Что известно про убийство одного из лидеров казанской ОПГ «Тяп-ляп» Скрябина спустя почти 30 лет. Одна группировка выселила за 24 часа целую народность из Казани в конце 80х КазаниПодробнее. Название группировка получила по названию казанского завода "Теплоконтроль", который стоял на окраине города, контролируемой бандой. «Тяп-ляп» — организованная преступная группировка, известная в 1970-е годы организацией массовых драк и убийств в Казани — столице Татарской АССР. Смотрите видео на тему «Опг Теплоконтроль» в TikTok.
Популярное
- Читайте также
- Читайте также
- «В лучшем случае, останешься без машины»: Метшин — о «Теплоконтроле» в 90-е
- «Тяп-Ляп». Пионеры криминальной Казани
- Основатель Антип
НОВОТАТАРСКАЯ ОПГ|| Ильсур Цофа, , Казань. 111-й двор, Теплоконтроль, грев ИК-2. Часть 1
В Казани сотрудники полиции задержали 34-летнего жителя Приволжского района Дмитрия Лаврентьева, участника ОПГ "Теплоконтроль", который прошлой осенью на разборке с ОПГ "35 коробка" расстрелял двух человек. Родоначальниками не только казанского, но и в целом советского организованного криминала принято считать группировку "Теплоконтроль". Своего расцвета «казанский феномен» достиг в 1978 году, когда члены ОПГ «Теплоконтроль», более известные как Тяп-Ляп, организовали ряд пробегов по Казани, насмерть забивая любых встречных.
В Казани задержали участника группировки «Теплоконтроль», открывшего пальбу в жилом дворе
Были серьезные опасения, что оставшиеся на свободе участники группировки могут пытаться отбить своих сообщников. В итоге реальные сроки лишения свободы получили 30 «тяпляповцев». Их признали виновными в бандитизме, грабежах, убийствах и покушениях на убийства. Что касается главарей, то Завдата Хантимирова Джавда суд приговорил к смертной казни через расстрел. Высшую меру наказания получили еще три члена ОПГ, остальным смертный приговор заменили заключением под стражу. Лидеры группировки Скрябин и Антипов получили всего лишь по 15 лет лишения свободы, отсидели и вышли на свободу. Правоохранительные органы настоятельно рекомендовали уехать бандитам из Казани. Антипов, отлично понимая, что попытка вернуть былое могущество может стоить ему жизни, послушался. Скрябин же решил побороться за «место под солнцем». Ходили слухи, что он организовал объединение киллеров и предлагал свои услуги видным криминальным авторитетам, но долго он не продержался - в 1994 году его самого застрелили неподалеку от дома, где он жил.
Возник так называемый «казанский феномен». Образовались другие группировки. Постепенно география их криминальной деятельности распространилась далеко за пределы столицы Татарстана. К ним примкнули и «тяпляповцы», оставшиеся на свободе или вышедшие из колонии. Они занимались вымогательством, наркоторговлей, грабежами и заказными убийствами. Члены части этих группировок понесли наказание лишь в начале нулевых. Тогда их лидеров начали приговаривать к пожизненному лишению свободы.
Проблема была в том, что в те времена тренажеров не было, поэтому качалку собрали из подручных материалов — штангу сварили из лома и секций от чугунных батарей, в качестве гантелей использовали тяжеленные старинные утюги, а в качестве турника — приваренную трубу. Так как развлечений на районе не было, а потребность быть сильными — была, в качалку быстро набилось много народу. Там же Антип организовал занятия боксом и установил железную дисциплину. Набрав солидную форму, «теплоконтролевские» парни сначала установили свои порядки в своем районе, а позднее начали делать набеги и на другие. Говорят , что название банды «Тяп-Ляп» пошло именно от собранных на скорую руку тренажеров; по другой версии, так говорили о работниках завода «Теплоконтроль» — мол, делают все тяп-ляп. По третьей же версии это аббревиатура самого названия завода хотя звучит сомнительно. У тяпляповцев выработалась некая униформа — ватник и завязанная под челюстью шапка-ушанка. Эта одежда помогала избегать серьезных травм во время драк. А когда другие районы переняли эту униформу, теплоконтролевские стали носить отличительный символ — значок своего завода. Еще одной отличительной чертой стали сбитые и покрытые загрубевшей коркой костяшки кулаков — не только от ударов: Антип заставлял своих бойцов отжиматься исключительно на них. Было введено и несколько четких правил — не пить, не курить, своих не бросать. Создание костяка банды и начало преступной деятельности Постепенно вокруг Антипа образовался круг друзей, которые позже станут костяком банды «Тяп-Ляп». Харизматичным лидером стал Завдат Хантимиров по прозвищу Джавда, боксер с пушечным ударом, которому в профессиональный бокс помешала попасть чрезмерная спортивная злость, слишком быстро переходившая в ненависть. Мозговым центром стал Сергей Скрябин, прозванный позже Скряба, интеллигентный парень, окончивший педагогический институт и занимавшийся самбо. Еще одним головным центром банды, но в области психологии, стал Михаил Зарахович по прозвищу Захар, дипломированный детский психиатр. К 1974 году, когда стараниями лидеров количество бойцов, называемых «торпедами», превысило несколько сотен, началась преступная деятельность теплоконтролевцев. Начинали с гоп-стопа и вымогательства у школьников, над чем трудились самые малолетние члены банды — а в ее рядах были даже первоклассники. Затем начались грабежи и угоны. При этом бандиты шли на всякие уловки: например, перекрашивая угнанное авто так, чтобы краска смывалась буквально за полчаса, и на ней совершали ограбления. Во время квартирных краж они засыпали следы перцем — что мешало собакам взять след и разбрасывали в квартирах окурки, подобранные на улице — чтобы сбить сотрудников милиции с толку. Завдат Хантимиров, он же Джавда.
У её членов имелось холодное и огнестрельное оружие , в том числе зарубежного производства. Во главе банды стояло три человека, которым удалось превратить подростковую шайку в крупнейшую ОПГ СССР: Завдат Файзрахманович Хантимиров по кличке «Джавда» 1955—1982 [3] ; прирождённый лидер, властный, мстительный, физически сильный, занимался боксом , однако вместо спортивной злости испытывал к противникам самую настоящую ненависть; весьма ценил порядок, следил за соблюдением кодекса банды. Официально Хантимиров числился электриком молодёжного центра , однако на работе появлялся нечасто. Даже его непосредственный начальник не смел наказать Джавду за прогулы [2]. Сергей Леонидович Скрябин по кличке «Скряба» 1956—1994 ; по национальности еврей ; в 1977 году окончил Казанский педагогический институт , был весьма умным человеком, являлся мозговым центром группировки, подводил все её действия под своего рода идеологию , разрабатывал разнообразные комбинации, занимался самбо , был другом Джавды с начальной школы [2]. Сергей Иванович Антипов по кличке «Антип» род. В колонии он изучил все типичные ошибки криминальных группировок и методику работы правоохранительных органов, что впоследствии при создании ОПГ «Тяп-ляп» стало неоценимым знанием [2]. Именно Антипов нашёл место для штаба группировки. Он открыл подпольный спортивный зал , в простонародье «качалку». Роль штанг в ней играли батареи отопления, гантелей — утюги, а турника — водопроводная труба. Именно в этой «качалке» трое главарей и их сообщники обсуждали все последующие действия. В районе «Теплоконтроля» это было единственным местом, куда по вечерам могли прийти подростки, поэтому власти не закрывали её, не зная, что на самом деле творится в «качалке». Здесь же проводился экзамен на «профпригодность» — если после одного удара экзаменуемый не падал, то он принимался в ряды ОПГ. Кодекс банды был достаточно жёстким: не пить алкоголь, не курить, «своих» не бросать. Члены банды носили специальную униформу: шапку-ушанку с завязанными «ушами» и телогрейку. Это давало дополнительную защиту в драках и возможность отличить бойцов одной группировки от членов другой. Когда эту униформу переняли другие группировки, члены ОПГ стали носить на ней значки завода «Теплоконтроль». Был у членов группировки и свой транспорт — мотоциклы, чаще всего украденные и переделанные [2]. ОПГ «Тяп-ляп» окончательно оформилась к 1974 году. Лидерство в городе она брала в жестоких боях «стенка на стенку» с такими же группировками из соседних микрорайонов. Дрались арматурными прутьями и монтировками.
Место действия и начало Завод «Теплоконтроль». Отправной точкой истории казанской банды стал новый микрорайон, построенный в 60-е годы рядом с заводом «Теплоконтроль». В те времена город стремительно расширялся за счет массового приезда новых людей, часто из деревень, и их компактного расселения в различные спальные районы. Местные жители не слишком добродушно приняли новичков; между подростками часто вспыхивали драки, и новоприбывшие проигрывали — чаще всего из-за разобщенности. Но все изменилось, когда в этот район переехал Сергей Антипов, позже прозванный Антипом. Имевший за плечами срок за грабеж и навыки боксера, Сергей сначала также был избит местными, но собрав свою команду, быстро отомстил, таким образом заработав авторитет. Он же обратился к властям с просьбой выделить ему подвал для создания первого в тех местах тренажерного зала. Антипов Разрешение было получено, и Антип занялся оборудованием зала. Проблема была в том, что в те времена тренажеров не было, поэтому качалку собрали из подручных материалов — штангу сварили из лома и секций от чугунных батарей, в качестве гантелей использовали тяжеленные старинные утюги, а в качестве турника — приваренную трубу. Так как развлечений на районе не было, а потребность быть сильными — была, в качалку быстро набилось много народу. Там же Антип организовал занятия боксом и установил железную дисциплину. Набрав солидную форму, «теплоконтролевские» парни сначала установили свои порядки в своем районе, а позднее начали делать набеги и на другие. Говорят , что название банды «Тяп-Ляп» пошло именно от собранных на скорую руку тренажеров; по другой версии, так говорили о работниках завода «Теплоконтроль» — мол, делают все тяп-ляп. По третьей же версии это аббревиатура самого названия завода хотя звучит сомнительно. У тяпляповцев выработалась некая униформа — ватник и завязанная под челюстью шапка-ушанка. Эта одежда помогала избегать серьезных травм во время драк. А когда другие районы переняли эту униформу, теплоконтролевские стали носить отличительный символ — значок своего завода. Еще одной отличительной чертой стали сбитые и покрытые загрубевшей коркой костяшки кулаков — не только от ударов: Антип заставлял своих бойцов отжиматься исключительно на них. Было введено и несколько четких правил — не пить, не курить, своих не бросать. Создание костяка банды и начало преступной деятельности Постепенно вокруг Антипа образовался круг друзей, которые позже станут костяком банды «Тяп-Ляп». Харизматичным лидером стал Завдат Хантимиров по прозвищу Джавда, боксер с пушечным ударом, которому в профессиональный бокс помешала попасть чрезмерная спортивная злость, слишком быстро переходившая в ненависть.
В Казани поймали участника ОПГ "Теплоконтроль", устроившего расстрел на "стрелке"
Ильсур Гадельшин / Цофа, /Новотатарская ОПГ, Казань в интервью Роберту Гараеву и Илье Соловьеву обсуждает и рецензирует главу о Новотатарской группировке из. «Тяп-ляп» — организованная преступная группировка, известная в 1970-е годы организацией массовых драк и убийств в Казани — столице Татарской АССР. Своего расцвета «казанский феномен» достиг в 1978 году, когда члены ОПГ «Теплоконтроль», более известные как Тяп-Ляп, организовали ряд пробегов по Казани, насмерть забивая любых встречных. В Ростове-на-Дону задержали главаря казанской организованной преступной группы (ОПГ) «Киноплёнка» из 1990-х, которая. Новости из рубрики Происшествия Казани и Татарстана.
Кандидат наук, пионервожатый и сотрудник Дома пионеров: ловцы душ человеческих
- Теплоконтроль казань опг - 85 фото
- Драка на дискотеке
- Новые лица: 12 молодых героев электронной сцены Казани
- Новости сегодня: Казанская ОПГ. Новости дня: борьба с коррупцией в России, расследования. Фото.
- Курсы валюты:
- Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана
«Казанский феномен». Кому нужны футболки с названиями ОПГ 90-х годов
«В лучшем случае, останешься без машины»: Метшин — о «Теплоконтроле» в 90-е - | Казанский дизайнер создала линию одежды с прозвищами местных ОПГ 1970-1990-х. |
Казанская банда Тяп-Ляп, которая всегда держала удар | Мэр Казани Ильсур Метшин рассказал, как в 90-е ездил на машине в район «Теплоконтроля». |
«Казанский феномен». Кому нужны футболки с названиями ОПГ 90-х годов | «Бандитская Казань»: «Отцы и деды казанского феномена» из «Теплоконтроля. |
Новости сегодня: Казанская ОПГ. Новости дня: борьба с коррупцией в России, расследования. Фото. | История казанских группировок действительно восходит к 70-м, но предшественники грозных ОПГ в виде дворовых подростковых команд начали появляться даже раньше. |
В Казани поймали участника ОПГ "Теплоконтроль", устроившего расстрел на "стрелке" | История одной из старейших группировок Казани, на днях потерявшей предводителя Силовики Татарстана задержали предполагаемого лидера ОПГ «Борисково» Сергея Новоселова, он помещен в СИЗО. |
НОВОТАТАРСКАЯ ОПГ|| Ильсур Цофа, , Казань. 111-й двор, Теплоконтроль, грев ИК-2. Часть 1
одной из тех, что держали в страхе Казань в 90-е, выступил в Москве с публичной лекцией. В Казани организованная преступная группировка (ОПГ), состоящая из представителей азербайджанской диаспоры и занимающаяся «крышеванием» местного бизнеса. одной из тех, что держали в страхе Казань в 90-е, выступил в Москве с публичной лекцией. В Ростове-на-Дону задержали главаря казанской организованной преступной группы (ОПГ) «Киноплёнка» из 1990-х, которая. Новости из рубрики Происшествия Казани и Татарстана.
НОВОТАТАРСКАЯ ОПГ|| Ильсур Цофа, , Казань. 111-й двор, Теплоконтроль, грев ИК-2. Часть 1
Ильсур Гадельшин / Цофа, /Новотатарская ОПГ, Казань в интервью Роберту Гараеву и Илье Соловьеву обсуждает и рецензирует главу о Новотатарской группировке из. Казанский дизайнер создала линию одежды с прозвищами местных ОПГ 1970-1990-х. О том, как в столице советской Татарии впервые в послевоенной истории СССР сформировалась крупная ОПГ, — в материале РИА Новости.
Самая отбитая молодежная группировка 70-х: история казанской банды «Тяп-Ляп»
Скрягин Пользовался авторитетом среди членов группировки «Тяп-Ляп» и смуглый парень Джавдат Хантимиров 1956 года рождения , известный под кличкой «Джавда». В молодости он был спортсменом-культуристом и занимал должность внештатного сотрудника КГБ. Друзья уважали Джавду за твердый характер, честность, верность и готовность всегда прийти на помощь. Что происходило на заре бандитизма?
С начала 70-х годов город Казань подразделялся на несколько территориальных объектов. Жители каждого из них уважали свой район и не допускали на него проникновения посторонних лиц. Именно здесь проживал и трудился на заводе Сергей Антипов.
Незадолго после отбывания срока в колонии его жестоко избили, в тяжелом состоянии его привезли в больницу, где он пробыл несколько недель. Противостоять соперникам не удалось, несмотря на годы упорных тренировок. Это происшествие подтолкнуло Антипа создать собственную организованную преступную группу.
Первое, что он сделал — собрал своих старых приятелей и отомстил обидчикам в столь же жестокой форме. Далее, он арендовал с согласием администрации города подвал в пятиэтажном доме, где обустроил собственный спортивный зал. Молодое поколение Антип призывал тренироваться.
Он красочно описывал пользу спорта, здорового образа жизни, возможность дать отпор противнику, несомненно, парней воодушевляла такая перспектива. Первым, кто смог выдержать удар Антипа, был Джавда. Позже, к ним же присоединился Скряга.
Остальных парней они отбирали сами, посещая городские спортивные соревнования. Но, были в этой группировке и те люди, которые абсолютно не умели драться и держать удар. Например, таковым был Михаил Зарахович — опытный детский психолог.
Он занимал в банде роль консультанта, всегда ходил на переговоры и грамотно обрабатывал соперника. Чем занимались члены группировки? Сутками члены группировки тренировались для того, чтобы всегда быть в форме.
Они создали в своем коллективе общий дух, где нельзя было предавать, лгать, пить алкоголь и курить.
Как раз это происходило в Казани в 80-х. И к движению «АУЕ» я тоже не могу серьезно относиться — опасность существует, но не превышает норму. В конце концов, уличные пацаны всегда противостояли блатным. Модель Инна Переведенцева по прозвищу «Челюсть» в ресторане «Акчарлак» Радикальный ислам и государство в роли ОПГ Не думаю, что классические группировки вернутся в том виде, в каком существовали тогда. Если что-то подобное случится, то примет другую форму.
Например, меня тревожит проникновение в Татарстан радикальных видов ислама. В Москве меня спрашивают, как обстоят дела с национализмом в Казани, я отвечаю, что когда уезжал, все было хорошо. А теперь задаю вопросы сестренке из республики, и она говорит, что татарский национализм и радикальный ислам немного поднимают голову, начинает появляться и в организованной преступности. Если раньше зоны делились на черные и красные, где в одних существовали по блатным законам, а в других верховодили администраторы, то сейчас появились тюрьмы, в которых исламисты «держат шишку». Это какая-то еще не изученная новая сила, к ней нужно присмотреться. Но мне по-прежнему нравится в Казани, есть ощущение безопасности, а не как в 80-90-х — идешь по улице нарядный и обязательно с кем-нибудь конфликт случается.
Сейчас такого нет. В настоящее время у государства есть контролирующие силовые структуры. Если тебе нужна «крыша», то сейчас самая надежная — ментовская и ФСБ-шная. Сейчас гораздо опаснее быть активистом, и меня такая тенденция тревожит. Причем касается она не только Казани, а страны в целом. Вебер немецкий социолог, — прим.
Enter писал, что государство предоставляет услугу «обеспечения безопасности граждан» в обмен на налоги. А что такое ОПГ и рэкет? Защита в обмен на ренту. Мы живем так на протяжении сотен веков и не знаем другого сценария: ты обязуешься выполнять закон, исправно платить, иначе государство применит силу. Скажем так, оно — легитимный монополист насилия. Почему разворачивается яростная борьба с группировками?
Когда насилие начинается на низовом уровне, государство недовольно — только оно может принуждать, наказывать и сажать в тюрьмы, а другие не имеют права. Когда я это прочитал, у меня в голове что-то перевернулось. Обвинения в пиаре на крови и книга-интервью Про группировки Казани книгу написала одна журналистка, а еще целый пласт литературы создали представители органов: бывший министр МВД Татарстана Асгат Сафаров, Андрей Шептицкий из Следственного комитета республики. Но нигде не высказывались сами участники ОПГ. Мое исследование как раз состоит из интервью с ними — там будут мысли и адвокатов, и оперов, но основу составляют истории людей — участников тех событий. Я думаю, что книга имеет право на существование.
В договоре с издательством Individuum, возглавляемым Феликсом Сандаловым, она называется «Казанский феномен». У меня рабочее название издания «Пацаны. Как я был участником ОПГ». Изначально я хотел написать его в виде моих воспоминаний, но потом понял, что их недостаточно и есть куда более глубокие истории. С одной стороны это нон-фикшн, но с другой — я сам до конца не могу понять жанр. Ближайший аналог — книга об истории панк-движения «Прошу, убей меня!
Таковы свойства памяти — люди запоминают события по-разному. Когда я общался с героями своей книги, часто у них были совершенно полярные мнения, и я хочу привести оба варианта. Я не отвечаю за правду, но пытаюсь отразить все точки зрения, и, надеюсь, у меня получится. Поэтому мне нужно привлекать людей к этой теме, давать интервью — так появляется вероятность, что со мной свяжутся все, кому есть что рассказать. Меня обвиняют в том, что я пиарюсь на крови татарских мальчиков, но чтобы рассказ об этом явлении был полным, мне нужно собрать как можно больше информации и мнений. Вот и приходится быть на виду.
Пока я не знаю, сколько буду этим заниматься — в принципе, могу и устать от темы. А может за одной книгой появятся следующие — вдруг кто-то из авторитетных людей захочет поделиться информацией: тогда сделаю книгу-интервью в частном формате. Погружение в тему «казанского феномена» на меня уже повлияло: я начинаю размышлять о пацанских понятиях, накладывать их на кодекс своих моральных жизненных принципов, сверять и находить плюсы-минусы. Для чего они существовали? Чтобы ограничить беспредел. По понятиям ты должен представляться на улице, когда тебя просят назвать группировку, даже если это опасно.
Иначе по району могут ходить заезжие, и делать что вздумается. Жена говорит, что я занимаюсь гештальт-терапией. Я сам совершал нехорошие поступки: отнимал мелочь у подростков, и мне действительно стыдно. Наверно, так и есть: я проговариваю случившееся — это действительно похоже на терапию.
Под контролем 0данной группировки находятся, в частности: - МП "Сибирь" 2-й Новомосковский пер. Ярославская, 4. Председатель правления Федячкин Б. К 1993 году среди казанских авторитетов занимал главенствующее положение. Рачапов Линар Файзухович Линар , 1959 г. Француз , 1965 г. За несколько дней до смерти Зарахович стал владельцем этой авиакомпании, Кондрашкин Ю. Гитлер , 1961 г. К основным направлениям их деятельности можно отнести "работу" по найму в качестве боевиков при разборках между "коренными" московскими группировками, а также контроль коммерческих палаток. Под их контролем в Москве находится большое число разрозненных точек. В легальном бизнесе предпочтение отдается торговле нефтью и нефтепродуктами, операциям с недвижимостью. Группировки московского региона например, солнцевская и подольская активно сотрудничают и оказывют существенное влияние на казанские группировки в Москве.
После этого случая убийство приемщика стеклотары для верхушки «Тяп-Ляпа» стало делом принципа. Члены ОПГ подстерегли мужчину, когда тот около 8 утра выходил из подъезда своего дома. Один из злоумышленников выстрелил ему в спину из обреза. Гришин упал. Решив, что дело сделано, преступники сели на мотоциклы и уехали. Однако жизнь приемщику стеклотары спасли плащ и пиджак, сделанные из плотной кожи. После выписки из больницы Гришин спешно уволился и уехал из Казани. Забивали насмерть любых встречных Еще один эпизод из истории зверств ОПГ «Тяп-Ляп» - противостояние с непокорной Ново-татарской слободой. Чтобы переломить ситуацию себе на пользу, лидеры группировки решили провести массовый набег. Отметим, что к этому времени один из лидеров группировки Джавда уже имел судимость. Правда, в качестве наказание ему было избрано лишь условное лишение свободы, что только укрепило в нем чувство безнаказанности. Так, в августе 1978 года члены «Тяп-ляпа» вооружились огнестрельным оружием, металлическими прутами и направились в сторону Ново-Татарской слободы. Джавда дал указание не жалеть никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. Толпа прокатилась по всему району. Бандиты разделились на небольшие группы, разбежались по переулкам, оставляя за собой искалеченных людей, выбитые стекла и подожженные машины. В этом ужасном набеге пострадали десятки человек, в том числе сотрудники милиции. Не обошлось и без погибших.
Судьи в Татарстане - БЫВШИЕ БАНДИТЫ. Дело Александры Лотковой
О том, как в столице советской Татарии впервые в послевоенной истории СССР сформировалась крупная ОПГ, — в материале РИА Новости. Нашумевший сериал «Слово пацана» всколыхнул интерес к преступным группировкам Казани 70-80-х годов. Над организованной преступной группировкой (ОПГ) начали сгущаться тучи. Родоначальниками не только казанского, но и в целом советского организованного криминала принято считать группировку "Теплоконтроль".
Report Page
- «Бандитская Казань»: «Отцы и деды казанского феномена» из «Теплоконтроля» — Реальное время
- «Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана
- Весь сор в одной избе
- Преступления «Тяп-Ляп», или Чем казанская группировка в СССР отличалась от остальных бандитов
- Основатель Антип
- Смотрите также
Участника казанской группировки «Теплоконтроль» задержали за стрельбу по людям из ружья
Под их управлением бандиты совершали грабежи, увечья и убийства людей. В ее рядах насчитывалось свыше трехсот преступников, каждый из которых был оснащен как холодным, так и огнестрельным оружием. В духе традиций преступного мира, "Тяп-Ляп" имела свое уникальное опознавательное знакомое - трехзубчатую корону с инциалами "Т" и "К". Таким образом, данная символика являлась идентификатором и символом принадлежности к преступной группировке под названием "Теплоконтроль". Так и не было установлено, кто из трех лидеров банды являлся их главнокомандующим. Согласно одной версии, этим человеком был Завдат Хантимиров, хотя для "тяпляповцев" он всегда был известен как Джавда. На момент основания организованной преступной группировки в 1974 году ему было всего 18 лет, но эта молодость скорее сыграла на его руку. Школьники рассматривали его как своего рода идеал, восхищаясь его жестокостью и способностью достигать поставленных целей. Он, так же как и Хантимиров, родился в 1956 году. Самым старшим из лидеров был Сергей Антипов Антип , рожденный в 1949 году. В "Тяп-Ляп" он вошел уже как опытный преступник, отбывший наказание в тюрьме за различные преступления.
Понятное дело, что это только укрепило его авторитет. Существует мнение, что именно Антип был главным лицом группировки. Антипов организовал спортзал с "тренажерами". Несмотря на его нелегальность, власти закрыли на это глаза, поскольку в районе не было других мест, где можно было заниматься физической подготовкой. Школьники действительно занимались там: они таскали батареи вместо гантелей, а утюги служили им вместо гантелей.
Конфликт «отцов и детей», мальчики, которые росли без папы, отсутствие развитой социальной инфраструктуры в Казани. Еще одна проблема — в 70-е и 80-е годы в городе был низкий культурный и духовный уровень.
Закрывали дискуссионные клубы, запрещали творческие культурные мероприятия самодеятельности. Для наглядности — в одном районе на 150 тысяч человек был один кинотеатр на 200 посадочных мест. В новом выпуске доцент кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ Любовь Агеева и начальник уголовно-судебного управления прокуратуры Татарстана Арлат Аббасов рассказывают, существовал ли на самом деле «казанский феномен» и почему его нельзя отождествлять с «Тяп-ляпом» и организованной преступностью. Название моей книги «Казанский феномен: миф или реальность» говорит об осторожности, с которой нужно подходить к определению событий того времени. Термин когда-то прижился, и потому сегодня все считают, что Казань - прародитель этого явления, «город грехов», как ее назвали недавно на телеканале ТВЦ. Но это на самом деле не так. Сегодня, говоря о «казанском феномене», часто путают причины и следствия этого явления, и особенно в этом преуспели московские журналисты.
Они хоть и разговаривают с нами, участниками этих событий, но делают совершенно не соответствующие действительности выводы. Рост преступности среди несовершеннолетних наблюдался в конце 1980-х - начале 1990-х не только в Казани. Несмотря на всю оригинальность так называемого «казанского феномена», он воплотил в себе многие типичные явления жизни страны тех лет: серьезный конфликт «отцов» и «детей», экономические, социальные, духовные проблемы, которые влекли за собой криминализацию жизни подростков и молодежи. Мне, например, удалось найти публикации о кровавых подростковых драках, произошедших в городе Дзержинске соседней Нижегородской области. Вышло так, что о казанских группировках начали подробно писать местные газеты - прежде всего «Вечерняя Казань», где я тогда работала. Однажды мы опубликовали письмо молодого человека , который захотел уйти из группировки, но встретился с большими трудностями. Отклик был колоссальным: авторами многих писем, полученных после этой публикации, были подростки из группировок, которых тогда называли гопниками.
Когда журналистские работы о казанских группировках получили широкую огласку, к нам присоединились ученые и работники правоохранительных органов, пытавшиеся осмыслить происходящее в городе - в то время в Казани постоянно случались массовые драки. Очень быстро о публикациях в местных СМИ узнали в Москве. Тогда в Казань приехал Юрий Щекочихин российский журналист, писатель. В очерке для «Литературной газеты» он написал о казанских драках, как умел писать: очень ярко. Именно ему принадлежит определение «казанский феномен». Но он еще тогда подчеркивал, что в силу разных обстоятельств Казань оказалась «наиболее изученной моделью явления, с которым столкнулось наше общество». Происходящее в Казани представляло очень большую социальную опасность совсем не потому, что ребята изредка дрались и калечили друг друга.
Проблема «казанского феномена» заключалась в том, что в идеологию гопничества с ее особыми законами были втянуты практически все подростки Казани, включая девочек - им нравились ребята, называвшиеся гопниками. Лишь небольшое число мальчишек сопротивлялись законам гопничества - как правило, их за это били. Казанские группировки были разные, и некоторые из них не представляли собой криминального сообщества: это были обычные мальчишеские компании, просто жили они по необычным законам. И не всегда эти законы были дурными: например, в группировках нельзя было пить, не поощрялось даже курение. Благодаря «казанскому феномену» Казань позже других городов столкнулась с наркотиками. Потому и трудно было бороться с гопничеством, что группировки пользовались авторитетом. Конечно, были и группировки криминального характера.
Обычно ими руководили «авторитеты», отсидевшие в местах не столь отдаленных. Когда говорят о «казанском феномене», часто подразумевают банду «Тяп-ляп» и ставят между ними знак равенства, но это заблуждение. Наверное, я в какой-то степени способствовала такому отношению, ведь в моей книге есть отдельный очерк об этом преступном сообществе. Я исследовала эту банду не потому, что меня заинтересовала ее преступная деятельность, - мне было интересно проследить историю зарождения банды и жизненного принципа «чужой - твой враг». Как мне удалось выяснить, эта группировка начинала свое существование как обычная мальчишеская компания, объединившая ребят удаленного от центра микрорайона «Теплоконтроль» в их противодействии другим городским кварталам - прежде всего группировке Ново-Татарской слободы.
Казанские ОПГ 1990-х были известны на всю Россию. Были между ними криминальные разборки, был передел власти.
Группировщики были и в других городах, и даже селах Татарстана. Приведем воспоминания наших читателей, связанные с татарстанскими ОПГ 1990-х годов. Я был спортивным и смышленым мальчишкой но, видимо, недостаточно смышленым, как теперь понимаю. Папа мой служил в силовых структурах, был на серьезной должности. И в 1994 году, к девятому классу, решил, что мне пора "в пацаны". Я знал, кто в нашем дворе "мотается", и в один прекрасный день пошел "записываться в группировку". А мне сказали: "Иди и больше здесь не появляйся, ты нам не нужен".
Так и остался чушпаном, в университет поступил. Думаю, они не стали со мной связываться из-за должности моего отца — такие проблемы никому не нужны были в те годы. Сама она замуж вышла в 17 лет, а в 19 осталась вдовой. Муж у нее в группировке состоял. Она рассказывала: "Ушел он с пацанами как-то вечером, сказал, что в кафе дела решать. А ночью мне позвонили из милиции — стрельба там была, троих убили, и мой среди них. Поехала на опознание, не помню, как домой вернулась — его друг меня привез.
Мне потом даже "пенсию" какую-никакую выплачивали несколько лет после его смерти — деньги в конверте привозили. Потом все кончилось". Они были совершенно безбашенные, мы их очень боялись. Многие употребляли наркотики, их можно было встретить пьяными. Почему-то было ощущение, что никакая милиция нас не спасет, случись что. Был случай — девчонку у нас одну "пацан" изнасиловал после дискотеки, ее родители написали заявление, а к ним домой пришли серьезные парни и сказали: "Не заберете заявление — дочь вашу по кругу пустим. Заберете — он на ней женится".
Они заявление забрали, дочь замуж выдали за насильника. Потому что знали: никто их не защитит. А он через пару лет от передоза умер. Разве что я могла сама не особенно бояться ходить по улицам — просто потому что встречалась с сыном местного хирурга, который их всех шил и чинил после драк с "казанскими", которые регулярно приезжали в наш райцентр. А значит, трогать меня было нельзя, и все об этом знали. Стоим на крылечке ДК Ленина и видим — рядом ларьки, а за ларьками гопники стоят. А рядом с нами курит огромный мужик-ролевик с игровым мечом.
Мне показалось, длина меча у него метра полтора была. Стоит он, курит и усмехается: "Видите вон тех?
Именно он в начале 70-х создал «Тяп-Ляп». К этому времени Антипов имел за плечами определенный багаж, позволивший ему быстро завоевать авторитет среди местных ребят. Его уважали за справедливость и знали, что в трудную минуту он всегда поможет. Сам Сергей Антипов с 14 лет состоял на учёте в детской комнате милиции. Именно под его руководством в середине 60-х были разгромлены боевые комсомольские дружины. Антипов работал на заводе «Теплоконтроль», вел здоровый образ жизни - занимался спортом, не пил и не курил - был начитанным и уравновешенным. Район, где располагался «Теплоконтроль», был новым. Его окружали поселки, и местная шпана постоянно нападала на «тепловских» ребят.
Сергей Антипов решил взять инициативу по защите молодежи с «Теплоконтроля» в свои руки. Здоровый образ жизни По словам участников группировки, «никто из них не был поглощен тюремной романтикой». Все началось с желания быть здоровыми и сильными. Соорудили в подвале пятиэтажки спортзал. Так появился сплоченный спортивный кулак, братство, товарищество. Главный принцип «Тяп-Ляпа» гласил: «В беде не бросать, не курить, не пить, проверка силы воли обязательна». Не бандиты, а были бунтари «Мы не были бандитами, а были бунтарями. Шли против блата и коммунистической диктатуры. Ребята были начитанные, их уголовные байки не очень привлекали. Местные ребята тянулись к Антипу, несмотря на то что он был старше некоторых из их лет 10-15 лет.
Впрочем, он был не единственным лидером «Тяп-Ляпа», скорее, первым среди равных.