Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. «Правда» №345, 16 декабря 1938 года Вчера, при испытании нового самолета, погиб великий летчик нашего времени Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. Биография летчика Валерия Чкалова: личная жизнь, создание семьи, жена, рождение детей, сын.
Семья Валерия Чкалова
Чкалов должен был погибнуть даже в случае нормального полета. После испытаний он собирался на охоту. В его охотничьем ружье нашли довольно странные патроны: все они давали осечку и через 5 секунд самопроизвольно стреляли. Расчет был сделан на горячность Чкалова — он тут же стал бы разбираться в причинах осечки — и эти патроны должны были выстрелить ему прямо в лицо. После гибели Чкалова выяснилось, что какой-то неизвестный человек накануне рокового полета принес ему домой в подарок пачку охотничьих патронов, в которых, как оказалось, были заложены специальные замедлители.
Причин резкой перемены благожелательного отношения Сталина к своему любимцу и охоты на него несколько. Как говорится, от любви до ненависти один шаг. Все началось весной 1938 года. Сталин пригласил Чкалова к себе в кабинет и предложил ему огромное повышение в должности — оставить авиацию и совмещать сразу два поста в правительстве СССР: пост наркома транспорта и пост наркома внутренних дел тогда в НКВД шла борьба между двумя злодеями — наркомом Ежовым и его заместителем Берия.
Победил Берия, а Ежов был расстрелян как враг народа. На предложение Сталина Чкалов ответил дипломатичным отказом, сославшись на незавершенные работы над новыми самолетами. Нужно сказать, что в те времена не каждый честный человек мог отказать вождю, а уж тем более отказать возглавить НКВД, а вот Чкалов отказался, что вызвало плохо скрываемый гнев у Сталина. А Чкалов еще подлил масла в огонь.
В следующем номере газеты мы предоставим слово создателям многосерийного фильма «Чкалов». Степан Микоян, герой советского союза, генерал-лейтенант авиации, заслуженный летчик-испытатель СССР, кандидат технических наук: — Первые 10 минут посмотрел и бросил. Вот в самом начале сериала есть такой эпизод — командир бьет подчиненных. До войны такое в армии невозможно было. Я понял, что это кино «Чкалов» — сплошная фантазия. Мария Водопьянова, внучка Михаила Водопьянова, советского летчика, героя советского союза, автора книги "Чкалов": — С мужем смотрели все серии. Я в абсолютном восторге от актера Евгения Дятлова, исполнителя главной роли в фильме «Чкалов». Он сыграл очень хорошо. Я бы пожала ему руку за такое исполнение.
Необузданная смелость, яркие поступки — все это было. Какой он все-таки хулиган был, этот Чкалов! И Водопьянов такой же. Летчики — это определенная каста, у них особый менталитет.
Причин резкой перемены благожелательного отношения Сталина к своему любимцу и охоты на него несколько. Как говорится, от любви до ненависти один шаг. Все началось весной 1938 года. Сталин пригласил Чкалова к себе в кабинет и предложил ему огромное повышение в должности — оставить авиацию и совмещать сразу два поста в правительстве СССР: пост наркома транспорта и пост наркома внутренних дел тогда в НКВД шла борьба между двумя злодеями — наркомом Ежовым и его заместителем Берия. Победил Берия, а Ежов был расстрелян как враг народа. На предложение Сталина Чкалов ответил дипломатичным отказом, сославшись на незавершенные работы над новыми самолетами. Нужно сказать, что в те времена не каждый честный человек мог отказать вождю, а уж тем более отказать возглавить НКВД, а вот Чкалов отказался, что вызвало плохо скрываемый гнев у Сталина. А Чкалов еще подлил масла в огонь. В марте того же года, когда проходил процесс по делу так называемого «Антисоветского правотроцкистского блока» во главе с Бухариным и Рыковым, Чкалов пришел к Сталину и заявил, что убежден в их невиновности. Сталин ему ответил: «занимайся своим делом». Чкалов ушел, хлопнув дверью. Чкалов отлично понимал, что тучи над ним явно сгущаются. Его сын рассказывал, что его отец в те годы прятал на ночь под подушкой наган.
Валерий Чкалов прожил короткую, но очень насыщенную и яркую жизнь. Триумфальный путь выдающегося авиатора оборвала роковая трагедия. Обстоятельства и причины гибели знаменитого летчика-испытателя до сих пор вызывают споры среди исследователей и остаются одной из главных загадок в отечественной истории. Воздушный хулиган О профессии летчика Валерий Чкалов грезил с 14 лет. Тогда он работал в речном пароходстве кочегаром — помогал своему отцу-котельщику. Увидев однажды в небе самолет, юный романтик больше уже не смог думать ни о чем другом. Чтобы быть ближе к авиации, он отправился в Нижний Новгород и устроился слесарем по ремонту и сборке самолетов. Вскоре он получил возможность обучаться любимому делу и прошел через несколько летных школ. Став летчиком-истребителем, Валерий Чкалов поступил на службу в эскадрилью под Ленинградом. Здесь в полной мере проявился дерзкий и строптивый характер молодого пилота. Выяснилось, что управлять самолетом он предпочитал по-своему, вопреки инструкциям и приказам начальства. Самый знаменитый «трюк» Чкалова вошел в историю как пролет под Троицким мостом через Неву. Также небесный виртуоз практиковал полеты на предельно низких высотах, крутил мертвые петли, разрабатывал фигуры высшего пилотажа, в том числе «восходящий штопор» и «замедленную бочку». У сослуживцев такая храбрость вызывала восхищение, а командиров приводила в ярость. Своенравный лихач регулярно получал дисциплинарные взыскания, отстранялся от полетов и даже попадал в тюрьму. Герой и любимец Сталина Несмотря на проблемы с дисциплиной и напряженные отношения с начальством, Валерий Чкалов построил блестящую карьеру.
Валерий Чкалов - биография, фото, личная жизнь летчика героя
Между тем, тайна гибели Валерия Павловича Чкалова так и осталась до конца не раскрытой. 2 февраля легендарному летчику Герою Советского Союза Валерию Чкалову исполняется 120 лет. Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск).
15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза
В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор Серпуховской школы, М. Громов так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха.
Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы». В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть.
В 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье, созданной из отряда легендарного лётчика Нестерова, Валерия Чкалова назначили в звено лётчика Москвина, выделив для первоначальных тренировочных полётов французский самолёт «Ньюпор-24-бис», много раз ремонтированный во многих мастерских…. Трудно сказать, как сложилась бы служба Валерия Павловича в эскадрилье, если бы не её командир Иван Панфилович Антошин впоследствии ставшим начальником Одесской лётной школы или «Батя», как называли его подчинённые. Связанный рамками устава, указов свыше, Антошин понимал неординарность молодого лётчика Чкалова, уступал его просьбам совершить ту или иную фигуру в воздухе. Побеспокоился Иван Панфилович и о безопасности своего «подопечного» — пересадив его на более прочный самолёт — «Фоккер Д-7». Благодаря А.
Белякову, штурману Чкаловского экипажа, до нас дошел один из эпизодов, случившийся в Гатчине, куда Чкалов вновь вернулся после курсов усовершенствования, весной 1927 г. На аэродроме шли очередные полёты, и командир предложил Чкалову показать то, чему научили его на курсах. А Чкалову показалось, что ему приказали показать все те фигуры, которые мог делать только он один. Вначале за полётом с земли наблюдали довольные командир и офицеры. Потом вдруг самолёт в крутом пике понёсся с рёвом к земле, к ангару.
Самолёт стремительно падал, до земли оставалось около 50 метров. В кабине хорошо был виден лётчик. Потом машина пошла круто вверх, явно намереваясь совершить петлю. Идти на такой риск при такой высоте — самоубийство! Но Чкалов, чуть набрав высоту, показав зрителям «спину», чётко перевернул самолёт на 180 градусов, продолжив полёт на той же высоте.
Какие чувства были у стоящих на земле? Все знали, что самолёт при попытке совершить переворот, чаще всего сваливается в штопор, а Чкалов эту фигуру повторил ещё не один раз и пошёл на посадку. Но и тут он оказался верен себе и подготовил для зрителей сюрприз: у границы аэродрома лётчик перевернул машину вверх колёсами, продолжая полёт. Когда до земли оставалось несколько метров, самолёт совершил второй переворот и тут же приземлился на три точки. Замедленная «бочка», выполненная при планировании на посадку!
Вот чему Чкалов научился на курсах! Такого гатчинский аэродром не видел. Счастливое состояние Чкалова померкло после приземления. Комэск сделал ему положенные по инструкции замечания по целому ряду пунктов, но поблагодарил за технику полета. А от комбрига лётчик получил 20 суток гауптвахты и 20 дней отстранения от полётов….
Первенцем в семье стал сын Игорь. В феврале 1928 года Чкалов получает повышение, и в качестве командира звена прибывает в Брянск. Служба в Брянске была недолгой и закончилась для лётчика драматично. Он решил со своим звеном пролететь под электрическими проводами, и этот приём осуществил бы, так как все просчитал. Но провода висели недопустимо низко, и машины рухнули на землю.
Личный состав, к счастью, не пострадал, но самолёты летать уже не могли. Вот тут Чкалову припомнили всё. И крушение над «шапкой» Исаакиевского собора в Ленинграде, и пролёт там же под Троицким мостом, и «гатчинские выкрутасы».
Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 года. Осенью 1935 года лётчик Г. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский [4]. Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд позднее остров был переименован в Чкалов в честь лётчика в Охотском море.
Общая протяжённость маршрута составила 9375 километров , полёт совершался на самолёте АНТ-25 [4]. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина : медаль «Золотая Звезда» , введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 находится в музее в Чкаловске [4]. Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся экипаж самолёта. АНТ-25 в полёте Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США , и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня на Щёлковском аэродроме. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т. Место посадки было изменено — изначально планировалось, что конечной точкой маршрута станет Сан-Франциско , но из-за проблем с топливом и кислородом пришлось изменить маршрут [4].
Решение оказалось правильным — к моменту посадки в самолёте осталось всего 77 литров топлива из изначальных 5700 [12]. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. Все члены экипажа стали знаменитостями в Америке. Трояновский и Дж. Маршалл , будущий генерал и государственный секретарь США , позднее принявший членов экипажа у себя дома [4] [13]. За этот перелёт весь экипаж был награждён орденами Красного знамени. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск [4]. Несмотря на депутатский статус, лётчик продолжал испытательную работу. Вклад в развитие авиации [ править править код ] Валерий Павлович Чкалов внёс большой вклад в развитие авиации, техники пилотажа и тактики работы истребительной авиации [14].
Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами. Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились.
А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим... И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая. Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала.
Работала в «почтовом ящике», автор более 100 изобретений в области кристаллофизики. После смерти мамы к ней перешла большая часть обязанностей по переписке и сохранению памяти отца. Была берегиней мать, стала — старшая дочь. Получение этой квартиры — первой отдельной, до этого жили в коммуналке на Ленинградском проспекте — стало для Чкаловых событием. Глава семьи был в это время в Париже, на открытии Всемирной выставки. Сохранилось короткое письмо: «Насчет расходов тебе видней. Делай так, чтобы в новой квартире было хорошо и весело. Не знаю, что писать, когда хочется только одного — скорее в Москву, к себе в квартиру, на работу, к тебе... Любили классику. Из Америки отец привез пластинки с произведениями Чайковского, Римского-Корсакова. Много было записей Федора Шаляпина. В доме имелась радиола — большая редкость в те времена. Поэтому хозяева и гости с удовольствием слушали пластинки. Семья всегда была большой и хлебосольной. Домработница Маруся в былые времена варила ведерную кастрюлю супа на всех, пекла пироги с капустой. Жили небогато, но ненакормленным из дома никто не уходил. Что запомнила маленькая Лера о тех днях, когда отца не стало? Двери дома не закрывались — люди шли беспрерывным потоком. Среди его многочисленных друзей и знакомых были не только авиаторы и военные, но и ученые, писатели, художники, артисты... Людям искусства он был интересен своей самобытностью, силой характера, самостоятельным суждением обо всем. Он привлекал их как символ нового поколения, как герой из народа. Отец погиб 15 декабря 1938 года. А 1 января у Игоря был день рождения. Казалось, не до него совсем. Но пришли актеры-мхатовцы Тарханов, Москвин и другие и сказали: «Нет, именины у ребенка будут! С самого первого года в семье отмечается «Папин день». Сначала это был день гибели, потом — день его рождения. Поддержать Ольгу Эразмовну приходили, по воспоминаниям Валерии Валерьевны, многие. Соседи по этажу — семья летчика Байдукова, члена экипажа Чкалова и автора книги о нем, актер Белокуров, сыгравший заглавную роль в фильме «Валерий Чкалов», космонавт Береговой. Ну и, конечно, близкий друг семьи Иван Семенович Козловский. Он шутил, что это единственный дом, где он «может покушать бесплатно». Иногда приводил с собой аккомпаниатора, других артистов. Как-то пригласил Ирину Федоровну Шаляпину, чьим отцом так восхищался когда-то Чкалов. И Ирина Федоровна стала часто бывать в их семье. Яркая, сильная, неординарная женщина, Ольга Эразмовна не раз и не два отвергала предложения повторно выйти замуж. Ее семейное счастье было недолгим, но разве могла она забыть мужа, который писал ей: «Скучаю, хандрю и теряю здоровье, и, поверь, только из-за того, что тебя нет со мной. Я стал летать хуже, и я это чувствую, нет тебя, нет той энергии, которую я приобретал, глядя на тебя. Ты мне нужна в жизни, как хлеб и воздух». Свою книгу о муже Ольга Эразмовна написала, когда ей было 74 года. Перечитывая его письма, переживая заново самые светлые дни своей жизни, не выдержала, заболела. Книгу, выпущенную горьковским издательством, назвала сухо — «В. После смерти матери Валерия Валерьевна, разбирая архивы, нашла фотографию отца.
Валерия Чкалова: Мой отец был героем, а не пьяницей и хулиганом
Машина идет на минимальных оборотах. Что делать? Сейчас все замерзнет, мотор откажет… Катастрофа. Где взять воду? Я бросился к запасному баку — и там лед… Бросился к питьевой — в резиновом мешке тоже лед…» По рассказу Чкалова, выход нашли, слив в бак чай с лимоном из термосов.
В итоге все обошлось, и через 63 часа 16 минут после старта самолет успешно приземлился. Сбылась мечта человечества о воздушной дороге между материками через Северный полюс Газета «Правда» Полет Чкалова изменил представление о расстояниях. Такой перелет занимал 137 часов. Все прежние попытки проложить короткий маршрут через Северный полюс срывались.
Но у Чкалова и его команды получилось. Его детство Валерий Чкалов родился в 1904 году прошло на Волге, в небольшом селе в Нижегородской губернии. Он рано остался без матери. В слободе слыл отчаянным и задиристым.
Никто не мог так быстро переплыть Волгу или так ловко уцепиться за руль идущей по реке полным ходом баржи. Одной из опасных игр слободских ребят было ныряние под проходящие по Волге плоты. Нужно было проплыть под плотом как можно дальше и после каждой пары бревен выпускать ртом пузырьки воздуха. Это называлось «сигнализация».
Игра требовала силы, ловкости, смелости и знания подводных течений. Обычно ребятам удавалось отсчитать двадцать-тридцать бревен. Чкалов отсчитывал до сорока. В то время на Волге был обычай драться стенка на стенку.
Бились на кулаках и взрослые, и ребята. Валерка Чкалов был предводителем самой сильной в селе группы ребят. В 12 лет он начал работать помощником молотобойца в затоне, где ремонтировал суда его отец — котельщик Павел Чкалов. Каждый день по десять-двенадцать часов я поднимал и опускал молот.
От непосильной работы ломило руки, спину, кружилась голова. А потом привык. Привык к чертовски тяжелой работе, за которую получал гроши Валерий Чкалов«Высоко над землей», 1939 год В 14 лет Валерий устроился кочегаром на землечерпалку, а через год уже плавал на пароходе «Баян». Об авиации он тогда еще не думал.
Более того, пройдет еще долгих пять лет, прежде чем он первый раз в жизни увидит самолет — гидроплан. Это случилось в 1919 году. Во время Гражданской войны в Нижнем Новгороде располагался авиационный полк. Изредка самолеты пролетали над рекой.
Услышав шум мотора, Чкалов выбегал из кочегарки и любовался «невиданными птицами». Тогда он и сделал свой выбор. Мои детские мечты совершить что-нибудь особенное, дерзкое и отважное свелись теперь к одному — летать! Валерий Чкалов«Высоко над землей», 1939 год Небесный хулиган Осенью 1919 года Чкалов вступил добровольцем в Красную армию, получив направление в IV авиационный полк, расположенный в Заречной части Нижнего Новгорода.
Работал слесарем, затем — сборщиком самолетов. Присматривался к летчикам, изучал матчасть. В 1921 году Чкалову удалось, наконец, получить рекомендацию для поступления в Егорьевскую авиашколу. Курсанты называли ее «терка», что означало теоретическая школа.
Самолетов в «терке» было мало, все они были старые, изношенные и постоянно ломались. За два года Чкалов поднялся в воздух всего несколько раз и лишь в качестве пассажира. В апреле 1923 года Чкалова направили учеником-летчиком в Борисоглебскую авиашколу, потом перевели в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа.
Тогда же он начал нередко нарушать дисциплину. Однажды, когда он явился на службу в состоянии алкогольного опьянения, его приговорили к 6 месяцам лишения свободы. Читайте также: Робертино Лоретти Летом 1927 г. Валерий участвовал в показательных полетах, на которые были приглашены и зарубежные летчики-истребители. В результате, ему удалось продемонстрировать феноменальную технику и занять 1-е место. В скором времени он попал в аварию — на малой высоте зацепился за провода. Вследствие этого против Чкалова было возбуждено дело. Военный трибунал обвинил его в воздушном лихачестве, приговорив к 1 году тюрьмы. Однако, благодаря заступничеству высокопоставленных лиц, включая Ворошилова, в тюрьме он не пробыл и одного месяца. В 1930 г. За пару лет проведенные в институте он выполнил свыше 800 испытательных полетов, опробовав около 30 типов самолетов, в числе которых был и тяжелый бомбардировщик. В последующие годы биографии Чкалов продолжил испытывать новейшие истребители. Тогда же он стал автором новых маневров высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. В 1935 г. Интересные факты Валерий Чкалов совершил первый беспосадочный перелёт через Северный полюс в 1937 году. Этот перелёт стал мировым рекордом и прославил Чкалова на весь мир.
Беляков — за мужество и отвагу был удостоен звания Героев Советского Союза. Чкалову подарили личный самолет, который до сих пор хранится в музее города Чкаловска. Экипаж самолета Спустя время после удачного беспосадочного перелета Валерий Чкалов повторно обращается за разрешением к И. Сталину совершить подобный перелет в Соединенные Штаты Америки через Северный полюс. Сталин дает добро, и 18—21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова совершает беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 через Северный полюс в Америку за 63 часа 16 минут. За это по возвращении все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. Мечта исполнилась. Чкалова спешно вызвали из очередного отпуска для проверки нового истребителя. Несмотря на многочисленные неисправности самолета, было принято решение подниматься в воздух. Казалось, все шло относительно благополучно, но перед самой посадкой двигатель замолчал и самолет начал стремительно терять высоту. Опытная рука пилота до конца удерживала штурвал, уводя машину от жилых домов. Вроде бы все обошлось, но в последний момент самолет зацепился крылом за электрические провода и, резко развернувшись, рухнул на дровяные склады. От падения Валерия Павловича выбросило вместе с креслом из кабины, он получил тяжелую травму головы и умер спустя 2 часа в Боткинской больнице. Похороны состоялись в Москве.
Они венчались. Через год у них родился сын. Просто абсурдный эпизод в фильме, когда приезжает навестить маму и папу его отец. Валерий Павлович собирается и уходит на танцульки. Не было такого! Отец воспитывался в строгой семье, дед, между прочим, был церковным старостой и котельщиком, и Валерий Павлович не мог позволить себе неуважения к отцу. Тот сценарий, что был написан, мы полностью с сестрой забраковали. Появился новый сценарий в 2007 году. Предполагалось, что будет 12 серий. К каждой серии было много обоснованных замечаний. Никаких одобрений на выпуск этого фильма от родственников Чкалова получено не было. Сейчас мы с сестрой собираемся действовать. И возможно, дойдем до суда.
Подготовка к полетам
Вес как его? Ты вот все эти мелочи про сынку не пишешь. Сейчас же сходи и взвесь его, ты знаешь, как мне хочется все это знать... Письма дают представление об отце как о человеке любящем и горячо любимом, главе дружной и счастливой семьи. Письма Чкалова за редким исключением написаны карандашом. Часто на разноформатной бумаге — то в линейку, то в клеточку, а то и вовсе на аккуратно срезанных четвертушках и осьмушках.
Но как иначе могли выглядеть письма тех лет, лет разрухи и нехватки в стране всего, начиная от чернил и бумаги? Чкалов, сам весьма скромный в быту, очень хотел, чтобы его любимая не испытывала лишений. Например, очень бережно носил форму, чтобы, получив на военном складе очередной отрез на пошив, отослать его жене с записочкой, чтобы сшила что-нибудь новое себе. И брал сукно только голубое — под цвет ее удивительных глаз. Ольга с новорожденным Игорьком жила у отца.
Ей пришлось почти сразу выйти на службу — она работала в школе учительницей русского языка и литературы. Чкалов переживал, что его нет рядом. Не волнуйся, не нервничай и не наваливайся очень на свою работу, — пишет он жене. Потом, Лелюсик. Займись, пожалуйста, собой, сшей и купи все, что тебе надо.
О щедрости Чкалова вспоминают многие его современники. Он легко расставался с деньгами, часто давал их в долг, добавляя: отдашь, когда сможешь. В Америке в ответ на вопрос: «Вы богаты, мистер Чкалов? Он мог сказать: «Нет, я из крестьянской семьи». Но ответил именно так.
Потому что без Родины, без людей, созидавших ее, себя не мыслил. Эти, как, впрочем, и многие другие его слова, облетели весь мир. После исторического перелета через Северный полюс популярность его была огромна. Но успех — еще впереди. А пока напряженная работа вдали от семьи, к которой он рвется всем сердцем.
Твое письмо меня воскрешает». Письма Ольги — нежные, умные, рассудительные — действовали на него как целительный бальзам. Ты прости, если я не права. Словом, нужно быть сдержаннее». Спокойный, ласковый, уравновешенный тон писем от жены — как раз то, что было жизненно необходимо молодому Чкалову.
Видимо, и ей, несмотря на поддержку близких, затянувшаяся разлука в тягость. Может быть, ей нужно приехать к мужу? Но он спешит обнадежить: «Состояние у меня скверное, потому что чувствую, что ты за меня болеешь душой, и мне это очень тяжело. Но ты меня прости, что доставляю это беспокойство, я в нем не виноват... Тебе сюда ехать не придется.
Если все кончится благополучно, меня здесь не оставят, а переведут, и есть слух, что в Москву». Но как говорится на Руси, от сумы и от тюрьмы не зарекайся... Валерию Валерьевну часто спрашивают о знаменитом эпизоде из фильма об отце. Помните, там Леля стоит на мосту, а Чкалов демонстрирует высший пилотаж, пролетая под этим мостом. И разочарованно вздыхают, когда Валерия Валерьевна отвечает, что это еще одна легенда.
Да, Чкалов пролетал и под мостом, но Лели при этом не было.
Эта статья представляет биографию, факты и фотографии, позволяя окунуться в жизнь и достижения этого выдающегося человека. Биография Чкалова Валерий Чкалов появился на свет 20 января 2 февраля 1904 года в селе Василево, Нижегородская губерния. Он рос и воспитывался в простой семье, не имеющей ничего общего с авиацией. Его отец, Павел Григорьевич, работал котельщиком, а мать, Ирина Ивановна, вела домашнее хозяйство.
Детство и юность Первая трагедия в биографии Чкалова произошла в 6-летнем возрасте, когда не стало его матери. В скором времени его отдали в начальную школу, где он получал средние отметки. Валерий проявлял способности к математике, а также обладал прекрасной памятью. Он имел репутацию спокойного и уравновешенного ученика. Любопытно, что он был отличным пловцом: переплывал Волгу и нырял под пароходы.
После получения аттестата Чкалов продолжил получать образование в Череповецком техническом училище. Однако проучился он недолго, поскольку учебное заведение было закрыто по причине нехватки педагогов и плохого финансирования. В результате, Валерий возвратился домой, где устроился кочегаром на пароход. В скором времени юноша впервые в жизни увидел самолет. Он был настолько впечатлен увиденным, что решил связать свою биографию с авиацией.
Это привело к тому, что в 15 лет Чкалов добровольно вступил в ряды Красной армии, став учеником слесаря на авиазаводе. После этого он долго учился в разных заведениях ВВС, благодаря чему смог освоить различные виды самолетов.
Поднявшись в воздух, Чкалов совершил полет «по коробочке» по кругу , затем пошел на второй круг на большой высоте — 2000 — 2500 метров вместо положенных 600 — и на большом удалении от аэродрома. Выполнив круг, стал снижаться, сбавив газ. В это время заглох мотор. Аэродром был еще далеко. Чкалов увидел слева скопище высоких антенн радиостанции… Валерий Чкалов погиб при испытании нового истребителя Самолет с выключенным мотором врезался центропланом — местом соединения крыла с фюзеляжем — в металлическую высоковольтную опору.
От удара Чкалова выбросило из самолета вместе со штурвалом, за который он продолжал держаться, в полусогнутом положении. Упав на землю, Валерий ударился головой о двутавровую балку и перебил себе мозжечок. По словам очевидцев: «На куче древесного материала лежал самолет с отделившимся правым крылом и мотором. Мы поняли, что случилось непоправимое. За забором на шоссе с правой стороны по полету стоял автобус и было много народу. Когда пришли сотрудники из больницы имени Боткина, в которую отвезли Валерия Павловича, то они рассказали, что произошло: от сильного удара его выбросило из кабины вместе с сиденьем. Он ударился головой о катушку из-под кабеля.
Семья его - отец и мачеха Наталья Георгиевна, которая очень старалась заменить мальчику мать, и у неё даже получалось, чрезвычайно переживали за сына. Он вырос отважным, но бесстрашие его довольно часто становилось безмерным. Например, когда начал служить в ленинградской авиаэскадрилье, практически ежедневно совершал весьма рискованные полёты. Взыскания от начальства множились, но и восхищение его недюжинным талантом возрастало. Случилось, что Чкалова даже осудили за это воздушное лихачество, и он провёл пару месяцев в тюрьме. Однако ничто не помогало. Документа нет, но очевидцы заявляют, что однажды на спор Валерий Чкалов провёл самолёт под Троицким мостом. Ленинград ахнул и переполнился слухами. Испытатель Самые главные новинки отечественного авиастроения испытывал Валерий Чкалов. Фото демонстрируют, насколько это ответственно и опасно.
Именно он вёл первый советский авианосец, на фюзеляже и крыльях которого находились пять истребителей. Поэтому и награждали его наравне с авиаконструкторами, вручая лётчику-испытателю самые высокие государственные награды: ордена Ленина, Красной Звезды. И всегда Валерию хотелось летать ещё выше, ещё дальше. Однако вождь не решился отпустить троицу лучших лётчиков - Чкалова, Байдукова и Белякова. Упорство И это тоже был рекорд, осуществлённый причём без единой проблемы. Сталинский маршрут протянулся на девять тысяч километров! Вся страна с небывалым интересом следила за этим перелётом, а участники его быстро становились любимцами народа. За этот полёт все три лётчика стали героями Советского Союза. Правительство страны настолько высоко оценило этот подвиг, что Валерий Чкалов получил в собственное пользование самолёт У-2. Но не таким был человеком Валерий Павлович, чтобы отступать от намеченной цели.
И он рискнул вновь обратиться лично к Сталину с просьбой пересмотреть отказ от предыдущего маршрута. Сталин пересмотрел. Валерий Чкалов и его товарищи были просто счастливы, и уже в июне 1937 года при плохих погодных условиях вылетели из Москвы в Ванкувер. На сей раз за их полётом следил весь мир, и полёт прошёл удачно. Сам этот маршрут, проложенный через Северный полюс, уже сделал лётчиков живой легендой. А поистине народным героем стал Валерий Чкалов. Биография: семья Учительницу Ольгу Орехову и любовь всей своей короткой жизни встретил всенародный любимец в двадцатитрёхлетнем возрасте. Вот он - Валерий Чкалов: фото с женой, оставшейся верной ему до самой своей смерти, вы можете увидеть выше. Она так и не вышла замуж после его трагической гибели.
Биография Валерия Чкалова
Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении — Валериан — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). Ранним утром 15 декабря 1938 года Валерий Чкалов приехал на Ходынский аэродром – предстояло испытать на взлёт новый истребитель И-180. A musical duet, Отряд имени Валерия Чкалова ("Detachment named after Valery Chkalov"), recorded their first album in 1983. Валерий Чкалов родился в 1904 году в небольшом селе Василёво Нижегородской губернии в семье котельщика.
Первая любовь
- Содержание
- биография В П Чкалова
- Семья Чкалова отреклась от правнучки после ее слов о ядерном ударе по Москве - МК
- Биография Валерия Чкалова
- «Сейчас все замерзнет, мотор откажет»
Валерия Чкалова: Мой отец был героем, а не пьяницей и хулиганом
По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании лётчиков Георгия Байдукова и Александра Белякова совершил беспрецедентный перелёт из Москвы на Дальный Восток. биография, личная жизнь, фото, подвиг, причина смерти и последние новости - 24сми. Биография, голос и видео Валерия Павловича Чкалова; родился 2 февраля (20 января по ст. ст.) 1904; погиб 15 декабря 1938. Жизнь и смерть любимого авиатора Сталина. 15 декабря 1938 года во время испытательного полёта погиб Валерий Чкалов. К сожалению, однозначно установить истинную причину гибели Валерия Чкалова по имеющимся на сегодня данным не представляется возможным.
Валерий Чкалов
Он влюбился в авиацию в 14 лет, работая на Волге в речном пароходстве. Увидел в небе самолет, и уже ни о чем другом думать не мог. Случилось так, что он поехал учиться в Нижний Новгород и встретил там односельчанина Фролищева, который помог ему устроиться работать и учиться на аэродроме. Можно сказать, что становление Валерия Павловича как летчика было многоэтапным. Сначала он был механиком на аэродроме, затем поступил в летную школу, и в итоге его желание сбылось. Когда они познакомились с Ольгой Эразмовной, Чкалов уже был летчиком. Родители невесты были не в восторге — она из семьи преподавателей, сама преподаватель, а летчик — не совсем интеллигенция. Они видели в этом мезальянс, не были за, но и не были откровенно против. Эта квартира до сих пор у семьи, в ней есть кабинет Валерия Чкалова, он полностью сохранен.
Из полетов он возвращался в этот дом, к жене и детям. Их брак длился чуть меньше 10 лет. Они очень дополняли друг друга, разные характеры, разное образование. Ольга Эразмовна прививала мужу любовь к прекрасному. Возвращаясь из Америки, он привозил пластинки с классической музыкой. Очень ее любил, во многом благодаря супруге. Можно назвать его репетицией? История была такой, что изначально на АНТ-25 должен был лететь экипаж Леваневского.
Они взлетели с большой помпой в присутствии посла, первых лиц и американских СМИ, но в районе Земли Франца Иосифа у них из-под крышки масляного бака начало течь масло. Экипажем было принято решение развернуться. Когда они вернулись, Леваневский громко заявил о том, что на этом самолете летать нельзя, так как он не долетит. Еще в начале своей карьеры Байдуков познакомился с Валерием Павловичем на Тушинском аэродроме, сложно сказать, кто был чьим наставником — они друг у друга учились. Летали на разных видах техники, переходили с одного на другой, и оба были первооткрывателями. В 1936 году они обратились с просьбой к Сталину полететь через Северный полюс все-таки на этом самолете. Но Сталин распорядился сначала попробовать пролететь через всю страну и проложил прямой маршрут из Москвы на Дальний Восток. Фактически оба перелета — на Восток и в США — имели огромное политическое значение, это было не только техническим достижением летчиков.
Почему Америка и почему Дальний Восток? Эти перелеты были доказательством того, что в Москве может взлететь самолет и через двое суток оказаться где угодно. И даже разрабатывался АНТ-25 под другими аббревиатурами: ДБ — дальний бомбардировщик, потом он был переименован в РД — рекорд дальности. Уже потом он получил название АНТ-25. Готовясь к полету на Дальний Восток, члены экипажа заявили, что лететь по прямой через континентальную часть нашей страны они не будут, так как хотят максимально приблизиться к условиям перелета через Северный полюс. И маршрут был проложен так, чтобы создать экипажу похожие условия. И он был длиннее, сложнее. В этом полете им сопутствовали удача, везение, счастливые совпадения.
Посадку они осуществили в шторм на острове два километра длиной и километр шириной.
Эх, знал бы Колчин, что у мальчонки страха нет, не потерял бы буксир. Революция лишила Чкаловых и старого парохода, и старых долгов. Павел ушел работать в краснофлотские мастерские, туда же пристроил и сына-подростка. Когда 15-летний кочегар впервые увидел самолет, решил: «Буду сам летать на таком». Лётчик Целый год Валерию пришлось трудиться слесарем в Канавинском авиапарке. И все ради нее - заветной путевки в Егорьевскую авиашколу. Потом была учеба в Борисоглебске и Серпухове, и в 20 лет новоиспеченный летчик-истребитель прибыл на службу в Ленинградскую эскадрилью имени Нестерова. Какой «фрукт» ему достался, командир эскадрильи узнал через месяц.
Поднявшись в небо, новичок вдруг закрутил на стареньком «Ньюпоре» «мертвую петлю», а потом и «бочку». Народ, не сговариваясь, поднял головы в небо: «Во дает! Приказ о наказании гауптвахтой был небольшой платой за самовольный риск. Личная жизнь Другой страстью авиатора стали девушки. Летчики всегда были у них в фаворе, но Валерий формой не злоупотреблял. А со своей женой Ольгой он и вовсе познакомился на сцене клуба. Студентки пединститута репетировали там спектакли. В постановках Валерий не участвовал, но не заметить утонченной красавицы не мог. Бесстрашный в небе, Чкалов просто робел перед интеллигентной учительницей и заявить о своих чувствах стеснялся.
И только когда Ольга, окончив институт, перестала появляться в клубе, поклонник понял, что может ее потерять. В квартиру ее родителей на Петроградской стороне Валерий пришел при полном параде. Волновался зря, предложение руки и сердца было принято. Но после гражданской регистрации молодые поехали в церковь. И это в 1927 году! Не смог красный авиатор пойти против устоев отца -не только мастерового, но и церковного старосты. А потому и венчался, поставив на кон летную карьеру. Впрочем, его и так не раз отлучали от неба.
Когда 15-летний кочегар впервые увидел самолет, решил: «Буду сам летать на таком». Лётчик Целый год Валерию пришлось трудиться слесарем в Канавинском авиапарке. И все ради нее - заветной путевки в Егорьевскую авиашколу. Потом была учеба в Борисоглебске и Серпухове, и в 20 лет новоиспеченный летчик-истребитель прибыл на службу в Ленинградскую эскадрилью имени Нестерова. Какой «фрукт» ему достался, командир эскадрильи узнал через месяц. Поднявшись в небо, новичок вдруг закрутил на стареньком «Ньюпоре» «мертвую петлю», а потом и «бочку». Народ, не сговариваясь, поднял головы в небо: «Во дает! Приказ о наказании гауптвахтой был небольшой платой за самовольный риск. Личная жизнь Другой страстью авиатора стали девушки. Летчики всегда были у них в фаворе, но Валерий формой не злоупотреблял. А со своей женой Ольгой он и вовсе познакомился на сцене клуба. Студентки пединститута репетировали там спектакли. В постановках Валерий не участвовал, но не заметить утонченной красавицы не мог. Бесстрашный в небе, Чкалов просто робел перед интеллигентной учительницей и заявить о своих чувствах стеснялся. И только когда Ольга, окончив институт, перестала появляться в клубе, поклонник понял, что может ее потерять. В квартиру ее родителей на Петроградской стороне Валерий пришел при полном параде. Волновался зря, предложение руки и сердца было принято. Но после гражданской регистрации молодые поехали в церковь. И это в 1927 году! Не смог красный авиатор пойти против устоев отца -не только мастерового, но и церковного старосты. А потому и венчался, поставив на кон летную карьеру. Впрочем, его и так не раз отлучали от неба. Еще до свадьбы Валерий был осужден за пьяную драку. По протекции начальства наказание смягчили. Как лучшего пилота его отправили на парад в Москву, где он умудрился получить благодарность самого Ворошилова.
Чкалов снова отделался легким испугом, чего нельзя было сказать о несчастном «Фоккере». Вспомнили все грехи После этого за непослушного летчика взялись всерьез. Служебное расследование было самым тщательным. По его итогам Чкалова признали негодным к службе, а в его медицинской карте появилась запись о наличии у пилота шизоидного статуса, излишней самоуверенности и тяги к злоупотреблению алкоголем. Однако, из ВВС его все-таки не выгнали. Все-таки Чкалов был любимчиком у многих кремлевских бонз, в первую очередь у Сталина. По итогам разбирательства летчика понизили в звании, сделав рядовым, и вынеся последнее «китайское» предупреждение о неполном служебном соответствии. Но в э тот раз командиры не только не стали защищать неисправимого хулигана, но и напротив, подняли настоящий вой из-за слишком мягкого наказания Чкалову. Пилот был отстранен от всех полетов, а обиженные на него офицеры добились дополнительного расследования его многочисленных «подвигов». Брянская тюрьма В результате за дерзкое воздушное хулиганство аса, играючи выполнявшего полтора десятка фигур высшего пилотажа, приговорили к году тюремного заключения. И снова уволили из рядов Красной армии. Однако, вместо года летчик-хулиган просидел взаперти всего-то чуть более двух недель. Конечно, некоторые историки предполагают, что никто из вышеуказанных персон личной приязни к Чкалову не питал. Но все знали, как к нему относится Сталин. Вот и решили проявить инициативу, чтобы угодить «отцу народов». Но, как бы там не было, Калинин прошение подмахнул, тюремное наказание Чкалову в мгновение ока заменили на условное, и тот быстро вышел на свободу. Гибель легенды Правда, в рядах Красной армии его не восстановили. Пришлось ему переходить в гражданскую авиацию, где он тоже немало отличился. Но уже в хорошем смысле, устанавливая рекорд за рекордом по дальности полетов. Только не дожил легендарный летчик до этого времени.
Валерий Чкалов - биография, фото, личная жизнь летчика героя
Сцену обессмертил Михаил Калатозов в фильме Валерий Чкалов, что вышел через два года после гибели летчика. Сегодня неподалеку от места гибели Валерия Чкалова на пересечении Хорошевского шоссе и Хорошевского тупика установлен мемориальный камень. «Правда» №345, 16 декабря 1938 года Вчера, при испытании нового самолета, погиб великий летчик нашего времени Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. Жизнь и смерть любимого авиатора Сталина. 15 декабря 1938 года во время испытательного полёта погиб Валерий Чкалов.
Добро пожаловать!
- Валерий Чкалов
- Чкалов Валерий Павлович — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву
- Валерия Чкалова: Мой отец был героем, а не пьяницей и хулиганом
- Дело темное / Выпуски программы / «Тайна гибели Валерия Чкалова» / Передачи НТВ