вообще противопоставлять гештальт и КПТ?
И вот тут я встаю в тупик. Потому что для меня эти два подхода абсолютно гармонично сочетаются друг с другом. И могут прекрасно друг друга дополнять, а где-то полностью пересекаются. Зачем их противопоставлять вообще? Работа с убеждениями, чтобы появился осознанный выбор в поведении, а не автоматизмы?
Гештальт делает это в той же степени, что и КПТ. Подращивание адаптивности к текущим обстоятельствам и отношениям, без ущерба для личности, а даже и с укреплением её целостности? Ну, то есть лучше понимать себя, свой способ жизни. Что в принципе и ведет к изменениям и коррекции.
Более того, делает из них фундамент для будущего: то есть, сознательно отравляет собственную жизнь ядом прошлого.
Гештальт — это в психологии незавершенный образ. Чтобы от него избавиться, нужно его закрыть. Сначала проработать, а потом закрыть. Фредерик Перлз не просто на пустом месте сформировал свою методу: он долгое время изучал принципы философии буддизма. Основа буддийского учения — это концентрация на пустоте.
Человек в медитации на пустоту как бы очищает «свой кэш» от всего лишнего. Медитация не пустоту помогает буддистам жить «здесь и сейчас» и освобождаться от ненужного информационного хлама из прошлых воспоминаний. Метод пустого стула — одна из основных техник гештальт-терапии. Перед клиентом ставят пустой стул, и он должен представить себя на этом стуле. Далее психотерапевт предлагает клиенту побеседовать с самим собой, «сидящим на пустом стуле».
Во время этого действия психотерапевт внимательно наблюдает за сменой эмоций и поведением клиента. Чтобы быть счастливым нужно научиться жить «здесь и сейчас», а не воспоминаниями из прошлого и не мечтами о будущем. Чтобы приучить себя жить настоящим моментом, нужно каждое утро делать простое упражнение во время завтрака. Важно ощущать все движения: прикосновение к ложке, пережевывание и глотание пищи, прикосновение губ к чашке и т. Если приучить себя к подобной осознанности, то в скором времени гештальты прекратятся.
Жить в настоящем — это большое искусство, которому учиться никогда не поздно. Поделитесь с друзьями или сохраните для себя: Оценка статьи:.
Произнося слово «гештальт», человек не объясняет чего-то точного, отдельного. Сейчас направление можно отнести скорее к историческим, поскольку в чистом виде оно почти прекратило существование. Возникновение и развитие школы гештальт-психологии Направление возникло в 1920 г. Его основоположником, создателем считается Макс Вертгеймер, но предпосылки появились еще раньше — в работах Кристиана фон Эренфельса. Основатели развивали направление сначала на территории Германии в ответ на разработанную Вильгельмом Вундтом программу.
Но вскоре школа нашла сторонников и в США. Зарождение гештальт-психологии тесно связано с экспериментом «фи-феномен». С помощью тахиостоскопа и стробоскопа исследователь рассматривал у участников 2 прямые линии, которым передавал разные скорости.
Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести. Описана Фредериком Пёрлзом Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам.
В таких случаях и нужны гештальт-терапевты. Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт. Откуда берутся гештальты? Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало.
Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века. С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв. Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон».
Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка. Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта.
Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных. Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много. При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать. В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов. Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании predictive coding.
Гештальт – Что Это Такое В Психологии?
Так что же такое гештальт-терапия простыми словами? Это учение в психологии, которое помогает осознать и проработать непрожитые чувства, потребности, незаконченные ситуации. Гештальт — это определённый образ или действие, которое стремится к завершению. Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины.
Что такое гештальт?
Выражение закрыть гештальт – это простыми словами означает начать по-новому жить. Что такое гештальт-терапия простым языком. Снятие или облегчение симптомов нарушения жизнедеятельности организма, устранение патологического состояния – все это гештальт-терапия, один из видов популярных ныне направлений в психотерапии. Простыми словами незакрытый гештальт — это ситуация, которую человек не прожил до конца и в которую возвращается снова. В классической психологии гештальт — это любой цельный образ, который состоит из частей. Гештальт простыми словами – образ, состоящий из нескольких самостоятельных элементов, воспринимаемых человеком как единое целое.
Нпармиер, вы лгкео мжотее почрстеь эту фазру.
И база тоже может сильно отличаться. А ещё они — люди, прежде всего. И, как и все люди — разные. В нашей учебной группе, например, есть и психологи с двадцати- и более -летней практикой в разных подходах, и психиатр, и клиницист, и юристы с экономистами, и даже таролог. И всем нам даётся одинаковая база по гештальту, и мы выполняем одинаковые упражнения, проходим практики и супервизии, отрабатываем потом это всё в тройках. Естественно, и результаты у всех выходят неодинаковые, и практический процесс идёт по-разному. Но, на мой взгляд, в этом и кайф.
Это помогает собрать более полную картинку, более объёмную. Посмотреть, как один и тот же процесс может развернуться на разной базе. Кто-то больше погружается в теорию, у кого-то лучше получается практика, а уж с контактом, на границе которого и происходит основная работа, у всех вообще всё очень по-разному. Всё сильно зависит от уже имеющихся навыков и знаний, на которые это всё ложится. И на личностные качества. У кого-то лучше получается оставаться в терапевтической или мета- позиции, у кого-то — хуже.
Выбрать подходящую интервенцию, предложить эксперимент, который сработает. Всё это — навыки, опирающиеся на личностные особенности терапевта. Кого-то может унести в личное, кто-то может встать в позицию доминирующего партнёра, а кто-то вообще в истерику впадёт. Понятно, что это — непрофессионально, и так не должно быть и это повод для смены терапевта , но в этом и выражается человеческий фактор в профессии. Примеры факапов и недопониманий про гештальт «Да задолбала она спрашивать, что я чувствую! Ничего я не чувствую!
Вся работа только на этом строится! Но то, что работа с запросом часто идёт через внимание к чувству — правда. Как и то, что много внимания уделяется развитию самоосознания и самочувствительности. Но разве этого нет и в других подходах? Те же КПТшники разве не задают вопросы про то, что человек думает, делает, чувствует, и какое убеждение лежит в корне исследуемого поведения? Ещё и дневник про это вести заставляют, редиски.
Какой здесь может быть косяк? Со стороны терапевта: Бывает так, что у клиента отморожена чувствительность у меня и самой так было. Это защитный механизм, он хорошо помогает выживать и справляться. Поэтому, с наскока фигачить вопросами про чувства — тупо, и даже может быть больно. Необходимо для начала эту чувствительность исследовать, и объяснить клиенту, зачем это вообще надо, и как это поможет в работе с его запросом. И при разморозке настроить систему так, чтобы она была способна выдерживать нагрузку без прошлой защиты.
Со стороны клиента: Если не нравится, некомфортно, непонятно — необходимо задавать вопросы. Если вопросы не задавать, то накопится напряжение, и вся работа развалится. Терапевт работает не с «прилежным учеником» который старается казаться хорошим, а сам копит раздражение , а в первую очередь с Человеком. Ответственность терапевта — отвечать на вопросы до тех пор, пока не станет понятно, что происходит, и зачем. На начальном этапе работы, когда выстраивается доверие и контакт, эта часть очень важна. Проясняйте, не бойтесь.
Наоборот, было про то, что слишком много копались в прошлом. Хотя претензии были именно к гештальту. Вот и парадокс нет, не парадокс, а просто стереотип об реальность разбился. Фокус на текущем моменте помогает человеку вернуться в реальность. Например, посмотреть, что происходит с ним здесь и сейчас, и как на него теперешнего влияет болезненная ситуация, произошедшая «там и тогда». Классный инструмент.
И им пользуются не только гештальтисты, но и терапевты любых других модальностей, а также кризисные психологи, которые работают с людьми, пережившими катастрофу. КПТшники здесь — не исключение. Контакт с реальностью — база. Со стороны терапевта: Способы возврата в «здесь и сейчас» могут быть очень разными. Терапевт может выбрать не тот, который подходит этому конкретному клиенту. Не заметить такое — это косяк, да.
Либо может заметить, но не знать, как с этим обращаться, как унять боль и построить мостик до реальности. Тоже косяк. Со стороны клиента: не давать обратной связи на интервенции терапевта, которые «не попадают» или непонятны. Пустой стул «Техника пустого стула» — тоже как будто бы сразу на ассоциации с гештальтом возникает. И как будто бы только гештальту она принадлежит. Да, её придумал Перлз основоположник гештальттерапии , но потом она ушла в народ, и пользуются ею все подряд, от коучей до инфоцыган.
И это всего лишь одна из многих типов интервенций, и далеко не единственная, для работы с подобными типами запросов. И вариантов её применения за годы развития гештальта накопилось достаточно. Я вот, например, не очень люблю конкретно этот вариант, и предпочту предложить клиенту самому выбрать, как и на что спроецировать внутреннюю фигуру. Приведу примеры, как это можно сделать, и для чего это нужно. Если возникнет сопротивление, необходимо с ним разобраться, и при невозможности его преодолеть, выбрать другой инструмент. У меня самой, как у клиента, на всё, что было связано с воображением, когда-то стоял блок я вижу что стул пустой, что за бред, идите в жопу!
И этими методиками вообще нельзя было пользоваться. Так тоже бывает. Потом постепенно пошло-поехало, и получился новый опыт. Со стороны клиента: недостаток обратной связи. И я во многом считаю его надуманным, типа как спорить о том, какой сорт яблок — лучший они ж все — яблоки, Кэп! Сейчас мне всё реже попадаются психотерапевты, работающие в каком-то одном конкретном подходе.
А если учитывать, что все без исключения они эволюционировали из психоанализа — так и вообще смысл теряется. Да и сам психоанализ за время своего существования претерпел немало изменений. Я бы с удовольствием поболтала об этих изменениях с кем-то, кто сейчас практикует именно психоанализ, и изучал эволюцию его развития от начала и до конкретной сегодняшней его практики.
В психологии его вернее обозначить как идею или событие, которые выделяет человек. Скорее всего, они как-то связаны с его опытом и почти наверняка негативно отразились на жизни, но возможны и другие варианты.
Гештальт, простыми словами, — не пришедшая к логическому финалу ситуация, не дающая человеку покоя. Возможно, уже прошло десять, двадцать или даже тридцать лет, но он продолжает вспоминать произошедшее и жалеть, что тогда не сложилось иначе. Это может быть что угодно: один так и не решился выйти на сцену, другой побоялся признаться в любви, третий не рискнул сменить работу, четвертый — вызвать родителей на серьезный разговор. В центре гештальта — суть проблемы. Подсознательно люди тянутся ко всему законченному и незавершенных ситуаций стремятся избегать.
Поэтому недоделанное дело остается в памяти и добавляет беспокойства — теперь вы знаете, почему сериалы часто прерывают на самом интересном месте. Убрать гештальт самостоятельно непросто: к счастью, современные терапевты помогают с этим справиться. Основы и принципы гештальт-терапии Принципы гештальта сформированы в трудах немецкого психолога Фредерика Перлза, основателя гештальт-терапии. Самое главное — работа не с прошлым, а с настоящим: человеку нужно сосредоточиться на его текущем состоянии, актуальных чувствах и перестать копаться в событиях многолетней давности, чтобы открыть возможность личностного роста. Психотерапевты помогают клиенту выстроить цельную картину своего внутреннего мира, установить взаимосвязь между мыслями и жизненными событиями, осознать свои ощущения — отсюда понятия «осознавания» и «инсайта», на которых стоит вся гештальт-терапия.
Очень важен доверительный контакт пациента с терапевтом, только так можно добиться результата — изменить эмоциональную реакцию и поведенческие паттерны. Помните, что специалист не должен давать оценок и советов, он скорее служит проводником по психике, помогает разобраться в собственных эмоциях и установить контакт с самим собой. Гештальт-терапия полезна всем, но особенно она показана людям со сложным жизненным опытом. В их числе — страдающие от длительной депрессии или стресса, жертвы насилия и психологического, и физического или те, кто потерял близкого человека. Закрыть гештальт самостоятельно — реально, но в тяжелых случаях лучше обратиться за помощью специалиста.
В первую очередь, это касается людей с трудным детством — у них множество незавершенных гештальтов, и человек без специального образования может просто не распутать этот сложный клубок. Методы гештальт-терапии также хорошо подойдут пациентам с проблемами в общении — например, таким, у которых не получается вписаться в коллектив, или тем, кому непросто установить контакт с членами семьи. Важно знать, что техника гештальт-терапии не универсальна и рассчитана на здоровых людей, а при серьезных психических заболеваниях необходимо обратиться к психиатру.
Хорошо, если это просто бытовая история, которую возможно подкорректировать. Купили, починили, нашли — проехали и живем дальше в стабильности и покое. Куда сложнее, если речь идет о гештальтах в отношениях. Обида, гнев, печаль, горе — вот слагаемые незавершенного гештальта, обязательно приправленные невысказанностью, непрожитостью.
В лучшем случае это приводит к хроническому дискомфорту, который отравляет нам существование. Иногда нам, иногда и всему ближайшему окружению. Представьте любителя приключений, которому не удалось отыскать клад в свою поездку на чудесный остров. Он настолько одержим кладом, что теперь денно и нощно о нем грезит. Если семье «повезет», каждый свой отпуск он будет уезжать на этот остров до конца дней или до нахождения клада читай, закрытия гештальта. Если семья не столь удачлива, все ее члены будут ездить на злополучный остров. И хорошо, если у них будет возможность лежать на пляже, пока этот любитель приключений ищет заветный сундук.
Примеры незакрытых гештальтов в отношениях Нереализованная в детстве мечта приведет к тому, что взрослый может пытаться реализовать ее с помощью своего ребенка, даже не спросив его мнения.
Тем самым человек зависает в обдумывании и, как следствие, получает остановку в действиях, и ситуация не решается. Переходный гештальт Этот гештальт возникает вследствие зависания при переходе с одного уровня развития личности на другой.
А теперь подробнее. Человек постоянно развивается и перерождается, из воплощения в воплощение, из жизни в жизнь — набирает опыт и знания. При этом человек — это не только тело, это нечто большее — поток, тонкое тело.
Тонкое тело — это как некий опыт, набираемый из жизни в жизнь. И чем больше человек живет, чем больше перерождается, тем больше у него опыта и знаний. Здесь можно провести аналогию с жизнью любого из нас: каждый прожитый год говорит об опыте, навыках, знаниях и умениях.
И чем старше индивидуум, тем больше у него знаний и опыта. Чтобы было понятно, давайте станем рассматривать каждый год жизни человека как уровень его развития. Итак, переходный гештальт — это зависание в переходе из одного уровня развития на другой, когда человек не может перейти с этапа на этап и полностью останавливается, так как одна нога на одной «ступеньке», другая на другой, и невозможно вернуться назад.
Деградировать человек по уровню не может по аналогии с возрастом: сколько есть лет, меньше не будет, так как опыт набран, — и выйти вперед тоже не может, поэтому зависает между. Если бы некто остановился в возрасте, что бы произошло? Он бы просто замер.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Что такое гештальт? Гештальт (от нем. gestalt — целый, полный образ) — образ, форма или структура, которая воспринимается как неделимая, но на самом деле состоит из многих компонентов. Что такое гештальт и как его незавершенность отражается на нашем психоэмоциональном состоянии, рассказывает психолог семейного центра САО Нелли Саркисян. Что такое гештальт и как гештальт-терапия помогает справиться с внутренними переживаниями, рассказывает психолог Анастасия Волошина. Термин «гештальт» происходит от немецкого слова, которое означает «целостный» или «собранный вместе». Что такое гештальт-терапия простым языком. Снятие или облегчение симптомов нарушения жизнедеятельности организма, устранение патологического состояния – все это гештальт-терапия, один из видов популярных ныне направлений в психотерапии. Гештальт-терапия (термин восходит к немецкому слову «Gestalt», которое переводится как «целостный образ») — гуманистическое направление в психологии и психотерапии.
Какие проблемы решает этот вид психологии?
- Принципы формирования гештальта
- Значение слова «гештальт»
- Что такое гештальт простыми словами?
- О предмете разговора
Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию?
Пример из жизни: Маша в детстве очень хотела пойти в театр кукол. Мама купила билеты, но в день спектакля Маша приболела и не смогла исполнить свою мечту. Теперь посещение театра кукол — это незакрытый гештальт, который Маша либо закроет, либо нет, но неосознанно ее будет тянуть к театрам кукол. Особенности незакрытого гештальта Психологи говорят , что человеческий мозг устроен таким образом, что всегда ждет окончания процесса. Любая незавершенность вызывает психологический дискомфорт, который в народе стали называть «незакрытым гештальтом». Закрыть гештальт — это завершить начатое, довести до конца, успокоиться и больше не возвращаться в ту ситуацию. Научное обоснование Еще в 1927 году, то есть почти сто лет назад, психолог Блюма Вульфовна Зейгарник защитила дипломную работу « О запоминании завершенных и незавершенных действий ». Методом эксперимента она доказала, что незавершенные действия запоминаются людьми в 1,9 раз лучше, чем законченные.
Разве не приятно, когда все случается в точности, как вы и предполагали? Решенная вовремя задача тоже приносит удовлетворение и ощущение правильности действия, ведь предсказания мозга сбылись. Как закрывать гештальт? Как раз для решения этих вопросов и была придумана гештальт-терапия. Она помогает пациенту лучше понимать самого себя. Эта терапия использует некоторые приемы гештальт-психологии, хотя напрямую с ней и не связана. Особая роль отводится техникам и установкам. Терапевт вместе с пациентом выясняют, какое же незавершенное дело беспокоит человека. А дальше продумываются варианты закрытия гештальта. Это можно сделать, к примеру, за счет моделирования ситуаций. Одной из техник является разговор пациента самого с собой. Терапия поможет стать увереннее, повысить свою продуктивность, осознать ответственность за свою жизнь, избавиться от давних симптомов депрессии и беспокойства. Но при этом выбирать врача стоит осторожно, у него должен быть сертификат, он должен быть максимально тактичным и общение с ним проистекать в комфорте. Но можно попытаться закрывать свои гештальты и самостоятельно. Особенно это важно в отношениях, куда не хочется пускать постороннего человека, пусть и психолога. Тут можно выделить три этапа решения проблемы: Проработать ситуацию, честно выписав все преимущества и недостатки отношений, не забыв выделить все то, что вызывает возмущение и раздражение. Написать свой сценарий отношений, какими и почему они должны быть по вашему мнению. Попытайтесь пережить эту новую картину, прочувствовать ее эмоциями, сказать в ней правильные вещи и совершить правильные поступки.
Но в данном аспекте речь идет о ситуации, которая будет постоянно повторяться, если с ней в свое время не удалось справиться. Психика будет подбирать такие ситуации, чтобы решать их уже привычных способом. Например, если в детстве был опыт унижения или обид, то во взрослой жизни человек будет бессознательно искать себе такое окружение, в котором будет испытывать аналогичное к себе отношение. Почему надо закрывать гештальт? Тут мы сразу сталкиваемся с заблуждением. Дело в том, что гештальт желательно закрывать, но вовсе не обязательно. Иногда задача просто не имеет решения, нет смысла биться над этим. От вопроса надо просто отказаться и поменять свои жизненные ориентиры с учетом сложившейся ситуации. Важно осознать, что прежние задачи просто перестали быть актуальными на данном этапе, уйти от них куда лучше, чем мучиться незавершенностью уже и неважного дела. Закрывать же гештальт важно по нескольким причинам: Сохранение психического здоровья. Гештальт-психологи полагают, что потребности человека могут последовательно сменять друг друга в случае удовлетворенности. Касается это как естественных нужд голод, жажда , так и каких-то планов на жизнь, устремлений. Если гештальт не был закрыт, то на него тратятся ресурсы организма и мозга. Это отражается на психическом здоровье чувством беспокойства, неразрешенного гнева, болью и другими эмоциями. Организованность и завершение дел. Советский психолог Блюма Зейгарник более стал лет назад открыла эффект особой запоминаемости незавершенных действий. Суть этого феномена является в желании нашего мозга доводить начатое до конца, концентрируясь именно на этом. Незакрытый гештальт забирает максимум внимания, но это может мешать другим, актуальным задачам.
Старый тип мышления меняется на новый, появятся новые чувства и способы реагирования на те или иные ситуации. Для проработки гештальтов также используют различные техники. Рассмотрим некоторые из них. Техника «Пустого стула» Эта техника заключается в том, что человек разговаривает с воображаемым собеседником это может быть родитель, друг, партнер и даже умерший человек , сидящим напротив на пустом стуле. Говорящий должен вслух озвучить все свои чувства, эмоции и мысли, которые у него вызывает воображаемый собеседник. Затем человек пересаживается на противоположный стул и отвечает сам себе от лица воображаемого собеседника. Таким образом ведется диалог. Применяют технику «пустого стула» в ситуациях, когда: у человека есть обида к кому-то бывший партнер, коллега по работе и так далее ; остались невысказанные чувства или слова к кому-то; требуется примерить полярные свойства личности например, одна хочет посмотреть лишнюю серию сериала, а вторая сопротивляется и хочет вовремя лечь спать ; предстоят сложные переговоры или встреча. Не всегда все эмоции и чувства удается высказать сразу, тогда упражнение повторяют до тех пор, пока все не будет сказано, заканчивают его прощанием. Гештальт закрыт. Технику «пустого стула» можно выполнять самостоятельно, но если случай не простой, то лучше это делать с терапевтом, который не даст вам уйти от заданного направления и будет задавать вопросы, которые помогут лучше разобраться в своих эмоциях. Техника «Выгрузка мозга» Простая техника работы с незавершенными делами, на которую вы потратите всего 30-40 минут. Заключается в том, что вы выписываете на лист бумаги все, что у вас в данный момент в голове. Как выполнять технику «выгрузка мозга». Выполнять технику рекомендуется в конце рабочей недели пятница или в воскресенье. Писать только от руки на бумаге. Пишем минимум 30-40 минут, до состояния пустоты в голове. Выписываем все мысли, от «вымыть раковину» и «закинуть стирку» до «записаться на танцы» и «поговорить с партнером». Изучаем список, сразу зачеркиваем неактуальные. Затем анализируем оставшиеся пункты, то что можно сделать сразу — делаем, на остальные планируем даты выполнения. После выполнения этого упражнения часть напряжения и тревоги уйдет. Техника «Письмо» Данная техника подходит для гештальтов связанных с отношениями. Важно, что для выполнения этой техники вы должны иметь возможность передать письмо адресату.