В Православной Церкви началась масленичная неделя. ЧТО В МАСЛЕНИЦЕ ПРАВОСЛАВНОГО И БЫЛА ЛИ ЗАМЕНА ЯЗЫЧЕСКОЙ МАСЛЕНИЦЫ ЕЁ ХРИСТИАНСКИМ ПРОТОТИПОМ? Пепельная среда не является священным днем в католической церкви, поэтому католики могут выбирать, идти ли в церковь и куда посыпать пепел на лоб. В то время как восточные славяне отмечают Масленицу, у католиков существует “жирный вторник”, также известный как Марди Гра.
Как отметили Масленицу в России и за рубежом — все новости
Название "Пепельная среда" связано с особым ритуалом: во время мессы священник наносит пеплом крест на лоб каждого прихожанина. Эта традиция символизирует христианское смирение и покаяние, которые требуются от христиан во время поста. Перед началом службы сжигаются вербные и пальмовые ветви, сохранившиеся с прошлого Вербного воскресенья, а оставшийся пепел освящается согласно обряду. Великий пост у католиков длится 40 дней.
Занимались им серьезно: и наука получила заказ на «исследования язычества древних славян», и кинематограф — на «патриотические язычество», и литература — на «светлые образы волхвов и берегинь», и… инструктора райкомов ВЛКСМ — на разработки в духе «нельзя найти, так надо сочинить!
Христианство-то для выполнения этой задачи использовать никак нельзя… Вот и «сочинили»… Идеологическая машина долго раскачивалась, но к мутному времени 80-х она как раз набрала ход. Итог: наше современное неоязычество никак не укоренено в русской древности, это создание неразборчивых позднесоветских времен. Но до того коммерчески прибыльное, что время от времени ему пытаются придать значение чего-то величественного, уходящего в незапамятную архаику Киевской Руси, а не в кабинеты комсомольских начальников. К Великому посту можно готовиться по-разному.
Вот только с помощью Масленицы к нему приготовиться нельзя, скорее — отойти от него подальше, так, чтобы его не было видно и на горизонте. Многие возразят: как же так? А Масленица? Неужто не праздник?
Не символ ли солнца ли мы едим, когда кладем блин в рот? Не с зимой ли расстаемся, сжигая чучелко, и не весну ли встречаем хороводами? Что ж, это как раз тот случай, когда стоит, против обыкновения, ответить на вопрос вопросом: а для кого этот праздник, который иногда с торжеством во взоре именуют «славянским карнавалом»? Для христиан?
Постепенно вся начинка и все пончики стали сладкими, а старинное поверье касается теперь всех пончиков, а не только начинённых орехами. Тот факт, что сдобное лакомство занимает особое место в сердцах поляков, находит отражение и в польском языке. Существует несколько пословиц и идиом о пончиках: «жить, как пончик в масле» означает «жить в достатке» аналог русского «как сыр в масле». Есть также поверье: «у того, кто не съест гору пончиков в «жирный четверг», в амбаре будет пусто, а урожай на поле сгрызут мыши». Согласно примете, пончики приносят счастье, а отказ их есть является не только проявлением невежливости, но и приводит к невезению. Поэтому современные польские производители пончиков стремятся угодить даже вегетарианцам или тем, кто придерживается безглютеновой диеты. Хотя в традиционных рецептах используются сало, яйца, пшеничная мука и много сахара, разрабатывается множество новых вариантов, рассчитанных на приверженцев любых диет. Но большинство кондитеров экспериментирует, и, увидев на ценнике «Пончик с адвокатом», даже не сразу поймёшь, что речь идёт о креме со вкусом голландского ликёра «Advocaat». Варьируются и размеры пончиков — от миниатюрных с шарик для пинг-понга, до огромных величиной в мужскую ладонь.
Единственное условие: пончики должны быть легкими и воздушными, а это достигается только в том случае, если дрожжевое тесто хорошо насыщено воздухом. Существует множество рецептов польского пончика. Есть и свои секреты приготовления.
С Х века голову пеплом стали посыпать всем верующим, чтобы обозначить свое вступление на путь обращения. Во время обряда возложения пепла, священник повторяет: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» или «Помни, что ты прах, и в прах возвратишься». Эти слова и действия символизируют сердечное сокрушение и покаяние, с которыми христианин начинает пост.
Масленица – северная вакханалия?
Какого числа будет Масленица у католиков в 2024 году, как принято отмечать. Масленица — последняя неделя перед Великим постом, называемая в Церкви «неделей о Страшном Суде». Праздник ли масленица? Началась масленица — последняя неделя перед Великим постом, называемая в Церкви «неделей о Страшном Суде». У православных — Масленица, у католиков — карнавал, ведь в переводе с латинского «карне» и «вале» фактически означает «прощай, мясо».
Карнавал и масляная неделя: "Прощай, мясо!"
В Норвегии Масленица, а если быть точнее — её последний день, называется Марди Гра. Началась масленица — последняя неделя перед Великим постом, называемая в Церкви «неделей о Страшном Суде». В это время парадоксальным образом соединяются пост и его отсутствие, веселие и мысли о смерти, воскресении, Страшном Суде и конце мира. В прошлом венецианский карнавал был весьма полезен церкви, поскольку являлся своего рода отдушиной для самих католических священнослужителей, страдавших от целибата (обета безбрачия). “Свечная” традиция особенно жива в церквях: у католиков священник благословляет свечи пришедших на молитву, купленные заранее и используемые в течение года.
Марди Гра или Жирный вторник в 2023 году — масленица у католиков
Улицы греки украшают гирляндами и проводят красочные карнавалы. В Германии классическими блюдами на Фастнахт немецкую Масленицу считаются блины, домашняя колбаса, пироги и пончики. На праздник проводится массовое шествие, причем участники наряжаются в костюмы ведьм, леших и прочей нечисти. Конец зимы в России принято отмечать широко — с блинами, играми, хороводами и народными гуляниями.
Обычно его отмечают целую неделю, которая делится на две части. С понедельника по среду отмечают Узкую Масленицу. А с четверга начинается Широкая Масленица, то есть масштабное празднование.
И как и к русской масленице, на Марди Гра повсеместно пекут блины и блинчики - какая ж масленица без блинов! В этот день во многих странах проходят карнавалы, хозяйки закупают вкусные и сытные продукты, а отовсюду несутся аппетитные запахи. У Марди Гра есть только одно ограничение - празднование должно завершиться до полуночи, до наступления Пепельной Среды. Как гласит легенда, красавица Роз Латюлип жила в одном селении. Был у нее возлюбленный, верный Габриель, которого в день праздника развеселая компания ухажеров Роз прогнала с танцев.
И он был вынужден наблюдать лишь со стороны, как его любимая Роз веселится и пляшет в компании без него.
Священнослужитель также поблагодарил представителей Русской православной церкви за солидарное отношение к католикам. Это не конструктивная позиция со стороны деятелей искусства. Именно в контексте России, где совсем недавно церкви закрывались и сжигались», - добавил К. Ранее на праздновании масленицы в арт-парке «Никола-Ленивец» в Калужской области вместо чучела было сожжено сооружение из веток в готическом стиле, которое многие расценили как имитацию католического костела. Заместитель председателя синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил, что подобный перформанс вызывает у верующих недоумение, и предложил проверить, кто и зачем это сделал.
Среда — «лакомка».
Тёще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни. В среду принято было посещать тёщу, отсюда и пошло знаменитое «к тёще на блины». Четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг». После семейных посиделок народ устремлялся в балаганы, на карусели и площади, где были организованы гуляния. Пятница — «тещины вечерки». Зять приглашал на тёщины вечерни, это мог быть праздничный обед для всей родни жены или скромный ужин в семейном кругу. Суббота — «золовкины посиделки».
Невестка приглашала родню мужа, его сестер с их семьями. Воскресение — «проводы», «проща», «прощенье», «прощеный день», «целовальник». Прощёным воскресеньем завершается масленичная неделя. Мифопоэтические основы славянского народного календаря.
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР САЛТЫКОВ: «ВО ВРЕМЯ МАСЛЕНИЦЫ ЧИТАЙТЕ АПОКАЛИПСИС»
Великий пост у католиков длится 40 дней. Во время него верующие должны больше времени уделять молитве, чтению Священного Писания, делам милосердия, чаще посещать богослужения и приступать к таинствам. Принято воздерживаться от увеселительных мероприятий, вредных привычек и прочих мирских удовольствий. Во время поста католики с 14 лет обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет должны соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу.
Многие из них передают свои наряды детям, а потому сегодня можно увидеть образы, в которые перевоплощались полвека и даже 100 лет тому назад. Практически все участники шествия скрывают свои лица под металлическими, деревянными или тканевыми масками.
Нередко празднование Фастнахта начинается ещё 6 января, а вот непосредственно Жирный вторник перед Великим Постом является апогеем торжества. В Германии, Швейцарии, Австрии на Фастнахт устраиваются концерты и всевозможные шоу, рекой льются пиво и глинтвейн. Одной из самых ярких традиций праздника стали выступления шутов. В старину это были целые компании, которые демонстрировали свои таланты. Сегодня же, как правило, группы шутов насчитывают не более четырёх человек, что ходят от кабачка к кабачку и выступают с шуточными номерами.
Поляки также готовят всевозможные угощения, причём самым любимым являются пончики с розовым вареньем. Кроме того, в старину на Мясопуст в разных регионах и селениях Польши устраивали игру, что была очень популярна среди молодёжи. С ними был и музыкант. Такая озорная игра продолжалась до самого вечера. Танцы сопровождались шутками и весёлыми забавами.
Я думаю, во время этого развлечения многие и находили себе пару, которой делали предложение в следующий сезон свадеб. Он включает в себя массу обрядов и интересных традиций, но, пожалуй, самыми яркими стали переодевания и обходы домов. Ряженые и музыканты отправляются по селению или городу, навещая родных и друзей, радуя соседей своими выступлениями. Что примечательно, сегодня в Чехии популярны те же образы, что и много веков тому назад. Ряженые любят преображаться в медведя, козла или коня.
Эти животные считаются символами плодородия. Также мужчины могли переодеваться в женщин и младенцев, цыган и гадалок. Она представляет собой впечатляющее шоу, в ходе которого исполнители демонстрируют танец с саблями. Именно этот инструмент символизирует праздник. Во время игры-обряда звучат шуточные речи о грехах контрабаса и скорби из-за его безвременной кончины.
Как понимаете, веселье в этот момент достигает своей вершины. Звучат песни, играет музыка, а народ старается вовсю повеселиться перед приближающимся Постом. В странах Балтики аналогом Жирного вторника становится праздник Вастлавьи.
Жирный вторник — не просто торжество, а настоящий карнавал, что знаменует начало Великого Поста.
Это очень интересный праздник, причём в различных европейских странах существуют своеобразные и порой очень оригинальные традиции. История Жирного вторника Сегодня Жирный вторник у многих ассоциируется именно с христианскими традициями ведь он непосредственно связан с Великим постом и Пасхой , однако зарождение обычаев этого праздника происходит ещё в древние языческие времена, в ту пору прощание с зимой и встреча весны значили для людей очень много. Крестьяне спешили задобрить богов земли и духов природы, просили у них хорошего урожая на ближайший год. Однако этому периоду предшествовало празднество и веселье, что позднее назовут Жирным вторником.
Праздник Жирный вторник имеет давние традиции Питер Брейгель Старший «Борьба между Карнавалом и Великим Постом», 1559 год Местонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия Блинный день в англоязычных странах С приходом христианства появилась традиция расчёта даты Жирного вторника в зависимости от дня Пасхи, хотя, в целом, обычаи торжества не слишком изменились. Как я уже заметила, разные народы по-разному отмечают и называют этот праздник. В англоязычных странах его именуют Покаянным или Блинным днём. Жирный вторник в Англии, Ирландии или Канаде невозможно представить без аккуратных блинчиков, которые готовят хозяйки согласно традиционному рецепту.
После приготовления тёплые блинные изделия стоит полить лимонным соком. Участницам необходимо пробежать 400 метров, держа в руках сковородку с горячим блином. По пути следует как минимум два раза подбросить блин, после чего поймать его сковородой. Ежегодно забег начинается в 11 часов, именно в тот момент, когда звонят церковные колокола.
С этим обычаем связана одна забавная легенда. Согласно ей, в Бакингемшире в 1445 году одна хозяйка так увлеклась изготовлением блинов, что даже услышав церковный звон, побежала по улице вместе с блином и сковородой. Мне кажется, такое действительно могло быть в реальности, ведь англичане просто обожают блины Покаянного дня. Здесь тоже не обходится без блинов, но французы, как истинные гурманы, перещеголяли англичан.
Французские пекари хранят старинные традиции приготовления вторничного угощения. Согласно обычаям, съесть блин необходимо, пока он ещё не остыл. Кроме того, в качестве начинки можно использовать мясо или овощи. Празднование Жирного вторника в США нельзя представить без масштабных и ярких карнавалов.
Уже несколько веков существует обычай проведения церемонии, посвящённой празднику. Как правило, процессия карнавала начинается шествием колонны, толкающей крупную фигуру белого быка. Часто она настолько тяжелая и громоздкая, что справиться с управлением могут не менее 16 человек. К примеру, группа активистов в 1856 году решила оживить празднество, нарядившись в карнавальные костюмы.
По времени карнавал предшествует католическому Великому посту, откуда и происходит его название от лат. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями. Первые карнавалы появились в Италии, где раньше всего появились большие независимые города. Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив — изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая.
Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Ныне традиционная продолжительность карнавала Масленицы в разных странах бывает разной — от 3 дней в Норвегии до 2 месяцев в Аргентине там продолжают праздновать карнавал и весь Великий пост , и после него , но в большинстве стран — 5-7 дней. В Польше с ее превалирующим католическим вероисповеданием особо отмечается Жирный четверг — в этот день едят пончики с разнообразной начинкой.
Наиболее характерные — это пончики с розовым вареньем, сахарной глазурью , иногда посыпанные засахаренной апельсиновой корочкой. С этого дня начинаются Остатки — дни, когда проходят нескончаемые балы и вечеринки и так до Пепельной среды. Последний день Масленицы называется Жирный вторник , в который, обычно, проводятся самые пышные празднества и царит самое большое обжорство, сопровождаемое обильными возлияниями. Во франкоязычных странах Жирный вторник называется Марди Гра Mardi Gras, в дословном переводе с французского это звучное словосочетание означает «жирный вторник» или даже «скоромный вторник» , В Бельгии — Mardi-gras, в англоязычных — «блинный день» Pancake Day , в США так же Жирный Вторник Fat Tuesday. Всё карнавальное веселье заканчивается с наступлением Пепельной среды — первого дня католического Великого поста. Пожалуй, самое известное масленичное празднество в Европе — это знаменитый своими масками и костюмами 10-дневный Венецианский карнавал ит.
В прежние времена в ночь на "Пепельную среду" сжигали в очаге или на костре все остатки скоромной пищи, чтобы они во время поста не вводили в соблазн — отсюда и название. О Венецианском карнавале существует настолько много материалов, что здесь мы не будем останавливаться на его описании. На карнавале в Венеции. Gian Domenico Tiepolo 1727-1804 , Scene de carnaval Ныне Венецианский масленичный карнавал популярен среди туристов всего мира. Зачастую, люди по несколько лет готовят для него свои изумительные костюмы. В Италии по размаху и пышности с Венецианским карнавалом с давних пор соперничает масленичный Римский карнавал , первые письменные упоминания о котором относятся к XI веку.
Карнавал в Риме. Viva carnevale. На это время город официально переходит во власть Карнавала. Мэр Рио-де-Жанейро в присутствии сотен жителей Рио, туристов и прессы вручает ключи от города фольклорным «хозяевам» праздника — тучному шутовскому Королю Момо, королеве Карнавала и двум «принцессам». Карнавал открывается выступлениями детских школ самбы, и уже весь город живет в круглосуточном веселом праздничном ритме. Кульминацией праздника становятся соревнования 12-ти школ самбы так называемой "специальной группы" — своеобразной высшей лиги Карнавала, которые проходят красочной танцующей процессией по 700-метровой полосе знаменитого Самбодрома на виду у десятков тысяч зрителей — горожан и многочисленных туристов, съезжающихся на праздник со всей планеты.
Карнавальное шествие на знаменитом самбодроме в Рио-де-Жанейро Масленичный карнавал в Аргентине радует всех местных участников и туристов особой языческой откровенностью. Начинаясь в срок, положенный католической Церковью, он непрерывно продолжается около двух месяцев - и весь католический Великий пост, и даже после него до полной усталости народа и всех приезжих от нескончаемого праздника: Но карнавал в Рио-де-Жанейро не желает уступать аргентинскому карнавалу первенство в проявлениях славных языческих обычаев: Элемент парада на Самбодроме в Рио-де-Жанейро. Карнавал всегда начинают самые маленькие: Карнавал — это праздник для всех! На выставке карнавальных костюмов: Масленичный карнавал в Виареджо, Италия: Масленичный карнавал в Ницце, Франция: Масленичный карнавал «Llamadas» в Монтевидео, Уругвай: Масленичный карнавал в Никарагуа: Масленичный карнавал «Енкарнаcион» в Парагвае: Блины с древнейших времен были любимым блюдом всех народов, занимавшихся земледелием. Как символ солнца, их обязательно выпекают на Масленицу. Этим увлеченно занимаются и герои зарубежных мультфильмов: Из истории европейской Масленицы Происхождение карнавала определенно языческое.
Некоторые предполагают, что карнавальная традиция восходит к древнеримским сатурналиям, а кто-то даже связывает его с древнейшими халдейскими ритуалами. Мы определенно знаем только, что нравы карнавала, период массового безумства, когда естественный порядок вещей опрокидывается, являются дохристианскими. Христианская церковь так и не смогла сделать карнавал "своим": карнавал остается чем-то маргинальным, пограничным на ободе установленного порядка вещей, хотя некоторым образом церкви удается вписать его в свои установки. В Европе шествия ряженых на масленичные празднества известны уже в течение многих веков, но лишь с середины XV века они приобрели определенные традиционные формы. По улицам везли орудия земледелия - плуги и бороны, причем нередко для смеха в них впрягали незамужних женщин и девушек. Со временем эти шествия становились все сложнее и красочнее.
Так возникло, например, шествие «Шембартлауф» в Нюрнберге. С годами уличная игра превратилась в праздничное шествие с множеством участников, ставшее одним из крупнейших городских праздников. В последний день Масленицы - жирный вторник - проводилось аллегорическое состязание: толстый мужчина, олицетворявший собой Масленицу, выходил на бой с тощей «постной» старухой. Разумеется, Пост одерживал верх над Масленицей. Битва толстого мужика-Масленицы с тощей старухой-Постом. В связи с расцветом средневековой городской культуры, ремесленных цехов и гильдий Масленица стала приобретать все более светский характер.
В эти праздничные дни уже издавна выпивалось немало горячительных напитков, теперь же к празднику стали привлекать музыкантов и танцоров. Традиции обильного застолья, танцев и маскарада сохранились до нашего времени. Масленичный карнавальный бал при свечах. Bergaigne P. Carnival Ball. Конечно, среди разгоряченной Масленицей публики случалось всякое.
Jean-Lйon Gйrфme 1824-1904 После маскарада. Во время Масленицы дозволялось нарушать многие запреты, появлялась возможность пародировать события повседневной жизни. Переодевшись врачом, монахом или даже надев женское платье, шутники позволяли себе разные выходки, оставаясь при этом неузнанными. Ряженые использовали также маски, которые на протяжении многих веков были атрибутом и символом религиозных представлений. Примерно к 1450 году сложился относительно стабильный репертуар карнавальных масок. Чаще всего ряженые изображали чертей.
Популярны были также фигуры ведьм и бестолковых деревенских мужиков, над которыми любили потешаться горожане. Часто встречались также костюмы разных животных, с каждым из которых средневековый человек связывал определенный смысл, ведь многие животные символизировали определенные прегрешения против христианской морали. Из истории венецианского масленичного карнавала В Венеции в XVII веке карнавал начинался 26 декабря, на следующий день после Рождества, и заканчивался в Пепельную среду, в день начала Великого поста. Карнавал включался в литургический календарь. Несмотря на это, согласно средневековым документам VIII-IX веков, карнавал был периодом полного безумства с использованием масок - для того, чтобы опрокинуть повседневную рутину, подорвать устои, смешать сословия, чтобы богач стал бедняком и наоборот, аристократ - плебеем. В Венеции эти нравы, эта философия обрушения устоев, были кодифицированы.
В те времена венецианская аристократия сама титуловала себя дворянскими званиями, поскольку в Венеции не было короля, который даровал бы эти титулы Божьим именем. В Венеции сформировался олигархический класс особого рода: его представители не считали зазорным смешаться с толпой, стараясь подпитать иллюзию о том, что в Венеции социальные границы размыты. Карнавал, который сейчас проводится в промежутке между Рождеством и Великим постом, в средние века начинался в октябре и длился почти шесть месяцев! В этот период можно было расхаживать по городу в маске, выдавая себя за другое лицо. Это что-то вроде древнеримских цирковых представлений - дать возможность народу беспечно развлечься, но также в этой странной регулируемой распущенности нравов поддержать социальный порядок. С давних времен костюмированный масочный венецианский карнавал был прекрасным способом смешения и обновления аристократической крови.
В те времена аристократы могли заключать браки только с людьми своего круга, однако благородная женщина, выходящая ночью в маске из особняка, может делать все, что ей заблагорассудится! Она может вернуться домой с новой кровью в чреве, которая даст свой плод через девять месяцев. Это обстоятельство благотворно сказалось на том, что венецианский политический правящий класс был всегда свеж и весел и не сталкивался с проблемой увядания. Лучший способ впитать в себя жизненную силу карнавала - надеть маску. К сожалению, в последнее время мало кто скрывает свою личность под маской, зато Венеция переполнена зрителями с фотоаппаратами. Но прелесть карнавала и его подлинный дух заключаются в том, чтобы превратиться в нечто отличное от того, чем ты являешься в реальной жизни , стать свободнее, чем в повседневной реальности.
Общество постоянно навязывает нам маски - не те, которые закрывают лицо, а общественные маски, которые в действительности ограничивают рамки нашего бытия. Когда приходит карнавал, ты скрываешь свое лицо под маской; никто не знает, кто ты на самом деле. Только тогда и только так ты действительно можешь быть самим собой. Некоторые старые венецианские маски дошли до наших дней. Возможно самая известная из них, белая - бау та. Она похожа на лик призрака.
Человек в бауте надевает треуголку и белые одежды. В маске проделано большое отверстие для рта, которое служило не только для приема пищи, но и для изменения голоса. Человека, носившего бауту, было особенно трудно опознать, поскольку его голос также изменялся. Этой маской, в основном, пользовались аристократы; она была самой распространенной в Венеции. Другая древняя маска - маттаччино , ее надевал канатоходец, бросавший в толпу тухлые яйца. Сейчас эта маска встречается крайне редко.
Есть в Венеции маска, символизирующая свободу сексуальных нравов, она раскрепощала мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Эта маска называется ла ньяга , она мужская, но к ней прилагались женские одежды. Эта маска изображает кошку или кота; человек, надевавший ее, вел себя буйно. Эта маска давала выход пульсациям, которые, используя современную терминологию, можно было бы назвать транссексуальностью. Среди любопытных масок можно выделить «доктора чумы» - думаю, многие этот наряд помнят. Это широкая туника, к которой прилагается маска в большим изогнутым носом, похожим на клюв; маска делает человека похожим на ворона.
Когда Венецию поражала чума, врачи действительно так одевались, потому что в клюв вставляли баночки с мазью или с благоухающими настоями, которые позволяли врачам дышать среди миазмов и зловония. Эта карнавальная маска выполняет функцию экзорциста, она отгоняет смерть. Самые популярные маски известны вошли в обиход начиная с XVI века, вместе с художественной комедией - это Коломбина, Арлекино, Панталоне. Все эти куклы родились в Венеции, приобрели важную роль в театре благодаря плеяде драматургов, список которых завершил в XVIII столетии Карло Гольдони. Еще одна особенная маска - ла моретта негритянка - была женской. Она состоит из черной личины, которую женщина прикрепляла на лицо, однако у нее не было завязок.
Внутри маски укреплена деревянная пуговица, которую женщина сжимала зубами.
Почему у поляков «жирный четверг» вместо Масленицы, а пончики – вместо блинов
В этом году 14 февраля у Католической церкви начало Великого Поста. Не символ ли солнца ли мы едим, когда кладем блин в рот? На «католическую масленицу» принято устраивать карнавалы. Чаще всего католическая Пасха наступает раньше, но иногда праздник у разных ветвей христианства выпадает на один день. Марди Гра (фр. Mardi gras, букв. «жирный вторник») — вторник перед Пепельной средой и началом католического Великого поста, последний день карнавала[1]. Праздник, который знаменует собой окончание семи «жирных дней» (аналог Всеядной недели).
Масленица и её кулинарные традиции в зеркале истории
Тлаченка с луком, ароматный овар, суп из попок, вяленая ветчина, запеченные колбаски, жареный сыр гермелин, аппетитные сладости, и это еще не весь масленичный ассортимент. Символ русской масленицы — блины, а масопуст славится пончиками. На масленичных маскарадах чехи обычно наряжаются в охотников, женихов и невест, мясников, лавочников и других народных персонажей. Среди них обязательно находится маска медведя — мужика, который ведет медведя на цепи. Медведь должен был пугать маленьких детей. Можно увидеть и маску лошади и еврея с мешком. Каждый ряженый хорошо знает, как себя вести: например, еврей с мешком громко ругается по поводу подносимых ряженым подарков и угощения, подарки ему должны были казаться маленькими, а угощение скудным.
В воскресенье масопуста устраивается бал особенно живописны деревенские балы.
Их относили в поле в конце масленицы, «чтобы поле не разрывал крот». Некоторые исследователи видят в этом пережиток жертвоприношения умершим [6]. Масленичная неделя Василий Суриков. Взятие снежного городка. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имел своё название и свой строгий, хотя и различающийся в деталях в разных местностях, обрядовый регламент [7].
Понедельник — «встреча». Отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний. Вторник — «заигрыши».
Первое название продиктовано темой евангельского чтения за Литургией — о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе — предписанием Церковного устава: не употреблять после этого воскресенья мяса. Масленица Славянский термин «мясопуст» греч. Соответственно, Неделей мясопустной в православном календаре именуется воскресенье за 56 дней до Пасхи в 2013 году — 10 марта. У наших братьев христиан римо-католиков этому термину соответствует хорошо всем нам знакомое «весёлое» слово карнавал от латинских слов carne и vale, буквально — «прощай, мясо! Продолжительность карнавального периода в разных странах неодинакова, но завершается он в «Пепельную среду» в этом году — 13 февраля , с которой и начинается западный Великий пост. В православном календаре всё сложнее. Здесь за мясопустом следует ещё одна — последняя перед Великим постом седмица — «сырная» 11 — 16 марта , или, в просторечии, — «масленица» в народном календаре она включает в себя ещё и Прощёное воскресенье в качестве завершающего аккорда лихих народных гуляний.
Строго соблюдающие диетическую сторону поста отказываются на этой неделе от мяса и едят только яйца и молочные продукты откуда и название этой недели. В этом — последняя ступень подготовительного воздержания Масленица — христианский праздник? Образованный христианин да и каждый человек должен знать, что масленица в своей основе — праздник совсем не христианский! Напротив — это древний языческий праздник проводов зимы и встречи весны, согласно пословице: «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Это — своеобразный «северный карнавал», вакханалия, сопровождающаяся необузданным весельем, зубодробительными драками, играми и хмельными пирами. В дохристианские времена подобные гуляния с «умилостивлением» языческих богов сопровождались даже человеческими жертвоприношениями: вспомним о наших христианских первомучениках — варягах Феодоре и сыне его Иоанне киевских 983 г.
Естественно подобные этому вопросы о католической церкви и их святых праздниках, в нашей христианской религии обсуждать не принято, потому многие наши священники, даже не имеют понятия, что можно было бы конкретно ответить на аналогичный вопрос своим прихожанам. Да это им в принципе и по сану не положено. Все дело в том, что у католиков, у католической религии сейчас как-бы и нет в обиходе вообще такого священного дня, как прощенное воскресение. Нет такой заповеди, чтобы просить прощения у всех и каждого, пользуясь какой-то конкретной датой, как у нас в России. Этот день когда-то давно существовал у католиков, однако после проведенных реформ, в том числе и конкретно от римского Папы, данный священный день, на сегодняшний момент, целиком и полностью утратил свое предназначение.
Масленица у католиков в 2024: дата празднования, традиции и обычаи
Он проводится в воскресенье или понедельник накануне Пепельной среды. Датские детишки ходили по соседям с песнями и получали за это сладости этакие колядки. Тот, кто собирал больше всего сладостей провозглашался королем праздника и носил картонную корону до конца дня. В Польше и тех американских городах, где сильна польская диаспора веселятся в Жирный четверг. Масленица - Zapusty - время когда во всю веселятся, едят хрустящий хворост и воздушные пончики.
По старой традиции в этот день в трактирах холостым парням «продавали» девушек. Если жених был не по нраву, девушке приходилось откупаться реальными деньгами. В Чехии так же как и в Польше кульминация праздника приходилась на Жирный четверг. В этот день много едят и пьют, чтобы, согласно поверью, на весь год хватало сил.
Главным блюдом считается свинина с «кнедликами», вареными на пару с клецками и капустой. Запивается все горячим пивом и сливовицей. Кроме того, как и в Польше, незамужним девушкам несладко приходилось. Однако в Чехии парни сами «выходили на охоту», обмазавшись сажей, кидались на шею первой встречной красавице и привязывали её к себе веревкой.
Откупиться можно было только деньгами. А вот на Балканах наоборот страдают холостяки. Их усаживают в свиное корыто и волокут по улице.
Великий пост у католиков длится 40 дней. Во время него верующие должны больше времени уделять молитве, чтению Священного Писания, делам милосердия, чаще посещать богослужения и приступать к таинствам. Принято воздерживаться от увеселительных мероприятий, вредных привычек и прочих мирских удовольствий. Во время поста католики с 14 лет обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет должны соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу.
Но уже с конца II в. Пасха становится праздником «умерщвления смерти», Воскресения Господа. Впервые такой порядок появился с 325 г. Тогда I Вселенский Собор установил принцип ежегодного определения даты «праздника праздников»: точкой отсчета является 21 марта; то есть весеннее равноденствие; издревле это было окончание зимнего времени, начало весны; от него отсчитывается первая полная Луна; воскресный день, следующий за полнолунием — и есть Пасха. Вместе с тем, хорошо известно: Христово Воскресение произошло после Песаха иудеев. Поэтому христианская Пасха логично не должна быть раньше еврейской. Если же такое совпадение происходит, празднование христиан переносится после полнолуния следующего месяца. Почему же главный праздник христиан — «подвижный»? Лунный месяц от новолуния до полнолуния составляет 28 дней, что расходится с календарем солнечным — дата равноденствия определяется по нему. С учетом еще того, что христианская Пасха не должна ни совпадать с иудейской, ни предшествовать ей, даты праздников меняются год от года. Это может быть время с 4 апреля по 8 мая считая по современному гражданскому, «новому стилю». Числа и календари Ко IV в. Однако, продолжительность года не точно соответствовала так называемому «солнечному году», то есть времени полного оборота Земли вокруг Солнца. Календарный год был длиннее реального примерно на 11 минут. Казалось бы, ничтожная разница через полтора тысячелетия дала смещение весеннего равноденствия с 21 на 11 марта. Если православные не видели здесь ничего критического, то католики, склонные к рационализму, точности, 4 октября 1582 г. Из-за единовременного перехода из церковного года выпали 10 дней: после 4 октября наступило 15. Подобное, с точки зрения христиан Востока, «бесчиние», привело к тому, что из 1582 г. Поэтому Восток не признал Григорианский календарь. Михаило-Архангельский кафедральный собор города Ижевска в пасхальную ночь. Фото из архива пресс-службы Удмуртской епархии, 2021 год. Сейчас расхождение между системами летоисчисления составляет 13 дней. При этом после 1918 г. Католическая Католики считают день равноденствия по «новому стилю» это 8 марта по «старому». Именно поэтому их Пасха, как правило, на несколько недель раньше православной, приходясь с 22 марта по 25 апреля.
Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших: 1 ноября - День всех святых и 2 ноября - День поминовения усопших следуют один за другим. Праздник Всех святых был введен в начале VII папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день — День поминовения святых и усопших. Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи.