Новости венчание на царство грозного

Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III – Дмитрия Ивановича. При венчании на царство Борис Федорович Годунов (3 сентября 1598 г.) использовал нетрадиционную клятву, пообещав разделить со своими подданными последнюю сорочку, если ему не удастся покончить с царившей в государстве нищетой. А чину венчания на царство Грозного с незначительными изменениями следовали все русские цари и императоры в течение последующих 350 лет.

Власть от Бога

  • 16 января / 29 января ​
  • Венчание на царство Ивана 4
  • Венчание на царство Ивана IV Грозного
  • Венчание Ивана 4 на царство - обряд и его последствия
  • ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле - YouTube
  • 1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 1453 пала Византия и Москва- 3 Рим

2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного

Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_ Реконструкция венчания на царство Ивана IV Грозного прошла в Благовещенском соборе Казанского кремля. Некоторые исследователи утверждают, что венчание на царство Ивана IV Грозного стало стартом для многих лет насилия и жестокости. 16 января года Иван IV Грозный официально венчался на царство | BarCaffe. Лента новостей. Венчание на царство Иоанна Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи.

Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси

Можно сказать, что предшественники Ивана IV уже собрали в своих руках неограниченную власть, а он лишь упорядочил свою титулатуру и добился признания нового титула в других странах. Первыми царский титул Ивана Грозного признала Англия — в 1555 году. В 1576 году — Священная Римская империя. И лишь польские короли долго не признавали московских правителей царями. Копейка Ивана IV с царским титулом, чекан Великого Новгорода после 1547 года Принятие царского титула не привело к изменению денежной системы, однако этот титул начал чеканиться на большинстве монет. Подробнее об этом можно прочесть в статье «Монеты Ивана Грозного» Начало царствования В начале его царствования была создана Избранная Рада, выполнявшая функции правительства, также утвердили реформы, направленные на централизацию власти. Впервые в 1549 году возник совещательный орган —Земский собор, в который вошли представители всех сословий за исключением крепостных крестьян. Судебник 1550 года содержал статьи, ограничивающие власть на местах и вводил единую систему налогообложения. Заседание Земского собора В тот же год образовали первое стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием. Формировалось оно за счет дворян, которым раздали земли близ Москвы. По призыву государя им необходимо было предоставить солдат в полном обмундировании, их количество зависело от размера земельного надела.

Вдобавок к этому создали систему приказов. Этот орган отдаленно напоминал современные министерства, его функции были установлены Стоглавом 1551 года. Далее Иван Васильевич организовал военные походы на Казань 1545-1552 и Астрахань 1554-1556 , в результате которых влияние русского государства расширилось на Сибирь и до Кавказа. Организация торгового пути с Англией через Белое море и учреждение «Московской компании», осуществлявшей поставки между Туманным Альбионом и портом в Архангельске, спровоцировало Швецию на начало войны с Россией. Однако уже в 1557 году удалось подписать договор о перемирии на 40 лет и восстановить границы, установленные еще Ореховским мирным договором в 1323 году. Зрелые годы Чем старше становился царь, тем большие проблемы возникали у страны. Из-за отсутствия возможности беспрепятственно осуществлять торговлю на Балтийском море Россия несла огромные экономические потери. Доступ к Балтике смог бы решить и военно-политические проблемы, так как собственный флот в данном регионе становился мощным рычагом давления на соседние государства. В январе 1558 года началась война с Ливонской конфедерацией, не выполнявшей свои обязательства по договору 1503 года, по которому она обязывалась выплачивать недоимки по «юрьевской дани». Первый этап военных действий был победоносным, уже к весне следующего года русские отряды разбили все ливонское рыцарство.

Такие успехи всколыхнули всю Европу, уже 31 августа 1559 года по Виленскому договору Ливония вошла под протекторат Литвы. Дополнили данное соглашение 15 сентября договоренностью о военной помощи Ливонии от Польши и Литвы. Это обстоятельство преобразовало конфликт в столкновение сильнейших восточно-славянских государств друг с другом. Портрет Ивана Грозного Боевые действия возобновились с января 1560 года и затянулись до 1583 года. В результате Российское государство лишилось значительных территорий на северо-западе, приграничные районы обезлюдили. Это поражение было вызвано рядом проблем, требующих одновременного решения.

Русский царь стал императором православной империи, ибо, по христианскому учению, православная империя должна быть одна! Таким образом, после венчания Иван Грозный поднял Россию на недосягаемую для других стран высоту. Затем Александр Николаевич Миронов пригласил гостей из Москвы и членов Александровской общественной палаты к бюсту Ивана Грозного, установленному в селе Ирково Александровского района. Приглашение было с радостью принято.

Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске». Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»... И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием. При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии. В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси. Переправы через реку защищались подводными частоколами. На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями. Начав усердно заниматься обороноспособностью страны, царь Иоанн не выпускал из виду и её внешние дела. Главное своё внимание царь Иоанн обратил на Казанское царство. Во время малолетства царя, татары безнаказанно опустошали пределы русского государства. Город был взят штурмом. В Казани не осталось в живых ни одного взрослого татарина, так как Иоанн приказал пленных не брать. Дети, «казанские сироты», были розданы по русским семьям. Но надо отметить и то, что Иоанн IV 30 августа 1552 года, после разгрома русскими войсками боевых отрядов царевича Япанчи, предлагал защитникам Казани сдаться на милость победителя, в противном случае грозил всем смертной казнью. После взятия Казани, царя в Москве встречали как национального героя. И как национальное бедствие восприняли москвичи болезнь, поразившую Иоанна Грозного в 1553 году. По совету жены Анастасии Романовны царь написал завещание, в котором наследником назначил своего недавно родившегося сына Дмитрия. Решение царя было встречено боярами в «штыки». Громкий спор бояр, их шумные речи и даже брань, были услышаны царём Иоанном из его опочивальни. Горько сетовал он на это, но ещё более огорчился царь, когда услыхал, что и священник Сильвестр, имевший большое влияние на молодого царя и отец Алексея Адашева - Фёдор не присягают Дмитрию. Иоанн выздоровел и, как пишет приснопамятный митрополит Иоанн Снычев, в книге «Самодержавие духа», не помнил зла и всех простил, но тень сомнения осталась в душе Иоанна: с этого момента он отстранил от себя Сильвестра и Алексея Адашева. Митрополит Иоанн в книге «Самодержавие духа» дает следующий портрет Грозного Царя: «Иоанн был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза серые, но светлые, исполненные огня и лицо приятное». Царица Анастасия была подстать Иоанну: стройная, с прекрасными голубыми глазами и длинными светлорусыми волосами. Кузнецова пишет, что « из уст в уста передавались рассказы о красоте царицы и появление Анастасии рядом с Иоанном подтверждало молву». Балязин отмечает, что «Анастасия отличалась помимо красоты целомудрием, смирением, набожностью и основательным умом». Со скоропостижной смертью любимой жены подозрительность царя Иоанна к боярской измене резко возросла и не безосновательно. В 1562 году на сторону литовцев перешел знатный боярин Хлызнев-Колычев. В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба. За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство. Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками. Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин. В конце января 1564 года по приказу Иоанна они были были казнены. Эта казнь «вспугнула» оппозицию. Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразила Иоанна. В результате всего этого рано утром 3 декабря 1564 года Москва была встревожена странным зрелищем. После окончания обедни, царь Иоанн вышел из Успенского собора вместе со своей второй супругой Марией Темрюковной, княжной Черкасской и сел в сани. Огромный обоз с царским имуществом и казной последовали за ним в Александровскую слободу теперь г. Александров, Владимирская область. В грамоте посланной народу царь Иоанн объяснил свой отъезд изменой бояр.

Как проходила церемония Согласно историческим источникам, описывавшим священнодействие, она состояла из двух частей: во время первой, на которой будущий царь стоял на особом возвышенном месте, свт. Макарий возложил на него знаки царского достоинства; кроме так называемой «шапки Мономаха», которую обычно возлагали и на великих князей, Иван получил скипетр — жезл, знак власти, и «крест от животворящего древа» вероятно, с частицей Креста Христова ; затем митрополит посадил его на особое «царское место» и сказал краткое поучение; вторая часть чина открылась литургией; после «Херувимской песни» на Ивана была возложена золотая цепь; а после того, как во алтаре причастились митрополит и сослужащие ему священники, Иоанна пригласили к Миропомазанию; подобно тому, как это совершается после Таинства Крещения, свт. Макарий помазал освященным миром его лоб, уши, щеки, плечи, руки со словами: «Печать Дара Духа Святого»; затем Иван причастился Св. Таин — и с этого-то момента стал именоваться царем. В Оружейной палате можно увидеть «свидетелей» этого события. Один из них — золотой крест с частицей Животворящего древа. Частица подлинного креста Распятия была прислана, вероятно, с Афона, а крест для её хранения был выполнен в Москве в середине XVI века ко дню возведения на престол царя Ивана Грозного. Золотой ковчег в виде иконы появился немного позднее. Венчание на царство всегда начиналось с возложения на будущего царя креста. Затем возлагалось оплечье — бармы, и только потом — Шапка Мономаха. Икона c крестом с частицей Животворящего древа и изображением святых Константина и Елены. Духовная радость владыки Макария была, вероятно, велика: казалось, что родилась новая христианская держава и ее богоданная власть. Увы —уже через несколько лет многие в России не раз вспомнили, вероятно, прав. Иова, говорившего о принятии от руки Божией не только доброго, но и злого. Царь воспринял идею своей абсолютной власти — но не идею ответственности за людей. Единственный прижизненный портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова 1564 из фонда Государственного исторического музея. Изображение визуализировано благодаря фотосъёмке в узкополосном диапазоне спектра длина волны 730 нм с последующей обработкой Одержимый своими амбициями, он безжалостно уничтожал «крамолу», «измену», казня не согласных с ним бояр во время печально знаменитой «опричнины».

Правление Ивана Грозного

Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом. стр.27 Чина венчания на царство Ивана IV (Поучение митрополиче к великому князю). Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного.

Православный взгляд. Царь Иван Грозный

Иван Грозный Царствование Ивана Грозного закончилось тем,что экономика страны полностью развалилась, и кроме этого он проиграл Ливонскую войну, которую считал главной задачей своей жизни.
Венчание Ивана Грозного на царство (кратко) При венчании на царство Борис Федорович Годунов (3 сентября 1598 г.) использовал нетрадиционную клятву, пообещав разделить со своими подданными последнюю сорочку, если ему не удастся покончить с царившей в государстве нищетой.
Какого правителя Руси первого венчали на царство – Мы заговорили об Иване Грозном потому, что 16 января 1547 года состоялось его венчание на царство.
Венчание Ивана 4 на царство - обряд и его последствия Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения.

466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси

Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула и внешнеполитических начинаний.
Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля.
Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство - РОССИЯ — НОЕВ КОВЧЕГ А после венчания на царство Иван Грозный стал не только царем – потому что титул царя воспринимался в средневековом мире как титул императорский.

Первый русский царь

Федора Ивановича возвели на царское место, и митрополит короновал его шапкой Мономаха. При этом перед царем «помещались шесть венцов — символы его власти над землями страны» — бывшими ханствами и другими территориями, присоединенными его отцом Иваном Грозным. Помимо скипетра «из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенного богатыми камнями» Федору Ивановичу вручали «яблоко» — державу, символ его духовной власти. Торжества по случаю коронации продолжались еще неделю. Различались лишь детали и количество венцов.

Например, Лжедмитрий I в 1605 году был коронован тремя коронами — шапкой Мономаха, австрийской короной и Казанской шапкой. А последней коронацией по этому обычаю была уникальная двойная коронация сводных братьев Петра I и Ивана V Алексеевичей в 1682 году. Для этой церемонии была даже изготовлена вторая шапка Мономаха «шапка Мономаха Малого наряда» , предназначавшаяся для венчания Петра как младшего из братьев. Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались.

Русские земли, наоборот, находились в процессе объединения. Московские князья включили в свою титулатуру слово «царь», но прибегали к нему лишь при составлении внешнеполитических документов. На золотой печати, прикрепленной к тексту мирного договора с Данией в 1516 году, отец Ивана Грозного уже именуется как «царь и государь». Первое венчание на царство состоялось, впрочем, еще раньше. В 1509 году первый венчанный на царство правитель скончался, и традиция почти на сорок лет была забыта. Трон Ивана Грозного в Оружейной палате Источник: pinterest. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита. Священнослужители, присутствовавшие на церемонии, читали молитву с просьбой укрепить царя духом истины и справедливости, а бояре осыпали царский трон золотыми монетами. С этого дня русские правители — от Рюриковичей до Романовых — всегда венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Древней традиции они не изменили даже когда столица была перенесена в Петербург. Иван IV сохранил титул Великого Князя, но именовал себя в первую очередь царем — как в дипломатических бумагах, так и в документах, связанных с внутренней политикой Российского государства. Иван IV и иерей Сильвестр во время московского пожара 1547 года Источник: runivers. Летом 1547 года в Москве произошло несколько крупных пожаров. Жители города винили в поджогах бояр и подняли бунт, во время которого убили дядю Ивана IV Юрия Глинского.

Это событие имело большое политическое значение для страны. Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами и позволяло занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях, так как «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля. Кроме того, новый титул свидетельствовал о самодержавном характере власти. Церемония венчания на царство подробно запечатлена в миниатюрах Царственной книги — последней части Лицевого иллюстрированного летописного свода, самого крупного летописного произведения средневековой Руси. Лицевой летописный свод был создан по повелению Ивана IV в 1560—1570-е гг.

В книге много правок и приписок, выполненных скорописью XVI века, многие исследователи предполагают, что это редакторская правка Ивана Грозного. Тома Лицевого летописного свода писали и украшали мастера царской книгописной мастерской в Москве и в Александровской слободе. Миниатюры выполнены в легкой акварельной раскраске, за исключением последнего тома — «Царственной книги», оставшейся не раскрашенной в связи с прекращением работы. Миниатюры этого тома выполнены в чернильном очерке, близком к графическим изображениям.

16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство

Вот что писал Р. Скрынников о венчании на царство: «О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важно заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказались, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело» [3]. Колкостям поляков вторил и В.

Кобрин: «Почему Иван IV прародительским чином называл титул царя, которого на самом деле не носили его предки? Основанием была популярная легендарная повесть «Сказание о князьях Владимирских». В ней рассказывалось, что византийский император Константин Мономах, родной дед киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, прислал внуку свой царский венец — «шапку Мономаха» и все права на царский титул. Нужды нет объяснять, что тот головной убор, который называли шапкой Мономаха, на самом деле — золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом»[4], задевая дедушку Грозного, отмечает, что «Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями». Напрашивается вывод: историки — совершенно не объективы и предвзято относятся к Грозному.

В этой связи хочется в краткой форме привести историю появления первого польского короля Болеслава. В 997 году в Восточной Пруссии был убит епископ Пражский Адальбер Войцех , который отправился обращать в христианство пруссов на соседние земли. За останки епископа Болеслав заплатил золотом кратно весу тела. Тело усопшего епископа было перевезено в Польшу и захоронено в городе Гнездо. Этот жест по выкупу останков был высоко оценен германским королем и императором священной Римской империи Оттоном III.

Будучи сильно впечатленным поступком Болеслава, который заплатил огромную сумму за покойного епископа, император предлагает называть Болеслава не князем, а королем [5]. Возьмем, к примеру, Англию. Первым из англосаксонских правителей Британии стал именовать себя королем Англии». По поводу Франции Н. Пронина пишет: «…уже в начале XIV века во Франции было провозглашено: «Король — император в своем королевстве» [6].

Историк Кобрин о своих русских правителях писал следующим образом: «Ведь все они были лишь Великими князьями, только иногда, не столь в официальных документах, сколь в публицистике, их для пущей торжественности именовали царями» [7]. Эта колкость касается в большей степени деда Грозного. Подчеркивается, что царем дед Грозного именовал себя только с ливонцами и некоторыми немецкими князьями. Очередные двойные стандарты. На Западе, когда хотят, правители повышают свой статус, а всем остальным это запрещают делать.

Это существенно ограничивало злоупотребления. Большое внимание уделялось строительному делу. Обновлялись старые и появлялись новые каменные строения различного назначения. В 1560 году в Москве появился красивейший храм Василия Блаженного, радующий взгляд и сегодня. Венчание Ивана Грозного на царство привело к значительным изменениям и во внешней политике.

Внешняя политика В результате укрепления военизированных сил расширены границы русского государства. В 1556 году была окончательно покорена и присоединена к Московскому государству Казань. В том же году покорено и Астраханское ханство. С татарским игом было покончено навсегда. Венчание Ивана Грозного на царство, век его правления определены как время значительных перемен.

В истории Православной Руси переломным моментом последних лет царствования Ивана Грозного явилась смерть его сына. Историки отмечают, что царь убил сына в порыве гнева, нанеся ему посохом рану в висок. Придя в себя от случившегося, Грозный понял, что уничтожил будущее своей династии. Младший сын Федор был слаб здоровьем: он не мог возглавить страну. Потеря наследника по причине собственной жестокости окончательно подорвала здоровье царя.

Изношенный организм не выдержал нервного потрясения, через три года после смерти сына, 18 марта 1584 года, Иван Грозный скончался. Яркая личность на Руси После смерти царя над ним был совершен монашеский обряд пострижения с приданием ему имени Иона. Венчание Ивана Грозного на царство кратко можно охарактеризовать как яркое, но вместе с тем и темное пятно в истории Великой Православной Руси.

При торжественном обряде венчания на царство использовали, в частности, такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева и царский жезл. Валишевский пишет: «Было сделано все, чтобы придать ему как можно больше блеска и торжественности. При огромном стечении народа, при торжественном звоне колоколов церковь и трон как бы сочетались во едином этом торжестве: епископы, священники, монахи возносили к Богу молитвы и просили его, чтобы он укрепил нового царя духом справедливости и истины, а бояре в это время осыпали трон дождем золотых монет, что являлось эмблемой изобилия тех благ, которых ему желали». Решение 17-летнего князя стало началом эпохи становления Российского государства. Оно является временем полнейшего переворота в государственном строе России, а именно окончательного превращения раздробленной на мелкие удельные княжества Руси в Московское государство. Линд в издании 1900 года «Иоанн Грозный» из фондов Президентской библиотеки.

Приняв в 1547 году в свои руки государственное управление, царь Иван Васильевич занялся его преобразованием. Были проведены реформы военной службы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне, состоялся первый Земский собор. Изменения коснулись и судебной системы — в 1550 году был издан царский судебник, который не только описывал устройство суда в России и порядок его производства, но и включал новые законы касательно гражданских и уголовных дел.

Проход в музей осуществляется через Боровицкие ворота. Территория Московского Кремля закрыта для посетителей. Архангельский собор закрыт для посещения 13 мая с 15:00, 14 мая до 14:00, 27 мая с 15:00, 28 мая до 14:00. Успенский собор закрыт для посещения 18 мая с 15:00, 19 мая до 14:00. Маршрут «Кремлевский сквер» временно закрыт для посещения в связи с ремонтом археологических окон.

Колокольня «Иван Великий» временно закрыта для посещения. Придел святого Уара в Архангельском соборе закрыт для посещения до 9 мая включительно, за исключением дней проведения богослужений в кремлевских соборах. С 10 мая придел святого Уара открыт для посетителей ежедневно, кроме четверга. Уважаемые посетители, в последнее время участились попытки мошенничества, связанные с продажами билетов в Музеи Московского Кремля. Обращаем ваше внимание на то, что наш музей не сотрудничает ни с одной интернет-площадкой по продаже билетов и не гарантирует посещения Кремля и Оружейной палаты по билетам, приобретенным на сторонних сайтах. Просим вас приобретать билеты только на сайте kreml. Любые другие сайты, так или иначе воспроизводящие название Музеев Московского Кремля, не имеют никакого отношения к нашему музею и принадлежат перекупщикам, продающим билеты по цене, завышенной в несколько раз. У вас будет возможность не просто увидеть выставку и прослушать экскурсию, но узнать историю работы над этим уникальным выставочным проектом, задать вопросы и пообщаться с авторами выставки.

Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство!

До правления Ивана Грозного на Руси титулом «царь» именовали только ханов Золотой орды, Римских и Византийских императоров. Тогда как русские правители носили титул «великого князя», и на княжение назначались ордой и церковным обрядом настолования. Кто был первым царем на Руси 13 декабря 1546 года Иван Васильевич, высказал митрополиту Макарию намерение жениться. Но перед этим митрополит предложил юному правителю венчаться на царство.

И уже 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания. Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя. День 25 января в истории Мировое значение царского титула Венчание на царство стало для Руси актом политического значения.

Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя.

Позитивная сторона царствования И позитивными достижениями для государства Российского отмечено историками венчание Ивана Грозного на царство. В числе преобразований ограничение местничества уложение о службе , обязывающее служить не только холопов, но и самих помещиков. Реформа местного управления предусматривала замену власти наместников на выборные органы. Это существенно ограничивало злоупотребления.

Большое внимание уделялось строительному делу. Обновлялись старые и появлялись новые каменные строения различного назначения. В 1560 году в Москве появился красивейший храм Василия Блаженного, радующий взгляд и сегодня. Венчание Ивана Грозного на царство привело к значительным изменениям и во внешней политике. Внешняя политика В результате укрепления военизированных сил расширены границы русского государства.

В 1556 году была окончательно покорена и присоединена к Московскому государству Казань. В том же году покорено и Астраханское ханство. С татарским игом было покончено навсегда. Венчание Ивана Грозного на царство, век его правления определены как время значительных перемен. В истории Православной Руси переломным моментом последних лет царствования Ивана Грозного явилась смерть его сына.

Историки отмечают, что царь убил сына в порыве гнева, нанеся ему посохом рану в висок. Придя в себя от случившегося, Грозный понял, что уничтожил будущее своей династии. Младший сын Федор был слаб здоровьем: он не мог возглавить страну. Потеря наследника по причине собственной жестокости окончательно подорвала здоровье царя.

Коган Читать ren.

В этот очень значительный для нашей истории день в 1547 года в Успенском соборе Кремля впервые состоялась данная торжественная церемония. Она повысила не только личный статус великого князя Ивана Васильевича, но и статус нашей страны. Для нас данная дата особо актуальна в нынешней обстановке, когда русофобия по всему миру, а особенно на Украине, стала запредельно высокой. Поэтому киевские пропагандисты, включая так называемых историков, пытаются сделать фигуру первого официального русского царя неким символом тирании и украинофобии, противопоставляя ему "украинские казачьи традиции демократии". Все это, конечно, абсолютный вздор.

Начать с того, что немалая часть земель современной Украины находилась под властью государя Ивана Грозного, и их население верноподданно служило "московскому тирану". Это можно сказать, например, о Харьковщине, Сумщине, о Черниговщине, в которой жили тогда и мои предки — малороссийские казаки. Те украинцы, которые пытаются полить грязью историю России, в том числе память первого русского царя, попирают и память своих предков, буквально топчась по их могилах. Запорожская Сечь, рисуемая в киевских СМИ прообразом современной укро-державы и ее "демократического устройства", была основана в качестве форпоста Московского царства для борьбы с турками и татарами. На самом деле истинным основателем Сечи был все тот же "московский тиран".

В 1556 г. От имени каневского старосты князя Дмитрия Вишневецкого, оставившего литовскую службу, он просил царя принять под свою руку устроенное им казачье поселение на острове Хортица будущая Запорожская Сечь. Московский царь принял челобитную казаков. По указанию государя Ивана Васильевича на Днепр были срочно отправлены дети боярские Андрей Щепотев, Нечай Ртищев и принятый на государеву службу атаман Михаил Черкашенин. Они привезли запорожским казакам щедрое царское жалованье и грамоту их предводителю — князю Дмитрию Вишневецкому, позже воспетому в малороссийских песнях-думах за смелую борьбу против восточных орд.

Московские деньги и оружие помогли Сечи окрепнуть. И когда в 1557 г. Тульская область. Князь Вишневецкий, ставший первым главой запорожских казаков, потом немало участвовал в войнах против Крымского ханства в составе войск московского царя. Правда, в конце концов он изменил ему, переметнувшись на сторону польского короля, за что, кстати, поплатился, был взят в плен турками и казнен.

Несмотря на измену этого первого гетьмана запорожцев, запорожцы и потом активно принимали участие в походах московских войск против татар и турок.

Стрельцы были вооружены пищалями, бердышами и саблями. В военное время они отправлялись в походы, в мироне охраняли города, а в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей.

В стрелецких полках впервые в России были введена система воинских званий: стрелецкий голова, полуголова, воевода, сотни, пятидесятник, десятник, стрелец. Каждый полк и сотня имели своё специальное знамя. Стеллецкие полки были постоянно функционирующими формированиями, и это даёт основание считать их первым шагом на пути к созданию регулярной армии.

При Иване IV так же значительно была усилена артиллерия, которая наряду с дворянским ополчением и стрелецкими полками была третьим основным родом войск. В русских артиллерийских войсках насчитывалось до 2000 орудий, которые обслуживали квалифицированные пушкари. У пушкарей и стрельцов часто проводились совместные боевые учения, на которых отрабатывалось взаимодействие между ними.

Однако, ход военной реформы, начатый Иваном IV, тормозило местничество, суть которого заключалось в том, что назначение должностных лиц на высшие руководящие посты государственного управления и армии производилось не по способностям и заслугам, а исключительно по знатности рода. Причём потомки знатных родов находились в тех же самых служебных отношениях, равенства или подчинения, что и их предки. Такое положение дел служило причиной вражды и сословных споров, как в мирное время, так и во время, военных походов, что лишало армию оперативного руководства и разлагающим образом влияло на ратных людей.

Таким образом, местничество было одним из самых вредных пережитков феодальной раздробленности. Поэтому в целях упорядочения военной службы Иван Грозный обсудив эту проблему с митрополитом Макарием, своим братом Юрием Васильевичем Угличским[2], двоюродным братом Владимир Андреевичем Старицким и боярами был вынужден издать в 1550 г. Этот указ определил строгую субординацию между воеводами разделив их на первых и вторых.

При назначении на военную должность теперь стали учитываться личные качества и военные заслуги, а не только знатность рода Молодых представителей знатных родов стали назначать на невысокие должности, чтобы они постепенно набирались опыта. Ещё одним нововведением стало издание в 1555 г. Уложение установило единый порядок прохождения военной службы для дворян и вотчинников обязательной и наследственной, а также определило их нормы службы в зависимости от размера земельного участка.

Все дворяне и дети боярские должны были выставлять со 150 десятин земли полностью обеспеченного снаряжением война на коне. Тот кто выставлял людей больше нормы получал существенное денежное вознаграждение, тот кто меньше напротив подвергался штрафу. Военная служба для дворян теперь начиналась с 15 лет.

Тот кто уклонялся от исполнения своей воинской обязанности и не являлся на службу или военный смотр без уважительной причины, подвергался телесному наказанию и даже мог лишиться своего поместья. Установленный и закреплённый уложением строгий порядок прохождения военной службы для всех светских феодалов способствовал увеличению численности войск и препятствовал уклонению бояр от несения военной службы. Военная реформа Ивана Грозного затронула так же и проблему охраны и обустройства внешних границ государства.

В 1571 году под руководством воеводы Н. Воротынского был разработан первый в истории России военный устав, полное название которого «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Устав приказывал воеводам приграничных городов посылать для несения дозорной службы только специально обученных людей.

Впервые на государственном уровне к охране границ было привлечено казачество, которое теперь официально становилось военным служилым сословием. Обязанностью станичных казаков с этого момента стало несение сторожевой, пограничной, и курьерской службы. Военный устав стал показателем зрелости военно-теоретической мысли того времени.

Военная реформа, проведённая Иваном Грозным, установила принцип обязательной военной службы, определила строгую субординацию военных начальников, упростила руководство боевыми подразделениями, и самое главное создала боеспособную национальную армию, пригодную как для защиты страны, так и для проведения активной внешнеполитической деятельности. Причинами, проведения реформы местного самоуправления, явились рост государства, усложнение общественного порядка, недовольство населения городов и волостей несовершенной и изжившей себя системой кормления произвол местной власти, обременявший народ бесконечными поборами и взятками. Поэтому целью данной реформы было ликвидация кормлений и повсеместное введение органов земского самоуправления.

Реорганизация органов местного самоуправления началась с губной реформы. В 1555 г. В результате этой реформы из компетенции наместников и волостелей были изъяты и переданы губным старостам, уголовные дела по разбою.

А несколько позже, о второй половины XVI в. Избирались губные старосты из сословия дворян или детей боярских, всеми слоями местного населения. Обязательными требованиями к губному старосте были грамотность и определённый материальный ценз.

Выбранный губной староста должен был явиться в Москву для принесения присяги. В осуществлении возложенных на него обязанностей губному старосте помогали целовальники[3], и дьяк, составлявшие «губную избу», которая являлась постоянным местом присутствия губного старосты и центром всего губного управления Губные учреждения стали главными органами уездного управления. В их ведении находилось, почти все уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах губах , составление кабальных книг.

С одной стороны губная реформа была направлена на ограничение административного произвола кормльщенников, а с другой она расширила функции местных органов самоуправления. Одновременно с губной реформой проводилась земская реформа, которая стала завершающим этапом реформы местного самоуправления. Её задача заключалась в отмене кормлений и введении земского самоуправления.

С этой целью в 1556 году, был издан «Приговор царский о кормлениях и службе», упразднивший систему кормлений и заменивший её земскими органами самоуправления. Сборы на содержание кормленщиков были преобразованы в кормленный откуп - особый налог в пользу казны. Вместо наместников и волостелей управление на местах стали осуществлять земские старосты, выбиравшиеся народом из числа наиболее зажиточных посадских людей и крестьян сроком на 1-2 года.

Им были предоставлены широкие судебные, административные и финансовые полномочия. Земский староста был главой земской избы. В круг его обязанностей входил сбор налогов с тяглого населения, вопросы владения и использования общинной земли, суд по гражданским и второстепенным уголовным делам, надзор за земскими судьями, дьяками, подьячими, целовальниками, составлявшими штат земской избы, организация и проведение следующих земских выборов.

Губная и земская реформы имели важное, прогрессивное значение. Они привели к ликвидации системы кормлений, завершили перестройку местных органов власти и привели к созданию сословно-представительных учреждений на местах. В результате был укреплён местный аппарат управления и усилена централизация государственных органов власти.

Иногда русская рать появлялась под самой Казанью; казанцы пугались, принимали себе хана из рук московского государя, обещали мир и подчинение, а затем сейчас же изменяли и начинали враждебные действия»[4]. Таким образом, борьба с Казанью была важной, необходимой и неотложной внешнеполитической задачей. В её решении были заинтересованы все социальные слои русского общества.

Царское правительство рассчитывало на доходы от дани с покорённых народов Поволжья. Дворянство стремилось приобрести новые плодородные земли, которые Иван Пересветов называл «подрайской землицей». Купечество было заинтересовано в безопасной торговле по Волжскому пути, а жители городов и сёл, не понаслышке знакомые с ужасами крымских нашествий, мечтали о прекращении этих разрушительных и грабительских набегов.

С первой попытки подчинить Казань Ивану IV не удалось. Первый поход 1447-1448 и второй поход 1449-1450 годов, закончились неудачей. Первый поход Иван IV предпринял зимой 1447 года.

Царь решил использовать замёрзшую реку, как дорогу в Казань, но из - за сильной оттепели переправа не удалась. Подтаявший лёд не выдержал тяжести пищалей и пушек, в результате артиллерия и многие люди провалились под воду и утонули. Огорчённый этим обстоятельством Иван IV велел идти на Казань своему боярину и воеводе Дмитрию Фёдоровичу Бельскому, и другим воеводам с большим количеством людей, а сам вернутся обратно в Нижний Новгород, а из него уже в марте в Москву.

Воеводы царя подошли к Казани 18 февраля 1448 г. Казанский хан встретил русские войска на Арском поле. Произошла битва, в которой отличился командовавший передовым полком князь Семён Мигулинской.

Он нанёс казанскому войску большой урон и заставил хана отступить в город. Началась осада Казани, которая длилась неделю. Но взять хорошо укреплённый город без артиллерии оказалось невозможно, и русские войска вернулись домой.

На этом первый Казанский поход закончился. Второй Казанский поход был совершён Иваном IV в 1449 г. Поздней осенью 17 ноября, Русское войско, как и в прошлый раз, выступило из Нижнего Новгорода.

Артобстрел города в этот раз вёлся из пушек, которыми управляли немецкие пушкари. Был убит сын казанского хана и крымский князь Челбак. Однако начавшаяся ранняя весна, дожди и оттепель сделали невозможным дальнейшую осаду Казани.

Отсырел порох, пушки из-за грязи невозможно было сдвинуть с места, дороги размыло и стало нельзя подвозить продовольствие, в войске начался голод. В таких неблагоприятных условиях Иван Грозный был вынужден снять осаду и вернуться домой. Таким образом, хотя этот поход и был более удачный, чем первый, но в целом так же не имел ни политического, ни военного успеха.

Удачным оказался только третий поход Ивана Грозного. К этому походу он подготовился особенно серьёзно и основательно: реформировал армию, привлёк на службу иностранных специалистов, добился нейтралитета Ногайской орды, собрал огромное войско численностью в 150000 человек, состоявшее из различных родов войск: стрельцов, конницы, немецких, итальянских и польских наёмников, мордовских и черкесских воинов и татарских отрядов хана Шигалея. И что очень важно была устранена основная причина неудач прежних походов — отсутствие вблизи осуждённого города стратегической базы, в которой можно было бы сосредоточить военные силы для наступления и складировать необходимые для войны и осады припасы.

Такой базой стала Свияжская крепость, построенная в 1551 г. И уже на месте в 30 км от Казани в течение 28 дней быстро собрали крепость. В Свияжске, для наблюдения за Казанью был оставлен гарнизон под предводительством воеводы Александра Горбатого, и сложены припасы для будущего похода.

Закончив приготовления к походу, царь 16 июня 1552 г. Ошибочно считая, что русский царь со своим войском уже находится под Казанью, крымский хан вторгся в русские земли и напал на Тулу. Однако, небольшой тульский гарнизон возглавляемый воеводой Григорий Ивановичем Тёминым, не только сумел отбить все атаки крымцев.

Но и продержаться до прихода царских войск. Царские воеводы Пётр Щенятев и Иван Пронский не только одержали победу над крымским царём, но и отбили у него всех русских взятых им в плен. Сам Девлет Герей едва не был пленён и с позором бежал за Дон, бросив оружие и награбленную добычу.

После этого русское войско уже беспрепятственно двинулось на Казань. Единственно чего сумел добиться крымский хан — это на четыре дня задержать поход Ивана Грозного на Казань. Через пять недель войска Ивана Грозного дошли до Свияжска.

Здесь царь дал своим войскам неделю на отдых после утомительного похода, затем вышел из крепости и двинулся со своим воинством к Казани. Узнав о переправе русских через реку, казанский хан Едегир вышел к ним навстречу с пятидесяти тысячным отборным войском стремясь устрашить русских воинов и не дать им совершить переправу. Бой с превосходящими в разы силами противника приняли ертуальный и передовой полки.

Кровопролитное сражение длилось три часа. Много людей погибло с обеих сторон. В результате русским полкам удалось одержать победу, и Едегир был вынужден отступить к Казани.

Вокруг стен Казани были расставлены туры и пушки, город был окружён, так что казанцам невозможно было ни войти, ни выйти из него. Подступы к Казани были трудными, так как леса, болта, овраги, густые заросли кустарника делали местность труднопроходимой. С двух сторон Казань окружали труднопроходимые реки Булакам и Казанка.

Со стороны Арского поля имелось небольшое место для приступа, но там была толстая надёжная стена и широкий, глубокий ров. Кроме всего вышеперечисленного в городе имелся большой запас съестных и военных припасов, поскольку казанцы готовились к осаде заблаговременно. Казанцы оказывали активное сопротивление, совершая в течение первой недели осады частые, но безрезультативные вылазки.

Однако прежде, Иван Грозный желая избежать бессмысленного кровопролития, послал в город своих послов. Едегиру русский царь обещал, что он будет ему братом и другом, а не рабом и слугой, и будет царствовать в Казани спокойно до самой своей смерти. Казанцам царь предлагал прощение всех их злых дел, сохранение обычаев, законов, веры, если только они добровольно присягнут ему и присоединятся к России.

И если не послушаете слов моих, то с помощью Бога моего возьму город ваш на щит, вас же всех, и жен ваших, и детей без пощады склоню под меч. И падете вы и будете, как пыль, попраны нашими ногами»[5]. Едегир выслушав царское послание, хотел согласиться на его условия, открыть город и добровольно сдаться, но казанцы не позволили ему этого сделать.

Предложения русского самодержца были отклонены, а послы с позором изгнаны из Казани. Смелый отказ казанцев объяснялся тем, что они рассчитывали на военную помощь Ногайской орды, в которую послали своих послов ещё до начала осады. Однако ногайцы отказали казанцем, сказав им следующее: «Не смеем мы отпустить к вам наших воинов против московского царя, ибо много раз, когда отпускали мы их, все они у вас погибали от русских, и ни один не вернулся от вас живым.

Да и Бог не позволяет нам этого сделать за истинную любовь к нам московского самодержца: нельзя нам вместе с вами воевать против него, ибо всегда мы от него много добра получали, живя с ним в мире и любви; более того, собираемся мы помогать ему против вас, лукавых и неверных людей. Вы ведь, живя с ним по соседству, всегда несправедливо обижали его; много раз преступая свою клятву. И убоги вы и бедны, а такого сильного и великого царя хотите одолеть не силой, а хитростью, но будете вы сами побеждены им, нежели одолеете его, если добром не помиритесь с ним, предавшись ему»[6].

Вернувшимся от ногайцев казанским послам, не удалось прокрасться в город сквозь русские полки. Дозорные схватили их и привели к Ивану Грозному. Он прочитал их грамоты, и отпустил живыми и невредимыми в Казань, не причинив им никакого зла.

Удивив незадачливых послов своим великодушием. Получив отказ от ногайцев казанцы поняли, что ждать помощи им не от кого и перестали делать вылазки и биться с русскими, а заперлись в городе, надеясь выстоять за счёт прочности городских стен и больших продовольственных запасов. Однако, несмотря на прекращение вылазок горожан, осаждавшим серьёзные проблемы продолжала доставлять конница мурзы Япанчи, постоянно нападавшая и днём и ночью с тыла на русские войска из — за лесной засеки.

Эти набеги отвлекали русские полки от осады города и фактически заставляли сражаться их на два фронта. Так продолжалось три недели, пока Иван Грозный не выделил воеводе, князю Горбатому-Шуйскому из своего войска 15 тысяч пехоты и 30 тысяч конницы. Горбатый-Шуйский решил выманить Япанчи из леса хитростью.

Он укрыл пехотинцев и пищальщиков в засаде, а небольшому отряду приказал выманить конницу Япанчи из леса. Увидев приближавшийся к нему отряд русских воинов, Япанчи действительно вышел из леса, погнался за ними и сразу же попал в засаду, был окружён и обстрелян. Татары понесли большие потери и были вынуждены бежать.

С тех пор набеги конницы на русские тылы прекратились. После этого, осаждавшие начали подготовку к штурму. Под Казанский кремль были сделаны подкопы, а минёры заложили в них бочки с порохом.

Но прежде чем штурмовать Казань Иван Грозный ещё раз предложил осаждённым сдаться на милость победителя, но снова получил отказ. Тогда подкопы были взорваны. Взрывы разрушили часть стены.

Через образовавшиеся проломы русские войска штурмом взяли город. Взятие Казани было встречно русским людьми с ликованием и стало народным торжеством.

1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 1453 пала Византия и Москва- 3 Рим

Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Иван Грозный правил 51 год и за это время. Венчание на царство Иоанна IV свт. 16 января исполнилось 477 лет от венчания на царство первого русского царя – Ивана Грозного (1530-1584 гг.). В этот очень значительный для нашей истории день в 1547 года в Успенском соборе Кремля впервые состоялась данная торжественная церемония. Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства.

Что посмотреть

  • Венчание на царство Ивана 4 Грозного – кратко о фактах и значении, дата события
  • ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ
  • 16 января / 29 января ​
  • Православный взгляд. Царь Иван Грозный , смотреть онлайн
  • Содержание
  • Кто был первым русским царем - Парламентская газета

Восемь фактов о венчании на царство русских правителей

Иван от невесты не отказался и сыграл свадьбу: «Положа на Бога упование, любо исцелеет». Бог, увы, не помог: через 15 дней после венчания Марфа умерла. По традиции Иван объявил, что девушку извели ядом. В ходе расследования казнили 20 человек, отца Марфы насильно постригли в монахи, а братьев за «чародейство» убили. По одной из версий, Собакину отравили родственники предыдущих жен, по другой — мать передала ей некое зелье для «плодородия», которое и убило девушку. Однако если отрава была растительной, то за 360 лет ее следы исчезли, так что версию насильственной смерти анализ не опровергает.

А еще есть легенда, что тело Марфы было не тронуто тлением, словно она умерла только что. И лишь через несколько минут после вскрытия гроба останки почернели и превратились в прах. На нем он объявил, что после гибели трех жен собирался «посвятить себя житию иноческому», однако «дерзнул на четвертый брак», видя «государство в бедствиях». Четвертый раз венчаться было запрещено, однако царь заверил всех, что Собакина никогда не была ему настоящей женой: из-за болезни он так и «не разрешил» ее девства. Церковники, с трудом удержавшись от того, чтобы объяснить царю, что он и есть причина «бедствий», признали брак с Марфой не идущим в зачет, и позволили Ивану выбрать новую супругу.

Ею стала Анна Колтовская — «вице-мисс» смотра невест, на котором победила Собакина. На царя наложили трехлетнюю епитимью, а народу строго-настрого наказали: никаких венчаний в четвертый раз! Это только для государя, и то в силу рокового стечения обстоятельств! О причинах такого поведения историки спорят до сих пор. Одни говорят, что Колтовскую ненавидели бояре, которые и добились ее ссылки.

Другие утверждают, что она постоянно конфликтовала с опричниками, тем самым восстановив их против себя. Третьи же объясняют всё просто: Анна быстро надоела царю, и он от нее избавился. Не исключено, что Марию вычеркнули из жизни Ивана Грозного как супругу не только незаконную ведь венчаться четвертый раз было нельзя , но и недостойную. Свадьбу устроили скромную, большинство гостей были из числа близких Грозного. Тихая, пугливая Васильчикова больше походила на монашку, чем на царицу.

Выходов в свет она не любила, отчаянно боялась сглаза, на людях всегда появлялась в плотном окружении боярышень.

По мере освобождения Московского государства от зависимости со стороны Золотой Орды великокняжеская шапка утрачивала прежний статус; своё название «Мономахова наследственная шапка золотая» получила при Иване IV Грозном. В чине поставления на великое княжение фигурировали также великокняжеские бармы и пояс «золотой великий», при великом князе Василии I к ним присоединён так называемый животворящий крест, на котором русские государи давали крестное целование при Венчании на царство. Обряд Венчания на царство впервые был введён Иваном III, считавшим себя правопреемником византийских императоров; 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя. В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной «Утвердительной» грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа «чин венчания на царство».

Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты. Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место «чертог о 12 ступенях» для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава «яблоко державное» с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор. Венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле.

В 1577 г. Двины, занятые в годы Ливонской войны литов. Небольшие гарнизоны находившихся здесь крепостей капитулировали, не оказывая сопротивления. Двины, кроме Ревеля и Риги.

Ссылаясь на достигнутые успехи, И. Царь полагал, что новый польский король, бывший правитель небольшого княжества, не решится вступить с ним в спор из-за Ливонии, но ошибся. К 1578 г. Против нее фактически сложилась враждебная коалиция из Польско-Литовского гос-ва, Швеции и Крымского ханства, страна должна была вести войну одновременно на нескольких фронтах. Открытая враждебность Крыма, который вел переговоры о союзе даже со Швецией, заставляла держать на южной границе войска, к-рые были остро нужны на западе. Вместе с тем к кон. По разным подсчетам, в Новгородской земле к нач. Это сказывалось на размерах дворянского ополчения - главной военной силы страны - и на его способности нести службу. В последние годы Ливонской войны уклонение детей боярских от службы стало приобретать массовый характер. Приходилось посылать специальные отряды, чтобы собирать ополченцев и отправлять их на войну.

В королевской ставке стали возникать планы оторвать от Русского государства весь северо-запад с его главными центрами - Новгородом и Псковом. В Новгород была послана грамота, призывавшая жителей города поднять восстание против «тирана», а захват Пскова стал целью нового похода Батория, в авг. Эти крайне неблагоприятные для царя события совпали по времени с личной драмой: 19 нояб. В тяжелой ситуации, сложившейся внутри гос-ва, царь пытался искать помощь даже в Риме. Обещая в будущем папе союз против османов, И. Папский посредник иезуит Антоний Поссевино прибыл в Москву, когда уже началась осада Пскова. Героическая оборона города сорвала планы политиков Речи Посполитой, но в стране, истощенной войной, не было сил на то, чтобы отбросить от Пскова польско-литовскую армию и добиться победного окончания войны. Пока шла осада Пскова, Русское гос-во потерпело еще одно поражение. Бросив все силы на борьбу с Баторием, И. Затем шведы заняли лежавшие на др.

Наровы новгородские пригороды. Гравюра с рис. XIX в. РГБИ 15 янв. Речь Посполита вернула занятые польско-литов. Вопрос о ливонских землях, занятых шведами, в договоре был обойден молчанием. Но планы эти осуществить не удалось. В Казанском крае началось широкое восстание марийцев, которое сумели подавить лишь после смерти И. Уже осенью 1582 г. Плюссе было заключено перемирие со Швецией на 3 года, по условиям к-рого Швеции отошли не только земли в Ливонии, но и рус.

По-видимому, И. В 1582-1583 гг. По монастырям рассылались списки таких людей, содержавшие многие сотни имен. Перед смертью И. Боусом, рассчитывая заключить союз с Англией против Батория, чтобы вернуть под свою власть Полоцк и «Лифлянскую землю по Двину». Очевидно, царь был намерен со временем возобновить Ливонскую войну. В последние годы правления И. Пользуясь ослаблением Русского государства в годы Ливонской войны, сибирский хан Кучум перестал платить дань и стал предпринимать набеги на пограничные русские земли. Страдавшие от набегов солепромышленники Строгановы наняли в нач. Ермак разбил войско Кучума и захватил его столицу, подчиненное хану население признало власть Ермака и стало выплачивать ему дань.

Летом 1583 г. Казакам было послано жалованье деньги, сукно , атаманам - золотые. Так было положено начало вхождению Сибири в состав Русского гос-ва. Значение деятельности И. Верхушка дворянства - родовая знать - превратилась в знать служилую, землевладение бояр и детей боярских складывалось теперь гл. Верхи городского сословия - гости, члены гостиной и суконной сотен - должны были нести различные службы для пополнения гос. Выборные земские органы на местах к концу правления И. Особое место среди них занимают ответы царя на вопросы чеш. Рокиты , приезжавшего в Москву с польско-литов. В ответах ярко проявилось отрицательное отношение И.

В 1-м послании Курбскому 1564 нашли отражение представления царя о характере и природе его власти, о желательном типе отношений между монархом и подданными, его знания древнерусского и визант. В послании кн. Александру Полубенскому 1577 И. В письмах английской кор. Елизавете I и швед. Юхану III см. Иоанн III отразилось присущее И. В послании братии Кириллова Белозерского монастыря 1573 царь писал о том, каким должен быть распорядок жизни в общежительной обители. Михаила Всеволодовича Черниговского. Царь покровительствовал мастерам хорового пения, некоторые из них работали по его заказу в Александровой слободе.

По повелению царя было создано многотомное иллюстрированное изложение всемирной и древнерус. С 1547 г. Оно проявилось уже при решении вопроса о царском венчании И. Когда после пожара в 1547 г. Макарий нашел приют в московском Новинском монастыре, туда для обсуждения разных вопросов приезжал И. В попытках найти выход из охватившего страну внутриполитического кризиса царь и его советники искали поддержки у архиереев, к-рые выступали посредниками в контактах между сторонами и гарантами достигнутых договоренностей. На созванном в февр. Соборе примирения царь и бояре каялись перед иерархами в своих винах, по «прошению» митрополита и епископов царь простил боярам их проступки, а затем и «кормленщики со всеми землями помирилися во всяких делех» Емченко. На этом Соборе иерархи дали благословение на составление нового Судебника. В 1551 г.

Судебник вместе с некими «уставными грамотами» был представлен на рассмотрение церковного Собора. В 1550 г. Макарий с освященным Собором, и здесь при участии духовенства по прочтении адресованного войску поучения митрополита было принято решение, что воины в походе должны нести службу «без мест». Подготовленный в 1550 г. В 1552 г. Макарию было снова поручено «наказывать» бояр, остававшихся в Москве. Во время похода свт. Макарий обратился с «посланием учительным» к войску, а затем к царю. Митрополит убеждал, что войско и правитель добьются успеха, если станут бороться со своими пороками и вести образ жизни, достойный христианина. Царя митрополит призывал соблюдать «евангельские заповеди»: «...

Эти известия отражают, однако, лишь одну сторону отношений молодого царя и духовенства. Более полную и всестороннюю картину дает текст решений Собора 1551 г. Стоглав в сопоставлении с рядом документов, исходивших в эти годы от рус. Эти тексты позволяют выявить новые области сотрудничества и те сферы, где имел место конфликт интересов. Царь председательствовал на Соборе, его вопросы, адресованные участникам, определили проблематику соборных обсуждений. Царь не только хотел устранить непорядки в церковной жизни, следуя «правилом святых отец», но и предлагал священнослужителям выступить против него, если он отступит от этих правил: «Аще преслушник буду, воспретите ми без всякого страха». Он выражал готовность обсуждать с отцами Собора не только церковные дела, но и «земские нестроениа»: «И мы вашего святительского совета и дела требуем и советовати с вами желаем» Емченко. При активном участии царя был принят ряд решений, направленных на искоренение недостатков в жизни приходского духовенства. Из протопопов и поповских старост были созданы органы, которые должны были наблюдать за тем, как приходские священники выполняют свои обязанности и какую ведут жизнь, наставлять и поучать их. Подчеркивалось, что архиерей должен рукополагать в священный сан только добродетельных и грамотных людей, не считаясь с иными пожеланиями прихожан.

Решения Собора предусматривали создание во всех городах уч-щ для обучения буд. Архиереи должны были надзирать за перепиской книг. Богослужебные книги следовало исправить, писцы должны были при переписке использовать «правленые» книги. От этих решений Собора шел путь к созданию книгопечатания в нач. Архиереям также следовало наблюдать за деятельностью иконописцев и признавать «мастером» только такого ученика, который пишет «искусно» и следует установленным иконографическим образцам. Предусматривалось, что иконописцы, не подчиняющиеся архиерею, «царскою грозою накажутся». Царь и отцы Собора исходили из того, что новое, добродетельное и грамотное, духовенство станет активно воспитывать паству, бороться с пороками. В этой работе духовенство могло рассчитывать на поддержку царской власти, задачей которой было оградить страну от вредных внешних идеологических влияний. Власть должна была бороться с деятельностью «лживых пророков», запретить занятия астрологией и чернокнижием; в решениях Собора дважды отмечено, что власть призвана бороться с сохранявшимися среди сельского населения языческими обычаями. Эту функцию власти царь относил к кругу своих важных обязанностей.

Об этом говорят как активное его участие в Соборах «на еретиков», созывавшихся в сер. Программа воспитания духовенства и общества должна рассматриваться как свидетельство достаточно глубокого сотрудничества светской и церковной властей в России в сер. В других вопросах такого совпадения интересов не было. Недовольство церковной иерархии вызывала практика выдачи царем несудимых грамот, когда клир приходского храма или братия монастыря освобождались от суда архиерея и уплаты налогов в его казну и подчинялись только суду монарха. В результате усилий иерархов в ст. На Соборе 1551 г. Распоряжение о подсудности белого духовенства епархиальному архиерею вошло в грамоты, выданные епископам, подсудность епископу зафиксирована и в грамотах, выданных монастырям. При этом, однако, ряд обителей, напр. Юрьев новгородский мужской монастырь , добились сохранения для себя прежнего порядка, а Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь был подчинен не епархиальному архиерею, а митр. Вместе с тем в решениях Собора без сопротивления со стороны участников был зафиксирован ряд проявлений власти монарха над церковными учреждениями: царь мог определять состав служилых дворов архиереев, настоятели мон-рей должны были назначаться «по государеву слову и совету», за царскими дворецкими было признано право «монастырскую казну и всякие обиходы монастырские...

Документы, современные Стоглаву, показывают, что за царем признавалась роль верховного арбитра при решении вопросов церковной жизни. Так, в наказе поповским старостам от дек. Не согласный с установленными в 1551 г. Пимен в 1555 г. Прорись из Лицевого летописного свода. У носителей власти вызывало раздражение то обстоятельство, что земля, в которой власть нуждалась для испомещения дворянского войска, «выходит из службы». В таких ситуациях власть становилась восприимчивой к аргументам нестяжателей , утверждавших, что материальное обогащение монастырей пагубно влияет на образ жизни насельников. Характерно, что весной 1551 г. В «Ответе» митр. Макария подчеркивается неотчуждаемость церковных имуществ.

В пункте 15 из 1-й серии адресованных Собору царских вопросов отмечалось, что в мон-ри поступают вклады, они покупают земли, пользуются немалыми податными привилегиями, но «устроения в монастырех никоторого не прибыло»: монахи пьянствуют, ведут неподобающую роскошную жизнь, держат в кельях мальчиков и женщин, не исполняют заупокойных служб по вкладчикам, чернецы и черницы «по миру волочатся». Аргументы царя в замаскированной форме ставят вопрос о ликвидации или сокращении монастырского землевладения. Даже изложенное в таком виде предложение вызвало острую реакцию отцов Собора. Столкнувшись с солидарным сопротивлением духовенства, государственная власть в основном направила усилия на создание препятствий для роста церковного землевладения в будущем. Согласно совместному приговору царя и Собора от 11 мая 1551 г. Василия III, эти земли должны были быть возвращены, как и земли, приобретенные незаконным путем в годы «боярского правления». Приговор подтверждал действенность уложения вел. Такая практика была распространена в приговоре на всех землевладельцев. Указанное уложение было дополнено установлением, что продажа земель церковным учреждениям также не может производиться «без царева и великого князя ведома и без докладу». Карой за нарушение был переход соответствующего владения к гос-ву.

Одновременно за Церковью сохранялась основная масса ее земель, в ее пользу было существенно ограничено право родового выкупа лишь тогда, когда это было специально оговорено во вкладной грамоте или в духовной. Приговор от 11 мая 1551 г. Вместе с тем выступление царя с критикой пороков монашеской жизни способствовало тому, что Собор утвердил ряд мер для устранения недостатков: была введена более строгая регламентация монастырской жизни, установлены ограничения для контактов монахов с «миром». Другим источником напряженности стали податные привилегии архиерейских кафедр и монастырей особенно в отношении их городских владений , существенно расширившиеся в годы «боярского правления». В городских владениях церковных корпораций образовались многочисленные слободы торговцев и ремесленников. Посадские люди не хотели терпеть конкурентов, не несших тягла и поэтому более успешных, а государственная власть была недовольна тем, что, поселяясь на церковных землях, торговцы и ремесленники тем самым избегали уплаты налогов. В проекте реформ 1550 г. Это решение встретило сильное сопротивление, и уже 15 сент. За Церковью были сохранены старые слободы с проживавшим в них населением «по старине», а новые слободы должны были «тянути з гороцкими людми во всякое тягло», люди, поселившиеся в них после писцового описания, должны были вернуться в посад. Церковь также принимала на себя обязательство «новых слобод не ставити и дворов новых в старых слободах не прибавливать».

И в данном случае речь идет о компромиссе, достигнутом ценой взаимных уступок. Интересы Церкви затрагивала и ст. Установление это не было направлено специально против Церкви, но многие церковные учреждения были обладателями таких грамот. Постановления ст. Такие ограничения распространялись, напр. От уплаты налогов были освобождены владения архиерейских домов была подтверждена тарханная грамота 1538 г. Коломенскому епископу на слободы в Коломне и Иосифова Волоколамского мон-ря, к-рому были подтверждены все тарханные грамоты Василия III это самое раннее свидетельство особого расположения И. Ряд почитаемых обителей, как, напр. Серьезно затронула интересы Церкви еще одна мера, предусмотренная проектом реформ 1550 г. Размер «большой сохи» был разным для разных видов земельной собственности: для земель служилых людей «большая соха» равнялась 800 четвертей «доброй земли» в одном поле, для церковных земель - 600 четвертей, для черносошных земель - 500 четвертей.

Эта мера означала, что церковная земельная собственность, если на нее не распространялись льготы, облагалась налогами по более высоким ставкам, чем владения служилых людей. Из-за солидарного сопротивления духовенства светская власть не могла осуществить многие из своих планов. В истории отношений И. Летом 1553 г. Вероятно, в это время царь еще испытывал какой-то интерес к нестяжателям и их идеям. Положение изменилось во время Собора, созванного в 1554 г. Башкин и др. На следствии, предшествовавшем Собору, и на самом Соборе стало известно о контактах между еретиками и нестяжателями Артемием и людьми его круга , сосланными «для исправления» в различные мон-ри. Когда на Соборе Рязанский еп. Кассиан стал «хулить» «Книгу на новгородских еретиков» «Просветитель» прп.

Иосифа Волоцкого, входившую в то время в круг постоянного чтения И. Следствие по делу еретиков проводили по приказу царя старцы Иосифова Волоколамского мон-ря Герасим Ленков и Филофей Полев. Когда в 1555 г. Иосифова Волоколамского мон-ря свт. Гурий Руготин. Архиепископу был вручен «Наказ» царя и митрополита с подробными наставлениями, как следует обращать в христианство казанских татар. Когда позднее, основав ряд монастырей для распространения христианства среди населения, архиеп. Гурий просил наделить эти монастыри землями, И. Макария, обещал это сделать. Вместе со свт.

Гурием в новую епархию был послан ряд волоколамских пострижеников, один из к-рых, Герман Садырев-Полев , стал преемником архиеп. Гурия на Казанской кафедре. В начале Ливонской войны И. После взятия Нарвы в 1558 г. Главная идея книги - необходимость для России существовавшей в ней с самого начала сильной самодержавной власти, всякое ослабление которой вело к печальным последствиям. Одновременно в «Степенной книге» последовательно подчеркивались безукоризненное правоверие русских государей, их постоянное тесное сотрудничество с Церковью. В «Степенной книге» жизнеописания государей сопровождаются житиями их святых современников. Работу над этим огромным сочинением вела, по-видимому, группа книжников во главе с царским духовником протопопом Благовещенского собора Андреем, который в 1562 г. Рождение, а затем выздоровление царевича Иоанна Иоанновича приписывались покровительству прп. Никиты Столпника.

Прежде незначительный, переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь превратился в большую общежительную обитель, где были построены собор во имя прп. Никиты, каменные трапезная и ограда. Мон-рь был щедро наделен землями. Царь позаботился и о восстановлении запустевшего Данилова монастыря , где находились останки его предка, св. Даниила Александровича. В мае 1561 г. По приказу царя осенью 1556 г. Макария «учинил» троицкого игумена архимандритом, занявшим 1-е место в иерархии настоятелей рус. С одной стороны, у И. Это недовольство отразилось в послании, отправленном царем из Александровой слободы перед учреждением опричнины.

При установлении опричного режима царь добился того, что право «печалования» рус. Согласно летописному повествованию о походе на Полоцк в 1563 г. Иосифова Волоколамского мон-ря Леонид и архим. Чудова мон-ря Левкий, которого И. Новгородский архиеп. Пимен прислал царю письмо с пожеланием успехов, благословение, образ Св. Софии и св. Возвращаясь из похода, царь остановился в Иосифовом Волоколамском монастыре, а в дек. Когда после взятия Полоцка встал вопрос о назначении туда архиепископа, подчиненного Московскому митрополиту, царь убедил принять кафедру жившего на покое Трифона Ступишина , постриженика прп. Иосифа Волоцкого.

Симонов монастырь был взят в опричнину со всеми владениями. Привлек к себе внимание царя и старицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , И. Тарханные грамоты получили от И. В памяти людей Смутного времени сохранились рассказы о видениях митр. Макарию, предвещавших «нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли», однако при жизни свт. Макария столкновения между ним и И. После смерти святителя царь приложил усилия к тому, чтобы новым митрополитом стал близкий к нему человек. Роль царя как патрона кафедры была подчеркнута в чине поставления тем, что именно царь вручил первоиерарху пастырский посох - символ власти. Однако новый митрополит не оправдал ожиданий правителя, выступив весной 1564 г. Царь, как сообщается в рассказе об этом эпизоде, «подал надежду на исправление» и с июня по сент.

Царь, по-видимому, опасался, что митрополит может возглавить выступление знати в условиях, когда он готовит почву для политического переворота. Когда переворот стал реальностью, митр. Афанасий, как и др. После смерти митр. Макария произошло еще одно важное изменение в отношениях между гос-вом и Церковью. Царь, нарушая решения Стоглава, возобновил выдачу несудимых грамот. Так, по грамоте 1571 г. Новодевичьему московскому в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырю все приходское духовенство в огромных владениях обители было освобождено от подсудности митрополиту и епископам и от уплаты пошлин в архиерейскую казну. Афанасий «за немощию велиею» покинул кафедру и встал вопрос о выборе преемника. Первоначально царь хотел видеть на митрополичьем престоле Казанского архиеп.

Германа Садырева-Полева , известного царю еще в бытность того старцем Иосифова Волоколамского монастыря и, несомненно, при содействии И. Герман получил тарханную грамоту на земли и рыбные ловли Казанского архиерейского дома. Герман поселился на митрополичьем дворе, но архиерей стал напоминать царю о Страшном Суде, и его кандидатура отпала. Остается неясным, кто и при каких обстоятельствах выдвинул кандидатуру соловецкого игум. Филиппа Колычева. Когда царь и Собор «понужали» его стать митрополитом, Филипп потребовал, чтобы царь «отставил опришнину, а не оставит, и ему в митрополитех быти невозможно».

В Крыму почти не осталось татарских мужчин. Потерпев настолько сокрушительное поражение, крымские татары и турки-османы в дальнейшем два десятилетия не решались на походы против Москвы, заодно, кстати, оставив набеги на "украинные города" Руси, из которых теперь некоторые неблагодарные потомки спасенных царем Иваном Грозным людей поливают грязью его имя. Хотя, к слову сказать, там есть и обратное явление: множество православных людей Украины истово почитают память царя Ивана Грозного. Однако на самом деле массовых казней не было, и это четко зафиксированный историками факт. Дело в том, что государь Иван Грозный был человеком очень набожным, поэтому заносил имена казненных им людей в специальный синодик, чтобы молится за упокой их душ. Известно, что в синодике находится меньше трех с половиной тысяч человек. Если разделить это на полвека царского правления, то это немного — меньше ста казней в год. Тем более что нужно учесть реально большое число предателей, живших в то время, особенно в среде высшей знати. Боярам сильно мешали царские реформы, преобразовывавшие фактическую конфедерацию полунезависимых крупных феодалов в сильное централизованное государство. Недаром царь любил говорить, что врагами Руси являются не только турки и латиняне, но и "сильные люди этой земли". Тот же "первый русский диссидент" князь Андрей Курбский, сбежавший "от тирана" и изображавшим себя неким ревнителем свободы, был вполне реальным предателем, ходившим на родную землю с вражескими польскими войсками. Кстати, он был предателем во всем, и в личной жизни тоже: бросив жену и сына в большой России, он потом женился второй раз в Литовском княжестве, что было запрещено церковными канонами, в верности которым он постоянно клялся. Кто же, имея разум, будет зря казнить своих подданных! В ту пору на Западе людей настолько массово казнили и обращали в рабство, что в "дремучей" России только за головы хватались, глядя на все это. В той же Англии в ту пору крестьян массово сгоняли с земли, разоряли, а потом казнили по обвинению в "бродяжничестве". Характерен акт "О наказании бродяг" от 1547 года, который разрешал порабощение уволенных слуг, которые не нашли себе нового хозяина в течение трех дней! На многих людей большое впечатление произвел известный клеветнический фильм Эйзенштейна, где "кровавый тиран" уничтожает людей за один косой взгляд. На самом деле Иван IV вполне позволял противоречить себе даже в важных для него и для государства вопросах религии, он выслушивал и религиозных оппонентов, которых короли тогдашней Европы могли сразу казнить. Например, 10 мая 1570 г. Почему мне тебя нельзя не считать еретиком, так это потому, что учение твое полностью противоположно Христову учению и все рассуждения твои против Христовой Церкви направлены". Особенно въелись в головы некоторым людям мифы об убийстве царем митрополита Филиппа. По этому поводу недавно выступил священник РПЦ Владислав Цыпин — зампредседателя епархиального суда Москвы, член синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий