Новости является ли иран ядерной державой

Поэтому он планирует возобновить отношения с иранскими политиками, участвовавшими в операции Иран-Контрас, то есть с командой Хашеми Рафсанджани.

В МАГАТЭ опровергли заявления о разработке в Иране ядерного оружия

Экономические программы, курсыЭкономические программы, курсы Иранская ядерная программа История Азии. Развитие ядерной программы Ирана Иран начал развивать свою ядерную программу во 2-й половине 1950-х гг. Сотрудничество между странами осуществлялось в рамках программы Д. Эйзенхауэра «Атом для мира». С 1958 г. В 1967 г. В 1968 г.

Для реализации плана в 1974 г. В 1974—1977 гг. Бушир и французской фирмой Framatom мощностью 950 МВт неподалёку от г. После Исламской революции в Иране 1979 г. В 1980-х гг.

Лавров подчеркнул, что Тегеран и Москва в настоящий момент сходятся на «безальтернативности» оригинальной «ядерной сделки», переговоры о восстановлении которой опосредованно шли с США с 2021 года. Он обратил внимание на то, что международное сообщество по-прежнему ждет выполнения американской стороной своих обязательств «в рамках «ядерной сделки», подчеркнув необходимость отмены «всех незаконных санкций в отношении Ирана». Исходим из того, что в результате этих контактов будет достигнут именно тот результат, о котором все говорят: возобновление полноценной реализации договоренностей по иранской ядерной программе», — в то же время отметил Лавров, подчеркнув, однако, что окончательное решение по поводу полной реставрации «ядерной сделки» должны принять абсолютно все ее подписанты, включая Россию и Китай. Как ни парадоксально, но на днях законопроект о выходе Тегерана из переговоров по восстановлению Совместного всеобъемлющего плана действий СВПД, «ядерной сделки» был официально внесен в Меджлис парламент Исламской Республики.

При этом Абдоллахиян подчеркнул, что его страна все так же привержена сотрудничеству с Международным агентством по атомной энергии МАГАТЭ в рамках договоренностей между генеральным директором организации Рафаэлем Гросси и властями республики, достигнутых в начале марта. Это несмотря на то, что в тексте заключенных в марте исторических соглашений о восстановлении дипломатических отношений Ирана с Саудовской Аравией говорится о готовности аравийской монархии оказать посредническую помощь в восстановлении СВПД.

По мнению эксперта по Ирану Симы Шайн из израильского Института по изучению национальной безопасности, уже в течение недели у Тегерана появится достаточно урана для производства атомной бомбы. Как полагает она, новость об этом может спровоцировать гонку вооружений в регионе. Между тем накануне западные СМИ сообщили , что США тайно разместили ракеты, которые способные вывести из строя электронику ядерных объектов Ирана.

Против этого выступают и Россия, и Китай, и Евросоюз.

Кроме того в Иране есть принципиальное ограничение подобной программы — издана фетва, запрещающая создание в стране атомной бомбы: верховный лидер Исламской республики аятолла Али Хаменеи издал религиозное постановление фетву , запрещающую ядерное оружие. Он признал его разработку грехом.

Главные новости

  • Иранская ядерная программа. Большая российская энциклопедия
  • Какое отношение может иметь Израиль к взрыву на ядерном объекте в Иране?
  • Появление у Ирана ядерного арсенала выгодно России
  • Начнется ли на Ближнем Востоке третья мировая война
  • Bild: Иран может создать ядерное оружие в течение нескольких недель
  • Что известно об аварии на ядерном объекте?

Есть ли у Ирана ядерное оружие?

Иранские чиновники начали открыто говорить о достижении сдерживания, предполагая, что у Тегерана теперь есть все необходимое для создания бомбы, если он того пожелает, — пишет газета. После нападения на иранское консульство в Дамаске весь мир гадал о том, будет ли Иран мстить сам или традиционно прибегнет к помощи «Оси сопротивления». Иранская ядерная программа, комплекс научно-производственных мероприятий по развитию атомной энергетики в Иране.

«Началось то, чего боялся весь мир»: во что может вылиться конфликт Ирана и Израиля

Анкара мысль о создании своей империи с повестки не снимает. И куда в этой ситуации деваться персам? Только — становиться сильнее. Бить Израиль, чтобы Турция мотала на ус, а не смеялась. Не уклоняться от большой драки и не бояться того, что война может перейти в ядерную фазу. Эффект сдерживания может не сработать?

Он координировал действия всех антиизраильских сил, он был организатором событий 7 октября 2023 года. Поэтому Израиль понимал, что делает, каков будет ответ, и уже фактом ликвидации дипмисси в Сирии дал понять, что к большой войне готов. Читайте также Лукашенко знает, чем завлечь Путина, когда речь заходит о ракетах Батька предложил Москве подойти к проекту российской орбитальной станции с белорусской рачительностью Если обе стороны готовы, то большая война, скорее всего, будет. И не только между двумя странами. Иордания уже заявила, что будет сбивать иранские ракеты и пропускать через свое воздушное пространство самолеты ВВС Израиля.

Арабский мир разделен на союзников и противников Ирана, и — тех, кто сами за себя, как Египет. Те, кто против Ирана, включая Саудовскую Аравию, с определенной вероятностью впрягутся за Израиль. А я вам больше скажу.

С апреля 2021 по август 2022 г. Оставалось согласовать в тексте «некоторые запятые». Однако в нескольких метрах до финиша процесс затормозился со стороны западных участников переговоров. И не столько из-за спорных вопросов по документу, сколько в результате событий, совсем не относящихся к ядерной проблематике: довольно жесткая реакция иранских властей на вспыхнувшие в середине сентября массовые волнения в стране и военно-техническое сотрудничество России и Ирана на фоне украинского кризиса. В Иране глава Агентства обсуждал политические и технические вопросы, связанные с иранской ядерной деятельностью в том числе почти 84 процентное обогащение урана , отношениями между МАГАТЭ и Ираном, а также возможности восстановления СВПД. По всей вероятности, в целом визит можно определить как позитивный.

Иранская сторона подтвердила, что Иран придает большое значение возврату к СВПД и к той конструктивной роли, которую может сыграть Агентство в этой связи. В этом документе мало конкретики, но определена возможность заметного улучшения отношений между двумя сторонами. Так, Иран выразил готовность предоставить дополнительную интересующую МАГАТЭ информацию, обеспечить доступ Агентства к различным согласованным объектам для урегулирования нерешенных вопросов и позволить МАГАТЭ осуществлять дальнейшую соответствующую деятельность по проверке и мониторингу. Порядок будет согласован двумя сторонами в ходе технической встречи, которая вскоре состоится в Тегеране. Точная дата и место встречи на данный момент не определены. Встречи и переговоры в Тегеране проходили накануне очередного заседания Совета управляющих МАГАТЭ, на котором, в частности, была рассмотрена иранская ядерная проблема. Он напомнил, что МАГАТЭ на протяжении двух лет не имело возможности отслеживать процесс производства центрифуг, роторов и сильфонов, тяжелой воды и концентрата урановой руды. Кроме того, в июне прошлого года Иран удалил со своих ядерных объектов 27 камер и других мониторинговых устройств. Он приветствовал заявление Ирана о готовности к сотрудничеству «для решения остающихся вопросов в области гарантий, включая вопросы, касающиеся трех незаявленных местоположений, в которых Агентство обнаружило следы частиц урана антропогенного происхождения».

Требующаяся информация о конструкции была обновлена. Произошедший «скачок», скорее всего, является технологической аномалией, которые время от времени случаются в практике других стран, занимающихся обогащением урана». Подтверждаем твердый настрой продолжить взаимодействие в венском формате для оперативного завершения работы над восстановлением СВПД в его оригинальном виде. Подчеркиваем, шанс на реанимирование ядерной сделки сохраняется. Мы не можем себе позволить его упустить, тем самым похоронив многомесячные усилия и своими руками пустив процесс по пути вполне вероятной неконтролируемой эскалации с непредсказуемыми последствиями». Опасность такая существует. Новый-старый премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в своём интервью 8 марта заявил, что «проблема ядерной программы иранского режима является «квинтэссенцией моей внешней политики». И добавил: «Я вернулся в правительство именно для того, чтобы помешать Ирану стать ядерным государством», пообещав сделать «все возможное, чтобы предотвратить это».

В своё время даже администрация Трампа была вынуждена признать, что Иран после подписания СВПД не работал над созданием оружия, а хранил ключевые документы и персонал, чтобы сохранить технические знания, которые можно будет использовать для создания атомной бомбы в будущем, если такая необходимость внезапно возникнет. Иначе говоря, речь сегодня идёт о приверженности Ирана так называемой доктрине хеджирования. Суть её в том, что Ирану не нужна сама бомба, а нужна возможность разработки ядерного оружия. На эту доктрину американская разведка неоднократно указывала, начиная ещё с 2007 года. Более того, по данным разведывательного сообщества США, любое решение Тегерана о создании ядерного оружия иранцы будут рассматривать исключительно с точки зрения затрат и выгоды. Разумеется, намерения Тегерана могут измениться, прежде всего, в силу естественных причин. Учитывая, что нынешнему рахбару Али Хаменеи уже исполнилось 84 года, такое изменение может произойти уже в ближайшее время. Преодолевая ядерный порог Преодолеть ядерный порог также может заставить серьёзное изменение в региональном балансе сил. Например, если кто-то из противников Ирана или даже его соседей, вроде Саудовской Аравии, вдруг объявит о появлении у него ядерного оружия. Ещё в 2019 году бывший секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани предупреждал, что, поскольку некоторые страны региона начали «подозрительные ядерные программы, которые представляют угрозы всему региону и миру», Иран, возможно, будет вынужден скорректировать свои стратегии, исходя из характера и географии новых угроз. Ядерные расчёты Ирана могут также измениться под воздействием продолжающейся войны в Газе. Например, в ходе конфликта между «Хезболлой» и Израилем, который, безусловно, приведёт к ослаблению «Партии Аллаха». В качестве ещё одного потенциального события, которое может изменить точку зрения Ирана, нужно рассматривать прямое нападение на территорию Ирана или на его ядерную инфраструктуру со стороны США и Израиля. Что касается Вашингтона, то, поскольку сегодня он тесно связан со многими другими кризисами, в том числе на Украине и в Газе, вряд ли стоит ожидать его активности против Ирана. А вот Израиль, особенно учитывая его географическую близость к Ирану, ядерную монополию на Ближнем Востоке и традиционную задиристость против Тегерана, имеет сильный стимул атаковать ядерные иранские объекты. Такой вариант вполне вероятен. Такая структура должна будет взять под свой контроль все дела, связанные с ядерной программой Ирана, и подготовить варианты действия Израиля, в том числе и на случай ответных действий при иранских атаках на Израиль. Разумеется, превентивные атаки Израиля или США на иранские ядерные объекты могут принести им краткосрочные выгоды. Фактически, пишет Сира Азоди, преподаватель Университета Джорджа Вашингтона, военные удары могут дать Тегерану очень сильную мотивацию быстро восстановить свою ядерную программу и приступить к практическому созданию ядерной бомбы. Как известно, предыдущие ограниченные удары и нападения на иранский научно-технический персонал и ядерные объекты стимулировали более быстрое развитие ядерной энергетики.

Религиозный лидер выступил с критикой новых западных ограничений в отношении Ирана, подчеркнув, что их цель заключается в том, чтобы "оставить страну в экономическом упадке". Соглашение предполагало снятие санкций в обмен на ограничение ядерной программы Ирана как гарантии неполучения Тегераном ядерного оружия. В мае 2018 года Дональд Трамп, бывший тогда президентом США, принял решение об одностороннем выходе и восстановлении жестких санкций против Ирана.

Названа страна, способная дать Ирану ядерное оружие для удара по Израилю

Ответы : Есть ли у Ирана/Ирака ядерное оружие? Таким образом, с большой вероятностью Иран может стать через год ядерной державой.
Ядерное оружие Исламской Республики Иран: стратегическая триада КСИР "Кроме того, у Ирана есть несколько способов доставки ядерного оружия, в том числе баллистические ракеты", напоминают эксперты.
Please wait while your request is being verified... Ну а Иран подождал (не остынет ли Трамп) и стал поэтапно восстанавливать свою ядерную программу, заявив, что начинает процесс обогащения урана на уровне выше предусмотренных планом 3,67%.

В чем обвиняют Израиль?

  • Ядерная угроза: во что может вылиться конфликт Израиля и Ирана
  • Bild: У Ирана в ближайшие недели может появиться ядерное оружие
  • Вокруг иранской ядерной проблемы: между эскалацией и деэскалацией
  • Две страны – один ход истории

Это будет шок. Чем грозит конфликт Ирана и Израиля мировому рынку нефти

Тегеран и Вашингтон рассматривают окончательный текст предложения, подготовленного ЕС для возможного возвращения США к ядерной сделке, подписанной Ираном с мировыми державами в 2015 г., сообщает New York Times. Заявив, что Запад признал Иран ядерной страной, глава Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) сказал, что единственный вариант Запада в отношениях с Ираном — это дипломатия. Заявив, что Запад признал Иран ядерной страной, глава Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) сказал, что единственный вариант Запада в отношениях с Ираном — это дипломатия.

«Началось то, чего боялся весь мир»: во что может вылиться конфликт Ирана и Израиля

По словам эксперта, у Тель-Авива нет вооружения, чтобы поразить расположенные глубоко в скалах иранские ядерные объекты. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) не зафиксировало признаков наличия у Ирана ядерного оружия, сказал гендиректор организации Рафаэль Гросси. Собеседник «ВМ» напомнил, что Иран практически является ядерной державой, поэтому его опасаются на Ближнем Востоке.

В МАГАТЭ опровергли заявления о разработке в Иране ядерного оружия

Ответы : Есть ли у Ирана/Ирака ядерное оружие? Пойдет ли Израиль на новое обострение, применит ли свое ядерное оружие или ударит по иранским ядерным объектам (такой вариант в Тель-Авиве тоже рассматривают), а, возможно, стороны будут действовать в тех рамках, которые в спорте называют договорными матчами?
Вароли оценил риски ядерной войны после ответного удара Ирана по Израилю Будет ли Иран мстить за убийство физика-ядерщика? По сообщениям англоязычного иранского телеканала Press TV, к аварии на иранском ядерном объекте привела проблема с электрической распределительной сетью.
Уран и Иран: что будут делать Израиль и США, если у Тегерана появится ядерное оружие Высокие переговорщики со стороны Ирана и США возобновили встречи по Совместному всеобъемлющему плану действий по иранской ядерной программе (СВПД).
Иран стал ядерной державой Tasnim подчеркивает, что ядерные объекты в иранской провинции находятся в полной. Трамп предупреждает о возможности Ирана получить ядерное оружие ты МАГАТЭ сообщили о скором создании ядерной бомбы в Иране.
Иран скоро создаст начинку для ядерного оружия - И это будет иметь последствия Технически консульство Ирана является суверенной иранской территорией, что делает это самым открытым нападением на иранскую землю за последние годы.

Названа страна, способная дать Ирану ядерное оружие для удара по Израилю

Он добавил, что враги-империалисты понимают: им остаётся только дипломатия, им пришлось принять Иран в качестве ядерной державы. Напомним, у Эслами 3 марта состоялась встреча с главой МАГАТЭ Рафаэлем Гросси, уведомившим Тегеран о намерении заключить с ним соглашение в рамках восстановления ядерной сделки Совместного всеобъемлющего плана действий.

Алена Королева Иран в ближайшие недели может завершить разработку ядерного оружия. Об этом пишет Bild со ссылкой на европейских экспертов. При этом аналитик добавил, что ядерное оружие необходимо Ирану не для нападения, а, скорее, для того, чтобы гарантировать собственную безопасность.

Создание Палестины будет рассматриваться как выстраданная, выторгованная победа. Если убрать всю пропаганду и наносное, то Иран видит как основную проблему именно оккупацию Израилем палестинских земель. Если бы еврейское государство отползло к границам, хотя бы обозначенным по плану ООН 1947-го года, то, я думаю, ситуация могла бы улучшиться. При этом инициатива в этом плане может исходить только от Израиля, потому что Палестина сейчас — это не государство. Газа в блокаде, Западный берег фактически контролируется израильтянами. Мы видим, что западные страны по-прежнему выступают на его стороне и называют Иран, в особенности в связи с последним ударом по Израилю, террористическим государством. В политической элите Израиля, к сожалению, далеко не готовы принять, что дать ход признанию Палестины было бы здравым решением с точки зрения обеспечения собственной безопасности, хотя об этом, в том числе, говорят и в некоторых израильских «мозговых центрах». Западные страны тоже, вероятно, пока не понимают, что оправдывать другой геноцид Холокостом невозможно. Через несколько десятилетий и те, и другие, вероятно, будут плакать о том, что происходит сейчас в Палестине, понимая, что задумываться об этом стоило раньше. Насколько простые иранцы нетерпимы по отношению к Израилю По моему мнению, после исламской революции иранским элитам было легче использовать антиизраильскую повестку во внутриполитических целях. Иранцы в целом были готовы поддерживать борьбу за освобождение Палестины на волне борьбы с колониализмом и амбициями бывших колониальных господ на Ближнем Востоке. Но сейчас складывается достаточно парадоксальная ситуация, в которой этот прием работает все хуже и хуже. Во-первых, само общественное мнение значит для политической элиты гораздо меньше, это можно было заметить в ходе последних парламентских выборов, которые выступают в качестве механизма легитимации власти только условно. Во-вторых, некоторое время назад в Иране часть людей неожиданно начала поддерживать Израиль. Я думаю, что это происходит из чувства противоречия, из принципа «назло маме отморожу уши». Мол, если власти против Израиля, значит мы будем за. А население Ирана как раз сейчас находится в очень напряженных отношениях с руководством страны. Если до массовых протестов, связанных со смертью Махсы Амини, я бы сказала, что в такой ситуации любой, даже либерально настроенный, иранец взял бы оружие и пошел воевать за свою страну, то теперь, как мне кажется, все несколько иначе. Вряд ли мы увидим в таком случае массовое проявление патриотизма — скорее люди будут просто стараться не попасть под неизбежную мобилизацию. Те, у кого есть возможность, попытаются уехать из страны, но мы знаем, что она есть не у всех. Чувство национальной гордости, которую нужно защищать, ослабло. Пойдут разговоры о том, «зачем наше дурное руководство втянуло нас в эту совершенно ненужную войну».

Издание заявило, что 84-процентный уран нашли международные наблюдатели и полученная от них информация уже заинтересовала представителей МАГАТЭ. В этом ведомстве намерены выяснить, каким образом Ирану удалось вывести обогащение урана на такие высокие уровни. Как пишет Bloomberg, специалистам предстоит определить, произошло это специально или же непреднамеренно. Отмечается также, что обогащение урана до 84 процентов является всего на 6 процентов ниже того уровня, который необходим для создания ядерного оружия. В Иране уже прокомментировали сообщения Bloomberg: официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди заявил, что данная информация является измышлениями и искажением фактов.

Названа страна, способная дать Ирану ядерное оружие для удара по Израилю

РИА «Новости» Во-первых, у них цена топлива зависит на внутреннем рынке от цен на нефть, она и повышается, и понижается. И их политическая культура такова, что они сразу связывают эти факторы: бензин подорожал, значит, плохо вы нами руководите, винят действующую администрацию президента. Плюс стоимость топлива закрывается в стоимость всех продуктов: подорожало топливо, подорожали и продукты, инфляция поднялась, а с ней все центральные банки в мире борются одинаково — они поднимают ставку, кредиты становятся дорогими, никто их не берет. Экономика не развивается, стагнирует, а в этом случае страна меньше производит, меньше перевозит, значит, надо меньше топлива для этого, и спрос на нефть начинает снижаться. РИА «Новости» Перспективы для России При условии подорожания в течение нескольких месяцев рынок все равно сбалансируется за счет сокращения потребления нефти. В итоге в долгосрочной перспективе нам тоже невыгодно, чтобы спрос уменьшился. Но в среднесрочной это будет на руку, мы больше заработаем, учитывая, что у нас горизонт планирования не такой большой, нам надо здесь и сейчас побольше заработать, чтобы с бюджетом все было нормально, в том числе и на оборонные расходы. Но в долгосрочной перспективе — вся мировая экономика от этого проиграет. Если говорить простыми словами, чем плохи сверхвысокие цены на нефть: здесь и сейчас вы заработаете, но со временем страны — импортеры нефти — Китай, Индия, Европа, Соединенные Штаты — не смогут покупать много дорогой нефти, они будут сокращать ее потребление, и наши рынки сбыта начнут уменьшатся, что для производителя плохо. Мы же не только сокращаем, мы говорим, что балансируем, и можно увеличить добычу, чтобы покрыть выпадающие объемы Ирана.

РИА «Новости» Но это более сложный вопрос, пойдем мы на это или нет. Но если мы говорим о том, чем плоха высокая цена, то просто потреблять начинают меньше, наши рынки сокращаются, а цена все равно потом будет такая же, как сейчас, мы вернемся к 90 долларам, но объем потребления уменьшится.

Охрана труда Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.

Сегодня эти фундаментальные институции, призванные обеспечивать стратегическую стабильность, явно пошатнулись, следствием чего является нарастание элементов хаотизации в системе международных отношений. И в самом деле: практически всеми сильными мира сего, причем молчаливо, в качестве ядерной державы признан Израиль1; давно уже имея такое оружие и по- 1 Наличие у Израиля ЯО стало общепризнанным фактом после широко известной и достаточно скандальной истории с израильским физиком М. Однако официальный Тель-Авив этот факт ни подтверждает, ни опровергает.

Такое поведение вполне объяснимо: во-первых, многозначительное молчание позволяет держать в напряжении и страхе вероятных противников, во-вторых, это не вызывает особых нареканий со стороны международного сооб- прежнему оставаясь вне ДНЯО, время от времени «поигрывают мускулами» Индия и Пакистан; международное сообщество всерьез обсуждает возможность попадания ядерной бомбы в руки разного рода террористов; оно все еще не может отойти от того шока, которое испытало осенью 2006 г. Одним словом, хотя гонка вооружений периода «холодной войны» и закончилась, но развитие ядерных потенциалов ряда держав продолжается. В этой связи увеличиваются опасения многих государств по поводу того, что Иран стремительно приближается к созданию своего ЯО, хотя повторимся руководство этой страны официально не декларирует такой цели. Однако подспудно официальный Тегеран дает понять: если по меньшей мере 20 стран мира, добрая половина которых находится на Ближнем и Среднем Востоке и в Южной Азии, или уже имеют оружие ОМУ, или имеют возможность для его создания, а также соответствующих средств доставки, то чем же мы хуже? Почему мы не можем таким образом повысить свою национальную мощь и, как результат, повысить свой статус в мировой табели о рангах? Действительно, вопросы резонные. Как бы там ни было на самом деле, но за действиями Ирана внимательно, иногда с тревогой следят все государства особенно соседние , которых не может радовать появление рядом с ними такого сильного и непредсказуемого игрока. И в то же время в ситуации с иранским ядерным досье сталкиваешься с чем-то, подобным эффекту заразительности. Сотников, может сложиться такая ситуация, когда прогресс Ирана на пути создания мощного ядерного потенциала подтолкнет арабские государства Ближнего и Среднего Вос- щества и, в-третьих, заявить об обладании ядерным оружием означает получить.

Последнее особенно важно для Израиля. Ведь при подобном варианте развития событий Вашингтон будет вынужден действовать против Израиля, ибо, согласно американскому законодательству, на страну, которая заявляет об обладании ЯО, автоматически распространяются жесткие экономические санкции. Интересные суждения о явной и тайной стороне разработки Израилем своего ЯО приводит академик Е. Примаков [см. Судя по тем заявлениям о готовности быстрыми темпами развивать свою атомную программу и желании ввести в строй 16 реакторов чуть ли не к 2030 г. В итоге мы можем оказаться в ситуации, когда с целью того, чтобы любой ценой справиться с иранской ядерной угрозой, арабские суннитские государства региона могут обратиться к единственному суннитскому государству, имеющему ЯО, -Пакистану и тогда «Большой Ближний Восток» будет охвачен гонкой ядерных вооружений, которая еще больше подорвет международный режим нераспространения. Увы, такой вариант развития событий исключить нельзя. Со стороны США все шаги Тегерана в ядерной области и, что много важнее, стремительное возвышение Ирана в качестве крупного регионального игрока вызывают самое настоящее раздражение. Не стесняясь в выражениях, официальный Вашингтон открыто высказывает свое недовольство.

Вот что заявил, например, выступая в феврале 2006 г. Ратуя за демократические перемены в Иране и делая при этом ставку на определенные круги политической оппозиции, он открыто поставил в вину иранскому руководству наряду с поощрением и финансированием международного терроризма стремление уничтожить израильское государство, для чего-де Ирану и нужно обладание ЯО. Но главу американского государства беспокоило также 1 О своих ядерных амбициях Эр-Рияд заявил еще в 2009 г. При этом любопытно, что атомная программа короля Абдаллы является составной частью его грандиозного плана по созданию «городов будущего» — поселений с атомными и возобновляемыми источниками энергии. Этот план власти Саудовской Аравии были намерены развивать при помощи извне. И она вскоре пришла. Уже в июне 2010 г. Обострение и без того непростых отношений США и Ирана началось после событий 11 сентября 2001 г. В известном послании Дж.

Буша в январе 2002 г. Иран был объявлен одним из трех членов так называемой оси зла. После вторжения в Ирак в 2003 г. Будучи озабоченным при этом «благородным» желанием сохранить режим нераспространения ядерного оружия, Вашингтон всячески стремится изолировать Иран, оказывает беспрецедентное давление на него с требованием незамедлительного прекращения работ по обогащению урана, используя для этого как свои собственные возможности, так и возможности международных структур - МАГАТЭ, СБ ООН. Но в то же время конкретно говоря, в 2006 г. Вообще в своем «неприятии» Ирана официальный Вашингтон доходит порой до абсурда. Чего стоит, например, прозвучавшее однажды из Белого дома заявление о том, что США не исключают возможности серии бомбовых ударов по территории этой страны с применением тактического ЯО, что, как уверяют американские эксперты, позволит уничтожить находящиеся под землей ядерные объекты! Какова бы ни была мотивировка такого рода суждений и намерений руководителей США, их политический цинизм очевиден [см. Интересно, как отнеслись бы США к тому, что кто-то всерьез обсуждал вопрос о возможности и целесообразности нанесения бомбовых ударов по объектам ядерной инфраструктуры Израиля скажем, по исследовательскому центру и реактору в Димоне?

Он просто еще больше засекретит свою ЯП, народ же еще теснее сплотится вокруг правящего режима во главе со своим харизматическим лидером. Ведь любому серьезному аналитику или человеку, более или менее разбирающемуся в хитросплетениях американо-иранских отношений, понятно, что так разговаривать со страной, имеющей древнюю историю и чувство национальной гордости, нельзя. И Вашингтону стоит прислушиваться к тем американским специалистам, кто знает толк в этих делах. Вот, например, что пишет Зб. Бжезинский: «. Пойдет ли это на пользу США? Несмотря на все свои возможности и геополитические амбиции, с нашей точки зрения, Вашингтон едва ли может рассчитывать на быстрый успех на иранском направлении. Постоянное же муссирование в официальном дискурсе темы ЯП Тегерана многим просто уже начинает набивать оскомину. Одновременно с этим у международного сообщества растет озабоченность относительно того, что и как со всем этим делать, какой механизм кризисной дипломатии здесь можно и нужно предложить.

Формально за те годы, что длится СИК, на этом направлении мировой политики такого рода механизм постепенно сложился. Он существует и по сей день. Мы имеем в виду «шестерку» великих держав, созданную весной 2003 г. Учитывая тот факт, что три последних государства представляют собой ведущие державы ЕС, 1 В мае 2010 г. Но их желание пока осталось без ответа. Однако, несмотря на присутствие в этом образовании, внешне существующем как механизм кризисного регулирования, практически всех грандов мировой политики, с нашей точки зрения, он не может рассматриваться как полноценная и эффективно действующая структура международного посредничества. Почему это так и почему в данном случае мы имеем целый ряд аргументов в пользу «не может»? Подойдем к этому с разных точек зрения. Начнем с того, что «шестерка» отличается особым внутренним качеством.

Это международно-политическое образование во многом виртуально, оно как бы вообще повисает в воздухе. По сути, это никакой не посреднический механизм, который по идее реализуется конкретным политическим субъектом, даже если таковым является группа государств. Более того, это даже не механизм фасилитации1. Иначе говоря, степень ее институционализации весьма и весьма невысока. Судя по тем действиям, которые иногда совершают члены «шестерки», по тем заявлениям, которые они делают время от времени чаще порознь и очень редко - вместе и то, обращаясь только к Ирану , создается впечатление, что о ней не приходится говорить даже как о сколько-нибудь устоявшейся и четко работающей сети коммуникаций посредников. Естественно, что в этой ситуации напрочь отсутствует, условно говоря, механизм принуждения к согласию в отношении основных фигурантов иранского кризиса - Вашингтона и Тегерана, который от лица международного сообщества применяла бы команда посредников. Есть другой механизм принуждения - со стороны ООН, но он од-нонаправлен, поскольку адресатом всякого рода ограничений, санкций оказывается только Иран и исключительно он один. Но насколько вообще эффективен данный механизм? Это вопрос.

Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Арбатов отмечает, что «символические, "мягкие" санкции отказ в визах, замораживание зарубежных счетов неэффективны, по-разному затрагивают интересы ведущих держав и лишь провоцируют Иран на ужесточение позиции. Эффективные санкции прекращение закупок нефти и поставок нефтепродуктов, запрет на авиасообщение, морская и воздушная блокада, остановка Бушерского проекта и т. Гораздо более эффективным средством давления на Иран являются не символические санкции, а единство позиций ведущих держав по условиям возможной договоренности» [Арбатов А. Чего, увы, пока нет. Более того, даже когда вовлеченные в процесс державы речь идет прежде всего, естественно, о членах «шестерки» выходят на согласованное решение, как это было, например, в ходе встречи «шестерки» 22 января 2008 г. Разночтения между членами «шестерки» оказываются порой столь значительными, что, к примеру, российская сторона в отличие от американской вообще старается избегать термина «санкции». Иные члены «шестерки» по-разному расставляют акценты в уже согласованных положениях: одни в санкциях против Ирана больше усматривают возможность наказания «строптивых персов»; другие - видят в них возможность поддержать усилия МАГАТЭ по прояснению белых пятен прошлой ядерной деятельности Ирана и т. Ничего этого нет и в помине.

Нет даже того, с чего обычно начинают свою работу международные посредники - с организации консультаций и встреч конфликтующих сторон, когда главным становится простой обмен мнениями и поддержание элементарных контактов в условиях кризиса с использованием обеими сторонами приемов кризисной дипломатии. И не только с организации такого рода консультаций и встреч, но и поддержания подобных взаимодействий в постоянном режиме. Хотя и это лишь первый шаг, за которым должен последовать другой - более серьезный. Ведь посредник по идее должен вести дело к урегулированию конфликта через организацию переговоров, для чего он готовит заранее и затем предлагает сторонам свой план урегулирования. Здесь это условие также не выполняется. Если какие-либо переговоры формально имели место в прошлом и имеют место в настоящем, то, во-первых, все они не выходили и не выходят за рамки обычных консультаций, то есть взаимного информирования, и, во-вторых, выстраиваются в двустороннем формате, где одной из сторон всегда является Иран, который при этом шел и идет на известные уступки, но стороной переговоров никогда не были США. Нельзя не сказать еще об одном аргументе в пользу «не может». Дело в том, что, будучи особой модификацией посредничества, которое по мандату международного сообщества применяет конкретный актор не важно какой: индивидуальный или групповой , кризисное регулирование есть не что иное, как система строго последовательных, процедурно обставленных и опирающихся на определенную правовую базу действий третьей стороны, преследующей своей основной целью урегулирование кризисной, конфликтной или спорной ситуации, а стало быть, и особое воздействие на тех, кто ее непосредственно вызвал. Имея соответствующие полномочия, третья сторона и приступает к работе по вовлечению участников конфликта или кризиса в переговорный процесс или оказанию им помощи в уже идущем переговорном процессе.

При этом настоящая третья сторона должна сохранять в данной ситуации статус нейтрального и объективного игрока, а иногда даже строго бескомпромиссного арбитра. Выполняется ли данное условие в ситуации современного иранского кризиса? Думается, ответ ясен: нет, не выполняется. Если что мы и можем четко зафиксировать, то лишь демонстрацию национального эгоизма членов «шестерки», когда они исходят не из логики распутывания донельзя запутанного «узла противоречий», то есть решения общими усилиями этой сложнейшей мировой головоломки, а из логики своих собственных интересов. Тот же А. Арбатов резонно замечает: «В этих условиях не удивительно, что ведущие державы не могут согласовать свои позиции, что раз-122 ногласия между ними подчас больше, чем между ними и Ираном. Тегеран в традициях восточного торга ловко пользуется этим, постоянно меняя тактику, попеременно ужесточая или смягчая свою линию, сталкивая партнеров по переговорам и при этом последовательно продвигаясь в программе ЯТЦ» [Арбатов А. В итоге кризис вокруг иранского ядерного досье, протекающий заметим в условиях ухудшающейся мировой политической конъюнктуры, становится разменной картой в геополитических играх и геостратегических калькуляциях великих держав и иных акторов, вовлеченных в этот процесс. Особенно это касается сил, представляющих евроатлантический лагерь во главе с США.

Надо ли удивляться в этой связи жесткой критике иранского руководства Организации Объединенных Наций прежде всего Совбеза , которая и должна была бы вплотную и по существу заниматься не Ираном или не одним лишь Ираном , а урегулированием кризиса, возникшего вокруг этой страны. Выступая еще в сентябре 2007 г. Ахмадинежад, например, публично заявил: «Некоторые из постоянных членов Совета Безопасности, которые сами являются одной из сторон международных конфликтов, по сути, используя Совет Безопасности, угрожают безопасности других стран. Они заранее объявляют об осуждении Советом Безопасности своего противника. Отсюда вопрос: чем можно оправдать использование Совета Безопасности в качестве такого инструмента? Разве такие действия не лишают Совет Безопасности дееспособности и не ущемляют его авторитет? Насколько способствуют такие действия эффективности Совета Безопасности в плане установления подлинной безопасности? Так что здесь мы склонны к такому выводу: члены «шестерки» используют свое присутствие в ней для того, чтобы лишний раз напоминать о себе, обращаясь прежде всего к Ирану, но желая подчеркнуть свой мировой статус. Одновременно с этим они используют свое членство в «неформальном клубе по Ирану», для того чтобы наблюдать друг за другом, внимательно отслеживать действия «партнеров».

Цель здесь одна: не упустить что-то важное в такой сложной ситуации, как иранская, из-под своего контроля, «быть постоянно со всеми» на этом игровом поле, хотя и действовать в своих интересах. И еще один, пожалуй, самый важный аргумент. В «шестерке» присутствуют США - один из основных участников СИК, более того, наиболее активная сторона в нем, поддерживающая высокий «градус напряжения» во взаимоотношениях с иранским режимом и постоянно выдвигающая разного рода «инициативы» в плане давления на Иран с вовлечением в этот процесс и международного сообщества, и ведущих евроатлантических держав особая ставка при этом делается на Францию и Германию. В итоге это приводит к тому, что само присутствие США в «шестерке» изначально парализует ее работу как механизма регулирования, то есть не позволяет ей быть равноудаленной от участников кризиса и равноприближен-ной к той проблеме, которая фигурирует в качестве основного «детонатора» международной стабильности. Более того, желание Вашингтона перетянуть на свою сторону Париж и Берлин, которые, увы, в этом плане идут у него на поводу и в последнее время все более ужесточают свою позицию по иранской проблеме, фактически раскалывает «шестерку», создавая в ней три полюса два явных, четко фиксируемых и один - неявный, аморфный : а США плюс Великобритания Лондон, как всегда, в одном лагере с Вашингтоном ; б Франция и Германия она, кстати сказать, недавно занимала второе после Китая место по торговому обороту с Ираном все более склоняются к позиции первых двух держав прежде всего, естественно, США ; в Россия и Китай. Если в этой ситуации и можно говорить о «шестерке» как более или менее целостном образовании, то только в одном смысле: в том, что она представляет собой некую контактную группу великих держав по иранской ЯП, то есть выступает в качестве «площадки» для взаимных консультаций и время от времени - от имени международного со-124 общества с увещеваниями в адрес тегеранских властей на предмет недопустимости милитаризации их ЯП. Резюмируя эту позицию, можно сказать, что «шестерка» весьма далека даже до того малоэффективного, слабоинституцио-нализированного, но все-таки до недавнего времени работавшего механизма посредничества, который международное сообщество использовало в урегулировании арабо-израильского конфликта; механизма, который одно время позволял «ко-спонсорам» в лице США, России, ЕС и ООН вести дело к проведению масштабной конференции по Ближнему Востоку, в чем, естественно, наиболее активной была американская сторона не будем забывать, что именно Вашингтон разрабатывал базовые принципы урегулирования донельзя запутанных и глубоко конфликтных палестино-израильских отношений - «план Б. Клинтона» 2000 г. И если режим взаимоотношений основных участников СИК будет оставаться прежним - конфронтационным с явной тенденцией к эскалации конфликтности, а деятельность основных заинтересованных сторон будет характеризоваться дальнейшим нарастанием противоречий между ними, то международное сообщество может в одночасье оказаться перед перспективой возникновения новой горячей точки.

И не где-нибудь, а в таком сложнейшем регионе, как Ближний и Средний Восток. Ко всему прочему переговоры Ирана с «шестеркой» в 2009 г. И прерваны они были после того, как Совет управляющих МАГАТЭ осудил тегеранские власти за строительство второго завода по обогащению урана и призвал их не строить впредь другие ядерные объекты. Она предполагала введение жестких санкций в отношении Тегерана, вызвавших серьезные экономические проблемы для страны и прекращение работы на иранском рынке целого ряда крупных компаний. Тогда о своем решении прекратить работы в Иране заявили французская «Total», англо-голландская «Royal Dutch Shell», BP, ENI, а турецкая компания «Tupas» разорвала контракт на поставку в Иран бензина, в результате чего резко выросли цены на продукты, транспортные перевозки, Иран был вынужден начать производство собственного топлива и т. Еще одна «жертва» этих санкций - падение не самого слабого министра иностранных дел ИРИ М. Моттаки и назначение на эту должность руководителя Национальной организации по атомной энергии Али Акбара Са-лехи, имеющего славу технократа, но в то же время опытного и искусного переговорщика. Как видно, Тегеран по-своему «ответил» Западу, предложив для общения с «шестеркой» более серьезную и еще менее удобную для Запада фигуру, чем М. Моттаки [см.

Свое «общение» с Ираном «шестерка» возобновила лишь 14 месяцев спустя - в начале декабря 2010 г. В конце января 2011 г. Никакого прорыва на них достигнуто не было, если не сказать больше - они закончились провалом [см. Позиции сторон оказались непримиримыми: Иран потребовал от «шестерки» отмены санкций ООН и соглашения, в соответствии с которым он смог бы продолжить свои исследования и разработки в области ядерной энергетики; «шестерка» же под председательством комиссара ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Вообще говоря, складывается следующая ситуация. Во-первых, в поведении сторон не просматривается ориентация на достижение компромиссного решения. Выражаясь словами В. Плеханова, в свое время досконально проанализировавшего тупиковую ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, можно сказать так: «Стороны не ищут компромисса, они предъявляют требования друг к другу в расчете на их невыполнимость» [Плеханов В. Во-вторых, поведение «шестерки», которая, пусть формально, но все же выступает в роли посредничающей структуры, все больше напоминает поведение конфликтующей стороны - стороны, которая не помогает разрешить кризис, а сама все больше входит в него, предъявляя Ирану заведомо невыполнимые требования.

В-третьих, присутствие в «шестерке» США, которые еще в январе 2002 г. Наконец, невооруженным глазом видно, что нужны переговоры внутри самой команды посредников, прежде всего между США и Китаем, что по понятным причинам весьма затруднительно. Если Великобританию, Францию, в меньшей мере Германию США без особого труда могут склонить на свою сторону например, в вопросе санкций в отношении Ирана и вышеуказанные страны вряд ли рискнут проводить самостоятельную политику, противоречащую генеральной линии США; если к мнению Вашингтона стала прислушиваться Москва по крайней мере, так было до недавнего времени , то в отношении Китая, имеющего весомые экономические интересы в Иране, этого не скажешь. Угрозы США в его адрес исключены, попытки же давить на него - малоэффективны. Здесь будет не лишним вспомнить, что в феврале 2011 г. США предприняли попытку надавить на несговорчивый Китай путем расшатывания тайваньской проблемы. Вашингтон обозначил в качестве своих планов осуществление поставки вооружений не признаваемому Пекином Тайваню на сумму 6,4 млрд. Однако данное действие не принесло желаемого результата, поскольку Китай вместо предполагаемого замешательства выступил с резкими заявлениями в адрес США, обвинив их во вмешательстве в свои внутренние дела и даже пригрозил ввести санкции против американских компаний, поставляющих Тайваню вооружения. Наблюдатели расценили данный политический маневр США как «политическую игру вокруг Ирана», которая, однако, не привела к уступкам со стороны Китая [см.

Так или иначе, но в переговорном процессе по ядерному досье Ирана наступил период неопределенности, открывающий перспективу для силового варианта развязки кризиса. В мае 2011 г. Иран, правда, послал сигнал о своей готовности к новому раунду переговоров с «шестеркой», что стало его ответной реакцией на письмо в свой адрес той же К. Правда, при этом он огово- рил один момент: «переговоры должны состояться без давления третьих сторон» [см. То есть опять ничего определенного. И тут же в июне 2011 г. Иран объявляет о планах перевода работ по обогащению урана с мощностей в Натанзе на подземный объект в Фордо с одновременным троекратным! Плюс к этому на сайте Корпуса стражей исламской революции появляется некое сообщение утка? Некоторый просвет в переговорном процессе наступил в середине августа 2011 г.

И связан он был не с усилиями «шестерки», а с усилиями Москвы, которая де-факто попыталась взять на себя функцию единоличного посредника. Видя полный тупик в переговорном процессе с Тегераном, российская сторона предложила свой собственный план урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы. Речь идет о так называемом «плане Лаврова», озвученном российским министром еще в июле. Это план пошагового подхода к решению проблемы, что можно интерпретировать таким образом: «Двигаться вперед, разбивая проблему на этапы, оговаривая при этом на каждом из них взаимные действия и возможные уступки». По большому счету, Россия не отвергает прежние предложения «шестерки», обращенные к Тегерану. Она лишь предлагает обозначить последовательность шагов, следуя принципу «от простого к сложному», и установить между ними временной промежуток, с тем чтобы можно было проверить исполняемость принятых решений. После этого можно переходить к следующему этапу. При этом уступки сторон должны быть последовательными и взаимными. Уточним: «план Лаврова» содержит только те шаги, которые могут снять озабоченность междуна-128 родного сообщества в отношении характера ЯП Ирана.

Не более того. Права Ирана обогащать уран он не касается. Заметим, предложения российской стороны были позитивно восприняты Тегераном. Однако, как подчеркивают специалисты например, директор Центра по изучению современного Ирана Р. Сафаров , с реализацией новой инициативы Москвы могут возникнуть проблемы. Помимо такого фактора, как искренность официального Тегерана и глубина его согласия с позицией Москвы, есть те игроки в той же «шестерке», но в данной ситуации - в остающейся «пятерке» , которые не очень-то хотели бы такого развития событий вокруг Ирана и не выражают желания отказаться от своих завышенных требований. США, например, вступившие в предвыборный период, явно не готовы к компромиссу и рассчитывают на ослабление иранского режима, которое может его подтолкнуть к серьезным уступкам [см. Но и Тегеран верит в себя, рассчитывая на свою силу и настойчивость в отношении Запада. В общем, складывается впечатление, что и в случае с последней инициативой Москвы вокруг Ирана и его ядерной программы ничего не изменится, то есть рано или поздно все вернется на «круги своя».

Каких именно? Во всей ситуации вокруг Ирана суть дела, с нашей точки зрения, не в его ЯП как таковой. Полагаем, что это всего лишь повод предъявить Ирану претензии. Не было бы у Ирана ядерной, нашли бы химическую, бактериологическую, геотектоническую или еще какую-нибудь программу. В этом серьезнейшем вопросе мировой политики России следует быть крайне осторожной и просчитывать все шаги и их последствия. Как справедливо замечает известный российский эксперт Д. Рюриков, происходящее ныне вокруг Ирана - «дежа вю» 2003 г. Обвиняя С. Хусейна во всех смертных грехах в «наличии неких тайных лабораторий, где производилось это ОМУ, и недопуске в свои дворцы, где оно-де складировалось», в «секретных урановых сделках с Нигером», в «связях с одиозной "Аль-Каидой"» и т.

Искали долго и кропотливо, прикрываясь инспекторами ООН.

Обамы, которое республиканцы почти единодушно осуждают и против которого в его первоначальном виде выступали даже некоторые ключевые демократы. Кроме того, в замен предыдущих 2 требований Иран выдвинул новое. Власти хотят, чтобы Международное агентство по атомной энергии МАГАТЭ , контролирующее ядерную деятельность ООН, прекратило 3-летнее расследование необъяснимого искусственного урана на различных иранских исследовательских объектах, в тч на тех, которые Тегеран отказывается пускать инспекторов МАГАТЭ. Иран категорически отрицал, что у него были военные намерения в отношении обогащенного урана, и просит забыть историю как страшный сон. Даже в случае окончательного подписания, на вступление в силу нового соглашения уйдут месяцы.

Критики отметили, что даже если Иран согласился на ограничения по обогащению в первоначальной сделке, у страны достаточно знаний для создания ядерного оружия. Иран также не согласен с тем, что нынешнее предлагаемое соглашение на 35 страницах является заключительным вариантом. Консервативное правительство Ирана сталкивается с внутренними разногласиями, а сторонники жесткой линии не доверяют Западу.

Ядерная сделка Израиля и саудитов изменит Ближний Восток

Вместе с тем издание подчеркивает, что неизвестно, решится ли Иран в итоге на создание ядерной бомбы. Если Иран применит все свои ракеты, еврейское государство и так окажется в очень тяжелом положении. Глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси заявил об отсутствии свидетельств наличия у Ирана ядерного оружия. Есть ли погибшие в результате этих двух атак и другие их последствия пока неизвестны. Иран и Израиль обменялись ракетно-дроновыми ударами, что дополнительно обострило и без того непростую обстановку на Ближнем Востоке. пишет на страницах Wall Street Journal Реуэль Марк Герехт, в прошлом сотрудник ЦРУ, который занимался Ираном.

Начнется ли на Ближнем Востоке третья мировая война

  • Журнал Международная жизнь - Вокруг иранской ядерной проблемы: между эскалацией и деэскалацией
  • Удар по Ирану: причастны США и «ещё одна страна»
  • Ядерная угроза: во что может вылиться конфликт Израиля и Ирана // Новости НТВ
  • Международный аспект иранской ядерной программы

Глава МАГАТЭ заявил об отсутствии свидетельств наличия у Ирана ядерного оружия

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Глава ОАЭИ далее указал, что теперь высокомерие знает, что у него нет другого выхода, кроме дипломатии, и что западные страны признали Иран ядерной страной.

Тем не менее их технологии и 2-3 года назад были уже настолько продвинутыми, что до гиперзвука там оставалось недалеко. Поэтому многие эксперты вполне допускают реальное наличие таких изделий в распоряжении Тегерана и Пхеньяна. Но учитывая закрытый характер обеих стран, быть в чём-то уверенными там очень трудно. История Ирана и Северной Кореи напоминает историю России: выживать и развиваться, невзирая не сильнейшее давление Запада и попытки международной изоляции. Причём в отношении этих двух стран попытки были куда более успешными: это Советский Союз как и Россию всегда было трудно изолировать, почти невозможно. И тем не менее они гораздо больше, чем просто выжили: они, похоже, коллективный Запад переживут! А теперь вернёмся к сотрудничеству. Да ещё как! Тут можно почти вживую увидеть, как волосы на голове у западников дыбом встают. Дело в том, что развитие оборонных систем у Ирана и Северной Кореи пошло весьма несимметричными путями. Из области очевидного — у Северной Кореи есть спутник. И явно будут ещё спутники. И это уже интересная тема для сотрудничества: если уж и не для прямой передачи технологий, то как минимум — предоставление разведданных. Но это на первом слое. А какое широкое поле это открывает для России и Китая в плане «отмывания» разведданных!.. Теперь и Пекин, и Москва смогут спокойно передавать те данные, которые сочтут необходимым, упирая потом на то, что: а мы тут не при чём! А у них свои спутники есть, они между собой обмениваются данными!

Посредством большинства шиитского населения в Бахрейне и Ираке в котором сунниты и вовсе подверглись политической маргинализации , алавитской шиитской верхушки правящего класса в Сирии, эффективной и боеспособной шиитской общины в Ливане «Хезболла» , а также потенциала шиитов-зейдитов из числа хуситов в Йемене Иран сумел спроецировать своё влияние на Ближнем Востоке. Ключевым компонентом подобной политики стали негосударственные шиитские акторы, курируемые Тегераном: ливанская «Хезболла», йеменские хуситы из «Ансар Аллах», иракская «Хашд аш-Шааби» и сирийская «Шабиха». В то же время представляется довольно нереалистичной концепция складывания антисуннитского «шиитского полумесяца» во главе с Тегераном. Безусловно, Иран использует шиитские общины в своей политике на Ближнем Востоке для упрочения своих региональных позиций, однако в условиях жёсткого санкционного режима и социально-экономических трудностей на первый план выходят прагматические экономические интересы, а не идея «экспорта Исламской революции». В сравнении со своим геополитическим конкурентом, Саудовской Аравией, Иран намного уязвимее с финансово-экономической точки зрения, а проведение подобной наступательной политики посредством региональных прокси требует значительных затрат. Однако, в отличие от того же Эр-Рияда, Тегеран сумел выстроить достаточно внушительный военный потенциал. Более того, иранские прокси из числа боевиков «Ансар Аллах» взяли на себя ответственность за атаки на саудовские НПЗ осенью 2019 года: как США, так и Саудовская Аравия прямо обвиняли Иран в подготовке и проведении подобной акции, что подтверждает готовность и способность Тегерана проецировать свою военную силу в регионе. Иран также вплотную подошёл к возможности получения ядерного оружия, что кардинальным образом видоизменит баланс сил на Ближнем Востоке, возможно запустив настоящую региональную гонку вооружений. При этом на Западе задаются вопросом, стоит ли ужесточать политику в отношении Ирана, если он «всё равно добьётся своего». В данном контексте Иран, выражаясь терминологией видного отечественного исследователя Алексея Богатурова, выступает в качестве «лоббиста» «всемирного подполья», или же «зоны неприятия», на Ближнем Востоке, бросая вызов нескладывающейся в рамках Pax Americana конфигурации. В этой связи справедливым является тезис профессора Владимира Сажина о том, что политика Тегерана, целью которой является «завоевание лидерства на региональном уровне и в мусульманском мире», становится дестабилизирующим Ближний Восток фактором. Несмотря на ряд характеристик, позволяющих говорить о возрастании региональной роли Ирана на Ближнем Востоке, всё же складывание полноценной региональной подсистемы под эгидой Тегерана на данном этапе представляется маловероятным. Нельзя не учитывать современный тренд на активизацию этнических и национальных движений, которые, по мнению Шаклеиной, перерастают в т.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий