Преподобный Евфимий Великий считается столпом пустынножительства и одним из основателей палестинского монашеского общежития, оказавшим значительное влияние на все. 10(12).03.1458, Лисицкий Рождество-Богородичный монастырь под Вел. Новгородом), свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Икона "Преподобный Евфимий Великий" значение, о чем перед ней молятся?
[02.02.2024] Преподобный Евфимий Великий
Православная церковь вспоминает иеромонаха преподобного Евфимия Великого. С Евфимием Великим связано также возвращение в Православие императрицы Евдокии. Евфимий получил образование в городском монастыре и рано принял иночество.
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (377-473)
Евфимий Великий говорил молодым инокам своего монастыря: «Если миряне много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу. Евфимий тщательно оберегал свое уединение и всех страждущих направлял к Феоктисту, который вскоре стал наставником сложившейся общины. Святые мощи преподобного Евфимия Великого прославились исцелением больных, изгнанием бесов из одержимых и многими другими чудесами.
Дни памяти
- Курсы валюты:
- Литургия в день памяти преподобного Евфимия Великого
- Житие Евфимия Великого
- 2 февраля православные отмечают День памяти святого Евфимия
Написать комментарий
- Традиции в день святого Евфимия Великого 2 февраля
- Читайте также
- Содержание
- Жития святых. Аудио
- День памяти преподобного Евфимия Великого (эфир от 02.02.2024 г.)
День памяти Евфимия Великого
Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан пресвитера. Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин.
Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Обычно, после праздника Богоявления, они удалялись в Кутиллийскую пустыню недалеко от Иерихона. Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении.
К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: "Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного".
Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный труд. Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время Богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь. В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни.
Аспевет получил в Крещении имя Петр и, впоследствии, был епископом среди арабов. Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана.
Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь.
Люди на протяжении всей своей жизни хранили воздержание, трудились, молись, удерживались от страстей и явили в своей жизни величие добродетелей. Мы сегодня чествуем память преподобного Евфимия Великого, который прожил 97 лет и большую часть жизни провел в Иудейской пустыне. Он старался искать одиночество, жил в скромности, но мир и слава его находили, и люди, стремившиеся учиться у него, искавшие пути к добродетели, собирались вокруг, ища наставлений и примера жизни. Он же всегда стремился избегать славы, учил своих последователей о необходимости послушания и смирения. Это желание освободиться от своей воли было ему свойственно, как оно вообще свойственно монашеству, особенно древнему.
Мы сегодня чаще воспринимаем послушание как какую-то обузу, принуждение и подавление своей воли. Но не так воспринимали его святые отцы, и не так воспринимал его преподобный Евфимий Великий.
Бог услышал их молитву; у них родился отрок, которого при крещении они назвали Иоанном. Еще в пеленах они принесли его в церковь, положили перед иконою Божией Матери, перед которой молились о даровании дитяти, и сказали: «Вот, Царица и Владычица, что Ты даровала нам, то и приносим Тебе, что изрекли в печали уста наши, то радостью воздаем как Владычице и Царице, Ты же соблюди его, как Ты Сама восхощешь». Споспешествуемый Божественной благодатью, отрок, питаемый матерью, рос и укреплялся в доме родительском, а когда настало время, отдан был учиться Божественным книгам, не увлекался детскими играми, но преуспевая в изучении Священного Писания и уже в 15-летнем возрасте возгорелся Божественною любовью, почувствовал в себе силу отречься от мира и сделаться иноком.
В то время в окрестностях Новгорода была известна Вяжищская или Вяжицкая обитель, основанная тремя иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом среди болот и лесов на месте, называемом Вяжище, отмеченном особым смотрением Божиим, так как иноки, придя на то место, слышали необыкновенное благоухание; они построили там келлии и часовню во имя святителя и чудотворца Николая, затем пришел к ним священник Пимен; на месте часовни они построили церковь. Пимен постригся в монашество с именем Пахомия и был первым игуменом Вяжищской обители. Много испытали иноки бед от корыстных жителей и особенно от одного вблизи жившего вельможи, который не хотел, чтобы тут жили монахи, — но великий чудотворец Николай не оставил своим заступлением с верою его просящих, всячески питал иноков, на вельможу же навел болезнь — злой струп на ноге. Вельможа стал молиться святителю Николаю, получил исцеление, пришел в монастырь, подарил обители село свое, и обитель Вяжищская стала расширяться и процветать. В ней-то и положил начало своих иноческих подвигов отрок Иоанн.
Он пришел к игумену Пахомию и умолял возложить на него иноческий образ. Пахомий принял Иоанна как посланного Самим Богом, облек его в ангельский образ с именем Евфимия; Промыслу Божию угодно было, чтобы эта обитель особенно прославилась через ее постриженника Евфимия. Юный инок поражал всех своим смирением и полным повиновением настоятелю и братии, дивились и глубокому его разуму, в нем виден был уже будущий пастырь и начальник. Прослышал о нем архиепископ Новгородский Симеон, призвал его к себе, долго беседовал с ним, остался им очень доволен и вскоре очень полюбил его, в монастырь его не отпустил, а назначил казначеем над церковным имуществом, каковую должность прежде исполняли всегда миряне. Святой Евфимий честно исполнял свое дело, не оставлял иноческого правила, какое имел в монастыре, не гордился данной ему властью, но остался таким же смиренным, каким был прежде.
В 1421 году, 15 июня, скончался архиепископ Симеон. После него святительствовал два года игумен Клопского монастыря Феодосий, выбранный владыкой Новгородским, но не хиротонисанный, и затем в 1423 году избран был в архиепископы инок Воскресенского Деревяницкого монастыря Емелиан, нареченный при хиротонии Евфимием и прозванный Брадатым. Казначей архиерейского дома святой Евфимий отпросился в 1425 г. Старцы Богородице-Рождественского монастыря, на Лисичьей горе, близ Новгорода упросили святого Евфимия принять игуменство в их обители, где он проявил высокие способности иноческого руководительства: ко всем был снисходителен, со всеми обращался внимательно. В 1428 году последовала кончина архиепископа Евфимия Брадатого.
Всеобщее желание было иметь архиепископом игумена Лисицкого Евфимия, имя его было написано в жребии, которые клались тогда на престол Святой Софии при избрании владык новгородских. Не знали, что святый Евфимий от юности на это призван. В 1429 году, 13 ноября, изволением Божиим и судом народным выпал жребий святого Евфимия, и он торжественно и радостно возведен был на сени, несмотря на его отказ по смирению и мнимому недостоинству. Долгое время святой Евфимий оставался не хиротонисанным; причиной тому было нестроение в Новгороде — одни склонялись к московским князьям, другие хотели владычества литовских королей, — а затем кончина митрополита всея Руси Фотия в 1431 году. Случилось в то время святому Евфимию быть в Троицкой Клопской обители, и здесь он услышал пророчество блаженного Михаила относительно обстоятельства своего посвящения в Смоленске.
Святой Евфимий получил посвящение в Смоленске 26 мая 1434 года. Пробыв шесть с половиною недель в этом путешествии, с великою честью возвратился архиепископ Евфимий в Новгород. В соответствии своему великому сану он увеличил и свои иноческие подвиги, рассуждая в себе: «емуже дано будет много, много и взыщется от него». Он старался принести сторичный плод, по Евангелию, ибо до принятия великого сана заботился об одной своей душе, а после о многих нужно было пещись, чтобы с дерзновением можно было сказать пред Богом: «Се аз и дети, яже ми дал еси». О многом помышляла еще любомудренная душа архиепископа, много смущений таилось в его сердце, но он во всем положился на Бога и с надеждой на Его сильную помощь совершал свой великий подвиг.
После рукоположения архиепископ опять был в обители Клопской и благодарил блаженного Михаила, что по его молитвам получил хиротонию. Архиепископ поехал в Москву в 1437 году, когда митрополитом там был присланный из Царьграда Исидор, печально ознаменовавший себя изменою Православию на Флорентийском соборе. В том же году, осенью, митрополит посетил Новгород и Псков и отнял у Новгородского владыки «суд, и печать, и земли, и все доходы» по Псковской стороне. Святитель Евфимий со смирением и кротостью перенес все это. Преемник Исидора святой митрополит Иона весьма уважал блаженного Евфимия и приходил к нему на помощь в тяжелые минуты.
Так, когда князь Димитрий Шемяка захватил великокняжеский престол и нашел себе сочувствие в Новгороде, святой митрополит Иона в 1451 году писал архиепископу Евфимию: «Я знаю, сын и брат мой, что сам ты хорошо знаешь Священное Писание, но по долгу святительства благословляю тебя на то, чтобы ты наставлял и священникам наказывал учить духовных детей уклоняться от всякого худого дела». И не раз еще митрополит посылал грамоты архиепископу и увещательные послания новгородцам. В 1456 году святой Евфимий просил великого князя за преступных детей своих, и князь простил виновных. Около тридцати лет святительствовал владыка Евфимий в Новгороде если считать и годы с избрания его до посвящения , был любим и почитаем всеми и делами своими оставил по себе самую славную память.
Величие, которое им усваивается, носит больше внешний характер — это умение управлять страной, проведение реформ и преобразований, внешние достижения. Но те же самые личности, осуществившие все это, остались людьми со свойственными им человеческими слабостями и страстями. И государей, за которыми история сохранила наименование «Великих», история знает как людей, одержимых многими, порой постыдными страстями. А кого же Церковь называет великими? Не тех людей, которые прославились внешними подвигами и заслугами, но тех, кто поистине сумел укротить свои страсти, кто одержал победу не над внешними врагами и обстоятельствами, но над собой и своими греховными наклонностями. И такая внутренняя победа оказывается плодом куда более тяжелой борьбы, противостояния страстям, обуздания языка плоти, постоянного труда над собой. Сегодня Церковь отмечает память преподобного, который прозван Великими.
Главные новости Калужской области
2 февраля - день памяти Ефимия Великого | Русская православная церковь 2 февраля почитает преподобного Евфимия Великого. |
Преподобный Евфимий Великий | Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения. |
Евфимий I (Вислень) | Евфимий Великий, деятельность которого приходится уже на V век (родился он в 377 году). |
Написать комментарий
- Смотреть ещё
- Традиции в день святого Евфимия Великого 2 февраля
- Празднование Ефимия Великого 2 февраля.
- Ефимов день 2024: дата, традиции, приметы
Преподобный Евфимий Великий
2 февраля православные отмечают День памяти святого Евфимия | Преподобному Евфимию Великому молятся об излечении от телесных недугов, укреплении веры и просят помощи в принятии сложных решений. |
Преподобный Евфимий Великий | Главная Новости Общество Сегодня в русской православной церкви день памяти Преподобного Евфимия Великого. |
Евфимий Великий — Википедия | Дивный и преславный угодниче Христов, великий отче Евфимие, от святаго чертога, идеже ты со всеми святыми ликуеши, призри на нас, во мраце жития сего сущих, и научи ны презирати. |
Евфимий I (Вислень)
После принятия высокого сана святитель Евфимий предался подвигам служения еще с большим усердием, заботясь теперь не только о спасении своей души, но уже о душах вверенной ему Господом паствы. За время своего архиерейства владыка Евфимий много усилий приложил к строительству и восстановлению храмов. Пахомий Логофет с великим восторгом писал об усердии святителя к обновлению ветхих церквей и к сооружению новых: «Если хочешь видеть нечто малое от великих, прииди к соборному храму Святой Софии, Премудрости Божией, и возведи окрест очи твои; там увидишь пресветлые храмы святых, подобно звездам сияющие и словно горы вокруг стоящие, его рукою созданные. Не гласом, но самым делом они возвещают разнообразную красоту свою. Сие мне даровал архиепископ Евфимий, говорит одна из церквей; другая гласит: таким благолепием он меня украсил; третья поведает: меня также от основания воздвиг он. Храм же великаго Иоанна Златоустаго, им созданный — высокий и красивый, как бы рукою самого Златоустаго святителя благословляет его, взывая к нему от лица его; поелику воздвиг ты мне на земле храм, и я умолю Творца устроить тебе храмину на небесах.
Соборный храм Премудрости Божией, как град Царя великаго, стоит посреди всех, многими веками обветшавший и им обновленный и, как бы перстом на него указуя, вещает: он возвратил мне прежнее благолепие и честными иконами меня украсил; он — похвала моя и красота.
Путники ели во славу Божию, насытились и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия. Преподобный Евфимий радовался утверждению Православия и скорбел об архиепископе Антиохийском Иоанне, который, будучи православным, защищал Нестория. В 451 году в Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор против ереси Диоскора, который, в противоположность Несторию, утверждал, что в Господе Иисусе Христе одно лишь естество — Божеское, поглотившее в воплощении естество человеческое так называемая ересь монофизитов. Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия, приняли исповедание Халкидонского Собора. За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого.
Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую Литургию. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Когда иноки причащались Святых Тайн, преподобному было открыто — кто приступает достойно, а кто во осуждение себе. Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января, преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Все исполнились великой печали, а преподобный повелел братии утром собраться у него.
Он стал поучать братию: «Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения.
Использование материалов, опубликованных на сайте spb. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал spb. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.
Из-за многочисленных посетителей, нарушавших молитвенное уединение преподобного, он решил вернуться в Нижний монастырь, но, стремясь к уединению, поселился не в киновии, а в пещере неподалеку от нее.
Он бывал в обители только по воскресным дням, когда они с преподобным Феоктистом совершали службу. Приходящих к нему святой Евфимий всегда старался направить к преподобному Феоктисту. Но однажды в видении ему было велено впредь не отсылать от себя ищущих спасения. Повинуясь услышанному, он основал лавру, которая была устроена по образцу Фаранской. Новая обитель получила название лавры святого Евфимия. Ревностный защитник чистоты веры, преподобный Евфимий отвращался от всякой ереси и стремился обратить или вернуть в православие других.
Господь прославил преподобного многочисленными чудесами: по его молитвам исцелялись больные, изгонялись бесы, обретались в пустыне водные источники. В лавре свято соблюдалось предписание преподобного о законе гостеприимства. Однажды, когда в обитель пришла большая группа паломников, настоятель приказал накормить их всех. Отец эконом, напомнив о скудности монастырских запасов, сказал, что хлеба едва ли хватит на десять человек, а пришедших почти четыреста. Однако когда по приказанию преподобного Евфимия он пошел отворять кладовую, то не смог открыть дверь, так много там было зерна.
Сегодня исполняется 560 лет со дня кончины преподобного Евфимия Новгородского
2 февраля — день памяти преподобного Евфимия Великого - Екатеринбургская епархия | 25 апреля 2024 года в храме в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша Ханты-Мансийского района по традиции Великого поста состоялось чтение Святого Евангелия. |
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (377-473) | Преподобный Евфимий был одним из основателей монашеской жизни в Палестине. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | Евфимия Великого). |
День памяти Евфимия Великого
Он предсказал, что инок Савва просияет в иноческом житии. Когда святому исполнилось 90 лет, его сподвижник и друг преподобный Феоктист тяжело заболел. Преподобный Евфимий пошел навестить друга и остался в монастыре, простился с ним, присутствовал при кончине. Предав тело погребению, он возвратился в лавру. Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января, преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Все исполнились великой печали, а преподобный повелел братии утром собраться у него. Он стал поучать братию: "Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как и мы. Мы должны поэтому непрестанно воссылать Ему хвалы, особенно мы, отрекшиеся от мятежного мира.
Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте. Если кто из братии борется с нечистыми помыслами, непрестанно наставляйте, поучайте, чтобы дьявол не увлек брата в падение. Присоединяю также и другую заповедь: пусть ворота обители никогда не будут заперты для странников и все, что имеете, предлагайте нуждающимся, бедствующим же в напастях по силе помогайте". Затем, дав наставления относительно руководства братией, преподобный обещал пребывать духом со всеми, желающими нести подвиги в его обители до скончания века. Отпустив всех, преподобный Евфимий оставил около себя одного ученика Дометиана и, пробыв с ним внутри алтаря 3 дня, скончался 20 января 473 года в возрасте 97-ми лет. На погребение святого аввы немедленно стеклись во множестве иноки монастырей и пустынь, среди которых был святой Герасим. Прибыл также патриарх Анастасий с клиром, нитрийские иноки Мартирий и Илия, которые впоследствии были Иерусалимскими Патриархами, о чем им предсказывал преподобный Евфимий. Блаженный Дометиан не отходил от гроба учителя 6 суток. На 7-й день он увидел своего авву, радостно возвестившего любимому ученику: "Гряди, чадо, к уготованному тебе покою, ибо я умолил Владыку Христа, чтобы ты был со мною". Поведав братии о видении, святой Дометиан пришел в церковь и в радости предал дух свой Господу.
Он был погребен рядом со святым Евфимием. Из его наставлений сохранилось лишь немногое, в записях его учеников. Использованные материалы.
Но Бог всегда направлял к святому тех, кто нуждался в его словах и советах. И, желая в сердце своём только одиночества ради единения с Господом, Евфимий всё таки с любовью и терпением помогал, исцелял и утверждал в вере всех, кто к нему приходил. Его твёрдая вера многих удержала от лжеучений. Говорят, что во время Богослужения Ангелы зримо молились вместе с ним и часто помогали святому совершать Литургию.
Церковные песнопения исполнили мужской хор Спасо-Евфимиева монастыря и Архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора города Владимира. По окончании богослужения состоялся крестный ход по территории монастыря. Основан в 1352 году преподобным Евфимием по благословению святого Дионисия.
Эпоха Е. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру , которое проявилось здесь в сравнении с Москвой с опозданием примерно на треть века см. XIV-XV в. Традиционным может считаться оформление новгородских рукописей этого периода, в к-ром используется преимущественно тератологический орнамент. Наряду с этим в орнаментике новгородских кодексов со 2-й четв. Евфимий II закладывает Никольскую ц. Во владычном скриптории были созданы масштабные летописные своды, одним из которых стала офиц. В ряде случаев летопись содержит оценки совр. По замыслу заказчика это была попытка создания общерус. Эта же цель, по мнению ряда исследователей, ставилась при создании по заказу Е. Новгородско-Софийского свода или свода 1448 г. Летописные подборки рукописи ГПБ, F. Еще раз о своде 1448 г. Из Вел. Новгорода происходит самый древний список Краткой хронографической Палеи, датируемый 40-ми гг. Этот список, так же как и Комиссионный список Новгородской I летописи Младшего извода, был создан в скриптории близкого к Е. Вяжищского мон-ря. Вероятно, в Новгороде при Е. Чрезвычайно активной была деятельность святителя по возведению храмов и др. По письменным источникам известно, что Е. Много усилий приложил Е. В 1433 г. Из летописных источников известно, что палату вместе с новгородскими мастерами возводили «немецкие мастера из Заморья». На архиепископском дворе были также выстроены каменные служебные помещения: хлебная, поварня и сторожня. В 1436 г. В 1439 г. В Вяжищской обители по заказу Е. Иоанна Богослова с трапезной. Современные исследователи В. Антипов подчеркивают утилитарный характер такой практики - необходимость быстрой замены большого числа ветшавших храмов. Кроме того, на прежнем фундаменте восстанавливались неудачно возведенные постройки из 50 каменных зданий, сооруженных при Е. Мнение об антимосковской нацеленности «реставраторской» деятельности Е. Новгорода как традиц. Можно отметить определенное зап. Готические и романские черты исследователи находят в панагиаре, заказанном Е. Новгорода: Худож. По свидетельству Жития Е. Софии Рындина А. Это уникальное произведение романского искусства было изготовлено между 1152 и 1154 гг. Врата украшены многочисленными барельефами в т. Русь: Сб. Пгребение свт. По сообщению Летописи Авраамки, Е. В Летописи Авраамки в сообщении о смерти Е. Перед смертью Е. Ионе прощальную грамоту, тяготясь размолвкой с первоиерархом из-за Дмитрия Шемяки. Иона направил в Вел. Новгород своего духовника Евмения. Он прибыл в Новгород уже после кончины Е. В 1463 г. Евфимия Великого. После постройки в 1681-1685 гг. Николая Чудотворца мощи Е. В 1691 г. Псковский и Изборский Иларион поновил посох Е. В 1920 г. Николо-Вяжищский монастырь был закрыт, Никольский собор действовал как приходский храм, в Евфимиевском приделе богослужения совершались до 1932 г. Монастырь, преобразованный в женский, был возвращен Церкви в 1988 г. Ленинградский и Новгородский митр. Алексий Ридигер ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси освятил во имя Е. Новгородским святителям Е. Сохранился ряд моленных и обиходных предметов, принадлежавших Е. Помимо панагиара 1435 г. Иоанна Богослова и прп. Ковши и ларец украшены монограммой Е. Замысел монограммы восходит, возможно, к более ранней греч. Фотия, в свою очередь «вензель» Е. Ионы 1459-1470 и для «экслибриса» соловецкого игум. Многочисленные вещи ковши, блюда, мисы , принадлежавшие, по-видимому, Е. Евфимию I , находились в казне угличского кн. Дмитрия Ивановича Жилки, брата вел. Василия III; они упомянуты в духовной грамоте кн. Дмитрия ДДГ. Шибаев Почитание Вскоре после кончины Е. Ионы Пахомий Логофет написал Житие святителя, что свидетельствует о раннем начале его местного почитания. Источниками агиографу послужили воспоминания людей, лично знавших Е. Хронологический порядок изложения отличается неточностью; в то же время, по замечанию В. Ключевского , Житие Е. Древнерусские жития. Первоначальная редакция, по мнению В. Яблонского, была написана до 1464 г. Новгород, она включала описание 5 чудес и заканчивалась Похвалой святителю. Ее особенностью является отсутствие рассказов о чудесах. Рака над местом погребения свт. Евфимия II в Никольском соборе Вяжищского мон-ря. Особое краткое Житие Е. Б-ка Восточного папского ин-та. Описание славянских рукописей Папского Восточного института в Риме. К ранней истории общерус. Владимир; Суздаль, 2003. Подобно большинству других русских житий в составе этой рукописи свт. Василия Калики, прп. Евфимия Суздальского и др. Притом что это Житие в силу компилятивного характера лишено значения исторического источника, факт его создания свидетельствует о распространении почитания Е. Единственной исторической реалией текста является свидетельство о переходе Е. В качестве источников использованы, по всей вероятности, 2 Жития святителя из нестишного Пролога 1-й редакции. Начальная часть текста практически дословно следует за Житием свт. Григория Великого Двоеслова , помещенным в Прологе под 11 марта. Из него заимствованы известия о том, что Е. К неустановленному источнику восходят сведения заключительной части Жития об утверждении Е. Память Е. Прославлен в «Слове на память всех святых новых чюдотворцев Росийских» 2-й пол. Эпоха новых чудотворцев: Похвальное слово новым рус. XVII в. Из археогр. Сергия Шелонина: Вопросы атрибуции, датировка, характеристика авт. Имя Е. Захарии Копыстенского 1622 г. В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора ок. Собор учрежден ок. Жития Е. Очерк внутренней истории Церкви в Вел. Источники агиографии. Канонизация святых. Пахомий Серб и его агиогр. Новгородский дом Св. Новгород: Очерки из истории рус. Новгород и Новгородская земля в XV в.
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ / СВЯТОЙ ДНЯ
Преподобному Евфимию Великому молятся об излечении от телесных недугов, укреплении веры и просят помощи в принятии сложных решений. После кончины тело Евфимии было погребено единоверцами, а от её святых мощей происходили многочисленные чудеса и исцеления. Скончался преподобный Евфимий Великий на 97-м году жизни в окружении любящих и благодарных духовных детей. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему. Русская православная церковь 2 февраля почитает преподобного Евфимия Великого. 2 февраля 2024 года в Церкви праздник почитания святого иеромонаха Евфимия Великого.
Празднование Ефимия Великого 2 февраля.
Преподобный Евфимий оказывал во всем строгое повиновение и, будучи в юном возрасте, обладал умом многолетнего мужа, поэтому прежде совершенного возраста стал руководителем в иноческой жизни. О преподобном Евфимии узнал архиепископ Симеон и, призвав его к себе, назначил на должность эконома архиепископского дома. После смерти архиепископа преподобный удалился в Хутынский монастырь, а через некоторое время был назначен игуменом обители Рождества Пресвятой Богородицы на Лисьей горе. Вскоре святой был избран архиепископом Новгородским. После принятия высокого сана святитель Евфимий предался подвигам служения еще с большим усердием, заботясь теперь не только о спасении своей души, но уже о душах вверенной ему Господом паствы.
За время своего архиерейства владыка Евфимий много усилий приложил к строительству и восстановлению храмов. Пахомий Логофет с великим восторгом писал об усердии святителя к обновлению ветхих церквей и к сооружению новых: «Если хочешь видеть нечто малое от великих, прииди к соборному храму Святой Софии, Премудрости Божией, и возведи окрест очи твои; там увидишь пресветлые храмы святых, подобно звездам сияющие и словно горы вокруг стоящие, его рукою созданные.
Помимо уже упомянутых были и другие погодные приметы. Например, если на Ефимия в полдень солнце — то лето будет дождливым, а весна ранней, а вот если дует сильный ветер, то наступивший год будет сырым. Если небо было белесым, но без тумана, а солнце на закате — багряным, то будет переменчивая погода без сильных морозов. А вот если на Ефима метель, то и вся Масленица метельная. Что можно делать 2 февраля На Ефимия Зимнего очень важно ничего не потерять, иначе весь следующий год человека будут преследовать неудачи и материальные трудности. Найденные деньги или какие-то вещи подбирать нельзя — они тоже принесут финансовые проблемы, пишет utro. День и вечер, а тем более ночь лучше провести дома — наши предки верили, что на улице гуляет нечисть и она может увести человека далеко от дома.
Хозяйки избегали перебирать сегодня крупы, верили, что это может привести к ссорам в семье. Зато можно и нужно было печь хлеб — это сулило удачу. Что нельзя делать 2 февраля Категорически запрещено брать в руки нож — если порезаться, то можно принести болезнь кому-то из близких. Также не рекомендуется поднимать с земли мелочь — есть вероятность обречь себя на нищету. И внимательно следите в этот день за своими аксессуарами одежды — при потере перчаток или варежек — потеряешь имущество или деньги.
Он ушёл из монастыря в пустыню и оставался в ней, пока Феодосий, захвативший Иерусалимскую кафедру , не был смещён, и Патриарх Ювеналий не вернулся на своё место. С преподобным Евфимием связано возвращение в православие проживавшей в Иерусалиме императрицы Евдокии. Она обратилась к Евфимию в отчаянии от бед, постигших её дочь, и он «утешил Евдокию, убедил её в её заблуждениях и возвратил к православию» [3]. Евфимий скончался 20 января 473 года и был погребён в основанной им лавре. В ней его мощи видел русский паломник игумен Даниил в начале XII века: «И ту лежит святый Еуфимие, и ини мнози святии отци ту лежат телесы яко живи». Однако сам монастырь уже пребывал в запустении. В XX веке были раскопаны руины лавры преподобного Евфимия, но в захоронении, которое было идентифицировано как принадлежащее преподобному, мощи найдены не были. Ныне известно о нескольких местах хранения мощей преподобного Евфимия: часть главы — в Большом скиту Святой Анны на Афоне , левая нога — в Иверском монастыре , пять пальцев — в церкви Святого Генесия остров Милос.
Там он пришёл в Фаранскую лавру, а через 5 лет, желая еще большего уединения, удалился в пустыню со своим другом Феоктистом. Они поселились в пещере, которую позднее превратили в церковь, а рядом была основана киновия общежительный монастырь. Евфимий Великий стал для иноков духовным врачом, побуждал их к труду не только духовному, но и телесному. Он учил сохранять молчание во время богослужений и трапезы. Известна история о том, как авва исцелил сына арабского военачальника. Юноша по имени Теревон был одержим бесом, и вся правая сторона его тела иссохла. Однажды во сне ему привиделся преподобный, который обещал выздоровление. Приехав в пустыню и получив исцеление, юноша уверовал во Христа. Евфимий крестил Теревона и всех арабов, пришедших с ним, а также наставил их в вере христианской. Ещё многих исцелил преподобный, ни с кого не беря платы. Слава о нём распространилась и в соседних областях. Но душа его жаждала безмолвия и покоя.