9 февраля, после серии приступов, Достоевский потерял сознание и умер.
За что Достоевского приговорили к расстрелу, который заменили каторгой
Бросить курить или уменьшить потребление табака Достоевский наотрез отказался, и разорвавшаяся лёгочная артерия стала причиной его смерти на 59 году жизни. После смерти матери в 1837 году Федора Достоевского и его старшего брата Михаила отправили учиться в Петербург — в Инженерное училище. Смерть Достоевского европейские дипломаты отнесли к таким важным событиям, на которые они должны реагировать.
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
О последних днях жизни Достоевского имеется простой правдивый рассказ его верной, любимой супруги Анны Григорьевны. Главной причиной расследования стал роман Достоевского "Идиот", вернее само название произведения. Главной причиной расследования стал роман Достоевского "Идиот", вернее само название произведения. Достоевский читал письмо на собрании друзей у Михаила Буташевича-Петрашевского среди которых оказался доносчик. Фёдор Достоевский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.
За, что Достоевского приговорили к смерти
Это состояние ухудшилось, и в течение следующих двух недель его здоровье стремительно ухудшалось. Врачи заявили, что причиной его смерти стало легочное кровотечение. Его прощание привлекло тысячи людей, которые пришли, чтобы отдать дань уважения великому писателю. В день похорон, несмотря на холодную погоду, огромная толпа собралась на улицах Санкт-Петербурга. Толпа последовала за гробом писателя, который был перевезен на катафалке, украшенном цветами и венками.
Впервые робко крестились те, кто уже забыл креститься давно. Потому что безбожие прошло по России широкой волной, многие вообще перестали ходить в церковь. И вдруг они стали снова молиться над гробом покойника, который всю жизнь только о том и говорил: «Веруйте, кайтесь, Христос есть, и Бог есть, и бессмертие души есть, все есть, кайтесь, веруйте». Когда его выносили из храма, чтобы обнести вокруг церкви под пение тропарей за упокоенных «Волной морскою», то обнести не получилось, потому что был битком набит людьми весь церковный двор. Нужно было гроб передавать буквально по головам. То есть гроб шел, а люди не двигались.
Не могли. Так много было народу. В окрестных домах были открыты настежь окна, в окнах стояли люди с зажженными свечами. Весь город пел, казалось, весь Петербург сошелся. Таких похорон Россия не знала, кроме разве что двух.
В конце своей жизни он страдал от тяжёлого курения и эмфиземы, а также постоянного эпилептического приступа. Утром 28 января 1881 года у него начался кровохарканье. Это состояние ухудшилось, и в течение следующих двух недель его здоровье стремительно ухудшалось.
Врачи заявили, что причиной его смерти стало легочное кровотечение. Его прощание привлекло тысячи людей, которые пришли, чтобы отдать дань уважения великому писателю.
По ее словам, история совращения маленькой девочки, которую привела в баню гувернантка, была только в черновых материалах к роману «Бесы». Этот сюжет Достоевский хотел использовать в главе «У Тихона», в которой Ставрогин соблазняет совсем юную Матрешу. Если это так, то почему Страхов решился оговорить одного великого писателя в переписке со вторым? После смерти Достоевского в 1881 году Страхова пригласили разбирать его архив для подготовки собрания сочинений.
Записные книжки и тетради 1860—1881 гг. Как отметила исследовательница Лия Розенблюм, Страхов понимал, что этот текст рано или поздно будет опубликован, как и переписка Толстого Л. Неизданный Достоевский. Легенда 7. А также православным фанатиком Вердикт: это почти правда. Центральная часть триптиха «Легенда о великом инквизиторе».
Но некоторые исследователи считают, что у него была своя собственная концепция православия. Достоевский придавал особое значение фигуре Христа — называл его «идеалом человека во плоти» Ф. Это противоречит ортодоксальной христианской идее, что рай на земле невозможен. Идеологические споры затрагивают и биографию писателя. Все согласны, что с каторги Достоевский вернулся религиозным человеком, но как он относился к христианству в юности — об этом не могут договориться. Другая — что он с детства был религиозен, а в 1840-е годы даже спорил о христианстве с Белинским и с петрашевцами.
Во второй половине 1860-х , во время работы над романом «Идиот», он был вовсе равнодушен к Церкви. Во время поездки по Европе его вторая жена записала в дневнике, что в каждом городе находила православную церковь и считала необходимым ее посещать, а Достоевский не сопровождал ее и был недоволен таким рвением — однажды сурово встретил по возвращении из церкви и отругал за то, что она не успела прибрать дома. Переписав эту сцену позднее, она смягчила описание, объясняя раздражение мужа его любовью к порядку А. Дневник 1867 года. Легенда 8. Достоевский ненавидел евреев и поляков Вердикт: это полуправда.
Обложка «Дневника писателя» Федора Достоевского за март 1877 года, включающего главу «Еврейский вопрос». Антология жизни и творчества» О проблемном отношении Достоевского к евреям первыми начали говорить его читатели в 1870-е годы, когда он работал в журнале «Гражданин» и публиковал там главы из своего «Дневника писателя». Он считал, что евреи высокомерно, со «скорбной брезгливостью» относятся к «коренному населению» — так он называл русских. Дневник писателя за 1877 год. Январь — август. Резкие выражения, в которых Достоевский сформулировал эту идею, смущают исследователей, и споры о его отношении к евреям до сих пор продолжаются.
Евреи и еврейский вопрос в произведениях Ф. Начало творческого пути Льва Выготского. Из воспоминаний Семена Добкина.
Смерть Ф. М. Достоевского
Героем праздника, помимо Пушкина, стал Достоевский. Его 45-минутная речь перевернула общественное сознание в России. Когда умер Достоевский, его супруге, родившей писателю троих детей, было всего 35 лет, но она больше никогда не выходила замуж, храня верность мужу. вернуться к новостям. Главная. Новости. В 142-ю годовщину смерти Федора Михайловича Достоевского была отслужена заупокойная лития. Однако многие считали Достоевского психически нездоровым человеком, поэтому молва упорно обвиняла его в убийстве. Имеются различные версии о том, что Ф.М. Достоевский умер от « горлового кровотечения», сопряженные с областью бронхолегочной патологии, которые во многом противоречивы и не. Подробнее о выдающимся русском писателе Федоре Михайловиче Достоевском читайте в справке РИА Новости.
И жизнь, и скорбь, и смерть пророка
Главной причиной расследования стал роман Достоевского "Идиот", вернее само название произведения. Достоевский ездил в Оптину после смерти своего трехлетнего сына Алеши, и дума его была об отцах и детях, о том, что иногда можно полностью перевоспитать себя ради своих детей. Главная» Новости» 200 лет исполнилось со дня рождения классика мировой литературы федора достоевского новости. О последних днях жизни Достоевского имеется простой правдивый рассказ его верной, любимой супруги Анны Григорьевны. На этом, по мнению писателей, помешался перед смертью Гоголь, это было пунктом "безумия" Достоевского, и от этого же самого "сошел с ума" Толстой. Не просто ведь итальянец Тонино Гуэрра после каждого разлада со своей русской женой вспоминал имя Достоевского.
В Петербурге отметили 140-лет со дня смерти Достоевского
136 лет назад, 9 февраля (28 января по ) 1881 года в Санкт-Петербурге умер Федор Михайлович Достоевский. Смерть Достоевского европейские дипломаты отнесли к таким важным событиям, на которые они должны реагировать. К дате отреставрировали нагробный памятник 9 февраля в Некрополе мастеров искусств прошло возложение цветов к месту захоронения Федора Михайловича Достоевского. Фёдор Достоевский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. После известия о смерти Достоевского квартира стала заполняться толпами народа, пришедшего проститься с великим писателем среди прощавшихся было много молодёжи.
Достоевский Фёдор Михайлович
Федор Достоевский в качестве полевого инженера-подпоручика был зачислен в Петербургскую инженерную команду. Летом 1844 г. Творческий и жизненный путь Первой напечатанной работой Федора Достоевского стал перевод с французского романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде", вышедший в 1844 г. В 1846 г. Весной того же года молодой писатель познакомился со сторонником утопического социализма Михаилом Петрашевским и начал посещать собрания его кружка. В 1848 г. В конце того же года в журнале "Отечественные записки" была опубликована повесть Достоевского "Белые ночи". В апреле 1849 г. Находясь в заключении, написал рассказ "Маленький герой". В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам было объявлено о замене расстрела различными сроками каторги.
Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующим несением воинской службы в звании рядового. В 1850-1854 гг. В начале 1854 г. Семей, Республика Казахстан. Во время службы в этом городе познакомился с Марией Исаевой, которая в 1857 г.
Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И.
Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов «Катехизис революционера» , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг. Грановский, петрашевцы, Белинский, В.
Печерин, А. Герцен, даже декабристы и П. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Санкт-Петербург.
Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе ; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом. Портрет Достоевского работы Перова, 1872 В 1872 писатель посещает «среды» князя В. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала « Гражданин ». По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым , Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно.
В «Гражданине» 1873 Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем , опубликовал ряд статей и заметок в том числе политические обзоры «Иностранные события». Скоро Достоевский начал тяготиться ред. Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья усилившейся эмфиземой легких в июне 1874 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875 , 1876 и 1879. В середине 1870-х гг. Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века.
В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого. В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» 1876 и 1877 , имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: ««Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично». В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда».
Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг. В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон , на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина.
В январе 1877 Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова. Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой жизнью». Он посещает при содействии А. Кони колонии малолетних преступников 1875 и Воспитательный дом 1876. В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь , где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России.
В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. Млодецкого, стрелявшего в М. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В «Дневнике писателя» вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении «Дневника» в связи с намерением заняться «одной художнической работой, сложившейся...
Венок от актёров несли Н. Сазонов и М.
Присутствовавшая на похоронах писательница Е. Леткова-Султанова вспоминала: «Одну минуту на Владимирской площади произошёл какой-то переполох. Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали. Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения». В четвёртом часу процессия дошла до ворот Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только лица, несшие венки, и представители разных учреждений. Народоволец И. Попов, бывший среди них, рассказывал: «В церковь Святого Духа, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно.
У могилы также были толпы; памятники, деревья, каменная ограда, отделяющая старое кладбище — всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю. Григорович просил студентов очистить путь к могиле и место около неё. Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Служба и отпевание продолжались очень долго. В церкви было сказано несколько речей. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно. Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов».
Список ораторов был ограничен. Первым выступил петрашевец А. Пальм, драматург, поэт и романист. Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, о каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя. В других речах упоминаний об этом не было — видимо, сразу были приняты соответствующие меры. Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру.
Старшая сестра Марии, Александра, бывшая замужем за богатым первостатейным купцом 1-й гильдии Александром Куманиным, впоследствии принимала участие в судьбе писателя [31]. В конце 1820 года, после рождения первого сына Михаила, Достоевский уволился с военной службы и с 1821 года перешёл работать в Мариинскую больницу для бедных [33] , несмотря на её скромные оклады, которые даже по официальным признаниям «не вознаграждают достаточно трудов их и не соответствуют необходимым надобностям каждого в содержании себя и своего семейства» [34]. Главным правилом заведения устанавливалось, что «бедность есть первое право» получить в ней помощь в любое время суток [35].
Переселяясь на Божедомку , Достоевские уже ожидали прибавления семейства к концу осени [36]. Московское детство Мариинская больница для бедных Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома. В «Книге для записи рождений…» церкви Петра и Павла при больнице осталась запись: «Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского, — сын Фёдор. Молитвовал священник Василий Ильин» [36] [37]. Имя Фёдор было выбрано, по мнению биографов, по имени деда по матери — купца Фёдора Тимофеевича Нечаева [36] [38]. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…», — вспоминал спустя полвека Фёдор Михайлович [36]. В семье Достоевских строго соблюдались патриархальные обычаи [36]. Домашний порядок подчинялся службе отца. В шесть часов Михаил Достоевский просыпался, проводил утренний обход в больнице, объезжал пациентов по домам.
После двенадцати был обед с семьёй, отдых и снова приём в больнице. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — вспоминал Фёдор Михайлович [39]. Самые ранние воспоминания писателя относятся к 1823—1824 годам. По свидетельству первого биографа Достоевского Ореста Фёдоровича Миллера , таким воспоминанием как раз стала молитва перед сном перед образами в гостиной при гостях [40] [41]. После рождения в конце 1822 года сестры Варвары няней в семье Достоевских становится Алёна Фроловна, о которой у будущего писателя остались самые лучшие воспоминания: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, весёлого и всегда нам рассказывала такие славные сказки! В произведениях Достоевского няня упоминается в романе « Бесы » [42] [38]. После рождения в марте 1825 года Андрея семья перебирается в левый флигель больницы. Новая квартира, по воспоминаниям Андрея, состояла из двух комнат, передней и кухни.
Детской для старших детей служило «полутёмное помещение», отгороженная задняя часть передней [43] [41]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про « Жар-птицу », « Алёшу Поповича », « Синюю бороду », сказки « Тысячи и одной ночи » и другие [44] [45]. На Пасху смотрели Подновинские балаганы с « паяцами , клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». Летом устраивались семейные вечерние прогулки в Марьину рощу. По воскресеньям и праздникам Достоевские посещали обедни в больничной церкви, а летом мать с детьми ездила в Троице-Сергиеву лавру [46] [47]. Друзьями дома в основном были сослуживцы отца и их семьи: эконом Мариинской больницы Фёдор Антонович Маркус, семьи старшего лекаря Кузьмы Алексеевича Щировского и ординатора больницы Аркадия Алексеевича Альфонского. Позже многие из них появляются в произведениях и упоминаются в неосуществлённых замыслах писателя [49]. Начало обучения. Имение Даровое Усадьба « Даровое », Зарайский район Домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности [50].
Позже в своих воспоминаниях писатель называл родителей, стремящихся вырваться из обыденности и заурядности, «лучшими, передовыми людьми» [51]. Особенно выделял позднее Фёдор Михайлович чтение отцом « Истории Государства Российского »: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории» [52] [53]. Чтению обучала детей Мария Фёдоровна [54]. Начинали с дешёвых лубочных сказок про Бову Королевича и Еруслана Лазаревича , сказаний о Куликовской битве , повестей про Шута Балакирева и Ермака [54]. Вместе с чином коллежского асессора весной 1827 года Михаил Андреевич получил право на потомственное дворянство [51] ; 28 июня 1828 года Достоевские стали дворянским родом, записанным в часть III родословной книги дворянства Московской губернии [51] [56] , что позволяло приобрести собственное имение, где большая семья могла бы проводить летние месяцы [57]. Летом 1831 года Михаил Андреевич, заплатив около 30 тысяч рублей ассигнациями из скопленных и взятых взаймы средств, приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии в 150 км от Москвы. Земли в этой местности были худородные, одиннадцать его крестьянских дворов — бедные, а господский дом представлял собой маленький, плетнёвый, связанный глиною флигелёк из трёх комнат. Из-за оставшихся в селе шести дворов, принадлежащих соседу, практически сразу начались распри , перешедшие в судебную тяжбу [58] [59]. Кроме того, весной 1832 года по вине одного из крестьян в Даровом случился пожар, общие убытки от которого составили около 9 тысяч рублей.
Летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Дом Достоевских располагался в большой тенистой липовой роще, примыкавшей к березняку Брыково, «очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью». Андрей Михайлович вспоминал, что «лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде», а «крестьяне, в особенности женщины, их очень любили». Впечатления от этой поездки впоследствии отразились, в частности, в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [60] [63]. После возвращения в Москву для Михаила и Фёдора начинаются годы обучения. Изначально отец собирался отдать старших сыновей в « Московский университетский благородный пансион », но передумал из-за преобразования последнего в гимназию, в которой практиковали телесные наказания [64]. Старшие дети занимались с учителями. Закон Божий , русский язык , словесность , арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [65] [66].