Новости с чего начать читать достоевского

С чего начать читать Достоевского?

Что читал Достоевский? Копаемся в личной библиотеке писателя

Культурный ход: с чего начинать знакомство с классической литературой очень хрупкий и тонкий.
Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы С чего начать чтение Достоевского: «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы»?
Зачем сегодня читать Достоевского? : a_velezar14 — LiveJournal С чего начать читать Достоевского?

12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского

Что советует читать Достоевский Если бы вы спросили Фёдора Михайловича, какую книгу читать детям и с детьми, он ответил бы так. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие книги классика. Актуальные новости.

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Я страшно читаю, и чтение странно действует на меня. О «самой грустной книге человечества» мы уже говорили. О романе Гюго «Отверженные» Достоевский высказывался: «роман, в котором великий поэт и гражданин выказал столько таланта, выразил основную мысль своей поэзии в такой художественной полноте, что весь свет облетело его произведение, все прочли его, и чарующее впечатление романа полное и всеобщее». Нередко оценки Достоевского менялись со временем. К примеру, сразу после выхода в свет романа И.

Известно ли, какие книги писатель любил читать в детстве и в юности? О самой первой своей книге Достоевский автобиографически сообщает в романе «Братья Карамазовы: «Была у меня тогда книга, священная история с картинками, под названием: «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета», и по ней я и читать учился». Одной из любимых книг в семье Достоевских было собрание сочинений А. Пушкина, с которым писатель не расставался всю жизнь.

Однако в юности он увлекался «готическими романами» Анны Радклиф и Эженом Сю, читал стихи Жуковского и Байрона, а в годы учебы буквально бредил Шиллером. Интересно отметить, что собственно детскую литературу Достоевский не признавал — возможно по той причине, что по-настоящему хорошей детской литературы в то время практически не было. Когда его спрашивали, чтобы он посоветовал для чтения детям и подросткам, то Достоевский называл вполне «взрослые» имена: Вальтер Скотт, Чарльз Диккенс, Мольер, Гоголь, Крылов и конечно, Пушкин. Можно предполагать, что эти рекомендации основаны в том числе и на его собственных детских впечатлениях.

Были ли у Фёдора Михайловича герои, которых он писал с себя? Писал ли он психологические портреты своих героев с семьи, знакомых?

Чтения и зарисовки о каторге становятся единственным развлечением бывшего узника. Он рассказывает, как тяжело ему было привыкнуть к крестьянскому окружению, как он знакомился с бытом в тюрьме, с нравами заключённых и их межличностными отношениями. Герой попал под второй разряд на службу в крепость в отдел отбытия преступников по особо тяжким делам обвинён в убийстве жены на 10 лет , где арестанты несут службу под контролем военных. Повесть «Записки из Мёртвого дома» носит документальный характер.

Из неё можно узнать о жизни заключённых во второй половине XIX века, об их мечтах, развлечениях и т. В письмах Ф. Достоевский признаётся брату: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров… На целые томы достанет». Бедные люди 1844-1845 гг. Они ведают друг другу о течении жизни, из отдельных писем можно сложить сюжеты. Под «бедными» следует понимать не материальное положение, а душевную пустоту персонажей, трагичность их судьбы и случившихся несчастий.

Герои позаимствованы у европейских писателей, молодой Достоевский использовал и основу сюжета, преобразовав её и адаптировав под конкретную историю. Критики высоко оценили первое произведение Фёдора Михайловича за глубину и новаторский подход, определивший основу ранее не существующего жанра написания «натуральная школа». Белые ночи 1948 г. Мечтатель, главный герой, знакомится с красавицей Настенькой, между ними возникает крепкая дружба: встречи, прогулки, разговоры по душам, во время которых девушка делится с новым другом своими чувствами к постояльцу комнаты в квартире бабушки. Он обещал через год вернуться к юной особе, но она так и не дождалась его в положенный срок. Мечтатель, сам не заметив того, влюбляется в Настю и вызывается ей помочь разыскать того постояльца.

Произведение изначально было посвящено другу Достоевского Алексею Плещееву. Через 12 лет, в 1860 году, Фёдор Михайлович вернулся к редакции «Белых ночей» и значительно переработал произведение, добавив в него пушкинского романтизма и одновременно жёсткости главному герою, преобразовав его монологи. Подросток 1875 г. Главный герой — молодой девятнадцатилетний человек Аркадий Долгорукий, возомнивший себя великим грешником. Им движет алчность, жадность, разврат — формирование личности происходит вне традиционных психологических и духовных рамок. Такое развитие происходит на фоне сложных отношений его родителей, особняком стоит проблема отцов и детей — именно из неё зачастую вытекают сложности формирования личности ребёнка.

Аркадий мечется в собственных противоречиях. Достоевский одновременно с развитием показывает начало разрушения личности в столь юном возрасте, провоцируемое внешними обстоятельствами и неспособностью еще неокрепшей психики сопротивляться им. Ещё один вопрос, поднимаемый автором, остаётся ли шанс на рост личности после 19 лет, тоже частично освещён в произведении. Неточка Незванова 1849 г.

В романе встречаются самые разные люди: идеалисты, революционеры, философы, журналисты, простые жители. Каждый из них имеет свои мотивы и цели, их мотивы сталкиваются и переплетаются в сюжете. Читая «Бесы», вы погрузитесь во вселенную запутанных чувств и эмоций, где реальность и фантазия переплетаются вместе в причудливом танце. Вы будете переживать радость и горечь, любовь и ненависть, поиск истины и стремление к преодолению зла. Острые диалоги, монологи, философские размышления и непредсказуемый сюжет делают этот роман настоящим чтецким опытом.

Вам потребуется время, чтобы погрузиться в мир «Бесов», чтобы понять и прочувствовать его глубину и сложность. Это роман, который нельзя просто прочитать, его нужно пережить и почувствовать на себе. Познакомиться с рассказом «Записки из мертвого дома» Рассказ «Записки из мертвого дома» является одним из самых известных произведений Федора Достоевского. Он был написан в 1860-1862 годах и основан на реальных событиях. В нем автор описывает свое личное впечатление от пребывания в казенной тюрьме в Омске, где он провел более четырех лет. Рассказ состоит из двух частей. В первой части Достоевский представляет читателю жизнь заключенных в тюремной крепости. Он описывает их тяжелые условия существования, моральное и физическое страдание, а также взаимодействие с тюремной администрацией. Во второй части рассказа автор рассказывает о своем периоде освобождения из тюрьмы и о трудностях, с которыми он сталкивается в обществе.

Он описывает свое возвращение к жизни и свое стремление к покаянию за совершенные ранее ошибки. В них Достоевский основывается на своем собственном опыте тюремного заключения и максимально правдиво передает мрачную атмосферу и тяжелую судьбу заключенных. Чтение «Записок из мертвого дома» позволяет заглянуть в мир исправительных учреждений 19 века, проникнуться судьбами истинных героев, а также задуматься над проблемами справедливости и покаяния. Рассказ является важным шагом в изучении творчества Федора Достоевского и позволяет лучше понять его мировоззрение и литературный стиль. Проникнуться проблемами общества в «Злодейская душа» Роман «Злодейская душа» Федора Достоевского — одно из его наиболее известных произведений, которое позволяет читателю проникнуться проблемами общества того времени. Основная цель автора заключается в исследовании психологии и морали человека и его возможной преступной наклонности. Действие происходит в Санкт-Петербурге в 1860-е годы. Главный герой романа, Раскольников, молодой студент, страдает от крайней нужды и морального кризиса. Философские раздумья о разделении людей на «обыкновенных» и «замечательных» влияют на его сознание, и он решает преступить границы закона, чтобы решить свои финансовые проблемы.

Читая «Злодейскую душу», можно проникнуться проблемами и душевными конфликтами Раскольникова. Он сталкивается с внутренними борьбами и мучительными сомнениями после совершения преступления. Автор исследует темы моральности, жертвы и идеала, подвергая их критике и вызывая размышления у читателя. В «Злодейской душе» Dостоевский также отражает социальные проблемы и неравенство общества, которые были характерны для того времени. Он раскрывает поражающее противоречие между богатыми и бедными, показывая несправедливость и индивидуальную ответственность в современном мире. Роман «Злодейская душа» остается актуальным и волнующим произведением в наше время. Читатели, пораженные моральными дилеммами и противоречиями общества, найдут в нем множество пищи для размышлений и обсуждений. Оценить глубину психологического портрета в «Игроке» Роман «Игрок» Федора Достоевского является ярким примером глубокого психологического анализа главного героя. Автор создает сложный портрет амбициозного, эгоистичного и одновременно уязвимого человека, готового на все ради своих желаний и пристрастий.

Главный герой романа, Алексей Иванович, является наемным преподавателем и зависит от щедрости богатого своего общества, благодаря которому живет припеваючи и ни в чем себе не отказывает. Однако, Боголюбов, глава семьи, терпеливо ожидает от героя исполнения его долга перед ним, а именно получения выигрыша в азартной игре. Раз дворецкий Алексея, полный веры в свою победу и получение заветного выигрыша, соглашается на игру, от которой уже многие раз отказывался.

Там вполне понятна проблематика взросления человека, и сам герой близок к школьникам. Опять же, роковая тайна, и проблемы самоидентификации.

Этот роман гораздо более подходит для изучения в школе. Читается очень легко. Даже удивительно легко для Достоевского. Затем я бы начал читать книгу «Мальчики» из «Братьев Карамазовых». Все очень просто и понятно.

А главное, очень светлый текст. Ну, и «Белые ночи».

6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники

Ведь в таком случае, чтобы читать Достоевского, необходимо понимать, что представляло собой русское общество в 50–60-е годы XIX века; нужно прочитать Библию, как минимум — Евангелие. Достоевский с раннего детства очень любил читать — эту любовь привили ему родители. «Я многое прочитала у Достоевского, и мне показалось, что „Преступление и наказание“ — не та вещь, с которой стоит начинать знакомство с писателем. Discover videos related to книги достоевского для начинающих on TikTok. Как погрузиться в мир Достоевского: с чего начать чтение и простые способы понять его произведения. Подступаетесь к одному из главных авторов русской литературы?

«Реалист в высшем смысле»

Что советует читать Достоевский Кинопоиск подводит итоги полугодия: начали с игр, продолжаем книгами!
6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники По-моему,эти 3 великих романа подойдут для хорошего начала ознакомления с творчеством Федора Михайловича."Бесы","Подросток" и "Записки из подполья" помогут вам понять в дальнейшем весь внутренний мир Достоевского,всю его философию и все его.
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского Как начать читать классику.
В каком порядке читать книги Достоевского Достоевский с раннего детства очень любил читать — эту любовь привили ему родители.

Зачем сегодня читать Достоевского?

Из письма М. У меня свой особый взгляд на действительность в искусстве , и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд по-моему не есть еще реализм, а даже напротив Из письма Н. Уроки Достоевского обращены, прежде всего, к отечественному читателю. Сейчас это поколения России ХХI столетия. Довольно увлекаться-то, пора и рассудку послужить. И все это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, все это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия...

Униженные и оскорбленные 1861 г.

В произведении выделена проблема расслоения общества на примере семьи князя Валковского, циничного философа и прототипа для сознания более поздних героев Достоевского Раскольникова, Свидригайлова и других , и бедных людей, воплощённых семьёйпомещика Ихменёва. Так называемые высшие и низшие слои, несмотря на кажущуюся отдалённость, неизбежно взаимодействуют, а решение детей семейств связать свои судьбы без благословения родителей вообще кажется невозможным для того времени. Кроме социального расслоения Фёдор Михайлович показывает проблему эгоизма, слепого и гордого, которую демонстрирует Валковский. Достоевский работал над романом сразу после возвращения из ссылки, продлившейся несколько лет. Возможно, это сказалось на качестве произведения — «Униженные и оскорблённые» написаны особенно интересно и разнопланово, как умеет это делать русский классик пера. Бесы 1870-1872 гг. Много политики, вплетение завуалированных известных деятелей и мыслителей того времени, предчувствие разложения интеллигентного общества на террористические и радикальные группировки характеризуют роман и самого Достоевского как провидца предстоящих через десятилетия событий.

Толчком к написанию политического романа стало убийство студента, организованное революционно-террористической группой под предводительством Сергея Нечаева. Этот студент стал прототипом книжного революционера, поменявшего вектор и задумавшего «сдать» всю компанию. Событие было столь резонансным, абсурдным и жестоким для тех времён, что Достоевский счёл необходимым обратить на это внимание читателей. По словам Фёдора Михайловича из письма, адресованного критику и философу Николаю Страхову, роман «Бесы» - это попытка донести несколько мыслей насчёт зарождающихся революционных течений, и от этого пострадала художественность изложения. И правда, читать его не так просто, в частности из-за усложнения сюжета из-за полемики героев-идеологов. Записки из подполья 1864 г. Превосходя своё положение, проявляя мужество, он обращается к своей Душе и совести, ведь его политическая и социальная деятельность не вторит нормам нравственности даже того времени.

Герой постоянно испытывает чувство вины за свою неспособность навести порядок во вверенной ему действительности. Здесь-то и происходит постановка вопросов о предназначении человека параллельно с отрицанием добра, научного прогресса и всего, что происходит позитивное в мире. Предшествует всему представление ранних лет чиновника, где прослеживаются зародыши будущих страхов и душевных метаний. Фёдор Михайлович романом «Записки из подполья» положил начало экзистенциализму в мировой литературе — в этом направлении работали писатели до середины XX века. Однажды Ницше признался, что Достоевский стал единственным психологом, у которого немецкий мыслитель смог хоть чему-то научиться. Игрок 1866 г. Как известно, сам Достоевский был заядлым игроком.

Однажды в Висбадене он проиграл все свои деньги, и, чтобы восполнить недостаток средств, заключил с одним издательством контракт на написание романа в нереально короткие сроки — 26 дней. Чтобы успеть в заданное время, Фёдору Михайловичу пришлось нанять стенографистку, которой он надиктовывал во многом автобиографичный роман. Стенографисткой оказалась Анна Сниткина, впоследствии ставшая женой и вдохновительницей гения. Достоевский посвящает роман азартным играм и их влиянию на сознание и жизнь человека, который проигрывает всё своё состояние.

Когда Иосиф Александрович эмигрировал в США, то, несмотря на отсутствие специального образования, сразу же получил приглашение преподавать в пяти американских колледжах. Занятия он проводил необычно: не было никаких лекций и семинаров. Он беседовал со своими студентами и рассказывал о любимых писателях. При этом постоянно пил кофе и много курил.

Несмотря на отсутствие высшего образования, Бродский много читал.

Пушкина, с которым писатель не расставался всю жизнь. Однако в юности он увлекался «готическими романами» Анны Радклиф и Эженом Сю, читал стихи Жуковского и Байрона, а в годы учебы буквально бредил Шиллером. Интересно отметить, что собственно детскую литературу Достоевский не признавал — возможно по той причине, что по-настоящему хорошей детской литературы в то время практически не было. Когда его спрашивали, чтобы он посоветовал для чтения детям и подросткам, то Достоевский называл вполне «взрослые» имена: Вальтер Скотт, Чарльз Диккенс, Мольер, Гоголь, Крылов и конечно, Пушкин. Можно предполагать, что эти рекомендации основаны в том числе и на его собственных детских впечатлениях. Были ли у Фёдора Михайловича герои, которых он писал с себя? Писал ли он психологические портреты своих героев с семьи, знакомых? Достоевский очень широко использовал реальных прототипов в своих произведениях.

Нередко он помещал подлинные, происшедшие с ним эпизоды в свои книги — особенно среди второстепенных персонажей. Так, известный эпизод из романа «Идиот», в котором солдат пропивает крест, выдавая его за серебряный князю Мышкину, произошел с самим Федором Михайловичем на Сенной площади. А «Слова и поучения старцы Зосимы» из романа «Братья Карамазовы» отражают многое из того, что писатель лично слышал от старца Амвромия Оптинского. Автобиографизм романа «Игрок» даже привел к тому, что Достоевского зачастую выставляют чуть ли не законченным игроманом, в то время как этой страсти он предавался довольно редко — преимущественно во время европейских путешествий. Отдельные черты характера Достоевского можно увидеть чуть ли не в каждом из его главных героев, а большинство «роковых красавиц — инфернальниц» в его романах считаются списанными с его первой жены Марии Дмитриевны Исаевой. Но будет крайним заблуждением отождествлять героев Достоевского с ним самим или с другими людьми. Отдельные подлинные стороны человеческой натуры, увиденные в реальном мире и с поразительной четкостью воплощенные писателем, переплавляются в его художественном мире в узнаваемые, но в то же время абсолютно своеобразные типы и характеры.

«Реалист в высшем смысле»

По-моему,эти 3 великих романа подойдут для хорошего начала ознакомления с творчеством Федора Михайловича."Бесы","Подросток" и "Записки из подполья" помогут вам понять в дальнейшем весь внутренний мир Достоевского,всю его философию и все его. Если и начинать читать Достоевского, то нужно дать как в капле, ненавязчивое и глубинное отражение всего его творчества. Прочитав произведения Достоевского, Кафки, Уайлда и других ты научишься находить причины и следствия того или иного поведения, познаешь глубины человеческих характеров.

Список Бродского: книги, которые надо прочитать, чтобы с вами было о чём разговаривать

Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью. Мое знакомство с Достоевским началось внезапно, очень бурно и, к сожалению, довольно поздно. Как начать читать классику. Если вы только начинаете знакомство с творчеством Достоевского, может быть лучше начать с его менее объемных романов, таких как «Преступление и наказание» или «Идиот». Если и начинать читать Достоевского, то нужно дать как в капле, ненавязчивое и глубинное отражение всего его творчества.

Произведения Достоевского, которые читали не все

Выбор первой книги Достоевский — не самый простой автор, чтобы начать с его чтения. Однако правильный выбор первой книги может помочь вам освоиться с его творчеством и стилью письма. Преступление и наказание — это, вероятно, наиболее известный и популярный роман Достоевского. Он является отличным выбором в качестве первой книги для новичков. В нем вы найдете множество тем, знакомых каждому: любовь, жизнь, смерть, вина и наказание. Также роман представляет настоящий вызов читателю как в плане литературного стиля, так и в плане объема. Если вы предпочитаете более короткие и доступные книги, то можете рассмотреть «Записки из подполья».

Эта книга способна привлечь ваше внимание уже с первой страницы. Она представляет своего рода философскую притчу о жизненных ценностях и свободе воли. В романе Достоевский обращается к сложным темам, таким как нравственность, человеческая природа и отношения между людьми. Независимо от того, какую книгу вы выберете, не сомневайтесь в ее высоком литературном качестве.

Тогда ты, видимо, ее не читала брошенные попытки в виде недочитанных книг — не в счет! Термин «классическая литература» зародился еще в античности. Тогда таким выражением называли совершенные произведения, каноны литературного творчества.

Первым классическим писателем в классический период развития Греции стал Гомер и его труды «Илиада» и «Одиссея». В эпоху Возрождения понимание классической литературы изменилось. Благодаря теоретической работе Николя Буало «Поэтическое искусство», классической литературой начали называть не только произведения определенного античного автора, но вообще всю античную литературу. Еще позже классическими произведениями стали называть образцовые, эталонные для страны или эпохи литературные труды. Например, в России таким особым периодом стал XIX век, который прозвали Золотым Веком классической русской литературы. Сегодня под термином «классическая литература» понимаются произведения художественной литературы, которые считаются эталоном для своей эпохи или того или иного жанра. Фото Getty Images Зачем читать классическую литературу?

Речь о выборе, перед которым встает человек из-за нищеты, своих страданий и страданий близких: могу ли я преступить нравственные законы или не имею на это права. Автор видит их как тех, кто способен пойти на что угодно ради денег, переступить через любую мораль. Классик раскрывает тайны человеческой души, затрагивает темы религии, смысла жизни и любви — как между мужчиной и женщиной, так и ко всему человечеству. В романе Достоевский четко показывает, каким он видит положительного героя, который, к несчастью, в обществе «нормальных» людей оказывается идиотом. Писатель изображает человеческую душу, в которой идет нескончаемая борьба между добром и злом. Идя к этому роману всю жизнь, Федор Михайлович решил поднять важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования, а также вопрос о смысле жизни. Здесь писатель предсказывает грядущие социальные катастрофы.

Читать классику — это правда увлекательно! Просто нужно найти книгу, сюжет которой тебе понравится. Как читать классическую литературу? Читай только в полном содержании, не заглядывай в краткие пересказы Краткое изложение — это чужая интерпретация произведения. Да, ты узнаешь основные моменты сюжета, но наслаждения от чтения не получишь, язык писателя не оценить, в атмосферу книги не погрузишься. Это как заказать в кафе салат оливье, но съесть из него только кусочки картофеля, при этом оставив на тарелке все остальное — может, сытно, но не вкусно. Узнай об историческом периоде книги Понимание периода времени, в который была написана книга, поможет тебе лучше погрузиться в повествование и оценить мотивацию героев. Если тебе кажется, что все сложно и непонятно, то обязательно погугли в Сети, о событиях какого периода ты сейчас читаешь. Например, роман «Белая гвардия» Михаила Булгакова описывает события Гражданской войны на Украине в конце 1918 года, а эпопея «Война и мир» Льва Толстого посвящена войнам против Наполеона в 1805—1812 годах. Фото Getty Images Начинай с малого Не хватайся за огромные произведения вроде «Анны Карениной» Толстого, «Преступления и наказания» Достоевского или «Доктора Живаго» Бориса Пастернака, в начале пути выбирай небольшие книги, которые можно быстро прочитать.

Что читают почитаемые: Фёдор Михайлович Достоевский

Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. Устрою вам небольшой гид по любимому ого просмотра.00:53 Этапы моего знакомства с творчеством Достоевского05:32 С чего начать?09:09 Лучш. С чего начать чтение Достоевского: «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы»? Ваше школьное знакомство с Достоевским закончилось провалом?

Список Бродского: книги, которые надо прочитать, чтобы с вами было о чём разговаривать

Ф.М.Достоевский - 5 романов, которые следует прочесть каждому - Эксмо | Онлайн-журнал Эксмо Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью.
Что читают почитаемые: Фёдор Михайлович Достоевский | Статьи и тексты «Буквоед» Серия 1. 20 век начинается.

«Реалист в высшем смысле»

Когда Иосиф Александрович эмигрировал в США, то, несмотря на отсутствие специального образования, сразу же получил приглашение преподавать в пяти американских колледжах. Занятия он проводил необычно: не было никаких лекций и семинаров. Он беседовал со своими студентами и рассказывал о любимых писателях. При этом постоянно пил кофе и много курил. Несмотря на отсутствие высшего образования, Бродский много читал.

Публикуем честные ответы школьников, о которых никогда не узнают учителя литературы. Александр, 16 лет, г. Воронеж: «Зачем вообще читать? Я вам сюжет могу рассказать в двух словах. Студент убил старуху не ради денег, а ради интереса. Потом сознался и его отправился на каторгу. Компанию парню составила девушка легкого поведения». Мама контролировала. По собственному желанию бросил бы после первой главы. Один монолог Мармеладова вызывает ощущение безысходности.

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». В России второй половины XIX века наступила переломная эпоха: в 1861 году завершилось время крепостного права, и в связи с его отменой начала изменяться не только экономическая и политическая жизнь, но и социальная и нравственная ситуация. Приходили в упадок помещичьи хозяйства, образовалось много свободной рабочей силы из освобожденных крестьян; рост городов, развитие промышленности, торговли, транспорта, развитие науки и технологий. Одновременно с этим изменяется сознание русского человека: до отмены крепостного права иерархическая структура четко распределяла: кто знатнее — тот и выше в общественной иерархии, к середине XIX века этот критерий смещается: выше тот, кто богаче, и не очень важно, каким путем это богатство нажито. Изменившееся самоощущение человека повлияло и на семейные отношения: выросла популярность смешанных браков ради выгоды, а столкновения внутри семей по поводу наследства и дележа денег стали гораздо острее и болезненнее. Высшая точка этих перемен — изменение отношения к религии: развитие науки приводит к тому, что предлагаемая христианством модель мира человека перестает устраивать и человек начинает искать альтернативу. Что нужно знать о «тварях дрожащих» и «право имеющих»? Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово» — так сам Раскольников сформулировал свою теорию. Идеи о «тварях дрожащих» и «право имеющих» он зафиксировал в статье «О преступлении», опубликованной в одной из петербургских газет. По Раскольникову, есть два типа людей: Люди низшего разряда «твари дрожащие» живут в послушании и подчиняются Люди второго разряда «право имеющие» склонны преступать закон и разрушать. Преступления этих людей «требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте». Наполеон, о котором по ходу романа несколько раз упоминает Раскольников, — пример человека «второго разряда», который вскружил голову молодежи XIX века. Он кажется безжалостным, бескомпромиссным императором, который пошел против любых нравственных принципов и захватил полмира. Чтобы доказать себе, что он Наполеон или «право имеющий», Раскольников и идет на убийство жалкой старухи. Как связаны роман Достоевского и работы философа Фридриха Ницше? Теория Раскольникова подозрительно похожа на идеи Ницше о сверхчеловеке: философ называет сверхчеловеком личность, в которой воля к жизни, к увеличению жизненной и творческой силы достигает наивысшей точки своего развития, — он якобы от рождения наделен свойствами, которые делают его лучше прочих. Сверхчеловек, представляя собой единство «твари и творца», преодолевает себя и «рождает» творца, победив в себе тварь. Сходство с теорией Раскольникова налицо, только важно уточнить: «Преступление и наказание» Достоевского опубликовано в 1866 году, «Так говорил Заратустра» Ницше — в 1883 году. Так что это Ницше заимствует мысли Достоевского, а не наоборот Более того, немецкий философ писал: «Достоевский принадлежит к самым счастливым открытиям в моей жизни…» Эти двое взаимосвязаны, но не тождественны. Достоевский — рационалист и моралист, Ницше — иррационалист, отрицающий существующую мораль, именно поэтому у Раскольникова после преступления довольно скоро наступает «наказание» и продолжительное страдание. Татьяна Шошина: Бунин без одобрения относился к творчеству Достоевского, потому что был прежде всего стилистом и часто форма была ему интереснее и важнее содержания.

Вот как он объясняет Соне причину содеянного: «Знаешь, Соня, — сказал он вдруг с каким-то вдохновением, — знаешь, что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден был, — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, — то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это! Достоевский показывает, что преступление Раскольникова выходит далеко за пределы социальной или бытовой плоскости. Мысленно возвращаясь ко времени убийства процентщицы и прокручивая его в голове, Раскольников говорит фразами с неясным смыслом: «…я не человека убил, я принцип убил. Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался»; «О, ни за что, ни за что не прощу старушонке»; «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! Раскрытие главной причины преступления для Достоевского приравнивается к постижению тайны добра и зла в человеке. Сочинив «головную» теорию, делящую всех на «тварей дрожащих» и «право имеющих», и отточив свою аргументацию, Раскольников оказывается в чувственном плену у мысли о будущем преступлении. Он называет ее «проклятой мечтой», «безобразным сном» и сознает себя попавшим под ее чары, наваждение. Показывая, как созревает в герое решимость на преступление, Достоевский изображает явление «внутреннего подполья», которое впервые вывел и описал в «Записках из подполья». Раскольников затворяется во внутреннем мире и уединяется от людей не столько из-за сознания безнадежности своего положения, сколько по собственной злой воле, личному выбору: «Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты, что я, может, и мог? Мать прислала бы, чтобы внести, что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно! Уроки выходили; по полтиннику предлагали.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий