Новости мейерхольд режиссер

Она 20 лет работает в музее Всеволода Мейерхольда, расположенного в его квартире по Брюсову переулку. В этой страсти к самосотворению Мейерхольд, тогда 26-летний артист МХТ, признавался в письме Антону Чехову: «Я часто страдаю, зная, что я не то, чем должен быть. Актер и журналист Станислав Садальский рассказал о том, какой смертью умерла Зинаида Райх, вторая жена Есенина, а впоследствии — муза Мейерхольда. Но скандал неожиданно привел к удаче — Мейерхольда пригласили работать режиссером Императорских театров. Издание узнало у пресс-службы Новой сцены театра Им. Мейерхольда, что Лисецкий находится дома и по рекомендации врачей временно не будет участвовать в премьере.

Великие истории любви. Любовное помешательство Мейерхольда

Да, в принципе, и не надо. Но, стоит признать, все это очень напоминает историю Бориса Пастернака, которого когда-то тоже обвиняли в стремлении все разрушить. Мол, что это за писатель такой, который оскорбляет революцию? Предатель он. Обычный предатель Родины и народа.

В какой-то момент даже дошло до того, что добровольцы Литинститута начали собирать против него подписи, а студенты сбегали с занятий и прятались по знакомым, лишь бы не мараться! Впрочем, никаких аналогий. Только вопрос: приемлемо ли это — блокировать страницы творческих людей за их политические взгляды? Вполне, считает Татьяна Васильева.

Ну а почему нет, если сейчас такие времена?! Я не хочу, чтобы мои дети ходили на митинги и чтобы нам что-то внушали. Нам надо строить новую жизнь, а не копаться в этих бесконечных дрязгах. И так тяжело.

С 1920 года руководил Театром имени Мейерхольда в Москве. В 1923 году был удостоен звания народного артиста Республики. Летом 1939 года арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и в феврале 1940 года расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1955 году. На открытии памятника в Санкт-Петербурге Валерий Фокин был, как всегда, красноречив и привычно пытался убедить присутствующих в том, что именно Александринка была и остаётся главным театром страны. Притянул он на свою сторону и Мейерхольда, который, по словам Фокина, состоялся как режиссёр исключительно благодаря Александринскому театру.

Подробно о премьере нашей редакции рассказал Кирилл Люкевич: «Конечно, работая над спектаклем, где главной фигурой является режиссёр, причём режиссёр, который работал в разных жанрах, экспериментировал, изобретал, мы не могли обойтись без создания такого мира театра в театре. Кажется, что у нас есть некоторые представления — по описаниям спектаклей Мейерхольда, — как оно было. На них мы опирались. А к маскам мы пришли от вопроса, как вообще играть таких людей.

В смысле, как играть Треплева или Тригорина, мы понимаем: у Чехова они описаны, и мы дальше уже фантазируем. А как можно сыграть, например, Маяковского, если это реально существовашая личность? Давайте лучше возьмём образ Маяковского и наденем маску — снимем дистанцию и вопросы про сходство актёра с героем. Такой достаточно простой приём.

Тогда же к Мейерхольду пришла и первая любовь — его сверстница Ольга Мунт играла с ним в любительском театре.

Но и эта любовь — как ему казалось, безответная — мучила юношу и отнимала у него последние силы. Мейерхольда неоднократно посещала мысль о самоубийстве. Летом 1895 года в жизни нашего героя происходит целая череда знаменательных событий: 24 июня он меняет имя на Всеволод и поступает на юридический факультет Московского государственного университета. В те же дни он объявляет близким о своей помолвке с О. Мунт, но семья относится к этому отрицательно.

Доводы вроде бы убедительны: следует подождать до окончания университета, ведь студенческие браки так недолговечны. Но Мейерхольд ничего не хочет слушать. Упрямство и взрывной темперамент достались ему в наследство от отца. Помолвка молодых состоялась, а вот венчание произошло в следующем году — 17 апреля 1896 года. За месяц до этого Мейерхольд создал в Пензе Народный театр.

В сентябре 1896 года Мейерхольд воплотил в жизнь свою давнюю мечту — он поступил в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. На экзаменах он читал монологи с таким темпераментом, что экзаменаторы были приятно поражены и зачислили его сразу на второй курс. В этом заведении, в отличие от пензенской гимназии, Мейерхольд вскоре станет лучшим учеником. В феврале 1898 года у Всеволода и Ольги родилась дочь Мария. В том же году Мейерхольд заканчивает учебу в училище, знакомится с К.

Станиславским и поступает в только что созданный Художественный театр. Он сходится с революционером А. Ремизовым, который приобщает его к идеям К. Пензенская жандармерия вносит Мейерхольда в список «неблагонадежных особ». В Художественном театре Мейерхольд изо всех сил стремился выбиться в ведущие актеры, однако это его желание не всегда находило понимание со стороны других участников коллектива.

Например, в постановке «Царь Федор Иоаннович» ему сперва отводилась главная роль, он к ней готовился, но затем роль была отдана И. Зато вскоре в «Чайке» ему достается роль Треплева сам Мейерхольд считал ее своей лучшей ролью. К нему приходит настоящая слава, фотокарточки с его изображением продаются во всех писчебумажных магазинах города. С ним сближается А. И все же полного удовлетворения от пребывания в Художественном театре Мейерхольд не испытывает.

У него не ладятся отношения с В. Немировичем-Данченко, и хотя Всеволод занят в четырех спектаклях из пяти, мысли об уходе все чаще приходят ему в голову. Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 года. В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра. Его гневу нет предела, и он тут же заявляет о своем уходе.

Вместе с К. Станиславским они создают Театр-студию на Поварской, но в 1905 году, накануне открытия, Станиславский внезапно отказывается работать с Мейерхольдом. Тот уходит в Театр Комиссаржевской. Работает там какое-то время и вновь терпит неудачу: в разгар сезона Комиссаржевская разрывает контракт с ним. После этого творческий путь Мейерхольда будет связан с двумя театрами: Александринским и Мариинским.

Перед самой революцией Мейерхольд ставит спектакли в петроградской Студии на Бородинской. В это же время состоялся первый контакт режиссера с немым кинематографом. К тому времени «серия» переживала полосу неудач, и участие в ней знаменитого театрального режиссера должно было, по мнению ее создателей, вновь привлечь в кинотеатры народ. Мейерхольд снял два фильма: «Портрет Дориана Грея» и «Сильный человек». Однако ни один из этих фильмов успехом у зрителей не пользовался.

Октябрьскую революцию Мейерхольд встретил с восторгом. Уже через несколько месяцев после нее он вступил в ряды ВКП б. В 1919 году по доносу недоброжелателей Мейерхольда как большевистского агитатора арестовывают в Крыму белогвардейцы. Без сомнения, его легко могли бы расстрелять, однако не сделали этого, так как Мейерхольд был достаточно известным актером и режиссером. Генерал Кутепов принял увлечение Мейерхольда большевизмом как издержки творческой натуры и приказал выпустить режиссера на свободу.

Этот эпизод, да и последующее поведение Мейерхольда, когда он, уже будучи в Москве, надел кожаную тужурку и нацепил на пояс «маузер», большевики не забыли и поспешили отметить: в 1920 году он стал руководителем Первого Театра РСФСР, который в 1923 году стал называться Государственным театром имени В. В том же 1923 году Мейерхольд был удостоен звания народного артиста республики. В отличие от бурной творческой и общественной жизни личная жизнь Мейерхольда внешне выглядела спокойной. Ольга Мунт подарила ему троих детей, причем все — девочки. В этом же доме размещались Высшие театральные мастерские, которыми Мейерхольд руководил.

В 1921 году студенткой режиссерского факультета в этих мастерских стала 27-летняя Зинаида Райх, бывшая жена Сергея Есенина. С Есениным Райх познакомилась в Петрограде в 1917 году. Она тогда работала машинисткой в газете «Дело народа», где Есенин бывал довольно часто. Райх была красивой женщиной, и Есенин, конечно же, не мог не обратить на нее внимания. Впервые они встретились весной, а летом того же года уже вместе уехали путешествовать к Белому морю.

Тогда же и обвенчались. Однако их брак, во время которого Райх родила двух детей, длился всего три года. В 1920 году они расстались, и Райх с двумя крошечными детьми приехала в Москву. Здесь устроилась машинисткой в Наркомпрос.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

О судьбе Мейерхольда посетители узнают на виртуальной выставке В этой страсти к самосотворению Мейерхольд, тогда 26-летний артист МХТ, признавался в письме Антону Чехову: «Я часто страдаю, зная, что я не то, чем должен быть.
Казус Мейерхольда Всеволод Мейерхольд – театральный режиссер и новатор, прошедший путь от актера до режиссера императорского Александринского театра.

Расстрелянный театр Мейерхольда. За что пострадал великий режиссер?

Авторы «Кабаре им. Мейерхольда» предлагают зрителям своеобразный дайджест по жизни режиссёра, в полусотне микрономеров прослеживая его путь от рождения до смерти. В подмосковной Балашихе сгорела дача театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. В Балашихе загорелась бывшая дача советского режиссера Всеволода Мейерхольда и актрисы Зинаиды Райх. Вскоре творческие отношения режиссера и актрисы разладились, и Мейерхольд начал ставить спектакли в Александринском театре.

Всеволод Мейерхольд

Фото: соцсети В Петербурге прошла торжественная церемония открытия памятника Всеволоду Мейерхольду. Об этом написал председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Фёдор Болтин в своих социальных сетях. Скульптура заняла почётное место во дворе Новой сцены Александринского театра.

В старой России свобода и нетривиальность сексуальной жизни не поощрялись. Возможно, Мейерхольд связывал с большевистским переворотом выход в царство подлинной свободы, в том числе творческой и сексуальной. Он не мог предположить, что этот переворот принесет еще большую несвободу, закрепощение всех и каждого, что гомосексуализм будет преследоваться как уголовное или даже государственное преступление». Касаясь этой щекотливой темы, отмечу, что Мейерхольд довольно часто увлекался актерами своего театра. Например, известно, что он сильно симпатизировал Михаилу Цареву и, как отмечает Т.

Есенина, «Мейерхольд постоянно тащил Царева в дом, на дачу. Не отпускал от себя. Постоянно восхищался им и своей дружбой с ним». Подобные же знаки внимания Мейерхольд оказывал и другим молодым актерам: Евгению Самойлову, Аркадию Райкину. Известен случай, когда еще молодой Аркадий Исаакович пришел на репетицию к Мейерхольду и тихо сидел в глубине зала. Однако режиссер заметил незнакомого молодого человека, познакомился с ним и стал уговаривать его переехать из Ленинграда в Москву, даже предлагал ему квартиру. Между тем в середине 30-х годов над Мейерхольдом начали сгущаться тучи.

И хотя вечеринки, которые устраивались для столичной богемы в их доме в кооперативный дом в Брюсовом переулке они переехали в 1928 году , посещали весьма влиятельные люди в том числе и чекисты , сам хозяин дома понимал, что всерьез рассчитывать на их помощь в случае опасности ему не придется. Речь в ней шла о только что поставленной в Большом театре опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». В статье обличалось «левацкое искусство», которое «вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова». Фамилии Мейерхольда в этом списке не было. Чтобы хоть как-то оправдаться перед властью, Мейерхольд пускался во все тяжкие. Он взялся поставить сначала пьесу Л.

Сейфулиной «Наташа», действие которой происходило в колхозной деревне. Затем принялся репетировать спектакль «Одна жизнь» по пьесе Е. Габриловича, в основу которой был положен роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Спектакль был представлен пред грозные очи приемной комиссии в ноябре 1937 года. И ни к чему хорошему это не привело. По свидетельству очевидцев, З.

Райх настоятельно советовала мужу обратиться лично к Сталину. Однако Мейерхольд колебался, так как с генсеком у него были прохладные отношения у них был всего лишь короткий разговор после спектакля «Рычи, Китай! Он не верил, что эта встреча сможет что-либо изменить в его судьбе. Об этом ему говорил тогда и Б. Пастернак, один из немногих, кто продолжал поддерживать с опальным режиссером дружеские отношения. При этом поэт рассказывал о недостойном поведении А. Толстого, который сначала смешил Сталина анекдотами, а потом, как бы между делом, просил посодействовать в получении новой дачи.

Так встреча Мейерхольда со Сталиным и не состоялась. А вскоре надобность в ней и вовсе отпала. О том, что он сам и его театр обречены на гибель, Мейерхольд знал задолго до января 1938 года. Еще в 1936 году он и З. Однако власти были предусмотрительны и визу выдали лишь взрослым членам семьи. Дети как бы оставались в заложниках. Бегство из страны так и не состоялось.

Лишившись театра, Мейерхольд несколько месяцев был предоставлен самому себе. В это время он много читал, чуть ли не каждый день посещал концерты. Сбережения постепенно таяли, и Мейерхольд собирался в те дни продать свою машину. Но тут он внезапно получил приглашение на работу: в мае 1938 года его назначили режиссером Оперного театра К. Это назначение произошло по прямой протекции самого Константина Станиславского. Однако 7 августа того же года признанный мэтр скончался, и защитить Мейерхольда было уже некому. Хотя некоторое время он продолжал работать в театре на правах главного режиссера.

Верди «Риголетто». А 20 июня того же года в Ленинграде Мейерхольда арестовали. Буквально за несколько часов перед этим режиссер был в гостях у актера Эраста Гарина, с которым они два года назад расстались со скандалом. Теперь произошло их примирение. По словам актера, Мейерхольд в тот вечер шутил, пил и совсем не выглядел удрученным. А в это время на Карповке его уже ждали чекисты. Спустя 25 дней после ареста мужа — в ночь с 14 на 15 июля — в своей квартире в Брюсовом переулке была зарезана Зинаида Райх.

В тот роковой день она была в доме со своей домработницей Лидией Анисимовной: дочь Татьяна с годовалым сыном жила на даче в Горенках, а Костя поехал на родину С. Есенина в Константиново. Перед тем как лечь спать, Райх отправилась в ванную комнату. В этот самый момент через балкон в квартиру проникли двое неизвестных мужчин. Когда они были в коридоре, из ванной неожиданно вышла хозяйка дома. Увидев незваных гостей, Райх начала истошно кричать, однако преступники выхватили ножи и стали с двух сторон наносить ей безжалостные удары.

Пострадавших не зафиксировано. По мнению местных жителей, в здание могла ударить молния. Одна из очевидцев заявила, что слышала громкий хлопок. Всеволод Мейерхольд жил в доме на улице Сергея Есенина в Балашихе в 1930-х годах.

В 1923 году был удостоен звания народного артиста Республики. Летом 1939 года арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и в феврале 1940 года расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1955 году.

На открытии памятника в Санкт-Петербурге Валерий Фокин был, как всегда, красноречив и привычно пытался убедить присутствующих в том, что именно Александринка была и остаётся главным театром страны. Притянул он на свою сторону и Мейерхольда, который, по словам Фокина, состоялся как режиссёр исключительно благодаря Александринскому театру. Это дань гениальному режиссёру, который был воспитан и очень много взял от этого города, который здесь сделал несколько шедевров.

В Петербурге отменили спектакль "Мейерхольд. Чужой театр" из-за травмы актёра

Открытие памятника режиссеру Всеволоду Мейерхольду - Россия 24 80 лет тому назад, 2 февраля 1940 года в Москве по сфабрикованному обвинению Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян режиссер Всеволод Мейерхольд.
Казус Мейерхольда Вспыхнула от удара молнии: В Подмосковье сгорела дача советского режиссёра Мейерхольда.
Гротеск в бронзе. Мейерхольд вернулся в Питер Как на самом деле режиссер отреагировал на увольнение, что думает о политике и о том, почему не собирается эмигрировать.

Валерий Фокин: Почему режиссер Мейерхольд остается нашим современником

«Дом Мейерхольда»: тогда и сейчас. Интервью с Наталией Кугель и виртуальная экскурсия Мейерхольд, Богомолов, Пиковая дама и Крем: РБК Life делится подборкой будущих премьер и свежих постановок, на которые стоит обратить внимание в 2024 году.
Валерий Фокин: «Для меня главное в судьбе Мейерхольда — его художественный путь» В 15.00 состоится торжественное открытие памятника Всеволоду Мейерхольду во дворе Новой сцены.
В Петербурге поставили памятник Всеволоду Мейерхольду // Новости НТВ В подмосковной Балашихе сгорела дача театрального режиссера Всеволода Мейерхольда.
МХТ им. А. П. Чехова: Всеволод Мейерхольд Мейерхольда наш бывший коллега Павел Руднев позволил себе публично высказать в адрес ЦИМа очевидную ложь.

Центр им. Мейерхольда

Как на самом деле режиссер отреагировал на увольнение, что думает о политике и о том, почему не собирается эмигрировать. 2. Театр им Мейерхольда оказался полным банкротом в постановке пьес советской драматургии. Данченко, теоретик и практик театрального искусства, предугадавший на много лет вперед.

Музей-квартира Мейерхольда лишилась директора

На исторической сцене театра Мейерхольд поставил около двадцати спектаклей», – рассказал на своей странице в соцсети «ВКонтакте» председатель Комитета по культуре Федор Болтин. Современные режиссеры и актеры часто обращаются к наследию Всеволода Мейерхольда. Притянул он на свою сторону и Мейерхольда, который, по словам Фокина, состоялся как режиссёр исключительно благодаря Александринскому театру. Дачу приобрела супруга Мейерхольда Зинаида Райх, здесь они прожили с 1926 по 1939 год, когда именитого режиссера арестовали. В мае руку помощи Всеволоду Мейерхольду протянул Станиславский, назначив режиссером возглавляемого им Оперного театра. Всеволод Мейерхольд запечатлён в металле в причудливо изломанной позе, с резко поднятыми руками.

Расстрелянный театр Мейерхольда. За что пострадал великий режиссер?

Театр будущего», посвящённая 150-летию со Дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Заславский и доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствоведения Н. Лосева-Демидова и кандидат искусствоведения, заведующий Сектором изучения и публикации наследия Вс. Мейерхольда Государственного института искусствознания В. На пленарном заседании модератор: доктор искусствоведения Д. Трубочкин выступили ведущие специалисты в области изучения театрального искусства и, в частности, наследия Вс. Программа конференции включила в себя несколько тематических секций.

Тот и так был раздражен. Ему не нравился Мейерхольд и эстетика его театра еще с двадцатых годов. К Сталину тоже надо относиться соответственно.

Все понятно, но он гениальный человек, куда от этого деваться, гениальное чудовище, называйте как угодно, я про него тоже ставил спектакль. Что-то притягивало его в этой драме белых офицеров: манера МХАТа, психологический театр, мужественные герои. А авангардные эксперименты ему не нравились. Поэтому он и не приходил в его театр, хотя Мейерхольд приглашал Сталина много раз. В хорошие времена все наркомы перебывали в его театре: и Бубнов, и Семашко, не говоря уже про Троцкого, а он не ходил. Потом возникло такое объяснение: мол, ложи нет, когда будет ложа она была запроектирована в новом здании театра — я приду». Но дело было не в ложе. Можем ли солидаризироваться с его актерами и вместе с ними упрекать за возвеличивание Зинаиды Райх? Возвеличивание Зинаиды Райх — естественный шаг, который может быть свойственен любому человеку.

Как нельзя обвинять этих артистов, потому что мы не знаем, как бы мы повели себя в этих обстоятельствах. Они ведь боролись на этом собрании не за Мейерхольда, они боялись за собственную судьбу, за то, где они будут. Он ничего не делал плохого. Да ,он был сложный человек со своими слабостями, но как художник он был честен. Мы должны рассматривать его путь как путь художника-новатора, который гениально сформулировал ряд важных законов профессии режиссера и принципы нового театра. Мы используем какие-то приемы в театре, и даже не задумываемся о том, что он это когда-то открыл. Мы зажигаем свет во время спектакля в зрительном зале и не удивляемся этому. А ведь это он одним из первых зажег свет в 1910 году в Александринке, хотя это прием из старинного итальянского театра. Он использовал его, чтобы взбодрить зрителей.

Помню, как я, будучи еще молодым человеком, вздрогнул, когда в Театре на Таганке вдруг зажгли свет в зрительном зале. Это было непривычно. Это только один из примеров. Есть и более серьезные вещи. Об этом надо думать в связи с его судьбой. И о том, что он был мужественный человек. Написать письмо Молотову и отказаться от показаний, сделанных под пытками, — это непросто. Он сам принял это решение. Он это сделал.

Но нельзя и осуждать других людей. Всегда режим дает какие-то допуски: что надо сказать и как. Если ты выполняешь, все вроде нормально. Надо было признаться: «Я такой-сякой», — а он не мог хитрить.

История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера Автор - 09. В феврале 1940-го года он был убит согласно расстрельного списка Сталина, но перед этим прошел все круги ада, подвергаясь нечеловеческим пыткам. Его вторая супруга — актриса Зинаида Райх была жестоко убита в собственной квартире через несколько недель после ареста мужа.

Фото: kulturologia. Многие считали его настоящим гением, и поддерживали стремление Мейерхольда «сломать» изжившие себя подходы. Но были и те, кто осуждал режиссера за чрезмерный гротеск его постановок. Однако, равнодушным к его новаторскому экспериментальному творчеству, пожалуй, не было. Примечательно, что в революционный период Всеволод Эмильевич был обласкан большевицкой властью, ему была позволена творческая свобода. Тем не менее, в какой-то момент постановщик перестал вписываться в стремительно меняющуюся советскую идеологию, и, в конечном счете, его, как и многих других талантливых людей, объявили «врагом народа» и ликвидировали. В этой статье мы расскажем вам о трагической судьбе гениального режиссера и его посмертной реабилитации.

Всеволод Мейерхольд: биография, творческий путь Будущий режиссер-постановщик появился на свет в Пензе, в 1874-м году, девятого февраля, в многодетной немецкой лютеранской семье. Настоящее имя, данное мальчику при рождении, звучит как Карл Казимир Теодор Майергольд, он был восьмым ребенком у своих родителей, и рос с пятью братьями и двумя сестрами. Глава семейства был винозаводчиком, а мать занималась бытом и воспитанием многочисленных наследников. Мама нередко устраивала дома музыкальные вечера, а также с детства приобщала детей к театральному искусству. Фото: globalsib. Достигнув совершеннолетия, молодой человек решил принять православие, а также взял себе новое имя — Всеволод, назвавшись в честь своего любимого писателя и поэта Всеволода Гришина. Вскоре, впрочем, юриспруденция наскучила творческому юноше, и он решил сменить учебное заведение на театрально-музыкальное училище, функционировавшее при филармонии.

Все экзамены он сдал блестяще, и был зачислен сразу на второй курс. Примечательно, что свой первый в жизни любительский спектакль начинающий режиссер поставил еще в восемнадцатилетнем возрасте.

Знаменитая Жёлтая гостиная представит период расцвета творчества Всеволода Мейерхольда и одновременно будет использоваться как Театральный зал для режиссерских постановок, дискуссий, лекций и других публичных событий. С особенностями творческого почерка Мейерхольда зрители будут знакомиться при помощи современных музейных средств.

В существующую мемориальную обстановку добавятся интерактивные инсталляции с элементами визуальной коммуникации. Впервые цветная проекция со звуком оживит музейное пространство, передав атмосферу советской России: развевающиеся красные флаги, крики революционной толпы, музыкальные мотивы «Интернационала» и «Варшавянки» и фигура Мейерхольда на фоне афиши знаменитой «Мистерии-Буфф» по пьесе Владимира Маяковского. Посетители увидят в сотни раз больший массив фотографий и документов и смогут изучить уникальный видеоархив в подборке знаменитых спектаклей Мастера», — считает заведующий Сектором изучения и публикации театрального наследия Вс. По его мнению, «главная задача будущей реставрации показать прекрасную коллекцию Бахрушинского музея, связанную с Мейерхольдом и рассказать о его творчестве в максимально впечатляющем формате, особой стилистике, отражающий мир великого реформатора театра».

В Петербурге поставили памятник Всеволоду Мейерхольду

Все про русского и советского режиссера Всеволода Мейерхольда. 28 июля в подмосковной Балашихе на улице Есенина сгорела дача театрального режиссера Всеволода Мейерхольда и его жены, актрисы Зинаиды Райх. Иван честно и обаятельно рассказал про то, что не знал, как высказаться о Мейерхольде, как всячески открещивался от предложения режиссера Виктора Рыжакова (худрука ЦИМа). В Московской области на исторической даче театрального режиссера Всеволода Мейерхольда произошел пожар, сообщают СМИ.

Травля Мейерхольда

Разумеется, Мейерхольда так же стали подозревать в намерении не возвращаться из—за границы. Ситуация была накалена до предела. Решением Главискусства была учреждена ликвидационная комиссия. Мейерхольд тем временем в отчаянии послал из Франции телеграмму по нескольким адресам, в том числе председателю Совнаркома, председателю Профсоюза работников искусств, А.

Телеграмма была опубликована в газетах и содержала следующие строки: «Остановите действия ликвидационной комиссии. Не допускайте разгрома театра и уничтожения меня как художника». В результате правительственная комиссия выделила «на поддержание» ГосТИМа 30 тысяч рублей, указав при этом, что вопрос о будущей судьбе театра останется открытым до приезда В.

Мейерхольд был глубоко оскорблен поднятой газетами шумихой вокруг его «бегства». Как вспоминал М. Чехов, летом 1930 г.

Чехов писал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите.

Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? Как вспоминал А.

Гладков, о И. Сталине Мейерхольд всегда говорил сдержанно: не было ни хулы, ни обычной в то время лести. Только однажды, когда в разговоре зашла речь о процессах 1936—1938 гг.

Мейерхольд был дружен со многими людьми, пострадавшими в годы репрессий. Так, близким другом семьи Мейерхольда был герой Гражданской войны, командующий войсками Ленинградского, затем Московского, а с июня 1937 г. Белов, арестованный в январе 1938 г.

В дружеских отношениях был Мейерхольд и с маршалом М. Тухачевским, репрессированным в 1937 г. Когда Мейерхольд узнал о смерти Серго Орджоникидзе, с кем его также связывали добрые отношения, он был растерян и подавлен.

Постепенно сгущались тучи и над самим В. В статье говорилось о том, что эта постановка есть не что иное, как «перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины». В декабре 1937 г.

Керженцев опубликовал в «Правде» статью «Чужой театр», которая с маху перечеркивала весь творческий путь Театра Мейерхольда. Разумеется, он не преминул напомнить о посвящении спектакля «Земля дыбом» Л. Керженцев в своей статье писал о том, что Мейерхольд «ушел от советских тем и советской действительности, он изолировал себя от советской драматургии и советской общественности, он создал у себя антиобщественную атмосферу, подхалимство, зажим самокритики, самовлюбленность».

И далее: «В. Мейерхольд и его театр изолировали себя от общей работы по отражению советской действительности в художественных образах. В результате он сделал себя чужеродным телом в организме советского искусства, он стал чужым театром».

Статья заканчивалась риторическим вопросом: «Разве нужен такой театр советскому искусству и советским зрителям? В театре Мейерхольда шли бурные собрания: актеры отмежевывались от своего опального руководителя. А 7 января 1938 г.

Последний спектакль в театре был сыгран 8 января 1938 г. В день закрытия театра А. Гладков спросил у Мейерхольда, где бы он теперь предпочел работать — в драме или в опере.

На что Мейерхольд ответил: «Я, как Хлестаков, согласен в любое богоугодное заведение, кроме тюрьмы…» На ситуацию с театром Мейерхольда оперативно среагировало военное ведомство. В связи с постановлением Правительства о ликвидации театра имени Мейерхольда, как чуждого советскому искусству, по приказанию Комвойск округа, прошу об исключении народного артиста Мейерхольда В. В этот тяжелый момент на помощь Мейерхольду пришел его учитель К.

В январе 1938 г. В мае 1938 г. Мейерхольд был назначен режиссером оперного театра Станиславского, а 7 августа 1938 г.

Станиславский умер. Но не только Станиславский тревожился о Мейерхольде.

СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа».

Главный редактор сетевого издания И.

В Петербурге открыли памятник театральному режиссеру Всеволоду Мейерхольду Он появился в рамках празднования десятилетия Новой сцены Александринского театра Накануне, 12 мая, в Петербурге торжественно открыли памятник Всеволоду Мейерхольду. Он установлен во дворе между Новой и основной сценой Александринского театра.

Скульптурная композиция размещена во дворе Новой сцены, которая теперь носит имя известного режиссера.

Нам бы выжить как-то. При чем тут все эти Навальные?!

Пусть едут в другие страны и там себя показывают, а в нашей стране — это позор! И даже заказала для заблокировавшей ее Ковальской чудесный букет. Политика политикой, а день рождения еще никто не отменял!

Все, что происходит, действительно страшно, считает она, но бояться или не бояться лучше вместе. По-другому не получится. Так что все в порядке».

Напомним, что помимо Варвары в поддержку оппозиционера выступили и многие другие публичные люди. Теперь придется возвращать людям деньги и искать другое место. Забавный момент: Татьяна Васильева хоть и не поддерживает Навального, но почему-то тоже переживает.

Вдруг… и ее?

Казус Мейерхольда

Сюда Всеволод Мейерхольд переехал в 1928 году вместе с Зинаидой Райх и двумя ее детьми от брака с Сергеем Есениным. Его называли «красный режиссер» — Мейерхольд одним из первых среди театральных деятелей вступил в коммунистическую партию. Режиссёр театра Мейерхольда Л.В. Варпаховский, реабилитированный после семнадцати лет отсидки, рассказал М. Бабановой, что ему после реабилитации показали в прокуратуре. В этой страсти к самосотворению Мейерхольд, тогда 26-летний артист МХТ, признавался в письме Антону Чехову: «Я часто страдаю, зная, что я не то, чем должен быть. В подмосковной Балашихе пожар охватил дачу Всеволода Мейерхольда — российского и советского театрального режиссера-новатора.

Последние новости (Россия)

  • Аватар Мейерхольда: что эксперты думают о новом манифесте Богомолова
  • Мейерхольд и злая публика. Почти расследование в трех актах
  • Вспыхнула от удара молнии: В Подмосковье сгорела дача советского режиссёра Мейерхольда
  • Всеволод Мейерхольд

«Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах

Родилась она двадцатью годами позже Всеволода Эмильевича в солнечной Одессе. Ее отцом был выходец из Силезии Николаус Райх. Будучи матросом, на одном из иностранных судов он попал в Одессу, встретил неотразимо прекрасную одесситку, тут же женился и навсегда остался на новой Родине. От этого брака родилась ненаглядная Зинаида. Именно там Сергей Есенин смертельно влюбился в волоокую южанку. В конце лета, после совместной поездки к морю, они обвенчались. Как показало время, молодые явно поторопились: слишком разными они были людьми. Не спасло даже рождение двоих детей. В 1920-м Зинаида Райх, одна-одинешенька, с двумя детьми на руках, оказалась в Москве.

Есть несколько версий того, как она познакомилась с Мейерхольдом, но одна из них, как мне кажется, наиболее правдоподобна. Всеволод Эмильевич был давным-давно женат, у него трое взрослых дочерей, и вот однажды Екатерина Михайловна Мунт, актриса, ставшая женой Мейерхольда еще тогда, когда они были студентами Филармонического училища, привела в дом Зинаиду Райх — в качестве то ли экономки, то ли компаньонки. Зинаида стала студенткой Высших театральных мастерских, которыми руководил Мейерхольд. Екатерина Михайловна переложила на нее большую часть забот, в том числе и главную — уход за мужем. Закончилось все это летом 1922-го: Всеволод Эмильевич развелся с матерью своих детей, стал мужем Зинаиды Райх и отчимом детей Есенина. Но скандалы и ссоры в доме не стихали ни на минуту. Зинаида Райх постоянно влезала в театральные дела мужа, всячески обостряя конфликты с актерами. Люди начали уходить из театра.

Покинула мастера даже одна из его лучших учениц — Мария Бабанова. Это было началом конца. У Мейерхольда настал период провалов и неудач, завершившийся закрытием театра. Вокруг Всеволода Эмильевича мгновенно образовалась пустота. С ним перестали здороваться, его обходили стороной. Версий этого преступления много — от любовника до сотрудников НКВД, от театральных знакомых до простых грабителей, но ни одна из них не считается доказанной. Всеволод Эмильевич об этом, конечно же, не знал, а так как его перестали вызывать на допросы, он решил написать собственноручные показания. Тридцать одна страница написана рукой Мейерхольда.

Собственно говоря, это даже не показания, а своеобразный творческий отчет Мастера. То ли под влиянием этих воспоминаний, то ли он просто встряхнулся, но в начале октября к Всеволоду Эмильевичу пришло самое настоящее прозрение: он понял, что творит нечто непотребное. И на очередном допросе он решительно заявил, что все его показания не соответствуют действительности. Дальше — больше!

Затем принялся репетировать спектакль «Одна жизнь» по пьесе Е. Габриловича, в основу которой был положен роман Н.

Островского «Как закалялась сталь». Спектакль был представлен пред грозные очи приемной комиссии в ноябре 1937 года. И ни к чему хорошему это не привело. По свидетельству очевидцев, З. Райх настоятельно советовала мужу обратиться лично к Сталину. Однако Мейерхольд колебался, так как с генсеком у него были прохладные отношения у них был всего лишь короткий разговор после спектакля «Рычи, Китай!

Он не верил, что эта встреча сможет что-либо изменить в его судьбе. Об этом ему говорил тогда и Б. Пастернак, один из немногих, кто продолжал поддерживать с опальным режиссером дружеские отношения. При этом поэт рассказывал о недостойном поведении А. Толстого, который сначала смешил Сталина анекдотами, а потом, как бы между делом, просил посодействовать в получении новой дачи. Так встреча Мейерхольда со Сталиным и не состоялась.

А вскоре надобность в ней и вовсе отпала. О том, что он сам и его театр обречены на гибель, Мейерхольд знал задолго до января 1938 года. Еще в 1936 году он и З. Однако власти были предусмотрительны и визу выдали лишь взрослым членам семьи. Дети как бы оставались в заложниках. Бегство из страны так и не состоялось.

Лишившись театра, Мейерхольд несколько месяцев был предоставлен самому себе. В это время он много читал, чуть ли не каждый день посещал концерты. Сбережения постепенно таяли, и Мейерхольд собирался в те дни продать свою машину. Но тут он внезапно получил приглашение на работу: в мае 1938 года его назначили режиссером Оперного театра К. Это назначение произошло по прямой протекции самого Константина Станиславского. Однако 7 августа того же года признанный мэтр скончался, и защитить Мейерхольда было уже некому.

Хотя некоторое время он продолжал работать в театре на правах главного режиссера. Верди «Риголетто». А 20 июня того же года в Ленинграде Мейерхольда арестовали. Буквально за несколько часов перед этим режиссер был в гостях у актера Эраста Гарина, с которым они два года назад расстались со скандалом. Теперь произошло их примирение. По словам актера, Мейерхольд в тот вечер шутил, пил и совсем не выглядел удрученным.

А в это время на Карповке его уже ждали чекисты. Спустя 25 дней после ареста мужа — в ночь с 14 на 15 июля — в своей квартире в Брюсовом переулке была зарезана Зинаида Райх. В тот роковой день она была в доме со своей домработницей Лидией Анисимовной: дочь Татьяна с годовалым сыном жила на даче в Горенках, а Костя поехал на родину С. Есенина в Константиново. Перед тем как лечь спать, Райх отправилась в ванную комнату. В этот самый момент через балкон в квартиру проникли двое неизвестных мужчин.

Когда они были в коридоре, из ванной неожиданно вышла хозяйка дома. Увидев незваных гостей, Райх начала истошно кричать, однако преступники выхватили ножи и стали с двух сторон наносить ей безжалостные удары. Все это время Райх продолжала кричать, но соседи так и не посмели вмешаться, видимо, уверенные в том, что в квартире Мейерхольда происходит очередной обыск и у Райх началась истерика. Ничем не смогла помочь хозяйке и домработница. В результате преступники нанесли несчастной семнадцать ножевых ранений, после чего скрылись через парадную дверь. Из квартиры они ничего не унесли.

Когда к месту происшествия приехала вызванная домработницей милиция, Райх была еще жива. Оперативники даже сумели ее допросить. Затем потерпевшую отправили в больницу Склифосовского, но довезти ее живой врачи не сумели: Райх умерла от потери крови. Вскоре их четырехкомнатную квартиру отдали в ведомство МГБ: там поселились шофер Берии и некая сотрудница того же ведомства. Преступников, убивших Райх, так и не нашли. А Мейерхольда тем временем пытали в Бутырской тюрьме.

В своем заявлении на имя В. Молотова режиссер писал: «Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновыми жгутами били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были покрыты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось, что на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток я кричал и плакал от боли. Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты…» Напомню, что за всю свою жизнь Мейерхольд был в тюрьме дважды. В 1919 году в Крыму, когда его арестовали белогвардейцы, и ровно через 20 лет после этого Мейерхольд попал в застенки НКВД уже как «японский шпион». Из этих застенков он живым не вышел.

Реабилитировали Мейерхольда через 15 лет — 26 ноября 1955 года. Причем его родственникам выдали фальшивую справку, в которой сообщалось, что Мейерхольд скончался от болезни 17 марта 1942 года. Однако позднее прокурор Ряжский подробно расследовал это дело и установил, что знаменитый режиссер был расстрелян. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Бубнову следующее письмо. Государственный театр имени Вс.

Мейерхольда просит Вас выделить представителя Вашей организации в состав Художественного Совета театра. Театр, ведущий свою работу в непрерывном контакте с советской общественностью и вместе с тем постоянно ищущий новых путей в искусстве, придает чрезвычайно большое значение персональному составу Художественного Совета. Театр просит Вас поэтому всесторонне обсудить вопрос о Вашем представителе и выделить товарища, действительно интересующегося вопросами театра. Просьба сообщить нам фамилию Вашего представителя». Летом 1928 г. Мейерхольд вместе с женой З.

Райх отправились во Францию для решения творческих вопросов, в том числе, о возможности гастролей театра за границей, а также для прохождения курса лечения. Пробыв два месяца в Париже, Мейерхольд с женой выехали в Виши, а еще через месяц в Ниццу, где они смогли продлить разрешение на жительство сроком на месяц. А в этот же самый период в эмиграции остался знаменитый актер и режиссер М. Грановский, театр вернулся в Москву без него. И тут Мейерхольд посылает одну за другой депеши в Москву, в которых сообщал о том, что он заболел и предполагает провести за границей целый год, а так же о том, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить труппе гастроли по Германии и Франции. Разумеется, Мейерхольда так же стали подозревать в намерении не возвращаться из—за границы.

Ситуация была накалена до предела. Решением Главискусства была учреждена ликвидационная комиссия. Мейерхольд тем временем в отчаянии послал из Франции телеграмму по нескольким адресам, в том числе председателю Совнаркома, председателю Профсоюза работников искусств, А. Телеграмма была опубликована в газетах и содержала следующие строки: «Остановите действия ликвидационной комиссии. Не допускайте разгрома театра и уничтожения меня как художника». В результате правительственная комиссия выделила «на поддержание» ГосТИМа 30 тысяч рублей, указав при этом, что вопрос о будущей судьбе театра останется открытым до приезда В.

Мейерхольд был глубоко оскорблен поднятой газетами шумихой вокруг его «бегства». Как вспоминал М. Чехов, летом 1930 г. Чехов писал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите.

Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? Как вспоминал А. Гладков, о И. Сталине Мейерхольд всегда говорил сдержанно: не было ни хулы, ни обычной в то время лести. Только однажды, когда в разговоре зашла речь о процессах 1936—1938 гг.

Мейерхольд был дружен со многими людьми, пострадавшими в годы репрессий. Так, близким другом семьи Мейерхольда был герой Гражданской войны, командующий войсками Ленинградского, затем Московского, а с июня 1937 г. Белов, арестованный в январе 1938 г. В дружеских отношениях был Мейерхольд и с маршалом М. Тухачевским, репрессированным в 1937 г. Когда Мейерхольд узнал о смерти Серго Орджоникидзе, с кем его также связывали добрые отношения, он был растерян и подавлен.

Постепенно сгущались тучи и над самим В. В статье говорилось о том, что эта постановка есть не что иное, как «перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины». В декабре 1937 г. Керженцев опубликовал в «Правде» статью «Чужой театр», которая с маху перечеркивала весь творческий путь Театра Мейерхольда. Разумеется, он не преминул напомнить о посвящении спектакля «Земля дыбом» Л. Керженцев в своей статье писал о том, что Мейерхольд «ушел от советских тем и советской действительности, он изолировал себя от советской драматургии и советской общественности, он создал у себя антиобщественную атмосферу, подхалимство, зажим самокритики, самовлюбленность».

И далее: «В. Мейерхольд и его театр изолировали себя от общей работы по отражению советской действительности в художественных образах. В результате он сделал себя чужеродным телом в организме советского искусства, он стал чужым театром». Статья заканчивалась риторическим вопросом: «Разве нужен такой театр советскому искусству и советским зрителям?

Если Станиславский не мог зачать новых ролей после того, как «не разродился Ростаневым» в «Селе Степанчикове», то ведь и Мейерхольд не так уж преувеличивал, говоря, что не переживет, если не дадут сыграть Федора Иоанновича. Поведение Немировича-Данченко, для этой роли исходно предпочитавшего Мейерхольду другого своего ученика, Москвина, едва ли не стало для Мейерхольда пожизненной травмой и пожизненным источником подозрительности. Враждебные и презрительные чувства, которые отныне ученик питал к учителю, привели к скандальной вспышке в пору премьеры пьесы Немировича-Данченко «В мечтах». Мейерхольд не скрывал своего мнения об этой работе, в которой был занят, но его разъярили слухи, будто он инициировал обструкцию в зале. Агрессивная и болезненная нота его обращения к Станиславскому по этому поводу заставила того отрезать: «Я вынужден просить Вас избавить меня на будущее время от писем такого тона. Также вряд ли мелочь то, что при организационной и экономической перестройке театра в середине четвертого сезона Мейерхольд, как и многие «основатели» — Санин, Роксанова и другие, не попал в число актеров-пайщиков Чехов находил это и несправедливым по существу, и невнятным по принципу. Впрочем, сам Мейерхольд и вместе с ним ушедший А. Кошеверов, с которым он затевал новое театральное дело в провинции, — в газетном выступлении спешили опровергнуть мнение, будто причина их откола — материальные обиды, а не стремление осуществить собственную творческую программу. С точки зрения Немировича-Данченко, высказанной уже после ухода Мейерхольда, эта программа — «какой-то сумбур, дикая смесь Ницше, Метерлинка и узкого либерализма, переходящего в сумрачный радикализм. Черт знает что! Яичница с луком. Это сумятица человека, который каждый день открывает по нескольку истин, одна другую толкающих» НД. ИП, т. Однако ушедший, если имел уже свою программу, с ее реализацией не торопился. Чирикова, «Блудный сын» С. Найденова и пр. Были повторены студенческие работы филармонического курса Немировича-Данченко: «В царстве скуки» Э. Северной, «Василиса Мелентьева» А. Островского и С. Судя по отзывам, спектакли Мейерхольда и Кошеверова они поначалу работали в режиссерском соавторстве воспринимались как тиражирование постановок Художественного театра заметим, что такое тиражирование и распространение их по России довольно долго входило в планы Станиславского. Мейерхольд в конце марта 1905 г. Его проект Мейерхольд должен был сочинить в Николаеве, где играла его труппа. Станиславскому он писал: «Моя idee fixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!! Важней было другое. Примиряющее заверение, что объединяющим началом для МХТ и нового театра «будут всегда являться: стремление к Высшей Красоте Искусства, борьба с рутиной, трепетное неустанное искание новых изобразительных средств», звучало слишком общо, а перечень глубинных эстетических расхождений — слишком конкретно. Легко было предвидеть то, что и на самом деле не замедлило: едва вернувшись в родной театр и взяв слово при обсуждении намеченной к постановке пьесы Гамсуна «Драма жизни», Мейерхольд спровоцировал конфликт. Станиславский на этом занятии отсутствовал, Мейерхольд изложил ему свои тезисы вкратце. Немирович-Данченко был поражен, как легко Станиславский загорелся, когда вновь пришедший «господин, который ничем не рискует, какую бы чепуху он ни произнес» предложил переиначить весь сложившийся способ репетиционной работы. Режиссерская гениальность Мейерхольда для Немировича-Данченко к весне 1905 г. Он написал Станиславскомe несколько писем — одно на 28 страниц.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий