Новости биография достоевского федора михайловича

Достоевский Федор Михайлович. Биография: жизнь и творчество Достоевского. Детство, образование, личная жизнь, гражданская казнь, катрога, смерть писателя. Из биографии Федора Михайловича в википедии известно, что осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Федор Михайлович Достоевский на смертном одре 29 января 1881.

Биография Фёдора Достоевского кратко самое главное

Федор Михайлович Достоевский В этом высоком юноше не сразу узнаешь Федора Михайловича.
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского Достоевский Федор Михайлович. Достоевского чуть было не расстреляли, но в последний миг помиловали.

Федор Достоевский. Биография Достоевского. Интересные Факты о Достоевском. Жизнь Достоевского Кратк

И действительно, «Записки из подполья» — это исповедь человеческой злости 19. He той «злости», которая преследует какую-нибудь «злую цель», и не той, которая под влиянием минуты охватывает человека, — а злости для злости, постоянной, пронизавшей каждый изгиб души. Всё в нём вызывает злость — и радость, и горе, и добро, и зло, и люди, и природа, и весь мир, и злость эта доходит до какого-то исступления. В исступлении этом нет, разумеется, ни радости, ни наслаждения, в обычном смысле слова, нет, потому что нет самодовольства, но всё же оно вызывает в нём какое-то мучительное, тяжёлое упоение, доходящее до сладострастия. У человека из подполья целая философия, философия злости, которая рисует ему всю жизнь как бессмысленную каменную стену, об которую люди разбивают свои головы.

Стена эта — «природные условия». Те неизбежные «законы», которые заставляют человека зачем-то родиться и зачем-то жить. Им надо подчиняться. Это ясно, как дважды два четыре.

Но человек из подполья иначе, с точки зрения вечности и добра, не может понять жизнь, — а «в каменной стене» не может найти «успокоения». Отсюда и вся «злость» его. О, нелепость нелепостей! To ли дело всё понимать, всё сознавать, все невозможности и каменные стены; не примиряться ни с одной из этих невозможностей и каменных стен, если вам мерзит примиряться; дойти путём самых неизбежных логических комбинаций до самых отвратительных заключений на вечную тему о том, что даже и в каменной-то стене как будто чем-то сам виноват, хотя опять-таки до ясности очевидно, что вовсе не виноват, и вследствие этого, молча и бессильно скрежеща зубами, сладострастно замереть в инерции, мечтая о том, что даже и злиться, выходит, тебе не на кого; что предмета не находится, а может быть, и никогда не найдётся, что тут подмен, подтасовка, шулерство, что тут просто бурда, — неизвестно что и неизвестно кто, но, несмотря на все эти неизвестности и подтасовки, у вас всё-таки болит, и чем больше вам неизвестно, тем больше болит!

Да вы после этого и в зубной боли отыщете наслаждение! Тут, конечно, не молча злятся, а стонут; но это стоны не откровенные, это стоны с ехидством, а в ехидстве-то и вся штука. В этих-то стонах и выражается наслаждение страдающего... Какова философия — такова и жизнь.

И во второй части Достоевский показывает, как живёт человек из подполья. Всё та же бессмысленная, самодовлеющая, до сладострастия доходящая злость. Достаточно вспомнить главный эпизод этой «жизни». Человек «из подполья» приехал к проституткам.

Пьяный, в угаре, после нелепой и дикой истории. Почти в беспамятстве. Он очнулся на постели и увидал около себя «два открытые глаза, любопытно и упорно» его рассматривающие. Ему «ярко представилась нелепая, отвратительная, как паук, идея разврата, который без любви, грубо и бесстыже, начинает прямо с того, чем настоящая любовь венчается».

И вот он начинает разговор с этой «Лизой». Он расспрашивает её, кто она, откуда. И вдруг начинает рассказывать ей «истории»... Он видел, как хоронили проститутку, и подробно, точно не замечая впечатления, он мучает несчастную девушку, подробно и ярко рисуя ей будущность каждой «такой», как «она»...

И действительно, доводит её своими картинками до ужаса, а задушевным своим тоном трогает её сердце. Но это шалости злого паука. Лиза доверчиво приходит к нему на дом, как к человеку. И он надевает личину человека, и когда видит, что девушка готова окончательно ему поверить, он грубо и грязно сходится с ней, как с проституткой.

После дикой сцены Лиза, вся уничтоженная, окончательно сбитая с толку, уходит домой, а подпольный человек до того зол и подл, что, для окончательного и безобразного её унижения, всовывает в руки пятирублёвую бумажку. Я вдруг подбежал к ней, схватил её руку, разжал её, вложил... Затем тотчас же отвернулся и отскочил поскорей в другой угол, чтоб не видеть, по крайней мере... Я хотел было сию минуту солгать — написать, что я сделал это нечаянно, не помня себя, потерявшись, сдуру.

Но я не хочу лгать и потому говорю прямо, что я разжал ей руку и положил в неё... А когда Лиза ушла и он нашёл на столе «смятую синюю пятирублёвую бумажку», которую она успела выбросить, он побежал за ней на улицу, чтобы «упасть перед ней, зарыдать от раскаяния, целовать её ноги, молить о прощении». Но вернулся назад. Он задал себе вопрос: «не лучше ль будет, если она навеки унесёт теперь с собой оскорбление?

Хотя «чуть не заболел тогда от тоски». Ещё более страшную бездну души человеческой показал Достоевский в образе Раскольникова. Если в «Записках из подполья» человек превратил себя в жалкого червя, а весь беспредельный мир Божий — в подполье: забился в душную, смрадную «подпольную» яму — и замер в ней в своей сладострастной озлобленности, — то в «Преступлении и наказании» пред нами человек, захотевший своё я, свою волю поставить высшим законом мира, захотевший личность свою возвести на степень божества: жизнь и её правила и принципы — всё зависит от его желания. Он властелин её.

Бог её. Раскольников — проповедник «человека-Бога». Но этот человек-Бог — не всякий человек. Он ещё должен явиться.

А для этого прежде всего надо захотеть. Надо «посметь» свою волю поставить выше всего. И Раскольников действительно убивает человека. He потому убивает, что хочет её «ограбить», а для принципа, из идеи.

Чтобы «осмелиться». Учение Раскольникова о новом человеке, которому будет всё позволено, потому что он будет царь и Бог , имеет очень много общего с появившимся через несколько десятков лет после «Преступления и наказания» учением Ницше о «сверхчеловеке». Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь». И всё это надо для того, чтобы наконец явился человек-властелин. Только для этой высшей цели имеет смысл существование всех обыкновенных, маленьких людей.

Идейное, «головное», «теоретическое» убийство Раскольникова — противоречит его сердцу. И он страдает поистине голгофскими страданиями. И сердце, в конце концов, берёт верх. Он говорит о своём преступлении сначала любимой девушке, Соне, потом следователю и принимает наказание как искупление за свой грех.

В Раскольникове до последних пределов, до ужасающих крайностей доведено поклонение перед «человеческой личностью». Достоевский никогда не останавливался на полдороге, всегда идею доводил до последней черты, не боялся заглядывать ни в какие бездны, которые за этой чертой открывались. И он показал со всей ужасающей реальностью — куда ведёт человеческую душу провозглашение себя, своего желания, своей воли высшим мерилом всего. Ведёт к преступлению.

К страшному надрыву, к безмерным страданиям человеческим. He только в русской, но и во всемирной литературе нет «такой силы атеистических выражений», как в Иване Карамазове. В Раскольникове Достоевский бесстрашно доводит до конца идею человека-Бога, в Иване Карамазове — идею отрицания. Перед отрицанием и неверием Ивана Карамазова — детским лепетом кажутся наши обычные «интеллигентские» «непризнавания» Бога.

Иван Карамазов отрицает не по «недомыслию» и даже не по «неверию», а с точки зрения высшей правды. Здесь против Бога — Бог же. Добро и жизнь низвергаются своим же собственным оружием. Такое отрицание правды — во имя правды же, самое сильное, самое безнадёжное отрицание, какое можно только себе представить.

Это не наивный атеизм «недоучек», не признающих Бога потому, что его «не видно», это самая высшая точка отрицания, отрицающая не по «внешним» соображениям, a по внутренней сущности. Иван Карамазов готов признать Бога, готов допустить, что когда-нибудь наступит рай на земле и вся тварь восхвалит Господа, он даже «вечную гармонию» признаёт в конце мировой истории, — и всё-таки ни гармонии, ни мира не принимает. И не принимает в силу требований совести, а не по легкомыслию, опять-таки, и не по гордости. А именно во имя правды.

Вот эти, воистину огненные, строки «Братьев Карамазовых»: Разговор происходит между братьями Иваном и Алёшей. Алёша верующий, «тихий» ученик старца Зосимы. Братья росли врозь и почти не знают друг друга. Они знакомятся.

И вот тут-то Иван и признаётся в своём «бунте». Он рисует перед Алёшей целый ряд бессмысленных и чудовищных страданий детей. Маленький дворовый мальчик зашиб ногу любимой собаки генерала помещика. Мальчика взяли, вывели в поле.

Притащили и мать его. Затравили в глазах матери и псы растерзали ребёнка в клочки! Секут пять, десять минут, дальше, больше, чаще. Ребёнок кричит, ребёнок, наконец, не может кричать, задыхается: «папа, папа, папочка, папочка!

Они били её, секли, пинали ногами. Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ней делается, бьёт себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слёзками к «Боженьке», чтобы Тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой Божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Взрослые согрешили. Съели «яблоко».

Но дети невинны. И страдания их кажутся ему полнейшей «ахинеей», попранием самых элементарных требований правды. И вот, основываясь на всех этих чудовищных и бессмысленных страданиях, на этой неправде, он не хочет и не может принять ни Бога, ни мира, ни гармонии, — если бы они и существовали. Пока ещё время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь.

He стоит она слезинки, хотя бы одного только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слёзками своими к «Боженьке»! И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены. He хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим её сына псами! He смеет она прощать ему!

Если хочет, пусть простит за себя, пусть простит мучителю материнское, безмерное страдание своё; но страданий своего растерзанного ребёнка она не имеет права простить, не смеет простить мучителя, хотя бы сам ребёнок простил ему! Лучше уж я останусь при неотмщённом страдании моём и неутолённом негодовании моём, хотя бы я был и неправ. Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно.

He Бога я не принимаю, Алёша, а только билет Ему почтительнейше возвращаю» 23. Но если пережить до конца, вместе с его героями их муку, как пережил её Достоевский, то не к отчаянию придёшь, а к «гимну», к осанне! Это не будет «самодовольная» религия обычного христианства, — это будет религия христианства голгофского. Гимн и осанна не будут приятно услаждать слух, — пройдя через «горнило сомнений», они будут подымать душу на великий жизненный подвиг.

Пусть человек «из подполья» обозлился на жизнь и оплевал всё самое светлое в человеческом сердце. Пусть Раскольников пролил кровь, чтобы стать человекобогом, пусть Иван Карамазов «билет свой почтительнейше возвращает». Все они и десятки других, измученных и страшных героев Достоевского, взятые в целом, поют хвалу Богу, ибо в страдании их лучшее и неопровержимейшее свидетельство — о живом Боге. He задыхался бы от тоски человек, превративший мир в подполье, если бы не было в душе его бессмертной души; не измучила бы «преступника» Раскольникова совесть, если бы не было неправды в его гордом посягательстве на обожествление личности; не восставал бы на Бога, не «бунтовал» бы Иван Карамазов, если бы не любил людей и не верил в правду.

Голгофским страданием своим поют они гимн Богу, думая, что хулят его. И их мученическая песнь сливается с светлой и радостной песнью других, светлых образов Достоевского: кн. Мышкина, старца Зосимы и Алёши Карамазова. А в общем получается гимн полнозвучный, получается именно то всеобъемлющее содержание, которое и должно быть в настоящем христианстве, где мука Голгофы соединяется с радостью Воскресения.

И услышал эту великую песнь Достоевский, потому что как никто глубоко заглянул в человеческую душу. Об его творчестве можно сказать его же собственными словами: «При полном реализме найти в человеке человека.

Роман писал в спешке, чтобы получить гонорар и расплатиться с долгами. Его долги приходилось терпеть и периодически покрывать его второй жене. Факт 2. Достоевский был падок на женщин. Федор Михайлович был очень любвеобильным мужчиной. В юности был частым гостем публичных домов. Но даже жрицы любви, после первой встречи с Достоевским, отказывались от дальнейших встреч.

И даже деньги не помогали. Женился, но первый брак был несчастливым. Еще в первую брачную ночь у Достоевского случился припадок, который навсегда вселил отвращение к мужу у жены. Он бросил умирающую жену через несколько лет брака и укатил с любовницей за границу. В 1860 году он познакомился с Апполинарией Сусловой. Они были абсолютно разными людьми, и по характеру, и по взглядам, и это не могло не сказаться на отношениях. Он был ее первым мужчиной, и отдавшись чувствам она требовала больше времени, требовала развестись с женой она уже была больна чахоткой и умирала. Однако в Париже, куда Достоевские приехал немного позже своей возлюбленной, она уже завела роман с испанским студентом. Достоевский женился во второй раз в 45, его избраннице было 20.

Она боготворила писателя, помогала ему писать романы.

Григорьев оказался в первой тройке, и его крыша уехала, пока он ждал пулю с мешком на голове. А Достоевский был шестым в списке, и был очень впечатлен происходящим. Факт 4. Достоевский был религиозным фанатиком, но в своем формате. Для него Иисус был идеальным человеком, и к такому идеалу необходимо стремиться. Достоевский считал, что если достичь такого идеала, то наступит рай на земле, что в корне противоречит постулатам Библии.

Его взгляды менялись с течением жизни, но литераторы, зная этот факт, находили религиозный символизм в его произведениях. Например, фамилия Раскольникова отсылает к расколу в Русской Православной Церкви в 17 веке. Факт 5. Самые значимые свои произведения он написал в последние годы жизни. Так вышло, что произведения, написанные в последние годы жизни, стали самыми популярными и востребованными. Однако, при жизни критики Федора Михайловича не жаловали. Многие говорили, что истинный талант писателя люди оценят многими годами позже.

Так и случилось. Первые романы Достоевский несколько раз переписывал с учетом критиков. А некоторые романы, которые вошли в т. В общем, это гений, который признан во всем мире, его книги были переведены на более 170 языков и до сих пор тиражируются.

В том же году, к 150-летию со дня рождения писателя был открыт Семипалатинский литературно-мемориальный музей Ф. Достоевского в доме, где он жил в 1857-1859 годах во время службы в линейном батальоне. С 1974 года статус музея республиканского значения приобрела усадьба Достоевских Даровое Зарайского района Тульской области, в которой писатель отдыхал в 1830-х годах. В мае 1980 года в Новокузнецке в доме, который в 1855-1857 годах снимала первая жена писателя Мария Исаева, был открыт Литературно-мемориальный музей Ф. В мае 1981 года был открыт Дом-музей писателя в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето. В январе 1983 года принял первых посетителей Литературный музей им. Достоевского в Омске. Среди памятников писателю наиболее известны скульптура Достоевского у Государственной библиотеки имени В. Ленина на углу Моховой и Воздвиженки в Москве, памятник Достоевскому в сквере Мариинской больницы у мемориального музея писателя в столице, памятник Достоевскому в Санкт-Петербурге на Большой Московской улице. Именем писателя в Москве и Санкт-Петербурге, а также в других российских городах названы улицы. В декабре 1991 года была открыта станция метро "Достоевская" Петербурге, в 2010 году — в Москве. Вдова писателя Анна Достоевская 1846-1918 после его смерти посвятила себя переизданию книг своего мужа и увековечению его памяти. Скончалась в 1918 году в Ялте, в 1968 году ее прах, согласно последнему желанию, был перезахоронен в могиле Достоевского. От первого брака с Марией Исаевой у писателя не было детей. Во втором браке у Достоевских родились четверо детей, из них двое — старшая Софья и младший Алексей умерли в младенчестве.

Федор Михайлович Достоевский: «Промерзал до сердца»

Накануне начала Первой мировой она эмигрировала из России и больше не вернулась. За рубежом она издала книгу воспоминаний об отце. Мужа и детей у наследницы писателя не было. Скончалась в 1926 году от малокровия. С детства он восхищался лошадьми и связал свою жизнь с коневодством, получил два высших образования: он изучал биологию и право. В повседневной жизни он, как и сестра, был тяжелым, вспыльчивым и неулыбчивым человеком. Повзрослев, он пристрастился к азартным играм и поставил под угрозу финансовое благополучие семьи. Федор пробовал писать, но понимал, что нелестных сравнений с отцом ему не избежать, поэтому писал «в стол». Свет увидели лишь его статьи, посвященные коневодству. После Октябрьской революции сын Федора Михайловича разорился, кое-как сводил концы с концами, читая лекции.

В 1920 году он умер, по некоторым данным, от голода. Сын Достоевского Супруга родила сыну писателя двоих детей. Одного по традиции назвали Федором. В 16 лет подросток умер от брюшного тифа. Младший сын Андрей выжил и дожил до глубоких лет. Линия рода Достоевских продолжается. Потомки великого литератора по-прежнему живут в Петербурге. Правнук Дмитрий работал водителем трамвая, как и его сын Алексей, впоследствии перешедший на службу на судно Валаамского монастыря. Алексей воспитал двух дочерей Веру и Марию и сына Федора.

Потомки Федора Михайловича Достоевского. Наши дни Смерть В творческих планах гиганта русской литературы на 1881 год была работа над продолжением романа «Братья Карамазовы», но им не суждено было сбыться. Болезнь легких давала о себе знать. Более крепкий человек, скорее всего, выжил бы, но здоровье писателя было подорвано — последние 9 лет он страдал от легочной эмфиземы. Могила Фёдора Достоевского Проститься с величайшим писателям пришли сотни людей. Его похоронили на Тихвинском кладбище Северной столицы. Фёдор Достоевский как зеркало русской души Мировая слава пришла к гению пера уже после кончины.

Достоевский родился 30 октября 1821 года 11 ноября по новому стилю в семействе благочестивом и консервативном.

Он был вторым ребенком в семье — первенцем был горячо им любимый всю жизнь брат Михаил. Всего в семье росло семеро детей. Из семинарии Михаил Андреевич вышел, «весьма изрядно» изучив арифметику, латинскую и российскую грамматику, поэзию, риторику, всеобщую историю, географию, французский, немецкий и греческий языки. Михаил Андреевич много занимался со старшими детьми, особенно им запомнились суровые уроки латыни. Одно из самых светлых воспоминаний детства Федора Михайловича — вечернее семейное чтение, для которого часто выбиралась «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина : многие ее эпизоды дети помнили почти наизусть. Читали также многотомные запутанные и таинственные романы Анны Радклиф, Державина, Жуковского, любимого на всю жизнь Пушкина. Семья была дружная, детей любили и берегли. Маленьких Достоевских не отдавали в гимназию, несмотря на ограниченность средств — предпочитали частные пансионы, поскольку качество образования там было лучше и не применялись телесные наказания, обычные в то время в гимназиях.

Встреча со словесностью была одновременно встречей со Словом Божиим — первая история, которую узнавали малыши, была библейская история. Особенно поразила тогда будущего писателя судьба праведника и страдальца Иова — она станет ядром последнего его романа « Братья Карамазовы ».

Вместе со Львом Толстым Достоевский считается классиком русской литературы и одним из лучших романистов мира. Тончайший знаток человеческой души, глубокий мыслитель и необыкновенно проникновенный писатель — он создал множество произведений, которые вошли в золотой фонд мировой литературы. В данном видео вы узнаете главные события биографии Достоевского, а также краткую историю его жизни.

В 1875 году напечатан роман "Подросток", написанный в форме исповеди юноши, сознание которого формируется в обстановке "всеобщего разложения". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы" 1879-1880 , задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. В 1873 году Достоевский начал редактировать газету-журнал "Гражданин". В 1874 году он отказался от редактирования журнала из-за разногласий с издателем и ухудшения здоровья, а в конце 1875 года возобновил работу над "Дневником писателя", начатым в 1873 году, который вел с перерывами до конца жизни. Писатель был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В том же году, к 150-летию со дня рождения писателя был открыт Семипалатинский литературно-мемориальный музей Ф. Достоевского в доме, где он жил в 1857-1859 годах во время службы в линейном батальоне. С 1974 года статус музея республиканского значения приобрела усадьба Достоевских Даровое Зарайского района Тульской области, в которой писатель отдыхал в 1830-х годах. В мае 1980 года в Новокузнецке в доме, который в 1855-1857 годах снимала первая жена писателя Мария Исаева, был открыт Литературно-мемориальный музей Ф. В мае 1981 года был открыт Дом-музей писателя в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето. В январе 1983 года принял первых посетителей Литературный музей им. Достоевского в Омске. Среди памятников писателю наиболее известны скульптура Достоевского у Государственной библиотеки имени В. Ленина на углу Моховой и Воздвиженки в Москве, памятник Достоевскому в сквере Мариинской больницы у мемориального музея писателя в столице, памятник Достоевскому в Санкт-Петербурге на Большой Московской улице. Именем писателя в Москве и Санкт-Петербурге, а также в других российских городах названы улицы.

Федор Михайлович Достоевский

Фёдор Достоевский Подробнее о выдающимся русском писателе Федоре Михайловиче Достоевском читайте в справке РИА Новости.
Фёдор Достоевский Достоевский Федор Михайлович. Достоевского чуть было не расстреляли, но в последний миг помиловали.
Федор Михайлович Достоевский Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в Москве в семье выходцев из Белоруссии.
Федор Михайлович Достоевский: биография, творчество, интересные факты из жизни, память Подписывайтесь на канал Лекторий Dостоевский:?sub_confirmation=111 ноября 1821 года родился Федор Мих.
Хронология жизни и творчества Федор Михайлович Достоевский (1821–1881 гг.) – величайший писатель, классик русской литературы, мыслитель.

Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»

Как свидетельствует биография Федора Михайловича Достоевского, 1839 год уносит жизнь его отца. Федор Михайлович Достоевский родился (30 октября) 11 ноября 1821 года в Москве, в многодетной семье военного медика. Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – великий русский писатель, его творчество оказало огромное влияние на других писателей и общественную мысль. Федор Михайлович Достоевский – кем он был в глазах современников?

Жизнь Ф.М. Достоевского

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ - Древо Полная и краткая биография всемирно известного писателя Достоевского Фёдора Михайловича.
Федор Михайлович Достоевский: биография, творчество, интересные факты из жизни, память - Подробнее о выдающимся русском писателе Федоре Михайловиче Достоевском читайте в справке РИА Новости.

Родители. Детство. Воспитание.

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москв. Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Фёдор Михайлович Достоевский страдал от эпилепсии, первый приступ которой произошёл с ним, вероятно, ещё в подростковом возрасте, а медицинское подтверждение болезнь получила в годы заключения и каторги. Родился Фёдор Михайлович Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Родился Фёдор Михайлович Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти.

Федор Михайлович Достоевский: «Промерзал до сердца»

Фёдор Михайлович Достоевский — чем известен, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Происхождение По линии отца Фёдор Михайлович происходил из дворянского рода Достоевских, ведущего своё начало с 1506 года. Подробная информация по теме: "Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского" в материале Как свидетельствует биография Федора Михайловича Достоевского, 1839 год уносит жизнь его отца.

«Биография Достоевского за 20 минут: факты и мифы»

Бекетов [91] [4] и Д. В июне 1839 года Фёдор получил трагическое известие о скоропостижной смерти своего отца, последовавшей от апоплексического удара , спровоцированного конфликтом с собственными крестьянами [92]. По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика [93]. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году [94]. В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель» [95]. Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда» и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом « Бедные люди » [96]. Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98]. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4].

При посредничестве Д. Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский [94]. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе ». Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством.

Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Майков [104] [105]. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым [106] в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией « Современника » в лице Н. Некрасова [4] и стал публиковаться в « Отечественных записках » А.

Краевского [107]. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика. В январе — феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова [108] , где познакомился с И. Гончаровым [109]. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями [110]. С конца зимы — начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея [111] и Николая , в который входили поэт А. Майков , критик В.

Майков, А. Плещеев [112] , друг и врач писателя С. Яновский , Д. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Достоевский в 26 лет, рисунок К.

Ей было около 9 лет, когда она пережила насилие и скончалась в больнице. Поэтому образ замученного ребенка не раз будет появляться в романах писателя. Юный Достоевский тяжело переживал смерть Александра Сергеевича Пушкина. При том что несколько месяцев назад не стало его матери. Несколько раз Федя говорил, что, если бы не было семейного траура, он бы попросил у отца «носить траур по Пушкину». Через несколько лет умер и старший Достоевский. Есть версия, что он скончался не от апоплексического удара, а его убили. Писателя приговорили к смертной казни за участие в кружке петрашевцев. Смертный приговор вынесли Достоевскому и еще 19 участникам. Прямо перед расстрелом казнь заменили на многолетнюю каторгу. Это событие очень сильно повлияло на психику писателя. Эту историю он отразил в романе «Идиот». Дебютом писателя стал первый в истории русскоязычный перевод романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде», а первым собственным произведением — роман «Бедные люди». Существует жуткий факт из биографии Достоевского. Его сестра Варвара частично повторила судьбу старухи-процентщицы из «Преступления и наказания». Её ограбил и убил дворник. Когда умер старший брат Достоевского, писатель взял на себя его большие долги. Выплачивать пришлось практически всю жизнь. За свои произведения писатель получал небольшую зарплату. Его гонорар за печатный лист составлял 150 рублей, а Льву Толстому платили 500 рублей. Современные исследователи биографии и творчества Достоевского считают, что у него не было эпилепсии. Причиной припадка, по их мнению, могло быть другое заболевание.

Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность. Окончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература. Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845, опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике» 1846. Белинский провозгласил «появление... Повести «Двойник» 1846 и «Хозяйка» 1847 Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика. Позднее вышли «Белые ночи» 1848 и «Неточка Незванова» 1849 , в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей «натуральной школы»: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций. Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма Фурье, Сен-Симон. В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири. После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвратили дворянские права, и в отставку в 1859 он вышел уже в чине подпоручика в 1849, стоя у эшафота, услышал рескрипт: «... В 1859 Достоевский получил разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время он опубликовал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» 1859 , роман «Униженные и оскорбленные» 1861. Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию «искусства для искусства», утверждая социальную ценность искусства.

В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98]. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4]. При посредничестве Д. Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский [94]. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе ». Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Майков [104] [105]. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым [106] в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией « Современника » в лице Н. Некрасова [4] и стал публиковаться в « Отечественных записках » А. Краевского [107]. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика. В январе — феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова [108] , где познакомился с И. Гончаровым [109]. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями [110]. С конца зимы — начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея [111] и Николая , в который входили поэт А. Майков , критик В. Майков, А. Плещеев [112] , друг и врач писателя С. Яновский , Д. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Достоевский в 26 лет, рисунок К. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. Петрашевским [114] [115]. Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Весной 1849 года Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Дурова [116] , состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам. Осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н.

Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?

В Омске у Достоевского начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за учителем гимназии Александром Исаевым, имевшим пристрастие к выпивке. В 1855 г. В 1857 Достоевский женился на овдовевшей Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной… Идеалистка была в полном смысле слова… и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок». Однако же брак их не был счастливым. В марте 1859 г. Достоевский попросился «по болезни» в отставку и получил разрешение жить в Твери. Выйдя в отставку, Достоевский все свои силы вновь посвящает литературе.

К концу 1859 года Достоевскому было разрешено уже жить в Петербурге, куда он немедленно переехал и активно занялся литературной деятельностью: редактировал чужие тексты, писал и публиковал свои статьи, художественные произведения. Годы, проведенные в Сибири, изменили убеждения Достоевского: он признал народный дух, возвратился к «народному корню». Братья Достоевские выработали идею «почвенничества» — эта модель призвана была примирить славянофилов и западников — народное начало и достижения прогресса. Идея революционного преобразования России была Достоевскому не по душе, он признавал реформы, которые допускают мирное сотрудничество правительства, интеллигенции и народа. Повесть «Записки из подполья» отражает тогдашние взгляды писателя. Достоевский считал, что у России — свой особый путь к «земному раю».

Во время встреч, так или иначе связанных с петрашевцами, Достоевский познакомился и с коммунистом Спешневым. Тот в 1848 году организовал тайное общество из восьми человек включая его самого и Федора Михайловича, которое выступало за переворот в стране и за создание незаконной типографии. На встречах общества Достоевский неоднократно зачитывал «Письмо Белинского Гоголю», которое тогда являлось запрещенным. Те самые связи с радикальной молодежью сыграли против писателя, и 23 апреля 1849 года его арестовали, как и многих других петрашевцев.

Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и «преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к смертной казни. До этого в течение восьми месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости. Казнь в последний момент заменили каторгой. Эти впечатления легли в основу одного из монологов князя Мышкина, знаменитого романа «Идиот».

Ссылку Достоевский отбывал в городе Омск и спустя четыре года отправился служить рядовым в Семипалатинскую крепость, где познакомился со своей будущей женой Марией Дмитриевной Исаевой. Через два года после женитьбы пара вернулась в город Санкт-Петербург.

Майков и А.

Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем «пятниц» М. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам.

Арест Ф. Достоевский в ссылке Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849 ; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев , виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка».

Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «... По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторга Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга.

Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь.

С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э.

Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. Первый брак В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной...

Идеалистка была в полном смысле слова... Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге «сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского.

В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М. Катковым , Некрасовым , А.

Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге , куда он приехал в декабре 1859 года.

Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман «Униженные и оскорбленные»— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского.

Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома». В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного».

В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи « почвенничества » — специфической модификации идей славянофильства. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника». Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества.

Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» «Эпоха», 1864 — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости.

Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А.

Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях. В Баден-Бадене , увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию.

До середины ноября жил с больной женой во Владимире , а в конце 1863 — апреле 1864 — в Москве , наезжая по делам в Санкт-Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот».

Они были абсолютно разными людьми, и по характеру, и по взглядам, и это не могло не сказаться на отношениях. Он был ее первым мужчиной, и отдавшись чувствам она требовала больше времени, требовала развестись с женой она уже была больна чахоткой и умирала. Однако в Париже, куда Достоевские приехал немного позже своей возлюбленной, она уже завела роман с испанским студентом. Достоевский женился во второй раз в 45, его избраннице было 20. Она боготворила писателя, помогала ему писать романы. Она терпела его припадки, ревность, игровую зависимость, даже помогала рассчитываться с долгами.

Он был привязан к девушке, а она, несмотря ни на что, сделала Федора Достоевского счастливым, родила ему детей, и осталась верна мужу даже после его смерти. Достоевский любил насилие, принуждение и жестокость в постели. Именно поэтому девушки от него бежали после первой же ночи. Но вторая жена Федора Михайловича терпела все унижения и побои, которые иногда были очень жестокими. Факт 3. Достоевского чуть не погубила его бунтарская натура. Его приговорили к смертной казни за участие в кружке петрашевцев. В это объединение вошли люди разных политических взглядов, но многие были социалистами-утопистами и свергать власти они не планировали.

Федора Михайловича вывели на площадь, где всех участников кружка должны были расстрелять. Уже перед казнью, когда вывели первую тройку Достоевский был шестым в списке , никто из осужденных не знал, что помилование уже было подписано императором. Однако власти решили устроить небольшой спектакль и создать иллюзию настоящей казни.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий