Послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию в 2024 году продлилось более двух часов. Послание Президента – это, по сути, программа развития страны, образ будущего, который выходит далеко за пределы 6-летнего цикла.
МРОТ, семейная ипотека и выплаты учителям: главное из послания президента России 2024 года
29 февраля 2024 года президент России Владимир Путин выступил с ежегодным обращением к Федеральному собранию. Юбилейным послание 2024 года правда не будет, Владимир Путин в 2017 и 2022 годах решил к парламентариям не обращаться. В целом, послание президента Федеральному собранию это не просто большое заявление перед депутатами и сенаторами.
Что говорить
- Кодексы РФ
- Послание Президента Федеральному собранию (2024) — Викитека
- Как устроена представленная президентом стратегия развития
- 4 марта 2024 г.
- Обзор реакции мировых СМИ на послание Владимира Путина Федеральному собранию
- Итоги послания Президента России В.В. Путина – 2024
Время героев. Эксперты о главных тезисах послания Владимира Путина
Важнейший вопрос — собственная гражданская авиация и отечественные самолеты, и здесь уже есть успехи и достижения. Отечественные лайнеры уже возвращаются на наши авиалинии. Также приоритетом является развитие отрасли информационных технологий. Попытки коллективного Запада задушить нашу экономику, создать сложности в сфере связи, новых технологий и цифровизации оказались обречены на неудачу. Мы не только выстояли, но и стали лидерами в самых передовых IT-направлениях: в блокчейне, искусственном интеллекте, обработке больших данных и пр. По сути, СВО создала условия для опережающего роста и развития нашей страны не только в области ИТ, но и в целом в сфере связи, транспорта, машиностроения, химической, металлургической, горнодобывающей промышленности и др. Президент открытым текстом говорит: «Экономика становится более сложной, технологичной, а значит, более устойчивой», а наша финансовая система — независимой от внешнего влияния, но при этом открытой для взаиморасчетов с дружественными странами с перспективой формирования новой глобальной финансовой архитектуры. Попытки Запада ограничить нашу торговлю и внешнеэкономическую деятельность через формирование барьеров для доступа к международной логистической инфраструктуре и транспортной сети также провалились.
Мы активно развиваем транспортные коридоры «Север—Юг», «Запад—Восток», «Восточный полигон», Северный морской путь и др. По сути, мы с нашими новыми и традиционными партнерами формируем новый мир Глобального Большинства, где нет места государственному высокомерию, диктату «третьих стран», вмешательству во внутренние дела суверенных государств, но есть уважение национального суверенитета, признание права каждого государства самостоятельно выбирать свой путь, приоритет традиционных духовных ценностей. Международной политике Президент России традиционно отвел особое место в своем Послании. Его тезисы и понятны, и содержательны. Мы не хотим никому навязывать свою волю, но требуем уважения нашего права на безопасность, а также не потерпим уничижительных оценок в свой адрес и игнорирования национальных интересов и ценностей. Мы готовы дружить со всеми, кто не готов разговаривать на языке диктата, давления, угроз, шантажа и санкций. Именно на принципах взаимного уважения мы выстраиваем отношения со всеми нашими друзьями и союзниками.
У нас особые отношения в рамках Союзного государства с Белоруссией. У нас активно развивается Евразийский экономический союз ЕАЭС , с которым в зону свободной торговли готовы входить десятки стран на всех континентах. На основе Шанхайской организации сотрудничества, ЕАЭС, всех иных интеграционных инструментов мы эффективно строим Большое Евразийское партнерство. Самый амбициозный глобальный союз новых стран-лидеров — БРИКС — имеет уже десять постоянных членов, а его значение на мировой арене уже сейчас превысило значение так называемой «Большой семерки».
Путин анонсировал введение налогового вычета для людей регулярно занимающихся спортом , в частности для сдавших нормы ГТО и тех, кто регулярно проходит диспансеризацию. По словам Путина, получить вычет они смогут с 2025 года [8]. Снижение налоговой нагрузке и списание долгов регионам Президент предложил снизить долговую нагрузку регионов и списать им две трети задолженности по бюджетным кредитам. Он добавил, что сэкономленные средства должны быть «окрашены»: регионам необходимо будет направлять их на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты [13]. Путин также напомнил, что в текущем году регионы начнут гасить долги по программе инфраструктурных бюджетных кредитов, которая действует с 2021 года. В целом с 2025 года предлагается наращивать портфель таких кредитов регионам не менее чем на 250 млрд рублей ежегодно. Президент предложил продлить на шесть лет действие индивидуальных программ социально-экономического развития, которые сейчас реализуют десять регионов с низкой бюджетной обеспеченностью [14]. Президент поручил правительству проработать амнистию некрупных компаний, которые использовали дробление бизнеса для ухода от налогов , при условии что такие компании и в будущем откажутся от такого искусственного дробления. Он обещал, что для таких компаний «никаких штрафов, санкций, пересчета налогов за предыдущие периоды не будет». Говоря о действующем налоговом режиме, Путин предложил продумать подходы к модернизации фискальной политики для более справедливого распределения налогового бремени в сторону тех, у кого личные и корпоративные доходы выше [15]. Экономическое сотрудничество Кардинальные изменения, переживаемые мировой экономикой, президент России проиллюстрировал, сравнивая показатели стран БРИКС и государств так называемой «большой семёрки», финансовые показатели были показаны на экранах в зале [16]. Изменения, по мнению президента, носят объективный характер, поэтому Россия продолжит активно участвовать в выстраивании новой экономической архитектуры в составе не только БРИКС, но и других объединений: будет развивать альтернативные платёжные системы, создавать эффективные и безопасные транспортные коридоры. Что касается российской экономики, то, несмотря на всё санкционное давление, она продемонстрировала в 2023 году темпы роста выше среднемировых. По прогнозу правительства, Россия в ближайшее время войдёт в четвёрку крупнейших экономик мира в 2023 году занимала пятое место [17]. Инфраструктура До 2030 года на модернизацию ЖКХ будет направлено 4,5 трлн руб. Будет расширена программа газификации. Так, газификация Камчатского края , Якутии, Бурятии , Хабаровского края и других регионов может быть проведена за счет использования сжиженного природного газа.
Помните народный лозунг? Каждый помнит эту шутку: "Бросай пить - вставай на лыжи! Кстати говоря, что касается пития. Здесь у нас заметный, хороший результат. Реально, без всякого экстремизма, мы значительно снизили употребление алкоголя, и прежде всего крепкого алкоголя. Это, безусловно, сказывается на здоровье нации. Предлагаю за счёт федеральных ресурсов ежегодно строить в регионах, прежде всего в малых городах, в сельских территориях, дополнительно не менее 350 спортивных объектов. Это универсальные комплексы и быстровозводимые площадки, где смогут заниматься и дети, и взрослые, целые семьи. Дополнительно направим на эти цели за шесть лет порядка 65 млрд рублей из федерального бюджета. Условия для занятий спортом должны быть в вузах, колледжах, школах и дошкольных учреждениях. Кстати, многие наши детские сады были открыты ещё в советское время и нуждаются в обновлении. Со следующего года начнём программу их капитального ремонта. Люди постоянно об этом говорят. Что касается школ, то здесь капитального ремонта требуют около 18,5 тыс. До 2030 года мы поможем регионам полностью закрыть эту накопившуюся проблему, а в дальнейшем будем проводить ремонты школ уже в плановом режиме. То, что сделано до сих пор, показывает, что мы на правильном пути. В целом на капитальный ремонт детских садов и школ выделим дополнительно более 400 млрд рублей. Кроме того, предлагаю в предстоящие шесть лет обновить или открыть медицинские кабинеты в школах, где есть такая потребность, а такая потребность есть, потому что сейчас, в 2022 - 2023 годах, из 39 440 школ медицинские кабинеты есть только в 65 процентах. Есть над чем работать. Ещё очень важная тема. Сегодня активно растут многие крупные города. При этом становится больше и нагрузка на социальную сферу. Увеличивается число школьников, которые учатся во вторую смену, а в некоторых школах вводится даже и третья смена. Безусловно, это проблема, которую тоже нужно решать. В тех городах, где вопрос переполнения образовательных учреждений стоит наиболее остро, придётся опять за счёт федерального бюджета, за счёт федеральных ресурсов решать эту задачу. Построим дополнительно в общей сложности не менее 150 школ и более 100 детских садов. Мечты, свершения наших предков, старших поколений стали достижимыми, и мы гордимся этими достижениями, а завтрашний день страны определит устремления нынешнего молодого поколения. Его становление, его успехи, жизненные ориентиры, которые пройдут любую проверку на прочность, - это важнейший залог и гарантия суверенитета России. Продолжение нашей истории. Предлагаю консолидировать позитивный опыт в сфере молодёжной политики и уже в этом году запустить новый национальный проект "Молодёжь России". Это должен быть проект о будущем и для будущего нашей страны. Именно так понимают своё призвание, свою высокую миссию и ответственность за молодые поколения наши школьные учителя. Огромное вам спасибо за ваш подвижнический труд! В том, чтобы ребята чувствовали себя единой командой, обрели опору в жизни, велика роль наставников. С 1 сентября 2024 года предлагаю ввести федеральную выплату - 5 тыс. И отдельные решения предлагаю для школьных классных руководителей и кураторов групп в колледжах, техникумах, которые работают в тех населённых пунктах, которым нужно уделить особое внимание, а именно таким населённым пунктам, где проживает менее 100 тыс. Так вот, уже с 1 марта 2024 года предлагаю вдвое увеличить таким специалистам федеральную выплату за классное руководство и кураторство группами до 10 тыс. В 2012 году майскими указами были установлены требования по оплате труда учителей, других работников бюджетной сферы, исходя из среднемесячного дохода от трудовой деятельности в конкретном субъекте Федерации. Эти положения так называемых майских указов и впредь должны строго выполняться. При этом надо совершенствовать систему оплаты труда в бюджетной сфере, добиваться роста доходов занятых здесь специалистов. Уровень средних зарплат по экономике в регионах разный, а значит, и доходы работников бюджетной сферы даже в соседних субъектах Федерации порой заметно отличаются. При этом работа учителя или врача везде одинаково сложная и крайне ответственная. Такой большой разброс в зарплатах от региона к региону несправедлив, безусловно. Понимаю, что проблема давняя, очень сложная, капиталоёмкая, если так можно сказать. Обсуждали её и с коллегами из федеральных ведомств, с руководителями регионов, учителями, врачами, другими специалистами. Безусловно, её нужно решать. Я сейчас не буду вдаваться в детали, но она действительно сложна. И депутаты, и члены Правительства понимают, о чём говорю. Прошу Правительство уже к 2025 году отработать новую модель оплаты труда бюджетников в рамках пилотных проектов в субъектах Федерации, а в 2026 году принять окончательное решение для всей страны. Отдельный вопрос - это создание дополнительной мотивации для молодых специалистов, чтобы они приходили работать в школу и видели здесь перспективу для профессионального и карьерного роста. При этом целевым образом выделим более 9 млрд рублей из федерального бюджета на обновление инфраструктуры педагогических вузов. Наше школьное образование всегда славилось новаторами, уникальными авторскими методиками. Именно таким учительским командам предстоит принять участие в создании передовых школ. Строительство первых образовательных школ лидерского уровня начнём уже в этом году в Рязанской, Псковской, Белгородской, Нижегородской и Новгородской областях. В дальнейшем они появятся во всех федеральных округах: на Дальнем Востоке, в Сибири, на Донбассе. Всего до 2030 года откроем 12 таких школ. Теперь о содержании образования. Учебная нагрузка для детей должна быть разумной и сбалансированной. Конечно, явно не на пользу дела, когда на уроках учат одному, а на экзаменах спрашивают другое. Такое несоответствие, мягко говоря, между школьными программами и вопросами на экзаменах, - а такое бывает, к сожалению, - вынуждает родителей нанимать репетиторов, а ведь далеко не всем это по карману. Я прошу коллег из Правительства совместно с педагогическим и родительским сообществами разобраться с этой проблемой, она очевидна. В этой связи и о едином государственном экзамене. Он по-прежнему вызывает широкую общественную дискуссию и споры, мы все об этом хорошо знаем. Действительно, механизм ЕГЭ должен совершенствоваться. Что я предлагаю на этом этапе? Предлагаю сделать ещё один шаг в этом направлении - дать выпускникам, что называется, второй шанс, а именно: по выбору самого ученика предоставить ему возможность пересдать ЕГЭ по одному из предметов, и сделать это до конца приёмной кампании в вузы, чтобы успеть подать документы уже с учётом пересдачи. Такие житейские вещи, но они важны для людей. В прошлом году экономика России росла темпами выше мировой. По этому показателю мы опередили не только ведущие страны Евросоюза, но и все государства так называемой "Большой семёрки". Но что я хочу в этой связи отметить? Огромную роль в этом сыграл фундаментальный запас прочности, который был сделан за последние десятилетия. Сегодня доля несырьевых отраслей в структуре роста уверенно превышает 90 процентов, то есть экономика становится более сложной, технологичной, а значит, гораздо более устойчивой. Сегодня Россия - крупнейшая экономика Европы по размеру валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности, и пятая - в мире. Темпы и, главное, качество роста позволяют надеяться и даже утверждать, что уже в ближайшей перспективе мы сможем сделать ещё один шаг вперёд, войдём в четвёрку крупнейших экономических держав мира. Но такое развитие должно прямо конвертироваться в рост доходов семей наших граждан. В ближайшие шесть лет доля зарплат в ВВП страны должна возрасти. С опережением инфляции и темпов роста средней зарплаты по экономике мы индексируем минимальный размер оплаты труда. Начиная с 2020 года МРОТ вырос в полтора раза - с 12 до 19 тыс. К 2030 году МРОТ должен увеличиться ещё почти вдвое - до 35 тысяч, что, безусловно, отразится на размере социальных пособий, зарплат в бюджетной сфере и в отраслях экономики. При этом мы понимаем, какие риски и факторы могут привести к замедлению экономического роста, нашего развития в целом. Это в первую очередь нехватка квалифицированных кадров и собственных передовых технологий или их отсутствие по некоторым направлениям. Здесь нужно работать на опережение, поэтому сегодня подробно остановлюсь на этих двух стратегически важных темах. Начну с кадровой базы. В России растёт большое молодое поколение. Как ни странно, есть демографические проблемы с ростом численности населения, а большое молодое поколение имеет место быть. В 2030 году в стране будет 8,3 млн граждан в возрасте от 20 до 24 лет, а в 2035 году - уже 9,7 миллиона, на 2,4 миллиона больше, чем сейчас. Это, конечно, результат в том числе и демографических мер предыдущих лет. Нам важно, чтобы эти ребята, сегодняшние подростки, стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике XXI века. На это направим новый национальный проект "Кадры". Много, безусловно, об этом говорим, но нужно на деле укрепить связку всех уровней образования от школы до вуза. Они должны работать в единой логике, на общий результат. Конечно, здесь важно участие будущих работодателей. С нынешнего учебного года во всех школах страны развёрнута система профориентации. Ребята, начиная с шестого класса, могут познакомиться с разными специальностями. Обращаюсь сейчас к руководителям предприятий, научных и медицинских центров: пожалуйста, приглашайте к себе школьников, пусть ребята посмотрят цеха, как мне предлагали в одной из поездок, музеи, лаборатории. Прошу вас, обязательно включайтесь в эту работу. На принципах тесной кооперации образования и предприятий реального сектора мы реализуем проект "Профессионалитет". Он позволил обновить образовательные программы для авиа- и судостроения, фармацевтики, электроники, оборонной и других отраслей. Для этих сфер до 2028 года предстоит подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий. Такие подходы мы должны распространить на всю систему среднего профобразования, включая подготовку кадров для школ, больниц, поликлиник, сферы услуг, туризма, учреждений культуры, творческих индустрий. Отдельно поручаю Правительству совместно с регионами реализовать программу ремонта и оснащения учреждений среднего профессионального образования. Нужно привести в порядок не только учебные здания, но и спортивные объекты, общежития техникумов и колледжей. За шесть лет направим на эти цели 120 млрд рублей из федерального бюджета. Также выделим дополнительно 124 млрд рублей и в предстоящие шесть лет проведём капитальный ремонт порядка 800 общежитий вузов и университетов. Теперь в целом о высшей школе. Задача - чтобы центры науки и образования развивались по всей стране. Для этого до 2030 года построим 25 университетских кампусов. Мы уже говорили об этом, но сейчас считаю нужным сказать ещё раз: предлагаю в этой связи расширить эту программу и в общей сложности построить не менее 40 таких студенческих городков. Придётся выделить на эти цели около 400 млрд рублей из федерального бюджета, естественно, предусмотрев в кампусах все условия, чтобы студенты, аспиранты, преподаватели, молодые семьи могли учиться, работать и воспитывать детей. В целом надо буквально по полочкам разобрать все жизненные ситуации, с которыми сталкиваются молодые мамы, молодые родители, и с учётом этого настроить работу системы госуслуг, социальной сферы, здравоохранения, городской и сельской инфраструктуры. Прошу Правительство и регионы внимательно все эти вопросы проработать. В Послании прошлого года объявил о существенных изменениях в организации высшей школы, о необходимости использовать здесь лучший отечественный опыт. Профессиональная основа будущего специалиста закладывается на первых курсах, где преподаются фундаментальные дисциплины. Считаю необходимым повысить уровень оплаты труда преподавателей таких предметов. Прошу Правительство предложить конкретные параметры этого решения и начать их внедрение уже с 1 сентября в пилотном режиме. Потребуются дополнительные ресурсы: по предварительным подсчётам, в этом году - где-то 1,5 миллиарда, потом - 4,5 миллиарда. Эти деньги тоже у нас посчитаны. Нам важно повысить потенциал и качество всей высшей школы, поддержать вузы, которые стремятся к развитию. На это направлена наша программа "Приоритет-2030". Её финансирование рассчитано до конца текущего года. Безусловно, предлагаю продлить её ещё на шесть лет и выделить дополнительно порядка 190 млрд рублей. Критериями эффективности вузов-участников должны быть кадровые и технологические проекты с регионами, отраслями экономики и социальной сферы, создание реально работающих инновационных компаний и стартапов, привлечение иностранных студентов. Конечно, оценивать работу всех вузов, университетов России, колледжей, техникумов будем по тому, насколько востребованы их выпускники, как растут их заработные платы. Теперь несколько слов о технологической базе развития. Здесь основа основ - это наука, конечно. На встрече с учёными, сотрудниками Российской академии наук, которая в этом году отметила своё 300-летие, говорил, что даже в самые сложные периоды Россия никогда не отказывалась от решения задач фундаментального характера, всегда думала о будущем, и мы сейчас должны поступать так же. Собственно говоря, мы так и стараемся делать. Например, такого спектра научных установок класса "мегасайенс", как у России, сегодня нет ни у одной страны мира. Это уникальные возможности и для наших учёных, и для партнёров, и исследователей из других стран, которых мы приглашаем к сотрудничеству. Отечественная научная инфраструктура - наше мощное конкурентное преимущество как в сфере фундаментальной науки, так и в создании заделов для фармацевтики, биологии, медицины, микроэлектроники, химической промышленности и производстве новых материалов, для развития космических программ. Считаю, что мы должны более чем вдвое увеличить совокупные вложения государства и бизнеса в исследования и разработки, довести их долю до 2 процентов ВВП к 2030 году и по этому показателю войти в число ведущих научных держав мира. Хочу ещё раз повторить: при этом существенно должны вырасти инвестиции в науку и со стороны частного бизнеса - не менее чем вдвое к 2030 году. Конечно же, главное - это эффективность таких вложений. Речь идёт о достижении конкретного научного результата в каждом конкретном случае. Здесь нужно использовать позитивный опыт наших федеральных научно-технических программ по генетике, сельскому хозяйству, проектов Российского научного фонда. С учётом актуальных задач и вызовов мы скорректировали Стратегию научно-технологического развития России. В её логике запускаем и новые национальные проекты технологического суверенитета. Назову их основные направления. Мы должны быть независимы, иметь все технологические ключи в таких чувствительных областях, как сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность. Нужно достичь технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики страны. Это средства производства и станки, робототехника, все виды транспорта, беспилотные авиационные, морские и другие системы, экономика данных, новые материалы и химия. Мы должны создавать глобально конкурентные продукты, опираясь на уникальные отечественные разработки, в том числе в области космических, атомных и новых энергетических технологий. Уже сейчас нужно создать правовую среду для развития отраслей и рынков будущего, сформировать долгосрочный, как минимум до конца текущего десятилетия, заказ на высокотехнологичную продукцию, чтобы компании понимали, по каким правилам им работать. Также необходимо наладить внутренние кооперационные цепочки и международные технологические платформы, развернуть серийный выпуск собственного оборудования и комплектующих, нацелить геологоразведку на поиск редкоземельных металлов, другого сырья для новой экономики. У нас всё это есть. Подчеркну: речь идёт о нашем стратегическом заделе на будущее, поэтому настроим на решение этих задач все имеющиеся у нас инструменты и механизмы развития, обеспечим приоритетное бюджетное финансирование. Я прошу Правительство и Федеральное Собрание учесть это при подготовке бюджета. Всегда прошу видеть это в качестве основного приоритета. Проекты технологического суверенитета должны стать мотором обновления нашей промышленности, помочь всей экономике выйти на передовой уровень эффективности и конкурентоспособности. Предлагаю поставить здесь цель: доля отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внутреннем рынке за предстоящие шесть лет должна увеличиться в полтора раза, а объём несырьевого, неэнергетического экспорта - не менее чем на две трети. Приведу ещё несколько цифр. В 1999 году у нас доля импорта достигла 26 процентов ВВП, мы почти на 30 процентов всё завозили из-за границы. В прошлом году она составила уже 19 процентов ВВП или 32 трлн рублей, а в период до 2030 года нужно выйти на уровень импорта не более 17 процентов ВВП. А это значит, что мы должны сами в гораздо больших объёмах производить потребительские и другие товары: лекарства, оборудование, станки, транспортные средства и так далее. Всё мы не можем, нам и не нужно стремиться к тому, чтобы всё производить, но Правительство знает, над чем нужно работать. Я подчеркну: с учётом демографических вызовов, с которыми мы столкнулись, высокой потребности, а если говорить прямо, дефицита кадров, для нас критически важно кардинально повысить производительность труда - одна из ключевых задач. А это означает внедрение цифровых технологий в управление, рост энерго- и ресурсоэффективных экономических предложений и реализацию таких предложений, сквозную модернизацию промышленных мощностей, их роботизацию и автоматизацию: к 2030 году по числу промышленных роботов Россия должна войти в число 25 ведущих стран мира. Если иметь в виду то, что у нас есть сегодня, это будет хорошим результатом. Продолжим создание специальных отраслевых центров компетенций, где будут обобщаться и тиражироваться лучшие практики бережливого производства в экономике и социальной сфере. К 2030 году не менее 40 процентов средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики и, добавлю, все учреждения социальной сферы необходимо охватить проектами по повышению производительности труда. Это общая огромная, но очень важная работа. Кроме того, на увеличение эффективности перевооружения производств должны быть нацелены передовые инженерные школы, которые создаются на базе вузов. Мы ставили перед собой цель - создать 50 таких школ; 30 из них уже создано, ещё 20 запускаем в текущем году. Предлагаю расширить эту программу ещё на 50 инженерных школ. То есть в общей сложности развернуть сеть по стране из 100 таких центров, которые будут готовить специалистов высшей квалификации и предлагать оригинальные технические решения, причём в самых разных областях: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, социальной сфере. Конечно, всегда и по каждому из этих направлений использовать искусственный интеллект, нужно к этому стремиться. Нужно также модернизировать сеть научно-технических библиотек в вузах и научных организациях, сделать их настоящими цифровыми центрами знаний и информации. Выделим на эти цели дополнительно 9 млрд рублей. За последние годы в России открылись сотни новых заводов, фабрик и производств. Они открываются и открываются - мы уже к этому привыкли. Это текущая работа, но среди них и такие индустриальные гиганты, как горно-металлургический комбинат "Удокан" в Забайкалье, Тайшетский алюминиевый завод в Иркутской области, Мурманский центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, "ЗапСибНефтехим" в Тюменской области. Этот перечень, безусловно, можно продолжать. Обращаю внимание: в предстоящие шесть лет уровень валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности России должен увеличиться не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2022 годом. Такое форсированное индустриальное развитие означает создание тысяч новых производств, современных, хорошо оплачиваемых рабочих мест. Мы уже сформировали своего рода промышленное меню. Компании, реализующие индустриальные проекты, могут выбрать оптимальные меры поддержки: соглашения о защите и поощрении капиталовложений, специальные инвестконтракты, кластерную инвестиционную платформу и так далее. Достаточно много инструментов изобрели и применяем. Обязательно будем развивать все эти механизмы. Так, за шесть лет дополнительно направим 120 млрд рублей на субсидии компаниям для проведения НИОКР, а также на расширение промышленной ипотеки. За счёт этой программы дополнительно построим и модернизируем ещё более 10 млн кв. Для сравнения, сегодня в России ежегодно строится около 4 млн кв. Это весомый показатель обновления нашего индустриального потенциала, а мы дополнительно, как я сказал, 10 миллионов будем делать. На 300 млрд рублей пополним Фонд развития промышленности. Увеличим его капитал почти в два раза и нацелим на поддержку высокотехнологичных проектов. Ещё не менее 200 миллиардов дополнительно выделим в рамках кластерной инвестиционной платформы на субсидирование процентных ставок для проектов по выпуску приоритетной промышленной продукции. Чтобы стимулировать обновление производственных мощностей предприятий обрабатывающей промышленности, предлагаю для них увеличить базу для расчёта амортизации. Это вроде как скучная субстанция, но я поясню, о чём идёт речь. Если компания приобретает отечественные станки на 10 млн рублей, то она сможет уменьшить налогооблагаемую базу на 20 миллионов. Это серьёзная поддержка. Продолжим развитие индустриальных технопарков с акцентом на размещение производств малого и среднего бизнеса по нашим технологическим приоритетам. Здесь важно использовать преимущества кластерного подхода, когда компании растут вместе со своими смежниками и поставщиками, а их кооперация даёт взаимовыгодный эффект для всех. Обращаю внимание Правительства: до 2030 года необходимо создать ещё не менее 100 таких площадок. Они должны формировать точки роста по всей территории страны, стимулировать капиталовложения. Мы ставим цель: к 2030 году объём инвестиций в ключевых отраслях должен прибавить 70 процентов. Кстати, здесь у нас динамика хорошая, хочется сказать, даже очень хорошая. Темп роста инвестиций накопленным итогом в 2021 году составил 8,6 процента, а план был 4,5. В 2022 году - 15,9 процента при плане 9,5. А за девять месяцев прошлого года при плане на год 15,1 процента прирост составил 26,6 процента.
В первую очередь помощь окажут регионам, где рождаемость ниже средней — туда направят не менее 75 миллиардов рублей для поддержки семей. На 2800 рублей увеличат налоговый вычет на второго ребенка, а на третьего и последующего — на 6000 рублей. О продолжительности жизни Владимир Путин заявил, что продолжительность жизни должна выйти на уровень выше 80 лет. Сейчас этот показатель в России составляет 73 года. К 2030 году планируется повысить порог до 78 лет, затем — 80 и выше. В ближайшие 6 лет на строительство, ремонт и оснащение объектов здравоохранения направят более триллиона рублей. К тому же, отметил президент, россияне стали меньше пить, особенно крепкий алкоголь.
Время героев. Эксперты о главных тезисах послания Владимира Путина
Изоляция, санкции, попытки создать максимально плохие условия для развития нашей страны. А она при этом не просто спокойно развивается - находится на подъеме. Темпы и, главное, качество роста позволяют надеяться и даже утверждать, что уже в ближайшей перспективе мы сможем сделать еще один шаг вперед: войдем в четверку крупнейших экономических держав мира. Такое развитие должно прямо конвертироваться в рост доходов семей наших граждан», - заявил Путин.
Президент заявляет - Россия запускает пять новых национальных программ. Первая - семья, самое важное. В стране на шесть лет продлены ключевые программы - материнского капитала и семейной ипотеки.
Государство будет продолжать помогать многодетным семьям - как только рождается третий ребенок, ипотечный долг уменьшается на 450 тысяч рублей. Еще один новый национальный проект - «Продолжительная и активная жизнь» - предусматривает строительство новых больниц, роддомов, поликлиник. Важная деталь - развитие спорта.
Это уже происходит, говорит президент, и государство должно помочь этому процессу. Например, те, кто следит за своим здоровьем, будут платить меньше налогов. Помните народный лозунг?
Каждый помнит эту шутку: "Бросай пить - вставай на лыжи! Настал момент и для более активной поддержки системы образования. В рамках проекта «Молодежь России» классные руководители, советники директоров по воспитанию, молодые специалисты получат доплаты.
В интересах страны воспитать квалифицированных специалистов - это еще один нацпроект. Много средств государство вложит в развитие высшего образования и науки. Один пример - в течение шести лет мощность отечественных суперкомпьютеров должна вырасти в десять раз.
А во всех ключевых областях экономики и социальной сферы будут собственные цифровые платформы, в рамках еще одного проекта - экономика данных. Будет и специальная программа для поддержки работников культуры. Специалист, который переедет на работу в село, в малый город, сможет получить единовременную выплату в один миллион рублей, а на Дальнем Востоке, в Донбассе и Новороссии эта сумма будет вдвое выше - два миллиона рублей», - заявил Путин.
Отдельно Путин сказал и о предстоящей глобальной модернизации ЖКХ на 4,5 триллиона рублей. Защите экологии, газификации отдаленных районов, обеспечении чистой водой. И о дальнейшем развитии логистических маршрутов - в их числе транспортный коридор Север-Юг, Байкало-Амурская магистраль, Северный морской путь, гавани на Черном море.
Как, например, бойцы батальона «Спарта». А мы притащили плазму на КМП, насколько можно это близко к линии фронта, подключили и будем наблюдать за нашим верховным, будем смотреть послание. Слушать те задачи, которые он будет ставить нам, военнослужащим». Послание Президента показывают десятки экранов по всей России. Владимир Путин начинает послание со слов благодарности всем россиянам. Это рабочие на заводах - у них своя война - в три смены у станков. Волонтеры, которые очень часто рискуют не меньше солдат. И конечно - военные, которые отстаивают суверенитет России на передовой, рискуя жизнями. Весь народ преклоняется перед вашим подвигом, скорбит о погибших, и Россия всегда будет помнить своих павших героев», - заявил Путин.
Основную часть послания Владимир Путин начинает с оценки Вооруженных сил и их действий. Спецоперация дала колоссальный боевой опыт - теперь на линии соприкосновения новые командиры, новые тактические приемы, в войска поступает новое вооружение. Гиперзвуковой авиационный «Кинжал» уже уничтожал американский «Пэтриот», с кораблей в Баренцевом море стартовал «Циркон» - тоже гиперзвуковой комплекс. На боевом дежурстве стоят лазерные системы «Пересвет». То, что мы планировали в сфере вооружений, о чем я говорил в послании 2018 года - все сделано, или завершается эта работа. В войска поставлены и первые серийные тяжелые баллистические ракеты "Сармат". Мы скоро продемонстрируем их в районах базирования на боевом дежурстве», - заявил Путин. Наша страна по прежнему готова к диалогу с Западом - но как с равноправным партнером. Пока, говорит президент, все, что слышно из Европы и Америки показывает - против нашей страны идет открытая война.
Поэтому принцип сдерживания простой - не трогаете Россию и в вашу сторону тоже ракеты не полетят. Но Запад сильно увлекся. Там на самом деле обсуждают возможность не просто передачи нового оружия Украине - отдельные страны НАТО не исключают отправки воинских контингентов на помощь ВСУ. Это прямой шаг к военному конфликту, и, кажется, только в нашей стране понимают, к чему он может привести. А они думают, что для них это все мультики какие-то. Чего сказать, действительно, русофобия, как и другая идеология расизма, национального превосходства и исключительности, ослепляет, лишает разума», - заявил Путин. То, что на Западе Россию недооценили, видно и в экономической сфере.
По словам лидера, в стране остается стабильной внутренняя политическая жизнь. В завершении своего послания Путин подчеркнул, что именно сплоченность позволяет нашей стране отвечать на любые внешние вызовы. Спасибо вам за эту искреннюю поддержку, сплоченность, взаимовыручку. Их невозможно переоценить. Россия ответит на любые вызовы, потому что все мы — одна страна, один большой и сплоченный народ. Мы уверены в себе, уверены в своих силах, правда за нами», — сказал Владимир Владимирович.
Они должны в конце концов понимать, что у нас тоже есть оружие — да знают об этом, только что сказал, — которое может поражать цели на их территории», — сказал Путин. Так он отреагировал на идею президента Франции Эммануэля Макрона, который в понедельник заявил, что возможность отправки западных войск в Украину «нельзя исключать». France 24 Явно разгневанный Путин предложил западным политикам вспомнить судьбу таких людей, как Адольф Гитлер в нацистской Германии и Наполеон Бонапарт во Франции, которые в прошлом безуспешно вторглись в его страну. Виталий Шевченко, BBC Владимир Путин вновь изобразил Запад как агрессивную, дестабилизирующую силу, а Россию назвал страной, которая вынуждена защищать свои законные интересы.
Что за послание Владимира Путина
- О чём говорил Владимир Путин в послании Федеральному собранию
- Что изменится в российском образовании после послания президента Федеральному собранию | Сила Лиса
- О продолжительности жизни
- Как устроена представленная президентом стратегия развития
- Путин об СВО РФ на Украине и ее участниках
- Депутаты обсуждают Послание Президента России
Послание Владимира Путина Федеральному собранию - 2024
Президент России Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию. Интерфакс: Президент РФ Владимир Путин в четверг, 29 февраля, огласил послание Федеральному Собранию. Опубликовано 14 марта 2024, 10:10 в категории Новости. В своём Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин обозначил ключевые направления развития страны, уделив внимание поддержке регионов, экологической безопасности и. Президент, по словам Пескова, выступит не только в роли действующего главы государства, но и как кандидат в президенты, представляя в значительной степени свою будущую программу. В Послании прошлого года объявил о существенных изменениях в организации высшей школы, о необходимости использовать здесь лучший отечественный опыт. Царьград ведёт прямую трансляцию послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию.
Популярное за неделю
- Главное из послания Владимира Путина — 2024
- Обзор реакции мировых СМИ на послание Владимира Путина Федеральному собранию | 29.02.2024, ИноСМИ
- МРОТ, семейная ипотека и выплаты учителям: главное из послания президента России 2024 года
- Когда пройдёт Послание Владимира Путина Федеральному Собранию 2024
- СОЦКОНТРАКТ
Итоги послания Путина 2024: главное из речи президента
Он по-прежнему вызывает широкую общественную дискуссию и споры, мы все об этом хорошо знаем. Действительно, механизм ЕГЭ должен совершенствоваться. Что я предлагаю на этом этапе? Предлагаю сделать ещё один шаг в этом направлении - дать выпускникам, что называется, второй шанс, а именно: по выбору самого ученика предоставить ему возможность пересдать ЕГЭ по одному из предметов, и сделать это до конца приёмной кампании в вузы, чтобы успеть подать документы уже с учётом пересдачи.
Такие житейские вещи, но они важны для людей. В прошлом году экономика России росла темпами выше мировой. По этому показателю мы опередили не только ведущие страны Евросоюза, но и все государства так называемой "Большой семёрки".
Но что я хочу в этой связи отметить? Огромную роль в этом сыграл фундаментальный запас прочности, который был сделан за последние десятилетия. Сегодня доля несырьевых отраслей в структуре роста уверенно превышает 90 процентов, то есть экономика становится более сложной, технологичной, а значит, гораздо более устойчивой.
Сегодня Россия - крупнейшая экономика Европы по размеру валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности, и пятая - в мире. Темпы и, главное, качество роста позволяют надеяться и даже утверждать, что уже в ближайшей перспективе мы сможем сделать ещё один шаг вперёд, войдём в четвёрку крупнейших экономических держав мира. Но такое развитие должно прямо конвертироваться в рост доходов семей наших граждан.
В ближайшие шесть лет доля зарплат в ВВП страны должна возрасти. С опережением инфляции и темпов роста средней зарплаты по экономике мы индексируем минимальный размер оплаты труда. Начиная с 2020 года МРОТ вырос в полтора раза - с 12 до 19 тыс.
К 2030 году МРОТ должен увеличиться ещё почти вдвое - до 35 тысяч, что, безусловно, отразится на размере социальных пособий, зарплат в бюджетной сфере и в отраслях экономики. При этом мы понимаем, какие риски и факторы могут привести к замедлению экономического роста, нашего развития в целом. Это в первую очередь нехватка квалифицированных кадров и собственных передовых технологий или их отсутствие по некоторым направлениям.
Здесь нужно работать на опережение, поэтому сегодня подробно остановлюсь на этих двух стратегически важных темах. Начну с кадровой базы. В России растёт большое молодое поколение.
Как ни странно, есть демографические проблемы с ростом численности населения, а большое молодое поколение имеет место быть. В 2030 году в стране будет 8,3 млн граждан в возрасте от 20 до 24 лет, а в 2035 году - уже 9,7 миллиона, на 2,4 миллиона больше, чем сейчас. Это, конечно, результат в том числе и демографических мер предыдущих лет.
Нам важно, чтобы эти ребята, сегодняшние подростки, стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике XXI века. На это направим новый национальный проект "Кадры". Много, безусловно, об этом говорим, но нужно на деле укрепить связку всех уровней образования от школы до вуза.
Они должны работать в единой логике, на общий результат. Конечно, здесь важно участие будущих работодателей. С нынешнего учебного года во всех школах страны развёрнута система профориентации.
Ребята, начиная с шестого класса, могут познакомиться с разными специальностями. Обращаюсь сейчас к руководителям предприятий, научных и медицинских центров: пожалуйста, приглашайте к себе школьников, пусть ребята посмотрят цеха, как мне предлагали в одной из поездок, музеи, лаборатории. Прошу вас, обязательно включайтесь в эту работу.
На принципах тесной кооперации образования и предприятий реального сектора мы реализуем проект "Профессионалитет". Он позволил обновить образовательные программы для авиа- и судостроения, фармацевтики, электроники, оборонной и других отраслей. Для этих сфер до 2028 года предстоит подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий.
Такие подходы мы должны распространить на всю систему среднего профобразования, включая подготовку кадров для школ, больниц, поликлиник, сферы услуг, туризма, учреждений культуры, творческих индустрий. Отдельно поручаю Правительству совместно с регионами реализовать программу ремонта и оснащения учреждений среднего профессионального образования. Нужно привести в порядок не только учебные здания, но и спортивные объекты, общежития техникумов и колледжей.
За шесть лет направим на эти цели 120 млрд рублей из федерального бюджета. Также выделим дополнительно 124 млрд рублей и в предстоящие шесть лет проведём капитальный ремонт порядка 800 общежитий вузов и университетов. Теперь в целом о высшей школе.
Задача - чтобы центры науки и образования развивались по всей стране. Для этого до 2030 года построим 25 университетских кампусов. Мы уже говорили об этом, но сейчас считаю нужным сказать ещё раз: предлагаю в этой связи расширить эту программу и в общей сложности построить не менее 40 таких студенческих городков.
Придётся выделить на эти цели около 400 млрд рублей из федерального бюджета, естественно, предусмотрев в кампусах все условия, чтобы студенты, аспиранты, преподаватели, молодые семьи могли учиться, работать и воспитывать детей. В целом надо буквально по полочкам разобрать все жизненные ситуации, с которыми сталкиваются молодые мамы, молодые родители, и с учётом этого настроить работу системы госуслуг, социальной сферы, здравоохранения, городской и сельской инфраструктуры. Прошу Правительство и регионы внимательно все эти вопросы проработать.
В Послании прошлого года объявил о существенных изменениях в организации высшей школы, о необходимости использовать здесь лучший отечественный опыт. Профессиональная основа будущего специалиста закладывается на первых курсах, где преподаются фундаментальные дисциплины. Считаю необходимым повысить уровень оплаты труда преподавателей таких предметов.
Прошу Правительство предложить конкретные параметры этого решения и начать их внедрение уже с 1 сентября в пилотном режиме. Потребуются дополнительные ресурсы: по предварительным подсчётам, в этом году - где-то 1,5 миллиарда, потом - 4,5 миллиарда. Эти деньги тоже у нас посчитаны.
Нам важно повысить потенциал и качество всей высшей школы, поддержать вузы, которые стремятся к развитию. На это направлена наша программа "Приоритет-2030". Её финансирование рассчитано до конца текущего года.
Безусловно, предлагаю продлить её ещё на шесть лет и выделить дополнительно порядка 190 млрд рублей. Критериями эффективности вузов-участников должны быть кадровые и технологические проекты с регионами, отраслями экономики и социальной сферы, создание реально работающих инновационных компаний и стартапов, привлечение иностранных студентов. Конечно, оценивать работу всех вузов, университетов России, колледжей, техникумов будем по тому, насколько востребованы их выпускники, как растут их заработные платы.
Теперь несколько слов о технологической базе развития. Здесь основа основ - это наука, конечно. На встрече с учёными, сотрудниками Российской академии наук, которая в этом году отметила своё 300-летие, говорил, что даже в самые сложные периоды Россия никогда не отказывалась от решения задач фундаментального характера, всегда думала о будущем, и мы сейчас должны поступать так же.
Собственно говоря, мы так и стараемся делать. Например, такого спектра научных установок класса "мегасайенс", как у России, сегодня нет ни у одной страны мира. Это уникальные возможности и для наших учёных, и для партнёров, и исследователей из других стран, которых мы приглашаем к сотрудничеству.
Отечественная научная инфраструктура - наше мощное конкурентное преимущество как в сфере фундаментальной науки, так и в создании заделов для фармацевтики, биологии, медицины, микроэлектроники, химической промышленности и производстве новых материалов, для развития космических программ. Считаю, что мы должны более чем вдвое увеличить совокупные вложения государства и бизнеса в исследования и разработки, довести их долю до 2 процентов ВВП к 2030 году и по этому показателю войти в число ведущих научных держав мира. Хочу ещё раз повторить: при этом существенно должны вырасти инвестиции в науку и со стороны частного бизнеса - не менее чем вдвое к 2030 году.
Конечно же, главное - это эффективность таких вложений. Речь идёт о достижении конкретного научного результата в каждом конкретном случае. Здесь нужно использовать позитивный опыт наших федеральных научно-технических программ по генетике, сельскому хозяйству, проектов Российского научного фонда.
С учётом актуальных задач и вызовов мы скорректировали Стратегию научно-технологического развития России. В её логике запускаем и новые национальные проекты технологического суверенитета. Назову их основные направления.
Мы должны быть независимы, иметь все технологические ключи в таких чувствительных областях, как сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность. Нужно достичь технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики страны. Это средства производства и станки, робототехника, все виды транспорта, беспилотные авиационные, морские и другие системы, экономика данных, новые материалы и химия.
Мы должны создавать глобально конкурентные продукты, опираясь на уникальные отечественные разработки, в том числе в области космических, атомных и новых энергетических технологий. Уже сейчас нужно создать правовую среду для развития отраслей и рынков будущего, сформировать долгосрочный, как минимум до конца текущего десятилетия, заказ на высокотехнологичную продукцию, чтобы компании понимали, по каким правилам им работать. Также необходимо наладить внутренние кооперационные цепочки и международные технологические платформы, развернуть серийный выпуск собственного оборудования и комплектующих, нацелить геологоразведку на поиск редкоземельных металлов, другого сырья для новой экономики.
У нас всё это есть. Подчеркну: речь идёт о нашем стратегическом заделе на будущее, поэтому настроим на решение этих задач все имеющиеся у нас инструменты и механизмы развития, обеспечим приоритетное бюджетное финансирование. Я прошу Правительство и Федеральное Собрание учесть это при подготовке бюджета.
Всегда прошу видеть это в качестве основного приоритета. Проекты технологического суверенитета должны стать мотором обновления нашей промышленности, помочь всей экономике выйти на передовой уровень эффективности и конкурентоспособности. Предлагаю поставить здесь цель: доля отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внутреннем рынке за предстоящие шесть лет должна увеличиться в полтора раза, а объём несырьевого, неэнергетического экспорта - не менее чем на две трети.
Приведу ещё несколько цифр. В 1999 году у нас доля импорта достигла 26 процентов ВВП, мы почти на 30 процентов всё завозили из-за границы. В прошлом году она составила уже 19 процентов ВВП или 32 трлн рублей, а в период до 2030 года нужно выйти на уровень импорта не более 17 процентов ВВП.
А это значит, что мы должны сами в гораздо больших объёмах производить потребительские и другие товары: лекарства, оборудование, станки, транспортные средства и так далее. Всё мы не можем, нам и не нужно стремиться к тому, чтобы всё производить, но Правительство знает, над чем нужно работать. Я подчеркну: с учётом демографических вызовов, с которыми мы столкнулись, высокой потребности, а если говорить прямо, дефицита кадров, для нас критически важно кардинально повысить производительность труда - одна из ключевых задач.
А это означает внедрение цифровых технологий в управление, рост энерго- и ресурсоэффективных экономических предложений и реализацию таких предложений, сквозную модернизацию промышленных мощностей, их роботизацию и автоматизацию: к 2030 году по числу промышленных роботов Россия должна войти в число 25 ведущих стран мира. Если иметь в виду то, что у нас есть сегодня, это будет хорошим результатом. Продолжим создание специальных отраслевых центров компетенций, где будут обобщаться и тиражироваться лучшие практики бережливого производства в экономике и социальной сфере.
К 2030 году не менее 40 процентов средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики и, добавлю, все учреждения социальной сферы необходимо охватить проектами по повышению производительности труда. Это общая огромная, но очень важная работа. Кроме того, на увеличение эффективности перевооружения производств должны быть нацелены передовые инженерные школы, которые создаются на базе вузов.
Мы ставили перед собой цель - создать 50 таких школ; 30 из них уже создано, ещё 20 запускаем в текущем году. Предлагаю расширить эту программу ещё на 50 инженерных школ. То есть в общей сложности развернуть сеть по стране из 100 таких центров, которые будут готовить специалистов высшей квалификации и предлагать оригинальные технические решения, причём в самых разных областях: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, социальной сфере.
Конечно, всегда и по каждому из этих направлений использовать искусственный интеллект, нужно к этому стремиться. Нужно также модернизировать сеть научно-технических библиотек в вузах и научных организациях, сделать их настоящими цифровыми центрами знаний и информации. Выделим на эти цели дополнительно 9 млрд рублей.
За последние годы в России открылись сотни новых заводов, фабрик и производств. Они открываются и открываются - мы уже к этому привыкли. Это текущая работа, но среди них и такие индустриальные гиганты, как горно-металлургический комбинат "Удокан" в Забайкалье, Тайшетский алюминиевый завод в Иркутской области, Мурманский центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, "ЗапСибНефтехим" в Тюменской области.
Этот перечень, безусловно, можно продолжать. Обращаю внимание: в предстоящие шесть лет уровень валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности России должен увеличиться не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2022 годом. Такое форсированное индустриальное развитие означает создание тысяч новых производств, современных, хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Мы уже сформировали своего рода промышленное меню. Компании, реализующие индустриальные проекты, могут выбрать оптимальные меры поддержки: соглашения о защите и поощрении капиталовложений, специальные инвестконтракты, кластерную инвестиционную платформу и так далее. Достаточно много инструментов изобрели и применяем.
Обязательно будем развивать все эти механизмы. Так, за шесть лет дополнительно направим 120 млрд рублей на субсидии компаниям для проведения НИОКР, а также на расширение промышленной ипотеки. За счёт этой программы дополнительно построим и модернизируем ещё более 10 млн кв.
Для сравнения, сегодня в России ежегодно строится около 4 млн кв. Это весомый показатель обновления нашего индустриального потенциала, а мы дополнительно, как я сказал, 10 миллионов будем делать. На 300 млрд рублей пополним Фонд развития промышленности.
Увеличим его капитал почти в два раза и нацелим на поддержку высокотехнологичных проектов. Ещё не менее 200 миллиардов дополнительно выделим в рамках кластерной инвестиционной платформы на субсидирование процентных ставок для проектов по выпуску приоритетной промышленной продукции. Чтобы стимулировать обновление производственных мощностей предприятий обрабатывающей промышленности, предлагаю для них увеличить базу для расчёта амортизации.
Это вроде как скучная субстанция, но я поясню, о чём идёт речь. Если компания приобретает отечественные станки на 10 млн рублей, то она сможет уменьшить налогооблагаемую базу на 20 миллионов. Это серьёзная поддержка.
Продолжим развитие индустриальных технопарков с акцентом на размещение производств малого и среднего бизнеса по нашим технологическим приоритетам. Здесь важно использовать преимущества кластерного подхода, когда компании растут вместе со своими смежниками и поставщиками, а их кооперация даёт взаимовыгодный эффект для всех. Обращаю внимание Правительства: до 2030 года необходимо создать ещё не менее 100 таких площадок.
Они должны формировать точки роста по всей территории страны, стимулировать капиталовложения. Мы ставим цель: к 2030 году объём инвестиций в ключевых отраслях должен прибавить 70 процентов. Кстати, здесь у нас динамика хорошая, хочется сказать, даже очень хорошая.
Темп роста инвестиций накопленным итогом в 2021 году составил 8,6 процента, а план был 4,5. В 2022 году - 15,9 процента при плане 9,5. А за девять месяцев прошлого года при плане на год 15,1 процента прирост составил 26,6 процента.
Надо и дальше двигаться опережающими темпами. Наша банковская система, фондовый рынок должны в полной мере обеспечивать приток капитала в экономику, в её реальный сектор, в том числе через механизмы проектного и акционерного финансирования. В ближайшие два года с использованием фондов акционерного капитала будут поддержаны индустриальные проекты с инвестициями более чем на 200 млрд рублей.
Смысл такого механизма в том, что корпорация развития "ВЭБ. РФ" при участии коммерческих банков входит в капитал высокотехнологичных компаний, оказывает содействие на фазе их активного роста. Уже давал поручение запустить особый режим первичных размещений акций компаний, которые работают в приоритетных высокотехнологичных направлениях.
Обращаю внимание коллег и в Минфине, и в Центральном банке: нужно ускорить запуск этого механизма, включая компенсацию затрат на размещение ценных бумаг. Нужно это делать, в конце концов. Повторю: российскому фондовому рынку необходимо усилить свою роль как источника инвестиций.
Его капитализация к 2030 году должна удвоиться по сравнению с нынешним уровнем и составить 66 процентов ВВП. При этом важно, чтобы у граждан была возможность надёжно инвестировать свои сбережения в развитие страны и получать при этом дополнительные доходы. Уже принято решение: добровольные накопления в негосударственных пенсионных фондах в объёме до 2 800 тыс.
Кроме того, будут застрахованы долгосрочные индивидуальные и инвестиционные счета на сумму до 1 400 тыс. На вложения граждан в долгосрочные финансовые инструменты в размере до 400 тыс. При этом считаю необходимым запустить новый инструмент - так называемый сберегательный сертификат.
Граждане смогут размещать свои сбережения в банках на длительный срок - более трёх лет. Сертификат будет безотзывным, а значит, банки смогут предлагать клиентам более высокий выгодный процентный доход. Конечно, эти средства граждан также будут застрахованы государством в размере до 2 800 тыс.
Подчеркну: все меры государственной поддержки инвестиций, создание и модернизация предприятий должны быть увязаны с повышением заработных плат сотрудников, с улучшением условий труда и социальных пакетов для работников. Конечно, принципиальное требование: отечественный бизнес должен работать в российской юрисдикции, не выводить средства за рубеж, где, как оказалось, можно всё потерять. А теперь мы с коллегами из бизнеса встречаемся и думаем, как бы им помочь что-то вытащить оттуда.
Не надо туда уводить, и тогда не будем решать вопросов, как вернуть. Вкладывать ресурсы нужно в Россию, в регионы, в развитие компаний, в подготовку кадров. Самая надёжная защита активов, капиталов российского бизнеса - наша сильная, суверенная страна.
Абсолютное большинство предпринимателей стоит на отечественных, патриотических позициях. И бизнес, который работает здесь, в России, должен иметь гарантии неприкосновенности собственности, активов и своих новых вложений. Вложения сюда и защита инвестиций, защита прав предпринимателей взаимосвязаны, безусловно, и мы должны это обеспечить.
Это в интересах государства, всего общества, в интересах миллионов людей, которые трудятся в сфере частного бизнеса: крупного, среднего, малого. Я всегда говорил и скажу ещё раз: никому - ни представителям власти, ни сотрудникам правоохранительных органов - не позволено притеснять людей, преступать закон или использовать его в корыстных целях. Нужно людям, в том числе из предпринимательской среды сейчас я говорю именно о них , помогать.
Они создают рабочие места, обеспечивают работой, зарплату платят людям. В этом призвание власти - помогать. Всё более значимый вклад в экономический рост вносят малый и средний бизнес.
Сегодня его доля в таких отраслях, как обрабатывающее производство, туризм, IT превышает 21 процент. Ярко заявили о себе сотни новых отечественных брендов. В прошлом году в России зарегистрировано 1 200 тыс.
Обращаю внимание: это самый высокий показатель за последние пять лет. Люди стремятся начать своё дело, верят в себя, в свою страну и свой успех. Особо отмечу, что за 2023 год на 20 процентов выросло число молодых предпринимателей в возрасте до 25 лет, сегодня их более 240 тысяч.
Такую созидательную энергию нужно обязательно поддержать, чтобы средний доход на работника, занятого в сфере малого и среднего бизнеса, в предстоящие шесть лет рос быстрее темпов увеличения ВВП. То есть должна повышаться эффективность такого бизнеса, его качественные показатели. Уже говорил, что не должно быть ситуации, когда компаниям фактически невыгодно набирать обороты, потому что налоговые платежи при переходе с упрощённого на общий налоговый режим резко возрастают.
Получается, что государство подталкивает бизнес к дроблению, другим способам так называемой оптимизации фискальной нагрузки. Прошу Правительство совместно с парламентариями проработать параметры амнистии в отношении некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации. Что здесь важно?
Такие компании должны отказаться, разумеется, от искусственного, по сути, притворного дробления бизнеса, перейти к нормальной, цивилизованной работе "в белую". При этом подчеркну: никаких штрафов, подчёркиваю это особо, никаких штрафов, санкций, пересчёта налогов за предыдущие периоды не будет. В этом смысл амнистии.
Кроме того, поручаю Правительству уже со следующего года предусмотреть механизм не резкого, а именно плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, которые переходят с "упрощёнки" на общий порядок налогообложения. Мы пошли на такое решение, как временные моратории на проверки. Эта мера себя полностью оправдала.
Компаниям, которые гарантируют высокое качество товаров и услуг, несут ответственность перед потребителями, действительно можно и нужно доверять. Поэтому считаю возможным с 1 января 2025 года отказаться от временных мораториев на проверки бизнеса и вместо этого с учётом наработанного опыта полностью перейти на риск-ориентированный подход, закрепив его законодательно. Там, где риски отсутствуют, надо применять профилактические меры и, таким образом, минимизировать число проверок.
И ещё предлагаю предоставить некрупному бизнесу специальное право - раз в пять лет оформлять кредитные каникулы на срок до шести месяцев без ухудшения кредитной истории. Повторю: нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счёт высокотехнологичных направлений производственного бизнеса. В целом налоговый режим для производственных предприятий малого и среднего бизнеса должен быть смягчён.
Я прошу Правительство предоставить на этот счёт конкретные предложения. Мы много раз об этом говорили. Предложения уже созрели.
Особо отмечу работу малого и среднего бизнеса на селе, в агропромышленном комплексе. Сейчас мы не только полностью обеспечиваем себя продовольствием.
Было объявлено также о запуске пяти новых нацпроектов: "Семья", "Продолжительная и активная жизнь", "Молодёжь", "Кадры" и "Экономика данных". Помимо прочего президент поручил продлить до 2030 года программу льготной семейной ипотеки, списать две трети долгов регионов по бюджетным кредитам, модернизировать налоговую систему и ввести в России дифференцированную систему налогообложения, ввести дополнительную поддержку семей на Северо-Западе России, подготовить и запустить новую программу расселения аварийного жилья.
Лента новостей.
Большая часть из них расположена в сельских территориях; «В этом году эта работа разворачивается в новых регионах. С 2025 года федеральные средства на ремонт и обновление детсадов, школ, техникумов и колледжей будут выделяться на регулярной основе», - сказал президент. Президент добавил, что с 2019 по 2024 году в России планируется построить более 1300 новых школ. Планируется, что в текущем году будет введено еще 400. Прошу регионы эти планы выдерживать. Объем финансирования этой программы из федерального бюджета с 2019 по 2024 года почти 490 млрд рублей. Мы эти расходы не снижаем, мы это все сохраним», - резюмировал Владимир Путин. В высшей школе назрели перемены: «необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе», и нового опыта.
Президент предложил вернуться к традиционной базовой подготовке специалистов высшего образования.
Для обеспечения эффективного контроля за качеством воздуха создается система мониторинга, которая позволит оперативно отслеживать изменения и принимать необходимые меры для улучшения экологической ситуации. Повышение зарплат: В работу передана задача о повышении зарплат специалистам в сферах лесного хозяйства, метеорологии и охраны окружающей среды. Грантовая поддержка: Отдельным решением стало оказание грантовой поддержки государством экологических и природоохранных проектов. Поручена инициатива об открытии центров реабилитации для травмированных и конфискованных диких животных. Экологический туризм: Запланирована реализация проекта по созданию инфраструктуры для экотуризма в национальных парках к 2030 году. Байкальский курорт: Будет создан экологически безопасный курорт на Байкале в рамках проекта «Пять морей». Эти меры демонстрируют стремление России к устойчивому развитию, поддержке отдаленных регионов и улучшению экологической ситуации в стране. Каждое поручение подкреплено проведенной работой федеральных проектов, реализованных по инициативе Президента России.
Послание президента России Федеральному собранию. Главное.
РИА Новости, 1920, 29.02.2024. Глубинные ценности стали ещё одной точкой опоры в планах Президента на ближайшие шесть лет. Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию в 2024 году стало рекордным по продолжительности, оно длилось 2 часа 6 минут. Интерфакс: Президент РФ Владимир Путин в четверг, 29 февраля, огласил послание Федеральному Собранию. Президент РФ Владимир Путин выступит с посланием Федеральному собранию 29 февраля 2024 года. В целом, послание президента Федеральному собранию это не просто большое заявление перед депутатами и сенаторами.