18 февраля 1934 г. Правительственной комиссией дано распоряжение пароходу «Сталинград» (находящемуся на западном побережье Камчатки) направиться в Петропавловск для участия в походе с экспедицией по спасению челюскинцев. Первым практическим результатом работы комиссии было спасение экспедиции Нобиле, потерпевшей аварию на дирижабле «Италия». Первую посадку в лагере челюскинцев 5 марта 1934 года совершил экипаж самолета АНТ-4 под управлением Анатолия Ляпидевского. Спасение челюскинцев показало, что советская авиация может выполнять сложные задачи в Арктике.
Не сдрейфили: как советские летчики спасали челюскинцев
Предполагалось, что дирижабли будут летать в лагерь для спасения челюскинцев. 5 марта 1934 года лётчик Анатолий Ляпидевский нашёл ледовый лагерь Шмидта, совершил там посадку и вывез десятерых женщин и двоих детей. син сделал очень много для спасения челюскинцев, он пользуется вполне заслуженно авторитетом среди других участников подготовки спасения, безусловно, заслуживает быть награжденным орденом Красной Звезды.». Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского.
Челюскинцы во Владивостоке
Сибирские авиаторы участвовали в знаменитом спасении челюскинцев. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин». 5 марта 1934 года лётчик Анатолий Ляпидевский нашёл ледовый лагерь Шмидта, совершил там посадку и вывез десятерых женщин и двоих детей. 13 апреля 1934 г. была завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике. Операция по спасению челюскинцев была завершена 13 апреля 1934 года, и ледовый лагерь перестал существовать.
Другие материалы
- Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта? | Аргументы и Факты
- 13 февраля 1934 года участники экспедиции Отто Шмидта высадились на лед
- День в истории: Как спасали челюскинцев
- ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Содержание
- Два месяца на льдине: как выживали челюскинцы
- 13 апреля 1934 года завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике
- Большая авантюра
- Спасение челюскинцев
Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев
Более того, 16 апреля было учреждено звание Героя Советского Союза. Первыми его были удостоены летчики, участвовавшие в спасательной операции, А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнев, Н. Каманин, В. Молоков, И.
Возможно, она была причиной двух последующих, последняя из которых оказалась трагической. Но об этом несколько ниже. Слепнев с американским бортмехаником благополучно добрался до базового аэродрома Ванкарем и вторым после Ляпидевского прилетел в лагерь Шмидта. С ним прилетел Ушаков с восьмью ездовыми собаками. Ушаков должен был руководить работами по устройству посадочной площадки, которая из-за движения льдов часто повреждалась, а собаки помогали перевозить людей и грузы от лагеря к аэродрому. При посадке у «Флейстера» Слепнева было повреждено шасси. Пока ремонтировали шасси, в лагерь прилетели Молоков и Каманин. Слепнев вывез со льдины пять человек. А в Ванкареме он получил задание вывести на Аляску тяжело больного Шмидта, которого привез со льдины Молоков. Самая большая группа самолетов и летчиков была подчинена Каманину. Это были военные летчики полка разведчиков на самолетах Р-5. Сначала их было четверо: Каманин, Пивенштейн, Демиров, Бестанжиев. Затем поступил приказ включить в группу полярных летчиков Молокова и Фариха. Когда Каманин изложил свой план перелета, Фарих высказал свое несогласие, ссылаясь на незнание Каманиным условий полетов на севере. Так, Фарих был против полета всей группой вместе, поскольку в случае попадания в облака или в снегопад группа распадется, а ведомые не смогут продолжать полет самостоятельно. В более мелкой группе проще сохранять полет строем. Спор окончился тем, что Каманин отстранил Фариха от участия в экспедиции. Группа с пятью самолетами погрузилась во Владивостоке на пароход «Смоленск» и доплыла до северной части Камчатки. Далее самолеты были выгружены, и путь был продолжен по воздуху. Путь хотя и не очень дальний, но мало изученный, практически без информации о метеоусловиях и без радиосвязи. На маршруте приходилось преодолевать горные хребты, высота которых немногим уступала потолку самолетов Р-5. Осуществить полет пятерки строем из-за попадания в облака не удалось. Демиров и Бестанжиев от группы оторвались. Затем они оба и находившиеся на борту механики потерпели аварии и чудом добрались до населенного пункта. Фарих оказался прав. При посадке в Анадыре Каманин подломал свой самолет. Не оказалось в Анадыре и бензина. Каманин приказал слить бензин из поврежденного самолета, оставив Пивенштейна для его ремонта, а сам в паре с Молоковым продолжил перелет. Автору приходилось слышать, что Каманин отнял у Пивенштейна не только самолет, но и лавры героя-спасителя. Но Каманин был военным командиром группы и не имел права по своей инициативе передавать кому-либо свои функции. Пивенштейн же, отремонтировав подручными средствами самолет, прилетел в Ванкарем и перевозил спасенных челюскинцев в бухту Провидения, где их ждал пароход. Каманин и Молоков, прибыв в Ванкарем, сразу же приступили к полетам в ледовый лагерь. Молоков вывез на материк 38 человек, а Каманин — 34. Самая трудная эпопея выпала на долю третьей группы летчиков.
Шмидта, слегшего с воспалением легких, увезли в больницу на Аляску. Вот как вспоминал последний рейс Водопьянов: "... Вылетели сразу на трех самолетах: Молоков, Каманин и я... В лагере оставалось шесть человек включая капитана Воронина. Пока первые два самолета поднимались в воздух, я заметил - что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой - два пустых чемодана. Решил взять: найдутся хозяева - спасибо скажут. И в самую последнюю минуту за торосами я увидел еще что-то - оказалась целая груда теплого белья, пар сто. Решил и это взять. Не оставлять - так ничего не оставлять". Самолеты-трудяги Р-5. Большинство челюскинцев спасли именно "эр-пятые". Некоторых пассажиров везли в грузовых сигарообразных контейнерах, подвешенных под крыльями. Больше всего челюскинцев вывезли с льдины Молоков 39 и Каманин 34. С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили "триумфальную арку", а гостиница "Версаль" вскоре стала "Челюскиным" в 1990-х ей вернули прежнее название. В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд. В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем", - писал Водопьянов. Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев. Казалось, вся страна обнимала нас с восторгом и любовью", - вспоминал Молоков. Апофеозом стала встреча 19 июня в Москве с участием Сталина. Встреча челюскинцев в Москве. Их фамилии выучил наизусть весь Союз. Героям вручили ордена Ленина - высшую награду страны медали "Золотая Звезда" введут лишь через пять лет. Леваневский - единственный из первых Героев, не вывезший с льдины ни одного человека и вообще не летавший в лагерь Шмидта. Перегоняя "флитстер" с Аляски, он в сложных погодных условиях разбил машину, не долетев до Ванкарема. Говорили, что в число Героев он попал потому, что был любимцем Сталина... Славы - таковы уж ее законы - на всех не хватает. Нередко те, кто достоин самых высоких наград, остаются в тени. По свидетельству поэта Феликса Чуева, Ляпидевский считал: первым Героем по справедливости должен был стать командир Чукотской авиагруппы Куканов. Он еще в сентябре возил Шмидта с "Челюскина" на остров Врангеля, потом эвакуировал людей с других вмерзших в лед судов, в феврале пробивался к ледовому лагерю, но из-за неисправности вернулся. Однако "героя номер ноль" отметили лишь орденом Красной Звезды. Та же награда досталась Бабушкину, эвакуировавшему из лагеря Шмидта двоих как и Доронин , - себя и бортмеханика. Из альбома "Героический поход Челюскина".
Посадка была непростой — длина аэродрома достигала вполне достаточных 600 метров, но вот ширины в 50 было втрое меньше, чем надо. Ляпидевский доставил инструменты, оленину, и, самое важное, аккумуляторы для радиостанции, которые были уже на исходе. Обратно в Уэлен Ляпидевский увёз 12 женщин и детей. При запуске моторов чуть не произошла трагедия — капитану «Челюскина» едва не снесли голову винтом, но, к счастью, лишь задели шапку. Источник фото Это был единственный раз, когда Ляпидевский пришёл на помощь лагерю. Четырнадцатого марта у него лопнул вал одного из моторов. АНТ-4 сел на вынужденную, после чего самолёт чинили на месте почти полтора месяца. Но на успех и аварию пришлось целых 36 полётов — как попыток спасти челюскинцев, так и косвенно-логистических по немаленькой Чукотке. Очень мешали полярная ночь, барахлящие моторы и переменчивая погода. Да и малая освоенность края играла роль — как-то раз в Уэлене закончился сжатый воздух для запуска моторов, и его целую неделю везли на собаках. Американская миссия Всё та же малонаселённость окрестных краев диктовала порой, на первый взгляд, странные пути. Перегон самолётов в Чукотку представлял сложное, опасное и масштабное предприятие. Чаще всего они шли на пароходах как можно дальше, после чего выгружались на лёд и стартовали своим ходом. Поэтому в Москве решили для надёжности дублировать процесс, купив несколько самолётов в США. Выбор пал на «северный» вариант «Флитстера» фирмы «Консолидейтед». Последних ждало путешествие через половину земного шара. Берлин, Лондон, Нью-Йорк, поездка на Западное побережье по трансконтинентальной железной дороге, после чего Канада, и, наконец, Аляска. Правда, Леваневский разбил свой «Флитстер» у мыса Онман и выбыл из игры. А вот Слепнёв вторым после Ляпидевского прибыл в лагерь и эвакуировал пять человек.
90 лет назад погиб пароход «Челюскин»
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах | 85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению членов экипажа парохода «Челюскин», затонувшего к северу от Берингова пролива. |
Экипаж парохода «Челюскин» прождал два месяца спасения во льдах | Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель / РИА Новости. |
Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев
Газета "Правда". 85 лет назад завершилась операция по спасению челюскинцев | 29 мая 1934 года Петропавловск-Камчатский торжественно встречал героев-челюскинцев, а также экипаж знаменитого ледокола «Красин». |
13 апреля 1934 года завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике | 13 апреля 1934 года Водопьянов, Каманин и Молоков выполнили заключительный вылет в лагерь и доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Боброва, радистов Кренкеля и Иванова, боцмана Загорского, Воронина и моториста Погосова. |
Газета "Правда". 85 лет назад завершилась операция по спасению челюскинцев
Он был построен в 1933 году в Дании по заказу Советского правительства. Плавание шло успешно. Пароход прошел весь маршрут, вошел в Берингов пролив и 7 ноября дал в Москву приветственную радиограмму. Но в проливе началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море. Когда экипаж оказался на льду, была образована правительственная комиссия по их спасению. О ее действиях постоянно сообщалось в печати. В возможность спасения многие специалисты не верили. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые бы могли плавать в зимних условиях Ледовитого океана, тогда еще не было. Надежда была только на авиацию.
Американское правительство обещало помощь, но неконкретную. Посылка летчиков исключалась. Дело в том, что в недалеком прошлом несколько летчиков американских ВВС погибли, работая по контрактам на перевозке почты на Аляске и обслуживая частные фирмы. Все контракты поэтому были аннулированы. Переговоры с частными фирмами шли медленно и вскоре необходимость в них отпала. Он 5 марта 1933 года нашел ледовый лагерь, совершил там посадку и вывез десятерых женщин и двоих детей одна девочка родилась на «Челюскине», когда он проходил Карское море. Ей дали имя Карина. При повторном полете отказал один мотор, и при совершении вынужденной посадки самолет был поврежден. Далее правительственная комиссия направила на спасение три группы самолетов: первая группа летчиков была отправлена из Москвы через Европу, Атлантику, Соединенные Штаты на Аляску, где их ждали закупленные Советским правительством у «Пан-Америкен Компани» два самолета «Флейстер».
Выбор Слепнева и Леваневского в эту группу не был случайным. Их уже знала Америка. В 1929 году у берегов Чукотки зазимовали американская шхуна «Нанук» с грузом закупленной пушнины и советский пароход «Ставрополь». Помощь в эвакуации осуществляли советские и американские летчики. При этом пропали без вести американский летчик Бен Эйельсон и его бортмеханик Борланд. Место катастрофы и тела погибших нашел Маврикий Слепнев. По просьбе американского правительства Слепнев перевез погибших Эйельсона и Борланда на родину. Эта акция была достойно оценена общественностью США. В 1933 году американский летчик Маттерн хотел совершить кругосветный перелет, но потерпел аварию на Чукотке.
Леваневскому было предписано оказать ему помощь. Американская пресса писала, что Сигизмунд Леваневский спас Маттерна. Строго говоря, спасать Маттерна нужды не было. Он сам добрался до Анадыря. Это был людный населенный пункт, и там бы ему не дали пропасть. Леваневский же только отвез его на Аляску, в город Ном.
На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.
Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошел 7 июня. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. А 20 апреля был издан указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза.
Глядя на бескрайнюю тундру, понимаешь, какой это был на самом деле рискованный перелет. Николай Каманин вспоминал: на две тысячи километров от Олюторки до лагеря Шмидта не было аэродромов и горючего, а у самих летчиков навигационных средств и даже точных карт. Изрезанная реками равнина сменяется горами, за ними выплывает побережье. Воздушная часть нашего пути заканчивается в поселке Ванкарем. Мыс Ванкарем — край Земли. Дальше только Северный Ледовитый океан.
Где-то там лежит «Челюскин». Для челюскинцев Ванкарем стал берегом надежды. Именно отсюда из ближайшего материкового поселка летчики делали последний рывок к ледовому лагерю и сюда же доставляли спасенных. За это он потом получит первую в истории звезду Героя Советского Союза. Виртуозная операция, восхитившая весь мир, спасены все 104 челюскинца. Из воспоминаний Михаила Водопьянова: «От Хабаровска до Чукотского моря я пролетел больше пяти тысяч километров, но они не запомнились мне так, как этот короткий, в сто пятьдесят километров, путь к лагерю. Я внимательно смотрел вперед, стараясь увидеть черный дым. От сильного напряжения уставали глаза, они слезились, горизонт становился мутным. Протру глаза, дам им немного отдохнуть и опять смотрю вперед. Ровно через сорок минут немного правее курса показался черный дым.
Я даже закричал "ура" от радости». В 1934 году Ванкарем был маленьким чукотским стойбищем. В благодарность местным жителям за помощь Отто Шмидт на свои деньги построил в поселке школу. В ней учился и охотовед Сергей Кавры, который провожает в плавание: «Нам рассказывали старики о той обстановке, которую видели при эвакуации команды "Челюскин"а. И всячески наши жители помогали с дровами, питанием и с меходеждой».
За несколько секунд до полного погружения корабля с него последними сошли руководитель экспедиции и капитан. При эвакуации погиб 1 человек - был придавлен бревном и увлечен под воду завхоз Могилевич. Остальные полярники благополучно сошли на лед. Иоффе, заместитель начальника Главного управления Северного морского пути: «13 февраля 1934 года мы получили в Москве донесение профессора Шмидта о гибели парохода «Челюскина». Это донесение пришло поздно ночью…»». Куйбышев в период работы в Комиссии по спасению челюскинцев И уже утром 14 февраля по постановлению Совета народных комиссаров СССР была создана специальная правительственная Комиссия по организации помощи челюскинцам, которую возглавил Валериан Владимирович Куйбышев. С первой моей экспедиции на «Седове» в 1929 году я именно Куйбышеву первому всегда сообщал о ходе дела. Он справлялся о каждом рейсе ледокола, интересовался заданиями, которые давались каждому летчику. Наших летчиков знал лично и часто с ними беседовал». В день рождения собрались друзья и родные. За праздничным столом оживленно разговаривали, смеялись, поджидали Валериана. Вот пришел Валериан, утомленный, озабоченный. Сел за стол, чтобы принять участие в общем веселье, но грусть и озабоченность не оставляли его. Условились, чтобы каждый по очереди рассказал что-нибудь смешное из своей жизни. Очередь за Валерианом. Он помолчал и извиняющимся тоном сказал: - К сожалению, я ничего веселого сейчас рассказать не могу. Мои мысли все время вот с этим письмом. Он достает письмо и читает: «Город Москва, Председателю Комиссии по спасению челюскинцев. Дорогой товарищ Куйбышев. Спасите моего папочку. Я очень люблю своего папочку. Это первое письмо, которое я получил от родных челюскинцев. Письмо, написанное детским почерком, переходит из рук в руки. Во время работы в комиссии по спасению челюскинцев Валериан был очень озабочен. Редкую ночь он спокойно спал. Телефонные звонки трещали беспрестанно…»6 «Куйбышев кончал свой рабочий день часам к двум-трем ночи. Кончив «день», он принимал в своем кремлевском кабинете людей, с которыми проводил челюскинскую операцию». В этом он не сомневался. Спасти можно было и должно! Но как, какими средствами? Над этим вопросом неустанно думал сам Куйбышев и заставлял думать других».
Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине
линейный летчик Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев (база - мыс Северный), 5 марта 1934 года на самолете Ант-4 №1 вылетел из Уэлена, первым обнаружил лагерь Шмидта и вывез 12 человек. 13 февраля 1934 года затонул советский ледокол "Челюскин". Самолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. Ровно 2 месяца, до 13 апреля 1934 года, прямо на льду был устроен палаточный лагерь, получивший название «Лагерь Шмидта». В Москве была организована комиссия по спасению челюскинцев. 18 февраля 1934 г. Правительственной комиссией дано распоряжение пароходу «Сталинград» (находящемуся на западном побережье Камчатки) направиться в Петропавловск для участия в походе с экспедицией по спасению челюскинцев.
13 апреля 1934 года завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике
При температуре ниже 40 градусов летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошли 7 июня. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. А 20 апреля был издан указ о присвоении этого звания семерым летчикам, участвовавшим в этой спасательной операции. Также в этот день:.
Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов.
На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены.
В связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания.
Этот лагерь просуществовал 2 месяца. Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов.
Некоторых пассажиров везли в грузовых сигарообразных контейнерах, подвешенных под крыльями. Больше всего челюскинцев вывезли с льдины Молоков 39 и Каманин 34. С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили "триумфальную арку", а гостиница "Версаль" вскоре стала "Челюскиным" в 1990-х ей вернули прежнее название.
В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд. В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем", - писал Водопьянов. Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев. Казалось, вся страна обнимала нас с восторгом и любовью", - вспоминал Молоков. Апофеозом стала встреча 19 июня в Москве с участием Сталина. Встреча челюскинцев в Москве. Их фамилии выучил наизусть весь Союз. Героям вручили ордена Ленина - высшую награду страны медали "Золотая Звезда" введут лишь через пять лет.
Леваневский - единственный из первых Героев, не вывезший с льдины ни одного человека и вообще не летавший в лагерь Шмидта. Перегоняя "флитстер" с Аляски, он в сложных погодных условиях разбил машину, не долетев до Ванкарема. Говорили, что в число Героев он попал потому, что был любимцем Сталина... Славы - таковы уж ее законы - на всех не хватает. Нередко те, кто достоин самых высоких наград, остаются в тени. По свидетельству поэта Феликса Чуева, Ляпидевский считал: первым Героем по справедливости должен был стать командир Чукотской авиагруппы Куканов. Он еще в сентябре возил Шмидта с "Челюскина" на остров Врангеля, потом эвакуировал людей с других вмерзших в лед судов, в феврале пробивался к ледовому лагерю, но из-за неисправности вернулся. Однако "героя номер ноль" отметили лишь орденом Красной Звезды.
Та же награда досталась Бабушкину, эвакуировавшему из лагеря Шмидта двоих как и Доронин , - себя и бортмеханика. Из альбома "Героический поход Челюскина". Фото: "Родина" А легенда сибирских авиалиний Виктор Галышев - первый летчик-спасатель СССР, эвакуировавший в 1930 году пассажиров затертого льдами парохода "Ставрополь"? Из-за поломки он застрял в Анадыре и на лед не летал, зато позже вывозил челюскинцев уже из Ванкарема в Провидения - к пароходу. Те же задачи выполнял Борис Пивенштейн, которому на пути в Ванкарем пришлось отдать свой исправный самолет командиру - Каманину - и заняться ремонтом забарахлившей машины последнего. Галышева и Пивенштейна отметили "Красной Звездой" как "летчиков резерва". Тот же орден получили все участники зимовки, кроме детей. Судьбы челюскинцев сложились по-разному.
Вторым пилотом у Водопьянова был Бабушкин за этот полет его отметили званием Героя , радистом папанинской четверки - Кренкель, сопровождающим до полюса - Шмидт. В 1938 году Бабушкин погиб в авиакатастрофе, а обоих заместителей Шмидта по челюскинскому походу Алексея Боброва и Илью Баевского расстреляли. Капитан Воронин в 1952 году умер в Арктике - у него случился инсульт прямо на мостике ледокола "Иосиф Сталин". Каманин, самый молодой из первых Героев, в звании генерала и должности помощника главкома ВВС готовил к полетам первых космонавтов, включая Юрия Гагарина, родившегося в дни челюскинской эпопеи. В августе 2023 года отметила 90-летие петербурженка Карина Васильева - та самая девочка, появившаяся на свет в Карском море и названная в честь него же. Именно она - последний челюскинец, живущий среди нас...
90 лет назад погиб пароход «Челюскин»
Сильным подспорьем стала 3D-модель затонувшего судна, созданная специалистами компании "Фертоинг" на основе акустической съемки, которая не только позволила сориентироваться на борту, но и давала представление о примерных разрушениях корпуса. На модели хорошо видно, что часть надстройки по левому борту разрушена, как бы сложилась от времени или при затоплении судна. По ней ориентировались, когда сплавляли спусковой конец для аквалангистов. С помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трехмерную акустическую съемку "Челюскина". Затем удалось произвести видеосъемку с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин-350". Исследователи получили четкое изображение носа и средней части судна, прямоугольных иллюминаторов. Название корабля на носу и корме не сохранилось. Однако специалисты опознали объект как пароход "Челюскин".
Кто искал "Челюскин" Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году. Экспедиция подводных работ особого назначения ЭПРОН — военная государственная организация, занимавшаяся подъемом кораблей, судов и подводных лодок и другими подводными работами, предложила Шмидту поднять затонувший "Челюскин". Шмидт отказался, мотивируя тем, что это невыгодно. В 1974 году координаты затонувшего "Челюскина" заново определили участники гидрографического судна "Малыгин". В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк". Аквалангисты из Магадана и Мурманска в крайне сложных условиях достигли затонувшего парохода. На поверхность они подняли несколько металлических предметов — спинку кровати, фрагмент леерного ограждения палубы и несколько болтов и гаек.
Их не передавали в музей, не подвергали экспертизе, они хранились в ныне разрушенном помещении Магаданского подводного клуба, а потом просто исчезли. Были ли они действительно с "Челюскина" — неизвестно. В 2004 году состоялась экспедиция "Челюскин-70" на научно-исследовательском судне "Академик Михаил Лаврентьев". Ее участники обследовали все известные точки координат, где ранее велись поиски. Но в 2006 году на траулере "Рогачево" та же команда вновь отправилась в Чукотское море.
Помочь должны лучшие полярные летчики Советского Союза. Летим к Чукотскому морю и отчасти повторяем путь пилотов-участников спасательной операции 1934 года. Глядя на бескрайнюю тундру, понимаешь, какой это был на самом деле рискованный перелет. Николай Каманин вспоминал: на две тысячи километров от Олюторки до лагеря Шмидта не было аэродромов и горючего, а у самих летчиков навигационных средств и даже точных карт. Изрезанная реками равнина сменяется горами, за ними выплывает побережье. Воздушная часть нашего пути заканчивается в поселке Ванкарем. Мыс Ванкарем — край Земли. Дальше только Северный Ледовитый океан. Где-то там лежит «Челюскин». Для челюскинцев Ванкарем стал берегом надежды. Именно отсюда из ближайшего материкового поселка летчики делали последний рывок к ледовому лагерю и сюда же доставляли спасенных. За это он потом получит первую в истории звезду Героя Советского Союза. Виртуозная операция, восхитившая весь мир, спасены все 104 челюскинца. Из воспоминаний Михаила Водопьянова: «От Хабаровска до Чукотского моря я пролетел больше пяти тысяч километров, но они не запомнились мне так, как этот короткий, в сто пятьдесят километров, путь к лагерю. Я внимательно смотрел вперед, стараясь увидеть черный дым. От сильного напряжения уставали глаза, они слезились, горизонт становился мутным. Протру глаза, дам им немного отдохнуть и опять смотрю вперед. Ровно через сорок минут немного правее курса показался черный дым. Я даже закричал "ура" от радости». В 1934 году Ванкарем был маленьким чукотским стойбищем. В благодарность местным жителям за помощь Отто Шмидт на свои деньги построил в поселке школу.
Первым прилетел самолет под управлением летчика Ляпидевского, 5 марта 1934 года. Он смог посадить машину на лед лишь с 29-й попытки. Первые 28 не увенчались успехом из-за трудных погодных условий. Первыми он эвакуировал из ледового лагеря десятерых женщин и двоих детей. Активное спасение челюскинцев началось спустя 13 дней и продолжалось в течение двух недель. Всего советская авиация совершила 24 рейса, которые позволили спасти абсолютно всех пассажиров и членов экипажа парохода, высадившихся на льдину после ухода судна под воду. Участники экспедиции, как и все участники спасательной операции были награждены орденами и медалями.
До чистой воды оставалось несколько миль, однако судно отбросило на север в Чукотское море. Самому маленькому члену экипажа на момент крушения "Челюскина" было всего пять месяцев. Девочка по имени Карина родилась на судне, когда пароход был в Карском море. Не повезло только одному человеку — завхоз Борис Могилевич, который в последние минуты находился на судне. Он замешкался, на него упали бочки и мужчина затонул вместе с пароходом, пишет РИА Новости. Судно во льдах. СС0 Паники во время эвакуации с судна не было, говорится в книге "100 знаменитых катастроф". Челюскинцы успели выгрузить на льдину практически все, что могло понадобиться для зимовки — продовольствие, одежду, горючее, палатки, спальные мешки, научную аппаратуру, говорится в книге "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко. Экипаж обустроил на льдине лагерь, изучал суровые условия Арктики, слушал лекции по математике, космологии, сочинял стихи и даже выпускал стенгазету. Спасение экипажа парохода "Челюскин" Цитата из книги "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко: "Лагерь Шмидта верил, что Родина не оставит их в беде, и их надежды оправдались.
Челюскинцы во Владивостоке
13 апреля 1934 года Водопьянов, Каманин и Молоков выполнили заключительный вылет в лагерь и доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Боброва, радистов Кренкеля и Иванова, боцмана Загорского, Воронина и моториста Погосова. Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель РИА Новости. Москва отреагировала на несчастья челюскинцев быстро. Спецкомиссию по спасению людей возглавил Валериан Куйбышев, один из высших сановников государства. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. Москва отреагировала на несчастья челюскинцев быстро. Спецкомиссию по спасению людей возглавил Валериан Куйбышев, один из высших сановников государства. Первую посадку в лагере челюскинцев 5 марта 1934 года совершил экипаж самолета АНТ-4 под управлением Анатолия Ляпидевского.
90 лет назад - 13 апреля 1934 года, успешное окончание операции по спасению челюскинцев!
Судно имело ряд конструктивных особенностей, характерных для судна ледового класса, а именно: специальной конструкции форштевень, усиление корпуса в районе ватерлинии и ряд других. Тем не менее, как это отмечается во многих серьезных публикациях, это был обычный пароход, не соответствующий характеристикам ледокольного парохода. Об этом указывается в известном отчете комиссии, производившей осмотр судна 5 июля 1933 года в Ленинграде. Этот факт отмечал также и капитан Владимир Воронин. Пароход «Челюскин» «Лена» на стапеле во время постройки фирмой "Бурмейстер и Вейн". Еще перед выходом в поход Отто Шмидт в интервью газете «Известия» говорил: «Судя по многочисленным вопросам и откликам, наша общественность весьма интересуется вопросом, почему экспедиция сквозного плавания по Ледовитому океану отправляется не на мощном "Красине", "Сибирякове", а на "Челюскине", который вовсе не ледокол. На ледоколе Великий Северный путь уже пройден.
Поход "Сибирякова" доказал проходимость Ледовитого океана и не нуждается в проверке. Наша задача освоить путь, и ближайшее звено — это найти, комбинируя теорию и практический опыт, тот тип грузового корабля, по которому мы будем строить северную грузовую флотилию. Объединить в одном корабле свойства ледокола и грузового судна невозможно, так как ледокол всегда должен иметь очень мощную машину по сравнению со своей величиной. Вместе с тем мощная машина требует много топлива, так что при длительном рейсе не остается места для груза». Шмидт признавал, что «Челюскин» «для сквозного плавания не предназначался и этим условиям не вполне удовлетворяет». Но рассчитывал, что экспедиция, помимо прочих задач, выявит, как нужно изменить проект при постройке будущих судов.
Далее в этом же интервью Шмидт рассказывает о планах экспедиции: «Если же льды его "Челюскина". И мы будем иметь первую проводку грузового судна ледоколом». Таким образом, поход «Челюскина» не задумывался как автономное плавание. Напротив, планировалось, что экспедиция будет работать во взаимодействии с Ленской, а в Восточном секторе — с Северо-Восточной экспедицией Наркомвода, то есть экспедиция на «Челюскине» рассчитывала на ледоколы и авиацию вышеуказанных экспедиций. Как известно, этим планам не суждено было сбыться. В сентябре, выводя суда Северо-Восточной экспедиции Наркомвода, получил тяжелые повреждения ледорез «Литке».
В результате этих двух событий «Челюскин» практически лишился ледокольной поддержки. Тем не менее он продолжал свой путь на восток, а в Чукотском море попал в тяжелые льды и начал дрейфовать вместе с ними. В дрейфе в Беринговом проливе пароход практически вышел к чистой воде, до которой оставалось всего несколько миль. Однако направление дрейфа изменилось, судно вынесло назад в Чукотское море, и 13 февраля 1934 года оно погибло при сжатии льдов. Дальнейшая история хорошо известна. Спасательные шлюпки с парохода «Челюскин» на месте гибели судна.
Действовать нужно было как можно скорее. По прогнозам Р. Практически сразу возникла мысль использовать ледоколы «Красин» или «Ермак». Правда, обоим был необходим ремонт, причем многие специалисты склонялись к тому, что быстрее сделать заказ на срочную починку кораблей за границей. Поскольку «Красин» нуждался в меньшем ремонте, чем «Ермак» большинство экспертов высказались в пользу использования для спасения челюскинцев именно его.
Опасения вызывали загруженные работой доки в Кронштадте. Специалисты задавались вопросом: «Смогут ли они немедленно взяться за починку ледокола? При этом оговаривалось, что при возникновении трудностей, в срочном порядке нужно будет сделать заказ иностранной фирме. Легздин, с 1922 г. Легздин опасался, что в жарком климате откроется болезнь легких, ухудшится состояние сердечно-сосудистой системы.
В конечном итоге челюскинцев спасли летчики.
Вполне возможно, что там есть сведения и о затонувшем пароходе. Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение. Известный английский исследователь Роберт Конквест посвятил много лет изучению процессов насилия над собственным народом в СССР. Отдельные работы посвящены лагерям смерти в Арктике и перевозкам заключенных. Им составлен полный перечень судов, использованных для транспортировки заключенных. Ни одного арктического рейса в 1933 г.
Поиск дал возможность обнаружить фотографии гибели «Челюскина», координаты затонувшего корабля, ряд сообщений о дрейфующем ледовом лагере, этапах подготовки и спасения челюскинцев, об участие в этом американцев, транспортировке и лечении О. О других сигналах SOS из советской Арктики или нахождения спасшихся заключенных ни одного сообщения в газетах не было обнаружено. Единственным упоминанием о радиосигналах, связанных с заключенными, является заметка корреспондента «Труда» из Казани, относящаяся к 2001 году. Не были обнаружены такие сообщения в зарубежных исследованиях о советской Арктике. За прошедшие 70 лет нам не известно ни об одной публикации в зарубежной печати о спасшихся или погибших в 1934 г. Советские руководители часто применяли принцип, что цель оправдывает средства. И в мирное и в военное время превращение людей в лагерную пыль было обычным делом.
С этой стороны принесение в жертву массы людей для освоения Севера было бы обычным делом. Но при всей признанной жестокости власти в крупных начинаниях она не была глупой. Для реализации той же задачи с большей выгодой бросается в глаза простой выход. С еще большей помпой анонсируется прохождение Северного морского пути за одну навигацию не одним, а двумя пароходами. Открыто, легально, под звуки оркестров, как сказано у Белимова, два парохода гордо идут по заданному маршруту. Они не боятся свидетелей и встреч с другими кораблями. Тайной остается только «начинка» одного из кораблей: вместо леса, продуктов и запаса угля в трюмах скрыт живой стройматериал.
Нет исчезновения только что построенного корабля, нет многих проблем… Трудно представить, что вершители судеб избрали столь более уязвимый вариант, чем было возможно. Все это заставляет предположить, что этих проблем не было, потому что в составе экспедиции не было второго корабля. Приведенные выше сведения из архивов судостроителя свидетельствуют, что в 1933 г. Регистрационные книги английского Ллойда позволяют установить наличие только этого корабля. К активному участию в поиске удалось привлечь коротковолновиков. По версии Белимова большая группа классных радиолюбителей — коротковолновиков была на «Пижме» и им была отведена существенная роль. Начало 30х годов было временем широкого увлечения коротковолновой связью.
Многие сотни и тысячи радиолюбителей в СССР и за рубежом получали личные позывные и выходили в эфир. Почетным было установление большого числа связей, проводились соревнования среди коротковолновиков. Доказательством установления двухсторонней связи было наличие в принятой информации позывного, принадлежащего пославшему сигнал. Ссылки на наличие сигналов бедствия от коротковолновиков, не принадлежавших «Челюскину», были приведены журналистами от третьих лиц уже после публикации версии «Пижмы». Каждый из них включал подробности, в точности повторяющие текст Белимова. Личного позывного на эту фамилию зарегистрировано не было. Это имя не встречается среди участников соревнований коротковолновиков в1930-33 гг.
Остановимся на некоторых менее существенных деталях рассказа Э. Белимова, плохо согласующихся с реальностью. Явная неувязка связана с названием корабля. Автор указывает, что на небольшой медной пластинке по-английски было написано примерно вот что: «Челюскин» спущен на воду 3 июня 1933 года». Фиксированная строителем дата спуска парохода на воду — 11 марта 1933г. При спуске на воду пароход имел другое имя - «Лена». О втором корабле аналогичной информации вообще не приводится, хотя по сути очерка Белимова именно она была необходима.
С математикой у филолога Белимова, по-видимому, дела обстояли неважно. Об этом, в частности, говорят следующие два эпизода. Он пишет: «Во встрече приняло участие пять человек: четверо мужчин и одна женщина». И сразу вслед за этим говорит, что выступила мать Карины, а за ней и сама Карина. Уже после гибели «Челюскина» по версии Белимова новым домом для женщин и детей оказывается «Пижма»: «14 февраля вечером к правому борту "Пижмы" подкатили аэросани, сначала одни, а потом и вторые. Дверцы распахнулись, и оттуда горохом посыпались дети всех возрастов». И это притом, что на корабле были только две девочки, одной из которых было меньше 2 лет, а второй несколько месяцев.
Документальный очерк, на форму которого претендует «Тайна экспедиции «Челюскина», требует точности в определении действующих лиц. У Белимова нет ни одного человека с именем, отчеством и фамилией. Главный герой очерка, раскручивающий всю интригу парохода-призрака, так и остается Яковом Самойловичем без фамилии - человеком невысоким, плотным, с круглой головой, как это бывает у математиков. Можно было предположить, что автор не хочет раскрыть инкогнито, но очерк пишется в 90-е годы, и автор и его главный герой находятся в Израиле. Поэтому для этого не видно объективных оснований. В противоположность этому капитан «Пижмы» имеет только фамилию Чечкин без имени и отчества. Попытка в составе северного флота найти такого капитана, водившего суда в 30-е годы, не дала результата.
В некоторых эпизодах характер изложения материала в «Тайне экспедиции «Челюскина» подобен случаям изготовления фальшивых долларов с собственным портретом изготовителя. Челюскинец Ибрагим Факидов называет израильскую версию «выдумкой». Выпускник физико-механического факультета Ленинградского политехнического института, деканом которого был академик Иоффе, остался работать в институте научным сотрудником. В 1933 году И. Факидова пригласили в состав научной экспедиции на "Челюскин". Скорые на клички челюскинцы в знак уважения прозвали молодого физика Фарадеем. В 2000 году И.
Факидов возмущался: «Это какое-то колоссальное недоразумение! Ведь, если бы все было правдой, я, будучи на "Челюскине", не мог об этом не узнать. У меня со всеми на корабле был тесный контакт: я был большим приятелем капитана и начальника экспедиции, знал каждого научного сотрудника и каждого матроса. Два корабля попали в переделку, и их до смерти ломает льдами, а они не знают друг друга - чушь какая-то! Последний участник экспедиции на «Челюскине» екатеринбургский профессор Ибрагим Гафурович Факидов, возглавлявший лабораторию электрических явлений в Свердловском институте физики металлов, скончался 5 марта 2004 года. Награждение челюскинцев имеет несколько любопытных особенностей. Наградили не участников экспедиции за выполнение каких-то заданий и научных исследований, а участников лагеря Шмидта, «за исключительное мужество, организованность и дисциплинированность, проявленные отрядом полярников во льдах Ледовитого океана в момент и после гибели парохода "Челюскин", обеспечившие сохранение жизни людей, сохранность научных материалов и имущества экспедиции, создавшие необходимые условия для оказания им помощи и спасения».
На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. Шмидт же возглавил борьбу полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут.
Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли - «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторком с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда.