"Часы (греч. ὧραι) — четыре (по числу древних страж) последовательных христианских богослужения, подобранных соответственно к каждой четверти дня, молитвенно освящающих дневное время суток (приблизительно с 6 часов утра до 6 часов вечера). По ее рассказам, в Иерусалиме повседневно посещаемыми обычно были полунощная служба, которая продолжалась до восхода солнца, соединяясь с утренним богослужением; службы шестого и девятого часов и вечерня. Недельный круг богослужения в православной церкви.
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ! Уважаемые подписчики и зрители! Канал существует на частные пожертвования, и мы будем благодарны вам за любую финансовую помощь, для. Чтобы было желание ходить на богослужение, в первую очередь нужна живая вера, тогда человек захочет выразить ее в молитвах и гимнах на богослужении. Литургия в круг ежесуточных служб не входит, поскольку является «службой служб», то есть самым главным богослужением, и может совершаться в разные часы дня и ночи. Все остальные службы чаще всего привязаны к восходу или заходу солнца.
Виды богослужений в Православии
Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви? Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви. Суточный круг богослужения Православной Церкви включает в себя 9 служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и Бо-жественную литургию.
Самое читаемое
- Роль часов в церковной службе
- История вопроса
- Все о богослужении
- Часы (церковная служба). Богослужение — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот
- Что такое часы в православном богослужении?
История появления часов в богослужении
- Что такое часы в православном богослужении?
- Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
- Словарь. Богослужение
- Богослужебные часы
- Литургия Преждеосвященных Даров, или для чего причащаться вечером
Словарь. Богослужение
Часы имеют установление не только по времени, но и к определенному богослужению. Первый час совершается после завершения всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — перед Божественной Литургией. Девятый час по традиции читается в начале всенощного бдения. В каждый час читаются псалмы, а также молитвенные песнопения текущего дня — тропари и кондаки. Также несколько раз в год установлены особенные часы, которые Церковь называет великими, а народ — царскими в воспоминание древне-византийской традиции, когда в определенное время в кафедральном соборе присутствовал император. Этому же правилу следовали и все российские самодержцы.
Вход в Царство Божие, символом которого на земле является алтарь, открылся для человека через Воплощение Сына Божьего, возвещенного в день Благовещения, и Его крестную жертву. В этом Божья премудрость, которой мы призваны внимать всей душой, это и означают слова: «Премудрость. Прости» буквально «прямо». Это древнейший гимн, который мы приносим, «пришедши на запад солнца», то есть в конце дня. Далее следует прокимен — краткое, состоящее из одного стиха псалма песнопение с припевом, также стихом псалма. Свои прокимны существуют для каждого дня седмицы, праздников, святых. Воскресный прокимен «Господь воцарися, в лепоту облечеся» сопровождают три стиха. Прокимен означает «предлежащий», и на богослужении он предшествует чтению Писания. На вечерне прокимен предваряют паремии — чтения из ветхозаветных книг. Слово «паремия» означает «притча». В дни памяти апостолов на вечерне читают их послания. Паремий обычно три, но на Благовещение их пять, на Рождество Христово восемь, на Богоявление тринадцать, больше же всего чтений на вечерне Великой Субботы — пятнадцать. Чтение паремий Исполнение прокимна, который на вечерне возглашает диакон и повторяет хор, предваряют те же возгласы, что и перед чтением Писания: «Премудрость», «Вонмем», то есть будем внимать, и благословение: «Мир всем». Этими словами Господь и Его апостолы благословляли учеников. Особое значение они имели в период гонений, но и сегодня Христос, Который, по слову Апостола, есть наш мир, сохраняет человека посреди бурного моря житейского. Далее следуют сугубая и просительная ектении, разделенные молитвенным песнопением «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам». Сугубая и просительная ектении дополняют друг друга. В сугубой, которую мы приносим «от всея души, и от всего помышления нашего», перечисляются все, о ком молится Церковь: патриарх, правящий архиерей «и вся во Христе братия», богохранимая наша страна, власти и воинства, все, кто уже покинул мир, все, кто трудится в храме, поет и предстоит Богу в молитве. Сугубой ектении соответствует произносимое хором трехкратное «Господи, помилуй». Просительная ектения с припевом «Подай, Господи» называет все то полезное, что мы испрашиваем для себя, и даже то, что должно стать результатом всей нашей жизни — доброго ответа на последнем Божьем Суде. В дни больших двунадесятых, великих и некоторых других праздников совершается лития — усердное моление, которое открывается торжественной процессией — выходом духовенства из алтаря. В древности монахи в монастырях выходили из храма, а теперь духовенство выходит в притвор. Раньше притвор был местом для кающихся и оглашенных, готовящихся принять Крещение. То есть на литии Церковь будто бы выходит в мир, и этому соответствует вселенский характер литийной молитвы, на которой звучит прошение «о мире и состоянии всего мира» то есть о мире и его бытии, существовании. Ектения Литийные стихиры, которые исполняет хор, сопровождаются каждением. Стихиры посвящены либо празднику, либо храмовому святому. Священник произносит молитву из пяти пространных прошений, заканчивающихся возгласом что роднит ее с ектенией. Молитвенные прошения разделяет пение хора: «Господи, помилуй». Оно звучит символическое число раз: сорок после первого прошения, пятьдесят после второго и еще дважды по три. Священник молит Бога: «Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, возвыси рог христиан православных» рог — это библейский символ силы и славы. В молитве мы прибегаем к помощи всех святых, начиная с Богородицы, и перечисляем наших заступников, особо чтимых святых и святых дня. Еще одно песнопение — это стихиры на стиховне, песни присоединенные к стихам «стоящие» на стихах — отсюда их название и посвященные дню или празднику. Из притвора священнослужители перемещаются на середину храма, где установлен литийный столик: подставка с тремя свечами, на которой крестообразно расположены пять хлебов столько послужило чуду умножения хлебов, совершенному Господом , пшеница, вино и елей.
Причина отсутствия второй песни не вполне ясна, хотя обычно указывают на остро обличительный тон 2-й библейской песни в ранней христианской традиции и, посему, её не всегда использовали. Тексты самих библейских песен находятся во второй части Следованной псалтири. По уставу на каноне может насчитываться до 14 тропарей считая вместе с ирмосом. Припевами должны служить стихи библейских песен, в текст которых между стихами добавляются Ирмос и тропари. Но в сегодняшней практике кроме периода пения Постной Триоди обычно библейские песни не употребляются, а припевы используют общего христианского содержания, такие как, например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Господи Святому Воскресению Твоему», «Святый … моли Бога о нас», «Пресвятая Богородице спаси нас» и т. Ирмос греч. Сцепление , соединение, связь, — является организующим текстом канона, ключом строения песен. В заключение, каждой песни канона предполагалось пение ирмосов, именуемых греческим военным термином катавасия от греч. В нашем Типиконе в случае праздничного варианта отправления богослужения предписано петь катавасии после каждой песни канона, а при будничном богослужении только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й. Изначально в тропарях канона на Утрени стремились сохранять связь празднуемого воспоминания с теми или иными ветхозаветными образами, воспоминаемыми в библейских песнях. Но со временем этот смысловой порядок нарушился и отсутствие связи с библейскими песнями видно не только в тропарях, но и в ирмосах, которые должны служить образцом к тропарям песни. Всего в Священном Писании насчитывается 12 библейских песен. Из них Песнь Деворы Суд. Изначально песни использовались несколько иначе и в меньшем количестве — от 1 до 3. Сегодня в будничных богослужебных текстах постной Триоди сохранился более древний количественный порядок песней канона: 2-х, 3-х и 4-х песнцы. По общему уставному порядку, темы библейских песен Канона выстраиваются следующим образом: 1. Переход евреев через Чермное море, Песнь Моисея Исх. Песнь Моисея Втор. Песнь Анны, матери Самуила 1Цар. Песнь Аввакума Авв. Песнь Исайи Ис. Песнь Ионы Ион. Песнь Захарии Лк. Вседневная утреня Свящ: «Благословен Бог наш» с кадилом перед престолом. Чтец: «Аминь». Священник кадит весь храм. Трисвятое по «Отче наш…» Свящ: На амвоне с кадилом.
Особенные проповеди, необыкновенные службы в Вербное Воскресение и в дни Страстной Недели — все это побуждает множество даже невоцерковленных людей посещать церковь. Что означает заказать Литургию В православной церкви повсеместно можно заказать некоторые службы — например, панихиду по умершему или заупокойную литию. В некоторых храмах сегодня можно и «заказать литургию». Она служится отдельно от общей специально для заказавшего и, например, его родных и зачастую связана с поминовением усопших. Иногда под словосочетанием «Заказная литургия» подразумевается особая треба. За каждое указанное в записке имя вынимается частица из Святого Хлеба просфоры , в завершение Литургии влагающаяся в чашу с Кровью Христовой; также они поминаются на протяжении сугубой ектеньи. Причащение на Литургии Причащение — это кульминация Литургии, ее основное действо — вкушение верующими Святых Христовых Тайн. Участники этого Таинства сливаются с Богом, получают исцеление от физических и духовных болезней, силы для самосовершенствования, борьбы с собственными недостатками и страстями. Из всех многочисленных церковных служб причащение происходит только на Божественной литургии, что многократно усиливает ее значение. К Причащению на Литургии христиане готовятся постом, чтением особенных молитв и участием в Таинстве Исповеди. Что касается маленьких детей, то они причащаются без особой подготовки; по мере возрастания возможно введение минимальной меры поста. Исповедь на Литургии Исповедь, в отличие от Причастия, может происходить не только во время литургии, но и перед ней, и на вечернем богослужении. Так как покаяние очищает душу и готовит ее к принятию Святых Даров, исповедь на литургии часто выбирают те прихожане, которые боятся нагрешить во временном промежутке перед Причастием. Чтобы исповедаться на Литургии, верующие перед этой службой тщательно анализируют свое поведение в прошлом, а затем в уме или письменно составляют список своих грехов. Священник читает над исповедниками покаянную молитву, а затем начинается само Таинство. Во время Исповеди православные по очереди подходят к аналою специальному столу и называют священнику свои грехи, после чего батюшка читает над каждым разрешительную молитву. Некоторых кающихся могут не допустить к Причастию. Остальные же прихожане получают благословение причаститься. Праздничная Литургия, кратко с пояснениями Литургия в праздник отличается особым подбором молитв и песнопений. Например, Литургия в день памяти святителя Николая отличается поминанием этого святого, чтением особых, обращенных к нему молитв. Во сколько начинается Литургия Литургия всегда служится утром до полудня, однако во всех церквях и соборах по-разному. Чаще всего она начинается в 8. Доя информирования прихожан каждый храм имеет Расписание Богослужений, чаще всего еженедельно обновляющееся. Во сколько начинается служба в церкви в воскресенье Литургия всегда служится утром до полудня, однако во всех церквях и соборах в разное время. Для информирования прихожан каждый храм имеет Расписание Богослужений, чаще всего еженедельно обновляющееся. В воскресение может служиться одна или несколько служб. Во всех храмах в этот день с утра служится как минимум одна Литургия, чаще — две, ранняя и поздняя. Кроме нее, может быть вечерня, утреня и часы, в монастырских храмах — повечерие и полунощница. Таинства Венчания и Крещения, например, также относятся к числу служб. Зачастую они запланированы на время после литургии. Чтобы узнать время начала служб, нужно посмотреть в храме расписание Богослужений, спросить у священника или посетить интернет-сайт церкви. Во сколько начинается служба в церкви сегодня, в буднии дни Во многих храмах и в будни служатся вечерние и утренние Богослужения. Время их начала указано в Расписании Богослужений, чаще всего вывешенном на доске объявлений возле храма. О времени начала крещений, венчаний и других треб частных служб можно узнать непосредственно у священника. Во сколько начинается служба в церкви в праздничные дни Как правило, больше всего прихожан посещают церковь в праздники. Чаще служб в эти дни больше, чем обычно. Время начала Богослужений в каждой церкви отличается, и узнать расписание лучше всего непосредственно на месте. Во сколько начинается служба в церкви в субботу Именно в субботу вечером в церкви служится воскресная утреня с елеопомазанием. Этот обряд изображения креста на лбу верующих символизирует излияние на помазуемого Божией милости.
Что такое изобразительные часы в православии
Что такое часы в богослужении | По ее рассказам, в Иерусалиме повседневно посещаемыми обычно были полунощная служба, которая продолжалась до восхода солнца, соединяясь с утренним богослужением; службы шестого и девятого часов и вечерня. |
Часы (церковная служба) | В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет. |
Историческое развитие последований суточного круга богослужения / Монастырский вестник | Суточным кругом богослужения называются службы, которые совершаются ежедневно в течение суток. |
Что такое часы в церковной службе - Читаем Библию | Иногда богослужение часов распределяется между прочими видами служб. Суточный богослужебный круг, суточный круг богослужения(-ий) в православии — цикл регулярных общественных богослужений, совершаемых на протяжении суток. |
Общее расписание богослужений
- 1. Часослов
- Часы на Литургии: что они означают
- Роль часов в православном богослужении
- Структура и практика служб
- Порядок церковных Богослужений
- Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем
Как ходить на всенощную за вдохновением, а не с усталостью
Каноны Египетские особенно отмечают широкое развитие проповеди недаром у них общая родина с Оригеном. Такой характер носит служба этого часа и теперь. Так, в сирийской редакции оно вечером указывает, кроме светильничного часа вечерни и «первого часа» ночи, соответствующего службе отхождения ко сну прочих памятников или нашему повечерию, еще двенадцатый час дня в качестве молитвенного, поставляя его пред светильничным. Отголоском этой практики является то, что в нынешнем коптском часослове «повечерие» предшествует вечерне. Арабская редакция «Завещания», опуская службу двенадцатого часа, имеет другую форму, отличающуюся от Канонов Ипполита и Египетских — именно первый час дня. Возможно, что на эту службу указывает и сирское «Завещание» словом «утром» если после него поставить запятую. Характерна та настойчивость, с которой «Завещание», но только в сирском тексте, требует наблюдения ночных часов молитвы; или потому что эти часы более пренебрегались, или по особой благоприятности их для молитвенного настроения. Некоторые древние часословы, как увидим впоследствии, имеют целую систему «ночных часов», уравнивая их в количестве с дневными и доводя то и другое количество порознь до 12» Скабалланович. Часы в Иерусалимском уставе Сведения о использовании чинопоследования часов можно найти также в «Путешествии ко святым местам» Peregrinatio ad loca sancta , приписываемом Сильвии Аквитанской, в котором описывается богослужение Иерусалимской церкви конца IV в.
То же делается и на девятом часе, что на шестом … Особенно выдающимся между всем другим совершающимся является то, что псалмы и антифоны всегда поются подходяшие, как те, которые поются ночью, так, напротив, и те, которые утром; затем и поемые днем, в шестой, девятый часы и при вечерне, всегда так подходящи и осмысленны, что относятся к тому, что совершается…. Можно сказать что в IV веке, кроме утреннего и вечернего богослужения «наблюдались везде и установленные предшествующими веками молитвенные часы: третий, шестой, девятый начало, середина и конец пред рассветом ночи. Они тоже чтились если не общественным богослужением, то сложною, определенною молитвою молитвенным правилом , по крайней мере, у подвижников и в монастырях» Скабалланович. В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известно с IV века и принадлежит, как предполагают, преподобному Пахомию Великому. Первый час был также установлен в IV в. Преподобный Иоанн Кассиан писал, что первый час впервые появился в Вифлеемском монастыре, вследствие отделения этого молитвословия от ночного богослужения. Сделано это было для того, чтобы удержать монахов от длительного сна в промежутке между утреней и третьим часом. В состав первого часа были включены псалмы, входящие в чинопоследование утрени - 50, 62 и 89.
Других сведений о развитии этого чина в тот период ничего не известно. Преподобный Иоанн Кассиан также сообщал, что третий, шестой и девятый часы в палестинских монастырях совершались в составе суточного богослужения, тогда как в Египте они совсем не совершались, «заменяясь непрерывною молитвою за рукоделием, чтобы не отрывать братию от последнего». Эта богослужебная книга предназначалась для келейного употребления. Чины, содержащиеся в нем, достаточно схожи с современными. Службы каждого часа состояли из псалмов, число которых различно для разных часов: для первого — 8, для третьего — 7, для шестого — 6, для девятого — 4, аллилуиа со стихами, тропари такого, как ныне для каждого часа, исключая первый , пред которым и после которого написан конец его, должно быть, служившие ему припевом; затем стих часа, такой как ныне то есть для десятого часа «Стопы моя» и т. В это время последование богослужений Западной Церкви уже в значительной степени отличалось от восточного. О последовании чинов в богослужении Западной Церкви в «Толковом Типиконе» написано следующее: «Для часов большинство аббатов назначают по 3 псалма, редко по 6 и по 12 Цезарий, Прп. Порядок службы различен у разных аббатств, не сходен с нынешним римским, но с отклонением от последнего по направлению к восточным чинам.
По преп. Венедикту служба часа начинается стихом: «Боже в помощь мою вонми», гимн, 3 псалма отдельно sigillatim , а не под одною славою, чтение, стих, «Господи помилуй» и отпуст. В воскресенье на часах отделы 118 псалма гл. По Аврелиану на каждом часе для монахов 12 псалмов; а для монахинь 6; после псалмов гимн не пред псалмами, как у Венедикта и ныне, а после них, как у нас тропарь , второе чтение из Ветхого и Нового Завета, стих versiculum; ср. Богослужение часов в период расцвета Восточной Церкви. В сырные среду и пятницы, во все рядовые дни Великого поста, в Страстные понедельник, вторник, среду и пятницу, как указано в этих богослужбных книгах, Устав Великой Константинопольской церкви содержал последование особого чина тритекти, совершавшегося в 12 часов дня. Эта служба заменяла собой в том числе и все часы. Как пишет Симеон Солунский, она «имела и образ часов, откуда и название ее, и образ святой литургии».
В Иерусалимском уставе часы имели достаточное распространение. Кроме часов Иерусалимский устав имел так же междочасия или почасия, которые развивались на основе чина 12-ти псалмов. В настоящее время известно только междочасие дневных часов. Оно совершается в монастырских богослужениях вслед за вседневным часом, который обычно присоединяется чтецом по окончании чтения часа. Таким образом, в IX в. На сегодняшний день последовательность для всех часов имеет одну и ту же схему: Обычное начало. Слава и ныне, аллилуиа. Тропарь часа, праздника или святого.
Кондак праздника или Святого. Благословение священника. Заключительная молитва к Господу Иисусу. Девятый час посвящен воспоминанию смерти Спасителя на Кресте. Так как девятый час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются проходящего дня.
Реже прокимен может и не предварять чтение из Библии. Состоит из стиха...
Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм впрочем, принято считать, что первоначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели на следующих за ними седальнах и на следующих за седальнами святоотеческих чтениях. У греков кафизмы называются... Совершается перед пением канона. Начинается с торжественного выхода духовенства из алтаря через Царские врата на средину храма при пении псалмов 134-го и 135-го в греческой нумерации : 134-й начинается со слов «Хвалите имя Господне». В некоторых случаях, например в Богослужебных указаниях на каждый год, полиелеем называются только эти два... Составление данного чинопоследования традиционно приписывают святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской. Пасхальное богослужение — праздничное богослужение, совершаемое на праздник Пасхи.
Например: «Чинопоследование всенощного бдения», «Чинопоследование Литургии преждеосвященных Даров» и т. Чинопоследованиями называются как отдельные службы ежедневного суточного богослужебного круга, так и различные таинства, требы и некоторые обряды... Аналогичная служба в неправославных христианских церквях — см. Эта молитва представляет собой соединение песни славословия серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Также тропарь в широком смысле - понятие, включающее в себя многие разнообразные но, как правило, небольшие формы гимнографии, отдельные самостоятельные или созависимые песнопения. Тропарь в каноне — строфа, следующая за ирмосом, с распевом стихов по его ирмоса мелодико-ритмической модели. В западной литургии аналогичные...
Литургия преждеосвященных Даров в строгом смысле литургией не является, так как в этом богослужении нет анафоры, и во время этого богослужения не совершается... Канон входит в состав утрени, повечерия, воскресной полунощницы, отпевания, панихиды, соборования и некоторых других богослужений, а также может читаться на молебнах и в келейной домашней молитве. Присутствует в большинстве существующих богослужебных обрядов. Богородичны входят в состав всех служб, помещены во всех богослужебных книгах, кроме Евангелия. В стихирах проводится тема дня или воспоминаемого события. Число стихир зависит от праздничности богослужения. Строфы не имеют фиксированной стихотворной формы и варьируются в широком диапазоне от 8 до 12 строк.
Мелодия стихиры, как правило, охватывает... Молитвы, читаемые каждым утром. Тексты утренних и вечерних молитв можно найти в православном молитвослове. По другой интерпретации, представляет собой самостоятельную часть литургического года, следующую за Великим постом, но не являющуюся его частью. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге. Имеют свои предпразднства, попразднства и отдания.
Дни их празднования относятся к годовым неподвижный и подвижный и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви. Имеет целью приготовить молящихся к достойному присутствию при совершении таинства евхаристии, напомнить им о жизни и страдании Христа, разъяснить как и почему, с точки зрения Церкви, были и могут быть спасительны жизнь и страдания Христовы. Во время анафоры согласно воззрениям христиан происходит чудо преложения пресуществления , хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа см. Чин др. Чины или чинопоследования чаще всего излагаются в таких... Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих строф тропарей данной песни. Тексты ирмосов гимнографические в основном, парафразы Священного Писания.
Музыкально ирмосы подчиняются системе осмогласия. Начинается с 1 августа по 14 августа включительно и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы. Как песнопение в богослужебном обиходе — тропарь вечерни в составе воскресного всенощного бдения, поётся четвёртым гласом. В западной традиции слово «литургия» употребляется как синоним слова «богослужение» например, Литургия часов.
Время: в зависимости от храма с 17:00. Совершение Великой Вечерни Рождества Христова. Совершение Всенощного бдения Рождества Христова. Время: в зависимости от храма — с 17:00 до 23:00. Строгой последовательности в проведении праздничной службе нет. В больших храмах и монастырях Рождественские богослужения вечерняя, самая торжественная, часть длятся 6-8 часов, в маленьких — 1,5-2 часа. О точном времени Богослужения узнайте в храме, который собираетесь посетить. О народных традициях празднования Рождества можно прочитать здесь. Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви на Крещенский сочельник? Богослужения в Крещенский Сочельник очень похожи на Рождественские богослужения. Дата Крещенского Сочельника — 18 января. В этот день с утра читаются часы, а вечером совершается Литургия Василия Великого. После Литургии, как правило, происходит первое водосвятие. В зависимости от дня, а который приходится Крещение, порядок богослужений может отличаться. Точное время проведения богослужений вам подскажут непосредственно в храме. О свойствах крещенской воды можна прочитать, перейдя по ссылке. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Сретение? Сретение завершает Рождественский круг православных праздников. Дата празднования — 15 февраля. После торжественной утренней литургии проводится обряд освящения воды и свечей. Обязательно уточните время проведения литургии в храме. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Благовещенье? Поздравление с Благовещением Благовещение празднуется 7 апреля. Однако верующим стоит посетить вечернюю службу 6 апреля. В некоторых храмах с 6 на 7 апреля проводятся всенощные бдения. Время богослужений зависит от внутреннего устава храма.
В частности, Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными. Существуют также Великие царские Часы - совершаются в сочельники праздников Рождества Христова и Крещения Господня, и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних; а также Часы пасхальные — часть богослужения дня Пасхи и Светлой седмицы. Все они имеют свои особенности последования. Оно является как бы изображением, отражением литургии, так как содержит изобразительные псалмы антифоны , Блаженны, Символ веры, чтение Апостола и Евангелия. Изобразительны являются также составной частью литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургии Преждеосвящённых Даров. В просторечии изобразительны называют обедницей.
Альтернатива молитвослову: часослов
молитва данного часа. Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. В православной церкви часы — это особая форма богослужения, которая проводится в определенное время суток. Недельный круг богослужения в православной церкви.
Виды богослужений в Православии
Церковная школа Изучаем чинопоследование часов Мы открываем рубрику «Церковная школа». Когда мы слышим это название, то сразу же представляем себе детей, идущих на занятия в воскресную школу. Между тем учиться в ней может и должен каждый христианин. На страницах нашей газеты «Церковная жизнь» священнослужители и сотрудники Покровской епархии будут вести уроки на различные темы, интересующие верующего человека. Сегодня урок литургики ведет священник Алексий Савин, клирик Свято-Троицкого собора г.
Рад приветствовать вас в церковной школе. Сегодня мы поговорим о богослужении. Изучением православного богослужения в духовных учебных заведениях занимаются на уроках литургики. Эта наука охватывает целый ряд областей церковно-богослужебного быта и обихода и включает в себя множество разделов: история и развитие богослужения, устройство храма, творчество церковных песнотворцев, богослужебные книги и т.
Многие задают такой вопрос: нужно ли вообще христианам, не состоящим в церковном клире, изучать богослужение, его последовательность, особенности и историю. Например, всеми нами любимый преподобный Серафим советовал изучить последование службы, чтобы потом умом следить за ее ходом. На церковные службы Прохор имя святого до принятия монашества являлся прежде всех, выстаивая неподвижно все богослужение, как бы оно ни было продолжительно. Тема нашего урока сегодня — чинопоследования часов, входящих в суточный круг богослужений.
В наши дни часы занимают немного времени и присоединяются к вечернему богослужению или к Литургии. Их не воспринимают как отдельное богослужение, а порой не считают даже нужным на них присутствовать.
Члены первой христианской общины приносили хлеб с вином сами перед литургией для Таинства. Хлеб, который верующие употребляют во время совершения литургии, называется на церковном языке просфоры, что означает приношение.
В настоящее время в Православном храме Евхаристия творится на просфорах, которое готовится из дрожжевого теста квасного замеса. Таинства В таинстве проскомидии применяется пять просфор в дань памяти о чуде насыщения Христом 5 тыс. Для причащения используют одну «агничную» просфору и проскомидия делается в начале обряда в алтаре при чтении часов. Провозглашение «Благословен и Бог наш», который предваряет 3 и 6 часы, связаны с пришествием Святого Духа к апостолам, распятие и смерть Спасителя Христа.
Третий час — начальный возглас проскомидии. Литургия Часов Божественная литургия часов представляет собой молитву, которую произносят от лица всего Народа Божия. Чтение молитвы часов составляет главную обязанность священников и тех, кто должен молиться о процветании Церкви. Литургию Часов зовут голосом Учителя Христа.
Каждый верующий должен соединиться в хоровом хвалебном пении, которое в литургии Часов непрестанно возносится Богу. По церковным традициям Литургия Часов не является обязательной для прихожан, но Церковь советует мирянам участвовать в чтении Литургии Часов или самостоятельно читать Часы по молитвослову. Современная церковная практика предполагает в Третий и Шестой час чтения совершение священником в алтаре проскомидии. Проскомидия Проскомидия является важной и основной составляющей Божественной литургии, совершение её происходит на жертвеннике, потому, что Дары освящения несут особое символическое значение.
Священник копием вырезает кубическую форму из середины Агничной просфоры. Вырезанная часть называется Агнец и свидетельствует о том, что Господь, как Агнец непорочный по своей сути, положил себя на закланье за грехи наши. Приготовление Даров имеет несколько главных значений: Воспоминания о рождении Спасителя. Его пришествие в мир.
Голгофа и погребение. Приготовленный Агнец и части, которые вынимаются из других четырёх просфор, означают полноту небесной и земной Церкви. Приготовленный Агнец полагается на золотом блюде, дискосе. Вторая просфора предназначена для поклонения Матушке Пресвятой Богородице.
Из неё вырезается частица треугольной формы и укладывается справа от частицы Агнца. Третью просфору формируют как дань памяти: Иоанну Предтечи и святых пророков, апостолов и благословенных святителей, великих мучеников, бессребреников и православных святых, которые памятуются в день совершения литургии, праведных святых родителей Богородицы, Иоакима и Анны. Две следующие просфоры для здравия живых и упокоения усопших христиан, для этого верующие в алтарь кладут записки и люди, чьи имена в них написаны, удостаиваются вынутой частицы. Все частицы имеют определённое место на дискосе.
Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи. В древности часы служились, как и положено — в 7 и 9 часов утра, в 12. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию.
Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…» Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами — одним словом, обычной храмовой суетой.
И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают. Но ведь третий час — это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час — Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это?
Можем ли мы пренебрегать часами? Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать.
И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних. Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии — это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Это значит прийти до начала чтения часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать.
А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов. Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.
Примерное время проведения утренних и вечерних служб приводится в начале статьи. Во сколько часов начинается и заканчивается субботняя служба в церкви? Внимательно прочитав предыдущую часть статьи, вы, скорее всего, обратили внимание на тот факт, что начало литургического дня соответствует не 00:00 как принято в мирской жизни , а 18:00 предыдущего календарного дня. Что это значит? Это значит, что первое субботнее богослужение начинается в пятницу после 18:00, а последнее — заканчивается в субботу до 18:00.
Самым важным субботним богослужением является полная Божественная Литургия. Как правило, субботние богослужения посвящаются преподобным отцам и матерям, а также — всем святым, к которым обращаются с соответствующими молитвами. В этот же день происходит и поминовение всех усопших. Точное расписание богослужений уточните в храме, который собираетесь посетить. Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви в воскресенье? Первое воскресное богослужение начинается в субботу после 18:00, а последнее — заканчивается в воскресенье до 18:00. Воскресные богослужения наполнены темой Воскресения Господнего.
Именно поэтому воскресные службы, особенно Божественная Литургия, являются самыми знаковыми в седмичном цикле богослужений. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви: расписание Примерное время утренних и вечерних служб вы можете найти в начале статьи. Каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений, в том числе праздничных. Общего расписания для всех храмов не существует! Как правило, Уставом предписывается служить в праздничные дни так называемое «всенощное бдение» — особенно торжественное богослужение, которое в современной интерпретации сохранило разделение на вечерню и утреню. Кроме того, в дни двенадцатидесятых и других больших праздников обязательно происходит Литургия, во время которой верующие причащаются. Вместе с тем, каждое праздничное богослужение имеет свойственные исключительно ему одному сопровождающие тексты и обряды, что не может не сказаться на длительности богослужения.
Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви? Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя Предпраздничная служба начинается с раннего утра 6 января. Служба 1-го часа. Время — с 7:00. Зачитываются стихиры об исполнении пророчества о рождении Мессии. Служба 3-го часа. Время — с 9:00.
Суточный круг богослужений
В этой связи литургисты склонны вводить уточняющую терминологию, разделяя богослужения суточного круга на «великие часы» Вечерня и Утреня — как наиболее продолжительные и «малые часы» все остальные. Некоторые авторы сужают понятие «малые часы» до часовых служб. Свое название богослужения часов получили вследствие строгой смысловой и хронологической соотнесенности с определенными часами суток. Римские сутки начинались в полночь и в полночь заканчивались. День в узком значении продолжался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь — с 6 часов вечера до 6 часов утра.
Римляне евангельских времен для военной караульной службы делили ночь на четыре стражи вигилии , по 3 часа в каждой страже. День также был разделен на 4 дневных стражи, или тричасия, именуемые обобщенно «часами»: 1-й час 6—9 ч. Евангелие от Марка 15:33; Деяния апостолов 2:15; 3:1; 10:3. Богослужебные часы посвящены преимущественно воспоминанию евангельских событий, случившихся в одноименные отрезки времени — тричасия, или стражи, с которыми они совмещены хронологически в рамках дневного цикла.
В 1-й час вспоминается ведение Иисуса Христа от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него. В 3-й час вспоминается суд Пилата и истязания Господа, а также тема сошествия Св. Духа на апостолов Деяния, гл. В жизни первоначальной общины христиан наблюдался обычай освящать молитвой 3, 6 и 9 часы: апостолы молятся в часы шестой и девятый Деяния 3:1; 10:9 , соблюдают третий час Деяния 2: 1—15.
Кроме того, порядок и длительность может зависеть от конкретного дня недели, а также меняться во время праздников. Сегодня мы разберемся, из чего состоит и во сколько начинается и заканчивается утренняя служба в церкви. Основное церковное расписание Полный круг состоит из девяти служений. Их количество варьируется в зависимости от конкретного дня, особенно в праздники. Традиционно вечерняя служба считается первой. Самым главным служением является Божественная Литургия. Во времена раннего христианства все службы проводились отдельно, но в наше время их объединили в три большие: вечернюю, утреннюю и дневную.
Когда проводятся и сколько длятся литургии Церковь открывается ранним утром. Не существует строгих правил для всех христианских храмов, время открытия определяется священнослужителем в зависимости от пожеланий прихожан. Утренние и вечерние служения в большинстве храмов проводятся в православные праздники. Начало утренней Божественной Литургии обычно приходится на семь или восемь часов утра. Вечерня проводится в семь-восемь часов вечера. В большие праздники также проводится ночная служба. Продолжительность служб также может различаться в разных церквях.
Обычная длительность церковной службы в православном храме Длительность служения в будни составляет около двух часов времени, а по воскресеньям может продлиться до трех часов. По выходным и праздникам службы, проходящие вечером, объединяют в одну и проводят вместе — такая служба получила название Всенощное Бдение. В крупные православные праздники такая служба может идти в общей сложности до четырех часов. Разновидности по дням Литургии в православных храмах проводятся циклично. Существуют годичные, недельные и суточные циклы богослужений. Недельный круг богослужений является тематическим — в каждый из дней недели почитаются определенные святые и вспоминаются определенные каноничные события. Все дни недели в целом образуют собой недельный, или седмичный круг богослужения.
Воскресенье По православному обычаю, неделя начинается с воскресенья. Воскресные службы в храме посвящены воскрешению Христа Спасителя. Согласно канону, Иисус Христос воскрес ночью с субботы на воскресенье, на третий день после страданий. Воскресенье считается праздничным днем, поэтому в этот день принято посвящать себя богослужению, забыв о мирских делах. Воскресный день, помимо всего прочего, принято считать «малой Пасхой». Также именно этот день в древности называли «неделей» — день, в который принято ничего не делать, то есть забыть о бытовых хлопотах. Понедельник В понедельник проходит почитание ангелов и архангелов.
Это день почитания небесных сил, призванных Богом охранять и помогать человеку. В некоторых монастырях в этот день соблюдается пост. Вторник Во вторник принято прославлять пророков и праведников Ветхого Завета, сумевших, благодаря своей верности, сделать возможным приход в этот мир Христа Спасителя. Особо почитается Пророк Иоанн, прославляемый, как ангел, пророк и мученик. Понедельничные и вторничные богослужения содержат большое количество молитв покаянного рода. Среда Среда в недельном круге богослужения — это день, когда заканчивается почитание ветхозаветных событий и начинается воспоминание Нового Завета. В этот день вспоминают страдания и гибель Иисуса Христа Спасителя, отдавшего свою жизнь во искупление грехов человечества.
В среду, согласно традиции, соблюдается церковный пост, за исключением, когда этот день выпадает на сплошную седмицу. Песнопения и молитвы в среду посвящаются Святой Троице и Кресту. Также почитается Тайная вечеря — событие, когда Иисус Христос поведал апостолам о своей смерти и воскрешении. Вспоминается предательство Иисуса Иудой. Четверг В четверг продолжается прославление апостолов, в частности Николая Чудотворца. Вспоминаются события, последовавшие после Воскрешения Христова, когда апостолы отправились по миру проповедовать Слово Божье, тем самым распространив христианство по всей Земле. Пятница В пятницу традиционно вспоминается казнь Иисуса Христа на Голгофе.
В этот день, как и в среду, принято соблюдать пост. Совершаются службы Кресту Животворящему. Иисус Христос своими страданиями и смертью спас человечество от вечных мук, искупив людские грехи. Поэтому в этот день особым образом отдается дань уважения Христу Спасителю. Суббота Суббота завершает недельный цикл богослужений в православной церкви. В субботу почитаются все святые, особенно Богородица. С утра на богослужении вспоминаются ушедшие на тот свет, вспоминается пребывание Иисуса во гробу.
В субботу Господь Бог завершил сотворение мира. Поэтому в субботний день людям был завещан блаженный покой. Богородица почитается во все дни недели без исключения, но в субботу ее вспоминают особым образом.
Из каждой вынимаются символические частицы, и священник просит Господа благословить их. Также в чашу наливается смешанное с водой вино как символ того, что из ран Иисуса Христа изливались кровь и вода. Литургия оглашенных. На ней могут молиться крещенные верующие, а также только проходящие процесс приготовления к этому обряду.
Сначала диакон просит благословение на начало службы. Затем, после прославления священником Святой Троицы, произносит Великую ектению. Заканчивается эта час фразой обедни фразой «Оглашеннии, изыдите». Литургия верных служится только для крещенных православных христиан. Дары переносятся на престол с жертвенника и освящаются. Происходит Причащение верующих, благодарение за Евхаристию и отпуст. Литургия что это простыми словами Это самое важное в Православной Церкви Богослужение, на котором прославляется Бог и верующие, вкушающие Причастие, соединяются с Иисусом Христом.
Литургия с пояснениями видео Виды Литургии в православии Существует три вида Божественной Литургии: 1. Литургия Преждеосвященных Даров. На ней верующие причащаются Святыми Дарами, освященными раньше. Совершается такая обедня в часть дней Великого Поста. На ней верующие причащаются Святыми Дарами, освященными раньше, на других видах Литургий. Литургия Василия Великого. Такой вид обедни совершается в некоторые Великопостные дни, накануне или во дни праздников Рождества Христова, а также Крещения.
Также она служится в день памяти свт. Василия Великого. Литургия Иоанна Златоуста. Она совершается во все остальные дни года. Когда служится Литургия Второе название Литургии — обедня. Эта служба носит такое название, так как должна совершаться в предобеденное время, до полудня, между шестым и девятым часом. Иногда литургия затягивается до самого обеда — например, в пост и праздники, когда к Причастию приступает огромное количество людей.
Сколько длится Литургия В среднем Литургия длится до 4 часов, но может ограничится и двумя часами. Продолжительность увеличивается, если, например, много прихожан исповедуется и причащается, если совершается обряд введения младенцев и матерей в храм после родов, если служба минимально сокращается обычно в монастырских храмах она длится гораздо дольше, чем в обыкновенных церквях. Многое зависит от хора и непосредственно от регента, от выбранных распевов. Также немаловажна и длительность проповеди. Как правило, в праздники, в воскресные и великопостные дни служба длится дольше. Расписание Литургий в храме Опаздывать на литургию — грех. Поэтому, чтобы прийти вовремя, прихожане должны ознакомиться с расписанием литургий.
Его обычно публикуют на доске объявлений и или на сайте храма. В церквях с небольшим количеством прихожан Литургии зачастую служатся только в воскресния и дни праздников, а также ежедневно на Страстной неделе перед Пасхой. В крупных церквях, в соборах с многочисленным количеством прихожан и в монастырях Литургии служатся ежедневно. В праздничные и воскресные дни в таких церквях особенно если на одном участке расположены несколько храмов бывает по 2-4 Литургии. Пример расписания литургий в монастыре: 6. Литургия в Родительскую субботу Родительские субботы — это дни особенного поминовения усопших православных. Отличаются они прежде всего заупокойными богослужениями — литиями, панихидами, парастасами.
Упоминается о часах и у священномученика Киприана Карфагенского: «Что касается времен для торжественного совершения молитвы, то мы находим, что Даниил и три отрока, крепкие в вере и победители в пленении, посвящали им час третий, шестой и девятый, предызображая тем Троицу, которая имела открыться в последние времена. В самом деле, считая с первого часа до трех, мы имеем вполне троичное число. Также, от четвертого часа доходя до шести, опять имеем троицу. От седьмого до девятого снова три часа. Таким образом, счет по три часа выражает совершенную Троицу. Эти-то часовые сроки издавна уже соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы. Впоследствии сделалось явно, что таковые сроки, посвящавшиеся праведниками молитве, заключали в себе таинства. Так, в третьем часу снисшел Дух Святой на учеников и исполнил благодать обетования Господня Деян. В шестом часу Петр, — взошедши на горницу, когда сомневался относительно крещения язычников, увидел знамение и услышал голос Бога, наставивший его допускать всех к благодати спасения Деян. В шестом же часу Господь распят, а в девятом Он Своей кровью омыл грехи наши и страданием совершил Свою победу, дабы искупить нас и оживотворить».
Киприан Карфагенский, Книга о Молитве Господней Вероятно, в первые века христианской эры третий, шестой и девятый часы употреблялись в частной молитвенной практике, но возможно, что уже в некоторых христианских общинах эти молитвенные чины уже употреблялись и в общественном богослужении. В III в. Сохранились свидетельства о третьем, шестом и девятом часах также и в канонических памятниках III века. Скабаллонович замечает, что «Завещание Господа Иисуса Христа» в своих предписаниях о молитвенных часах делает различие между клиром епископом и пресвитером и мирянами, требуя от первого большего усердия и тщательности в соблюдении этих часов. Завещание о молитвенных часах для мирян Всегда народ пусть заботится о том, чтобы неопустительно молиться с самым рассветом, как только встанут с ложа и помоют руки; а затем уже пусть идут на дело, какое кому угодно. Пусть все заботятся о том, чтобы молиться в третий час со скорбию и трудом, или в церкви, или если не могут пойти в церковь, то дома. Это час, в который был веден на крест Единородный. Равным образом да будет молитва со скорбию в шестой час ибо тогда был разделен день мраком. Итак, да будет голос, который подражал бы пророкам и творению скорбящему. Также и в час девятый пусть простирается одно моление со славословием, как бы в подражание душам тех, которые славят Бога неложного, помянувшего святых Своих и пославшего Слово Свое и мудрость Свою для просвещения их.
Ибо в этот час жизнь открылась верным, потекли Кровь и вода из ребра Господа. Вечером, так как он начало следующего дня и представляет образ воскресения конечного , Бог сделал, чтобы мы Его хвалили. В полночь пусть встают хваля и превознося Бога за Господне воскресение. Необходимо, чтобы муж верный, имеющий не? На заре пусть прославляют с псалмопением, Поелику Христос воскресши прославил Отца при пении апостолов. Те, которые чисты, пусть не опускают какого-либо из указанных часов молитвы. Каноны Ипполита Все, принадлежащие к чину христиан, должны молиться прежде всего в то время, когда встают от утреннего сна. Когда же собираются молиться, пусть умоют руки. Тоже пусть делают перед каждым своим делом. Если в Церкви есть собрание для слова Божия, то каждый пусть спешит туда на это собрание и пусть знает, что слушание слова Божия нужно ставить гораздо выше наслаждения всем блеском этого мира, и что тот понесет большой убыток, кому когда-либо нужда помешает услышать слово Божие.
Пусть стараются почаще, освободившись от дел, собираться в церковь и крепко отгонять от себя ненависть к врагу, особенно если кто-либо знает грамоту. Тем более он получит пользы, если слышит то, чего не знал, ибо Господь присутствует на месте, где совершается память величия Его и сходит Дух на собранных изливает на всех благодать Свою. Кто же между ними человек двойного сердца мужества? Движущиеся же своим разумом следующие только его внушениям? Итак, каждый пусть старается с большим усердием посещать церковь во все дни, в которые совершаются молитвы. А в какой день в церкви не молятся, возьми Писание и почитай в нем. Пусть солнце утром увидит Писание на коленях твоих. Пусть молятся и в третий час, так как в это время Спаситель добровольно был распят для спасения нашего, чтобы даровать нам свободу. Затем молись в шестой час, так как в этот час вся тварь пришла в смятение из-за ужасного преступления, совершенного иудеями. В час девятый опять пусть молятся, так как в этот час Христос молился и предал дух в руки Отца Своего.
И в час, когда солнце заходит пусть молятся, так как это — завершение дня. А затем и в светильничное вечером пусть молятся, так как Давид говорит: ночью говорю. А затем и в полночь пусть молятся, так как Давид то же делал. Павел и Сила, слуги Христовы, молились в полночь и хвалили Бога. Итак, должны мы воспоминать о Боге каждый час. И когда кто ложится на постель для сна, должен молиться в сердце своем, делая это таким образом выпала молитва, может быть, Господня.
Азы православия: церковное богослужение
Статья рассказывает о том, что такое часы в православном богослужении, как они использовались ранее и используются сейчас, и как ведется их чтение. Часы – это книга, содержащая молитвы и псалмы, которая используется в православном богослужении. Богослужение Православной Церкви глубочайшим, действительно органическим образом связано с временем. На эту связь указывают сами наименования служб: вечерня, утреня, часы, полунощница. ЧАСЫ (в богослужении) ЧАСЫ (греч. horai): 1) любое богослужение суточного круга ([литургический или канонический] час; отсюда названия книг, содержащих соответствующие чинопоследования: «Часослов (см. ЧАСОСЛОВ)», «Литургия Часов (см. ЛИТУРГИЯ ЧАСОВ)»). Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба. Краткая история состава службы часов. Исследователи истории богослужения предполагают, что во 2-ом веке трижды в день читалась молитва «Отче наш», в 3-ем веке кроме нее пели псалмы с припевом одного стиха и «Аллилуйя» и часам были усвоены определенные.
Виды богослужений в Православии
В настоящее время на практике это выглядит несколько иначе: вечером — всенощная или вечерня с утреней и 1-й час; утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и Литургия Божественная литургия Участвовать в этой службе с древности имели право только принявшие Крещение, а также готовящиеся к нему — оглашенные. Последним, однако, было разрешено находиться с остальными верующими только до слов диакона: «Оглашенные, изыдите! После этого начиналась «литургия верных», на которой присутствовали уже только крещенные. Виды К настоящему времени Русская Церковь чаще всего совершает три литургии, создание которых приписывается: свт. Василию Великому; свт. В некоторых епархиях на память ап.
Марка служится также особая литургия, появление которой возводят к этому Апостолу Христову. Время: когда начинается и сколько длится Обычное начало литургии — около 8 ч. Длится она около полутора часов. Значение Все литургии, кроме созданной Папой Григорием — так называемые «полные». Это значит, что во время них происходит Таинство Евхаристии , преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
Они преподаются верующим, которые подготовились к этому постом, сугубой молитвой, Исповедью. Лебедев К. Причащение народа Несколько иной чин — Литургия Преждеосвященных Даров свт. Здесь верным преподаются уже освященные ранее Святые Дары. Издревле утвердился обычай совершать такую службу только Великим Постом, по средам, пятницам, так как полная литургия в это время служится лишь по субботам, воскресеньям, а верующим может требоваться Причастие также в другие дни седмицы.
Многие богословы считают, что чин службы ближе к Вечерне. Это не случайно, ведь по Уставу она совершается вечером на практике чаще всего — утром.
Часы являются частью богослужения суточного круга. В течение одних богослужебных суток могут служиться 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.
Первый час по своему смысловому содержанию примыкает к богослужению утра, поэтому чаще всего на практике присоединяется непосредственно к службе Утрени. Девятый час является завершающей службой суточного круга и часто присоединяется к богослужению вечера, непосредственно перед Вечерней. Третий и Шестой часы являются дневными службами в течение дня , в нынешней практике, они, чаще всего, читаются перед Литургией и в это время совершается проскомидия приготовление веществ для Евхаристии с поминаниями людей. В богослужениях периода Великого поста, в современной практике все часы служатся вместе один за другим, с присоединением «изобразительных».
Виды Часов в современной богослужебной практике. Общая схема часа представляет собой следующее последование: - Трехпсалмие в каждом часе свои 3 псалма ; - Тропари дня с краткой библейской песней два-три стиха какого-либо псалма ; - Трисвятое по «Отче наш»; Кондак дня и 40 раз «Господи помилуй»; - Молитва «Иже на всякое время...
Будничная вечерня называется вседневной, а праздничная — великой. Последняя служится, как правило, в составе всенощного бдения, о котором будет сказано ниже. На вечерне совершается каждение, поются псалмы, ектении, стихиры, тропари. Главными песнопениями вечерни являются «Ныне отпущаеши», «Господи воззвах», «Свете тихий», «Сподоби Господи». Это благодарение Всевышнего за пережитую ночь и призывание Его благословения на предстоящий день. Чин утрени включает исполнение псалмов, тропарей, канонов, ектений и каждение храма. Праздничная утреня может дополняться полиелеем — торжественными песнопениями, после которых происходит помазание молящихся освящённым маслом. Воскресная утреня также включает чтение Евангелия.
Наконец, 1-й час — краткое последование, дополняющее вечернюю службу. Оно состоит, в основном, из псалмов и призвано освятить начавшийся церковный день. Всенощное бдение — праздничная вечерняя служба Вечернее богослужение кануна воскресенья и великих церковных праздников именуется всенощным бдением или всенощной. Как и вечерня, утреня в нём более торжественна. На всенощном бдении они объединяются друг с другом, а также с 1-м часом в единую службу. Совершаемая на всенощном бдении великая вечерня сопровождается литией — благословением елея, хлеба, вина и пшеницы. В монастырях перед всенощным бдением также служится особая малая вечерня, которая является сокращённой версией вседневной. Архиепископ Аверкий Таушев рассказывает о всенощном бдении: «Всенощное бдение бодрствование ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшего Христа» «Литургика». Происхождение вечернего богослужения Вечерняя служба своими корнями уходит в Ветхий и Новый Заветы. Так, ветхозаветные законы предписывали ежевечерние жертвоприношения животных, хлеба и вина Богу прообраз искупительной Жертвы Христа , а также воскурение фимиама сегодня превратилось в каждение ладана.
Также на всю ночь с молитвами зажигались храмовые светильники как символ Божественного света во тьме ночи. Царь и пророк Давид в псалме 140 говорит: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» Пс. Этот псалом ещё с ветхозаветных времён присутствует в составе вечернего богослужения. Одной из новозаветных первооснов вечернего богослужения является агапа.
Сегодня мы поговорим о богослужении. Изучением православного богослужения в духовных учебных заведениях занимаются на уроках литургики. Эта наука охватывает целый ряд областей церковно-богослужебного быта и обихода и включает в себя множество разделов: история и развитие богослужения, устройство храма, творчество церковных песнотворцев, богослужебные книги и т.
Многие задают такой вопрос: нужно ли вообще христианам, не состоящим в церковном клире, изучать богослужение, его последовательность, особенности и историю. Например, всеми нами любимый преподобный Серафим советовал изучить последование службы, чтобы потом умом следить за ее ходом. На церковные службы Прохор имя святого до принятия монашества являлся прежде всех, выстаивая неподвижно все богослужение, как бы оно ни было продолжительно. Тема нашего урока сегодня — чинопоследования часов, входящих в суточный круг богослужений. В наши дни часы занимают немного времени и присоединяются к вечернему богослужению или к Литургии. Их не воспринимают как отдельное богослужение, а порой не считают даже нужным на них присутствовать. Между тем эта часть нашего суточного круга важна, насыщенна и интересна, как и все остальные.
История вопроса Свое название часы получили вследствие строгого смыслового и хронологического соотнесения с определенным временем суток. Римские сутки начинались в полночь и в полночь заканчивались. День в узком значении продолжался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь, соответственно, с 6 часов вечера до 6 часов утра. Римляне евангельских времен для военной караульной службы делили ночь на четыре стражи вигилии , по три часа в каждой страже. День также был разделен на четыре дневные стражи, или тричасия, именуемые обобщенно «часами»: первый час с 6 до 9 часов утра , третий час с 9 часов утра до полудня , шестой час от полудня до 15 часов , девятый час от 15 до 18 часов , ср. Богослужебные часы посвящены преимущественно воспоминанию евангельских событий, случившихся в одноименные отрезки времени — тричасия, или стражи, с которыми они совмещены хронологически в рамках дневного цикла. В первый час вспоминается ведение Иисуса Христа от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него.
В третий час вспоминается суд Пилата и истязания Господа, а также тема сошествия Святого Духа на апостолов Деян. В шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле. В девятый час — последние слова Господа и его Спасительная Смерть, сотрясение оснований земли, восстание мертвых, прободение воином Его ребер. По свидетельству святителя Климента Александрийского, христиане отводят для молитвы часы третий, шестой и девятый. Христиане, по-видимому, совершали в эти часы лишь частную молитву, и каждая из этих молитв состояла только из чтения «Отче наш». В Иерусалимском богослужении конца IV века, по описанию паломницы Сильвии Аквитанки, чинопоследование шестого и девятого часов имеет такой же простой состав, как и утреня. В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известным с IV века.
Оно принадлежит, как полагают, преподобному Пахомию Великому. По Уставу Чинопоследование часов совершается: первый — после утрени по окончании вечернего богослужения , третий и шестой — перед Литургией, девятый — перед вечерней. На службе первого часа полагается читать 5, 89 и 100 псалмы, третьего — 16, 24 и 50, шестого — 53, 54 и 90, девятого — 83, 84, 85. Различают часы великопостные, великие царские , пасхальные и вседневные. Великопостные часы совершаются в среду и пятницу Сырной седмицы, будние дни всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной недели. На этих часах после трех псалмов читается кафизма, вместо обычного тропаря поется тропарь часа со стихами и земными поклонами. На шестом часе читается паремия отрывок из Священного Писания.
В конце каждого часа читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Царскими они стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Чинопоследование этих часов имеет свои особенности. Все часы читаются вместе перед Евангелием на аналое. Перед каждым часом совершается каждение, поются особые тропари, читаются паремии, Апостол, Евангелие. Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. На них не читаются псалмы, другие молитвы.
Вместо них поются пасхальные песнопения: тропарь Пасхи, «Воскресение Христово видевшее» и др. Вседневные часы совершаются во все остальные дни года. Правила поведения На чинопоследовании часов не поются особенные песнопения, не совершается торжественных шествий. Поэтому часто прихожане задают вопрос: можно ли во время чтения часов ходить по храму, ставить свечки, важно ли не пропустить их чтение или можно и нужно сосредоточиться на основной службе Литургии или вечернего богослужения? И можно ли уходить с первого часа? Однако нужно помнить, что каждое богослужение важно. Поэтому если нам приходится выйти из храма раньше окончания службы, по острой нужде или из-за неотложных обстоятельств, нужно просить у Бога прощения.
Одному старцу дано было видение, в котором Ангел Господень входящих в церковь записывал, а выходящих по лености — вычеркивал. Но еще в первые века христиане старались освящать молитвой третий, шестой и девятый часы, в книге Деяний мы читаем, как апостолы молятся в часы шестой и девятый Деян. И для нас, современных христиан, ничего, в сущности, не изменилось, нам также необходимо освящать молитвой свое пребывание на этой земле. Нельзя считать чтение часов чем-то второстепенным, во время их чтения нужно постараться не отвлекаться на написание записок, покупку свечей. Это нужно сделать заранее, чтобы вспомнить события Евангельской истории и, не отвлекаясь, помолиться Богу словами псалмов. Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме.