По харизме Теодор Курентзис нисколько не уступает худруку Мариинки, а по мировому признанию, если и отстает, то совсем чуть-чуть.
Дирижер Теодор Курентзис: Не рекламируйте дьявола
Дирижер и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna Теодор Курентзис отмечает 50-летие 24 февраля. Дирижер Теодор Курентзис и камерный состав оркестра MusicAeterna исполнили сочинения XIX-XX веков. Теодор Курентзис – российский дирижер, музыкант, поэт и актер. Курентзис – художественный руководитель Дягилевского фестиваля, основатель и худрук хора и оркестра musicAeterna. Дирижер Теодор Курентзис и камерный состав оркестра MusicAeterna исполнили сочинения XIX-XX веков.
Впервые в России
- Теодор Курентзис — концерты
- Теодор Курентзис довел Евгения Миронова до исступления
- Теодор Курентзис / Концерты / 2023
- Гламурный дирижер еще не переехал на берега Невы, но все уже в панике
The New York Times рассказала о проблемах Курентзиса в Европе
Мировая премьера камерной версии состоялась в декабре 1974 года в Малом зале Ленинградской филармонии, а оркестровой версии - уже месяц спустя в Большом зале Московской консерватории. Самые знаменитые исполнения этого в одиннадцати частях вокального цикла для Ильдара Абдразакова были с Риккардо Мути и Джанандреа Нозедой. В нынешнем исполнении Гергиева - Абдразакова ключевыми и самыми пронзительными стали те фрагменты, что впрямую рождали образные ассоциации с реквиемом. Когда Шостакович создавал эту Сюиту, он тяжело болел и, предчувствуя свой уход, все глубиннее задумывался о завершении жизни, о ее смысле, о смерти и о бессмертии.
И сейчас эти размышления о ценности жизни кинжалом вонзаются в душу. Тринадцатая симфония с иногда грубыми и прямолинейными поэтическими эскападами настаивает на "гражданской нравственности": - Юмор прятали в камеры, но черта с два удалось. Решетки и стены каменные он проходил насквозь; - Это женщины России...
Все они переносили, все они перенесут; - Потихоньку людей приучали и на все налагали печать: где молчать бы - кричать приучали, и молчать - где бы надо кричать. Редкий случай для Теодора Курентзиса: в исполнении были задействованы не только его оркестр и мужской хор MusicAeterna, но и сторонние - Капелла имени Юрлова и хор имени Свешникова руководитель Геннадий Дмитряк.
Занятия трубой изменили мою жизнь. Благодаря музыке я открыл для себя другой мир, начал путешествовать. Все они были не только учителя, но и настоящие наставники. Навсегда запомнил фразу моего преподавателя из академии: «Будешь работать сейчас на имя, а потом имя будет работать на тебя». До сих пор руководствуюсь этой мудростью: надо трудиться, не лениться, и все усилия будут вознаграждены. Я люблю работать.
Мне нравится сам процесс и то, что есть точка отсчета и видимый результат. А долгие выходные я не люблю. У меня всегда много планов, но воплотить все идеи никогда не получается. Люблю его симфонии за масштаб и мощь звучания медных духовых. Даже сейчас его находки в области медных звучат очень свежо.
Когда Шостакович создавал эту Сюиту, он тяжело болел и, предчувствуя свой уход, все глубиннее задумывался о завершении жизни, о ее смысле, о смерти и о бессмертии. И сейчас эти размышления о ценности жизни кинжалом вонзаются в душу.
Тринадцатая симфония с иногда грубыми и прямолинейными поэтическими эскападами настаивает на "гражданской нравственности": - Юмор прятали в камеры, но черта с два удалось. Решетки и стены каменные он проходил насквозь; - Это женщины России... Все они переносили, все они перенесут; - Потихоньку людей приучали и на все налагали печать: где молчать бы - кричать приучали, и молчать - где бы надо кричать. Редкий случай для Теодора Курентзиса: в исполнении были задействованы не только его оркестр и мужской хор MusicAeterna, но и сторонние - Капелла имени Юрлова и хор имени Свешникова руководитель Геннадий Дмитряк. Исполнение технически реализовано с ювелирной точностью и открытым манифестным посылом без какой-либо побочной слезливости: "... И финальная минута молчания в зале, пред тем как трансформироваться в овацию, сегодня была полна особым, искупляющим смыслом. Кстати 25 сентября, в 117-й день рождения Шостаковича Московская филармония посвятит вечер композитору.
MusicAeterna возникает в формате камерного оркестра. Параллельно по инициативе Курентзиса создается хор New Siberian Singers. С этого момента начинается его интенсивная и продуманная творческая деятельность. Где бы он ни находился, Теодор Курентзис становится центром, вокруг которого концентрируются творческие силы. Он доказывает, что у него есть свое понимание музыки.
Выступления musicAeterna позволяют понять, на сколь высоком уровне дирижер может взаимодействовать с оркестром: не только добивается от музыкантов хорошо организованного исполнения сочинения композитора, но и словно создает с помощью воображения пространство, где эта музыка уже существует в идеальном исполнении, и подключает к нему оркестрантов. Внешне это выглядит как очень энергичное дирижирование — почти танец. Теодор Курентзис управляет оркестром взмахами рук, делая с их помощью акцент на той или иной группе музыкантов. В его исполнении дирижирование становится важной частью перформанса. Даже сам фокус его внимания, который он переносит с одной части оркестра на другую, становится элементом визуального восприятия музыки.
Зритель может не только слышать, но и видеть, как звучание одних инструментов усиливается или ослабевает. Перформанс дирижера, с помощью которого он решает техническую задачу взаимодействия с музыкантами, создает дополнительный информационный поток. И в этом еще одна ценность живых концертов musicAeterna.
Перерождение Персефоны. Теодор Курентзис представил в Перми новую оперную премьеру
Знаменитый дирижер Теодор Курентзис отказался руководить Пермским театром оперы и балета. 24 апреля дирижер Теодор Курентзис встанет за пульт оркестра и хора студентов Московской консерватории. В июне под руководством Теодора Курентзиса состоится традиционный Дягилев-фест в Перми, закрепивший за собой статус одного из главных оперных фестивалей страны.
Теодор Курентзис
Он родился в Афинах. Он говорит по-русски с заметным акцентом. Может быть, поэтому в его устах возвышенные слова типа «духовная жизнь» «музыка — это миссия» звучат нормально. Не думаешь, что он сумасшедший. Просто думаешь — иностранец.
Он скажет: — Есть много людей в России, которые занимаются благотворительностью всерьез. Я и мои оркестранты, мы не можем быть причислены к этим людям. Мы просто играем музыку. И мы получаем от этого не меньше, чем отдаем.
Это у нас лаборатория такая в Новосибирском оперном театре, оркестр Musica Aeterna. Мы концентрируемся на ультрасовременной и барочной музыке. Это музыкальный монастырь у нас. Есть некоторые утопии, которые не к месту в Москве.
Здесь все упирается в деньги, особенно такие вещи, как музыка или любовь. Музыка здесь слишком коммерциализирована. Эксперимент вроде нашего, может быть, и возможно осуществить в Москве, но очень сложно. В Москве все вокруг заставляет музыканта думать о том, сколько он получает в месяц и на какой машине ездит.
А у нас машины нет, квартиры нет, и поэтому мы счастливы. Мы проводим двадцать четыре часа вместе. Читаем книги, учим языки. Он собрал оркестрантов со всей страны.
Ходят слухи, будто его лютнист, например, подрабатывает мытьем окон в высотных зданиях. Я спрошу: — Откуда все эти люди? Где вы их берете? Он ответит: — Это чудо.
Вы знаете, музыканты, как правило, сидят на репетициях, поглядывая на часы, и стараются репетировать как можно меньше. А мои музыканты могут месяц сидеть над одним тактом. Потому что считают, что музыка того стоит. Причем за крохотную зарплату.
Музыканты, которые могли бы работать в любом московском оркестре. Мы радуемся тому, что у нас есть, и перестаем печалиться о том, чего у нас нет. Не важно, где вы, важно с кем вы. Если вы думаете, что были бы счастливы в Париже, вы ошибаетесь.
Вы скорее будете счастливы в Норильске, если, например, у вас есть там любимый человек. Новосибирск для меня просто место работы. Я согласился поехать туда при условии, что можно будет провести этот эксперимент: собрать музыкантов, которых интересует музыка. Курентзис улыбнется: — На все концерты приходят люди, которые хлопают между частями.
Это неприятно, конечно, что люди хлопают между частями, но ничего страшного.
Если красивые люди в красивых одеждах сидят в своих роскошных комнатах, а рядом на улице умирает человек, то их «эстетичность» ничего не даст ни им самим, ни миру. А настоящая красота — это когда снимаешь костюм, одеваешься в рабочую одежду и спускаешься туда, где необходимы помощь и сострадание, чтобы быть среди людей и вместе с ними. Искусство — это скорбь и благо для всех нас, живущих в этом сложном мире. То, что я делаю, я стараюсь посвятить Богу. Это моя посильная попытка как-то помочь, чтобы было хоть немного легче людям и мне самому.
Потому что мне тоже сложно жить. Концерт как жертвоприношение Каждое наше выступление — своего рода жертвоприношение: Богу, людям. И оно не состоится, если дирижер считает себя великим и гениальным. Если я приеду на концерт на роллс-ройсе, взойду за дирижерский пульт, как на трон, и начну смотреть на всех свысока — ничего не выйдет. Жертва — это когда убиваешь свой эгоизм, чтобы обнять других людей, идешь к ним навстречу. Слушатель может и не догадываться, как мы несколько дней работаем над одним аккордом — чтобы на концерте этот аккорд отозвался в его душе.
Все музыканты в моем оркестре живут музыкой. Я учу их правильно реагировать на музыкальный материал, предлагаю им пройти со мною большой и сложный путь погружения в мир композитора, в мир искусства. Надо блестяще знать музыку, которую играешь, чтобы ее по-настоящему услышать и понять. Это большой духовный труд. Поэтому мой оркестр уникален, и нам так трудно найти замену, если кто-то вдруг заболеет. Если пригласить кого-нибудь из другого оркестра, невозможно заново быстро пройти весь тот путь, который мы вместе проходим изо дня в день.
Мне пришлось бы начать от сотворения мира, от Адама и Евы, через теологию и теорию музыки, чтобы музыкант мне поверил и смог сыграть правильно. Это как в монастыре: если заболеет дьякон, его не заменишь простым баритоном: он не вольется в церковный хор, его голос будет выбиваться. Поэтому я долго обучаю людей, которые играют в моем оркестре, и дорожу ими. Я не деспотичный руководитель, но достаточно требователен к дисциплине. Я считаю, что дисциплина — путь к свободе. Чтобы взлететь, нужно тренировать крылья.
А это труд, требующий послушания. Этим можно возмущаться, жаловаться, можно обзывать меня мучителем, но потом, когда будет полет, придет понимание, что только так и летают. Музыка — это постоянный поиск истины Музыка — это постоянный поиск истины, а не производство звуков. Мы играем музыку в аутентичной манере и на аутентичных инструментах. Используем, например, жильные струны, которые пахнут канифолью во время звучания. Когда человек ходит на концерты академического исполнения, слушает общепринятую версию, он думает: так и должно быть.
Но потом приходит на наш концерт и обнаруживает, что, к примеру, хорошо знакомая ему симфония Моцарта звучит совсем по-новому. Потому что аутентичное исполнение открывает ему такие нюансы и детали, о которых академические исполнители и сами не знают. И тогда человек начинает понимать, какая огромная пропасть может разделять два исполнения одного и того же произведения. Мы ищем подлинности, и когда находим, стараемся донести ее до слушателя. Это колоссальный труд, требующий жажды истины. Например, мы хотим написать портрет вашей бабушки.
Для этого нужно найти ее фотографию.
La Voce Strumentale здесь окончательно превратились в musicAeterna: так же с легкостью выдерживали стремительные темпы, эффектно и выразительно проявляли себя соло, сливались в безукоризненно слаженном ансамбле и в целом послушно следовали драматургии, заданной дирижером. В центре программы оказались «Народные песни» Лучано Берио — музыкальные открытки из разных стран, в том числе его родной Италии.
Последняя по степени интонационной точности, свободы артистизма оказалась наиболее близка к оригиналу: в своем «блоке» песен блестяще справилась с ритмически пульсирующей скороговоркой lalalalalala в итальянской Ballо и удачно передала блюзовые интонации в афроамериканской Black is a colour. Теодор Курентзис дал возможность каждой своей музе выйти на авансцену и, как на Евровидении, представить страну в тандеме с колоритным аккомпанементом ансамбля La Voce Strumentale — но и сам активно участвовал в этом мини-спектакле, взаимодействуя с певицами и перемещаясь по сцене. Апофеозом этого увлекательного вояжа, разумеется, стала хитовая Азербайджанская любовная песня, которую в оригинале пел советский артист Рашид Бейбутов.
La Voce Strumentale грянул танцевальную восточную мелодию, в которой флейта-пикколо, как острый перчик, добавляла пряного вкуса.
Интернациональный состав оркестра в наше время дело обычное. Главное же обстоятельство функционирования нового творческого образования — то, что музыканты работают в разных оркестрах и разных странах; они будут встречаться несколько раз за сезон, готовить новую программу и представлять публике. То есть это сейчас не стационарный оркестр, хотя, возможно, в будущем им станет.
Пока что новый коллектив воспринимается как некая европейская замена российскому musicAeterna, который с конца февраля 2022 года стал практически невыездным. Концерты оркестра отменяются один за другим, даже в Вене, где российский коллектив был частым и желанным гостем. Пока еще анонсированы ноябрьские выступления в Баден-Бадене и Дортмунде, но что будет завтра, никто не знает. Главные упреки, обращаемые к musicAeterna и его руководителю, состоят в том, что деятельность российского оркестра финансируется банком ВТБ и другими российскими структурами.
Щепетильность в денежном вопросе для Европы сегодня важный маркер политической позиции как для отдельных личностей, так и для целых культурных институций. Что делать в таких обстоятельствах Теодору Курентзису, который стал объектом нападок европейской прессы, третирующей дирижера за то, что он до сих пор отмалчивается и за прошедшие семь с лишним месяцев никак не объяснил свою позицию по поводу СВО на Украине?
Теодор Курентзис довел Евгения Миронова до исступления
+ Перед концертом дирижера Теодора Курентзиса в филармонии. + Перед концертом дирижера Теодора Курентзиса в филармонии. Биография дирижера Теодора Курентзиса: личная жизнь сейчас, развод с бывшей женой.
Гламурный дирижер еще не переехал на берега Невы, но все уже в панике
- Почему Курентзис стоит так дорого
- Теодор Курентзис | Новый компаньон
- Теодор Курентзис: почему билеты по 20 тысяч раскупаются за неделю
- Венский Концертхаус останавливает сотрудничество c Теодором Курентзисом из-за СВО
- Дирижер Теодор Курентзис: Не рекламируйте дьявола
- В светских телеграм-каналах пишут, что Теодор Курентзис женится - 7 июня 2023 - 59.ру
Курентзису 52 и он едет в Пермь. Чего ждать от Дягилевского фестиваля-2024
Дирижер Теодор Курентзис и камерный состав оркестра MusicAeterna исполнили сочинения XIX—XX Звучали произведения Чайковского, Пярта, Шостаковича, Канчели. В гостях у «Театрального подкаста» — дирижер, основатель и художественный руководитель оркестра MusicAeterna Теодор Курентзис. Там, где Теодор Курентзис, аншлаг и овации гарантированы. Теодор Курентзис, самый востребованный дирижер страны, мировая звезда, — вернулся в Северную столицу, свой второй дом. Афиша концертов Теодора Курентзиса и musicAeterna. Купить билет на концерт Теодора Курентзиса. Теодор Курентзис стал дирижером года.
Четырех артистов ансамбля Курентзиса отстранили от работы в Германии за поддержку СВО
Теодор Курентзис. Последняя должность: Дирижер, художественный руководитель оркестра musicAeterna. Выступление Теодора Курентзиса и оркестра завершилось овацией. Теодор Курентзис – удивительный дирижер, он внимателен к каждому музыканту и готов делиться своими идеями, подсказывать направления роста.